"Инновационная деятельность на базе КФУ".

Мусина Илюся Фаритовна

        Тема моей инновационной деятельности  "Развитие логического мышления младших школьников  на уроках математики".

          Современное информационное общество движется по пути   развития логического мышления человека. Логически  мыслящий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих способностей, саморазвитию. Поэтому  развитие логического мышления человека имеет особую актуальность и является  главной целью образовательного процесса - формирование универсальных учебных действий, таких как: личностьные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, где познавательные универсальные действия включают: общеучебные, ЛОГИЧЕСКИЕ, а также  постановку и решение проблемы,т.е. именно одной из основных целей математического образования в рамках Стандартов второго поколения является формирование логических универсальных действий. Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.  А главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех  суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования учащихся познавательных интересов. А для эффективного развития логического мышления учащихся в первую очередь необходимо обеспечить информационную базу деятельности, основой которой являются  знания. Их  эффективное усвоение зависит от многих факторов. Одним из важнейших является представлений учебного материала в такой форме, которая наиболее соответствует особенностям восприятия и переработки информации учащимися, обладающими различными способами позновательной деятельности. Однако конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, нет. В результате работа над развитием логического мышления идет без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования. И  поэтому целью моей инновационной деятельности  является полнее использовать задания, направленные на развитие логического мышления при обучении детей математике.Для достижения  цели - выявить и научно обосновать  условия развития логического мышления школьников на уроках математики, я использую следующие задания:  задачи на смекалку, задачи шутки, числовые фигуры, задачи с геометрическим содержанием, логические упражнения со словами, кроссворды. ребусы, фокусы,  математические игры и др.

      Уроки математики  будут способствовать развитию логического мышления младших школьников в процессе обучения, если работа по развитию логического мышления младших школьников будет целенаправленна и систематична с использованием логических задач:

-учитель использует различные формы и методы по использованию логических методов и задач;

-логические задачи подбираются с учетом возрастных особенностей детей.

       Таким образом, можно сделать вывод,  необходимо как можно больше включать в урок математики нестандартные задания, которые бы способствовали развитию логического мышления младших школьников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд № 1.

                                                  Мастер- класс на тему:

«Развитие логического мышления на уроках математики через игровую деятельность в начальной школе»

Слайд № 2.

      Главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.  

 Слайд № 3.

     А познавательные универсальные действия включают: общеучебные,  логические, а также постановку и решение проблемы.

       Именно одной из  основных целей математического образования в рамках Стандартов второго поколения является  формирование логических универсальных действий .

      Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом её изучения являются отвлечённые понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

 Слайд №4.

         К заданиям на развитие логического мышления можно отнести:

1. Задачи на смекалку  

2. Задачи шутки  

3. Числовые фигуры  

4. Задачи с геометрическим содержанием  

5. Логические упражнения со словами

6. Кроссворды , ребусы и фокусы .

7. Математические игры 

      И  среди этих тем   я выбрала тему «Математические игры». Потому что интересы, потребности и познавательная активность детей в этот период тесно связаны с игровой деятельностью. Младшие школьники любят и хотят играть. Это желание вытекает из потребности школьников в положительных эмоциях, переживаниях, в свободе выбора для себя интересной роли.

           Слайд №5.

        И моя тема звучит таким образом «Развитие логического мышления на уроках математики через игровую деятельность в начальной школе». 

Слайд №6

       Данная тема является сферой моего методического интереса. В данном мастер классе я хочу показать  применение игровой деятельности для развития логического мышления и творческих способностей на уроках математики.

Слайд № 7.

Актуальность выбранной темы обусловлена  требованием   времени  и  проблемами класса.

Слайд № 8.

     Раз развиваем логическое мышление на уроках , то у нас главное пособие -это учебник.  У нас УМП –Планета знаний, где кроме базовой части  имеется для каждого урока вариативная часть, т.е . задания более степени сложности, давайте  некоторых   из них рассмотрим.

Слайд. (CD. Математика. Электронный учебник – 1часть. 2 класс. М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова, — М., АСТ, Астрель, 2014 г. (стр.97))

Работа  в парах.

1.Пирамида

Играем следующую игру в группах. Строим  пирамиду. Как в домино, примеру должен соответствовать ответ.  

2.Считай – не зевай.

У вас на партах лежат карточки с  примерами  в 3 или 4 действия.  В уме  подсчитаем результаты  и  выходим сюда к своим результатам, вот они висят на  доске (47 и   56).  Таким образом  у нас  образовалась 2 команды.

45х10-403=   (47)         

36:4х5+11=   (56)

81:9х4+20=     (56)

71-48:6х3=  (47)

(37+43):10х7=   (56)

(46+42):11х4+15=       (47)

24х2:6х7=    (56)

100-(150-44):2=   (47)

3.Эстафета.

