Активизация речевой деятельности не говорящего ребенка как фактор, способствующий его социализации в детском сообществе»

Проскурина Ирина Анатольевна

Речевая деятельность для дошкольника является средством приобретения знаний, источником развития всех психических функций, инструментом самовыражения и познания окружающего мира. Именно от уровня речевого развития ребенка дошкольного возраста в значительной степени зависит успешность его социализации в обществе. Всякая задержка в ходе речевого развития, а тем более тяжелые нарушения речи, затрудняют общение ребенка с другими детьми и взрослыми и в какой-то мере исключают его из разных видов деятельности.

 

Слайд №2

         Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальной адаптации.

         Часто педагоги, столкнувшись с необходимостью принять ребенка с ОНР 1 уровня в  группу, испытывают ряд затруднений по организации работы с ним. Перед ними встает множество проблем.

К нам, в ДОУ, в консультационный пункт много поступает обращений от родителей, посещающих другие ДОУ. Логопеды почему-то им отказывают. Кто-то говорит, позже будем Вас ждать, когда подрастете чуть-чуть и т.д. Но мы же все знаем, что чем раньше начинать логопедическую помощь, тем лучше.

Мы хотим поделиться своим опытом по активизации речевой деятельности у детей с ОНР 1 уровня. В ДОУ №1 функционирует логопедическая группа  для детей, состояние речи которых определяется термином «безречье», т.е. отсутствие речи (алалия) с……

 

         Слайд №3.

Приоритетным направлением в организации образовательного процесса с детьми с ОНР 1 уровня в ДОУ является  индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности. 

 

        

 

Слайд №4.

Ведущим принципом работы с детьми с ОНР, выступает принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно - деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, интеграции образовательных областей в организации коррекционно- педагогического процесса.

Слайд №5.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

  • · коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
  • · профилактического;
  • · развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

Предполагается, что логопед должен сформировать те процессы, которые являются предпосылочными для появления речи. На основе этих процессов развиваем процессы восприятия и понимания речи. И только после этого можно переходить к формированию навыков собственной речи. Развитие речевой деятельности должно быть построено пошагово, то есть логопед специально отрабатывает те речевые действия, совокупность которых и составляет речь.

2. Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

3. Приоритетность коррекции каузального типа.

В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

4. Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

6. Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

8. Принцип опоры на ведущую деятельность возраста.

Логопед должен помнить, что речь не существует сама по себе, самостоятельно. Речь обслуживает другую деятельность, поэтому речь развивается последовательно и последовательно обслуживает ведущую деятельность (до 3-х лет — предметную (манипулирование предметами), с 3-х до 7-ми – речь развивается в рамках игровой деятельности). Предполагается, что логопед первоначально разрабатывает сценарий ведущей деятельности возраста, а затем на этот сценарий накладывается речевой сценарий.

 

9. Принцип комплексного подхода.

Над развитием речи должны работать разные специалисты (психолог, воспитатель, музыкальный работник, медицинский работник). В группе  при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.

 Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

 

10. Принцип научности.

Логопед должен быть образованным, должен знать закономерности овладения языковыми единицами. Данный принцип предопределяет развитие речемыслительной деятельности.

 

         Работа по активизации речевой деятельности с детьми с ОНР 1 уровня (по Соботович Е.Ф) содержит несколько этапов.

 

Слайд №6.

I этап – однословное предложение (работа с не говорящими детьми)

Цель этапа – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширить объем понимания речи. Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи на этом этапе проводятся индивидуально. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.

 

 

Слайд №7.

 Основные направления работы этого этапа:

I. Развитие понимания речи.

1.Формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться, настраиваться на восприятие речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции.

Большие ноги шли по дороге. Топ-топ-топ.

Маленькие ножки шли по дорожке. Топ-топ-топ. Дети повторяют звукоподражательные элементы.

2.Расширять объем понимания чужой речи, накапливать пассивный словарный запас с ориентацией на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных наглядным предметным действием.

«Дом маленький, дом большой».

У медведя дом большой, ой, ой, ой                   (разводят руки в стороны)

Ой, ой, ой                             (поднимают руки вверх, сердито произносят)

А у зайца маленький, ай, ай, ай

(жалобно): ай, ай, ай…

Мишка наш пошёл домой (дети идут вразвалку).

(Сердито): ой, ой, ой.

Да и крошка заинька (прыгают на двух носках)

ай, ай, ай.

3.Формировать умение детей соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением. Примером может служить эпизод занятия.

Кто это? Что это? Что делают? Возьми машину. Дай маме мишку. Кто сидит? Кто лежит? Кто смотрит?

Вопросы по негативной методике: «Мама сидит?»

4. Формировать умение детей соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением.:

-Кто? Что? Кого? У кого? Кому? Чем? Где? Куда? Откуда?

