Открытый урок по штукатурно-малярному делу.

М.А.Алексеева

Урок штукатурно- ьалярного дела в 5 классе.Тема урока "Водные колеры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_shtukaturno.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по штукатурно-малярному делу на тему "Водные колеры, их состав, применение". 5-ый класс

Алексеева М.А. учитель штукатурно-малярного дела

Разделы: Коррекционная педагогика

Тип урока: комбинированный: усвоение нового материала и закрепление пройденного.

Цель урока: способствовать активизации мышления; закреплению, проверке, восприятию пройденного и нового материала посредством применения на разных этапах урока программированного обучения.

Задачи урока:

Обучающие: систематизировать и обобщить теоретические знания о колерах.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию речи учащихся; умению анализировать, сравнивать, выделять главное; развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные: формировать качества личности: аккуратность, самостоятельность, коммуникабельность; ответственное отношение к правилам техники безопасности.

Оборудование: интерактивная доска; программированный диктант, карточки, перфокарты, разветвленная программированная обучающая программа (каждому ученику) по теме: “Водные колеры, их состав, применение”, мультфильм “Лунтик и краски”; цветные карандаши, тетради, ручки, “копилка” знаний (конверт у каждого учащегося, в котором слова, рисунки, схемы), магнитофон.

План урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

IV. Сообщение темы и задач урока.

V. Физминутка.
VI. Изучение нового материала.
VII. Техника безопасности.
VIII. Закрепление полученных знаний.
IX. Подведение итогов урока.
X. Домашнее задание.
XI. Оценка работы учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель – подготовить учащихся к работе на уроке: взаимное приветствие, рапорт дежурного, проверка готовности к уроку.

Сядет тот, кто назовет малярные инструменты (кисти, валики, шпатели). Учащиеся по очереди называют малярные инструменты и садятся на свои рабочие места.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Цель – выявить уровень знаний учащихся о пигментах, связующих веществах, наполнителях, масляных и эмалевых колерах, растворителях.

СЛАЙД 1. «Найди верный ответ» “Масляные и эмалевые колеры, их растворители” (ответы учащиеся записывают в тетрадях).

  1. Сухое красящее вещество называется … (пигмент, краска).
  2. Олифа – это … (наполнитель, связующее вещество).
  3. Мыло, сода, воск … (связующие вещества, наполнители).
  4. Колеры, состоящие из двух или более пигментов, затертых на олифе, называются … (масляные, эмалевые).
  5. Готовые смеси из двух или более пигментов с лаком, называются … (колеры масляные, колеры эмалевые).
  6. Скипидар, бензин, керосин – это … (эмали, растворители).
  7. В домашних условиях можно приготовить колер … (эмалевый, масляный).

III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся в беседе с опорой на уже

имеющиеся знания и представления.

-Что же такое  пигменты? (сухие цветные порошки)

- Что готовят из пигментов? (краски, колеры).

Случайно узнала рассказ о приключениях двух пигментов.

Однажды после закрытия магазина, когда все краски и колеры уже спали, пигменты сошли с полок, где стояли весь день перед покупателями, сели за большой стол, поставили самовар и стали пить чай с калачами да кренделями. Разговор завели о дружбе, о друзьях-товарищах своих.

Только белый и желтый пигменты пили чай молча. Они хотели погулять. Когда остальные пигменты продолжали спор, белый и желтый пигменты незаметно, через знакомую только им дверь вышли из магазина и радостно пошли по улице. Шли, шли – увидели родник, из которого текли два чистых ручейка с прозрачной водой и решили искупаться. В один ручей зашел белый пигмент … (1), а в другой – желтый пигмент … (2). Мел зашел в воду и стал распадаться на мелкие кусочки, а вода в ручейке окрасилась, в … (3) цвет. Мел смешался с водой и получилась … (4) водная белого цвета. В другой ручей зашла … (5) и тоже стала распадаться на кусочки, а вода окрасилась в … (6) цвет. Охра смешалась с водой и получилась краска … (7) желтого цвета. Так и текли ручейки с … (8) водной … (9) и … (10) водной … (11) пока не объединились в реку, где белая … (12) краска и желтая водная … (13) перемешались и получился … (14) водный светло-желтого цвета. (Приложение 1 слайд 2).

Что получилось при смешении ручейка белой водной краски с ручейком желтой водной краски?

Что получилось при смешении двух красок? (колер).

IV. Сообщение темы цели и задач урока. –Тема нашего урока сегодня:

СЛАЙД  2 “Колеры водные, их состав, применение”.

V. Физкультминутка. –А сейчас немного отдохнем. Встали.

Упражнения, направленные на снятие общего напряжения, выполняются под речевку

Чтобы дом построить новый,
Запасают лес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, а потом –
Начинают строить дом.

VI. Изучение нового материала.

Цель – дать учащимся конкретные представления о водных колерах, их составе, разновидности, применении.

- Мы говорили , что пигменты – это цветные сухие порошки, то колер  , ребята , это жидкие  цветные составы или краски. Из чего получают  водные колеры?

СЛАЙД  3.

Два и более пигментов + связующее вещество + наполнитель = колер.

Водные колеры получают смешением двух или более пигментов со связующим веществом. При необходимости добавляют наполнители для лучшего “сцепления” пигмента с связующим веществом.

