Консультации для педагогов

Киселёва Марина Владимировна

Выступление на педагогических советах и методических объединениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении дошкольных работников муниципального образования  на тему:

«Художественно-творческое развитие дошкольников в условиях социального партнёрства с детской библиотекой»

Подготовила:

Воспитатель МДОУ

Майнский детский сад № 2 «Сказка»

Киселёва Марина Владимировна

Август, 2015 г.

МДОУ Майнский детский сад № 2 «Сказка» был принят в областную программу РИП для проведения исследования по теме: «Художественно-творческое развитие дошкольников в условиях социального партнёрства малокомплектного сельского ДОУ с учреждениями культуры муниципального образования» в сентябре 2011 года. Основной целью экспериментальной части нашей исследовательской работы является определение и экспериментальная проверка возможности организации художественно-творческого развития дошкольников в условиях социального партнёрства малокомплектного сельского ДОУ с учреждениями культуры муниципального образования. Одним из социальных партнёров, с которым сотрудничает наш детский сад, является детская библиотека. Этот долгосрочный проект называется «Сказания земли Майнской». Над ним работают все сотрудники детского сада.

Мы считаем, что выбранная нами тема актуальна в настоящее время, т.к. сельские ДОУ представлены в большинстве малокомплектными детскими садами, которые имеют большие трудности в организации педагогического процесса, чем большие ДОУ. Но задачи, поставленные перед садом, должны выполняться полностью.

Важной частью всестороннего развития детей является развитие детского творчества. Проблема творческого развития всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор она остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания и развития детей.

Мало изучено и влияние социокультурного сотрудничества ДОУ как средства художественно - творческого развития, а практические достижения воспитателей в этой области мало обобщены и популяризованы. А между тем, именно в сотрудничестве с учреждениями культуры жизнь детей протекает особенно интересно, наиболее полно, и непосредственно в ней проявляются все их способности, интересы и склонности.

В этой связи сельские малокомплектные ДОУ, имеющие небольшие материальные возможности по организации художественного развития детей, могут воспользоваться возможностями сельских музеев, Домов культуры, школ искусств и библиотек.

Данный проект познавательно – творческий, целью которого является художественно – творческое развитие дошкольников в условиях социального партнёрства малокомплектного сельского ДОУ с детской библиотекой.

Мы перед собой поставили следующие задачи :

1. Создать систему, позволяющую вовлекать всех участников проекта в процесс творческого развития детей, применяя различные формы взаимодействия.

2. Способствовать укреплению внутрисемейных отношений путём вовлечения родителей в совместную досуговую деятельность.

3. Создать условия для развития творческих способностей и самореализации детей.

4. Развитие творческого воображения, эстетического вкуса

5.Возрождать традиции семейного чтения и формировать у дошкольников любовь и уважение к книге.

6.Воспитание любви к родному краю, к истории своей Родины.

Практическая значимость проекта заключается в том, что материалы, полученные в ходе работы, позволят коллективам малокомплектных ДОУ получить помощь в эффективном использовании в педагогическом процессе разных видов художественных проектов по социальному партнёрству ДОУ с детской библиотекой.

Участниками проекта являются: 

Научный руководитель – Котлякова Т.А.,заведующая МДОУ - Муравьева Е.И., воспитатели - Иванова Г.Ю., Киселёва М.В., Сафарова Е.В., Старостина А.В., муз.руководитель - Орлова Е.И., педагог по изодеятельности - Зинина С.А., воспитанники детского сада, их родители, сотрудники детской библиотеки.

Сроки реализации проекта: долгосрочный.

Предполагаемый результат:

  • создание системы взаимодействия детского сада с детской библиотекой на основе договоров о творческом сотрудничестве и совместных планов;

-обеспечение раскрытия творческого потенциала детей, развитие их способностей;

          -написание детьми сборника сказок собственного сочинения;

          - укрепление внутрисемейных отношений ;

- возрождение традиций семейного чтения;

- оказание социокультурной поддержки семей путём организации совместных досугов детей и родителей;

- повышение общекультурного уровня всех участников проекта;

- выведение библиотеки как социального института на новый уровень, расширение её читательского круга.

В ходе работы над проектом мы использовали разные формы работы:

  • Экскурсии;
  • конкурсы рисунков, поделок и др.;
  • мастер-классы;
  • совместные праздники с работниками библиотеки;
  • организация выставок книг;
  •  театрализованная деятельность;
  • беседы по тематике проектов;
  • работа в  книжном уголке;
  • игровая деятельность;
  • просмотр мультфильмов и их обсуждение;
  • сочинение собственных сказок и их иллюстрирование.

Проект «Сказания земли Майнской» состоит из множества подпроектов, итогом которого должно быть написание детьми сборника сказок собственного сочинения.

Каждый проект предусматривает работу с детьми и родителями, как внутри сада, так и за его пределами. Для повышения интереса к чтению и развитию художественного творчества библиотекари регулярно организовывали выставки книг, проводились экскурсии по библиотеке и читальному залу. Дети приобщались к чтению, учились работать с книгой, узнавали много новых слов. Проводились и развлекательные мероприятия с родителями. Дети читали заранее подготовленные стихотворения, всей семьёй участвовали в викторинах и конкурсах.

