Консультации для воспитателей

Малышева Наталья Владимировна

Очень полезные статьи из журнала " Справочник старшего воспитателя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Электронный журнал

Электронный журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»





Работаем с педагогами

Когда воспитатель может вмешаться в семейные дела: консультируемся с юристом

Музыка М.Н.
юрист-эксперт Справочной Системы "Образование"

Воспитатели часто сталкиваются с проблемными ситуациями в общении с семьями воспитанников, участвовать в которых приходится по долгу службы. При этом они вынуждены принимать юридически значимые решения. Чтобы подготовить воспитателей к таким ситуациям, предлагаем провести правовой инструктаж.



Разъяснения по другим вопросам взаимодействия с родителями (законными предствителями) детей вы найдете в Справочной Системе «Образование».

Получите бесплатно демодоступ на сайте vip.1obraz.ru

Ситуация 1: «Мама против…»

Ребенок посещает детский сад. Брак между родителями официально не зарегистрирован, но в свидетельстве о рождении ребенка указаны мать и отец.

В настоящее время в семье конфликт. Суд определил место жительства ребенка с матерью. Отец живет в другом городе и иногда навещает ребенка в детском саду, так как мать против их общения. При заключении договора между родителями и детским садом мать отца не записала.

Может ли отец забирать ребенка из детского сада вечером, если договор с ним не заключен и с семьей на данный момент он не проживает?

Ответ:

Если отец не лишен родительских прав, он может забрать ребенка из детского сада. Это его законное право.

Если по каким-либо причинам мать не желает, чтобы отец навещал ребенка в детском саду или забирал оттуда, ей следует написать соответствующее заявление в суд. Только после того, как суд запретит отцу общаться с ребенком, работники детского сада могут ему отказать.

Согласно ч. 1 ст. 61 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (далее — СК РФ) родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке (ст. 47 СК РФ).

Если родители не состоят в браке, запись о матери ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце — по совместному заявлению отца и матери ребенка, или по заявлению отца, или он записывается согласно решению суда (ч. 2 ст. 51 СК РФ).

Поэтому независимо от того, состоят ли граждане в браке, если они признаны родителями ребенка, они имеют равные родительские права и обязанности. Родительские права родители осуществляют также независимо от того, проживают ли они вместе с ребенком или отдельно от него.

Кроме того, согласно ст. 66 СК РФ:

  • Родитель, который проживает отдельно от ребенка, имеет право общаться с ним, участвовать в его воспитании и решении вопросов образования.
  • Родитель, с которым проживает ребенок, не должен запрещать другому родителю общаться с ним, если это общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.
  • Родители вправе заключить письменное соглашение о порядке осуществления родительских прав тем родителем, который проживает отдельно от ребенка. В соглашении прописываются время и дни, когда можно общаться с ребенком. Если достигнуть соглашения не получается, суд разрешает спор с участием представителей органов опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).
  • Родитель, который проживает отдельно от ребенка, имеет право получать информацию о нем из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. Работники этих организаций могут отказать в предоставлении данной информации в случае, если есть угроза жизни и здоровью ребенка со стороны родителя. Он в свою очередь может оспорить отказ в суде.

В рассматриваемой ситуации, когда за воспитанником в детский сад приходит отец, воспитатель должна убедиться по документам, что он является отцом.

Ситуация 2: «Бабушка пришла за ребенком»

Родители часто не успевают забирать ребенка из детского сада и просят сделать это родственников.

Имеет ли право воспитатель передавать воспитанника бабушке, дедушке, тете, дяде и прочим родственникам, включая несовершеннолетних сестер и братьев?

Ответ:

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ) участниками образовательных отношений являются:

  • обучающиеся;
  • родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
  • педагогические работники и их представители;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Закон № 273-ФЗ закрепляет право и возможность представлять интересы ребенка в образовательной организации исключительно за родителями или законными представителями.

Согласно п. 2 ст. 65 СК РФ вопросы, которые касаются воспитания и образования детей, родители решают по взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом их мнения. При этом дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком. Тем самым, бабушка и дедушка могут участвовать в процессе воспитания и образования ребенка, интересоваться его успехами, оказывать помощь в посещении ДОО и пр.

