Инновационная деятельность на базе КФУ

Рябова Марина Александровна

Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkoe_zarubezhe.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия № 36»

Авиастроительного района г. Казани Республики Татарстан

        

Программа

элективного курса

«ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

Матлина Т. П.,   Камалетдинова И.А.,  Рябова М.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Октябрьский переворот 1917 года привел к разделению до сих пор единой русской литературы на два потока: советскую литературу и литературу русской эмиграции. Последние десятилетия мы наблюдаем процесс возвращения литературы русского зарубежья на родину. Сейчас, на пороге ХХI века, мы можем сказать, что продолжавшаяся в течение ХХ века дискуссия, какую из литератур, зарубежья или метрополии, считать наследницей русской литературы, завершилась. Вслед за видным литературным критиком русского зарубежья В. Вейдле мы можем утверждать: «Что такое русская литература двадцатого века, на это не может в отдельности ответить ни зарубежье, ни СССР».

        К сожалению, содержание курса литературы существующей ныне программы под редакцией Курдюмовой Т. Ф., рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, не дает возможности представить литературу русского зарубежья как события мирового значения. Правда, данная программа предусматривает знакомство учащихся с эмигрантской литературой, но в основном в обзорном изучении, лишь «Чистый понедельник» И. Бунина и поэзия М. Цветаевой предлагаются в составе монографических тем, что явно недостаточно.

        Мы исходим из того, что русская литература ХХ века едина и неделима и литература русского зарубежья - одна из двух ее частей. Таким образом, факультативный курс «Литература русской эмиграции» призван дополнить общий курс литературы ХХ века, с которым он органически связан. Он предназначен для 11 класса гуманитарного профиля средней общеобразовательной школы, может быть использован в качестве факультативного курса в непрофилированном выпускном классе средней школы, при недостатке учебного времени возможно использовать его в сокращенном виде.

        Цель курса: через постижение литературы русского зарубежья как национального, исторического, эстетического явления способствовать формированию духовного мира учащихся. Гуманистический пафос, идеи патриотизма и самоценности человеческой личности, величайший трагизм и вера в силу человеческого духа, отличающие произведения литературы русского зарубежья, определяют высокий воспитательный потенциал предмета.

        Перед курсом стоят задачи и собственно литературного образования учащихся:

- сформировать представление о литературе русского зарубежья как историко-литературном процессе, имеющем как общие с развитием литературы метрополии тенденции, так и специфические особенности;

- научить анализировать произведения литературы, видеть их нравственную и эстетическую значимость;

- развить художественный вкус учащихся, воспитать в них вдумчивого читателя.

        При изложении содержания курса за основу взят хронологический принцип - основные периоды в истории русского зарубежья. Внутри каждого периода жесткого порядка расстановки тем нет. Логику изучения определяет выбор учителем тех или иных произведений для текстуального анализа и координация с общим курсом русской литературы ХХ века. Так, эмигрантское творчество И. А. Бунина или А. И. Куприна целесообразно изучать в единстве и сопоставлении с дореволюционным творчеством этих писателей, рассматриваемым в общем курсе литературы 11 класса, а с романом М. Осоргина «Сивцев Вражек» познакомить учащихся параллельно с произведениями советской литературы двадцатых годов.

        Курс включает в себя как обзорные, так и монографические темы. Цель обзорных тем - дать представление об эпохе, отличительных чертах литературного процесса, главных темах и мотивах произведений данного этапа. Монографические темы предполагают текстуальное изучение одного произведения (или одной - двух глав романа при обзорным знакомстве со всем произведением), ярко характеризующего художественный мир писателя или эмигрантский период его творчества в сопоставлении с дореволюционным и позволяющего постичь своеобразие литературы русского зарубежья в целом. Знакомство с творчеством писателя может быть продолжено на семинарских занятиях, при этом возрастает уровень самостоятельной работы учащихся.

