Я-ребёнок, имею право.

Афанасьева Наталия Николаевна

Цель: продолжать знакомить с Декларацией прав человека (право на жилище, свободу, защиту от унижения, жестокости, справедливый суд).

Задачи:

Обучающие: закрепить знания детей об их гражданских правах и обязанностях; понимать и выполнять свои обязанности; учить рассуждать, делать выводы; активизировать познавательный процесс; пополнять словарный запас у детей.

Развивающие: развивать умение отстаивать свои права и уважать права других людей; развивать умение рассуждать, делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать сочувствие, желание помочь другим людям, быть внимательным и предупредительным по отношению к окружающим.

Подготовительная работа: знакомство с Декларацией прав человека, чтение сказки А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Оборудование: большой конверт с письмом, «серебряные» башмачки, сюжетные картинки(из сказки «Волшебник Изумрудного города»), костюм Дровосека, макет дерева.

 

Ход занятия.

Дети встают в круг и обращаются друг к другу.

         Скажем «Здравствуйте» руками!

         Скажем «Здравствуйте» глазами!

         Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

         Станет радостно кругом.

Воспитатель: Дети, сегодня мы поговорим о Декларации прав человека. Давайте вспомним, что такое декларация.

Дети: Декларация – это закон.

Раздаётся стук и в дверь осторожно просовывается большой конверт.

Воспитатель: (выглядывает за дверь, затем обращается к детям) Что за чудеса? За дверьми никого нет, а конверт нам передали! На нём и адрес есть. Давай прочитаем, кому это письмо предназначено. (Читает) «SOS! Срочно. Куда: Россия, Санкт-Петербург, детский сад. Кому: Детям подготовительной группы. Откуда: Изумрудный город». Дети, кто из вас знает, что обозначает «SOS»?

Дети: Это значит, что кто-то попал в беду и ему срочно нужна помощь.

Воспитатель: Давайте прочитаем письмо и узнаем, что случилось:

«Я житель Изумрудного города. Волшебница Гингема хочет, чтобы все ей подчинялись. Спасти жителей могут только те, кто имеет права, записанные в Декларации прав человека. Помогите нам! С уважением, житель Изумрудного города». Ребята, что будем делать?

Дети: Поможем.

Воспитатель: А как же мы попадём в Волшебную страну? (Дети отвечают). Обратите внимание на схему в послании. Нам надо найти серебряные башмачки в нашей группе. Дети по схеме ищут «серебряные» башмачки.

Дети: Мы нашли их!

Воспитатель: Но их только одна пара, а нам надо всем вместе попасть в Волшебную страну. Как это сделать?

Дети: Взяться всем за руки!

Воспитатель: Щёлкнули каблучками – попали в Волшебную страну. А куда же дальше? Смотрите – стрелка! Пойдём по ней. Все подходят к дереву, возле которого сидит Дровосек, он держит в руке фотографии.

Дровосек: Здравствуйте, дети! Я слышал, что вам нужна помощь?

Дети: Нам пришло письмо из Волшебной страны. У её жителей беда. Они не знают прав и обязанностей человека.

Дровосек: Я соглашусь вам помочь с большим удовольствием, но без вашей помощи мне не справиться.

Дети: Мы поможем тебе, Дровосек.

Дровосек показывает первую фотографию. На ней все герои сказки попали в плен.

Дровосек: Расскажите о том, какие права человека здесь нарушены.

Дети: Право на свободу. Все люди должны быть равны, несмотря на национальность и цвет кожи, и потому они обязаны относиться друг к другу, как братья и сёстры. Каждый человек должен уважать другого.

Дровосек: Вот видите, какое безобразие творит Гингема в Изумрудном городе! Я как будто слышу чей-то плач. О чём рассказывает нам эта фотография? О чём забыла Гингема?

Дети: Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать. Взрослые должны воспитывать своих детей, кормить, одевать их, покупать им книги и игрушки, давать образование, а дети обязаны слушать своих родителей, любить и уважать их, заботиться о них в старости.

Дровосек: Посмотрите, дети, где находится этот человек. О каком праве не знают в Волшебной стране?

Дети: Никто не имеет права посадить другого человека в тюрьму, если он невиновен. Каждый имеет право на справедливый суд. И каждый человек обязан знать и соблюдать закон своей страны.

Дровосек: Посмотрите, что делает Гингема в суде этой страны! Для чего она предлагает судье деньги? Какое право она нарушает?

Дети: Законы одинаковы для всех, защищают каждого и подкупом их не изменить. Судья обязан быть честным и справедливым к любому человеку без денег.

Дровосек: Посмотрите на следующую фотографию: здесь видно, как Гингема собирается сломать дом жителя Изумрудного города. Какое право она нарушает?

Дети: Каждый человек имеет право на жилище, на своё имущество, и никто не имеет права отобрать его.

Дровосек: Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в вашу любимую игру. Дети играют.

Воспитатель: Вот мы и доказали Гингеме, что знаем Декларацию прав человека.

Дровосек: Я рад, что вы хорошо знаете права и обязанности человека. А когда люди знают и выполняют их, жизнь становится веселей и добрей. И мне очень приятно, что вы захотели помочь жителям Изумрудного города, переживали за них. Я желаю вам, чтобы в вашей стране никогда не нарушались  права человека и чтобы все выполняли свои обязанности. Растите счастливыми, добрыми, дружными. Умейте отстаивать свои права в любой ситуации, но и не забывайте про свои обязанности.

Воспитатель: Теперь мы можем возвратиться в детский сад. Встаньте вокруг дерева, возьмитесь за руки, щёлкнем каблучками и… Мы уже в нашей группе. Молодцы, ребята, вы порадовали меня тем, что знаете права и обязанности и хорошо в них разбираетесь.