- Что является основой приготовления водного колера?  СЛАЙД  4.

Основой для приготовления водного колера является меловая паста. Ее готовят из просеянного мела, замоченного водой на два часа. Вода должна только покрыть мел сверху.

Цветные пигменты отдельно, по одному, замачивают в воде и перемешивают. Из каждого пигмента получают водную краску, затем смешением двух или более водных красок получают водный колер нужного цвета.  СЛАЙД  5.

Работа  у доски. Определить название водного колера:

Название связующего вещества

Название водного колера

 

 

Введение в водный колер растительного или животного клея не только увеличивает прочность окраски, но и придает ему текучесть, то есть способность плавно ложиться под кистью. Животный клей называется казеин (словарная работа с записью нового слова в словарь в конце рабочей тетради и дополнением в “копилку” знаний), поэтому водные колеры, в состав которых входит животный клей, называются казеиновыми. Связующим веществом в водных колерах, кроме казеина, может быть жидкое стекло, которое получило название силикат (словарная работа).

В известковых составах известь является пигментом и связующим веществом.

В клеевом водном колере связующее вещество, чаще всего, клей растительный.

  1. Просмотр мультфильма “Лунтик и краски”.

Посмотреть мультфильм и ответить на вопросы.

- Какие краски и сколько дал Лунтику дедушка?

- Почему Лунтик нарисовал кузнечика желтой краской?

- Водные краски смешались и что получилось? (колер).

- Колер какой? (водный).

  1. Ответьте на вопросы и заполните (пользуясь цветными карандашами и “копилкой” знаний) в тетради схему приготовления:

а) водного колера зеленого цвета;

б) водного колера оранжевого цвета.

- Из каких водных красок герои мультфильма “Лунтик и краски” получили водный колер зеленого цвета  СЛАЙД 6  и водный колер оранжевого цвета  СЛАЙД  7.

  1. Закончите предложение из мультфильма. Из трех красок можно получить много … (разных цветов).

СЛАЙД 8.  На какие группы делятся  водные колеры по густоте  цвета?

Водные колеры по густоте цвета делятся:

а) нормальные – когда белые и цветные пигменты в колере в равном количестве ;

б) разбеленные – когда в колере белого пигмента больше, чем цветных ;

в) цельные – когда в состав колера входят только цветные пигменты ;

      - Из каких пигментов состоят нормальные колеры?

- Из каких пигментов состоят разбеленные колеры?

- Из каких пигментов состоят цельные колеры?

СЛАЙД  9.  Прямыми линиями соедините  соответствующие группы слов  в разных колонках..

-

Известковые, казеиновые, силикатные водные колеры применяют для окраски оштукатуренных, кирпичных, бетонных, каменных внутренних и наружных поверхностей. Клеевыми водными колерами окрашивают эти же поверхности, но только внутри помещений.

“Ключ”.

1. Водные колеры – это смесь двух и более пигментов, связующего вещества и, при необходимости, наполнителей.

4.

Название связующего вещества

Название водного колера

Клей

Клеевой

Силикат (жидкое стекло)

Силикатный

Казеин (животный клей)

Казеиновый

Известь

Известковый

Проверочное задание.

Прямыми линиями соедините соответствующие группы слов в разных колонках.

Колер водный нормальный

Белых и цветных пигментов в равном количестве

Колер водный разбеленный

Только цветные пигменты

Колер водный цельный

Белого пигмента больше, чем цветных

VII. Техника безопасности.

Средства индивидуальной защиты, применяемые при нанесении водных, особенно известковых, колеров:

  1. Очки;
  2. Перчатки;
  3. Головной убор;
  4. Респираторы;
  5. Спецодежда;
  6. В помещении находиться не более 3-4 часов.

VIII. Закрепление полученных знаний.

Цель – закрепить знания о водных колерах, их составе, применении.

а) – Какие компоненты входят в состав водного колера?

- Чем водный колер отличается от водной краски?

- Для окраски каких поверхностей применяют водные колеры?

- Какие новые слова записали в словарь?

б) Самостоятельная работа учащихся .Приготовить  водный колер голубого  цвета..

IX. Подведение итогов урока.

Цель – сделать вывод о работе класса на уроке по теме “Водные колеры, их состав”; отметить лучших учащихся.

X. Домашнее задание.

Приготовить разбеленный водный колер любого цвета.

XI. Оценка работы учащихся.

На уроке за каждый ответ учащимся раздаются листочки трех цветов. Цвет – критерий оценки: красный – 5, зеленый – 4, синий – 3.

Учитывая количество и цвет листочков, в конце урока определяется оценка каждого учащегося на уроке. .

См. презентацию.

Литература

  1. Мороз А.Н. Технология и организация работ. Учебное пособие для учащихся профессиональных училищ, Ростов н/д, издательство “Феникс”, 2000. – 320 с.
  2. Белоусов Е.Д. Технология малярных работ. Москва “Высшая школа”, 1980.
  3. Матюшина А.М. Программированное обучение в школе. Куйбышев, 1967 – с. 4-7.
  4. Роль и место программированного обучения в системе средств и методов. Сборник трудов. Москва, 1974 – с. 27-28 … там же – с. 44…. Там же – с. 57-59.