Каждой  команды  есть свое  двузначное число: 47 и 56. Первый участник каждой команды к своему  числу прибавляет число единиц, т.е. 7 и 6,  записывает ответ  и передает мел следующему. Тот тоже прибавляет к числу  число единиц и передает дальше. Кто быстрее и правильно  получит  ответ.

Работы проверяем друг друга.

4.Узнай свое число.

Команды  выстраиваются шеренгами лицом к зрителям. У меня -два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10. Я  перемешиваю  карточки каждого комплекта и по одной прикалываю на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число написано на его карточке. Ваша задача ,узнать  свое число  и  построиться так, чтобы числа на  карточках были расположены по порядку.

 Команда,  выполнившая задание быстрее и без ошибок, выигрывает.

Тут можно усложнять задание, например, дана сумма или произведение  этих чисел. 

Физкультминутка.

5.Игра « Пропусти число»

Условия игры: посчитать вслух от 1 до 20, причем числа, содержащие 4, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

 Можно брать другие числа. Закрепляется таблица умножения.

6. Игра «Кладоискатели».

Создается 2 команды, в состав входит командир, связной и бойцы.

Задача команды – раньше другой команды найти спрятанный клад  с помощью ориентиров. А ориентир  можно получить, правильно выполнив предложенное задание. Первое задание  команда получает в штабе. Если что-то не получается, то связной должен прийти  в штаб за консультацией и там  он получает на свой вопрос ответ.  

  Команда № 1.

  1. 7+7=                      12-8=

8+9=                      14-5=

6+5=                      11-9=

Сумма всех ответов 2 столбика  есть ориентир. (ориентир-15)

Первая цифра-номер  ряда, вторая- номер парты.( 1 ряд, 5 парта).

Доброго пути!

2. Ориентир-15.

В сквере 11 берез, лип на 5 меньше, а кленов на 8 больше, чем лип. Сколько  деревьев каждого вида в сквере?

Ориентир- количество кленов(14).

Первая цифра – номер ряда, вторая – номер парты (1  ряд, 4 парта).

   Продолжайте путь!

     

3. Ориентир- 14.

         Найдите  периметр треугольника.                          5 см                4 см

                                                       

                                                                                                          7 см

(Р=16)

Ориентир  найдете , вычитая из большой цифры меньшее.(6-1=5)

Номер шкафа, где лежит КЛАД. 

 Команда № 2.

  1. 7+7=                      12-8=

8+9=                      14-5=

6+5=                      11-9=

Ориентир:   3 пример  2-го столбика  (ответ)- номер  ряда, сумма цифр ответа  первого примера- номер парты.(2 ряд,  5 парта)

Доброго пути!

2. Ориентир-25.

В сквере 11 берез, лип на 5 меньше, а кленов на 8 больше, чем лип. Сколько  деревьев каждого вида в сквере?

Ориентир: количество  лип  (6) - номер парты 2-го ряда.

   Продолжайте путь!

     

 3. Ориентир- 6.

         Найдите  периметр треугольника.                          5 см                4 см

                                                       

                                                                                                          7 см

(Р=16)

Ориентир  найдете , вычитая из большой цифры меньшее.(6-1=5)

Номер шкафа, где лежит КЛАД. 

Молодцы !

Такую игру я провожу после  изучения раздела,  главы , перед контрольной работы, как обобщение, закрепление  изученных тем . Данная  игра  была посвящена на тему «Сложение и вычитание до 20».

Слайд № 9.

  Хочу закончит  занятие со словами  В.А.Сухомлинского.

  «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»

 Спасибо за  внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики через игровую деятельность Мусина Илюся Фаритовна – учитель начальных классов , МБОУ «СОШ № 175» г. Казани. Мастер - класс

Слайд 2

Виды УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Слайд 3

Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем

Слайд 4

Задания, направленные на развитие логического мышления: Задачи на смекалку. Задачи-шутки. Числовые фигуры. Задачи с геометрическим содержанием. Логические упражнения со словами. Кроссворды и ребусы. Математические игры .

Слайд 5

Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики через игровую деятельность . Мастер - класс

Слайд 6

Цель мастер класса: Показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей.

Слайд 7

Актуальность работы Формирование УУД Результаты диагностики Стандарты Ключевые компетенциив Интеллектуаль ной сфере Интеллектуальная деятель ность 1 ) личностные ; 2) регулятивные ,; 3) познавательные ,; 4) коммуникативные логические Логическое мышление Актуальность выбранной темы обусловлена требованием времени и проблемами класса

Слайд 9

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» В.А.Сухомлинский

Слайд 10

Молодцы !