        Чтобы устранить перегрузку школьников, в программе осуществлен тщательный отбор авторов и произведений для изучения. Выбор определялся местом того или иного писателя в литературном процессе, художественно-эстетической ценностью произведения, степенью проявления в нем характерных особенностей литературы русского зарубежья, доступностью его для понимания учащихся и, наконец, объемом. Список произведений сориентирован на школьные хрестоматии, публикации из серии «Школа классики», книги, изданные большим тиражом, современные антологии. Сравнительно небольшой объем предлагаемых произведений позволяет в случае недостаточного обеспечения учащихся текстами использовать множительную технику.

        Курс предоставляет учителю возможность использовать все многообразие методических приемов с учетом достаточно развитой рефлексии школьников раннего юношеского возраста, их стремления к самореализации. Изучение курса будет способствовать становлению личности учащихся, развитию их творческого потенциала, формированию у них навыков самостоятельной деятельности по приобретению и использованию знаний, профессиональному самоопределению.

        Учитель вправе заменить отдельных авторов или произведения, предложенные для изучения данной программой, на другие, ориентируясь на уровень подготовленности учащихся и на наличие художественных текстов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«Литература русской эмиграции» (34 ч.)

Введение (1 ч.)

Задачи и основные понятия курса: «русское зарубежье», «литература русской эмиграции». Русское зарубежье как историческое и духовное явление. Внутренняя и внешняя эмиграция. Периодизация русского зарубежья. Проблема единства русской литературы ХХ века.

Основные теоретико-литературные понятия:

углубление представления об  историко-литературном процессе.

Литература первого этапа русской эмиграции (19 ч.)

Первый этап русской эмиграции (1917 - 1945).

Октябрьская революция 1917 года, установление советской власти в России и их последствия для духовной жизни страны. Социальный состав русской эмиграции. Массовая высылка из страны в 1922 году деятелей науки и культуры. М. Горький в эмиграции. Закрытие «железного занавеса» к 1930 году.

        Места рассеяния русской эмиграции. Особенности эмигрантской жизни. Берлин и Париж - литературные центры русского зарубежья.

Периодизация развития литературы первого этапа русского зарубежья. Период становления литературы русского зарубежья (1920 - 1925 годы, главный литературный центр - Берлин). Основные черты: «баррикадное мышление», антисоветская направленность, отрицание всего советского вплоть до неприятия русской орфографии, мотив апокалипсиса, гибели России и в то же время вера в грядущую Россию, культ прошлого, поворот к религии. Период расцвета литературы русского зарубежья (1925 - 1940 годы, главный литературный центр - Париж). Основные черты: глубокий философский и художественный анализ дореволюционной и революционной жизни России, развитие традиций русской классической литературы, выход на литературную арену молодых писателей. Признание литературы русского зарубежья (присуждение в 1933 году Нобелевской премии И. Бунину).

Основные теоретико-литературные понятия:

углубление представления об историко-литературном процессе.

Поэзия первой волны русской эмиграции (обзор).

Основные мотивы лирики. Стихотворения Г. Адамовича, Г. Иванова, А. Перфильева, В. Ходасевича, Ю. Терапиано и др. поэтов.

Основные теоретико-литературные понятия:

углубление представления о поэтике.

        И. А. Бунин. «Окаянные дни», «Темные аллеи» (обзор цикла, анализ одного рассказа по выбору учителя и учащихся).

Жизнь в эмиграции. Общая характеристика творчества эмигрантского периода.

«Окаянные дни». Монолог о революции. Попытка понять причины революционных потрясений, выражение авторской позиции в книге. Жанровое своеобразие произведения.

«Темные аллеи». Художественный мир Бунина. Философия любви, прошлое и настоящее, Восток и Запад в мировосприятии писателя. Особенности художественного пространства и времени. Поэтизация  любви. Поиск гармонии в жизни. Своеобразие поэтики.

Основные теоретико-литературные понятия:

дневник как литературный жанр, углубление представления о жанре рассказа, понятие «художественное время».

.