В случае, когда родители не имеют возможности исполнять свои обязанности в полном объеме, в частности, забрать ребенка из ДОО, они могут попросить об этом дедушку или бабушку, а также других совершеннолетних родственников. При этом родители должны написать заявление (или доверенность) и подтвердить передачу права забирать ребенка из детского сада родственнику (доверенному лицу).

Требований к структуре данного заявления нет, поэтому ДОО может разработать его самостоятельно. Однако в нем обязательно должны быть указаны:

  • полное имя доверенного лица;
  • его паспортные данные;
  • дата (период) реализации указанного права;
  • согласие доверенного лица на обработку его персональных данных, т. к. заявление остается в ДОО.

При передаче ребенка доверенному лицу воспитатель ДОО должна идентифицировать его: сравнить паспортные данные со сведениями, которые указаны в заявлении (доверенности) родителей.

Если родители не оформили заявление (доверенность) с необходимыми сведениями, воспитатель не вправе передавать ребенка лицам, которые не являются его законными представителями. В противном случае воспитатель и заведующий ДОО могут понести ответственность.

Порядок передачи ребенка третьим лицам может быть отражен в правилах внутреннего распорядка воспитанников ДОО. Соблюдать данные правила родителей (законных представителей) детей обязывает Закон № 273-ФЗ.

Также родители могут передать часть своих полномочий (право забирать ребенка из ДОО) старшим детям.

Согласно Гражданскому кодексу РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетния, т. е. по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Лица от 14 до 18 лет обладают неполной дееспособностью, т. е. могут своими собственными действиями осуществлять только часть своих прав и самостоятельно нести ответственность за отдельные деяния (действия и бездействия).

Таким образом, чем старше ребенок, которому доверяют забрать младшего брата или сестру, тем меньше рисков для детского сада.

Ситуация 3: «Жестокое обращение в семье»

В последнее время в ДОО участились случаи физических наказаний детей в семье. Воспитатели стали замечать у воспитанников следы от побоев.

Существует риск — родители могут обвинить в этом воспитателей и подать заявление в правоохранительные органы.

Какие необходимо оформить документы после того, как воспитатель обнаружила следы насилия над ребенком?

Ответ:

Если воспитатель обнаружила на теле воспитанника следы от побоев, истязаний, она должна написать служебную записку на имя заведующего ДОО. Документ составляется в свободной форме.

Далее заведующий ДОО действует в соответствии с нормативным правовым актом, регулирующим межведомственное взаимодействие органов системы безнадзорности и профилактики несовершеннолетних на региональном/муниципальном уровне. Данный нормативный правовой акт, в частности, регламентирует порядок действий в случае выявления детей, в отношении которых совершены противоправные деяния, жестокое обращение и пр.

Как правило, на муниципальном уровне в систему профилактики включены образовательные организации, указан порядок действий заведующего детским садом и других работников в случае выявления таких детей/семей.

Кроме этого, заведующий ДОО вправе самостоятельно обратиться в полицию и прокуратуру, если есть основания полагать, что в отношении воспитанника совершены действия, которые угрожают его жизни и здоровью (Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Согласно ч. 3 ст. 56 СК РФ «должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка».

Российское законодательство устанавливает виды ответственности для лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком: административную, уголовную, гражданско-правовую.

Чаще всего возлагается административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

 



Предварительный просмотр:

Электронный журнал

Электронный журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»





Общаемся с родителями

Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО

Кротова Т.В.
канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета
Выгонная Г.А.
воспитатель ГБОУ СОШ № 1394 "Воспитательно-образовательный центр “На набережной”" дошкольного учреждения № 2101 г. Москвы

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников было и остается неотъемлемой частью деятельности дошкольной образовательной организации. Как должно строиться это взаимодействие сегодня? Нужно ли поучать родителей, пытаться делать из них педагогов? Знаниевый авторитарный подход или сопровождение и поддержка — залог повышения родительской компетентности? Попробуем разобраться в этих вопросах.



