Инновационная деятельность на базе КФУ, кружок "Мой край родной"

Низамеева Раушания Фаргатовна

На данной страничке мини-сайта будет отражена работа руководителя кружка по авторской программе , отчет о работе и успехах членов  кружка в 2015-16 учебном году

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красноярская основная общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Рабочая программа кружка

«Мой край родной»

5-9 классы

                                                          Руководитель: учитель

                                                                татарского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Низамеева Р.Ф.

д. Красный Яр

2015 /16 учебный год

                    Рабочая программа кружка по краеведению

                   для учащихся 5-9 классов  «Мой родной край»

Пояснительная записка

      Программа кружка «Мой родной край» составлена для работы с учащимися 5-9 классов сельской школы и направлена на социокультурную адаптацию школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.   Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках татарского языка и литературы, а так же на уроках истории и биологии, и  при изучении тем с использованием краеведческого (страноведческого) материала, на внеклассных занятиях.  Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково - исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

          В  основе работы кружка  развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.   

         Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории РТ, Зеленодольского района, деревни Красный Яр.

          Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения РТ, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,  накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику программы «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом,  учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

           Программа «Мой край родной» предусматривает различные формы отчета на кружковых занятиях: сочинение-рассуждение, мини-сочинение, проекты, схемы и рисунки.       Занятия кружка проходят 1 раз в  2 недели в течение 1 академического часа, 17 часов.

 

 Результативность образовательной программы. 

В результате прохождения программы

занятия должны выработать у учащихся следующие умения и навыки:

-овладение методами поисковой и исследовательской работы по сбору информации по истории, географии и  природе деревни Красный Яр и города Зеленодольска, а так же материалов по родословной своих семей и позволит приобрести новые знания по рассмотренным темам;

-умение работать с краеведческой литературой, справочниками и другими источниками;

-писать творческие отчёты, связанные с тематикой занятий кружка;

-умение выполнить практическое задание;

-умение проводить экскурсии для в школьном краеведческом уголке;

-умение написать реферат в соответствии с требованиями;

-умение защитить свою творческую работу или реферат;

Ожидаемые результаты:

-совершение тематических экскурсий (по плану кружка);

-проведение экскурсий для младших школьников (нач. классы)

-оформление альбома «Сторона моя родная» (по собранным материалам);

-конкурс на самое интересное сочинение-рассуждение по теме «Что дает наш край стране?»

-участие в  краеведческих конкурсах и викторинах  разного уровня (с использованием собранного краеведческого материала);

-составление схематичных рисунков «Моя родословная»;

-конструирование  макета «Дом моей мечты»;

-конкурс на самое лучшее мини - сочинение по теме «Прогулка по улицам моего села»

-подготовка и проведение концерта для ветеранов войны и тружеников тыла;

- защита проекта или другой творческой работы по  любой теме занятий кружка (на выбор учащихся)

                               

 Содержание программы:

Тема 1:    Введение.  (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)

  1.Территория и географическое положение района. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.    

  2.  Творческая работа «Загадочный мир названий»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Форма отчета: реферат или сообщение по теме «Загадочный мир названий»

Тема 3: “Я и моя семья ”.(2 ч)

1. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их  родители.

2. Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…»

-Моя родословная - нарисовать родословное древо. ( в виде схемы)

Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.(1 ч)

1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Тема 5: “Моя улица”.(1 ч)        

1.Урок-экскурсия по улицам д. Красный Яр. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты.

2.Форма отчёта кружкового занятия: мини-сочинение «Прогулка по улицам моего села».

Тема 6: “Наша школа”. (1ч)

 1.«Моя школа»: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

2.«Знаменитые выпускники»: дети заранее получают творческие задания в группах, ведут поисковую работу.

Тема 7: “Природа нашего края”.(2  ч)

1.Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир д. Красный Яр Зеленодольского района.  

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.

2.Практическая работа: сбор материалов и оформление альбома по теме «Сторона моя родная»

Тема 8: Вклад нашего края  нашей  стране”.(2 ч)

1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.