5.Формировать умение понимания предложных конструкций с предлогами –в, - на.

Сядь на стул.

Положи ложку в стакан.

6. Развивать способность понимания действий, совершаемых одним и тем же лицом. Покажи где мальчик спит, где ест, где гуляет.

7. Развивать у детей способность к быстрому переключению с одного действия на другое по словесной инструкции, различению утвердительных и отрицательных приказаний с частицей не.

Шагай – стой – беги – сядь – встань – прыгай.

Прыгай – не прыгай!

Возьми – не бери!

Пой – не пой!

8.Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти, логического мышления в процессе запоминания названий игрушек, частей тела, одежды, обуви, названий животных и т.д. Приём, способствующий развитию слуховой памяти. (Н. С. Жукова, 113 №11).

Предложить ребёнку разложить картинки или игрушки в названной логопедом последовательности.

Образец: «Послушай внимательно и поставь друг за другом игрушки так, как я тебе их назову:

Корова, мишка, кубик.

Кубик, корова, мишка».

 

Слайд №8. Видео- фрагмент игр и игровых упражнений.

 

Слайд №9. II. Следующее направление работы -  Формирование общеречевых навыков.

1.Способствовать формированию у детей речевого подражания и подражательности.

2.Формировать элементарные произносительные навыки:

а) работа над гласными [ а ], [ о ], [ у ], [ и ]

(узнавание и воспроизведение по беззвучной артикуляции)

б) желательное, но не обязательное правильное произнесение губно-губных [ п ], [ б ], [ м ], переднеязычных [ т ], [ д ], [ н ] и заднеязычных [ к ], [ г ], [ х ].

Девочка качает куклу: «А-а-а!»

У мальчика болят зубы: «О-о-о»

Это дудочка. Я сыграю на дудочке: «У-у-у»

Ты сыграй на дудочке: «У-у-у»

Собака лает : «Ам-ам!»

Корова мычит: «Му-му!»

Кукушка кукует: «Ку-ку!»

Птички пищат: «Пи-пи-пи!»

3.Развивать интонационную выразительность, модуляцию голоса, вырабатывать правильное диафрагмально-реберное дыхание и длительность речевого выдоха на материале гласных звуков.

4.Способствовать развитию правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук, мимики и адекватного их использования.

Формирование фонематических представлений.

Логопед задает вопрос, ребенок должен с помощью звукоподражания дать ответ.

Как гудит паровоз?

Как воет волк? (ветер)

Как шипит гусь?

 

Слайд №10. Видео- фрагмент игровых упражнений.

 

 

 

 

Слайд №11. 

Развитие самостоятельной речи.

1.Вызывать у детей потребность подражать слову взрослого, подражать животным, подражать музыкальным инструментам, транспортным шумам.

Собака – ав-ав

Корова – му-у

Дудочка – ду-ду

Приведём пример работы над активизацией речевого подражания. Игра «Какое у Маши высокое крылечко».

Логопед создаёт условия (речевую ситуацию), в которых у ребёнка появилось желание повторять одни и те же звукосочетания  неоднократно. Цепочка этих звукоподражаний удлиняется до 3 – 4 слогов: «ко – ко - ко» и т. п.

Дом куклы Маши стоит на горе. К нему из кубиков дети строят крыльцо. На столе разложены игрушки, изображающие зверей, птиц. В гости к Маше приходят птицы, звери. Когда они поднимаются по ступенькам, то на каждой ступеньке «подают голос»: одни выражают усталость, а другие радость.

«Га-га-га» - говорит гусь.

«Ко-ко-ко» - кричит курочка.

«Пи-пи-пи» - радостно пищит мышонок.

«Ой-ой-ой» - жалуется лиса.

2.Создавать ситуации, вызывающие потребность в речи.

Красивая кукла у логопеда: «Дай!»

3.Побуждать детей к договариванию фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре).

Это мама, а это…

4.Формировать глагольный словарь (повелительное наклонение).

Иди, дай, неси, бери (Просьба выражается ребёнком. Данный вид просьбы дети выражают на каждом занятии по рекомендации логопеда).

Пример того, как ребёнок выражает просьбы мы слышим на коррекционных занятиях (один ребёнок просит другого: «Иди» или всех «Идите») или в играх.

Пример такой игры: «Кукла плачет».

Цель: учить детей использовать в речи глаголы в повелительной форме.

Детям говорят, что плачет кукла, предлагают помочь позвать друзей.

Кот, иди!

Лиса, иди!

Собачка, иди!

Петя, иди!

Курочка, иди!

Цыплёнок, иди!

Логопед: Давайте попросим их петь.

Кот, пой! (кот: мяу, мяу).

Лиса, пой! (тяф - тяф).