Говорят, история движется по спирали. Каждый раз мы возвращаемся к пройденному на новом витке. Для проблемы взаимодействия педагогов и родителей такая постановка вопроса, как никогда, справедлива. Для того чтобы понять, как строить взаимодействие сегодня, имеет смысл немного перелистнуть странички истории.

История вопроса

Проблема взаимодействия педагогов и родителей возникла в конце ХIХ — начале ХХ в., когда педагогическая общественность и родители детей дошкольного и младшего школьного возрастов стали тесно контактировать. Как убедительно доказывает профессор О.Л. Зверева, в это время впервые появилась возможность говорить о сотрудничестве педагогов и родителей. Сотрудничество как высший тип взаимодействия предполагает взаимную заинтересованность, единство целей, взаимодополнение сторон. В то время родители испытывали дефицит знаний и практических умений в области педагогики, психологии, физиологии, а педагоги искренне стремились помочь им преодолеть имеющиеся пробелы.

70-е гг. XIX в. ознаменовались в России началом высшего женского образования. Значительную роль в распространении образования играли различные общественные организации, публичные библиотеки и читальни, печать и другие общедоступные средства просвещения и самообразования. Большое влияние на преподавание во всех типах школ оказывали передовые педагогические идеи, выдвигавшиеся в работах великих русских ученых и общественных деятелей: П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.

Вторая половина XIX в. — это эпоха возникновения первых детских садов в России. Тенденция к увеличению сети общественных дошкольных учреждений в городах намечается в начале ХХ в. Однако, как пишут исследователи, детские сады как воспитательно-образовательные дошкольные учреждения не сразу стали популярными в нашей стране. Состоятельные граждане не спешили отдавать детей в детские сады, предпочитая домашних учителей, либо воспитывали их самостоятельно до поступления в школу.

Поэтому не случаен повышенный интерес к проблемам семейного воспитания, его взаимосвязи с общественным воспитанием. В эту эпоху педагоги, врачи, общественные деятели начинают привлекать внимание родителей к необходимости давать детям правильное воспитание, обеспечивающее разностороннее развитие с малых лет. Во второй половине XIX — начале ХХ в. появляется множество изданий, призванных оказать помощь семье в деле воспитания детей, проводятся выставки, создаются клубы и кружки для родителей, издаются работы известных русских и зарубежных педагогов.

Ярким свидетельством глубокого интереса к проблемам взаимодействия общественного и семейного дошкольного воспитания является проведение в 1913 г. I Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Повестка дня, выступления, прения съезда публиковались во многих периодических изданиях того времени. Одной из главных задач съезда была поддержка семьи в воспитании детей. В ходе мероприятия обсуждались различные формы педагогической помощи родителям: создание курсов для матерей, устройство публичных лекций, родительских клубов и т. д. Основная идея съезда заключалась в том, что задачи семейного воспитания могут быть разрешены только дружными совместными усилиями специалистов-педагогов и родителей.

Итак, вторую половину XIX — начало ХХ в. можно выделить как первый этап в развитии взаимодействия общественного и семейного воспитания в России. Основной целью в этот период было педагогическое просвещение родителей. Интерес к проблемам дошкольного воспитания был обоюдным: и со стороны общественности, и со стороны семьи. Взаимодействие носило субъект-субъектный характер.

После революции ситуация изменилась. От сотрудничества и диалога в диаде педагог — родитель был осуществлен переход к наставничеству и монологу со стороны педагогов. Встал вопрос об активном вовлечении женщин в систему производства, что породило бурный рост детских садов. Ведущая идея тех лет заключалась в том, что семья не может самостоятельно решить задачи воспитания «нового» человека. Был провозглашен приоритет общественного воспитания над семейным.

Полностью исключить влияние семьи на ребенка было невозможно (хотя такие попытки в 20–30 гг. ХХ в. предпринимались), поэтому остро встал вопрос о педагогическом просвещении родителей. Характер данного просвещения был во многом политизирован и идеологизирован, как и вся система образования в России (СССР). В эти годы возникли многие формы взаимодействия, которые называют традиционными и которые в модернизированном виде продолжают применяться сегодня.

