Межмуниципальная педагогическая конференция «Симфония идей и мастерства», посвященная Году педагога и наставника в России

Ткачева Наталья Александровна

Межмуниципальная  педагогическая конференция «Симфония идей и мастерства», посвященная Году педагога и наставника в России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx45.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Иваниха Перелюбского муниципального района Саратовской области»

(Наименование образовательного учреждения)

Межмуниципальная

 педагогическая конференция

«Симфония идей и мастерства», посвященная Году педагога и наставника в России

Тема: «Инновационная составляющая в системе образовательного пространства: перспективы развития, востребованность, результативность»

Ткачева Наталья Александровна

учитель географии

2023

Содержание

  1. Цели и задачи………………………………………………………...3
  2. Актуальность ………………………………………………………...4
  3. Инновационная составляющая в системе образовательного пространства………………………………………………………....5
  4. Вывод ………………………………………………………………...8
  5. Используемая литература и Интернет-ресурсы……………..……10

Цели:

*Развивать интерес к новым  информационным технологиям в образовании.

*Научить применять географические знания в повседневной жизни

*Научить устанавливать связи в системе географических знаний.

         *Способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций по курсу «География».

Задачи:

       

 * Овладение системой теоретических и прикладных географических знаний, необходимых для понимания взаимосвязей в единой системе, на идеях устойчивого развития и формирования географической картины мира;

         *Усвоение методов научного познания (картографического, статистического, сравнительно-географического, наглядного, геосистемного).

         *Формирование готовности к изучению и практическому решению  социально значимых географических задач; созидательной деятельности на региональном и локальном уровнях.

Актуальность:

         *Одним из направлений модернизации системы  географического образования  является внедрение компьютерных технологий  и мультимедиа.

           *Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми  информационными технологиями в образовании».

*Применение информационных  компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала,  но и представляет новые возможности для  развития творческих  способностей  учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

В зависимости от дидактических целей можно выделить виды  компьютерных программ:

- учебные

- тренажеры

- контролирующие

- демонстрационные

- справочно-информационные

- мультимедиа-учебники.

Инновационная составляющая в системе образовательного пространства

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.

Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

Темой самообразования я выбрала «Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии». Использование информационных технологий,  интегрированные уроки ИКТ и географии, ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал  и способствовать самореализации школьника.  Как учитель географии использую  интерактивные презентации,  электронные немые и контурные карты

  Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами.

  При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический  материал.

  Образованные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.

  Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT.

  Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.

  Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников.

Несмотря на то, что процесс компьютеризации обучения географии начался не так давно разработана целая серия мультимедийных учебников к  школьным курсам географии:

  • Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 – 10 класс
  • Интерактивные наглядные пособия и др.  

Мультимедиа курс по-новому представляет содержание учебника, который позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного материала, и обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы развивают образное мышление, формируют географические представления. Элементы анимации  позволяют смоделировать на экране географические процессы и явления.

Все медиаобъекты способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых географических знаний.

Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка - условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам — возможность изменения содержания карты. В качестве примера возьму интерактивную карту «Природные зоны мира». При выводе на экран — это физико-географическая картосхема мира. Но на эту картосхему можно вывести границы заданной природной зоны, причем на карте будет показано только территория данной природной зоны и ничего лишнего. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель.

Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников.

  В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, творческих заданий, при контроле знаний и умений.

   При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический  материал.

  Образовательные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.

 Информационные технологии помогают мне изготовить и оформить дидактический материал.

  На уроке закрепления использую программу – контролёр или чаще тесты, кроссворды, индивидуальные задания, которые создаю сама. Они позволяют осуществить контроль над усвоением изученного материала.

    На своих уроках  также использую презентации, свободно распространяемые в сети Интернет. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.

Вывод:

*Применение информационных  компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала,  но и представляет новые возможности для  развития творческих  способностей  учащихся:

                   - повышает мотивацию учащихся к учению;

                   - активизирует познавательную деятельность;

                   - развивает мышление и творческие способности учащихся;

                   - формирует активную жизненную позицию.

*Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций и фильмов.

*Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.

Результативность использования «Информационно-коммуникационных технологий»

         

 

Достижения учащихся:

Курпиль Степан ученик 6 класса был награжден Дипломом  III степени в муниципальной очной географической конференции «Россия –Родина моя»

Ткачева Виктория ученица 9 класса занявшая призовое место в муниципальной очной географической конференции «География и ИКТ»

Садовнич Дарья ученица 11 класса победитель в муниципальной очной географической конференции «География и ИКТ»

 Проекты  9-11 класс «Города на старых водных торговых путях». «Роль Европейского Севера в развитии Русской культуры».  «Многообразие религий мира». «Машиностроение мира»…

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

  1. Баринова И.И. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии (из опыта работы), М.: Просвещение, 2022.
  2. Герасимова Т.П. О новом подходе к методике обучения географии // География в школе. - 2019. №3. – с. 87-91
  3. Душина И.В. Методика преподавания географии,- М.: Московский лицей, 2020.
  4. Жильцова О.А. Обучающие технологии в естественно - научном образовании школьников. – М..: Полиграф сервис, 2009.
  5. Кудряшова Н.И. Методы обучения в современной школе,- М.: Просвещение, 2021.

6. Таможня Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе.- 2020. №4.- с.64-69

     7. http://moimummi.ru- Факультет мультимедиа технологий          образовательного портала "Мой университет"

    8. http://www.rusedu.ru/detail2825.html

    9. http://festival. 1 september.ru

   10.  http://referat.niv.ru/view/referat-pedagogics/138/137971.htm