Собачка, пой (гаы-гаф).

Петя, пой (ку-ка-ре-ку).

Цыплёнок, пой (пи-пи-пи).

Логопед: «Все устали, попросим всех спать. Как попросим всех? Спи-те!»

5.Формировать звуко-слоговую структуру слова с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных словах со слоговой структурой типа:

а) СГ + СГ (на, да, мама, Катя)

б) ГСГ (иди, усы)

Параллельно ведется работа по развитию общей и мелкой моторики.

 

Слайд №12.

 II этап. Первые формы слов.

Этот этап предназначается для логопедической работы с детьми, у которых появилась возможность соединить безо всяких грамматических  связей в одном высказывании (предложении) 2-3, даже 4 аморфных слова: (дека, аси зе): девочка несёт флажок.

Характерная черта этого периода развития аномальной детской речи – полное отсутствие способности к словоизменению  (при этом количественный запас слов и объем аморфных предложений могут быть разными).

Приведем еще примеры детской:

Пи асю (пить хочу) – 3 г.8 м.

Вед и ко (вера ходит в школу) – 3 г. 8 м.

Мама, ати мяу тона (Мама ,смотри, кошка черная) – 4 г.

Ложит кукла бай (укладывает куклу спать) – 4 г.

Как видно из примеров, словосочетания включают в себя:

Слова – фрагменты существительных,

Слова – фрагменты глаголов (их значительно меньше).

Слова – фрагменты прилагательных.

Слова – звукоподражания и т.д.

Цель: формировать умение строить синтаксически и грамматически правильно двух-трехсловные предложения; расширять объем понимания чужой речи.

На данном этапе работа строится по тем же направлениям с постепенным усложнением предлагаемого ребенку материала.

1. Формировать умение узнавать предметы по их назначению

«Покажи то, чем ты будешь кушать»; «Чем ты будешь чистить зубы?»; «Чем ты нарисуешь домик?», «Что нужно, чтобы построить домик?» и т.д.

Игра «Что это?» («У нее пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы. Кто это? » «Он круглый, гладкий резиновый»)

Игра «Покажи количество»

Игра «Большой – маленький»

2. Формировать умение называть знакомые лица, предметы или предметные картинки

Имена близких людей, состоящих из двух слогов

а) одинаковых: мама, папа, баба, дядя и т.д.

б) из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Таня, Катя, Коля

2) Односложные слова: мак, суп, гусь, кот, дом и т.д.

3) Двухсложные слова:

а) С ударением на первом слоге: вата, ноги, руки

б) С ударением на втором слоге: пила, нога, рука

4) Трехсложные слова:

а) С ударением на втором (среднем) слоге: машина, собака и т.д.

3. Формировать умение дифференцировать неречевые звуки, их направление.

Игры: «Угадай, что звучит» (Ребенок на слух определяет вид музыкального инструмента), «Где позвонили?» (Ребенок на слух определяет направление звука)

«Дятел», «Отхлопай как я» (Повторение ребенком ритма, воспроизведенного педагогом);

«Спой песенку» (Воспроизведение за педагогом ряда звуков)

«Поймай звук» (Взрослый воспроизводит ряд различных звуков, а ребенок должен выделить хлопком («поймать») заданный звук)

 

Слайд № 13.

         Восточная мудрость  гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму».
Известно, что простое рассматривание предмета, когда в работу включается только один анализатор – зрение или два – зрение и слух, не даёт желаемого результата в обучении детей, особенно детей с ОНР. Необходимы практические действия. Практические действия с предметом позволяют ребёнку познать предмет, изучить его со всех сторон, обогатить словарь.
Посмотрел ребёнок на мяч и увидел только его цвет и форму. Подержал в руках, покатил, бросил, помял и узнал, что мяч мягкий, его можно покатить, что он подпрыгивает, если ударить его о землю. Усвоению названий цвета, формы, вкуса, твёрдости способствуют практические действия с фруктами и овощами. Дети трогают их руками, рассматривают, режут ножом, трут на тёрке, выжимают сок и пробуют овощи и фрукты в сыром, варёном, солёном виде. Во время этой работы усваивается много понятий, работают все анализаторы: слух, зрение, тактильное ощущение.

 

Слайд №14. Видео фрагмента образовательной деятельности «Приготовление сока».

 

 

 

 

 

Слайд №15.

III этап – Двусоставное предложение.

Перед логопедом стоят следующие цели:

- учить детей грамматически правильно строить предложения типа именительный падеж существительного + согласованный глагол 3-его лица настоящего времени;

- воспроизводить ритмико – слоговую структуру трёхсложных слов с правильным произношением ударных и безударных гласных;

- в понимании речи продолжить работу по различению грамматических форм слов.