А. И. Куприн. «Юнкера» (обзор романа с изучением одной из глав по выбору учителя и учащихся).

Эмигрантская эпоха в жизни Куприна. Возвращение в Советский Союз. Общая характеристика зарубежного творчества.

«Юнкера». Автобиографичность произведения. Идеализация старой России. Образ первопрестольной Москвы. Своеобразие характера главного героя - Александрова. Тема любви в романе.

Основные теоретико-литературные понятия:

углубление представления о художественной автобиографии.

М. А. Осоргин (Ильин). «Сивцев Вражек» (обзор романа с изучением одной из глав по выбору учителя и учащихся).

Жизненный и творческий путь писателя. Участие в революционном движении в период первой русской революции. Работа во Всероссийском комитете помощи голодающим. Казанская ссылка. Высылка из России. Зарубежный период творчества. Издательская деятельность.

«Сивцев Вражек». Судьбы и искания русской интеллигенции в революционную эпоху. Осмысление событий с гуманистических позиций. Кинематографический принцип композиции. Пантеистические воззрения автора: идея нераздельности всего существующего на земле, отражение человеческой катастрофы через происходящие в природе процессы. Образ Дома.

Основные теоретико-литературные понятия:

углубление представления о композиции произведения.

Н. А. Тэффи (Лохвицкая). «Дачный сезон» и другие рассказы (по выбору учителя и учащихся).

Своеобразие личности и мировосприятия писательницы. Жизнь и творчество за рубежом. Мастерство Тэффи - юмористки.

«Дачный сезон». Отражение в рассказе мироощущения русского эмигранта. Сочетание комического и драматического. Приемы создания комического эффекта. Своеобразие композиции произведения.

Основные теоретико-литературные понятия:

обогащение представлений о юморе и сатире.

        И. С. Шмелев. «Солнце мертвых» (обзор романа с изучением отдельных глав по выбору учителя и учащихся).

        Судьба писателя. Характеристика эмигрантского периода творчества Шмелева.

        «Солнце мертвых». Автобиографическая основа романа. Своеобразие воспроизведения в книге реальных исторических событий. «Солнце мертвых» как роман - эпопея. Сочетание эпического и лирического начала в романе. Особенности сюжета и композиции произведения. Роль полифонии и антитезы в понимании авторской мысли. Мучительные размышления героя о судьбах мироздания.

Основные теоретико-литературные понятия:

развитие представлений о жанре эпопеи, о полифонии, сказе как форме повествования.

        М. И. Цветаева. Стихотворения (по выбору учителя и учащихся).

        Трагическая судьба поэтессы.

Романтическое двоемирие лирики Цветаевой. Основные темы творчества эмигрантского периода: потеря родины, осмысление сущности поэтического творчества, назначения поэта и его взаимоотношений с окружающим миром, одиночество лирической героини. Своеобразие поэтики.

Основные теоретико-литературные понятия:

углубление представлений о поэтике, понятие о жанре эссе.

«Незамеченное поколение».

Младшее поколение эмигрантов первой волны. Комплекс неполноценности - характерная черта младшего поколения, обреченность на творческое бесплодие (незнание русской культуры и одновременно чуждость иностранной культуре, недостаточное знание современной жизни). Прорыв наиболее сильных характеров и талантов из эмигрантского плена на большую литературную арену (В. Набоков, Г. Газданов, Н. Берберова). Отличительные черты литературы «незамеченного поколения».

        Отражение мироощущения «незамеченного поколения» в лирике И. Кнорринг, Р. Блох, А. Штейгера, Ю. Крузенштерн - Петериц, Н. Берберовой и др. (обсуждение стихов по выбору учителя и учащихся).

Основные теоретико-литературные понятия:

обогащение представлений о литературе как художественном отражении духовного опыта писателя.

        В. В. Набоков (Сирин). «Защита Лужина».

Личность и творческий путь писателя. Понятие «феномен Набокова». Место Набокова в литературе русского зарубежья, его оценка современниками.

