Инновационная деятельность на базе КФУ

Человек как личность детерминируется социумом, а как индивид –  психофизиологическими задатками. Поэтому учителю очень важно в процессе обучения учитывать особенности восприятия учебного материала обучающимися. От ведущего канала восприятия зависит процесс формирования устной и письменной речи, аналитических способностей. Таким образом, реализация деятельностного подхода  к построению учебного занятия, в том числе и урока литературы,  с учетом модальностных характеристик обучающихся позволит повысить мотивацию к изучению предмета и качество обучения, что и определяет актуальность нашего проекта. 

Методологическая и теоретическая основа проекта: В современной  психологии выделяют  типы учащихся с учетом их модальностных характеристик (аудиалы, визуалы и кинестетики), связанных с  доминированием определенных зон мозга (А.Р. Лурия). Опираясь на концепцию А.Р. Лурия (1978), можно утверждать, что в зависимости от  доминирования одного из полушарий  человек применяет различные  стратегии обработки вербально-логической и зрительно-пространственной информации (В.А. Москвин, 1990). Теоретический анализ литературы в области нейропедагогики позволяет выявить следующие особенности  поведения обучающихся  с учетом их  перцептивной модальности  в условиях современного урока (М. Гриндер

Так, для  визуалов характерны  отличное усвоение увиденного, а не услышанного, организованная наблюдательность, уравновешенность,  образность мышления; аудиалы  легко повторяют услышанное,  отвлекаются, плохо работают в шуме, коммуникабельны, открыты к дискуссиям; кинестетики лучше обучаются в деятельности, хорошо помнят общие впечатления о событии, отвечают на физические поощрения и т.д.

     Таким образом,  теоретические труды, составляющие научную базу нашего проекта,  позволяют выделить следующие цели и задачи его разработки и практической реализации:

     Цель проекта:  Построение современного урока литературы с учетом когнитивных особенностей учащихся, использование разных стилей обучения  в зависимости от стратегии мышления обучающихся.

        Задачи:

1.     Исследование когнитивных особенностей  обучающихся, выявление ведущих каналов восприятия, уровня познавательной мотивации;

2.     Разработка подходов к организации пространства кабинета литературы с учетом модальностных характеристик  обучающихся;

3.     Разработка конструктора  урока литературы на основе  методических приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся с опорой на ведущий анализатор.

 

На данный момент проведено диагностическое исследование, на основании которого разработаны требования к оформлению кабинета и построению урока с учетом модальностных характеристик обучающихся. Разработан конструктор учебных задач с учетом типа модальности.