Формировать у детей умения:

— различать слова (сущ.), сходные по звучанию (затем различающиеся лишь одним звуком); «Покажи, где …» горшок – порошок, бочка – точка

- различать слова (глаголы), близкие по звучанию;»Кто капается, а кто купается?»,  «Кого несут, а кого везут»

- не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации; «Покажи, кто спит, а кто лежит»

- различать названия действий, противоположных по значению; сними шапку – надень шапку;

- различать значения приставок в страдательных причастиях; завязан ( -а, -ы) – развязан (-а, -ы) узел, бант, шнурки;

-определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие – одному лицу или нескольким лицам; «Покажи, где мальчик сидит, а где дети сидят»

- определять взаимоотношения действующих лиц, уточнить реальность ситуации;

Где лиса поймала курицу, а где курица поймала лису?

Задания, направленные на обучение детей понимать слова, выражающие пространственные отношения.

Игровые приемы.

«Подними руки вверх».

«Опусти руки вниз».

«Посмотри вверх, посмотри вниз».

«Найди место впереди Жени, сзади Жени».

«Брось мяч далеко, близко, высоко, низко».

Игра «Самолеты»

Самолеты высоко, самолеты низко,

Самолеты далеко,

Самолеты близко.

 

Слайд №16. Видео коррекционной деятельности.

 

 

 

 

Слайд № 17.

IV этап – расширение объема предложения, сложное предложение.

Цель: развивать связную речь на основе выполнения практических зданий в учебно-коммуникативных ситуациях.

В этап входит:

-  работа по расширению двусоставного предложения.

Задания, направленные на обучение детей установлению грамматической связи между предметом и его действием (существительное в именительном падеже, глагол - сказуемое в 3 лице настоящего времени).

Первоначально внимание детей сосредотачивается на грамматической связи подлежащего и сказуемого, затем включается объект действия ,тем самым расширяется объем предложения.

Игра "Про кого (что) говорю?"

Цель: научить детей подбирать названия предметов к названным действиям.

Спит кто? - мама ,папа, девочка, бабушка, собака, кошка.

Летит кто (что)? - птица, муха, самолет, ракета, лист.

Прыгает кто (что)? - девочка, мальчик, кошка, мяч, лягушка.

Стоит кто (что)? - мама, папа, бабушка, дедушка, бабушка, лошадь, корова, петух, стол, стул, шкаф, чашка, тарелка.

Игра "Договори  слово".

Задание направлены на обучение договариванию слов в разучиваемых стихотворениях.

Белые гуси.

Белые гуси к ручейку идут.

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга.

Крикнули гусм: га -га -га.

                                           (М.Клокова)

- работа по составлению сложного предложения из нескольких слов.

Логопедическая работа 4 этапа направлена на то, чтобы научить детей составлять простые предложения разных типов из 3-5 слов. При этом необходимо научить детей выражать связь между словами с помощью "главенствующих" окончаний с правильным фонетическим их оформлением.

         С этого этапа начинается обучение детей словоизменению. Формирование грамматических форм существительных и глаголов, а затем и остальных частей речи обеспечивается не только тем, что с детьми отрабатываются определенные формы слов, а главное, тем, что различные формы одного и того же слова противопоставляются друг другу.

         Игровой прием направлен на обучение детей отвечать на вопросы, поставленные к косвенному дополнению, выраженному творительным падежом, в значении орудия действия.

Первые примеры ответов содержат слова с ударным окончанием.

Чем папа рубит дрова? - топором.

Чем посыпают дорожки? - песком.

Чем мама режет хлеб? - ножом.

Чем бабушка гладит белье? - утюгом.

Чем мальчик колет лед? - колом.

Чем папа пилит дрова? - пилой.

Чем ты ешь суп? - ложкой.

 

Игра "У кого?" (загадки о животных).

Обучение детей умению отвечать на вопрос, используя предлог _У_.

У кого рога? У кого длинные уши? У кого длинные ноги? У кого острые когти? У кого длинный пушистый хвост?

 

- работа по составлению сложносочиненного, сложноподчиненного предложения.

         Логопедическая работа над сложным предложением начинается со сложносочиненного предложения, а затем переходят к сложноподчиненному.

При этом на первых этапах от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос.

Логопед: "Почему мишка сидит такой грустный?"

Ребенок: "Потому что он устал".

В дальнейшем сложное предложение проговаривается целиком.

        

Слайд №18.

Заключение.

Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР - научить детей - логопатов понимать речь окружающих, формировать и развивать фонетическую, лексико- грамматическую и коммуникативную компетентности, активизировать речевую активность детей первого уровня общего недоразвития речи (ОНР).

         Это имеет важное значение для общения со взрослыми и детьми, формирование личностных качеств, обучения в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Активизация речевой деятельности не говорящего ребенка как фактор, способствующий его социализации в детском сообществе»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель-логопед

Тоценко Е.Д.