2. Экскурсии на предприятия.

3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Форма отчёта кружкового занятия: сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране?».

Тема 9: “Наш край богат талантами”.(2 ч)

1.Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

2.Экскурсия - в местный краеведческий музей или в краеведческий музейный уголок школы.

Тема 10: “Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (2ч)

Форма урока: беседа.

1.  События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2. Встреча с ветеранами, тружениками трудового фронта.

3. Концерт для ветеранов войны и тружеников тыла.

Тема 11. Подведение итогов работы.(1ч.)

Защита проектов, творческих работ.

                              Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Всего часов

теория

практика

экскурсии

массовые мероприятия

1. Введение

1

-

-

-

1

2. Мой край на карте Родины

1

1

-

-

2

3 . Я и моя семья

1

1

-

2

4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить

1

1

5. Моя улица

1

-

1

6. Наша школа

1

1

7. Природа нашего края

1

1

-

2

8. Что дает наш край стране

1

1

-

2

9. Наш край богат талантами

1

1

2

10. Наш край в годы Великой Отечественной войны

1

1

2

11. Подведение итогов работы.

1

1

Всего часов:

5

7

4

1

17

         Список  литературы:

На татарском языке:

  1. Мәшһүр татар галимнәре. Казан,Татар китап нәшрияты, 2011.
  2. Х.Ш.Мәхмүтов,С.М.Гыйләҗетдинов. Легендалар һәм риваятьләр. Казан,Мәгариф, 2001
  3. Алар илгә җинү алып кайтты. Яшел Үзән районы ,том 2. Казан,”Хәтер китабы” редакциясе,2008
  4. С.М. Гыйләҗетдинов Татар халык иҗаты. Риваятьләр һәм легендалар.Казан,  Татар китап нәшрияты 1987
  5. Р.Зәйдулла. Татар таҗы. Казан,Мәгариф,2004.
  6. Г.Саттар-Мулилле. Татар исемнәре ни сөйли?. Казан, “Раннур” нәшрияты,1998
  7. Ф.И.Урманче. Татар мифологиясе. Казан,Мәгариф. 2008

        На русском языке:

  1. Советский Татарстан. Фотоальбом. Казань,Таткнижиздат,1980
  2. К.Р.Синицына. История Татарстана и татарского народа. Казань, Магариф,2000
  3. А.Губайдуллин, И.Каримов. Города Волжской Булгарии. Казань, Таткнижиздат,2003
  4. В.В.Кузьмин, К.Р.Синицына, Р.Г.Фахрутдинов. История Татарской АССР. Казань, Татакнижиздат,1989
  5. Э.Вагапов. Цвети,мой Татарстан. Казань,Таткнижиздат,1986
  6. Г.Ф.Валеева-Сулейманова, Р.Г.Шагеева. Декоративно-прикладное

                искусство казанских татар. Москва, «Советский художник,1990

  1. Ф.Ш.Хузин и др. История Татарстана. Казань, ГУП ПИК «Идель-Пресс»,2001
  2. Б.Ф.Султанбеков. Татарстан . XX век. Личности. События. Документы. Казань, Тарих,2003
  3. Л.Абрамов. Мы - волжане. Казань. издательство «По городам и весям»,2005
  4.  У.Б.Белеяв, Л.В.Горохова, А.М.Залялов. Герои социалистического труда. Казань, Таткниждиздат,1980
  5.  В.С.Мухин, З.И.Иванова и др. Светят людям хорошие строки. Редакция газеты «Зеленодольская правда», Издательство «Отечество»,2010
  6.  Гильманов З.И., Айнутдинов А.К. Герои Советского Союза – наши земляки. Казань, Таткнижиздат,1985
  7.  Татарский энциклопедический словарь. Казань, Институт татарской энциклопедии АН РТ,1999
  8.  Равил Бухараев. Сказ о Казани. Казань, ОАО «ТАИФ»,2005


Предварительный просмотр: