Разработки уроков, внеклассных мероприятий

Воронина Галина Олеговна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭНЕРГИЯ ТОПЛИВА. УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОТА СГОРАНИЯ

Слайд 2

Топливо Уголь Нефть Торф Дрова Природный газ

Слайд 3

Горение- окислительно- восстановительный процесс Энергия при горении выделяется тогда, когда суммарная кинетическая энергия молекул после горения, выше, чем у молекул до начала процесса горения.

Слайд 4

Топливо содержит углерод. При горении происходит химическая реакция окисления –атомы углерода соединяются с атомами кислорода, содержащимися в воздухе. В результате образуются молекулы углекислого газа. Кинетическая энергия этих молекул оказывается больше, чем у исходных частиц. Увеличение кинетической энергии молекул в процессе горения и называют выделением энергии. энергия, выделяющаяся при полном сгорании топлива ,называется теплотой сгорания топлива.

Слайд 5

Удельная теплота сгорания топлива: Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг q -удельная теплота сгорания ( q )= Дж/кг

Слайд 6

Q = q m Q -количество теплоты, выделяемое при полном сгорании топлива; q -удельная теплота сгорания топлива; m -масса топлива;

Слайд 7

Физический смысл q 7 q =1,4 *10 Дж/кг Что это означает?

Слайд 8

Задача №1 Определите количество теплоты, выделившееся при сгорании 200 г бензина?

Слайд 9

Задача №2 При полном сгорании сухих дров выделилось 50 МДж энергии. Какая масса дров сгорела?

Слайд 10

Работа в группах

Слайд 11

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 1ГРУППЫ: Достаточно ли для Вас потребление в течение дня 100 г творога, 50 г пшеничного хлеба,50 г говядины и 100 г картофеля.200 г сладкого чая(1 стакан).Необходимое количество энергии для учащегося 8 класса составляет 1,2 МДж

Слайд 12

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ: Достаточно ли для вас потребление в течение дня 100 г рыбы (окунь).100 г картофеля. 100 г ржаного хлеба,20 г подсолнечного масла, 200 г винограда 200 г сладкого чая (1 стакан).Необходимое количество энергии для ученика 8 класса 1,2 МДж.

Слайд 13

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ: При подготовке к урокам в течение 2 часов Вы тратите около 800 кДж энергии. Восстановите ли Вы запас энергии, если съедите плитку шоколада (100г),рулет (200г ) и выпьете стакан какао (200г)?

Слайд 14

Задание для 4 группы: При подготовке к урокам в течение 2 часов Вы тратите около 800 кДж энергии. Восстановите ли Вы запас энергии, если съедите пачку чипсов (28 г) ,пачку «Кириешек» (33г) и выпьете бутылку «Кока колы»(1,25 л)

Слайд 15

Таблица энергетической ценности продуктов продукт Удельная теплота 7 сгорания *10 Дж/кг шоколад 2,06 рулет 1,71 кекс 2,07 чипсы 2,13 кириешки 1,6 Какао 0,28 « Кока кола» 0,17

Слайд 16

продукт Удельная теплота 7 сгорания *10 Дж/кг виноград 0,24 масло подс 3,89 творог 0,976 рыба 0,35 говядина 0,75 картофель 0,38 Хлеб ржаной 0,88 Хлеб пшен 0,93

Слайд 17

Домашнее задание: § 10,упр.5.,придумать 2 задачи по теме урока

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Представление звуковой информации в компьютере

Слайд 2

Звук – колебания в определенном диапазоне частот, передаваемые звуковой волной через воздух (или другую упругую среду). Характеристики звука – амплитуда и частота . F(t) F(t) t t

Слайд 3

Звукозапись — процесс записи звуковых сигналов. Звукозапись по способу сохранения аналоговая цифровая

Слайд 4

Аналоговая звукозапись

Слайд 5

Цифровая звукозапись

Слайд 6

– специальное устройство, подключаемое к компьютеру, предназначенное для преобразования электрических колебаний звуковой частоты в числовой двоичный код при вводе звука и для обратного преобразования при воспроизведении звука. Состав: АЦП ЦАП Аудиоадаптер (звуковая карта)

Слайд 7

Аналого-цифровое преобразование Цифро-аналоговое преобразование

Слайд 8

Цифровой звук - результат преобразования аналогового сигнала звукового диапазона в цифровой аудиоформат. Качество компьютерного звука определяется характеристиками аудиоадаптера : частотой дискретизации и разрядностью.

Слайд 9

Частота дискретизации - количество измерений входного сигнала за 1 секунду. 1 Гц – одно измерение за 1 секунду. 1 кГц = 1000 Гц – 1000 измерений за 1 секунду . Характерные частоты дискретизации для аудиоадаптеров: 11 кГц, 22 кГц, 44,1 кГц, … Дискретизация

Слайд 10

Разрядность (количество уровней квантования) – число битов в регистре аудиоадаптера; определяет точность измерения входного сигнала. Квантование

Слайд 11

Выделяют три группы звуковых форматов файлов: аудиоформаты без сжатия (WAV, AIFF); со сжатием без потерь (APE, FLAC); со сжатием с потерями (MP3, Ogg) Сжатие применяется для устранения избыточности аудиофайла. Форматы звуковых файлов

Слайд 12

Потери информации при сжатии

Слайд 13

Звуковой файл – файл, хранящий звуковую информацию в числовой двоичной форме. Размер звукового файла: I=t∙  ∙i∙n t – время (с);  - частота дискретизации (Гц); i – разрядность (бит); n – количество каналов. Моно - 1 канал; Стерео – 2 канала; Квадро – 4 канала .

Слайд 14

Пример 1. Производится одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и 32-битным разрешением. Запись длится 12 минут, ее результаты записываются в файл, сжатие данных не производится. Определить размер файла.  =16000 Гц I =32 бит t=12 мин = 720 с n=1 ____________ I - ? I=t∙  ∙ i ∙n = 720∙16000∙32∙1 = =368640000 бит= =368640000:8=46080000 байт= =46080000:1024:1024= 44Мбайт

Слайд 15

Пример 2. Производилась двухканальная (стерео) звукозапись с частотой дискретизации 64 кГц и 24-битным разрешением. В результате был получен файл размером 48 Мбайт, сжатие данных не производилось. Определите приблизительно, сколько времени (в минутах) проводилась запись.  =64000 Гц I =24 бит N=2 I= 48 Мбайт __________ t - ?