При этом сохраняется тенденция гуманизма в отношении ребенка, зародившаяся на предыдущем этапе. В пособиях для родителей говорится о том, что проблемы воспитания проистекают из ошибочных воспитательных позиций взрослых, что необходимо учитывать особенности ребенка, понимать его потребности. Преподносимая родителям информация имеет структуру четких рекомендаций: с одной стороны, с гуманистической, а с другой — с классовой направленностью воспитания.

В основе взаимодействия педагогов и родителей в этот период лежал знаниевый авторитарный подход, характерный для системы образования периода в целом. Главной целью педагога было научить, просветить родителей — строителей социалистического общества, а также показать свой авторитет как представителей главного общественного института воспитания — детского сада. Поэтому основными формами взаимодействия являлись собрания фактически с односторонней активностью со стороны педагога.

Согласно типологии взаимодействия оно осуществлялось в основном в виде подавления, опеки и индифферентности. Поясним этот факт. В первом случае педагоги являлись активными субъектами, главными носителями и передатчиками знаний, воздействовали на родителей — «учеников» — своим авторитетом. Последние при этом воспринимали знания, занимая пассивную, подчинительную позицию. При взаимодействии по типу опеки педагоги проявляли излишнее внимание к родителям детей, навязывали свое мнение, передавая им знания не потому, что у них есть запрос, а в соответствии с собственным решением. Именно поэтому частыми являлись посещения семей на дому, подробный родительский всеобуч и прочие мероприятия.

Индифферентный тип взаимодействия также имел место в этот период. Об этом свидетельствуют следующие факты: проведение формальных родительских собраний, оформление информационных стендов с безликой информацией и пр.

Таким образом, второй этап взаимодействия семейного и общественного воспитания в России (20-80-е гг. ХХ в.) характеризовался доминирующей позицией последнего, монологичностью форм взаимодействия, противоречивостью, выраженной в жесткости форм и авторитарности подходов в противовес стремлению придать гуманистическую направленность информации о воспитании детей в семье.

Конец 80-х гг. ХХ в. — начало ХХI в. изменили ситуацию с точностью до наоборот. Родители были признаны социальными заказчиками, профессия педагога детского сада из-за низкого материального статуса стала непопулярной, а порой и малоуважаемой. Педагог стал выступать в роли «просителя». Родитель начал активно диктовать условия, ориентируясь на которые, нужно было воспитывать ребенка в детском саду.

К сожалению, позицию социального заказчика никто целенаправленно не формировал. Поэтому «заказ» часто превращался в требования престижного образования, постоянного обучения детей. Ситуацию усугубляла школа, вводя тестирования и собеседования детей при их поступлении в первый класс. Детство как самоценный период заменялось «натаскиванием» к школе, фактическим переносом классно-урочной системы в детский сад.

И хотя в это же время активно провозглашались гуманистические идеи, система «педагог -родитель» была далека от них. Многие родители, приводившие детей в детский сад, были более образованны и социально успешны, в отличие от педагогов. Воспитатели в тот период испытывали острую неудовлетворенность от процесса взаимодействия с родителями. Специалисты отмечают, что воспитатель, привыкший к собственному авторитету и монологичному изложению «правильных» идей воспитания, стал получать резко негативный отклик от родителей, ранее готовых внимательно выслушивать каждое его слово.

И наука, и практика фактически сразу пришли к выводу, что такое взаимодействие скорее наносит вред, чем способно принести хоть какую-то пользу. Активно начинает декларироваться идея диалога и партнерства с родителями.Обозначается необходимость формирования родительской компетентности. Начинается поиск новых форм взаимодействия с целью оказания родителям помощи.

Особенности взаимодействия на современном этапе

С 2012 г., с момента утверждения новых нормативных правовых актов в сфере образования, регулирующих отношения педагог — родитель, начинается современный этап, который возвращает нас назад, к сотрудничеству и диалогу педагогов с родителями воспитанников, но уже на качественно новом уровне. И этот уровень закрепляется институционально в нормативных документах. Обратимся к нормативной базе и обозначим позиции, характеризующие взаимодействие педагогов и родителей сегодня. Остановимся на трех основных документах:

  • Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (далее — СК РФ);
  • Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее — Закон № 273-ФЗ);
  • федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО).