«Защита Лужина». Своеобразие художественного мира писателя. Тема таланта в произведении. Образ России в романе. Отражение Набоковым в романе трагедии собственной жизни. Шахматный мир романа. Своеобразие языка произведения.

Основные теоретико-литературные понятия:

обогащение понятий «художественный образ», «язык художественного произведения».

        Гайто (Г. И.) Газданов. «Гавайские гитары».

Личность и судьба писателя.

«Гавайские гитары». Художественное воспроизведение в рассказе внутреннего мира героя, эпохи и ее проблем. Реальность и иррациональность, их место в художественном мире писателя. Внешняя натянутость и внутренняя связь эпизодов рассказа.

Основные теоретико-литературные понятия:

особенности сюжета и композиции.

Вторая мировая война и литература русского зарубежья (5 ч.)

        Русская эмиграция в период второй мировой войны.

Две позиции русского зарубежья в отношении фашизма и войны. Первая - компромисс с фашизмом из ненависти к Советскому Союзу (выступление Д. Мережковского с радиоречью 22 июня 1941 года). Вторая - выступление против фашизма (пересмотр своего отношения к Советскому Союзу, признание советского государства как силы, способной противостоять мировому фашизму). Участие русских эмигрантов, в том числе литераторов, в движении Сопротивления. Отражение в произведениях литературы настроения большинства представителей русской эмиграции во время второй мировой войны.

Основные теоретико-литературные понятия:

углубление представления о литературе как о способе отображения жизни.

Тема второй мировой войны в поэзии русского зарубежья.

Ощущение надвигающейся трагедии в поэзии русской эмиграции периода второй мировой войны. Мотивы смерти, страха, тема свободы и несвободы. Утверждение силы человеческой личности. Переосмысление понятия «герой». Попытка осмысления фашизма как мирового зла и поиски силы, способной ему противостоять. (Стихотворения В. Смоленского, А. Штейгера, Д. Кнута, А. Гингера, И. Кнорринг, Дон - Аминадо, Л. Червинской, В. Корвин - Пиотровского, Н. Оцупа).

Основные теоретико-литературные понятия:

развитие представления о лирике, лирическом герое.

        Е. Ю. Кузьмина - Караваева (мать Мария). «Духов день» (отрывок из поэмы), стихотворения.

Судьба поэтессы. Дружба с А. Блоком. Революционные искания молодости. Деятельность в качестве городского головы Анапы. Эмиграция во Францию. Обращение в православие и принятие пострига. Деятельность братства «Православное дело», участие в движении Сопротивления. Гибель в концлагере Равенсбрюк.

Основные мотивы лирики. Поэма «Духов день». Мистерии «Солдаты» и «Семь чаш». Расширение темы фашизма до общечеловеческого конфликта между порабощением  и свободой. Поиски пути спасения мира.

Основные теоретико-литературные понятия:

мистерия.

        М. А. Алданов. «Фельдмаршал».

Жизненный и творческий путь писателя.         Политический рассказ как отклик на события современности.

«Фельдмаршал». Германия начала сороковых годов в рассказе. Художественное исследование психологических корней фашизма.  Идея наполеонизма. Способы выражения авторской позиции. Исторический пессимизм Алданова. 

Основные теоретико-литературные понятия:

жанр политического рассказа.

Литература второго этапа русской эмиграции (4 ч.)

Второй этап русской эмиграции (1945 - 1960).

Подъем зарубежного «советского патриотизма» по окончании второй мировой войны, возвращение отдельными русскими эмигрантами советского гражданства. Смыкание с «непримиримыми» другой части русской эмиграции. 50-ые годы - время потерь литературы русского зарубежья.

«Повторные эмигранты» - русские эмигранты, переселяющиеся по мере наступления Советской Армии. «Ди - пи» («перемещенные лица») - основа второй волны русской эмиграции. Свежая струя в слабеющей литературе русского зарубежья.