Слайд 16

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Звукозапись http://school-collection.lyceum62.ru/ecor/storage/9ae7c0e2-9f72-41e6-8422-2a6bdfa333ac/%5BINF10_02_12_TI%5D.html#4 http://www.starinism.ru/museum/gramm1.htm http://radiotrician.ru/rossija321st.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

насыщенный ненасыщенный Пар, не находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью Динамическое равновесие – состояние при котором число молекул, вылетающих из жидкости, равно числу молекул, возвращающихся обратно. - ПАР -

Слайд 2

Почему вода из блюдца испарилась быстрее? 2. Почему нарушилось равновесие весов? 3. Почему через несколько дней уровень различных жидкостей стал разным? Ответьте на вопросы

Слайд 3

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

Слайд 4

Влажность - это мера, характеризующая содержание водяных паров в воздухе.

Слайд 6

Абсолютная влажность показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объёмом 1 м 3 при данных условиях, т.е. плотность водяного пара.

Слайд 7

Относительная влажность это отношение абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженной в процентах.

Слайд 8

Температура, при которой пар, находящийся в воздухе становится насыщенным, называется точкой росы.

Слайд 9

Измерение влажности Для измерения влажности используют зависимость различных параметров веществ от влажности воздуха.

Слайд 11

Волосяной гигрометр ( удлинение волоса при заданной нагрузке)

Слайд 12

Конденсационный гигрометр С помощью гигрометра измеряют точку росы – температуру, до которой необходимо охладить воздух, чтобы содержащийся в нем водяной пар, остывая, стал насыщенным. t росы = 15 0 С t сух = 23 0 С

Слайд 13

Психрометр (скорость испарения воды) По разнице температур сухого и влажного термометров и температуре сухого термометра устанавливают влажность воздуха по психрометрической таблице. t сух = 23 0 С t влаж = 18 0 С

Слайд 14

Психрометрическая таблица Произвести расчет относительной влажности воздуха в классной комнате.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История развития глобальных сетей Презентация 11-6

Слайд 2

Этап развития компьютерной техники Появление и развитие компьютерной техники во второй половине ХХ века стали важнейшим фактором научно-технической революции. Первый этап начался с создания первой ЭВМ в 1945 году. Второй этап начался в середине 70-х годов ХХ века и связан с появлением и распространением персональных компьютеров (ПК). Третий этап связан с появлением глобальной компьютерной сети Интернет.

Слайд 3

Компьютерная грамотность Распространение Интернета решает важную социальную проблему информационного неравенства, которое существует между людьми, живущими в разных странах, на разных континентах, а также в крупных городах и на периферии. Именно развитие Интернета дает основание говорить о том, что в истории цивилизации наступает этап информационного общества. С распространением компьютеров возникает понятие компьютерной грамотности – это необходимый уровень знаний и умений человека, позволяющий ему использовать компьютер для общественных и личных целей.

Слайд 4

Компьютерная грамотность На первом этапе развития ЭВМ компьютерная грамотность сводилась к умению программировать. На втором этапе под общим уровнем компьютерной грамотности стали понимать умение работать на персональном компьютере с прикладными программами, выполнять минимум необходимых действий в среде операционной системы. На третьем, современном этапе важным элементом компьютерной грамотности стало умение использовать Интернет – информационная культура .

Слайд 5

Глобальная сеть Понятие глобальной сети – системы объединенных компьютеров, расположенных на больших расстояниях друг от друга, появилось в процессе развития компьютерных сетей. В 1964 году в США была создана компьютерная система раннего оповещения о приближении ракет противника. Первой глобальной сетью невоенного назначения стала сеть ARPANET в США, введенная в действие в 1969 году. Она имела научное назначение и объединяла компьютеры нескольких университетов страны.

Слайд 6

Глобальная сеть В 80-90-х годах прошлого века в разных странах создается множество отраслевых, региональных национальных компьютерных сетей. Их объединение в международную сеть произошло на базе межсетевой среды Интернет. Важным годом в истории Интернета стал 1993 год, когда была создана служба World Wide W eb (WWW) – Всемирная информационная сеть (Всемирная паутина). Интернет – это сложная аппаратно-программная система.

Слайд 7

Аппаратные средства Интернета Основными составляющими любой глобальной сети являются компьютерные узлы и каналы связи. К узлам компьютерной сети подключаются персональные компьютеры пользователей. Причем в роли абонента компьютерной сети может выступать как отдельный человек через свой ПК, так и целая организация через свою локальную сеть. В последнем случае к узлу подключается сервер локальной сети. Организация, предоставляющая услуги обмена данными с сетевой средой, называется провайдером сетевых услуг.

Слайд 8

IР-адрес Каждый узловой компьютер имеет свой постоянный адрес в Интернете; он называется IР-адресом. IР-адрес состоит из четырех десятичных чисел, каждое в диапазоне от 0 до 255, которые записываются через точку. Например : 193.126.7.29 128.29.15.124 Такие же IР-адреса получают и компьютеры пользователей Сети, но они действуют лишь во время подключения пользователя к сети, т. е. изменяются в каждом новом сеансе связи, в то время как адреса узловых компьютеров остаются неизменными.

Слайд 9

Доменная система имен Наряду с цифровыми IР-адресами в Интернете действует система символьных адресов, более удобная и понятная для пользователей – доменная система имен (DNS Domain Name System). Например , IР-адресу 87.242.99.97 сервера методической службы издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» соответствует доменное имя metodist.Lbz.ru . Данное имя состоит из трех доменов, разделенных точками.

Слайд 10

Доменная система имен Система доменных имен построена по иерархическому принципу. Первый справа домен (его еще называют суффиксом) – домен верхнего уровня, следующий за ним – домен второго уровня и т. д. Последний (первый слева) – имя компьютера. Домены верхнего уровня бывают географическими (двухбуквенными) или административными (трехбуквенными).

Слайд 11

Структура Интернета Структура Интернета – это не дерево, а именно сеть. Как правило, каждый узел имеет связь не с одним, а с множеством других узлов. Поэтому маршруты, по которым поступает информация на некоторый узел, могут быть самыми разными. Этим обеспечивается устойчивость работы Сети: при выходе из строя одного узла информационные потоки к другим узлам не прерываются. Они лишь могут изменить свои маршруты.

Слайд 12

Каналы связи • телефонные линии; • электрическая кабельная связь; • оптоволоконная кабельная связь; • радиосвязь (через радиорелейные линии, спутники связи).

Слайд 13

Каналы связи Различные каналы связи различаются тремя основными свойствами: пропускной способностью, помехоустойчивостью, стоимостью. По параметру стоимости самыми дорогими являются оптоволоконные линии, самыми дешевыми – телефонные. Однако с уменьшением цены снижается и качество работы линии: уменьшается пропускная способность, сильнее влияют помехи. Практически не подвержены помехам оптоволоконные линии.

