I Международная научно-практическая конференция "Детство - мир без границ"

Ольга Александровна Зуева

Выступление на секции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detstvo-mir_bez_granits_vystuplenie.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИОННЫХ ГРУПП

Ольга Александровна Зуева,

учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. 
В группе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с заиканием составляют значительную часть : 1,5—3%.  Заикание, являющееся комплексной проблемой, изучено с клинических и психологических позиций, но в исследованиях обычно делается акцент на недостатках речи и способах их устранения, а также на проблеме логофобии и других психических отклонений. Вопросы компенсаторных ресурсов личности с дефицитарным развитием, облегчающих переживание негрубого физического недостатка, каким и является заикание, рассматриваются реже. В настоящее время внимание к проблеме заикания лишь увеличивается. Число детей с этой  патологией увеличивается год от года. По статистике нашего учреждения число обращений по поводу нарушений плавности и темпа речи за последние 10 лет возросло в несколько раз (в 2003 году за помощью обратились 12 детей в возрасте 5-15 лет, в 2013 году – 34 ребенка в возрасте 3-10 лет).

Проблема заикания - одна из наиболее сложных в теории и практике логопедии. Возникая в дошкольном возрасте, это нарушение речи затрудняет выработку коммуникативных навыков, отрицательно сказывается на формировании личности. Большинство этих детей поступает в общеобразовательную школу, где сталкиваются с рядом трудностей учебного и личностного характера.

В рамках общепедагогических проблем остро встает проблема эффективной и целенаправленной подготовки детей   с выраженными отклонениями в развитии речи к обучению в общеобразовательной школе. При разнообразии теоретических и практических подходов к данной проблеме неисследованным оказался вопрос подготовки к школьному обучению детей с   заиканием. В педагогической практике прямой перенос методических  подходов, рекомендуемых для детей с нормальным развитием, к детям с речевыми отклонениями оказывается неэффективным. Отсутствие специально разработанных методических рекомендаций для педагогов приводит к тому, что у обозначенной группы детей недостаточно сформированы предпосылки к полноценной учебной деятельности, что становится одной из причин дискомфорта, неуверенности в себе и, как следствие, нередко отставание в учебной деятельности.

В своей работе мы постарались определить комплекс педагогических условий формирования готовности к школьному обучению детей с заиканием.    Готовность к школе мы рассматривали прежде всего с точки зрения формирования произвольности в общении у заикающихся дошкольников как одной из основных предпосылок к полноценному обучению в школе.

Актуальность проблемы развития коммуникативных способностей детей с заиканием состоит в том, что одного преодоления заикания как речевого дефекта недостаточно. Тормозя общение как процесс коммуникации, оно тесно вплетается в личностное развитие и является не столько речевым нарушением, сколько личностно-психологическим. Мало научить ребенка бороться с приступами судорог и умению расслабляться, его надо научить не бояться общаться с людьми, вступать в контакт и передавать информацию независимо от условий и ситуации общения.

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Но необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося лежит в основе комплексного метода преодоления заикания, реализуемого в нашем учреждении. Под  комплексным подходом к преодолению заикания мы понимаем лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс мероприятий входят лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Их задачи – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося. Цель этого направления реабилитационной работы - развитие у заикающихся социальных взаимоотношений. Детей дошкольного возраста это направление подготавливает к обучению и взаимодействию с учителем и соучениками, к активной общественной деятельности в школе.

Существуют различные методики коррекции заикания. В основу каждой из них авторы положили своё видение причин возникновения заикания.

В нашем учреждении уже 10 лет успешно функционируют адаптационные группы для дошкольников с заиканием.  Дети объединены в группы по возрастному принципу. Структура занятий предполагает опору на ведущую деятельность дошкольников: сюжетная игра, ролевая игра, игра по правилам. Лексический материал подбирается с учетом возрастных особенностей детей. В своей работе мы используем методы и приемы из различных методик коррекции заикания, комбинируя их в структуре занятия: речедвигательные упражнения по синхронизации речи с движением, сопряженная и отраженная речь в процессе ручной деятельности, постепенный уход от наглядной поддержки ситуативной речи при переходе к речи контекстной, элементы дыхательной и релаксационной гимнастики. В комплексной коррекции заикания задействованы психологи, логопед и педагоги дополнительного образования. Все специалисты преследуют одну цель- развитие  социальных взаимоотношений и выработка навыка плавной бессудорожной речи.

Психокоррекция.