учитель-логопед

Проскурина И.А.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

        Речевая деятельность для дошкольника является средством приобретения знаний, источником развития всех психических функций, инструментом самовыражения и познания окружающего мира. Именно от уровня речевого развития ребенка дошкольного возраста в значительной степени зависит успешность его социализации в обществе. Всякая задержка в ходе речевого развития, а тем более тяжелые нарушения речи, затрудняют общение ребенка с другими детьми и взрослыми и в какой-то мере исключают его из разных видов деятельности.

Слайд №2

        Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальной адаптации.

        Часто педагоги, столкнувшись с необходимостью принять ребенка с ОНР 1 уровня в  группу, испытывают ряд затруднений по организации работы с ним. Перед ними встает множество проблем.

К нам, в ДОУ, в консультационный пункт много поступает обращений от родителей, посещающих другие ДОУ. Логопеды почему-то им отказывают. Кто-то говорит, позже будем Вас ждать, когда подрастете чуть-чуть и т.д. Но мы же все знаем, что чем раньше начинать логопедическую помощь, тем лучше.

Мы хотим поделиться своим опытом по активизации речевой деятельности у детей с ОНР 1 уровня. В ДОУ №1 функционирует логопедическая группа  для детей, состояние речи которых определяется термином «безречье», т.е. отсутствие речи (алалия) с……

        Слайд №3. 

Приоритетным направлением в организации образовательного процесса с детьми с ОНР 1 уровня в ДОУ является  индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности. 

        

Слайд №4. 

Ведущим принципом работы с детьми с ОНР, выступает принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно - деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, интеграции образовательных областей в организации коррекционно- педагогического процесса.

Слайд №5.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

  • · коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
  • · профилактического;
  • · развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

Предполагается, что логопед должен сформировать те процессы, которые являются предпосылочными для появления речи. На основе этих процессов развиваем процессы восприятия и понимания речи. И только после этого можно переходить к формированию навыков собственной речи. Развитие речевой деятельности должно быть построено пошагово, то есть логопед специально отрабатывает те речевые действия, совокупность которых и составляет речь.

2. Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

3. Приоритетность коррекции каузального типа.

В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

4. Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

6. Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

8. Принцип опоры на ведущую деятельность возраста. 

Логопед должен помнить, что речь не существует сама по себе, самостоятельно. Речь обслуживает другую деятельность, поэтому речь развивается последовательно и последовательно обслуживает ведущую деятельность (до 3-х лет — предметную (манипулирование предметами), с 3-х до 7-ми – речь развивается в рамках игровой деятельности). Предполагается, что логопед первоначально разрабатывает сценарий ведущей деятельности возраста, а затем на этот сценарий накладывается речевой сценарий.

9. Принцип комплексного подхода.

Над развитием речи должны работать разные специалисты (психолог, воспитатель, музыкальный работник, медицинский работник). В группе  при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.

 Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

10. Принцип научности.

Логопед должен быть образованным, должен знать закономерности овладения языковыми единицами. Данный принцип предопределяет развитие речемыслительной деятельности.

        Работа по активизации речевой деятельности с детьми с ОНР 1 уровня (по Соботович Е.Ф) содержит несколько этапов.

Слайд №6.

I этап – однословное предложение (работа с не говорящими детьми)

Цель этапа – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширить объем понимания речи. Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи на этом этапе проводятся индивидуально. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.

Слайд №7.

 Основные направления работы этого этапа:

I. Развитие понимания речи.

1.Формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться, настраиваться на восприятие речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции.

Большие ноги шли по дороге. Топ-топ-топ.

Маленькие ножки шли по дорожке. Топ-топ-топ. Дети повторяют звукоподражательные элементы.

2.Расширять объем понимания чужой речи, накапливать пассивный словарный запас с ориентацией на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных наглядным предметным действием.

«Дом маленький, дом большой».

У медведя дом большой, ой, ой, ой                   (разводят руки в стороны)

Ой, ой, ой                             (поднимают руки вверх, сердито произносят)

А у зайца маленький, ай, ай, ай

(жалобно): ай, ай, ай…

Мишка наш пошёл домой (дети идут вразвалку).

(Сердито): ой, ой, ой.

Да и крошка заинька (прыгают на двух носках)

ай, ай, ай.

3.Формировать умение детей соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением. Примером может служить эпизод занятия.

Кто это? Что это? Что делают? Возьми машину. Дай маме мишку. Кто сидит? Кто лежит? Кто смотрит?

Вопросы по негативной методике: «Мама сидит?»

4. Формировать умение детей соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением.:

-Кто? Что? Кого? У кого? Кому? Чем? Где? Куда? Откуда?