Слайд 14

Пропускная способность Пропускная способность – это максимальная скорость передачи информации по каналу. Обычно она выражается в килобитах в секунду (Кбит/с) или в мегабитах в секунду (Мбит/с). Пропускная способность телефонных линий – десятки и сотни Кбит/с; пропускная способность оптоволоконных линий и линий радиосвязи измеряется десятками и сотнями Мбит/с.

Слайд 15

Коммутируемые подключения На протяжении многих лет большинство пользователей Сети подключались к узлу через коммутируемые (т. е. переключаемые) телефонные линии. Такое подключение производится с помощью специального устройства, которое называется модемом. Слово «модем» – это объединение сокращений двух слов: «модулятор» –«демодулятор». Модем устанавливается как на компьютере пользователя, так и на узловом компьютере. Модем выполняет преобразование дискретного сигнала (выдаваемого компьютером) в непрерывный (аналоговый) сигнал (используемый в телефонной связи) и обратное преобразование.

Слайд 16

Коммутируемые подключения Основной характеристикой модема является предельная скорость передачи данных. В разных моделях она колеблется в диапазоне от 1200 до 56000 бит/с. Кабельная связь обычно используется на небольших расстояниях (между разными провайдерами в одном городе). На больших расстояниях выгоднее использовать радиосвязь. Всё большее число пользователей в наше время переходят от коммутируемых низкоскоростных подключений к высокоскоростным некоммутируемым линиям связи.

Слайд 17

Программное обеспечение Интернета Программное обеспечение узловых компьютеров очень разнообразно. Условно его можно разделить на базовое (системное) и прикладное. Базовое ПО обеспечивает поддержку работы сети по протоколу ТСР /IP – стандартному набору протоколов Интернета, т. е. оно решает проблемы рассылки и приема информации. Прикладное ПО занимается обслуживанием разнообразных информационных услуг Сети, которые принято называть службами Интернета.

Слайд 18

Программное обеспечение Интернета Служба объединяет серверы и клиентские программы, обменивающиеся данными по некоторым прикладным протоколам. Для каждой службы существует своя сервер-программа: для электронной почты, для телеконференций, для WWW и пр. Узловой компьютер выполняет функцию сервера определенной службы Интернета, если на нем работает сервер-программа этой службы. Один и тот же компьютер в разное время может выполнять функции сервера различных услуг; всё зависит от того, какая сервер-программа на нем в данный момент выполняется.

Слайд 19

Технология «клиент-сервер» На ПК пользователей сети обслуживанием различных информационных услуг занимаются программы-клиенты. Примерами популярных клиентов являются: Outlook Express – клиент электронной почты, Internet Explorer клиент службы WWW (браузер). Во время работы пользователя с определенной службой Интернета между его программой-клиентом и соответствующей программой-сервером на узле устанавливается связь. Каждая из этих программ выполняет свою часть работы в предоставлении данной информационной услуги. Такой способ работы Сети называется технологией «клиент-сервер».

Слайд 20

Пакетная передача информации в Интернете В Интернете используется пакетная технология передачи информации. За ее работу отвечает протокол ТСР /IP. Фактически речь идет о двух протоколах. Первый – ТСР-протокол расшифровывается так: Transmission Control Protocol протокол управления передачей. Именно согласно этому протоколу всякое сообщение, которое нужно передать по Сети, разбивается на части. Эти части называются ТСР-пакетами. Для доставки пакеты передаются протоколу IP, который к каждому пакету дописывает IР-адрес его доставки и еще некоторую служебную информацию.

Слайд 21

Пакетная передача информации в Интернете Каждый такой пакет будет самостоятельно перемещаться по сети независимо от других, но все они вместе соберутся у адресата. Далее, согласно протоколу ТСР, происходит обратный процесс: из отдельных пакетов собирается исходное сообщение. Если какой-то из пакетов не дошел или был испорчен при транспортировке, его передача будет запрошена повторно. Согласно протоколу ТСР, передаваемое сообщение разбивается на пакеты на отправляющем сервере и восстанавливается в исходном виде на принимающем сервере.

Слайд 22

Пакетная передача информации в Интернете Назначение IР-протокола (lnternet Protocol) – доставка каждого отдельного пакета до места назначения. Пакеты передаются, как эстафетные палочки, от одного узла к другому. Причем маршруты для разных пакетов из одного и того же сообщения могут оказаться разными. Вопрос о маршруте решается отдельно для каждого пакета. Всё зависит от того, куда его выгоднее передать в момент обработки. Если на каком-то участке Сети произошел «обрыв», то передача пакетов пойдет в обход этого участка.

Слайд 23

Интернет как глобальная информационная система Средства обеспечения определенных информационных услуг для пользователей Сети принято называть службами (сервисами) Интернета . Работа связки «клиент-сервер» подчиняется определенному протоколу: стандарту на представление, обработку, передачу информации средствами данной службы.

Слайд 24

Коммуникационные службы Интернета Электронная почта – e-mail. Это наиболее старая и одна из самых массовых служб Сети. Ее назначение – поддержка обмена электронными письмами между пользователями. Каждый почтовый ящик имеет минимум один адрес следующего формата: имя@адрес_сервера Адрес почтового ящика должен быть уникальным. Для работы с почтой можно использовать wе b -интерфейс (т. е. работать Интернет с обычным браузером) или установить специализированный почтовый клиент.

Слайд 25

Коммуникационные службы Интернета Сервер и клиент работают по разным протоколам. – РОР3 (Post Office Protocol – протокол почтового отделения), кроме всего прочего, выполняет функцию защиты информации. Во время сеанса связи он устанавливает личность пользователя, обеспечивает связь с его персональным ящиком. Задача программы-клиента – передать на сервер исходящие письма и принять поступившие. Здесь используется более простой протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol – простейший протокол передачи почты).

Слайд 26

Коммуникационные службы Интернета Службы мгновенного обмена сообщениями (chat). Популярная служба, предназначенная для мгновенного обмена сообщениями между пользователями Интернета, являются системы мгновенного обмена сообщениями. Это, например, программа ICQ ( «ай-си-кью» – игра слов, подобным образом читается выражение I Seek You, что означает «Я ищу вас»).

Слайд 27

Коммуникационные службы Интернета IР-телефония (Интернет-телефония) – система, позволяющая вести разговор в реальном времени с использованием каналов связи Интернета. Голосовая связь через IР-сеть может осуществляться двумя основными способами. 1) Компьютер - компьютер. 2) Компьютер - телефон. Одной из наиболее популярных программ для IР-телефонии в настоящее время является Skype.

Слайд 28

Коммуникационные службы Интернета Видеоконференция – это информационная услуга, обеспечивающая одновременную двухстороннюю передачу, обработку, преобразование и представление видео- и звуковой информации на расстояние в режиме реального времени с использованием компьютеров для более чем двух абонентов. Для общения в режиме видеоконференции абоненты должны иметь микрофон, видеокамеру (wе b -камеру), устройство отображения информации и воспроизведения звука, а также компьютер с необходимым программным обеспечением.

