Инновационная деятельность на базе КФУ

Халтурина Ирина Владимировна

Развитие у детей музыкального восприятия и  эмоциональной отзывчивости

Проект "Музыка композиторов Татарстана-детям, ка средство развивающего обучения старших дошкольников"

Фестиваль "Я-талантлив!" Преемственность в воспитании талантливых детей д/с №88 и ДМШ-10

Сценарий развлечения "Кладовая татарской музыки"

Музыкальный круиз-занятие для тарших дошкольников по восприятию музыки композитора Р.Ю.Абязова

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Проект   « МУЗЫКА  ТАТАРСКИХ   КОМПОЗИТОРОВ  –  ДЕТЯМ »

                    КАК   СРЕДСТВО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ                    

Составили:

Халтурина И.В.-музыкальный руководитель

irinakhalturina@mail.ru

Иванова М.Б.-музыкальный руководитель

marina151263@bk.ru

Современный ФГОС  ДО  предъявляет высокие требования  к  результатам  образования , задает новые цели ,

выставляя на первое место инициативность и самостоятельность  ребенка.. Ребенок вправе сам выбирать себе род  занятий, детей, желающих участвовать в этом же виде деятельности, обнаруживая при этом  способность раскрывать  творческие  замыслы. Уверенность   в собственных силах,  открытость  внешнему миру, доброже-

лательное отношение к себе и другим, чувство собственного достоинства  - качества ,  которыми   должен обладать   ребенок. Сделать это старыми педагогическими средствами  невозможно. Это значит, чтопедагогам надо научиться проектировать образовательную деятельность: ситуация-проблема-задача-результат.

  Приобщаясь к музыке,  дети  имеют возможность  проявить себя в разнообразных  видах  музыкальной деятельности. Они слушают музыку, танцуют, поют, играют на детских музыкальных  инструментах. Музыка звучит в сюжетно-ролевых  играх, на занятиях  и прогулке. Комплексный подход  к решению  задач художест-

венного –эстетического воспитания позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка.У детей в раннем  возрасте  еще не сложились привычки , интересы,  вкусы, которые можно сломать или перестроить. Ребенок  открыт , доверчив, восприимчив, поэтому  становление музыкальной культуры личности, а через нее- эстетической, художественной и общей духовной  культуры должно начинаться в раннем  детстве. Поэтому так важно приобщать детей к  музыке народной и классической.

      Инновационность развивающего проекта заключается в том,что у ребенка развиваются творческие способ-

      ности через восприятие музыки.

      -  усовершенствование требований к работе  педагога ( от умения преподнести и сформировать программный

      объем знаний – к умению решать задачи творчески, подходить к развитию способностей, ориентируясь на

      личность ребенка);

      -расширение форм социальных и культурных практик на основе идеи выбора  самого ребенка.

С введением в систему  музыкального образования национально-регионального компонента повысился интерес к музыкальным произведениям многих композиторов Татарстана: Р.Еникеева, Н.Жиганова, А.Ключарева, В.Виноградова, М.Музаффарова, Ф.Яруллина, Р.Яхина и др. Их  творчество  способствует  приобщению к татарской национальной культуре и нравственно-эстетическому воспитанию детей. Эти  обстоятельства  послужили основанием  для создания  проекта «Музыка татарских композиторов – детям» .

Педагогическая технология преследует цель развития художественного восприятия классической музыки

композиторов Татарстана, способствующей музыкальному и общекультурному развитию  дошкольников.  При этом решаются задачи:                                                                  

-  формировать у  детей интереса к национальной культуре татарского  народа, воспитывать уважение к прошлому народа, развивать творческие  способности у детей.

-Расширять музыкальный  кругозор детей  через  знакомство  с  музыкальной культурой и музыкальным творчеством композиторов  родного  края.

-Воспитывать у детей эмоциональную  отзывчивость на музыку композиторов  родного края, обогащать их музыкальные  впечатления.

-Формировать умение детей высказываться об эмоционально-образном содержании, о характере и настроении в музыке.

                                      Ожидаемые результаты  педагогической технологии

Дети: интерес к музыке композиторов Татарстана. Развитие музыкально-художественного восприятия. Обогащение музыкальной эрудиции. Развитие  творческого воображения, умения продуктивно выражать результаты индивидуального восприятия музыки. Пополнение тезауриса.

Родители:

Повышение  интереса к музыке композиторов Татарстана. Обогащение домашней фонотеки. Семейные походы на концерты и спектакли. Проявление  интереса к успехам ребенка, к подбору музыкального репертуара для ребенка.  

