"Инновационная деятельность на базе КФУ".

Нягашкина Светлана Владимировна

 Преподаватель всегда был центральной фигурой в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия,   которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности преподавателей изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь сотворцами новой практики.

Профессиональная деятельность преподавателя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога, развития его творческих способностей. Без творчества нет педагога-мастера.

В широком смысле творчество – это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой создаются новые результаты. Эти результаты могут быть новыми только для этого человека или же иметь значение новшества для многих и даже всех людей. Творчество педагога начинается с усвоения того, что уже накоплено другими (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), но в своих развитых формах это процесс преобразования сложившейся практики. Творческое отношение к своему делу – важнейшая черта личности и условие ее полноценного развития.

Преподаватель, переставший работать над собственным развитием и не участвующий в инновационной деятельности, обладает индивидуальностью и является субъектом педагогической деятельности (может быть весьма успешным), но личность в нем умерла. Человек, обладающий этим особым качеством, – быть личностью – всегда стремиться создать что-то непохожее на то, что сделано другими, и в этом выразить себя, свою индивидуальность. Важнейшая черта творца - непреодолимое стремление к самой творческой работе.

Современные подходы к обучению предполагают совместное творчество преподавателя и обучающихся. От преподавателя требуется:

 -побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде

 - сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениям

  -побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений

 - давать возможность исследовать свои предположения, особенно путем обсуждения в малых группах

-предоставлять возможность применять новые знания к широкому кругу явлений, ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

 Но деятельность преподавателя должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Он должен создавать и постоянно совершенствовать свою педагогическую концепцию, осваивать и, если требуется, производить новые методы  педагогической деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

Нягашкиной Светланы Владимировны,

учителя высшей квалификационной категории

МБОУ «Андреевская ООШ»

Нурлатский район РТ

Тема урока: «Простые и сложные предложения».

Тип урока:  Урок «открытия» новых знаний.

Цели: формирование  знания о простом и сложном предложении.

Личностные: ученик научится осознавать эстетическую ценность русского языка, развивать языковые творческие способности, будет  стремиться к речевому самосовершенствованию.

Предметные:

- ученик научится   отличать простое предложение от сложного, получит возможность научиться  правильно употреблять их в речи.

Метапредметные:

Познавательные: ученик получит возможность преобразовывать  информацию из одной формы в другую.

Регулятивные: ученик получит возможность извлекать информацию из учебника, высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать вопрос (проблему) урока; опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.

Коммуникативные: ученик научится владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Оборудование: проектор, экран, презентация, карточки, опорные схемы, тексты, оценочные листы.

Ход урока:

I.Мотивация к учебной деятельности.

 Доброе утро, ребята! Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Я очень рада вас видеть. Садитесь.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

II. Этап актуализации и пробного учебного действия

Учитель. Начнем с проверки домашнего задания. Кто выполнил упражнение №231, сверьте ваши работы с эталоном.

Эталон проверки упражнения 231.

1.Причьи голоса звенели всюду: в поле, в лесу, в роще.

2.Солнце показалось из-за туч, но вскоре скрылось.

3.Мухи, осы и шмели укрываются в сухие убежища.

4.До чего красив осенний лес!

Учитель. Итак, у кого в упражнении  № 231 нет ошибок? Молодцы! Кто допустил ошибки в своем задании? Какие ошибки допустили? Почему  была допущена ошибка?

Ученик.  Я неправильно расставил пропущенные знаки препинания в 1,2 предложениях. Надо повторить правило.

Ученик. А я неправильно поставил знак препинания в конце 4 предложения. Надо быть внимательным, выполняя подобную работу.

Фронтальный опрос.

Учитель.

-Какие бывают предложения по цели высказывания?

Ученик.

Повествовательные, вопросительные, побудительные.

Учитель.

-По интонации?

Ученик.

Восклицательные, невосклицательные.

Учитель.

-По наличию второстепенных членов?

Ученик.

Распространённые,нераспространённые.

Учитель.

-Что такое грамматическая основа?

Ученик.