Слайд 29

Информационные службы Интернета Служба передачи файлов . Часто эту службу называют по имени используемого протокола: FTP (File Transfer Protocol – протокол передачи файлов). Со стороны Сети работу службы обеспечивают FТР-серверы, а со стороны пользователей – FТР-клиенты. Назначение FТР-сервера – хранение набора файлов самого разнообразного назначения (обычно в архивированном виде).

Слайд 30

Информационные службы Интернета World Wide W eb (WWW, Всемирная паутина) – самая массовая сегодня информационная служба Интернета. Это огромная, распределенная по всему миру информационная система, содержащая миллионы документов на самые разнообразные темы. Работает эта служба на базе протокола НТТР.

Слайд 31

Информационные службы Интернета Wе b -2-сервисы . Начиная с 2005 года в Интернете развивается новая методика использования wе b -технологии, объединяющая в себе информационные и коммуникационные функции, которая получила название Web-2. Основная ее особенность состоит в том, что информационный контент, выкладываемый в Сеть, создают сами пользователи. К сервисам, существующим на основе этой методики, относятся социальные сети (Одноклассники, Вконтакте и др.), блоги, живые журналы, видеохостинги (для размещения видеороликов, например YouTube), фотохостинги (для размещения фотоальбомов), файловые обменники и т. д.

Слайд 32

Информационные службы Интернета Блог (от web log - интернет-дневник) – wе b -сайт, основное содержание которого составляют регулярно добавляемые записи владельца (блоггера). Обычно записи отсортированы в обратном хронологическом порядке, т. е. вначале располагается последняя запись. Блоги доступны любым читателям и допускают публичную полемику с блогером. Живой журнал (ЖЖ, LiveJournal) – исторически первый, созданный в 1999 г., сервис Интернета для ведения блогов. ЖЖ поддерживает общение между блогерами, позволяет вести коллективные блоги, пополнять «ленту друзей» и др. Живой журнал один из вариантов социальных сетей, существующих в Интернете. Наряду с ЖЖ существуют другие платформы ведения блогов.

Слайд 33

Домашнее задание § 10, 11, конспект § 12



Предварительный просмотр:

Тема: «Жизнь без сигарет».

Цели:

- воспитание потребности в здоровом образе жизни,

- выработать у подростков негативное отношение к курению.

Задачи:

- обучающая – игра учит коллективному поиску ответов на вопросы,

- развивающая – способствует развитию общения, стимулирует процесс развития интереса  к ведению здорового образа жизни,

- воспитывающая – воспитывает чувство ответственности за коллективное дело.

Оборудование:

Ролики о курении, презентация о вреде курения, аудиозаписи песен о курении, компьютер с проектором.

Предварительная работа:

В классном коллективе заранее формируются три команды игроков по желанию и интересам учеников. Одна команда состоит из 5 человек. Названия своим командам ученики придумывают сами.

Ход классного часа

Во вступительном слове классный руководитель говорит о теме классного часа и сообщает, что основная конкурсная программа состоит из четырех туров.

Затем он представляет членов жюри (старшеклассники или учителя, возможно родители учеников).

Тур 1. «В объятиях табачного дыма».

Курение табака возникло еще в глубокой древности. В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы – взрослые и дети – держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснили, что «дикари» традиционно используют листья для частого вдыхания дыма.

Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности или недоверия.

Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев «табакко» и… нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые «дикари», украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили весь испанский двор.

Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, бывший послом в Испании, привез оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово «никотин» - так называют основной компонент табака, самый ядовитый.

Постепенно курение стало «путешествовать» по Европе, дошло до России, но активного распространения не получило, пока царевич Петр Алексеевич, постоянно общавшийся с чужеземцами, не научился курить… А потом он стал царем и начал, как известно, вводить в России «европейские» порядки, в том числе и не препятствовал распространению курения.

При Петре I в России появились первые табачные фабрики. Курение распространилось по всей стране. Тогда еще никто не знал, насколько опасна эта привычка.

А теперь проверим, что знаете вы из истории табака.

За правильный ответ команде присуждается очко

1. Родина табака:

а) Южная Америка

б) Южная Африка

в) Южный полюс

2.Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы и увидел аборигенов с дымящейся травой, употребляемой для курения, которую они называли…

а) папиросо

б) сигаро

в) самокруто

3. Кто обнаружил в табаке никотин?

а) Жан-Жак Руссо

б) Жан-Поль Бельмондо

в) Жан Нико

4. Екатерина Медичи использовала табак как лекарственное средство от..

а) насморка

б) мигрени

в) простуды

5. В какой стране табак в XVI веке был объявлен «забавой дьявола»?

а) В Испании

б) В Италии

в) В Бразилии

6. Книга, написанная английским королем Яковом  I в 1604 году, называется …

а) «О вреде табака»

б) «О пользе курения»

в) «Об истории трубки»

7. Самый популярный способ употребления табака в США до XIX века?

а) курение

б) нюханье

в) жевание

8. Кого называют «курильщиками поневоле»?

а) тех, кто находится в обществе курящих

б) тех, кого заставляют курить принудительно

в) тех, кто курит в тюрьме

9. В XIX веке в Петербурге запрещалось курить на улице. Нарушителей порядка строго штрафовали. Кто выступал инициатором запрета на курение?

а) медики

б) пожарные

в) церковь

10. При каком царе за курение табака – «дьявольского зелья» - в России секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь?

а) при Петре I

б) при Михаиле Федоровиче

в) при Алексее Михайловиче

11. В школах Китая юного курильщика ожидает изнурительное наказание. Какое же?

а) тренировка на велотренажере

б) бег на 1,5 км

в) мытье полов в школе

12. Широко ведется борьба с курением в Болгарии. Какие профессии там объявлены «профессиями некурящих»?

а) учителя и медики

б) пожарные и милиционеры

в) егери и подводники.

Тур 2. «Этикет говорит: нет»

В XIX веке в обществе существовали довольно строгие правила этикета. Если в доме устраивался бал, для курения отводилось специальное помещение – отдаленная комната или кабинет хозяина. Если бы кто-то вздумал закурить за столом или в танцевальном зале, такого гостя немедленно перестали бы принимать. Курить в гостиной при дамах было просто не позволительно: в курительной комнате, разумеется, находились только мужчины. Курящая женщина была такой же редкостью, как сказочная Баба-Яга. Курение даже на улице считалось неприличным.

Продолжая тему, попробуйте сделать антирекламу курению.