В феврале 2015 года в нашем детском саду прошёл творческий отчёт о проделанной работе. В ходе мастер-класса, проведённого детьми с присутствующими взрослыми, были изготовлены аленькие цветочки. Один цветочек украсил обложку книги со сказками собственного сочинения, которая торжественно была вручена сотрудникам детской библиотеки. В данный момент это книга хранится в читальном зале и пополняется новыми творениями детей.

Если говорить о результативности нашей работы, то можно проследить уровень художественно- творческого развития детей за 2014- 2015 уч.год. Здесь видно, что детей с низким уровнем развития в начале года было более 40%, к концу года этот показатель стал менее 10%, высокий уровень художественно- творческого развития повысился с 3% в начале года до 19% в конце года. Это говорит об эффективном использовании социального партнёрства ДОУ с детской библиотекой.

Ещё раз можно сказать, что практические материалы, позволят получить помощь в использовании различных видов художественных проектов, повысить уровень художественного развития дошкольников, использовать разные формы работы с детьми и вовлечь весь коллектив ДОУ в творческий процесс.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение Майнский детский сад № 2 «Сказка»

              Выступление на педагогическом совете ДОУ

по теме:

«Загадка как средство развития речи и мышления»

                                                        Подготовила: воспитатель

                                                          Киселёва М.В.

Загадка как средство развития речи и мышления.

Что такое загадка? Энциклопедический словарь определяет ее как «замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа, выраженные в краткой или занимательной форме, иногда стихотворной». Литературная энциклопедия определяет загадку как «замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры».

Загадки являются благодатным средством, способствующим развитию речи детей, образного и логического мышления, умственных реакций. Главная же особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадывая загадку, ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции: сравнивает признаки различных предметов, находит общее, отсекает несущественное, анализирует предметное и явления окружающей действительности, классифицирует их.

Однако совершают дети в процессе отгадывания своеобразные «умственные упражнения» с радостью, воспринимая их как развлечения, и как проверку на сообразительность. Загадка развивает ум, смекалку, будит мысль. Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления. Они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из различных областей человеческой жизни. Загадки развивают наблюдательность ребенка, чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

Знание загадок развивает мысль, они легко усваиваются детьми за счет игры слов, рифм, ритма. Поэтика выступает как форма сохранения и распространения народной мудрости, поэтического взгляда на действительность.

Работа с загадками также применяется и для обогащения словарного запаса детей. Лексика загадок меткая, ясная, общедоступная, способствует увеличению пассивного и активного словаря детей, более эффективной организации словарной работы, знакомит с различными пластами лексического запаса нашего языка.

Загадки построены на повторах, повторяются отдельные слова, словосочетания и даже предложения. А это способствует запоминанию слов, а затем их активному употреблению. В загадках встречаются слова в уменьшительно-ласкательной форме. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы. Загадки способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах (в полной или уменьшительно-ласкательной форме).

В загадках обнаруживается диалогическая и обращенная речь. В загадках встречаются количественные числительные, которые употребляются в числовом ряду от 1 до 5-6. Знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд. Загадки способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и формы.

Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. 

Тематика загадок очень разнообразна. Для работы с детьми отбирают загадки о животных и растительном мире, о предметах домашнего обихода, игрушках, явлениях природы. Учитывая конкретный характер мышления детей, их образное и наглядное восприятие, лучше отбирать те загадки, в которых предмет нарисован яркими красками, выделены его характерные признаки (цвет, форма, размер, функции). Например, если сравнить две загадки (о мышах): 1) «Маленький шарик по полочкам шарит», 2) «Маленькие зверьки, серенькие шубки, остренькие зубки», то увидим, что в первой предмет определяется слишком неопределенно, без учета типичных признаков, и поэтому дети дают на нее такие ответы: солнечный зайчик, паук, мышь. Вторая же точно и полно характеризует предмет и отгадывается легко. Некоторые загадки дети не могут отгадать из-за отсутствия жизненного опыта, так как не знают, не видели тех предметов и явлений, о которых идет речь. Например, загадка о самоваре: «В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь и вода». Городские дети не всегда даже отгадывают загадку о корове: «Посреди двора стоит копна: спереди вилы, а сзади метла», так как им незнакома семантика слов копна, вилы. Это нужно учитывать при выборе загадки.

  Дети любят загадки, хорошо их понимают часто по аналогии с услышанными пытаются составлять загадки сами.   Все это позволяет сделать вывод, что загадки могут быть  эффективным средством развития детской речи и мысли. Ими можно пользоваться и для знакомства с разными значениями слова, с новыми словами, и для развития простейших мыслительных операций, что в целом обогащает и уточняет словарь, развивает мышление. Загадка дает как бы словесный портрет предмета и  явления, характеризует их с новой, неожиданной стороны, поэтому она полезна и увлекательна.