Педагоги:

Интерес к музыке композиторов Татарстана. Проектирование интегративных занятий, включающих художественное восприятие  национальной  музыки.

Музыкальный руководитель:

Организация  работы по ознакомлению  детей с музыкой композиторов Татарстана. Развитие профессионально-педагогического  творчества:  нахождение  новых приемов активизации детского  музыкального восприятия. Помощь педагогам и родителям. Оформление выставки детских рисунков по прослушанным  произведениям композиторов. Совершенствование методики слушания музыки с детьми.

                                                             Этапы педагогической технологии

1-й этап

Постановка цели, формулировка задач. Определение приемов, методов и форм обучения. Организация музыкально-обогащенной музыкальной среды. Подбор музыкального материала, художественного  слова, иллюстраций.  Работа  с методической литературой.

2-й этап

Способствуем накоплению музыкального опыта детей, развитию изобразительной деятельности, активизируем творческое воображение детей в ходе специально организованного процесса восприятия музыки.

       Примерный  алгоритм проведения занятий по развитию восприятия музыки и   развитию  творческого воображения

Жемчуга  и рубины  татарской  музыки»

Р. Абязов- скрипач, дирижер, композитор»

-«Сказка в музыке татарских композиторов»

-« Новые имена Татарстана»

                                                          Структура занятий

1.Вводная часть. Разминка. Игры и упражнения, направленные на активизацию творческого воображения детей.

2.Основная часть. Организация процесса восприятия с детьми музыкальных произведений, последующая беседа с детьми, проведение различных музыкальных дидактических игр.

3. Заключительная часть. Несколько игр на развитие творческого воображения детей в изобразительной и театральной деятельности.

3-й этап заключительный

Проведение  «Музыкальной викторины» по произведениям татарских композиторов, изготовление атрибутов, оформление зала, выставка детских  работ.

При восприятии музыки и использовании ее в разных видах музыкальной деятельности, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Приобщаясь к образцам народной, русской классической и современной музыки, формируется нравственный образ ребенка, развивается музыкальность и художественный вкус, воспитывается любовь к родному краю.

Список использованной литературы

1.  Г.П. Новикова «Музыкальное воспитание дошкольников» пособие для практических работников                                            дошкольных образовательных учреждений, издательство АРКТИ, Москва, 2000г.

2. Т.И. Бакланова, Г.П. Новткова «Музыкальный мир», программа, методические рекомендации,                                                           содержание занятий с детьми 5–7 лет (Тропинки), издательство «Вентана – Граф», Москва, 2008г

     

 3   О.П. Радынова «Музыкальные шедевры,Москва, 2000г.

4. А. Антипена  «Театрализованная деятельность в детском саду», методические рекомендации,   Москва,      2009г.

5.И. Саитова «Музыка татарских композиторов» 1,2часть.  Составители-редакторы: Э.К.Ахметова, Л.Батыр-Булгари, Казань, Татарское книжное издательство 1987г.

 6.Р.К.Шаехова «Региональная программа дошкольного  образования» РИЦ, 2012Г.

7.Н.Жиганов «Альбом детских пьес для детей» Композитор, 1998  

 

                                                     



Предварительный просмотр:

МАДОУ «ЦРР – Детский сад №88» Кировского района г.Казани

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной

«Кладовая татарской музыки»

Халтурина И.В., Иванова М.Б. -  музыкальные руководители,

Николаева А.Л. – старший воспитатель,

Калимуллина Р.Ф. – воспитатель по обучению тат.языку

Цель: Формирование основ музыкальной культуры.

           Приобщение детей к культурным ценностям татарского народа.              

Задачи: Вызвать эмоциональный отклик детей.

                Познакомить с ладом татарской  музыки-пентатоникой.

                Познакомить с музыкальными инструментами.

                Привить любовь к татарской музыке, вызвать желание слушать и

                исполнять ее.    

Ход мероприятия:  

Звучит  «Танец девушек» М.Музафарова. Дети входят в зал и садятся на свои места.

Ведущая: Дорогие дети! Нежными и грустными звуками этой пьесы, написанной компо-

зитором  М. Музаффаровым мы продолжаем с вами знакомство с татарской музыкой.