5.Формировать умение понимания предложных конструкций с предлогами –в, - на.

Сядь на стул.

Положи ложку в стакан.

6. Развивать способность понимания действий, совершаемых одним и тем же лицом. Покажи где мальчик спит, где ест, где гуляет.

7. Развивать у детей способность к быстрому переключению с одного действия на другое по словесной инструкции, различению утвердительных и отрицательных приказаний с частицей не.

Шагай – стой – беги – сядь – встань – прыгай.

Прыгай – не прыгай!

Возьми – не бери!

Пой – не пой!

8.Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти, логического мышления в процессе запоминания названий игрушек, частей тела, одежды, обуви, названий животных и т.д. Приём, способствующий развитию слуховой памяти. (Н. С. Жукова, 113 №11).

Предложить ребёнку разложить картинки или игрушки в названной логопедом последовательности.

Образец: «Послушай внимательно и поставь друг за другом игрушки так, как я тебе их назову:

Корова, мишка, кубик.

Кубик, корова, мишка».

Слайд №8. Видео- фрагмент игр и игровых упражнений.

Слайд №9. II. Следующее направление работы -  Формирование общеречевых навыков. 

1.Способствовать формированию у детей речевого подражания и подражательности.

2.Формировать элементарные произносительные навыки:

а) работа над гласными [ а ], [ о ], [ у ], [ и ]

(узнавание и воспроизведение по беззвучной артикуляции)

б) желательное, но не обязательное правильное произнесение губно-губных [ п ], [ б ], [ м ], переднеязычных [ т ], [ д ], [ н ] и заднеязычных [ к ], [ г ], [ х ].

Девочка качает куклу: «А-а-а!»

У мальчика болят зубы: «О-о-о»

Это дудочка. Я сыграю на дудочке: «У-у-у»

Ты сыграй на дудочке: «У-у-у»

Собака лает : «Ам-ам!»

Корова мычит: «Му-му!»

Кукушка кукует: «Ку-ку!»

Птички пищат: «Пи-пи-пи!»

3.Развивать интонационную выразительность, модуляцию голоса, вырабатывать правильное диафрагмально-реберное дыхание и длительность речевого выдоха на материале гласных звуков.

4.Способствовать развитию правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук, мимики и адекватного их использования.

Формирование фонематических представлений.

Логопед задает вопрос, ребенок должен с помощью звукоподражания дать ответ.

Как гудит паровоз?

Как воет волк? (ветер)

Как шипит гусь?

Слайд №10. Видео- фрагмент игровых упражнений.

Слайд №11. 

Развитие самостоятельной речи.

1.Вызывать у детей потребность подражать слову взрослого, подражать животным, подражать музыкальным инструментам, транспортным шумам.

Собака – ав-ав

Корова – му-у

Дудочка – ду-ду

Приведём пример работы над активизацией речевого подражания. Игра «Какое у Маши высокое крылечко».

Логопед создаёт условия (речевую ситуацию), в которых у ребёнка появилось желание повторять одни и те же звукосочетания  неоднократно. Цепочка этих звукоподражаний удлиняется до 3 – 4 слогов: «ко – ко - ко» и т. п.

Дом куклы Маши стоит на горе. К нему из кубиков дети строят крыльцо. На столе разложены игрушки, изображающие зверей, птиц. В гости к Маше приходят птицы, звери. Когда они поднимаются по ступенькам, то на каждой ступеньке «подают голос»: одни выражают усталость, а другие радость.

«Га-га-га» - говорит гусь.

«Ко-ко-ко» - кричит курочка.

«Пи-пи-пи» - радостно пищит мышонок.

«Ой-ой-ой» - жалуется лиса.

2.Создавать ситуации, вызывающие потребность в речи.

Красивая кукла у логопеда: «Дай!»

3.Побуждать детей к договариванию фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре).

Это мама, а это…

4.Формировать глагольный словарь (повелительное наклонение).

Иди, дай, неси, бери (Просьба выражается ребёнком. Данный вид просьбы дети выражают на каждом занятии по рекомендации логопеда).

Пример того, как ребёнок выражает просьбы мы слышим на коррекционных занятиях (один ребёнок просит другого: «Иди» или всех «Идите») или в играх.

Пример такой игры: «Кукла плачет».

Цель: учить детей использовать в речи глаголы в повелительной форме.

Детям говорят, что плачет кукла, предлагают помочь позвать друзей.

Кот, иди!

Лиса, иди!

Собачка, иди!

Петя, иди!

Курочка, иди!

Цыплёнок, иди!

Логопед: Давайте попросим их петь.

Кот, пой! (кот: мяу, мяу).

Лиса, пой! (тяф - тяф).

Собачка, пой (гаы-гаф).

Петя, пой (ку-ка-ре-ку).