И. Е. Сабурова. Новеллы – сказки (изучение одной из новелл по выбору учителя и учащихся)

Личность и судьба писательницы. Неповторимость художественного мира Сабуровой. Новеллы - сказки. Тема мечты, невозможности ее достижения в реальном мире, ответственности человека за свою жизнь. Фрагменты рифмованной прозы и их роль в новеллах. Сочетание романтической и реалистических стихий в произведениях Сабуровой.

Основные теоретико-литературные понятия:

углубление представления о литературной сказке, понятие о рифмованной прозе, жанр рождественского рассказа.

Иван Елагин (Матвеев). Стихотворения (по выбору учителя и учащихся).

        Судьба поэта. Отражение в лирике Елагина трагедии его поколения. Приговор сталинизму. Образ отца. Тема войны как одна из ведущих тем творчества поэта. Горечь ностальгии в лирике Елагина. Проблема противостояния человека и эпохи.

Основные теоретико-литературные понятия:

обогащение представлений о лирике.

Проза эмиграции второй волны.

         Б.Н.Ширяев. «Неугасимая лампада» (обзор романа с изучением одной из глав).

Своеобразие романа: серия рассказов и очерков, объединенных одной идеей; отображение страшной действительности Соловецкой каторги; умение сохранить право считать себя человеком; подвиг Духа.

Н.Нароков. «Мнимые величины» (обзор романа с изучением одной из глав).

Картина жизни русской провинции в период разгула сталинских репрессий 30-х годов; реальность и ее отражение в романе; многоплановость названия произведения.

Основные теоретико-литературные понятия:

углубление представлений о жанре романа.

Литература третьего этапа русской эмиграции (4 ч.)

Третий этап русской эмиграции (1960 - 1990).

Смена хрущевской «оттепели» эпохой застоя и «холодная война» - предпосылки и условия возникновения третьей волны русской эмиграции. Диссидентское движения. Своеобразие мышления эмигрантов 70 - 80-ых годов. Основные черты литературы этого периода: сочетание свободного проявления политических и эстетических взглядов с традициями соцреализма. Разобщенность писателей - эмигрантов «третьей волны».

Основные теоретико-литературные понятия:

углубление представления об  историко-литературном процессе.

И. А. Бродский. Стихотворения (по выбору учителя и учащихся).

        Драматизм судьбы поэта. Основные мотивы творчества: трагизм и бессмысленность бытия, одиночество и растерянность человека перед лицом мира; поэзия как символ гармонии, источник и хранительница нравственных ценностей, образ поэта. Особенности поэтики.

Основные теоретико-литературные понятия:

углубление представлений о поэтике.

        Проза писателей «третьей волны» русского зарубежья. 

В. Аксенов. Г. Владимов, В. Войнович,  С. Довлатов, В. Максимов, Саша Соколов, А. Солженицын (обзор произведений отдельных писателей по выбору учителя и учащихся).

Внимание к исторической теме. Исследование социально-психологических и нравственных проблем современной жизни. Литература - «предупреждение». Субъективизация повествования. Развитие традиций реализма и модернизма. Постмодернизм.

Основные теоретико-литературные понятия:

обогащение представлений о литературных направлениях.

Современная литературная ситуация. (1 ч.)

Писатель в условиях открытого общества. Вопрос о целесообразности выделения из современной русской литературы  литературы зарубежья.

Вклад русской зарубежной литературы в развитие русской и мировой культуры. Итоги и уроки.


ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Литература русской эмиграции»

Тема

Кол-во

часов

Межпр. связи с курсом русской литературы ХХ века

Сопутствующее

 повторение

Возможность введения НРК

Формы занятий,

характеристика заданий

Введение. Основные понятия курса

1

Зарубежные периоды творчества Гоголя, Герцена, Тютчева, Тургенева, Достоевского

Лекция с элементами беседы.

Задания: составление плана лекции, толкование основных понятий курса

Литература первого этапа русской эмиграции (общая характеристика)

2

Октябрьская революция и русская литература

Русский человек за границей (Тургенев «Ася», «Вешние воды»)

Лекция, самостоятельная работа в группах, семинар.

