Учитель года - 2020

1.Эссе.

2.Представление.

3. Информационная карта участника конкурса (1).

4. Информационная карта участника конкурса (2).

5. Методический семинар. Конкурсное задание.

6. Презентация. Методический семинар.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ООШ с.Смородинка Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

ЭССЕ

на тему

«Я - учитель»

учителя математики

Легеза

Елены Викторовны

2019-2020у.г.

...Всесильная Судьба распределяет роли,

И небеса следят за нашею игрой!

Пьер де Ронсар

        «В жизни нет ничего случайного, а все, что происходит с нами, происходит в нужное время и в правильном месте...». Не знаю, кто является автором этих строк, но события моей жизни и люди, с которыми свела меня судьба, все больше убеждают меня в их точности.

Как я стала учителем?Не почему, а именно как? Работая воспитателем в детском саду, поступила в СГУ им. Н.Г.Чернышевского на физический факультет. Быть учителем даже не планировала. Но обстоятельства сложились таким образом, что я стала работать в школе учителем математики.

        С первых дней моей работы в этой должности я полюбила свой предмет, своих учеников. Я поняла, что моё предназначение  быть учителем. И с этой верой я иду на каждый урок. И всё больше убеждаюсь в том, что я сделала правильный выбор. Я – начинающий учитель. Опыт работы у меня  не большой, всего четвертый год. Каждый день иду на работу с ощущением огромной ответственности, ответственности перед государством, обществом, и прежде всего – перед учеником. За партами на моих уроках сидит будущее нашей страны. И моя главная задача - подготовить выпускников, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором и умением сориентироваться в современном обществе.

        На каждом уроке я преследую цель: научить, заинтересовать, вовлечь в этот  удивительный мир математики. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен быть постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха».   Каждый мой день не похож на предыдущий,– это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания,  умения. Именно мои ученики заставляют меня быть таким учителем, каким я являюсь на сегодняшний день, принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к их детским ошибкам, но требовательней к самой себе.   И я благодарна им за это.  

         На уроках я не только улыбаюсь, еще бываю и требовательной, строгой, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий.  В парной и индивидуальной работе с взаимопроверкой активно применяю «Кейс – технологию», когда эталон  решения заданий и ответы находятся на столе учеников в конвертах.

        Так же важным аспектом своей работы считаю индивидуальный подход к учащимся. На уроках стараюсь использовать разные  формы учебной работы: индивидуальную, коллективную, но использую чаще работу в парах, принцип подхвата, когда более сильный ученик курирует более слабого.  Создаю проблемные, поисковые,  исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач.  Особенное внимание в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям, применяю динамические паузы, физ.минутки для глаз, а также музыкальные паузы, стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке, слежу за правильностью осанки учащихся, за своевременностью смены видов деятельности, выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

        Современный учитель - это человек, который живет в ногу со временем. Умение и готовность постоянно учиться - то качество, которое лучше всего отражает нашу профессию. Мы живём в веке информационных и коммуникативных технологий. Поэтому учитель должен активно внедрять их в учебный процесс.  На своих уроках использую компьютерные технологии, так как современные ИКТ позволяют наиболее эффективно использовать разнообразную наглядность на уроках, улучшить зрительное восприятие учебного материала, кроме этого формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности.

Применяемые мною мультимедийные презентации носят целостный характер, то есть презентация используется на всех этапах урока.

        Работая с компьютерами, я не забываю о здоровье детей, чередую виды деятельности на уроке.  Выполняем с учениками упражнения, позволяющие снимать напряжение с глаз и расслаблять мышцы спины.

        На уроках применяю различные виды проверки знаний. Это устная, письменная, тематическая, итоговая проверки. Часто применяю тестовый контроль, что позволяет охватить всех учащихся, позволяет экономить время и быстро устанавливать обратную связь, и анализировать результаты.  Важным звеном каждого урока считаю рефлексию, она учит детей анализировать, делать выводы, лучше понимать самого себя.

        В течении трех лет являюсь классным руководителем.  Одной из важных задач своей воспитательной работы считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития многогранной творческой личности. Принимаем активное участие в жизни   школы.

        В наше время стала наблюдаться постепенная утрата нравственного и патриотического сознания в обществе. Возникла острая необходимость усилить, расширить воспитательную работу в школе. Эту проблему я решаю с помощью родителей моих воспитанников. Не только обсуждаю с ними насущные классные проблемы и веду просветительскую работу, но и привлекаю их к непосредственному участию в воспитательной работе. Классный коллектив – это триединая сила, представляющая собой союз и сотрудничество учителя, детей и родителей. Ведь Родина начинается с любви к семье, школе, малой родине. Совместное участие в мероприятии сплачивает семью, формирует крепкий классный коллектив.

        Я  согласна со словами  А. Г. Асмолова: «В образование нельзя прийти просто так, а только прийти навсегда, чтобы дышать им и жить». А это невозможно без искренности – неподдельной, ежечасной, необременительной. Никакие знания методик не заменят честности и открытости учителя, умения понимать своих учеников не только с полуслова, но и с полувзгляда.

        Анализируя свою работу, понимаю, что мне нужно быть компетентной во многих сферах, нужно понимать и принимать тенденции в образовании, быть гибкой и открытой  новому. Но самое главное, учитель должен быть Человеком. Тем близким ребенку человеком, который излучает душевное тепло, дает толчок к развитию, ведет за собой и освещает дальнейший путь, оставляя добрый след в сердце каждого.

        Школа – это мой дом, где я отдаю свое время и силы. Жить по-другому уже не умею и не хочу. А когда не остаётся сил, вспомню горящие глаза своих учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день.

Я получаю огромное  удовлетворение от своей работы.

        С волнением и гордостью произношу эти слова: «Я – учитель».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с.Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Методическое сообщение (доклад)

на тему:

«Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики в условиях реализации ФГОС»

(в рамках конкурса «Учитель года – 2020»)

Подготовила:

Легеза Елена Викторовна

учитель математики

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка.

Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно, а учитель руководил

этим самостоятельным процессом и давал для него материал. 
К.Д. Ушинский

 «Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики в условиях реализации ФГОС»

Актуальность данной темы  заключается в том, что формирование и развитие самоконтроля и самооценки учащихся является одной из центральных проблем организации учебной деятельности. Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Низкая самооценка, как и завышенная, мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах

С введением ФГОС поменялись ориентиры современной школы.

Приоритетной задачей современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Целью педагогической деятельности любого учителя является воспитание ученика рассуждающего, способного добыть знания самостоятельно и легко адаптироваться в любых меняющихся социально-экономических условиях. Значит мне, как учителю на уроке необходимо создать  условия для того, чтобы они "разбудили" внутренние обстоятельства, способные к самопознанию, самореализации, самоанализу.

        Поэтому одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей я считаю развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий.

Постоянно развиваясь в ученике она превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности и сформировавшись,  становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося.

Математика как предметная область встраивается в формирование познавательных универсальных учебных действий. В суть предмета изначально заложены логические действия, которые  играют важную роль в формировании регулятивных универсальных учебных действий. При решении любой математической задачи у ребенка формируются умения ставить цели, планировать свою деятельность, работать по алгоритму, вовремя корректировать свои действия, осуществлять контроль и оценку.

Перед собой я поставила цели:

  •  Раскрыть основные особенности самооценки и самоконтроля в условиях реализации ФГОС
  • Выявить связь самооценки и успешности обучения учащихся
  • Повышение качества знаний по математике через формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Хорошо поставленный контроль  позволяет  учителю  не  только  правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и  увидеть  свои собственные удачи и промахи.

Без хорошо налаженной проверки и  своевременной  оценки  результатов  нельзя говорить об эффективности обучения математике.

В ходе исследования выдвинута гипотеза:

«Если  учитель  будет  систематически,  всесторонне  использовать  различные формы контроля знаний  и  умений,  то  будет  повышаться  заинтересованность учащихся в изучении предмета, а следовательно будет  повышаться  и  качество обучения».    

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся;
  • Выяснить, каково место контроля в процессе обучения,
  • Выяснить, какие формы контроля знаний и умений учащихся целесообразно использовать.

В своей работе стараюсь использовать наиболее эффективные приемы формирования самоконтроля, поэтому на уроках специально создаю Ситуации критической самооценки 

1.  Учащимся даю задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал.

2. Даю задания на нахождение и исправление “допущенных” ошибок.

3. При объяснении специально “допускаю” ошибку.

4. Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам.

5. Решаем одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждаем и выбираем наиболее удачное решение.

6. Учащимся даю задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить.

7. Учащимся даю задание с избыточными данными.

8. Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: “Как решать?”, “Каким приёмом воспользоваться?”, “Какой теоретический материал надо знать?”, “Что знаю?”, “Что не знаю?”, “Где возьму?”.

9. Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.

В своей практике я использую следующие классические приемы контроля:

1) Самопроверка по образцу после объяснения нового материала. Образец решения домашней работы записан на доске заранее. Обучающиеся рассматривают решение образец и устно комментируют его, тетради у всех закрыты. Затем ребята открывают тетради и проверяют свои работы по образцу, подчеркивая ошибки. Этот способ развивает внимание и выявляет ошибки с помощью образца.

