Инновационная деятельность на базе КФУ

Аблязова Наиля Мансуровна

Инновационная деятельность на базе КФУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт об инновационной деятельности за 2016 год

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование организации (учреждения)

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад № 377 комбинированного вида с обучением и воспитанием на татарском языке» Советского района г. Казани

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

420087, РТ,  г. Казань, ул. Отрадная, д. 24А

Тел: +7(843)-298-84-42

E-mail: madou.377@tatar.ru

Тема инновационной разработки

«Современные технологии музыкального развития детей старшего дошкольного возраста»

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Аблязова Наиля Мансуровна

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме)

   Актуальность проекта обусловлена целью современного образования, в котором музыкальному образованию отводится одна из ведущих ролей в художественно-эстетическом воспитании ребёнка, удовлетворение его индивидуальных потребностей, развитие творческого потенциала.
Цель проекта: развитие интереса и потребности детей старшего дошкольного возраста в творческом самовыражении, умения слушать, воспринимать звуки окружающего мира, в том числе и музыкальные звуки.

Задачи проекта:

  1. Реализовать эффективные методы и педагогические технологии для развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Расширить кругозор детей старшего дошкольного возраста через восприятие звуков окружающего мира, через знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, музыкальными инструментами.

Сведения о распространении инновационного опыта:

- участие в научно-практических конференциях

- открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики

- участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности;

-печатные издания за отчётный период и др.

Семинар по обмену опытом

Тема  ” Моделирование образовательных компонентов музыкального воспитания в соответствии с ФГОС ДО”, выступила с темой: «Современные технологии музыкального развития детей старшего дошкольного возраста» http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/26/sovremennye-tehnologii-muzykalnogo-razvitiya-detey-starshego

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки ( положительная динамики)

- конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов  обучающихся (муниципальный, республиканский, всероссийский уровень)

- качество образования (высоко балльники)

Подготовила и представила проектную  работу на тему: «Современные технологии музыкального развития детей старшего дошкольного возраста» от 30.05.2016,сертификат №007421
http://nsportal.ru/ablyazova-nailya-mansurovna

Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных):

-«Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК

-семинар-практикум для слушателей программ ПК ( на базе ОО)

- элективный курс в рамках заявленной темы

- открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального  района, республики

-печатные работы

Разработки (контрольно-измерительные материалы и др)

Печатная работа. Всероссийский сайт «Музыкальный сад»   Свидетельство публикации №0268-2014 «Новогодний сценарий для старших групп» 12.12.2014                     Свидетельство публикации №0117-2013 «Осенняя сказка» 01.11.2013                                Сборник материалов «научно – практической конференции . Литературно – музыкальная композиция « Пусть вечно детство звонкое смеется» Казань 2013 стр23-28

http://www.musical-sad.ru/load/publikacii_avtorov



Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт педагогики и психологии

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

Проектная работа  в рамках Республиканской инновационной площадки ПМЦПКиППРО ИПиО  

ФГАОУ ВО КФУ

Проектная работа

«Современные технологии музыкального развития детей старшего дошкольного возраста»

     Выполнила:                 

                                                           

                                     Аблязова Наиля Мансуровна,

                                             музыкальный руководитель МАДОУ

                                                            «Детский сад № 377 комбинированного

                                                 вида с татарским языком воспитания и

                                                    обучения» Советского района г. Казани

                                                 /высшая квалификационная категория  

           

                                             Казань - 2016г.

                                      Оглавление

Введение

3

1.Актуальность проекта

4

2.Цели и задачи проекта, целевая группа проекта

5

3.Проектное решение

5

4.Жизненный цикл и этапы реализации проекта

6

5.Программа проектных мероприятий

7

6. Ресурсное обеспечение

13

7. Ожидаемые результаты реализации проекта

14

8. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

15

Заключение

16

Список использованных документов и источников информации

18

Приложение 1.

20

Приложение 2.

26

Приложение 3.

33

           Введение

      С давних времен во многих странах маленьким детям родители клали в колыбель простые, но яркие игрушки, которые непременно имели свой «голос». Сейчас эти игрушки называют погремушками. Подрастая, дети сами мастерили себе сопелки из стручков акации, дудочки из стеблей растений, свистульки из дерева в виде птиц. Иногда взрослые лепили свистульки из глины и обжигали их в печи. Все музыкальные игрушки, сделанные взрослыми и детьми, использовались в народных играх.

       К сожалению, сегодня такие игры со звуками не являются столь популярными, как это было в прошлом, хотя погремушки и другие звучащие игрушки используются родителями до сих пор, но только для игры с младенцами. С детьми же старшего дошкольного возраста взрослые редко играют в игры, развивающие умение слушать и экспериментировать со звуками.

       Исходя из данных анкетирования, родители мало внимания уделяют музыкальным игрушкам, имитирующим естественное звучание: барабанам, дудочкам, гармошкам, трещоткам, ложкам, свистулькам и т.д., отдавая предпочтение музыкальным игрушкам с синтезированным звуком. Но такие музыкальные игрушки зачастую имеют неестественную окраску звука, а значит,   могут отрицательно повлиять на развитие слухового восприятия детей дошкольного возраста.

        Очень многие дети совсем не умеют слушать других людей – своих сверстников, педагогов, не могут воспринимать словесную инструкцию, сосредоточить свое внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Обучая ребенка слушать звуки мира, звуки жизни, мы будем развивать у него умение воспринимать музыку. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону в развитии ребенка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей школьной жизни.

       Наши дети живут в непростых условиях музыкального социума. Сегодня, слушание образцов классической музыки, музицирование дома при встрече друзей практически отсутствует. Однако на протяжении всей истории развития музыки этим понятиям придавалось более емкое содержание.

 Обращение к проблеме развития слухового восприятия потребовало провести теоретическое и практическое исследования. Была проанализирована научно-методическая литература по вопросам развития слухового восприятия дошкольников, на основе диагностических материалов выявлены наиболее часто встречающиеся проблемы развития слухового восприятия детей: неспособность рассказать о настроении музыки, ее характере; недостаточный словарный запас; неумение различать тембры музыкальных инструментов, интонировать мелодию; различать свою партию в оркестровой фактуре; верно передавать ритмический рисунок.

       Таким образом, если организовать целенаправленную работу по развитию у детей старшего дошкольного возраста слухового внимания и восприятия, то это будет способствовать:
• У детей – развитию слухового восприятия, что влияет на развитие музыкальных способностей, развитие предпосылок успешной социальной адаптации.

• У родителей – созданию условий в семье для развития у детей музыкальных способностей.

 

1.Актуальность проекта

      Актуальность проекта обусловлена целью современного образования, в котором музыкальному образованию отводится одна из ведущих ролей в художественно-эстетическом воспитании ребёнка, удовлетворение его индивидуальных потребностей, развитие творческого потенциала; задачами современного образования,  которые отражаются в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); особенностью современной ситуации, когда искусству и культуре отводится значимая роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения на лучших и достойных подражания образцах мировой музыкальной культуры.

2.Цель и задачи проекта

2.1 Цель проекта: развитие интереса и потребности детей старшего дошкольного возраста в творческом самовыражении, умения слушать, воспринимать звуки окружающего мира, в том числе и музыкальные звуки.

2.2 Задачи проекта:

  1. Реализовать эффективные методы и педагогические технологии для развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Расширить кругозор детей старшего дошкольного возраста через восприятие звуков окружающего мира, через знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, музыкальными инструментами.
  3. Воспитывать толерантное отношение  к культуре разных народов, уважение к результатам творчества других детей.
  4. Побуждать родителей к участию в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.

        2.3. Целевая группа проекта:     

 - дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет;

- педагоги ДОО ( музыкальный руководитель, воспитатели, педагог-психолог, старший воспитатель) ;

- родители ДОО.

3.Проектное решение

    Проект «Эффективные методы и приемы развития музыкального восприятия у старших дошкольников» в  образовательном учреждении предусматривает:

1.        Тесное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса: работа с родительской общественностью с целью пополнения теоретических знаний, информационной поддержки, практических рекомендаций для работы с дошкольниками. Открытые занятия, участие родителей в праздниках, развлечениях, организации детского досуга, консультационное общение (личное, через информацию познавательных стендов, посредством интернета), является эффективной формой работы для налаживания взаимопонимания и взаимодействия всех участников образовательного процесса.

2.        Совершенствование развивающей среды и материально-технической базы. Накопление видео, фото и текстового материалов, приобретение и изготовление дидактических игр, оборудование информационных стендов для родителей, оформление и оснащение музыкальных уголков в группах детского сада, широкое использование ИКТ технологий (использование устройств мультимедиа, интерактивных методов обучения).

3.        Отслеживание результатов реализации проекта.

  4. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

4.1 Сроки реализации проекта  01.09.2016. – 30.05.2017г.

4.2 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный  (аналитико-прогностический)  с 1.09.2016 по 31.10.2016г.

1.Изучить и проанализировать  музыкально-педагогическую литературу по проблеме развития музыкального восприятия  детей старшего дошкольного возраста.

2.Подобрать диагностический материал для проведения мониторинга реализации проекта.

3.Осуществить  диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста.

4.Сформулировать  исходные позиции – цели, задачи и предполагаемый результат. Разработать план реализации проекта.

5.Разработать методические рекомендации по развитию восприятия детей старшего дошкольного возраста.

2. Основной (практический) с  01.11.2016 по 31.03.2017.

1.Апробировать методические разработки по развитию восприятия детей старшего дошкольного возраста.

2.Провести просветительскую работу для родительской общественности.

3.Повысить уровень профессиональной компетенции участников образовательного процесса по вопросам развития восприятия дошкольников. 

 3. Заключительный (аналитический) с 01.04.2017 по 30.05.2017.

1.Осуществить диагностическое обследование развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста.

2.Проанализировать и оценить результаты работы по проекту с  детьми старшего дошкольного возраста.

3.Обменяться опытом с музыкально - педагогической общественностью.

4.Разработать перспективы дальнейшего развития идей проекта.

5.Оформить практические рекомендации для участников образовательного процесса (печатный материал, сайт, презентация).

5. Программа проектных мероприятий

Этапы реализации

 проекта

Комплекс мер

Содержание

Сроки исполнения

Ответственные

1. Подготовительный  (аналитико-прогностический)  1.09.2016 - 30.10.2016г.

Анкетирование родителей и педагогов

Определение социального запроса по проблеме развития восприятия.

08.09.2016.

Музыкальный руководитель

Организация наполнения музыкально-развивающей среды в группе

Наполнение дидактическими пособиями и  ДМИ музыкального уголка в группе

01.09.2016.- 31.10.2016.

Воспитатели группы (Мамаева Л.Х.)

Диагностика музыкального восприятия по экспресс методу И. Сафоновой.

Эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальное мышление (репродуктивное, перцептивное; продуктивное творческое мышление)

15.09.2016.

Музыкальный руководитель

Консультация для педагогов на педсовете

«Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников»

22.10.2016.

Воспитатель группы (Чурунина Н.Н.)

Мастер-класс на педсовете

Изготовление шумовых инструментов из бросового материала

22.10.2016.

Старший воспитатель.( Гизатуллина А.В..)

2. Основной (практический)   01.11.2016 -31.03.2017г.

Тематические музыкальные занятия с детьми 6-7 лет

Приложение 1.

Эффективные методы  и приемы развития музыкального восприятия у старших дошкольников

01.11.2016.-31.03.2017.

Музыкальный руководитель.

Открытое  тематическое занятие для педагогов и родителей

Приложение 2.

«Звездная сказка»

28.11.2016.

Музыкальный руководитель

Консультация для педагогов на семинаре-практикуме

«Среда ДОО, как место музыкальной деятельности»

10.12.2016.

Воспитатель группы.(Мамаева Л.Х.)

Консультация

для педагогов на семинаре-практикуме

«Использование средств ИКТ на музыкальных занятиях с дошкольниками»

10.12.2016.

Музыкальный руководитель

Консультация

для родителей

«Как приучить ребенка слушать музыку дома»

12.01.2017.

Музыкальный руководитель.

Консультация на родительском собрании

«Роль семьи в развитии музыкальности ребенка»,

«Компьютер в помощь развития музыкальных способностей»

25.01.2017.

Музыкальный руководитель,

педагог-психолог (Шакирова Л.И.)

Музыкально-образовательный стенд «Мажоринка» Приложение 3.

«Музыкальное воспитание в семье»

01.11.2016 -31.03.2017г.

Музыкальный руководитель .

Музыкальный театр

«Развитие восприятия  через театрализованную деятельность детей»

10.03.2017.

Старший воспитатель(Гизатуллина А.В.)

Взаимодействие с родителями

Участие в праздниках, театральных постановках, организация досуговой деятельности

01.11.2016 -31.03.2017г.

Воспитатели группы (Мамаева Л.Х.)      музыкальный руководитель

Открытое занятие для родителей

«Шаги музыки»

16.03.2017.

Воспитатели группы (Чурунина Н.Н.), музыкальный руководитель

Оформление творческого альбома

«С музыкой и кисточкой в ладошке»  (детские работы)

01.03.2017.- 15.03.2017.

Воспитатели группы

Экскурсия в ДШИ, концерты филармонии

Концерт учащихся и преподавателей ДШИ, выездные концерты коллективов филармонии

По приглашению в течение года

Старший воспитатель (Гизатуллина А.В.), музыкальный руководитель, воспитатели (Мамаева Л.Х.)

Фестиваль детского творчества «Талантливый малыш-2017» Советского района г. Казань

Подготовка воспитанников (разучивание песен, танцев, оркестровых пьес) для участия в фестивале

11.01.2017.-

20.03.2017.

Музыкальный руководитель

3. Заключительный (аналитический)  01.04.2017 - 30.05.2017г.

Диагностика музыкального восприятия по экспресс методу И. Сафоновой.

Уровень развития музыкально-слухового восприятия  в рамках реализации проекта

25.04.2017.

Музыкальный руководитель

Методические рекомендации

«Игры для развития творческого мышления», «Дидактические игры для развития музыкального восприятия»

03.05.2017.

Музыкальный руководитель, педагог-психолог

      Согласно учению Д. Кабалевского, на котором построена существующая система музыкального воспитания в России, ведущим видом музыкальной деятельности признается восприятие. Б. Теплов, говоря о роли восприятия в музыкальном развитии, определяет способность к восприятию музыки и оценке ее, как развиваемую способность. А. Катинене утверждает, что для развития музыкального восприятия детям необходимы не только определенные знания, но и накапливаемый опыт эмоциональных ощущений и представлений о музыке.

       Для реализации  задач, которые определены в проекте, мы используем разные формы и  методы  взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Формы:  групповые  и индивидуальные формы общения (педагогический совет, семинар-практикум, консультация, занятие, мастер-класс, театральная постановка, концерт, праздник,  развлечение).

Методы: 

  • методы исследования и диагностики (наблюдение,  анализ продуктов деятельности, беседа,  тестирование, диагностические методики,  опрос, анкетирование,  игра, эксперименты со звуком)
  • продуктивная деятельность  (рисование, составление коллажей, вырезывание по контуру музыкальных инструментов, оформление альбома  с иллюстрациями к прослушанным произведениям, изготовление шумовых инструментов, концертные выступления)
  • метод словесного творчества (составление кроссвордов, ребусов по изучаемым темам совместно с родителями, совместно с педагогами, самостоятельно; речевое музицирование, декламация стихов, потешек, чтение историй о музыке и музыкантах)
  • метод эмоционально-телесного музицирования (использование звучащих жестов, активного слушания музыки, танцевальной импровизации, темброво-ритмические задания)
  • театрализация (пластические этюды, психогимнастика, инсценировка песен, музыкальные сказки, сказки-шумелки)

6. Ресурсное обеспечение

       Для реализации педагогического проекта необходимо следующее ресурсное обеспечение:

1. Кадровые ресурсы:  музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели, педагоги ДОО.

2.Научно – методические ресурсы:  методическая литература (самообразование, научное и  теоретическое обоснование), публикации (обмен и распространение опыта), конспекты занятий, авторские проекты, программы и методические разработки педагогов и специалистов по проблеме развития восприятия дошкольников, современное учебное оборудование (оснащение учебно-развивающей среды), использование ИКТ (современные педагогические технологии).

 3.Материально-технические ресурсы: музыкальный зал, кабинет музыкального руководителя, развивающая среда в возрастных группах детского сада, мультимедийное оборудование, детские музыкальные инструменты, шумовые инструменты – самоделки.

4.Информационные ресурсы: сеть интернет (сайт музыкального руководителя «Музыкальный сад» musical-sad.ucoz.ru), использование печатной продукции (газета, памятки, буклеты, информационные стенды), электронная почта, методическая копилка музыкального руководителя, периодические издания, материалы работы методического объединения   музыкальных руководителей образовательных учреждений Советского района города Казани, виртуальное МО педагогов ДОО.

7.Ожидаемые результаты реализации проекта

    Ожидаемые результаты реализации проекта оценивается количественными и качественными показателями.  Для оценки результатов  используются методы исследования – наблюдение, анализ продуктов детской деятельности (рисунки, стихи, сказки, поделки), беседа;  диагностические методики: экспресс-метод И. Сафоновой по выявлению уровня развития восприятия музыки; анкетирование родителей и педагогов по вопросам изучения и анализа развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

       Реализация проекта приведет к следующим результатам:

   

   7.1 Качественные показатели:

  • повышение уровня развития восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста на 30%;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей по вопросам развития восприятия  детей старшего дошкольного возраста;
  • внедрение новых технологий в воспитательно-образовательный процесс учреждения;
  • создание сплоченного детского коллектива с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • желание детей старшего дошкольного возраста проявить себя  в творческом самовыражении, сочинительстве, совместном музицировании.
  1.  Количественные показатели:
  • отсутствие числа детей с низкой эмоциональной отзывчивостью на музыку;
  • разработка, и внедрение методических рекомендации по развитию восприятия  детей старшего дошкольного возраста;
  • активность педагогов образовательного учреждения в продуктивных видах деятельности, составлении серии консультаций для родителей по развитию восприятия, музыкальных способностей.

8. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

№ п/п

Ребёнок

Педагоги

Родители

1.

Ребёнок научился самостоятельно охарактеризовывать музыку, применять художественно-образное описание.

У педагогов повысился уровень профессиональной компетенции по развитию эмоциональной отзывчивости  у детей старшего дошкольного возраста.

Родители осознают важность приобщения детей к музыкальной культуре, развития музыкального вкуса.

2.

У ребенка сформировались специальные музыкальные навыки, знания и умения

У педагогов появилась мотивация к созданию условий для развития музыкальной среды в группе, для слушания музыки дошкольниками.

Родители овладели практическими знаниями и умениями, которые могут применять в общении с детьми

3.

Ребенок научился взаимодействовать в коллективе сверстников.

Педагоги владеют методами организации самостоятельной музыкальной деятельности детей

Родители понимают важность коллективного музицирования, как одного из главных компонентов общеинтеллектуального развития,  успешной социализации ребенка

 Заключение 

     Проблема развития восприятия актуальна, особенно на современном этапе развития нашего общества и образовательной системы, поэтому предполагается дальнейшая работа по реализации проекта, нахождению новых форм и методов, а также совершенствованию хорошо зарекомендовавших форм и методов развития восприятия в воспитательно-образовательной практике со всеми участниками образовательного процесса.

Возможность  распространения проекта:

    На локальном уровне:

  • разработка и внедрение в ДОО программы дополнительного образования «Маленький музыкант»,
  • день открытых дверей для родительской общественности,
  • фестиваль культур народов России и ближнего зарубежья в ДОО «Соцветие»,
  • фестиваль детского творчества Советского района г. Казань  «Талантливый малыш».

    На муниципальном уровне:

  • обмен опытом (городское методическое объединение педагогов ДОО, районное МО музыкальных руководителей),
  • разработка авторской программы «Эффективные методы  и приемы развития музыкального восприятия у детей в ДОУ »,
  • подготовка детей и участие в городском  фестивале детского творчества «Балачак ил».

    На региональном уровне:

  • публикации в сборниках, размещение рекомендаций на сайте образовательного учреждения,  
  • участие в Республиканском конкурсе «Совенок», во Всероссийских конкурсах «Национальное достояние», «Педмастер» и т.д.,
  •  распространение опыта в сообществе музыкальных руководителей (vk.com/club105053324 радуга фантазии), на педагогических порталах и сайтах сети Интернет (musical-sad.ucoz.ru. )

Список использованных документов и источников информации

  1. Бодраченко И.,  Канджир, бойран, бубен! // Обруч : образование, ребенок, ученик. - 2013. - № 1. - С. 22-24.

  1. Вагина Н.,  Оздоровительная функция музыки как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 3. - С. 100-102.

  1. Галимова И. Н.,  Игры с детскими музыкальными инструментами // Музыкальная палитра. - 2010. - N 3. - С. 3-8.

  1. Грязнова И. А.,  В семействе струнных инструментов : урок-знакомство // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2010. - N 8. - С. 32-33.

  1. Ермакова Л. Н.,  Выставка музыкальных инструментов : открытое занятие // Ребенок в детском саду. - 2012. - № 3. - С. 51-53.

  1. Захарова Н. В.,  Шумелкина компания // Ребенок в детском саду. - 2013. - № 4. - С. 55-57.

  1. Золотуева Н. В.,  Русские народные инструменты : план-конспект занятия с элементами оздоровительных технологий для детей 5-6 лет // Музыкальная палитра. - 2008. - N 4. - С. 34.

  1. Комиссарова Л. Н. , Ребенок в мире музыки // Ребенок в детском саду. – 2005. - N 1. - С. 13-18.

  1. Кустов В. А.,  «Про Савку и Гришку» : сценарий презентации деревянных духовых инструментов для детей дошкольного и младшего школьного возраста // Музыка в школе. – 2007. - N 2. - С. 44-47.

  1. Лаптев И. Г.,  Теория и практика инструментального музицирования младших школьников в отечественной и зарубежной педагогике // Гуманитарные исследования. - 2007. - N 4. - С. 129-136.

  1. Макова В. И.,  Знакомим детей с музыкальными инструментами симфонического оркестра // Современный детский сад. - 2012. - № 3. - С. 27-30.

  1. Меркулова Л.,  Игра в оркестре : занятие для детей дошкольного возраста // Музыкальный руководитель. - 2014. - № 4. - С. 14-17.

  1. Меркулова Л. Р. , Игра в оркестре: создание оркестра детских музыкальных инструментов // Музыкальный руководитель. - 2014. - № 2. - С. 33-35.

  1. Ованова Т. Н., Предметы народного быта в коррекционной работе с дошкольниками // Логопед. - 2013. - № 5. - С. 102-108.

  1. Прасолова З. Г.,  Игра на детских музыкальных инструментах // Музыкальная палитра. - 2012. - № 1. - С. 3-4.

  1. Пыхтина Л. К., Детский оркестр в ДОУ // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - N 7. - С. 104-113.

  1. Радионова И. В., А и Б играли на трубе. Знакомство с музыкальными инструментами // Музыкальная палитра. - 2012. - № 1. - С. 27-32.

  1. Русакова О. Г., Детские музыкальные инструменты как средство развития слухового восприятия дошкольников // Логопед. - 2011. - N 5. - С. 40-42.

  1. Рытов Д., Мастерская творчества. Музыкальные инструменты : создаем и играем // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - С. 73-79.

  1. Тюттерин Д., Медведь в области уха : 5 простых музыкальных приспособлений // Дошкольное образование - Первое сентября. - 2013. - № 4. - С. 14-15.

  1. Тютюнникова Т. Э., Оркестровый урок // Музыкальная палитра. - 2008. - N 4. - С. 3-11.

  1. Уваров К.,  Контрабас-квартет // Дошкольное образование - Первое сентября. - 2013. - № 4. - С. 20-21.

  1. Ульянова И., Исследуем звук (на примере игрушки «Бубен-трансформер» компании ELC) // Дошкольное образование - Первое сентября. - 2013. - № 4. - С. 59.

  1. Хмельницкая Н., Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа // Дошкольное воспитание. – 1999. - N 7. - С. 101-113.

  1. Четаева Ф. В., Логоритмическое занятие на тему : "На поиски музыкальных инструментов" для детей старшего дошкольного возраста // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - N 2. - С. 52-55.

                                                                                                 

                                                                                                 

                                                           Приложение 1.

Календарно-тематическое  содержание музыкальной деятельности : тематические музыкальные занятия с детьми 6-7 лет «Эффективные методы  и приемы развития музыкального восприятия у старших дошкольников»

Автор-составитель :   Аблязова Наиля Мансуровна,

                                             музыкальный руководитель                                                                                               /высшая квалификационная категория /

 МАДОУ

                                                            «Детский сад № 377 комбинированного

                                                 вида с татарским языком воспитания и

                                                    обучения» Советского района г. Казани

      Основные мероприятия по внедрению эффективных методов развития восприятия на практике осуществляются во время музыкальных занятий, как дополнение к основным видам музыкальной деятельности, предусмотренных образовательной программой.

Месяц

Тема музыкального занятия

Задачи

Вид деятельности

Репертуар

Сентябрь

Где живут звуки?

Формировать представления детей о  звуках окружающего мира: дома, улицы, животных и птиц. Уточнить понятие: звуки музыкальные и немузыкальные.

Пение

Музыкально-ритмические движения

Слушание музыки

Игра на ДМИ, музицирование

«Скворушка прощается» муз. Т. Попатенко

«Комната наша» Г. Бехли

«Высокий и тихий шаг» (Марш, муз. Ж.Б. Люлли)

«Марш гусей» (с применением ИКТ), муз. Б. Канеда

«Веселые палочки» (сл. С. Каратаевой)

«Каким бывает дождик» (сл. Е. Матвиенко)

Октябрь

Звуки разные бывают

Продолжать знакомить детей со звуками музыкальными и шумовыми, учить звукоподражанию, импровизации с шумовыми инструментами.

Познакомить  детей со свойством различных звуков (деревянных, стеклянных, железных).

Музыкально-ритмические движения

Пение

Слушание музыки

Музицирование, игра на ДМИ

Дидактические игры

«Ветерочки и листочки» муз. П. Чайковского из балета «Спящая красавица»

«Сапожник» фр.н. песенка

Фонограмма звуков природы, «Лесной концерт. Клавишно-духовые инструменты», «Клавишно-ударные инструменты»

(с применением ИКТ)

 «Туча» Т. Тютюнникова

«Что я вижу, слышу, делаю?» Л. Малахова

Ноябрь

Громко-тихо, или музыкальные оттенки

Учить детей различать основные динамические оттенки (f, p, mf, mp).

Музыкально-ритмические движения

Слушание музыки

Пение

Музицирование, игра на ДМИ

Дидактические игры

«Зеркало» (Пьеса, муз. Б. Бартока)

«Слон и Моська» И. Аресьев

«Эхо в горах» Майкапар

 «Тихая песенка», «Громкая песенка» муз. Г. Струве

 «Громко-тихо» (с применением ИКТ),

«Ледышки», «Ветер и эхо»

Т. Тютюнникова

«Слушаем музыку», «Мама поет» Л. Малахова

Декабрь

Звук и тишина

Закреплять представления детей о  понятии «пауза»

Музыкально-ритмические движения

Слушание музыки

 Пение

Музицирование, игра на ДМИ

Дидактические игры

Этюд, муз. Л. Шитте

Адажио, муз. Д. Штейбельта

«Петух и кукушка» И. Арсеев

«Спрячь игрушку» (с применением ИКТ),

«Паучок и гамачок» Т. Тютюнникова

Январь

Какого цвета звук?

Учить детей определять характер и средства музыкальной выразительности произведений, различать  тембр звука, учить характеризовать звуки в аналогии с цветовой палитрой.

Музыкально-ритмические движения

Пение

Слушание музыки

Музицирование, игра на ДМИ

Дидактические игры

«Бег с лентами» (Экосез, муз. А. Жилина)

«Разноцветные звуки» сл. И. Манаковой, муз. И. Смирновой

«Тембры» муз. И. Смирновой, «Лесной концерт. Ударные инструменты» (с применением ИКТ)

«Белая гамма»,

Т. Тютюнникова

«Что расскажет нам игрушка» Л. Малахова

Февраль

Музыкальная лесенка. Высота звука

Учить детей различать звуки по высоте, продолжить знакомить детей с регистрами. Учить детей названиям нот, петь гамму до мажор вверх и вниз

Музыкально-ритмические упражнения

Пение

Слушание музыки

Музицирование, игра на ДМИ

Дидактические игры

«Поскоки и сильный шаг» (Галоп, муз. М. Глинки)

«Высокая лестница» Е. Тиличева

«Карусель» муз. Д. Кабалевского

«Две плаксы» муз. Е. Гнесиной

«Лесной концерт. Струнно-смычковые» (с применением ИКТ)

«Совершенно непонятно», «Веселые мыши» Т. Тютюнникова,

«Слушай, думай, различай» Л. Малахова

Март

Три кита музыки

Продолжить знакомить детей с основными музыкальными жанрами – песней, танцем, маршем

Музыкально-ритмические упражнения

Слушание музыки

Пение

Музицирование, игра на ДМИ

Дидактические игры

«Марш» муз. Ж. Люлли, «Хороводный и топающий шаг» (Я на горку шла, р.н.м.)

«Большие крылья» армянская н.м.

Русский наигрыш (народная мелодия)

«Колыбельная» И. Смирнова

«Танец дикарей» муз. Ёсинао Нака

«Пестрый колпачок» Г. Струве

«Дождик обиделся» Д. Львов-Компанеец

«Вальс игрушек» муз. Ю. Ефимова,

«Волшебные барабаны» Т.Тютюнникова

«Чей это марш?» («Солдатский марш» Р. Шуман, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский)

Апрель

Сказки старого пианино

Продолжить знакомить детей с инструментами народного и симфонического оркестров. Познакомить с музыкальными инструментами России: шаркун, рубель, деревянные палочки, коробочка, гусли, колотушка, бубен, бубенцы, треугольник, молоточек. Изготовление их из бросового материала.

Слушание музыки

Музыкально-ритмические движения

Пение

Музицирование, игра

 Дидактические игры на ДМИ

«Лесной концерт» (Медные духовые, деревянные духовые)  - с применением ИКТ

«Контрасты» Т. Тютюнникова,

«Поиграй на балалайке» р.н.мелодия

«Духовой оркестр» (М. Дунаевский)

«Гармошка», «Труба», «Бубенчики» Е. Тиличеева

Р.н.мелодии в переложении для блок-флейты, сказки-шумелки Е. Железновой. «Угадай на чем играю», «Щелкунчик» (компьютерная игра)

Май

Шаги музыки

Познакомить с понятием «темп музыки».

Музыкально-ритмические движения

Пение

Слушание музыки

Музицирование, игра на ДМИ

Дидактические игры

 «Карусель» Т. Тютюнникова, «Волчок» И. Арсеев

«В гости» И. Арсеев

«Поезд» И. Арсеев

«Бусинки», «Карусель»,

«Веселый танец», «Робин Бобин» Т. Тютюнникова

«Дождик», «Ритмическое лото» Л. Малахова

           

Приложение 2.

«Звездная сказка»

тематическое занятие для детей подготовительной группы

Автор-составитель : Аблязова Наиля Мансуровна,

                                             музыкальный руководитель                                                                                                   /высшая квалификационная категория/

 МАДОУ

                                                            «Детский сад № 377 комбинированного

                                                 вида с татарским языком воспитания и

                                                    обучения» Советского района г. Казани

 Задачи: 
1. Обучать детей игре на музыкальных инструментах. 
2. Формировать ощущение метрической пульсации. 
3. Развивать ритмический слух, внимание, координацию. 
4. Познакомить детей с новой речевой игрой. 
5. Воспитывать навык совместного музицирования. 

Обеспечение пед. процесса:  набор детских музыкальных инструментов, демонстрационная картина «Лунарики»,колпак и подзорная труба Звездочета . 


Ход занятия. 

Дети заходят в зал. Приветствие.

Музыкальный руководитель:  Сегодня я хочу пригласить вас в звездную сказку.

                   Полночь бьет и в сердце трепет:

                   В этот вещий час духи светлые незримо

                   Окружают нас.

                   Вьются легким хороводом, в очи нам глядят.

                   «С зимней сказкой, с зимней сказкой!» - тихо говорят.

Я не случайно вспомнила про зимнюю сказку. Тихими зимними вечерами происходят самые удивительные чудеса, а ночью можно попасть в звездную сказку.

  1. Танцевальная композиция «Зимняя сказка» О.Усовой

В конце танцевальной композиции дети садятся  в круг на колени.

Музыкальный руководитель: 

         Синий вечер к нам спустился, с тишиною подружился.

                   Темнота глядит в окно, скучно ей и так темно.

Скажите, ребята, а может ли темнота мерзнуть  за окном? (дети высказывают свои предположения). Может, пустим ее погреться?

Темноту мы пустим в дом, песню для нее споем.

Дети садятся в круг, исполняют песню «Темнота» муз. Ройтерштейна, сопровождая пение легкими метричными шлепками по своим коленям и по коленям соседа.

«Темнота»

муз. Ройтерштейна

  1. Ветер бродит по дорожкам, дышит тяжело.

          Темнота, прильнув к окошкам, просится в тепло.

  1. Ну, куда же ей, бедной, деться – плохо без родни.

          Ты пусти ее погреться, погаси огни.

В конце песни делают приглушенный  свет - Темнота пришла

Музыкальный руководитель:

Здравствуй, тот, кто в темноте, в темной, темной комнате.

          В уголке не дрожи, о себе расскажи.

Задается пульс звучащими жестами, дети по очереди проговаривают свое имя

  • Я – Таня,
  • Я – Лиза,
  • Я – Тимофей и т.д.

Музыкальный руководитель:   

Ночью на небе зажигаются звезды, но сегодня все небо закрыли облака.

Если звезды на небе не зажгутся, мы можем не увидеть звездную сказку.

Садитесь скорее на стульчики, мы с вами будем зажигать звезды.

Музыкальный руководитель:   

По темному небу совсем как по лугу стада облаков гуляют по кругу.

          Все звездное небо закрыли они, и крыши домов оказались в тени.

Кто же поможет нам разогнать облака? (предположения детей).

Ветер надо нам позвать облака разогнать.

Дети: хором проговаривают текст, играя голосом, изображают ветер. Можно предложить проговаривать текст по очереди мальчикам и девочкам. Чья игра голосом будет интереснее?

Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

Ты рассей черноту, прогони темноту.

Звучит фонограмма ветра

Музыкальный руководитель: 

Ветер нас услышал, и, цепляясь за верхушки деревьев, торопится к нам на  помощь.    

Давайте, изобразим этот ветер.

         На  фоне фонограммы ветра дети рассказывают стихотворение, озвучивая его жестами и звуками (возле стульчиков)

«Ветерок»

  1. Он трепал берез макушки            ш-ш-ш-ш:  качают руками над головой

Он в печной трубе рычал             р-р-р-р-р:   «крышу» над головой, моталочку

А потом напев кукушки                ку-ку, ку-ку движение «крылышки», движение

От опушки к нам примчал           «клювики» пальцами в ритме.

Хлопнул форточкой в окошке     руки согнуть в локтях, «форточка», хлопки, шлепки.

Против шерсти гладил кошку     фр-фр-фр:  поглаживание рук, движение «коготки»  

Отдохнув от этих дел                   у-у-у-у:     глиссандо вверх  покачивание рук внизу

К звездам в небо улетел              с постепенным подъемом вверх.

Зажигается панно

Музыкальный руководитель: 

Вот и зажглись на небе звезды. Наша сказка продолжается.

                  Ярко звезд мерцанье в синеве небес.

                  Месяца сиянье падает на лес.

                  Летом звезды ниже, ниже, и живут они на крыше.

                  Заберутся на карниз и, мигая, смотрят вниз.

И видят,  в траве зажигаются маленькие звездочки. - «И что это за звездочки, которые живут на земле?» - удивляются звезды небесные

Ребята, а вы как думаете, что за звездочки зажигаются летней ночью в траве (ответы детей).

Музыкальный руководитель:

В таинственной темноте светлячки зажигают свои фонарики, освещая лес.

- О чем могут разговаривать звезды и светлячки?  (высказывания детей)  

-Давайте послушаем, а расскажут нам об этом Антон, Савелий, Кирилл, Илья.

-Они будут светлячками. Даша, Лиза, Лера, Маша – будут звездочками.

Дети солисты: мальчики - светлячки и девочки - звезды, исполняют песню «Фонарики», на проигрыш играют на музыкальных инструментах.

  1. Песня «Фонарики»
  1. Горят цветные огоньки, как звездочки сияют.

Их каждый вечер светлячки повсюду зажигают.

Лесной привет фонарики шлют звездам и луне,

И звон хрустальный слышится в прозрачной тишине.  – 2р

  1. Сияют звезды в вышине и освещают лес.

Волшебный луч зовет к себе в мир сказок и чудес.

Привет лесным фонарикам шлют звезды в вышине

И звон хрустальный слышится в прозрачной тишине – 2р

Музыкальный руководитель: 

Ребята, вы когда-нибудь прислушивались к ночным звукам? Какие звуки можно услышать ночью? (высказывания детей) Послушайте, я вам расскажу о ночных звуках, которые можно услышать в старом деревянном доме.

«Ночная музыка»

Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели.

Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».

Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.

И забравшись в уголок, печке говорил сверчок:

«Ах, как громко все поют! Кто меня услышит тут?»

Музыкальный руководитель:  

Сегодня мы с вами будем изображать ночные звуки.

Предлагаю детям произносить текст, используя изобразительные интонации:

  • Штро-бас («скрипение» горлом)
  • Игра голосом на гласных звуках «а», «и».
  • Использовать слоги «Зинь-ля-ля», произнося их приемом                  «глиссандо»
  • Жалобная интонация для озвучивания сверчка.

Музыкальный руководитель: 

Маленькому сверчку страшно и тревожно, вокруг столько звуков, а его тихую песенку может никто не услышать. Как помочь сверчку? Что нужно сделать, чтобы он не боялся? (высказывания детей)

Надо позвать в гости друзей лунариков. Кто такие лунарики? Где они живут? Какой у них характер? Что они любят делать? Мы отправим лунарикам музыкальное послание.

Отправить музыкальное послание поручим Коле, Тимофею, Саше.

«Блинная считалка»

К нам лунарики с луны прилетали на блины.

Возвращались на луну, уносили по блину.

Украшали небосвод каждый месяц круглый год.

Дети исполняют считалку, обозначая звучащими жестами сильную и слабую доли.

Дети солисты исполняют сильную и слабую доли на музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель: 

Лунарики услышали нашу считалочку и прилетели к нам (изображение лунариков) Посмотрите, с собой они принесли послание из космоса. Здесь зашифрована любимая песенка лунариков. Давайте попробуем ее отгадать (на карточке изображен при помощи звездочек ритмический рисунок распевки «Луноход»).

  1. Распевка «Луноход»

Песня «Лунные ходики» - исполнение песни под фонограмму и элементами творческого сочинения.

- Чтобы нашему другу сверчку и лунарикам спокойно спалось ночью, мы споем им колыбельную песню и подарим наши музыкальные сочинения. Сочинять музыку для сверчка и для лунариков будут Настя, Алина, Вадим.

  1. Слушание: Глюк «Мелодия»  - познакомить с легендой о созвездии «Лира»

Музыкальный руководитель: 

Ребята, вы знаете, что на небе очень много звезд и что звезды собираются в созвездия. Вы можете назвать какие либо созвездия (ответы детей). Сегодня я хочу рассказать вам легенду о том, как появилось на небе созвездие «Лира»

Более двух тысяч лет назад жил древнегреческий певец Орфей. Не было равных ему в искусстве пения и игре на лире.

Была у Орфея жена – прекрасная нимфа Эвридика. Однажды пошла Эвридика с подругами в рощу собирать цветы, и не заметила в густой траве змеи и наступила на нее.

Укус змеи оказался смертельным. Громко вскрикнула Эвридика и бездыханной упала в траву. Отчаяние охватило Орфея. Не мог он смириться со смертью Эвридики,  и решил отправиться в подземное царство мертвых, чтобы вернуть ее на землю. Путь к нему лежал через  мрачные ущелья, пропасти и пещеры.

Но ничто не пугало отважного Орфея. Бог подземного царства Аид, пораженный его отвагой, долго смотрел на него, а затем велел петь. И тогда запел Орфей о своей великой любви к Эвридике. Склонив голову на грудь, Аид слушал его вдохновенное пение, слезы дрожали на его ресницах. Но вот затихли золотые струны, замерла песнь Орфея. Долго молчал Аид, затем промолвил: «Великий певец! Ты растрогал меня. Твое искусство достойно награды богов. Я отпущу Эвридику с тобой на землю, но помни мое условие. Когда ты будешь возвращаться, Эвридика пойдет следом за тобой. Иди  и не оглядывайся до тех пор, пока не выйдешь из моих владений».

И вот Орфей пустился в обратный путь. Он слышит шаги Эвридики за спиной. Уже позади мрачное царство Аида, впереди забрезжил первый солнечный луч, выход близок! Вдруг Эвридика вскрикнула и…Орфей оглянулся. Совсем близко увидел он Эвридику, протянул к ней руки, но Эвридика стала быстро удаляться и исчезла во мраке. Окаменел Орфей, охваченный отчаянием. Лира выпала из его рук и одиноко поплыла по водам быстрой реки. Но боги не дали погибнуть лире великого певца. Они подхватили ее и вознесли на небосвод. Когда по вечерам зажигаются звезды, сияет среди них и созвездие Лиры.(показать карту звездного неба)

Имя Орфея стало символом художника-творца, символом бессмертия искусства, а его золотая лира – эмблемой музыки.

Эта прекрасная легенда понравилась немецкому композитору Глюку и он написал оперу «Орфей и Эвридика» (что такое опера) Сегодня мы послушаем мелодию, которую исполнял Орфей в царстве царя Давида рассказывая о своей любви к прекрасной Эвридике (слушание музыки).

Вопросы:

  • Какая музыка по характеру (печальная, тоскливая, нежная, задушевная)
  • Какой инструмент исполняет мелодию (флейта)
  • К какой группе инструментов относится флейта (к духовым)
  • К какой группе инструментов относится лира (к струнным)

Прекрасную музыку можно исполнять на разных инструментах, важно, чтобы в этой музыке была душа.

Музыкальный руководитель:  

Иногда звезды собираются на хоровой праздник и устраивают парад созвездий. Ребята, у каждого из вас есть звездочка, которая относится к какому-то созвездию, хлопая ритмический рисунок, вы должны найти свое созвездие (дети делятся на две подгруппы «Весы» и «Водолей»). Мы будем исполнять звездный канон, начинать будет созвездие «Водолей».

«Звездный канон»

Солнце скрылось за горой, нам пора вставать,

Будем ярко над землей до утра сиять.

В золоченых башмачках водим хоровод,

В темно синих небесах месяц к нам плывет.

Игра «Звездочет» - доставить детям удовольствие игрой.

Музыкальный руководитель:   

Ребята, кто считает звезды на небе? (Звездочет)

                    Раз-два-три- четыре - пять, я приглашаю вас играть.

Считалкой музыкальный руководитель выбирает Звездочета.

 Луноход, луноход по луне идет вперед.

 Долго там ему ходить, выходи тебе водить.

Дети: (поют, двигаясь по кругу, в центре круга  звездочет)

                  На луне жил звездочет, он планетам вел подсчет.

Звездочет:      -       Меркурий – раз, Венера – два-с,

  • Три – Земля, четыре – Марс,
  • Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
  • Семь – Уран, восьмой – Нептун,
  • Девять – дальше всех Плутон…
  • Кто не видит – выйди вон!

С окончанием песни Звездочет опускает подзорную трубу между двумя детьми, эти дети разбегаются в разные стороны по кругу, кто первый прибежит на свое место, тот берет подзорную трубу и становится Звездочетом.

Музыкальный руководитель:  

Вот и закончилась наша звездная сказка. Я хочу, чтобы вы подарили друг другу свои звездочки и сказали, что  особенно запомнилось и понравилось вам на занятии (высказывания детей).

                                             

                                                                                        Приложение 3.

Музыкально- образовательный  стенд «Мажоринка»: консультации для родителей «Берегите детский голос».

Автор-составитель :  Аблязова Наиля Мансуровна,

                                             музыкальный руководитель                                                                                                   /высшая квалификационная категория /

 МАДОУ

                                                            «Детский сад № 377 комбинированного

                                                 вида с татарским языком воспитания и

                                                    обучения» Советского района г. Казани

   Пение - один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. У ребёнка голосовой аппарат развит ещё слабо, голосовые связки ещё

тонкие и короткие. Преобладает головной резонатор, поэтому детский голос

не сильный, но звонкий.

 В работе над пением большое внимание необходимо уделять охране детского голоса и голосовых связок.

Человеческий голос – чрезвычайно нежный и тонкий инструмент, а детский голос особенно хрупок. Детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, и голосовые связки тоже соответственно развиваются. Вот почему детский голос нуждается в особом, бережном отношении.

       Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое не форсированное  пение укрепляет здоровье детей. Важно следить, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Для этого взрослые сами не должны громко говорить. Крик, шум портят голос, притупляют слух, отрицательно влияют на нервную систему ребёнка

Что такое голос? Как он возникает?  У нас в горле есть голосовые связки – складки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовнёй, есть мороженое после горячего чая или долгого бегания, складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым.

Нарушение голоса – это отсутствие или расстройства фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата, помимо основных дефектов голоса – утраты силы, звучности, искажений тембра – отмечаются голосовое утомление различные субъективные ощущения: комок в горле, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли.

Дети с повышенным темпераментом, со склонностью к командованию общительны, много разговаривают и кричат, и к вечеру голос у них «садится», иногда полностью исчезает, вследствие чего общение с окружающими затруднено, отмечаются напряжение и спазмы шейных мышц, набухание вен шеи, возможна одышка. При появлении у ребенка охриплости, продолжающейся несколько дней, необходимо ограничить голосовую нагрузку и исключить все травмирующие ребенка факторы. Стараться, чтобы дети меньше плакали, раздражались. В этот период нельзя петь. В начальной стадии болезни эти меры чаще всего помогают. При большей длительности заболевания необходимо обратиться к врачу – отоларингологу.

Для предупреждения голосовых расстройств очень важна охрана голоса детей и соблюдение правил гигиены.

Как охранять детский голос, детские голосовые связки? - Нельзя петь на улице в сырую, холодную погоду. В детском саду учим детей говорить и петь спокойны тоном, без крика - что тоже важно для предохранения голосовых связок от перенапряжения. Кроме того, это требование культурного поведения. Поэтому дома надо требовать от детей того же.

Следует учить детей  уметь правильно сморкаться, делать полоскания горла.

Полоскания закаляют горло ребёнка. Каждое утро, почистив зубы, надо набрать глоток воды в рот, и запрокинув назад голову, произнести протяжно  следующие  звуки: А-а-а,  Э-э-э, И-и-и, О-о-о, У-у-у. Звуки нужно произносить поочерёдно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так закаляется горло (это как обливание холодной водой) и прочищаешь его, удаляя остатки пищи.

Лучшими средствами закаливания являются воздух, солнце и вода. К методам закаливания следует отнести активное пребывание детей на воздухе в любую погоду, спортивные игры, катание на санках, коньках, лыжах, физическую работу на открытом воздухе (сгребание снега, постройка снежных сооружений и т.д.)

При соблюдении правил охраны голоса пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует правильному развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы. Однако воспитание правильных навыков  и естественное развитие детского голоса должны быть основаны на законах возрастной физиологии. У детей голосовой дыхательный аппарат и резонаторная функция. Необходимо строго следить за голосовой нагрузкой, не следует перегружать выступлениями, а самое главное – не форсировать голос ребенка. Необходимо выбирать песни ограниченного диапазона соответственно возрастным показателям и состоящие из небольших музыкальных фраз. Текст песен должен быть доступен пониманию детей, опираться на имеющиеся у них представления и образы. Понимание текста песни заставляет детей прислушиваться к звучанию и таким образом приучаться различать музыкальную выразительность. Крикливое  пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к нарушениям голоса.

На состояние голоса влияет и питание. Острая пища, содержащая пряности, много соли и уксуса, раздражает слизистую оболочку горла, ухудшает голос. Замечательный композитор и музыкальный воспитатель детей и юношества Д. Б. Кабалевский много раз в своих выступлениях подчеркивал необходимость приобщить детей к серьезной, классической музыке Он сказал «Не может быть развитого человека, который любил бы «легкую» музыку». К большим серьезным чувствам нас приобщают М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Л. И. Бетховен, Э. Григ - все выдающиеся музыканты. Совместное слушание музыки способствует сближению детей и родителей, появлению общих интересов.

Соблюдение описанных профилактических мер позволит  детям сохранить здоровье голосообразования.

Как может осуществиться помощь родителей в музыкальном развитии детей? Когда ребенок приходит из детского сада, обязательно спросите его, чем он занимался в садике, что делали на музыкальном занятии, что нового он узнал, какие новые песни выучил, попросите его спеть. Когда дети приходят в гости друг к другу, поощряйте исполнение ими стихов, песен, плясок.

Пожалуйста, берегите голос вашего ребёнка! Он  принесёт Вам много радости!



Предварительный просмотр:

Сберегающие здоровье технологии в развитии певческих навыков детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст-это самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.

Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Это занятие не только приятное, но и полезное. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их положительного эмоционального общения, улучшает самочувствие, укрепляет здоровье. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения , дыхания.Процесс пения помогает ребенку приобрести определенные навыки в развитии голоса, способствует формированию личности, развитию музыкального вкуса, содействует укреплению здоровья мышцы,  помогает устранению дефектов речи. В пении происходит общее развитие ребенка - формируются его высшие психические функции, развивается речь.

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

На музыкальных занятиях для обучения детей пению используются различные педагогические технологии: личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, исследовательской деятельности, развивающего, проблемного обучения, информационно-коммуникативные и др. Этопозволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию на занятиях творческого мышления, активизирует самостоятельную деятельность обучающихся. Но самыми востребованными технологиями в развитии певческих навыков являются здоровьесберегающие.

Забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, распевки, артикуляционная гимнастика, игровой самомассаж и др.), используемые на занятиях музыкой при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического развития ребенка.

Новизна данной темы заключается в использовании здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях во время певческой деятельности.

Цель: использование здоровьесберегающие технологий, включенных в процесс работы над песней, обеспечивающих каждому ребенку укрепление физического здоровья; формирование и развитие у детей певческих умений и навыков.

Задачи:

1. Развивать певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей детей;

2. Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма);

3. Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки)

4. Развивать музыкальный слух (различать интонационно точное и неточное пение, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок), используя здоровьесберегающие технологии;

5. Развивать певческий голос, укреплять и расширять диапазон певческого голоса с помощью здоровьесберегающих технологий;

6. Обучать детей исполнению песен: на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента;

7. С помощью здоровьесберегающих технологий повысить адаптивные возможности детского организма (активизация защитных свойств, устойчивости к заболеваниям);

8. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей с использованием здоровьесберегающих технологий.

Эти задачи решаются на основе определённого песенного репертуара, применения соответствующих технологий, методов и приёмов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей.

Для решения существующих проблем могут быть применены следующие принципы:. доступности, постепенности, последовательности и систематичности, наглядности, сознательности, прочности. воспитывающего обучения.  Все эти принципы выполняются постоянно и одновременно.

 Певческие возможности дошкольников невелики. И всё же, начиная с подпевания, они постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно интонировать, выражать свои чувства.

