Муниципальный конкурс «Педагогическое творчество» Направление конкурса: «Учитель-мастер» Номинация: Методический семинар «Технологии реализации ФГОС».

Зиновьев Алексей Николаевич

Условия возникновения и становления педагогического опыта

 

Моя педагогическая деятельность насчитывает более 30 лет. За это время сменилось несколько поколений учеников. Менялось время, менялись программы и взгляды на образование. Вместе с этим  наблюдается общий спад познавательной активности среди учащихся не только на уроках ОБЖ, но и географии, биологии и др.. Передо мной, как учителя, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Можаров-Майданская средняя школа

Муниципальный конкурс «Педагогическое творчество»

Направление конкурса: «Учитель-мастер»

Номинация: Методический семинар «Технологии реализации ФГОС».

Проектно-исследовательская деятельность  как эффективное средство достижения метапредметных результатов образования

А. Н. Зиновьев, преподаватель-организатор ОБЖ МОУ Можаров Майданской СШ, высшая категория.

 «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» (Л.Н. Толстой)

` Условия возникновения и становления педагогического опыта

Моя педагогическая деятельность насчитывает более 30 лет. За это время сменилось несколько поколений учеников. Менялось время, менялись программы и взгляды на образование. Вместе с этим  наблюдается общий спад познавательной активности среди учащихся не только на уроках ОБЖ, но и географии, биологии и др.. Передо мной, как учителя, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании.

В настоящее время актуальным в образовательной деятельности становится использование в обучении приемов и методов, формирующих умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в настоящее время на первый план выходит системно-деятельностный подход.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определяет следующее требование к результатам освоения основной образовательной программы:сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, различных форм общественного сознания — науки, искусства, морали, религии, правосознания, понимания своего места в поликультурном мире.

   ФГОС требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Метод проектно-исследовательской деятельности определен как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования.

    Реализация межпредметных связей в процессе обучения полностью удовлетворяет заявленным требованиям.

Цели и задачи

Цель:

       Формирование метапредметных результатов обучающихся на основе использования проектной технологии.

Задачи:

      Выявить педагогический потенциал проектной технологии для формирования метапредметных результатов.

Определить особенности использования проектной технологии в курсе ОБЖ (разделы,темы, уроки).

Выявить раделы, темы, уроки ОБЖ, которые являются межпредметными с другими учебными дисциплинами

Актуальность данной темы заключается в том, что отличительной чертой нашего времени является взаимопроникновение идей и методов различных наук друг в друга. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экономических, экологических и социальных проблем общества. В наше время взаимосвязь  природы и общества особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются области ОБЖ, географии, физики, химии, биологии, математики, экологии, литературы, истории.  Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами.

В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, формирующих умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в настоящее время на первый план выходит системно-деятельностный подход, в котором важным является - применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; - создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

  Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов: 

- знания приобретают качества системности;

- умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях;

- усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся;

- более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности; способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.

Сущность проектной технологии

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США  и связан с идеями гуманистического направления в философии.   Дж. Дьюи  являлся основоположником данной технологии, которой дал название «метод проблем». Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, при этом вселяя в  учащихся убеждение, что для каждого из них крайне важно и необходимо найти решение проблемы.

 Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Разумеется, со временем проектная технология претерпела определенную эволюцию. Но суть ее остается прежней - через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение приобретенных знаний и умений. С позиции современности, данная педагогическая технология ведет к развитию целого ряда умений, а именно:

  • самостоятельно планировать свои действия по решению задачи;
  • ориентироваться в информационном пространстве: сопоставлять, анализировать, систематизировать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (составить таблицу, сделать диаграмму, график и т.д.);
  • оценивать и корректировать свою деятельность в ходе проекта;
  • выполнять проект в определенных временных рамках;
  • получить конкретный результат деятельности;
  • представить (защитить) его публично.

Требования к организации проектной деятельности

Для организации проектной деятельности в своей педагогической практике учителю необходимо понимать, что представляет из себя сам проект. Обратимся снова к  статье Е.С. Полат, где автор обращает наше внимание на то, что для проекта характерны следующие признаки:

  1. Наличие значимой проблемы.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная ценность результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения, отбор и обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
  6. Продолжительность проекта.

Исходя из перечисленных признаков, учитель организует проектную деятельность обучающихся.

Типология проектов

В соответствии с вышеперечисленными признаками определяются следующие типы проектов:

  • исследовательские;
  • творческие;
  • игровые;
  • информационные;
  • практико-ориентированные.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

  • индивидуальные;
  • парные;
  • групповые.

И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Проектная деятельность имеет свои отличительные особенности, а именно:

  • направленность на решение конкретной задачи;
  • скоординированное выполнение действий в определенной логической последовательности;
  • ограниченные временные рамки;
  • уникальность конечного результата.

Проектная деятельность как способ формирования метапредметных

результатов обучения

        В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все три типа  УУД, целенаправленно ведущих к достижению метапредметных результатов. Рассмотрим эти результаты подробнее.

Так, формирование метапредметных регулятивных УУД происходит на начальном этапе работы над проектом, когда обучающиеся: определяют цель и задачи проекта, обдумывают и составляют план работы, поэтапно реализуют этот план, анализируя возникающие затруднения и находя способы преодоления трудностей, представляют конечный результат и умеют его оценить.                 