Грамматическая основа-это подлежащее и сказуемое.

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Учитель.

Ребята, поработаем с текстом (на слайде).

1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.2.Вода поднялась и затопила бобровую хатку.3.Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше.4.Бобрята оказались в воде и поплыли в разные стороны.5.Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть.6.Я заметил это, вытащил его из воды и принёс к себе домой.7.Утром вода спала, и я посадил бобрёнка в мешок и поскорее отнёс к реке.

Учитель. Прочитайте предложения. Спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.

 Учитель.

-Чему учит нас это текст?

Ученик.

Любить и охранять природу.

Эталон проверки.

Во 2,4,5,6 предложениях одна грамматическая основа, в 1,3,7-две грамматические основы.

Учитель. Ребята,  ваши ответы не совпали с эталоном? Почему?

Ученик. Мы затрудняемся находить грамматические основы.

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Учитель. Ребята,какие предложения вы назвали бы простыми,а какие-сложными?

Ученик.

Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми,а предложения с несколькими грамматическими основами-сложными.

Учитель. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока?  

Ученик. Мы сегодня будем изучать Простые и сложные предложения.

Учитель. Верно. Чему вы сегодня должны научиться? Какова цель нашего урока?

Ученик. 

-Сегодня мы должны познакомиться с простыми и сложными предложениями,

-учиться различать простые и сложные предложения,

-учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

 Учитель. Вспомните, какой метод  использовали в случаях, когда мы не могли правильно обозначить грамматическую основу?

Ученик. Мы использовали метод наблюдения.

Учитель. Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения?

Ученик. Теория и упражнение учебника.

V. Этап реализации построенного проекта.

 Учитель. Итак, мы с вами выяснили,что предложения,имеющие одну грамматическую основу,называются простыми,а предложения,имеющие несколько грамматических основ,называются сложными.

Учитель.Скажите,чем,кроме смысла и интонации,могут соединяться между собой простые предложения,входящие в состав сложного?

Сравните:

1.На небе появились тучи,и пошёл дождь.

2.На небе появились тучи,пошёл сильный дождь.

Ученик. Сложные предложения могут быть союзными-простые предложения соединяются с помощью союзов,а могут быть бессоюзными-части соединяются с помощью смысла и интонации.

Учитель.

С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения,входящие в состав сложного?

Ученик. Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми.

Учитель.Прочитайте новый материал учебника.Сравните его с нашими выводами.Что ещё нового вы узнали?

Ученик.Сложные союзные предложения бывают сложносочинённые и сложноподчинённые.

Физкультминутка.

Я буду вам читать предложения. Если вы услышите простое предложение  – делаете хлопок. Если же предложение сложное – вы топаете ногами.

 

1 Я вспомнил день, когда впервые выпал снег.

2.И  все ярче сверкали звезды.

3. Мы торопились, потому что начали замерзать.

4. К вечеру наступили заморозки.

5. Я любовался изморозью, которая сверкала солнечными бликами. 

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике. 

Учитель. Полностью с вами согласна. Выполним фронтально  упражнение № 238  учебника.

Ученик. В небе появилась и засверкала первая вечерняя звёздочка(союз и соединяет однородные члены).

Ученик. В небе ярко сверкнула первая звёздочка, и в окнах домов замелькали огоньки.(союз и соединяет простые предложения в составе сложного).

Ученик.  Первый луч солнца выглянул из-за тучи и заиграл на макушке высокой сосны.( союз и соединяет однородные члены).

Ученик. Первый луч солнца выглянул из-за тучи, и макушка сосны заискрилась розовым светом. (союз и соединяет простые предложения в составе сложного).

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Нет, мы с ним легко справились.

Учитель. Молодцы.  Испытывали ли вы трудности при выполнении задания? 

Ученик. Да

Учитель. В таком случае предлагаю поработать в группах.

Работа в группах

Учитель. Ребята, разделитесь на 3 группы и выполните задание по карточкам.

Карточка №1.