2) Взаимопроверка с помощью образца. В этом случае обучающиеся проверяют домашнюю работу своего соседа тоже по образцу. Как и в первом случае, окончательно тетради проверяет учитель.

3) Математический диктант может заменить опрос по теме, заданной для повторения. Его продолжительность обычно 10-20 минут. Он представляет собой систему вопросов, связанных между собой

На своих уроках я часто использую взаимопроверку. Этот прием способствует не только формированию умения контролировать свои действия, но и воспитывает и такие качества, как честность и правдивость, коллективизм, дисциплинированность и др.

Виды взаимопроверки:

1. Работа в парах.

Это самый распространенный прием. Можно попросить ученика проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание теоретического материала. Вариантов много. Такой прием позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д. 

2.  Работа в группах.

        Здесь вариантов работы больше. Например:

Выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих "коллег".

3.  Тестирование.

        Самый легкий прием и не занимающий много времени. Результаты тестов записываются в таблицу. Затем учитель дает ключ — учащиеся проверяют работу друг у друга. Учитель экономит массу времени на проверку, а учащиеся не только отмечают неправильные ответы, но и объясняют, почему допущена ошибка.

Вывод

Основная идея моего выступления состояла в изложении наиболее эффективных приёмов, способствующих формированию самоконтроля и самооценки как одного из компонентов учебной деятельности.

Я считаю, если приемы самоконтроля  правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то учащиеся быстро их осваивают, и они дают хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, нахождение  ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников,  т.е.

- постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей;

- повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы;

- вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.

В результате целенаправленной работы по формированию самооценки, дети учатся не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину, то есть выходить за границы собственных знаний и умений, строить догадки о неизвестном. Это, в конечном счете, способствует развитию рефлексивной способности оценивать себя. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его - обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.

        В итоге я считаю, что использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении математике, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.

Результатом своей работы хочу видеть своих учеников всесторонне развитыми и востребованными успешными членами нашего современного общества.

Литература:

1. Манвелов С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся- М.: Просвещение, 2001.

2. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики

М.: Просвещение, 2005.

https://studopedia.org/7-118196.html

https://studizba.com/files/show/doc/39759-6-114110.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «ООШ с. Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области» Методический семинар «Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики в условиях реализации ФГОС» учитель математики Легеза Елена Викторовна

Слайд 2

Актуальность Проблема формирования и развития самоконтроля и самооценки учащихся является одной из центральных проблем становления учебной деятельности. Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д. Ушинский

Слайд 3

С введением ФГОС поменялись ориентиры современной школы. Приоритетной задачей школьного образования становится: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели; проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.

Слайд 4

САМООЦЕНКА представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто. САМОКОНТРОЛЬ - осознание и оценка субъектом собственных действий, предполагающих наличие эталона, и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях (психолого-педагогический словарь) - означает «способность контролировать свои действия, поступки»

Слайд 5

цЕль : - Раскрыть основные особенности самооценки и самоконтроля в условиях реализации ФГОС; - Выявить связь самооценки и успешности обучения учащихся; -Повышение качества знаний по математике через формирование самоконтроля и самооценки.

Слайд 6

Задачи: выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся выяснить, каково место контроля в процессе обучения выяснить, какие формы контроля знаний и умений учащихся целесообразно использовать

Слайд 7

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ ситуации критической самооценки: Методические приемы Учащимся даю задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал; Даю задания на нахождение и исправление “допущенных” ошибок; При объяснении специально “допускаю” ошибку. Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам; Решаем одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждаем и выбираем наиболее удачное решение; Учащимся даю задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить; Учащимся даю задание с избыточными данными.

Слайд 8

Методические приемы

Слайд 9

Методические приемы

Слайд 10

Методические приемы

Слайд 11

Задача с избыточными данными Методические приемы

Слайд 12

Методические приемы

Слайд 13

Методические приемы

Слайд 14

В своей практике я использую следующие приемы контроля: Самопроверка по образцу Взаимопроверка с помощью образца Математический диктант

Слайд 15

Методические приемы

Слайд 16

Приемы взаимопроверки: Работа в парах Работа в группах Тестирование

Слайд 17

Если эту работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то учащиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. вывод

Слайд 18

постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей; повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы; вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.

Слайд 19

Динамика среднего показателя качества успеваемости по предмету Достижения учащихся

Слайд 20

Спасибо за внимание