Так, статья 63 СК РФ гласит, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей», а также, что «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами».

Таким образом, абсолютно снимается вопрос, не одно десятилетие занимавший науку и практику: кто приоритетнее в воспитании и образовании детей — детский сад или семья. Несомненно, для ребенка, и тем более для ребенка раннего и дошкольного возраста, родители являются самыми важными, самыми значимыми и авторитетными людьми. Все сказанное и сделанное ими является истиной в последней инстанции. Любой педагог знает, как упрямится ребенок, если, например, повязать ему шарф «не как мама». Преимущественное право родителей на образование закреплено в законодательстве Российской Федерации.

Современные родители в массе своей люди образованные. Исследования показывают, что родители активно читают литературу о воспитании детей, интересуются различными публикациями в сети Интернет. Однако при общей грамотности сейчас, как и столетие назад, родители продолжают испытывать серьезные трудности психолого-педагогического характера. Если сравнить публикации об ошибках и трудностях родителей, опубликованных в конце ХIХ в., и данные современных исследователей, то мы обнаружим очень много параллелей.

Более того, психологи сегодня отмечают такую проблему, как холодность, а временами и жесткость в детско-родительских отношениях. Родителям, особенно проживающим в условиях крупных городов, не хватает времени на общение с детьми. Дети же остро ощущают нехватку родительского внимания и любви.

Семья нуждается в серьезной планомерной помощи в воспитании детей. Но помощи адекватной и грамотной. Родителей нет необходимости поучать, а вот сопровождать и поддерживать в их воспитательной практике нужно.

В статье 44 Закона № 273-ФЗ сказано, что «…образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

ФГОС ДО одной из задач ставит «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Согласно ФГОС ДО одним из ведущих принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи. Без такого сотрудничества в конечном итоге невозможно обеспечить полноценное и счастливое проживание ребенком периода дошкольного детства. А это — самая главная цель и родителей, и педагогов. При всех имеющихся различиях между педагогами и родителями эта общая цель объединяет их. Дополняя друг друга, общими усилиями они имеют возможность создать максимально благоприятные условия для развития ребенка.

Сила семейного воспитания кроется в его эмоциональном характере, в базисе, которым является взаимная любовь детей и родителей. А педагоги — это прежде всего профессионалы высокого уровня, которые в диалоге с родителями имеют возможность выстроить ту самую индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, благодаря которой максимально полно раскроются все заложенные в нем способности и период детства, ценный сам по себе, будет счастливым. А значит, и дальнейшее развитие ребенка тоже станет эффективным. Но для этого обе стороны должны понять, что путем взаимной конфронтации, отчуждения или минимизации контактов невозможно достигнуть решения единой цели. Без такого подхода мы уподобляемся всем известным лебедю, раку и щуке. Мы тянем ребенка в разные стороны, а потом начинаем пожинать плоды титанических, но, увы, разнонаправленных усилий.

Сегодня происходит существенная трансформация взаимодействия педагогов и родителей: его сущности, содержания и форм.

Сущность взаимодействия раскрывается в трех плоскостях, обозначенных нормативными правовыми актами:

  • участие в управлении образовательной организацией;
  • вовлеченность в образовательный процесс;
  • совместное выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка.

В настоящее время родители включены в государственно-общественное управление образовательной организацией, они участники образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную образовательную траекторию ребенка.

В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность и понимание результативности своей части партнерства. Без этого взаимодействие не сможет быть эффективным. Педагог — прежде всего профессионал, способный грамотно и эффективно оказать помощь родителям, причем не только самим процессом воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но и формированием того, что называется родительской компетентностью.

Родительская компетентность:
ее составляющие и способы формирования

Компетентность чаще рассматривается в приложении к профессиональной деятельности. Компетентность — это актуализированные знания и опыт, помогающие эффективно решать те или иные профессиональные задачи.

Родительство не профессия, а сложное многогранное социально-психологическое явление. Однако сегодня много говорится о компетентном родительстве как о многомерном и многогранном феномене. На его формирование и развитие влияют самые разные факторы: культурно-исторические, социально-экономические, этические, психологические и др.