Переписать предложения в тетрадь, разделить их на две группы: на простые предложения и на сложные.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Иван-царевич поблагодарил старичка и пошёл за клубочком. Исчезают последние клочки снега, и на свет выходит зелёная трава. Я всегда просыпаюсь часа в два до зари и встречаю рассвет.

Ученик. Ветер мо морю гуляет и кораблик подгоняет.(простое)

Ученик. Иван-царевич поблагодарил старичка и пошёл за клубочком.(простое).

Ученик. Исчезают последние клочки снега, и на свет выходит зелёная трава.(сложное)

Ученик. Я всегда просыпаюсь часа в два до зари и встречаю рассвет.(простое).

Учитель. Какие трудности испытывали при выполнении данного задания?

Ученик. Тяжело было находить грамматическую основу.

Учитель. Ребята, для лучшего закрепления правила  поработаем в парах. 

Работа в парах.

Учитель. Выполните задание по карточке №2.

Карточка №2. 

Из предложенных предложений выписать:

1.простые предложения,

2.сложные бессоюзные предложения,

3.сложные союзные предложения.

Ученик.  Зима ещё хлопочет и на весну ворчит (п)

Ученик. Северный ветер принёс облака,и в воздухе появились белые снежинки.(сс)

Ученик. Снег под ногами совсем не скрипел,на нём оствались следы от валенок.(сб)

Ученик. Я прошёл через ельник и вышел на свежую тропу.(п)

Учитель. Какие трудности испытывали при выполнении задания?

Ученик. Тяжело было определять СС и СБ предложения.

Учитель. Что показалось трудным в задании?

Ученик. Расставлять знаки препинания.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Как проверить?

Ученик.  Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Учитель. Мини-тест.

 Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены.

1. Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.

2.  Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.

3.Листья потемнели и шуршат при ветре.

 Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.

1. Наступила осень и птицы потянулись к югу.

2. Листья лежали на дороге на крышах домов.

3.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые  облака.

Учитель.

Передайте тетрадь своему соседу по парте и сверьте ответы по эталону.

Эталон.

1в.2,3.

2в.1,3.

Учитель. Кто допустил ошибки? Как поступить?

Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Учитель. Молодцы. Поставьте оценку в Листе самооценивания.

VIII. Включение в систему знаний и повторения. 

Учитель. Какими новыми знаниями вы овладели?

 Ученик. Научились отличать простые предложения от сложных.

Учитель. Достаточно ли  мы закрепили новое правило?

Ученик.  Нет.

Учитель. Почему?

Ученик. Мал объем практического применения нового знания.

Учитель. Тогда  работаем над следующим заданием.

Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Кто догадался? Какое задание надо выполнить? 

Ученик.

Надо написать предложения в соответствии со схемами.

Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина.
Наступила осень. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.
Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
Птицы улетают в теплые края.
 

Учитель. Кто справился с заданием? У кого были ошибки? Как стоит поступить?

Ученик. Необходимо обраться к эталону.

Учитель. Проведите самопроверку по эталону.

Эталон.

  1. [= -].
  2. [– =].
  3. [– =], и [= -].
  4. [– =], [= -].
  5. (Когда – =), [– =].

Учитель. Поставьте  себе оценки.

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Учитель. Сегодня вы очень хорошо работали , у нас получился, на мой взгляд, очень увлекательный урок. А что думаете вы? Давайте подведем итог!

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

-Какую роль может играть союз “и” в предложении?

-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”, прежде чем ставить запятую?

Учитель.По мере того как мы с вами отвечали, посмотрите, какая выстроилась логико-смысловая таблица.

По цели высказывания                         По интонации

ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ                                 ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ

 

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ                            НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ

   

ПОБУДИТЕЛЬНОЕ

 

                                    ПРЕДЛОЖЕНИЕ 

                  По наличию грамматических основ

         ПРОСТОЕ                                          СЛОЖНОЕ

  По наличию главных членов 

                                                         По способу связи

  Односоставное                             СОЮЗНОЕ              БЕССОЮЗНОЕ

                                 

  Двусоставное                          Виды предложений

                                         1) СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ (И, А, НО)

 

                                         2) СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ (ЧТО, ЧТОБЫ,

                                         ПОТОМУ ЧТО, ГДЕ, КОГДА, ЕСЛИ)

Учитель. Заполнение таблицы. Каждый ученик ставит  «+»  в той   ячейке, которая  соответствует его уровню понимания языкового явления.

              Тема              Понятие

                   

Мой

уровень

понимания

Простое предложение

Сложное предложение

ССП

СПП

Плохо понимаю

Понимаю, но нужно ещё разобраться

Хорошо понимаю

Могу объяснить товарищу

Учитель. Если вы поставили себе  большое количество + в графах последнего пункта «Могу объяснить товарищу»,  возьмите зеленый смайлик, вы отлично справились с заданиями на уроке.

Если  + больше в графе «Хорошо понимаю», возьмите желтый смайлик, вы хорошо потрудились.

Если количество плюсов превышает в пункте «Понимаю, но нужно еще разобраться», возьмите синий смайлик, вам есть над чем поработать.

Те, кто поставил больше плюсов в  первой графе «Плохо понимаю», возьмите красные смайлики, вам, я думаю, понадобится помощь консультантов.

Домашнее задание

Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда в нём самом!

Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет преодолеть трудности.

1.Фронтально: подготовить рассказ о простом и сложном предложении( с опорой на параграф учебника).

2.Дифференцированное задание:

1.Упр.235.

 2.Написать сочинение-миниатюру о зиме,используя простые и сложные  предложения.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

учитель русского языка и литературы высшей кв.категории

Нягашкина СВ

МБОУ «Андреевская ООШ» Нурлатский район РТ

Тема урока: Словообразование наречий.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Цель урока: формирование знаний по словообразованию наречий

Планируемые результаты:

Личностные:

-самовоспитание внимания и активности на уроке.

Предметные:

-ученик  на практике научится применять теоретические знания.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действии

ученик научится:

-целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия:

ученик научится

-добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

ученик научится

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-сотрудничать с товарищем при выполнении заданий в паре, в группах.

Раздаточный материал: диагностическая карта, карточки.

Необходимое оборудование: учебник 6 класса, экран. Демонстративный материал: таблица проверки словообразование наречий, эталон для самопроверки.

Ход урока.

I.Мотивация к учебной деятельности.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я желаю вам хорошего настроения и

отличной работы на уроке.

Учитель.Ребята,сегодня свои знания вы будете оценивать по оценочному листу.

II. Актуализация.

Учитель. Проверим домашнее задание. Какие затруднения были при

выполнении домашнего задания?

Учитель. Кто выполнил упражнение №157 (ст.122). Сверьте выполненное задание по эталону.

Эталон к упр.157.

1)Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день.(А.С.Пушкин) 2) Почему при звуке песни и цветы сильнее пахнут, и плоды быстрее зреют, и сердца сильнее бьются?(Б.Захадер) 3) Длинней с горы ложится тень.(Ф.Тютчев) 4) Леса вдали виднее, синее небеса, заметней и чернее на пашне полоса.(А.Блок) 5) Под ним струя светлей лазури, под ним луч солнце золотой…(М.Лермонтов) 6) Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало. (А.Плещеев) 7) А злые языки страшнее пистолета. (А.Грибоедов) 8) Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем. (М.Горький) 9) Гул усиливался, сырая трава становился гуще и выше, кусты попадались чаще, и горизонт постепенно суживался. (Л.Толстой) 10) Небо всё ниже и ниже опускалось к земле, и вокруг становился всё темнее, пока не пошёл снег. (К.Паустовский)

Учитель. Кто выполнил упражнение 161.(ст.125). Сверьте выполненное задание по эталону на слайде.

Эталон к упр.161.

Хорошо- лучше, очень хорошо, лучше всех; точно- точнее, более точно, точнее всех; высоко- выше, выше всех; энергично- энергичнее, более энергично, энергичнее всех; быстро- быстрее- более быстро-быстрее всех; часто- чаще- менее часто- чаще всех; активно- активнее- очень активно- активнее всех; дружно- дружнее- очень дружно- дружнее всех; согласованно- согласованней- менее согласованно- наиболее согласованно; результативно- результативнее- более результативно- результативнее всех; ответственно- ответственнее- более ответственно- наиболее ответственно; ловко- ловче- очень  ловко- наиболее ловко; метко- метче- более метко- наиболее метко; легко- легче- легче всех, стремительно- стремительнее- менее стремительно- наиболее стремительно.

Учитель. Какие затруднения испытывали при выполнении упр.161?

Ученик. При выполнении упр.161 я не ко всем словам подобрал однокоренные слова.

Учитель. Как вам кажется, на каком уровне вы усвоили материал предыдущих

уроков?

Ученик. На хорошем уровне.

Учитель. Ребята, посмотрите на слайд и отгадайте, какая часть речи зашифрована в этих схемах.

Корень+ суффикс+ суффикс

Приставка+ корень +суффикс

Ученик. Наречие.

Учитель. А как вы догадались?

Ученик. Отсутствие окончания, так как  наречие – неизменяемая часть речи.

Учитель. Приведите примеры по этим схемам.

Ученик. Близко, внизу.

Учитель. Ребята, выполните задание. Определите способ образования наречий.

Недолго, вечером, всухомятку.

Ученик. Наречие недолго образовано приставочным способом,вечером-суффиксальным,всухомятку-приставочно-суффиксальным.

III. Выявление места и причины затруднения.

 Учитель. Все ли правильно определили способ образования наречий?

Ученик. Нет.

Учитель. Какова же проблема?

Ученик. Не могу правильно обозначать части слова.

Учитель. Ребята, обратите внимание на слайд. Прочитайте.

. img1

IV. Выход из затруднительной ситуации.

Учитель. Значит, какую цель мы должны сегодня достигнуть?

Ученик. Научиться образовывать наречия различными способами. Определить, от каких частей речи образуются наречия.

Учитель: Какими методами воспользуемся?

Ученик: Методом наблюдения.

Учитель. Какую тему нам предстоит изучить сегодня на уроке?

Ученик. Словообразование.

Учитель. Словообразование какой части речи?

Ученик. Сегодня нам нужно изучить тему «Словообразование наречий»

Учитель. Ребята, поработаем по тексту, записанному на доске.

         Надо быть ясным умственно, чистым нравственно, опрятным физически. Вперёд! Мы идём неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперёд! Не отставайте, друзья!.

Учитель. Как вы понимаете слова А.П.Чехова? К чему он нас призывает?

Ученик.А.П.Чехов призывает нас быть умными, чистыми нравственно, здоровыми. Чтобы достичь цели, должны хорошо учиться.

Учитель. Чем интересен текст с точки зрения нашей темы? Зачем автор использует их?

Ученик. В тексте много наречий. Они помогают живописать глаголы.

Учитель. Молодцы. Найдите и распределите в 3 колонки наречия по способу образования и сверьте с эталоном на слайде.

Суффиксальный

Приставочный                      

        Приставочно-суффиксальный

Эталон проверки.

Суффиксальный

Умственно

нравственно

физически

Приставочный

 неудержимо                    

 Приставочно-суффиксальный

вдали

Учитель. Какие первые выводы можем сделать об образовании наречий?

Ученик. Можно сделать такие выводы:

1) наречия образуются от исходных слов имен прилагательных и имен существительных;

2) наречия образуются приставочными, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.

Учитель. Молодцы! Вы очень наблюдательны.

V.Реализация построения проекта.

Учитель. От исходных слов каких частей речи ещё могут образовываться    наречия в этих словах?

Неважно, смешно, досуха, еле-еле, во-первых

Ученик. Слова неважно образовано приставочным способом, слова досуха, во-первых образованы приставочно-суффиксальным, еле-еле путем сложения, смешно суффиксальным

Учитель. Какие дополнительные способы образования наречий вы обнаружили при разборе слов?

Ученик. Наречия могут образовываться от исходных слов разных частей речи.