Придумайте четверостишия на заданные рифмы:

«зря – нельзя – бросай – меняй»,

«вред – бред – табак – рак»,

«курить – вредить – береги – беги»,

«сигареты – конфеты – будешь – не забудешь».

Команды зачитывают четверостишия. За наиболее удачные присуждаются очки.

Тур 3. «Курить – здоровью вредить»

Сейчас многие начинают курить, но знаете ли вы, к чему это приводит?

Например, у юноши под воздействием никотина замедляется рост. Вдыхание дыма в легкие приводит к бронхитам, создает опасность пневмонии, повышает вероятность раковых заболеваний.

Курение поражает сердечно-сосудистую, эндокринную систему, органы пищеварения, дыхания – и это список можно продолжить.

Геннадий Касмынин писал:

 Утром наполнить спешу никотином

Хилые легкие. Пусть похрипят.

Так я воюю с медициной,

И с утверждением – «Курение – яд!».

Это непросто: щеки обвисли,

Сердце в груди совершает прыжки.

Выпали волосы. Спутались мысли.

Руки дрожат. Под глазами мешки.

Но с ненавистным журналом «Здоровье»,

Что издается на радость ханже,

Вплоть до победы биться готов я.

Врач успокоил: «недолго уже».

Задание третьего тура: продолжите всем известную фразу «Минздрав предупреждает …»

Команды выполняют задание.

Тур 4. «Хочешь жить - бросай курить»

С табаком, к сожалению, мы встречаемся на каждом шагу: дымят на улице, дома, в общественных местах. Любимое место многих мальчиков и девочек – это школьный туалет, где они покуривают тайком от родителей. Юноши, а в последнее время и некоторые девушки, считают шиком, когда с независимым, как им кажется, «взрослым» видом они проходят по улице с сигаретой в зубах. Такому юноше или девушке кажется, что он (она) похож на «крутого парня» или «современную независимую девушку» без комплексов, которых ничто не волнует. Поверьте, большинству взрослых и пожилых людей неприятно видеть с сигаретой молодого паренька, а уж тем более девушку.

Предлагаю вам нарисовать плакаты на тему «Хочешь жить – бросай курить». А вот где вы разместите свой плакат и с каким уклоном он должен быть, мы сейчас узнаем.

  1. В роддоме для будущих мам.
  2. Для курильщиков в школьном туалете
  3. Для курящих пассажиров
  4. Для детей детского сада.

Игроки вытягивают бумажки с заданием и рисуют плакаты.

Подводятся итоги игры.

Ведущий предоставляет слово членам жюри.

Производится награждение команды – победительницы.

Заключительное слово.

Классный руководитель благодарит всех за участие в программе и завершает классный час словами:

« Способность бросить вредную привычку зависит от вас: вашей собранности, воли.

Надо быть упорным и настойчивым. Начать курить легче, чем отказаться от курения.

Так давайте же не начинать курить: давайте беречь здоровье – свое и близких!»

Используемая литература

  1. Веселые классные часы в 7 – 9-х классах. – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 336 с. – (Сердце отдаю детям).
  2. Классные часы . 8 класс. /Сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 120 с.
  3. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.



Предварительный просмотр:

Тема: Температура и тепловое равновесие

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: смешанный урок

Цель урока:  рассмотреть тепловое равновесие и физическую сущность температуры.

Задачи:

- образовательные: выяснить, что такое тепловое равновесие и какова физическая сущность температуры.

- воспитательные: формирование мировоззрения учащихся, системы взглядов и убеждений; воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной.

-развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.

После изучения данной темы ученик должен знать:

- абсолютную температурную шкалу;

- абсолютный ноль температуры;

- как давление газа зависит от температуры.

План урока:

  1. Объявление темы урока, мотивации и цели урока.

Мотивация:

В конце урока будет проведено тестирование, по итогам которого будут выставлены оценки. Также будет учитываться активность на уроке.

  1. Актуализация опорных знаний.

Устный опрос.

Вопросы:

1. Назовите основные положения МКТ.

2.Какие значения масс молекул и их количества используют в макроскопических телах?

3.Что называют относительной атомной массой?

4.Что такое моль и чему равна постоянная Авогадро?

5.Какой газ называют идеальным?

  1. Изучение нового материала.

О температуре.

Понятие температуры, связанное со степенью нагретости тела, возникло задолго до формирования молекулярно-кинетической теории. Люди научились измерять температуру значительно раньше того, как разобрались в ее физической сущности.

Всем известно: чтобы определить температуру вещества, нужно поместить в него термометр и подержать его там некоторое время.

Процесс теплообмена.

Когда соприкасаются два тела (или несколько тел), между ними происходит теплообмен.

Если система тел изолирована (т.е. не взаимодействует с окружающими телами и внешней средой), теплообмен будет длиться до тех пор, пока температуры тел не выравняются и не установится тепловое равновесие.

Причем при теплообмене энергия переходит от тела, температура которого выше, к телу, температура которого ниже. При этом постепенно температура более нагретого тела уменьшается, а более холодного – увеличивается.

Тепловое равновесие.

Тепловым или термодинамическим равновесием называют такое состояние, при котором все макроскопические параметры в системе сколь угодно остаются неизменными. Это означает, что в системе не меняются объем и давление, не изменяются агрегатные состояния веществ, концентрации.

Оказалось, что при термодинамическом равновесии изолированной системы тел температура во всех частях системы является одинаковой, и поэтому она была принята за характеристику такого состояния системы.

Итак, температура характеризует состояние термодинамического равновесия изолированной системы тел.

Для измерения температуры служат специальные приборы – термометры. Между термометром, помещенным в вещество, и этим веществом через некоторое время устанавливается термодинамическое равновесие. Наибольшее распространение в быту получили жидкостные термометры, в основе которых лежит зависимость объема жидкости от температуры.

Температурная шкала Цельсия.

Для практического использования принята стоградусная температурная шкала и единица измерения температуры – градус Цельсия.

Эта шкала строится по двум температурам – температуре таяния льда (0°С) и температуре кипения воды (100°С).

Принцип действия газового термометра.

Смотрим видеофрагмент эксперимента Шарля.

В 1787 году Ж.Шарль из эксперимента установил прямую пропорциональную зависимость давления газа от температуры. Из опытов следовало, что при одинаковом нагревании давление любых газов изменяется одинаково. Использование этого экспериментального факта легло в основу создания газового термометра.

Основа газового термометра – заполненный газом герметичный сосуд, соединенный с манометром. При изменении температуры изменяется давление газа в сосуде, что фиксирует манометр. Шкалу манометра можно разметить в единицах температуры.

Термодинамическая шкала.

Это шкала, предложенная Кельвином.  В этой шкале нет отрицательных температур. За нулевое значение в ней принят абсолютный ноль = 273,15 К.