Задания: работа с документами, выдвижение и обоснование гипотез

Поэзия первой волны русской эмиграции

1

«Серебряный век» русской поэзии

Коллективный анализ стихотворения, работа в группах.

Задания: составление тезисов по теме

И. А. Бунин

«Темные аллеи»,

«Окаянные дни»

3

Дореволюционное творчество Бунина, «Несвоевременные мысли» Горького

Стихотворение Фета «Какая холодная осень!»

Восток и Запад в цикле «Темные аллеи»

Семинар, эвристическая беседа, урок - исследование или конференция.

Задания: сообщение по книге, краткий пересказ, выступление по проблеме, рецензия, исследовательская работа

А. И. Куприн

«Юнкера»

1

Дореволюционное творчество Куприна

Татар. предки Куприна, вост. черты в характере героя романа

Эвристическая беседа.

Задания: сообщение по книге, исследовательские работы по проблемам

М. А. Осоргин

«Сивцев Вражек»

1

Тема революции и гражданской войны в произведениях Шолохова, Бабеля, Пастернака

Философия истории Л. Толстого

Осоргин в Казани, Казань 20-ых годов по воспоминаниям писателя

Рассказ учителя и сообщения учащихся, коллективный анализ главы из романа.

Задания: сообщение по книге, составление тезисов, исследовательские работы

Н. А. Тэффи

«Дачный сезон» и другие рассказы

2

Дореволюционное творчество Тэффи, сатира Зощенко

Юмористические рассказы Чехова

Урок - комментированное чтение, семинар.

Задания: сравнение произведений разного периода, самостоятельный анализ новелл, ответы на проблемные вопросы

И. С. Шмелев

«Солнце мертвых»

2

Тема революции в советской литературе

Христианские мотивы в творчестве Достоевского

Образ старого татарина (гл. «Жива душа!»)

Лекция, сообщения учащихся, эвристическая беседа.

Задания: сообщение по книге, письм. анализ главы, исследовательские работы

М. И. Цветаева

Стихотворения

1

Дореволюционное творчество

Цветаевой

Образ поэта в русской лирике XIX века

Цветаева в Чистополе

Урок - интерпретация стихотворения.

Задания: «слово» о поэте, комментирование стих-я, анализ - эссе стих-я, исследовательские работы

Литература «незамеченного поколения» (общая характеристика)

2

Русская литература как «история уничтожения писателей», трагедия поколения в лирике Лермонтова

Лекция в сочетании самостоятельной работой учащихся.

Задания: работа с отрывками из критических статей, анализ стихотворений

В. В. Набоков

«Защита Лужина»

3

Тема таланта в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Особенности русской классич. литературы, полемика о «чистом искусстве»

Лекция, эвристическая беседа, семинар.

Задания: исследовательские работы по проблемам.

Г. И. Газданов

«Гавайские гитары»

1

Сочетание реального и иррационального в произведениях Гоголя

Рассказ учителя, эвристическая беседа.

Задания: рецензия на рассказ, исследовательская работа

Русская эмиграция в период второй мировой войны

2

Семинар.

Задания: работа с документами, со справочной литературой, сообщение по книге, краткий анализ произведений

Тема второй мировой войны в поэзии русского зарубежья

1

Тема Великой Отечественной войны в советской лирике

Лит. реминисценции в стих. Оцупа «Буря мглою...»

М.Джалиль «Моабитские тетради»

Семинар.

Задания: анализ стихов, сопоставление  отдельных стихотворений

Е. Ю. Кузьмина - Караваева

«Духов день», стихотворения

1

Тема Великой Отечественной войны в советской лирике

Лекция (семинар) с элементами анализа стихов.

Задания: сообщения по материалам печати, альтернативное задание, самостоятельный подбор стихов к уроку, исследовательская работа

М. А. Алданов

«Фелдмаршал»

1

Тема Великой Отечественной войны в советской прозе

Идея наполеонизма в русской литературе XIX века        

Эвристическая беседа.