Познавательные УУД развиваются в процессе работы с информацией, что находит свое выражение в обдумывании какого рода информация необходима, выборе источника информации ( интернет, справочник, словарь, ЭОР и др.), анализе, сравнении и отборе информации из разных источников, способе и форме преобразования информации для реализации проекта.

Метапредметные коммуникативные УУД формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта.

Что же касается личностных результатов, они проявляются при выражении желания и готовности выполнить проект самостоятельно, в группе или в паре (что говорит о высоком уровне мотивации), в выборе темы проекта, в отражении личной позиции, следовании нравственно-этическим и социальным нормам.

Межпредметные связи на уроках ОБЖ

     На уроках ОБЖ прослеживается межпредметная связь  с такими дисциплинами как физика,      математика, информатика, география, биология, экология, химия, история, литература, черчение.  

    1. Связь с математикой необходима при решении задач. Это умение делать математические расчеты, анализировать графики зависимости физических величин. В 5 классе при решении задач по теме «Ориентирование на местности по Солнцу и часам» (понятие о биссектрисе угла). В 8 – 9 классах задачи на определение высоты объекта и определение ширины объекта (принцип подобия треугольника).

      2. Знания обучающихся, полученные на уроках химии,  использую при прохождении темы в  «Аварийно химические опасные вещества», «Химические факторы загрязнения окружающей среды».  

 

      3. При изучении тем в «Биологическое действие радиации», «Звуковые волны», «Механические волны», «Оружие массового поражения – характеристика и способы защиты»  опираюсь  на знания, которые обучающиеся  усвоили на уроках физики.  

    4. Говоря о предмете ОБЖ нельзя забывать о таких предметах, как биология и экология. Воспитание обучающихся  к бережному отношению к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих. Изучение физико-химических процессов, происходящих в организме человека. Умение различать съедобные и несъедобные растения, определять лекарственные растения и многое другое.  

 5. Невозможно на уроках ОБЖ обойтись без связи с историей. Когда? Кем был открыт тот или иной закон? Когда и при каких условиях произошло то или иное событие, Дни воинской славы и их описание.  

   

6.  На  своих уроках провожу связь с географией. Чрезвычайные ситуации природного происхождения – изучение данной темы это продолжение изучения тем «Цунами», «Землетрясения», «Геологические явления», «Метеорологические явления» в курсе географии.  

   

7. На уроках ОБЖ прослеживается связь с черчением (необходимо аккуратно чертить схемы, даются задания: нарисовать плакат по проблемам экологии применения тепловых двигателей ).  

   

8. Без знаний информатики, обучающиеся не могут создавать свои работы на компьютере (презентации,   рефераты), осуществлять поиск информации в Интернете.  

 

 Рассмотрим проект, как показатель достижения метапредметных результатов по предмету ОБЖ. Программа подготовки проекта должна включать требования по следующим разделам:

• организация проектной деятельности;

• содержание и направленность проекта;

• защита проекта;

• критерии оценки проектной деятельности.

   На этапе зарождения идеи проекта формируется группа исполнителей, обсуждается и уточняется замысел, формулируется цель его разработки, обсуждаются способы и средства достижения поставленной цели, намечаются сроки реализации идеи.

   Для итогового шага – предъявления результата – необходимо осознание

полученных данных, соотнесение их с исходной целью, обсуждение способов оформления конечного продукта. Результат проектной деятельности может предъявляться в виде таблицы на плакате или презентации с использованием фото- и видеоматериалов.

    Пример проекта по ОБЖ для учащихся 8-х классов. Проект выполняется по теме «Личная безопасность в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера». Его основная идея состоит в том, чтобы исследовать чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые могут возникнуть в месте проживания учащихся, а также способность учащихся находить правильный алгоритм действий до и во время названной ситуации.

    Учащимся предлагается уточнить у взрослых информацию о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые могут произойти в местах их проживания, кратко сформулировать их основные характеристики, проанализировать случаи чрезвычайных ситуаций техногенного характера прошлых лет, разработать план своих действий по сохранению личной безопасности и жизни. Результаты проектной деятельности оформляются в виде плаката или презентации. При выполнении проекта используется материал из таких учебных дисциплин как химия, физика, биология, информатика (пользование Интернетом и другими источниками информации).

  Результатом выполнения исследовательского проекта является новое знание, которое может расширить возможности при самостоятельной разработке правил личной безопасности в конкретной ситуации.

   Защита проекта может осуществляться в разных формах.

Заключение

    Итак, применение проектной педагогической технологии создает условия для развития практико-значимого  деятельностного мышления, которое позволяет эффективно решать поставленные задачи/проблемы. Межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний обучающихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса

   Публичная защита своих проектов формирует способность и готовность к осуществлению коммуникации. Свобода выбора и ответственность за конечный результат ведут к формированию гражданской позиции, социальной ответственности перед собой, обществом, государством.

  Таким образом, проектная технология является эффективным педагогическим инструментом для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что и требует ФГОС второго поколения.

Литература

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : Учеб. пособие для студ. пед. вузов.  Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 272 с.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 132 с.

Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей г. Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.