Еще одна форма  уравнения МКТ.

Опытным путем было установлено, что при постоянном объеме давление газа прямо пропорционально его концентрации и температуре:

P=nkT, где k – коэффициент пропорциональности.

Экспериментальные исследования показали, что эта зависимость одинакова для разных газов. k – постоянная Больцмана k= 1.38* Дж/К.

Температура – мера средней кинетической энергии молекул.

Объединив уравнения

Р=nE˳ и P=nkT получаем E˳=kT.

Из этого соотношения следует, что температура и средняя кинетическая энергия молекулы находятся в прямо пропорциональной зависимости.

Поэтому температуру можно назвать мерой средней кинетической энергии частиц, характеризующей интенсивность теплового движения молекул.

Этот вывод МКТ хорошо согласуется с экспериментальными данными, показывающими увеличение скорости частиц вещества с ростом температуры.

  1. Совершенствование знаний.

Решим задачу.

В закрытом сосуде содержится газ при температуре 320 К. Какой должна быть конечная температура, чтобы давление газа возросло в три  раза?

  1. Диагностика.

№2 из упражнения 2 на стр. 36.

  1. Домашнее задание.

Ответить на вопросы к §12.

Структура занятия:

-актуализация опорных знаний –

- изучение нового материала –

- совершенствование знаний –

- диагностика урока –

- домашнее задание –

- подведение итогов –



Предварительный просмотр:

Тема: Электрическое поле. Электрон.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: смешанный урок

Цель урока:  ознакомить учащихся с понятием электрического поля.

Задачи:

- образовательные: выяснить что такое электрическое поле, электрон; узнать о делимости электрического заряда.

- воспитательные: формирование мировоззрения учащихся, системы взглядов и убеждений; воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной.

-развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.

После изучения данной темы ученик должен знать:

- о существовании минимального заряда, называемого электроном;

- электрический заряд – это физическая величина;

- заряд электрона – отрицательный, равен он -1.6*Кл.

- масса электрона = 9.1*кг.

План урока:

  1. Объявление темы урока, мотивации и цели урока.

Мотивация:

В конце урока будет проведено тестирование, по итогам которого будут выставлены оценки. Также будет учитываться активность на уроке.

  1. Актуализация опорных знаний.

Физический диктант

Ученикам показываются картинки, они должны определить проводники и непроводники.

  1. Изучение нового материала.

Электрическое поле.

Наэлектризованные тела, как показывают опыты, взаимодействуют друг с другом на расстоянии – притягиваются и отталкиваются. Как передается действие одного наэлектризованного тела на другое? Может быть, оно передается через воздух?

Посмотрим рис.37 на стр.58. Поместим заряженный электроскоп под колокол воздушного насоса и из-под колокола выкачаем воздух. Опыт показывает, что и в безвоздушном пространстве листочки электроскопа по-прежнему отталкиваются друг от друга. Значит, электрическое взаимодействие передается не через воздух. Но из этого опыта еще нельзя установить: действуют ли электрические  заряды друг на друга на расстоянии или между ними существует что-то материальное, не ощущаемое нами, через что передается это действие.

Согласно учению Фарадея и Максвелла пространство, окружающее наэлектризованное тело, отличается от пространства, находящегося вокруг ненаэлектризованных тел. В пространстве, где находится электрический заряд,  электрическое поле. Электрическое поле представляет собой вид материи, отличающийся от вещества. Мы с помощью наших органов чувств не можем непосредственно воспринимать электрическое поле. О существовании электрического поля можно судить по его действиям.

Электрическое поле заряда действует на всякий другой заряд, оказавшийся в поле данного заряда.

Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется электрической силой.

В проведенных нами опытах, не только заряженная палочка своим электрическим полем действует на заряженную гильзу, но и гильза, в свою очередь, своим электрическим полем действует на палочку. Следовательно, как и всегда, имеет место взаимодействие тел.

Подвесим на нити заряженную гильзу. Поднесем к ней палочку, имеющую заряд другого знака. Затем будем приближать подставку с гильзой к заряженной палочке. По углу отклонения нити заметим, что чем ближе гильза к палочке, тем с большей силой действует на нее электрическое поле заряженной палочки. Следовательно, вблизи заряженных тел действие поля сильнее, а при удалении от них поле ослабевает.

Делимость электрического заряда. Электрон.

Как объяснить явление электризации? Почему на двух соприкасающихся телах возникают заряда обязательно противоположного знака? Может быть, в природе есть частицы, имеющие электрический заряд? Если это так, то при делении заряда будет обнаружен предел деления – наименьшая заряженная частица.

Опыт с двумя электроскопами. Заряд делится. Опыт показывает, что электрический заряд может иметь разное значение. Электрический заряд – физическая величина.

За единицу электрического заряда принят 1 кулон. Единица названа в честь французского физика Ш.Кулона.

А существует ли предел деления заряда? Чтобы ответить на этот вопрос, понадобилось выполнять более сложные опыты, так как очень скоро оставшийся заряд на шаре электроскопа становится таким малым, что обнаружить его при помощи электроскопа не удается.

Для деления заряда на очень маленькие порции нужно передавать его не шарам, а маленьким крупинкам металла или капелькам жидкости. Во всех опытах разделить заряд дальше определенного значения не удавалось.

Это позволило предположить, что электрический заряд имеет предел делимости или, точнее, что существует заряженная частица, которая имеет самый малый заряд, далее уже не делимый.

Чтобы доказать, что существует предел деления электрического заряда, и установить, каков этот предел, ученые проводили специальные опыты. Например, советский ученый Иоффе поставил опыт, в котором электризовали мелкие пылинки цинка, видимые только под микроскопом. Заряд пылинок несколько раз меняли, и каждый раз измеряли, на сколько изменился заряд. Опыты показали, что все изменения заряда пылинки были в целое число раз (2,3,4,5 и т.д.) больше некоторого определенного наименьшего заряда, т.е. заряд пылинки изменялся хотя и очень малыми, но целыми порциями. Так как заряд с пылинки уходит вместе с частицей вещества, то Иоффе сделал вывод, что в природе существует такая частица, которая имеет самый маленький заряд, далее уже не делимый.

Эту частицу назвали электрон.

Значение заряда электрона впервые определил американский ученый Милликен. В своих опытах, сходных с опытами Иоффе, он пользовался мелкими капельками масла.

Заряд электрона – отрицательный, равен он -1.6*Кл. Электрический заряд – одно из основных свойств электрона. Этот заряд нельзя «снять» с электрона.

Масса электрона равна 9.1*кг, она в 3700 раз меньше молекулы водорода, наименьшей из всех молекул. Крылышко мухи имеет массу, примерно в 5* большую, чем масса электрона.