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напряжение и усиливают внешние проявления. Различие между заикающимися и свободно говорящими выражается не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. От первого непроизвольного эмоционального реагирования на дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными переживаниями и отражаемое в волевых усилиях (действиях и поступках) и самостоятельной и безуспешной борьбе с заиканием. Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические особенности: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и многое другое. В зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок,  психические явления могут в разной степени и кратковременно проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности заикающихся.  Заикающиеся  дети отличаются, прежде всего, характерными особенностями эмоциональных состояний, самооценки, уровня притязаний и самоконтроля, поэтому специфический тип их психической ориентации в мире отражается и на характере их социальных контактов.

Самооценка, как важнейший механизм регуляции поведения, играет большую роль в реализации возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений детей. Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная, напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей ребенка и ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушению общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка. Низкая самооценка свидетельствует о том, что ребенок испытывает дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, любви и внимания взрослых.

В основу коррекционно-развивающей работы легли представления об особенностях развития эмоциональной сферы детей. Главный акцент занятий делается  на работу с детьми, имея в виду их тревожность, неуверенность в себе, неустойчивость самооценки. Занятия рассчитаны на групповую форму проведения, исходя их того, что для создания эмоциональной атмосферы общения ребенка со сверстниками она наиболее приемлема, поскольку психологические проблемы детей ярко обнаруживают себя именно в этих ситуациях. Разрабатывая занятия, мы продумывали их с учетом того, чтобы атмосфера в них распространялась по типу «заражениями эмоциями» и являлась основным механизмом регуляции и формирования эмоционального состояния и контроля. Формирование уверенности в себе и снятие тревожности осуществлялось по таким направлениям, как формирование у детей адекватной самооценки, положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от текущих жизненных стрессов, укрепления уважения к себе, доверия к своим способностям, умениям и навыкам. Заикающийся ребенок, помимо речевых судорог, имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми. Анализ специфических особенностей общения заикающихся детей позволил выделить в работе с ними несколько наиболее важных задач:

- воспитание у детей интереса к окружающим людям;

- выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения;

- обучение саморегуляции своего состояния и избегания конфликтов.

Программа позволяет индивидуализировать процесс развития способности к психологическому  самоуправлению у детей и способствует оказанию психологической помощи заикающимся детям дошкольного возраста. На занятиях используются большое количество разнообразных методов: релаксация, игры, рисование, разучивание правил, задания для наблюдения на дом. Учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также учитывая большое разнообразие функций игры, основным методом на занятиях можно считать игровой. Игра помогает создавать на занятиях благоприятную атмосферу общения. Объединяет детей и взрослых, помогает в установлении контактов, снимает эмоциональное напряжение, улучшает психофизическое состояние.

Коррекционно-развивающая программа по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки рассчитана на заикающихся детей дошкольного возраста и построена не как тренировка отдельных умений и навыков, а как элемент целостной осмысленной деятельности ребенка. Основной целью программы является развитие коммуникативных умений и навыков  детей с заиканием, развитие полноценной коммуникативной деятельности, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе. Программа адаптирована к возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Занятия предполагают общение в непринужденной обстановке, что помогает формированию речевой активности у детей.

Отработка навыков проходит в три этапа:

- получение информации о содержании того или иного навыка;

- применение полученных знаний в конкретных ситуациях;

- перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.

Коррекционно-развивающая программа включает в себя следующие блоки:

Блок 1.  «Я и мой внутренний мир»

- формирование адекватной самооценки;

- воспитание уверенности в себе;

- раскрытие своего «Я»;

- формирование положительной Я концепции, самопринятия;

выявление положительных черт личности.

Блок 2. «Я и мои эмоции»

- распознавание и оценивание своих эмоций и чувств;

- развитие умения передавать свое эмоциональное состояние через художественный образ;

- формирование адекватных форм проявления эмоций.

Блок 3. «Я владею собой»

- формирование навыков владения собой, своими эмоциями;

- моделирование поведения в конкретных жизненных ситуациях;

- формирование стремления к саморазвитию (мотивации достижения успеха), чувство гордости за свои достижения»

Блок 4. «Я владею своим телом»

- снижение эмоционального напряжения;

- снятие мышечных зажимов.

В преодолении заикания немаловажную роль играет снятие эмоциональной напряженности, воспитание уверенности в себе. Особое внимание при разработке системы коррекционных занятий по устранению заикания уделяется нормализации психологических механизмов, необходимых для успешной коммуникативной деятельности заикающихся детей дошкольного возраста.