Родительская компетентность — это прежде всего сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции.

Е.П. Арнаутова рассматривает природную и социальную составляющие родительской компетентности. Природная компетентность «разворачивается естественным образом как генетическая программа продолжения рода… связана с такими понятиями, как природная чувствительность (способность чувствовать другого как самого себя), эмоциональная отзывчивость, уникальность, целесообразность, целостность».

По мере роста и развития ребенка на первый план начинает выходить социальная компетентность. Это и культура воспитания в семье, и традиции воспитания, передающиеся от поколения к поколению, и стереотипы и привычки поведения, и духовно-нравственные традиции общества.

В основе формирования родительской компетентности лежит объединение «разнообразных аспектов родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, психомоторного, духовного, коммуникативного, игрового, рефлексивного и т. д.». Компетентный родитель в любой момент времени, в любой ситуации общения со своим ребенком может быть искренним и обнаруживать с ним «совместный язык», видеть актуальную ситуацию его развития и находить наиболее эффективные пути, средства и методы развития ребенка.

Как и любой вид компетентности, родительская компетентность структурно может быть представлена как совокупность содержательного (когнитивного), деятельностного (поведенческого) и эмоционально-личностного компонентов. То есть можно говорить о сочетании знаний, чувств и действий.

Как уже отмечалось выше, современные родители достаточно грамотные люди, имеющие в массе своей среднее специальное или высшее образование, свободно погружающиеся в мир литературы и Интернета для получения разнообразной информации, в т. ч. информации, касающейся развития, воспитания и образования детей. Тем не менее специалисты отмечают существенное ослабление воспитательного потенциала семьи, разобщенность и холодность детско-родительских отношений, деформацию социализирующего влияния семьи.

Помощь педагога в формировании родительской компетентности неоценима. При этом прямая помощь в качестве научения неприемлема. Сегодня следует говорить о взаимодействии, основными принципами которого являются:

  • взаимоуважение и взаимодополнение;
  • диалог;
  • единство целей;
  • координация усилий;
  • сотворчество в воспитании.

Педагог — профессионал. Он выступает инициатором взаимодействия, использует различные пути вовлечения родителей в жизнь ребенка в дошкольной образовательной организации, обогащения представлений родителей о возрастных психолого-педагогических особенностях детей, методах и приемах воспитания, инициирует диалог в построении индивидуальной траектории развития ребенка, помогает родителям сформировать рефлексивную позицию.

Родитель — не педагог. А значит в полной мере невозможно сформировать у него педагогическую компетентность. Это удел профессионалов. Но помочь родителям осознать себя родителями, познать свои сильные и слабые стороны, научиться эффективно сотрудничать с собственным ребенком — прямой профессиональный долг каждого педагога.

К сожалению, сегодня, как и десять лет назад, педагоги испытывают затруднения в налаживании контактов с родителями воспитанников. Учить чему-то взрослого состоявшегося человека, да еще и не всегда желающего учиться, — задача не из простых.

Первый и главный секрет — уважение и принятие родителей такими, какие они есть. После первого знакомства и налаживания контактов важно помочь родителям осознать свою роль и роль педагога в развитии и становлении ребенка, встать на путь взаимного дополнения.

Расскажем о нескольких мероприятиях, помогающих сформировать родительскую компетентность.

Для начала можно предложить родителям вспомнить себя детьми, как они ходили в детский сад, играли, учились, дружили, радовались, огорчались. Поможет в этом ролевая игра «Я — дошколенок».

В течение одного дня родители вместе с детьми живут по режиму детского сада и находятся в группе, выбирая удобное для себя время. И все вполне серьезно: и режимные моменты, и образовательная деятельность, и игры, и многое другое. Погружение в мир детства помогает родителям не просто вернуться на «машине времени» назад, но и лучше познать жизнь собственного ребенка (ведь пять дней в неделю по 10–12 часов дошкольник проводит именно в детском саду!), осознать, что детский сад — это серьезно.