Каждый народ с древних времен создавал свою народную музыку. Много чудесных

песен и наигрышей создал татарский народ. Г.Тукай писал: «Народные песни дороже жемчугов и рубинов-и потому их надо беречь и знать»

У  татарского народа много песен, рассказывающих о жизни людей. Есть среди них песни протяжные, грустные, есть веселые, шуточные. И  всегда- стоит услышать начало песни, сразу становится ясно, что  звучит именно татарская песня, ее нельзя спутать с песнями никакого другого народа. Своеобразие  это определяется ладом, который  называется

пентатоника. Этот лад состоит из 5-и звуков, а не из 7-и.(показ наглядного материала)

вот послушайте песню «Ай, был былым»(поют соловьи на заре, а моя душа поет и плачет от любви. Расскажу о своей любви только соловьям)

                     /звучит песня в исполнении сотрудников д/с /

Как вы думаете, какой народ сочинил эту песню? Да, это татарская народная песня и вы,

конечно, сразу догадались. А сейчас   вы услышите татарскую народную мелодию, которая называется «Апипа», ее нам сыграют наши дети.

                                                Оркестр «Апипа»

Прозвучала она быстро, задорно. Так и хочется пуститься в пляс. Наши мальчики спляшут для вас танец с тюбитейками.

                               Таней с тюбетейками

Из музыкальных инструментов у татарского народа одним из самых любимых был и   остается курай. Курай –это небольшая дудочка. Ее делали из тростника полого внутри.

Если срезать такой стебелек и тихонько подуть в него, раздастся несильный, нежный

звук. А ,если сделать еще несколько отверстий, то можно сыграть уже целую мелодию.

Так и делают народные умельцы-музыканты. Звучание курая напоминает звучание флейты. Сейчас мы послушаем как звучит флейта.

                                   Звучит «Мелодия» Жиганова.

                        Звучание скрипки (исп. Ансамбль - Ученики муз.школы №10)

Другим инструментом, не менее любимым татарским народом является гармонь. Ни одно радостное событие не обходится без ее задорных веселящих душу переборов.

                           Звучание гармони. (исп. Ученик муз.школы №10)

                       

Также  у татарского народа популярна хорошо известная вам скрипка,звучание которой

напоминает голос человека.

                                       Звучание скрипки (исп. Ученик муз.школы №10)

К татарской народной музыке обращались композиторы-профессионалы. Современные

Композиторы пишут много замечательной музыки. Это оперы, балеты, есть музыка для оркестра, инструментальная музыка. Очень мелодична , лирична и красива мелодия «Вальса», написанная С. Сайдашевым. Послушайте его и посмотрите как танцуют наши дети.

Композитор Ф.Яруллин использовал татарскую народную музыкув балете «Шурале».

В балете рассказывается о любви юноши Балтыра к девушке –птице Сюимбике. Шурале хотел похитить крылья у этой девушки, но благодаря находчивости и смекалке Балтыру удалось прищемить пальцы Шурале  и спасти девушку. В балете много и других сказочных героев.

Сейчас мы прослушаем фрагмент из балета, который называется «Танец огненной ведьмы и Шайтана». Национальный характер мелодии хорошо слышен и понятен.

Дети, а кто из вас знает кто такой Шурале? Где он жил? Чем занимался? Правильно!

Вам хорошо знаком герой сказки Г.Тукая Шурале. Пожалуй он самый известный герой

татарских сказок:

                       Он похож на человека очень тонкий и нагой,

                        Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.

                        У него же в пол аршина пальцы на руках кривых

                        Десять пальцев безобразных острых, длинных и прямых.

                   

                              (под музыку входит  Шурале)

               

                        Вы меня, друзья не бойтесь, не влечет меня разбой,

                         Но хотя я не разбойник, я не праведник святой.

                        Каждый палец мой способен зло и долго щекотать,

                        Щекочу я очень долго- заставляю хохотать.

Реб: Ты из леса или сказки? Настоящий и или нет?

          Знаем мы тебя давно, нам не страшно, а смешно!

Все: Шурале, Шурале,  вместе с нами поиграй!

                       

                               Игра  «Шурале»

Посмотрите, дети, на экран. Перед вами оркестр, который исполнил для вас «Танец огненной ведьмы и Шайтана». А руководит этим оркестром Р.Ю.Абязов  он является дирижером оркестра, скрипачем и композитором . Музыку  он сочиняет и для детей.

Очень нравятся маленьким слушателям такие миниатюры: «Мяч», «Капельки»,

«Медвежонок», «Кукла» и др.

Также Рустем Юнусович любит открывать новые имена . Впервые именно с оркестром

«Ля примавера» выступила певица А. Шагимуратова. Впоследствии она получила Гран      при   на конкурсе им.П.И.Чайковского в Москве и стала очень знаменитой во всем мире.