Логокоррекция

Задача воспитания правильной речи у заикающегося здесь заключается в тренировке этой правильной речи при разных эмоционально острых состояниях ребенка. Логопед должен научить заикающегося владеть собой, свободной речью независимо от настроения, от эмоционального возбуждения или подавленности.  Поэтому на речевых занятиях важно предусмотреть подбор не только самих речевых упражнений, но и различных ситуаций, в которых они должны проводиться. Ребенку легче рассказать о чем-то хорошо знакомом, о том, что он непосредственно видит. И значительно труднее рассказать о событиях предстоящих. Вот почему при подборе речевых упражнений в зависимости от деятельности ребенка должна предусматриваться следующая последовательность их усложнения: дидактические игры (лото, домино)       занятия по лепке, рисованию, аппликации        общеобразовательные занятия (обучение счету, родному языку, труд)        подвижные игры        творческие и ролевые игры, инсценировки          репетиции к утренникам или концертам       участие в утренниках, концертах.

Речевые упражнения строятся в следующей последовательности:

заученный текст    отрепетированный вслух         мысленно продуманный    незнакомый текст             экспромт. 

        Одним из факторов, способных влиять на появление или исчезновение речевых судорог у заикающегося, является разная сложность речевой структуры.  Обычно заикающиеся легко произносят отдельные звуки, реже - слоги, еще реже - слова. Трудности у них, как правило, возникают в начале изложения (трудно начать говорить), в начале смыслового отрезка развернутой фразы (после дыхательной или смысловой паузы) или в начале простой фразы. Нередко остановки, спотыкания появляются на некоторых определенных (трудных) звуках. Отсюда и возрастающая сложность речевых упражнений. Вначале звуки и слоги, затем отдельные слова, потом фразы от простых к сложным и, наконец, связная речь. 
        Степень громкости речи заикающегося также влияет на свободное ее течение. Поэтому свободная и громкая речь у заикающихся достигается обычно путем последовательных речевых упражнений, произносимых ими беззвучно, шепотом, тихо, громко, обычным голосом. 
На речь заикающихся благотворно действуют плавность и ритмичность.По этому поводу даже бытует мнение, что для избавления от заикания нужно петь, или читать стихи, или говорить нараспев, т. е. сильно растягивать гласные звуки. Поэтому в речевые занятия с заикающимися детьми вводят пение и ритмизованную речь (определенное облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь сопровождают какими-то ритмичными движениями). Такой вид упражнений используют для совершенствования и развития голоса, дыхания, артикуляции, а также для того, чтобы еще раз обратить внимание ребенка на имеющуюся у него возможность говорить свободно. Однако наша устная речь разнометрична, т. е. мы в речи пользуемся разными ритмами. Поэтому задача логопеда состоит в том, чтобы последовательно перевести навыки свободной речи с ритмизованной на разнометричную, т. е. обычную речь.

Все перечисленные факторы имеют значение для перевоспитания речи заикающихся детей. Недооценка одного из них будет мешать успешности или прочности вырабатываемых навыков правильной речи у ребенка, может неожиданно спровоцировать заикание после, казалось бы, успешного завершения речевых занятий. Поэтому логопед должен приложить все свое умение и знания, чтобы ничто не помешало успешному проведению занятий и не вызвало рецидива. 


        Заикание - серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. Коррекцию заикания нужно начинать немедленно, как только оно возникло - в начальной стадии. Острое заболевание лечить всегда легче, чем хроническое. И воздействие обязательно должно быть комплексным.  Сверхсредств, позволяющих сразу и навсегда избавить всех заикающихся от их недуга нет. Есть один общий для всех путь - путь кропотливой, упорной работы над собой, над своей речью. 

                                           

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам – М.: ТЦ Сфера, 2003
  2. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи. – М.: Эребус, 1993
  3. Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев, 1998
  4. Борисова Е.А., Прокопцова Н.С. Совместная работа воспитателя и    

логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы //  

Логопед. – 2005. - №3. – с. 48-51.

  1. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у  

дошкольников: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1983

  1. Волкова Г.Л. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи.- «Сайма», 1993
  2. Леонова С.В. Психолого-педагогическое обследование заикающихся

детей //Логопед. – 2004. - №5. – с. 30-31.

  1. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст):  

Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М : ВЛАДОС, 1997

  1. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е издание. –  

СПб.: Питер, 2004

  1. Рау Е.Ю., Казбанова Е.С. Нарушение темпоритмической организации  

речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания //Логопед. – 2004. – №6. – с. 47-49.

  1. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и  

дидактические основы логопедического воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2000

  1. Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся школьников. - М.: Просвещение, 1966