СТРАНИЦА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ШКОЛЫ

Пакселева Альбина Анатольевна

 

Жить среди людей и быть

счастливым - это значит, прежде всего,

уметь выполнять свой долг...

В.А. Сухомлинский



Основная цель работы социального педагога:

– не сломать и перевоспитать, а помочь предотвратить негативный путь развития личности ребёнка.

Задачи:

-Забота и помощь детям, испытывающим те или иные жизненные трудности (проблемы обучения, развития личности, общения и т. д.)

-Своевременное выявление и предупреждение конфликтных ситуаций в ученической среде, негативных тенденций в развитии личности ребёнка.

-Предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда ЗОЖ.

-Повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и родителей.

-Посредничество между личностью обучающегося, семьёй, средой, специальными социальными службами, ведомственными и административными органами.

В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:

профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;

защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;

организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.



Ожидаемые результаты

1.Создание базы данных по накоплению материалов, отражающих динамику коррекции детей, имеющих отклонения в поведении.
2. Вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении в сферу положительного воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия и акции, социальные проекты, кружки и спортивные секции).
3. Уменьшение пропусков уроков обучающимися без уважительной причины.
4. Снижение числа детей и подростков, состоящих на всех видах учёта.
5. Уменьшение количества правонарушений.
6. Благополучная социализация обучающихся после окончания образовательного учреждения.



Методы работы:

Методы диагностики-интервью, мониторинг, социологический опрос, тесты, личностные опросники, социометрия, педагогическое наблюдение.
Методы профилактики – социальная терапия, игровая коррекция, социально – психологический тренинг, беседа, дискуссия, лекция, творческие задания и проблемные ситуации.
Методы реабилитации- трудотерапия, групповая терапия.
Методы психологического консультирования.
Организационно- распорядительные- инструктирование, контроль и проверка.
Методы воспитания- положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, игра, создание ситуации успеха.

Основные направления деятельности

v Исследования, диагностика:

Социологические опросы родителей и обучающихся.

 Выявление учеников «группы риска», семейного неблагополучия.

 Изучение личности обучающихся, межличностных взаимодействий групп.

 Помощь классным руководителям в проведении социометрии.

 Диагностико- коррекционная работа по профилактике проблем обучения и личностного развития.

 Изучение жилищно –бытовых условий обучающихся, состоящих на школьном контроле, под опекой, из неблагополучных семей.

 Опросы, анкетирования с целью выяснения степени удовлетворенности участников образовательного процесса работой учреждения.

 Диагностика по проблеме профориентации обучающихся.



v Работа с учениками:

 Тематические беседы, занятия по правовому воспитанию, развитию положительных качеств личности, тренинги общения.

 Индивидуальные консультации.

 Профессиональная ориентация.

 Помощь в организации летнего трудоустройства несовершеннолетних и летнего отдыха слабо защищенной категории учащихся.

 Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни.



v Работа с учениками «группы риска»:

 Выявление учащихся, испытывающих те или иные проблемы, негативное влияние со стороны взрослых;

 Изучение личности учащихся, семейной ситуации развития, круга общения.

 Помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещаемость ОУ.

 Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся «группы риска».

 Помощь в организации занятости и отдыха учащихся в летний период.

 Контроль посещения школы, успеваемости и занятости.

 Профилактические мероприятия.

 Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута.

 Вовлечение учащихся в кружки и секции.



v Работа с родителями.

 Психолого- педагогическое просвещение.

 Привлечение родителей к активному участию в учебно – воспитательном процессе.

 Посещение семей в целях охраны жизни и здоровья учащихся.

 Коррекция семейных отношений.

 Индивидуальные беседы. Консультации

 Организация совместных мероприятий по распространению положительного опыта семейного воспитания, здорового образа жизни, профориентации.



v Организационно - методическая работа.

 Анализ работы.

 Участие в семинарах



Принципы работы:

 доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;

 взаимодействие - сотрудничество со всеми работниками школы,

 своевременность - включение в работу на самых ранних стадиях;

 индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;

 эффективность - ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;

 преемственность - единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;

 многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;

 интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;

 оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;

 позитивное восприятие, толерантность личности, основанные на принятии ребенка и взрослого такими, каковы они есть, и опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности;

 адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.




Формы работы:

 совет профилактики школы;

 родительские собрания;

 лекции;

 диагностика;

 индивидуальные и групповые консультации;

 изучение документации;

 беседа;

 час общения;

 наблюдение;

 тестирование;

 анкетирование;

 анализ;

 консультирование;

 индивидуальная работа;

 групповая работа;