 При обучении детей пению необходимо развивать  все вокальные навыки: вокальные установки, звукообразование, дикцию, дыхание, чистоту интонации. К тому же пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка, активизирует его  умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.

 Работая с детьми надо  постоянно следить  за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы дети  пели естественным голосом, не форсируя звуки, не говорили слишком громко. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Не следует позволять детям исполнять песни с большим диапазоном.

Песенный репертуар включает в себя упражнения для развития певческого голоса и слуха.

         Детские песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных инструментах с пением, музыкальная грамота, творчество

На музыкальных занятиях перед разучиванием или исполнением песен нужно проводить работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. На  занятиях правильно будет использовать  гимнастику, дыхательные упражнения, распевание.

Данные упражнения позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становиться проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :

Валеологические песенки-распевки.

Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.Например:Доброе утро!

Доброе утро! Улыбнись скорее! И сегодня весь день Будет веселее.

Мы погладим лобик, Носик и щечки.

Будем мы красивыми, Как в саду цветочки! Разотрем ладошки Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем Смелее, смелее! Ушки мы теперь потрем И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, Будьте все здоровы!

Поворачиваются друг к другу.

Разводят руки в стороны.

Хлопают в ладоши.

Выполняют движения  по тексту.

Постепенно поднимают руки вверх, "фонарики".

Движения по тексту

Потирают ушки Разводят руки в стороны

Цель распевания - подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов. В работе песни-распевки имеют здоровьесберегающую направленность.

Задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.

Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению.

Короткие песенки-упражнения дети осваивают на слух, сравнивают отдельные звуки по высоте, определяют, какой звук выше, какой ниже. Попевки помогают детям понять движение звуков и т.д. Так же могут использоваться упражнения направленные на правильное певческое формирование гласных и правильное произношение согласных звуков.

Вокальные упражнения позволяют добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, подготовке голосового аппарат к исполнению песни, развивают музыкальный слух, а так же поднимают настроение.

Дыхательная гимнастика. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. В детском саду музыкальные занятия включают несложные упражнения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, которые повышают показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Например:"Насос" ("Накачиваем шины")

По шоссе летят машины- все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины, Дышим много раз подряд.

Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены.

На счёт "раз" слегка кланяемся вниз - руки, выпрямляясь, лёгким движением тянутся к полу, голова опущена - вдох (в конечной точке поклона). Опускается вниз верхняя часть туловища, то есть наклон осуществляется за счёт скругленной спины, ноги прямые.

"Два" - выпрямились, но не полностью, то есть спина не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулилась, - выдох ушёл пассивно.

"Машина" (обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох через нос ("наливают бензин") и выпускают воздух через рот, при этом делая язычком "тр-р-р", копируя работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

"Цветок". (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации засчет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носомпроисходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

дошкольный возраст здоровьесберегающий певческий

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Выдыхаем через рот, губки "трубочкой", медленно выпуская воздух.

"Собачка" (закаливание зева)

И.П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева. (как это делает собачка)

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.

Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни - приходится вдыхать воздух чаще.

Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).

Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох - длинный выдох).

Тренировать силу вдоха и выдоха.

Развивать продолжительный вдох.

Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок под контролем педагога. Часть упражнений выполняется под счет, часть - под музыку.

При разучивании упражнений я сначала показываю его с пояснениями, затем предлагаю детям повторить упражнение вместе со мной, контролируя действия каждого ребенка

В качестве речевого материала на занятиях использую сначала гласные звуки, потом слоги, слова, фразы. Постепенно продолжительность речевого выдоха у детей возрастает.

Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Игровой самомассаж

Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Много лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку.

Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре.

Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Обучение простейшим массажным приемам проводится в игре.

Цель - обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела.

При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. (от кистей рук к плечу и т.д.)

1. Проводя массаж определенных частей тела, используются поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания.

2. Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые растирания. Большой палец руки связан с легкими и печенью; указательный - с пищеварительным трактом, печенью, толстой кишкой; средний - с сердцем, кровообращением; безымянный - с нервной системой и здоровьем в целом; мизинец - с сердцем, тонким кишечником. В центре ладони находится точка повышения активности.

3. Массаж головы улучшает кровообращение, снимает головную боль. Массируя голову, дети могут "бегать" по ней пальцами, взъерошивать или приглаживать волосы, "рисовать" спиральки от висков к затылку. Данные упражнения нельзя выполнят детям с повышенным внутричерепным, глазным, артериальным давлением, с заболеваниями нервной системы и головного мозга.

4. Самомассаж ушей выполняется разогретыми трением ладонями и пальчиками - потереть, подергать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки, гладить завитки ушей и т.п.

Весёлые потешки для массажа

Две тетери

На лугу, на лугу Стоит миска творогу.

Прилетели две тетери, Поклевали, улетели.

Дети гладят животик по часовой стрелке.

"Бегают" пальчиками по телу.

Щиплют двумя пальцами.

Машут руками.

Артикуляционная гимнастика

Цель: выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем.

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

· формировать артикуляцию различных звуков;

· закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах;

· совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);

· увеличить объем слуховой памяти и внимания;

· учить выделять сильные доли в цепочке слогов;

· развивать музыкальную память, запоминания текста песен;

· совершенствовать дикцию;

· развивать чувство ритма;

· совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку - артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

В артикуляционную гимнастику входит:

· работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

· с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Так, "путешествуя" вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

"Язычок проснулся" (толкать язычком в правую и левую щеку);

"Язычок, покажись!" (покусать кончик языка);

"Зубов не страшись!" (высовывать язык вперед и убирать назад);

"Зубы кусаются" (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

"Губки хохочут" (в улыбке открыть верхние губы);

"Губки обижаются" (вывернуть нижнюю губу);

"Вкусный язычок" (пожевать язык боковыми губами);

"Чистые зубки" (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

"Улыбка" (улыбнуться).

В игре ребёнок самоутверждается, как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На моих музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале

В процессе выполнения артикуляционных упражнений слежу за точностью выполнения детьми движений, темпом выполнения, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.

Обязательное условие на занятиях - движение рук одновременно с пением. Руки помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми.

Когда мы исполняем попевки на двух нотах соль-ми, ладошкой показываем движение мелодии вверх-вниз, т.е. руки повторяют движения мелодии, или же они повторяют поступенное движение мелодии вверх или вниз, или же отрывистые движения звука на стаккато, или же мягкие движения рук - плавный звук на легато. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения.

Красивые, пластичные движения рук, дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции - все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

В результате такой работы улучшились показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, а также - музыкальная память, внимание.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры - еще один необходимый прием на музыкальных занятиях. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой проводятся чаще всего под музыку (как попевки). Они развивают двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:"Кошка"

Задача: Развивать координацию речи и движения.

Посмотрели мы в окошко-

пальцами обеих рук делают "окошко"

По дорожке ходит кошка.

"бегают" указательным и средним пальцами правойруки по левой руке

С такими усами!

показывают "длинные усы"

С такими глазами!

показывают "большие глаза"

Кошка песенку поет,

хлопки в ладоши

Нас гулять скорей зовёт!

"зовут" правой рукой

Речевые упражнения

Речевое  музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поётся или ритмично декламируется. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства.

Речевые игры эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки.

Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:

"Лиса по лесу ходила".

Задача: Развитие ритмичности, координации, внимания.

Лиса по лесу ходила,

Дробный шаг по кругу

Звонки песни заводила.

На последний слог - разворот лицом в круг

Лиса лычки драла,

Хлопки-тарелки

Себе лапотки сплела.

Поочерёдное выставление ног на пятку