Учитель. Поработайте в парах и выполните задание по карточке №1. Запишите данные наречия. Укажите от какой части речи и с помощью чего они образованы.

 Вчерне, вконец, бе(сс,с)ледно, верхом, настороже, недаром, по-чес(?)ному, впустую, допоз(?)на.

Учитель. Проверьте по эталону на карточке.

Эталон

  • Вчерне                                    черный(прил.)
  • Вконец                                    конец(сущ.)
  • Бесследно                             бесследный(прил.)
  • Верхом                                    верх(нар.)
  • Настороже                              сторож(сущ.)
  • Недаром                                 даром(нар.)
  • По-честному                            честно(нар.)
  • Впустую                                   пустую(нар.)
  • Допоздна                                   поздно(нар.)

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Нет. Мы с ним легко справились. Да, я не сумел определить способ образования наречия. А я не смог определить от какой части речи образовалось наречие.

Учитель. Прочитайте материал учебника, ст.130-131, поработайте в парах и дополните  кластер (на экране).

Образование наречий

ОТ ЧЕГО: ( сущ, прил...?)

СПОСОБЫ образования:

  • приставочный
  • суффиксальный
  • ?
  • ?

Образование наречий

ОТ ЧЕГО: (от прилагательных, существительных, глаголов, числительных, местоимений, самих наречий)

СПОСОБЫ образования:

  • приставочный
  • суффиксальный
  • приставочно-суффиксальный
  • сложение основ      

Учитель. Какой вывод можно сделать?

Ученик. Мы можем сделать вывод о том, что наречие может образоваться разными способами.

Учитель. Ещё раз сверьте с эталоном на слайде.

конспект_710 (1)hello_html_m30c870f4

Учитель.  Какой вывод можем сделать?

Ученик. Наречия могут образоваться от прилагательных, существительных, глаголов, числительных, местоимений, самих наречий…

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.

Учитель. Полностью с вами согласна. Обратитесь к параграфу   22 учебника, проверьте, пожалуйста, правильно ли вы  провели исследование, верны ли ваши выводы?

Ученик. Да, всё правильно.

Учитель. Расскажите о способах образования наречия своему товарищу по парте. Чтобы ваш ответ был доказательным, надо подтвердить его выполненными примерами. Работаем фронтально.

Учитель.Выполните упражнение № 167  учебника. Сделайте словообразовательный разбор выделенных наречий.

Мы живем недалеко.

Нас найти совсем легко.

Сперва направо вы пойдёте,

Потом налево повернёте, не в нём…

И прямо тут же за углом

Семиэтажный будет дом…

Но только мы живём.

Ученик. Недалеко- приставочный, легко-суффиксальный, прямо-приставочный.

Ученик. Наречие образуется разными способами и от разных частей речи.

Учитель. Ребята! Поработайте  в группах с текстом. Внимание на слайд. Прочитайте

притчу. Определите основную мысль текста.

Две сохи (притча).

Из одного и того же куска железа и в одной и той же местности были сделаны

два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в

работу,  а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились.

Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже ещё лучше, чем

в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший

без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Ученик. Способностью хорошо трудиться обладает не каждый. Способность

хорошо трудиться является одним из лучших качеств человека.

 Ученик. Я хочу ответить на вопрос пословицами «Без труда не вытащишь и

рыбку из пруда», «Землю солнце красит, а человека- труд».

Учитель. Молодцы! А сейчас  найдите в тексте наречия, устно определите их способ образования.

Ученик. 1.Немедленно(прист.),совершенно (суффиксаль..),бесполезно

(прист.), лучше(суффиксаль.).

Учитель. Поработайте в парах по карточке №2. Распределите наречия по

исходному слову, от которого они образованы: по-нашему, вверх, по-

испански, снизу, затем, во-вторых, быстро-быстро. 

Ученик. По-нашему- наш; вверх- верх; по-испански- испанский; снизу-низ; затем- тем; во-вторых-второй; быстро-быстро-быстро.

Учитель. Какой вывод можно сделать?

Ученик. Наречия образуются от разных частей речи разными способами.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данных заданий?

Ученик. Нет, мы с ним легко справились.

Физкультминутка:

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VII.Самоконтроль по эталону задания.

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да, я уверен. А я не совсем уверен.

Учитель. Тогда как проверить?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Учитель. Заполните таблицу наречиями.

Недолго, зимой, хорошо, трижды, лежа, по-новому, издавна, вверху, вдвоем, вдогонку, перво-наперво, недавно.

Суффиксальный

Приставочный

Приставочно-суффиксальный

Путём сложения

Учитель. Кто допустил ошибки? Как поступить?

Ученик. Самостоятельно исправить ошибки или воспользоваться эталоном.

Эталон.

Суффиксальный

Приставочный

Приставочно-суффиксальный

Путём сложения

зимой

недолго

по-новому

мимоходом

хорошо

недавно

издавна

перво-наперво

трижды

вверху

лёжа

вдвоём

Учитель. Выполните словообразовательный разбор этих наречий  (двое у

доски):

Безудержный, скакать,приятный,горизонтальный,тихо+тихо,видимо+невидимо,

ныне, новый.

Эталон

Безудержно ← безудержный (суффиксальный)

Вскачь ← скакать (к//ч) (приставочный)

Приятно ← приятный (суффиксальный)

Горизонтально ← горизонтальный (суффиксальный)

Тихо-тихо ← тихо + тихо (сложение)

Видимо-невидимо ← видимо + невидимо (сложение)

Отныне ← ныне (приставочный)

По-новому ← новый (приставочно-суффиксальный)

Учитель. Какими же способами образованы данные наречия? От слов каких

частей речи?

Ученик. Суффиксальным, приставочным, приставочно-

суффиксальным, путём сложением.

Ученик. От прилагательного, глагола, наречия.

VIII.Включение в систему знаний и повторения.

Учитель. Что нового узнали на уроке?

Ученик. От каких частей речи образуются наречия. О способах образования наречий.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили знания?

Ученик. Нет, не достаточно.

Учитель. Почему?

Ученик. Потому что малый объём практического применения.

Учитель. Тогда выполните задание по карточкам в группах, карточка  №3,4,5.

Карточка №3.Найдите и определите способ образования наречий.

Сегодня наша команда участвует в соревновании. Мы давно начали готовиться к ним. Вчера мы встретились с нашими соперниками. Справа поднимается отвесная скала. Внизу шумит река. Наши спортсмены хорошо подготовлены, поэтому они уверенно двинулись вперёд.

Учитель. Проверьте с эталоном.

Эталон к карточке №3.

Давно(суффиксальный),внизу(приставочно-суффиксальный),справа(приставочно-суффиксальный),внизу(приставочно-суффиксальный),хорошо(суффиксальный).

Карточка №4.

Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек.

Быстрый…- быстрее – побыстрее.

Тонкий… - тоньше – потоньше.

Строгий… - … - построже.

Эталон к карточке №4.

Быстрый-быстро- быстрее – побыстрее.

Тонкий-тонко- тоньше – потоньше.

Строгий-строго-строже- построже.

Карточка №5. Заменить выражение наречием и определите способ образования.

1)на всех парусах        2)наломать дров      3)столкнуться нос к носу

frazeologizmi-1frazeologizmi-2frazeologizmi-8

Эталон к карточке №5.

На всех- очень быстро, наломать дров- сделать плохо, столкнуться нос к носу- сойтись очень близко.

Учитель. Кто выполнил задание под №3, какие затруднения испытали?

Ученик. Нам всё было понятно.

Учитель. А кто выполнил задание под №4, вы какие затруднения испытали?

Ученик. У нас тоже не было затруднений.

Учитель. Молодцы! А вы как выполнил, кто работал по карточке №5.

Ученик. Мы не сразу смогли найти наречия к фразеологизмам.

Учитель. А сейчас проверим ваши знания по тесту. Выполните тест по теме «Словообразование наречий».

1. Наречия от прилагательных образуются:

a. с помощью приставок;

b.  с помощью суффиксов;

c.  с помощью соединительных гласных.

2. Наречия от существительных можно образовать:

a.  с помощью суффикса -о;

b.  с помощью суффикса -и;

с.с помощью суффикса -ом;

3. Наречия можно образовать:

a.  от всех самостоятельных частей речи;

b.  только от прилагательных;

c.  от прилагательных, существительных и числительных.

4. Наречия не могут образовываться:

a.  сложением основ;

b.  переходом из одной части речи в другую;

c.  приставочно-суффиксальным способом;

d.  могут образовываться любым из этих способов.

5. Укажите верный вариант словообразовательного разбора:

a.  слева – левый (от прилагательного приставочно-суффиксальным

способом);

b.  слева – влево (приставочно-суффиксальным способом от наречия).

6. Определите, как образовано наречие почти:

a.  от глагола почитать;

b.  от глагола почтить;

c.  от существительного чтиво.

Учитель. Поменяйтесь вашими ответами и сверьте по эталону ответы.

Эталон к тесту.

1 - b

2 – с

3 – а

4 – в

5 – a

6 – b

Учитель. У кого нет ошибок? У кого незначительные ошибки?

Ученик. У меня нет ошибок. А я допустил ошибки под № 2,5.

Учитель. Чтобы вы поняли свои ошибки немного поиграем.

 Игра “Умники и умницы”. Верны ли данные высказывания? Ответы: да – нет. 
1.Наречие нехорошо образовано приставочным способом 
2.Наречие досрочно образовано приставочным способом 
3.Наречие бесстрашно образовано суффиксальным способом 
4.Наречие издавна образовано приставочно-суффиксальным способом 
5.Правильно говорить так: пел более звонче. 


Эталон к игре.

 1-да 2-нет 3-да 4-да 5-нет.

Учитель. Молодцы, я довольна вашими ответами. Подведём итог.

IX.Рефлексия. Итог урока.

Учитель. Ребята, чему был посвящен урок?

Ученик. Словообразованию наречий.

Учитель. Какие затруднения вы испытали?

Ученик. Не всегда правильно определяли способы образования наречий.

Учитель. Что помогло преодолеть?

Ученик. Наблюдение, проверка по учебнику, составление алгоритма.

Учитель.Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

Учитель. Ребята! Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился образовывать наречия от разных частей речи, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 164 из  параграфа 22.

 2. Кто научился образовывать наречия от разных частей речи, но не уверен, что самостоятельно сможет образовывать наречия от разных частей речи, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр.166.

3. Кто научился образовывать наречия от разных частей речи и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений по теме «Осень  в лесу».

4. Задания для умников и умниц!

Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело

Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.

– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.

– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.

Никак не могли прийти к единому решению.

А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться.

В это самое время нежданно-негаданно в город пришел Лесоруб.

Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.

Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое_ где ещё встречались люди, которые не хотели жить по _новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по _иному.

На улицах стало по _весеннему празднично.

А Лесоруб пошел дальше. Во _первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по глупому. Во _вторых, где _нибудь ещё, может быть , нужна его помощь.

По мотивам сказки Ф.Д.Кривина

Задание.

-Что стало причиной эпидемии в городе? (“Не твое дело” – равнодушие)

-Как проявлялась болезнь? Какие симптомы, признаки болезни появились? (Исчезли улыбки, радость)

-Как зовут докторов? (Это названия лекарств)

-Какие причины заболевания они находят? (Что-то желудочное, простудное)

-Какое здоровье хотели лечить доктора? А какое надо было лечить?

-Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу – веселому, неравнодушному)

-Что нам нужно сделать, чтобы не заболеть такой болезнью? (Не быть равнодушным, улыбаться, делать добрые дела)

-В тексте встретилось много наречий. Я предлагаю поработать над ними, графически объяснить их правописание – проверить себя.

Учитель. Спасибо!

Оценочный лист по теме «Словообразование наречий»

Ф.И._________________________________

Задание

Оценка ученика

Оценка учителя

1

Домашнее задание

2

Карточки

3

Заполнение таблицы

4

Словообразовательный разбор

5

Тест