  1. Совершенствование знаний.
  1. Может ли какая-либо частица иметь заряд, превышающий заряд электрона в 1,5 раза?
  2. Может ли какая-либо частица иметь заряд равный утроенному заряду электрона?
  3. Может ли какая-либо частица иметь заряд равный 1/3 заряда электрона?

  1. Диагностика.

Электроскопу сообщили заряд, равный -6,4* Кл. Какому числу электронов соответствует этот заряд? (4*электронов).

  1. Домашнее задание.

Подготовить дополнительные материалы по биографиям ученых (Фарадей, Максвелл, Кулон, Иоффе, Милликен) и по их опытам.

Структура занятия:

-актуализация опорных знаний (физический диктант)–

- изучение нового материала –

- совершенствование знаний  –

- диагностика урока –

- домашнее задание –

- подведение итогов –



Предварительный просмотр:

Тема: Логические задачи

Тип урока: урок повторения и обобщения

Вид урока: урок решения задач

Цель урока:  научить учащихся решать логические задачи 

Задачи:

- образовательные: 1) Развитие умений решать задачи на законы логики 2) Развитие общешкольных умений: развитие устной монологической и диалогической научной речи.

- воспитательные: 1)Воспитание ответственности за результат своего труда. 2) Дальнейшее развитие навыков работы в команде на основе сотрудничества. 3) Воспитание чувства взаимопомощи

- развивающие: 1) Развитие коммуникативных умений. 2) Дальнейшее развитие навыков самоконтроля и самооценки своего труда. 3) Развитие умений работать мобильно в команде.

План урока:

  1. Объявление темы урока, мотивации и цели урока.

Мотивация:

По итогам урока будут выставлены оценки.

  1. Актуализация опорных знаний.

1. Выражение: F= ¬ (А&B) V¬ (В&C)

2. Выражение:  F= ¬ (А&B V В&С) V С & ¬ А

3. Выражение: F= А&B V D V ¬ (А V ¬В).

3. Решение логических задач

№1.

Синоптик объявляет прогноз погоды на завтра и утверждает следующее:

1 .Если не будет ветра, то будет пасмурная погода без дождя.

2. Если будет дождь, то будет пасмурно и без ветра.

3. Если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет ветра.
Так какая же погода будет завтра?

Решение.

1 . Выделим простые высказывания и запишем их через переменные:

А— «Ветра нет», В — «Пасмурно», С — «Дождь».

2. Запишем логические функции (сложные высказывания).

а) «Если не будет ветра, то будет пасмурная погода без дождя» – А→В&¬С.

б) «Если будет дождь, то будет пасмурно и без ветра» – С→В& А.

в) «Если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет ветра» – В→С&А.

3. Запишем произведение указанных функций:

    (А→В&¬С) & (С→В&А) & (В→С&А).

4. Упростим формулу: (А→В&¬С) & (С→В&А) & (В→С&А) = ¬А&¬В&¬С

5. Приравняем результат к единице: ¬А&¬В&¬С = 1.

6. Проанализируем результат: логическое произведение равно 1, если каждый множитель равен 1. Поэтому: ¬А=1, ¬В =1, ¬С =1. Значит: А=0, В=0, С=0.

7. Ответ: погода будет ясная, без дождя, но ветреная.

№2

Андрей, Аня и Маша решили пойти в кино. Каждый из них высказал свои пожелания по поводу выбора фильма.

Андрей сказал: «Я хочу посмотреть французский боевик».

Маша сказала: «Я не хочу смотреть французскую комедию».

Аня сказала: «Я хочу посмотреть американскую мелодраму».

Каждый из них слукавил в одном из двух пожеланий. На какой фильм пошли ребята?

Решение:

1. Выделим простые высказывания и запишем их через переменные:

А — «Французский фильм», В — «Боевик», С — «Комедия».

2. Запишем логические функции (сложные высказывания). Учтем условие о том, что каждый из ребят оказался прав в одном предположении:

а) «Французский боевик» — ¬А & В v А & ¬В

б) «Американскую мелодраму» — ¬¬А & ¬В v ¬А & ¬¬В

в) «Не французская комедия» — ¬¬А&С v ¬А&¬С

3. Запишем произведение   указанных   функций:

(¬А & В v А & ¬В) & (¬¬А & ¬В v ¬А & ¬¬В) & (¬¬А&С v ¬А&¬С).

4. Упростим формулу:

(¬А & В v А & ¬В) & (¬¬А & ¬В v ¬А & ¬¬В) & (¬¬А&С v ¬А&¬С) =

= ¬А&В&¬С v А&¬В&С

5. Приравняем результат к единице: ¬А&В&¬С v А&¬В&С=1.

6. Составим таблицу истинности:

А

В

С

¬А&В&¬С v А&¬В&С

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

1

1

0

1

0

0

0

1

0

1

1

1

1

0

0

1

1

1

0

7. Найдем по таблице значения переменных, для которых F = 1.

А)  

0

1

0

1

Б)  

1

0

1

1

8. Проанализируем результат:

Результат Б) не является решением, т.к. в ответе Маши оба утверждения оказываются неверными, что противоречит условию задачи.

Результат А) полностью удовлетворяет условию задачи и поэтому является верным решением.

9. Ответ: ребята выбрали американский боевик.

№3

 Виновник ночного дорожно-транспортного происшествия скрылся с места аварии. Первый из опрошенных свидетелей сказал работникам ГИБДД, что это были «Жигули», первая цифра номера машины – единица. Второй свидетель сказал, что машина была марки «Москвич», а номер начинался с семерки. Третий свидетель заявил, что машина была иностранная, номер начинался не с единицы. При дальнейшем расследовании выяснилось, что каждый из свидетелей правильно указал либо только марку машины, либо только первую цифру номера. Какой марки была машина и с какой цифры начинался номер?

Решение.

Введем обозначения для логических высказываний: Ж – это «Жигули»; М – это «Москвич»; И – это иностранная машина; Е – номер машины начинается с единицы; С – номер машины начинается с семерки.

Запишем высказывания свидетелей в наших обозначениях:

Из того факта, что каждый из свидетелей правильно указал либо только марку машины, либо только первую цифру номера, получаем три истинных составных высказывания:

Если все эти истинные высказывания логически перемножить, то получим следующее истинное логическое высказывание:

Для решения задачи нужно определить, при каких значениях логических переменных Ж, М, И, Е, С это высказывание истинно.

Упростим выражение, учитывая те обстоятельства, что машина не может быть одновременно и марки «Жигули», и марки «Москвич», и иностранного происхождения, а также то, что номер машины не может одновременно начинаться с единицы и с семерки:

При выводе мы также использовали закон противоречия и закон исключения констант.Высказывание  истинно только при Ж=1, М=0, И=0, Е=0, С=1. Таким образом, мы установили, что виновником дорожно-транспортного происшествия была машина марки «Жигули», номер которой начинался с цифры семь.