Цыплёнок, пой (пи-пи-пи).

Логопед: «Все устали, попросим всех спать. Как попросим всех? Спи-те!»

5.Формировать звуко-слоговую структуру слова с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных словах со слоговой структурой типа:

а) СГ + СГ (на, да, мама, Катя)

б) ГСГ (иди, усы)

Параллельно ведется работа по развитию общей и мелкой моторики.

Слайд №12.

 II этап. Первые формы слов. 

Этот этап предназначается для логопедической работы с детьми, у которых появилась возможность соединить безо всяких грамматических  связей в одном высказывании (предложении) 2-3, даже 4 аморфных слова: (дека, аси зе): девочка несёт флажок.

Характерная черта этого периода развития аномальной детской речи – полное отсутствие способности к словоизменению  (при этом количественный запас слов и объем аморфных предложений могут быть разными).

Приведем еще примеры детской:

Пи асю (пить хочу) – 3 г.8 м.

Вед и ко (вера ходит в школу) – 3 г. 8 м.

Мама, ати мяу тона (Мама ,смотри, кошка черная) – 4 г.

Ложит кукла бай (укладывает куклу спать) – 4 г.

Как видно из примеров, словосочетания включают в себя:

Слова – фрагменты существительных,

Слова – фрагменты глаголов (их значительно меньше).

Слова – фрагменты прилагательных.

Слова – звукоподражания и т.д.

Цель: формировать умение строить синтаксически и грамматически правильно двух-трехсловные предложения; расширять объем понимания чужой речи.

На данном этапе работа строится по тем же направлениям с постепенным усложнением предлагаемого ребенку материала.

1. Формировать умение узнавать предметы по их назначению

«Покажи то, чем ты будешь кушать»; «Чем ты будешь чистить зубы?»; «Чем ты нарисуешь домик?», «Что нужно, чтобы построить домик?» и т.д.

Игра «Что это?» («У нее пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы. Кто это? » «Он круглый, гладкий резиновый»)

Игра «Покажи количество»

Игра «Большой – маленький»

2. Формировать умение называть знакомые лица, предметы или предметные картинки

Имена близких людей, состоящих из двух слогов

а) одинаковых: мама, папа, баба, дядя и т.д.

б) из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Таня, Катя, Коля

2) Односложные слова: мак, суп, гусь, кот, дом и т.д.

3) Двухсложные слова:

а) С ударением на первом слоге: вата, ноги, руки

б) С ударением на втором слоге: пила, нога, рука

4) Трехсложные слова:

а) С ударением на втором (среднем) слоге: машина, собака и т.д.

3. Формировать умение дифференцировать неречевые звуки, их направление.

Игры: «Угадай, что звучит» (Ребенок на слух определяет вид музыкального инструмента), «Где позвонили?» (Ребенок на слух определяет направление звука)

«Дятел», «Отхлопай как я» (Повторение ребенком ритма, воспроизведенного педагогом);

«Спой песенку» (Воспроизведение за педагогом ряда звуков)

«Поймай звук» (Взрослый воспроизводит ряд различных звуков, а ребенок должен выделить хлопком («поймать») заданный звук)

Слайд № 13.

        Восточная мудрость  гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму».
Известно, что простое рассматривание предмета, когда в работу включается только один анализатор – зрение или два – зрение и слух, не даёт желаемого результата в обучении детей, особенно детей с ОНР. Необходимы практические действия. Практические действия с предметом позволяют ребёнку познать предмет, изучить его со всех сторон, обогатить словарь.
Посмотрел ребёнок на мяч и увидел только его цвет и форму. Подержал в руках, покатил, бросил, помял и узнал, что мяч мягкий, его можно покатить, что он подпрыгивает, если ударить его о землю. Усвоению названий цвета, формы, вкуса, твёрдости способствуют практические действия с фруктами и овощами. Дети трогают их руками, рассматривают, режут ножом, трут на тёрке, выжимают сок и пробуют овощи и фрукты в сыром, варёном, солёном виде. Во время этой работы усваивается много понятий, работают все анализаторы: слух, зрение, тактильное ощущение.

Слайд №14. Видео фрагмента образовательной деятельности «Приготовление сока».

Слайд №15. 

III этап – Двусоставное предложение.

Перед логопедом стоят следующие цели:

- учить детей грамматически правильно строить предложения типа именительный падеж существительного + согласованный глагол 3-его лица настоящего времени;

- воспроизводить ритмико – слоговую структуру трёхсложных слов с правильным произношением ударных и безударных гласных;

- в понимании речи продолжить работу по различению грамматических форм слов.