Это не просто место, где присматривают и ухаживают и где можно оставить ребенка, пока родитель занят на работе. Детский сад — огромный пласт жизни малыша. Здесь он учится общаться и дружить, познавать весь многогранный мир, становится членом общества и многое другое. Прожив такой день, родители по-новому смотрят и на педагогов, и на ДОО, и на своего ребенка.

А вечером за круглым столом родители имеют возможность поделиться своими впечатлениями о прожитом дне. И часто те, кто в детстве в детский сад не ходил, начинают сожалеть о таком упущении.

В дальнейшем очень важно включение родителей в жизнь ребенка в детском саду. Семинары, родительские собрания, несомненно, дают много информации о воспитании ребенка. Но этого мало. Важно полученную информацию применить и почувствовать, что все методы и приемы, о которых рассказывали педагоги, действенны. Не каждый родитель сразу будет переносить все, что услышал от педагогов, в свою воспитательную практику. Поэтому важно организовать практикумы, в которых родители будут участвовать в разнообразных видах деятельности вместе со своими детьми. Прежде всего в игровой.

Представьте, что сегодня все дошкольники превратились в космонавтов и отправляются в полет на луну. А мамы стали опытными медиками, которые проводят предполетный осмотр юных космонавтов. Папы с детьми могут организовать турнир по шашкам или другим интеллектуальным играм. А в следующий раз дети и родители вместе включаются в образовательную деятельность: проводят эксперименты, отправляются в познавательные экскурсии.

Такая деятельность помогает родителям увидеть своего ребенка в отличной от домашней обстановке, овладеть приемами игровой и образовательной деятельности, а затем перенести их в практику семейного воспитания.

В ближайших номерах читайте о сопровождении досуга семей воспитанников педагогами ДОО.

Также эффективна такая форма сотрудничества, как приобщение детей к миру литературы. В дошкольном учреждении № 2101 ГБОУ СОШ № 1394 «Воспитательно-образовательный центр „На набережной“» г. Москвы родители еженедельно приходят в детский сад и читают детям книги, включаются в создание мини-музея «Воспитание книгой», совместно создают рукописные книги. Мир книги и мир театра взаимосвязаны. Поэтому дальнейшим шагом становятся совместные походы педагогов, детей и родителей в театры. Такая деятельность не только позволяет гармонично приобщать дошкольников к миру культуры, но и самим родителям активно включаться в досуговую деятельность детей, учиться планировать семейный досуг, разнообразить его, делать насыщенным и интересным.

Еще одной формой совместных досугов могут быть разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия. Здесь у родителей появляется возможность овладеть некоторыми здоровьесберегающими технологиями, которые затем можно перенести в практику семейного воспитания. Тем более что спорт, движение — это, конечно, всегда эмоции, радость.

Предложите родителям принять участие в неформальных мероприятиях, таких как велозабег или лыжные гонки, практикумах по овладению приемами ритмопластики, точечного массажа, гимнастики для формирования правильной осанки и т. д.

Несомненно, эффективным является и раскрытие талантов самих родителей. Ребенку важно включиться в совместную деятельность с родителями. И это не обязательно должна быть деятельность детского сада. Так, папы и дети могут вместе делать кормушки для птиц или собирать новую мебель, мамы могут участвовать в кулинарном поединке или шить атрибуты для уголка кукол. В этом случае родители получают возможность общаться с ребенком по деловым вопросам, овладевать навыками делового общения с ним. Совместная деятельность сближает родителей и детей, позволяет компенсировать тот недостаток общения между ними, о котором говорят сегодня психологи.

На встречах родительского клуба в ДООпедагог может помочь родителям сформировать рефлексивную позицию: увидеть свои сильные и слабые стороны как родителя, понять, почему в одних случаях воспитательные приемы срабатывают, а в других — нет.

Таким образом, сегодня через разнообразные формы взаимодействия педагог поддерживает родителей в их воспитательной практике, помогает осознанно относиться к родительству, воспитывать ребенка не интуитивно, а с полным осознанием собственной роли в его становлении, овладевать методами и приемами воспитания. В свою очередь родители помогают педагогам лучше узнать детей и вместе выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.