Ответ. Машина марки «Жигули», номер которой начинался с цифры семь.

4. Домашнее задание

Задача 1. Кто из ребят играет в шахматы, если известно, что:

1) если играет Андрей или Виктор, то Сергей не играет;

2) если Виктор не играет, то играют Сергей и Дмитрий;

3) Сергей играет.

Задача 2. В клуб служебного собаководства на очередную тренировку пришли со своими собаками Антон, Борис, Петр, Виктор и Олег. Желая подшутить над новым инструктором, на вопрос: «Кто же хозяин каждой из собак?» каждый юноша дал один правильный и один неправильный ответ. Антон сказал: «Моя собака – Рекс, а собака Петра – Лайма». Борис сказал: «Рекс – моя собака, а собака Виктора – Джек». Петр сказал: «Собака Виктора – Зевс, а моя собака – Рекс». Виктор сказал: «Моя собака – Джек, а собака Олега – Бичо». Олег сказал: «Да, моя собака – Бичо, а собака Бориса – Зевс». Кто же на самом деле хозяин каждой собаки?



Предварительный просмотр:

Тема урока: Формализация и моделирование

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: смешанный урок.

Цели урока: познакомить учащихся с понятиями формализации и моделирования

Задачи урока:

- Образовательные:

  • Вооружить учащихся знаниями основных понятий по теме;
  • Сформировать умение создавать модели;

- Развивающие:

  • Развить у учащихся познавательный интерес, творческие способности, логическое мышление, умения анализировать и делать выводы;
  •  Расширить мировоззрение и кругозор учащихся

- Воспитательные:

  • Сформировать у учащихся готовность к информационно – учебной деятельности;
  • Воспитать  устойчивый интерес к изучению информатики.

План урока:

  1. Объявление темы урока, мотивации и цели урока.

Мотивация:

В конце урока будет проведен опрос, по итогам которого будут выставлены оценки. Также будет учитываться активность на уроке.

2.  Изучение нового материала.

Понятие модели

Модель - это искусственно создаваемый объект, заменяющий некоторый объект реального мира,  объект моделирования) и воспроизводящий ограниченное число его свойств, существенные с точки зрения целей моделирования.
Моделирование — это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. 
Разные науки исследуют объекты и процессы под разным углом зрения и строят различные типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и движения объектов, в химии — их внутреннее строение, в биологии — поведение живых организмов и т.д.
Возьмем в качестве примера человека, в разных науках он исследуется в рамках различных моделей. В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии — как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии — как систему, стремящуюся к самосохранению и т.д.
С другой стороны, разные объекты могут описываться одной моделью. Так, в механике различные материальные тела 
(от планеты до песчинки) могут рассматриваться как материальные точки. Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью.

Классификация моделей

По способу представления различают: материальные(натурные, физические) и информационные(идеальные) модели.
Материальные модели воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение.
Самые простые примеры материальных моделей — детские игрушки. По ним ребенок получает первое представление об окружающем мире. Двухлетний малыш играет с плюшевым медвежонком. Когда, спустя годы, ребенок увидит в зоопарке настоящего медведя, он без труда узнает его.
Материальные модели — это, к примеру, чучела птиц в кабинете биологии, карты при изучении истории и географии, схемы солнечной системы и звездного неба на уроках астрономии, макет многоступенчатой ракеты и еще многое другое.
Информационные модели нельзя потрогать или увидеть воочию, они не имеют материального воплощения, потому что они строятся только на информации. 
Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояние объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.

Знаковые и вербальные информационные модели

Вербальная модель – информационная модель в мысленной или разговорной форме. К информационным моделям можно отнести вербальные (от лат. «verbalize» — устный)модели, полученные в результате раздумий, умозаключений. Они могут так и остаться мысленными или быть выражены словесно. Примером такой модели может стать наше поведение при переходе улицы. Человек анализирует ситуацию на дороге (что показывает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью они движутся и т. п.) и вырабатывает свою модель поведения. Если ситуация смоделирована правильно, то переход будет безопасным, если нет, то может произойти авария. К таким моделям можно отнести и идею, возникшую у изобретателя, и музыкальную тему, промелькнувшую в голове композитора, и рифму, прозвучавшую пока еще в сознании поэта.

Знаковая модель – информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами любого формального языка. Знаковые модели окружают нас повсюду. Это рисунки, тексты, графики и схемы... Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в мозгу человека, может быть облечен в знаковую форму. И наоборот, знаковая модель помогает сформировать в сознании верный мысленный образ.

По форме представления можно выделить следующие виды информационных моделей:

  • математические модели — математические формулы, отображающие связь различных параметров объекта или процесса;
  • структурные модели — схемы, графики, таблицы и т. п.;
  • логические модели — модели, в которых представлены различные варианты выбора действий на основе умозаключений и анализа условий;
  • компьютерные модели.

Если модель выражена в абстрактной, умозрительной форме, то нужны некоторые знаковые системы, позволяющие описать ее — специальные языки, чертежи, схемы, графики, таблицы, алгоритмы, математические формулы и т. п. Здесь могут быть использованы два варианта инструментария: либо традиционный набор инженера или конструктора(карандаш, линейка), либо самый совершенный в наши дни прибор — компьютер.
Компьютерная модель – модель, реализованная средствами программной среды.

3. Совершенствование знаний.

Вставьте пропущенные слова.

  1. Химическое взаимодействие веществ на молекулярном уровне моделируется …
  2. Узнать незнакомого человека можно по … его внешности, которое можно рассматривать как модель внешности человека.
  3. В кабинете биологии часто используется … фруктов и овощей, чтобы наглядно продемонстрировать особенности их сортов.
  4. Моделью, образцом сборки какого-нибудь прибора является сборочный …
  5. Чтобы сделать наглядными предложения архитектора по застройке района, строится … в определенном масштабе, который является моделью застройки.
  6. Модель движения поездов по железнодорожной станции, предназначенная для пассажиров, - это … расписание.
  7. Прежде чем приступить к решению какой-либо сложной задачи, нужно продумать … т.е. смоделировать процесс решения.
  8. Чтобы объяснить, как работает какое-то устройство, лучше нарисовать … его функционирования.

4.  Домашнее задание.

 Заполнить таблицу по образцу:

Цель моделирования

Существенные свойства

Тип модели

Модель

Изучить процесс смены дня и ночи

Земля в виде шара, источник света

материальный

глобус

Объяснить, как добраться до школы из вашего дома

 

 

 

Показать, как добраться до школы из вашего дома