Формировать у детей умения:

— различать слова (сущ.), сходные по звучанию (затем различающиеся лишь одним звуком); «Покажи, где …» горшок – порошок, бочка – точка

- различать слова (глаголы), близкие по звучанию;»Кто капается, а кто купается?»,  «Кого несут, а кого везут»

- не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации; «Покажи, кто спит, а кто лежит»

- различать названия действий, противоположных по значению; сними шапку – надень шапку;

- различать значения приставок в страдательных причастиях; завязан ( -а, -ы) – развязан (-а, -ы) узел, бант, шнурки;

-определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие – одному лицу или нескольким лицам; «Покажи, где мальчик сидит, а где дети сидят»

- определять взаимоотношения действующих лиц, уточнить реальность ситуации;

Где лиса поймала курицу, а где курица поймала лису?

Задания, направленные на обучение детей понимать слова, выражающие пространственные отношения.

Игровые приемы.

«Подними руки вверх».

«Опусти руки вниз».

«Посмотри вверх, посмотри вниз».

«Найди место впереди Жени, сзади Жени».

«Брось мяч далеко, близко, высоко, низко».

Игра «Самолеты»

Самолеты высоко, самолеты низко,

Самолеты далеко,

Самолеты близко.

Слайд №16. Видео коррекционной деятельности.

Слайд № 17. 

IV этап – расширение объема предложения, сложное предложение.

Цель: развивать связную речь на основе выполнения практических зданий в учебно-коммуникативных ситуациях.

В этап входит:

-  работа по расширению двусоставного предложения.

Задания, направленные на обучение детей установлению грамматической связи между предметом и его действием (существительное в именительном падеже, глагол - сказуемое в 3 лице настоящего времени).

Первоначально внимание детей сосредотачивается на грамматической связи подлежащего и сказуемого, затем включается объект действия ,тем самым расширяется объем предложения.

Игра "Про кого (что) говорю?"

Цель: научить детей подбирать названия предметов к названным действиям.

Спит кто? - мама ,папа, девочка, бабушка, собака, кошка.

Летит кто (что)? - птица, муха, самолет, ракета, лист.

Прыгает кто (что)? - девочка, мальчик, кошка, мяч, лягушка.

Стоит кто (что)? - мама, папа, бабушка, дедушка, бабушка, лошадь, корова, петух, стол, стул, шкаф, чашка, тарелка.

Игра "Договори  слово".

Задание направлены на обучение договариванию слов в разучиваемых стихотворениях.

Белые гуси.

Белые гуси к ручейку идут.

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга.

Крикнули гусм: га -га -га.

                                           (М.Клокова)

- работа по составлению сложного предложения из нескольких слов.

Логопедическая работа 4 этапа направлена на то, чтобы научить детей составлять простые предложения разных типов из 3-5 слов. При этом необходимо научить детей выражать связь между словами с помощью "главенствующих" окончаний с правильным фонетическим их оформлением.

        С этого этапа начинается обучение детей словоизменению. Формирование грамматических форм существительных и глаголов, а затем и остальных частей речи обеспечивается не только тем, что с детьми отрабатываются определенные формы слов, а главное, тем, что различные формы одного и того же слова противопоставляются друг другу.

        Игровой прием направлен на обучение детей отвечать на вопросы, поставленные к косвенному дополнению, выраженному творительным падежом, в значении орудия действия.

Первые примеры ответов содержат слова с ударным окончанием.

Чем папа рубит дрова? - топором.

Чем посыпают дорожки? - песком.

Чем мама режет хлеб? - ножом.

Чем бабушка гладит белье? - утюгом.

Чем мальчик колет лед? - колом.

Чем папа пилит дрова? - пилой.

Чем ты ешь суп? - ложкой.

Игра "У кого?" (загадки о животных).

Обучение детей умению отвечать на вопрос, используя предлог _У_.

У кого рога? У кого длинные уши? У кого длинные ноги? У кого острые когти? У кого длинный пушистый хвост?

- работа по составлению сложносочиненного, сложноподчиненного предложения.

        Логопедическая работа над сложным предложением начинается со сложносочиненного предложения, а затем переходят к сложноподчиненному.

При этом на первых этапах от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос.

Логопед: "Почему мишка сидит такой грустный?"

Ребенок: "Потому что он устал".

В дальнейшем сложное предложение проговаривается целиком.

        

Слайд №18.

Заключение.

Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР - научить детей - логопатов понимать речь окружающих, формировать и развивать фонетическую, лексико- грамматическую и коммуникативную компетентности, активизировать речевую активность детей первого уровня общего недоразвития речи (ОНР).

        Это имеет важное значение для общения со взрослыми и детьми, формирование личностных качеств, обучения в школе.

«Активизация речевой деятельности не говорящего ребенка как фактор, способствующий его социализации в детском сообществе»

Подготовила:

учитель-логопед

Тоценко Е.Д.

учитель-логопед

Проскурина И.А.