Сейчас она живет в Америке, поет, выступает на сценах всего мира. Вот какие таланты

есть у нас , в нашем Татарстане.

Ну вот и все. Сегодня мы познакомились с татарской музыкой, услышали музыкальные инструменты,послушали татарские песни и пьесы татарских композиторов, познакомились со сказочным героем Шурале. Когда вы придете домой, то конечно же по радио и телевидению вы услышите татарскую музыку, а у кого-то родители знают и умеют петь татарские песни, попросите их спеть для вас.

     



Предварительный просмотр:

                                              «Музыкальный     круиз»

      Сценарий  занятия по приобщению  старших дошкольников к творчеству

        Р.Ю.Абязова

Цель: Вызвать эмоциональный отклик, заинтересованность и внимание  детей к музыке  скрипача, дирижера и композитора   Р.Ю.Абязова

Материал: сигнальные круги и обручи красного, желтого и зеленого цветов; карточки с цифрами от 1 до 3 для ответов; набор детских музыкальных инструментов, бланки для жюри.

Ход:

Мы рады приветствовать Вас, дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся с вами в  

«Музыкальный круиз». В ходе нашего круиза мы окунемся  в мир музыки: кое-что вспомним, пофантазируем, проявим смекалку. И все это будет происходить в форме игры и соревнования.

Представляю Вам строгое жюри – заведующая  ДОУ №339                              и старший преподаватель  ПМЦПКиППРО КФУ Исламова Г.Г.

Начинаем игру. Игра называется «Сядь в дну лодку». Игроки под музыку должны двигаться по залу, а по команде «садиться в лодку»- браться за руки:

Собрались на бережок

Поплывем сейчас ,дружок.

Чтоб ребят не растерять,

Нужно всех их сосчитать.

Чтобы легче сосчитать,

Сядем в лодку мы по пять.

Отправляться в путь пора,

Сядем в лодку мы по два.

Сколько места ,посмотри,

Сядем в лодку мы по три.

Нет ребят дружнее в мире,

Сядем в лодку по четыре.

В лодках хватит места всем,

Если сядем мы по семь.

В путешествие всех просим,

В лодки сядем мы по восемь!

Всех друзей не перечесть,

В лодки сядем мы по шесть!

Итак, вот мы и разделились на три команды!

1.команда-красные

2.команда-желтые

3. команда-зеленые

Первый конкурс –«За семью печатями»

Команды, построились! Я буду зачитывать вопрос и дам вам три варианта ответа.

Игрок, стоящий первым, выбирает карточку с номером ответа и показывает ее жюри.

Жюри оценивает правильность , и за каждый правильный ответ команда получает печать! Далее на вопрос отвечает следующий игрок и т.д. Побеждает команда, полу-

чившая наибольшее количество печатей.

1.Как называется сборник пьес для детей, написанный композитором Р.Абязовым?

                                     

                                      а) Детский альбом

                                      б) Картинки с выставки

                                           в) Музыкальные картинки

2.Как называется  духовой народный татарский инструмент, сделанный из тростника?

                                         а)дудочка

                                         б)курай

                                         в) рожок

3.Кто из татарских музыкантов является не только композитором, но и прекрасным скрипачем, и выдающимся дирижером?

                                                  а)А. Монасыпов

                                             

                                                    б)Р.Абязов

                                                     в)Р.Калимуллин

4.Кто из композиторов  обращался  к творчеству Г. Тукая

                                а)Ф.Яруллин  (балет «Шурале»

                                б) Р.Абязов (Сюита «Образы Тукая» для скрипки и оркестра)

                                 в) Оба

5.Сколько нужно ступенек в ладу, чтобы сочинить татарскую музыку? Как называется этот лад?

                                   а)3ступени

                                   б) 7 ступеней-диатонический

                                    в) 5 ступеней-пентатоника

Второй конкурс «Угадай мелодию» («Чайник»)

                                      а) «Спокойной ночи,кукла»

                                      б)Часы

                                       в) Чайник

Третий конкурс «Изобрази музыкальный инструмент»                    

             (пантомима)

Жюри подводит итоги.

Дорогие, дети! Вот и подходит к концу наше увлекательное путешествие в мир музыки. Я предлагаю вам всем вместе стать музыкантами  большого оркестра и исполнить плясовую Р. Абязова.

                                   Оркестр

Подведение итогов, вручение призов.