Задания: рецензия на рассказ, сопоставление произведений, исследовательская работа

Литература второго этапа русской эмиграции (общая характеристика)

1

Лекция в сочетании с самостоятельной работой учащихся.

Задания: анализ стихов, работа с документами

И. Е. Сабурова

«Ледяной менуэт» и другие новеллы

1

Ритмическая проза Горького

Сказки русских писателей XIX века

Восточная легенда «Белые верблюды»

Рассказ учителя, эвристическая беседа.

Задания: самост. анализ новеллы, рецензия, исследовательские работы

И. Елагин

1

Тема сталинизма в поэзии Ахматовой, Твардовского

Рассказ учителя, эвристическая беседа.

Задания: интерпретирование стихотворений, сопоставление произведений

Проза писателей второй волны

Б.Н.Ширяев

«Неугасимая лампада»

Н.Нароков

«Мнимые величины»

1

Тема сталинизма в прозе М.Булгакова и А.Солженицына

Образ русской женщины в одноименной поэме Н.А.Некрасова и стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Памяти Вревской»

Е.Гинзбург «Крутой маршрут»

Рассказ учителя, эвристическая беседа.

Задания: исследовательские работы по проблемам.

Литература третьего этапа русской эмиграции (общая характеристика)

1

Лекция в сочетании с самостоятельной работой учащихся.

Задания: работа с документами

И. Бродский

1

Поэзия метрополии 80 - 90-ых годов, творчество И.Бродского советского периода

Традиции русской классической поэзии

Урок - интерпретация стихотворения.

Задания: сочинение - эссе

Проза писателей «третьей волны»

2

Проза метрополии  80 - 90-ых годов, творчество писателей-эмигрантов советского периода

Л. Толстой «Война и мир» (литер. реминисценции в романе Г.Владимова)

Урок - конференция.

Задания: защита учащимися рефератов по отдельным произведениям

Современная литературная ситуация

1

Итого

34


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

«Литература русской эмиграции»

        В основе преподавания курса лежат личностный, деятельностный, коммуникативный, проблемный принципы и принцип историзма. Реализации этих принципов способствует освоение учащимися различных типов деятельности. Изучение курса осуществляется при помощи методов поискового и исследовательского характера (небольшое исследование по проблеме, анализ документов и т. п.), при репродуктивной деятельности возрастает доля самостоятельной работы учащихся (составить план или тезисы по изученной теме, подготовить сообщение по предложенному материалу, кратко пересказать произведение и т. п.), в процессе выполнения учащимися заданий развивается и их способность к рефлексии (например, при интерпретации произведений).

        За время изучения курса каждый ученик имеет возможность выполнить различные типы заданий: от краткого пересказа до самостоятельного литературоведческого исследования. Таким образом индивидуальный и дифференцированный подход позволит всем учащимся проявить себя в течение года. Поэтому нет необходимости проводить отдельные зачетные или контрольные уроки, итоговая оценка знаний, умений и навыков учащихся может быть выведена на основе текущих оценок.

        После изучения курса «Литература русской эмиграции» учащиеся должны:

  • иметь представление о литературе русского зарубежья как явлении мирового значения, одном из этапов историко - литературного процесса;
  • видеть в литературе отражение общественной жизни, духовного опыта человека;
  • оперировать основными понятиями курса;
  • уметь увидеть в литературном произведении развитие традиций русской классической литературы и новаторские черты, в том числе  влияние западноевропейской культуры;
  • сопоставлять различные произведения (как одного периода, так и разновременные, как одной идеологической, эстетической ориентации, так и разных), на идейном и эстетическом уровне;
  • видеть мировоззренческую и творческую эволюцию писателя на основе сопоставления его произведений доэмигрантского и эмигрантского периодов;
  • анализировать отрывок или главу из произведения, видеть их роль в понимании авторской концепции;
  • уметь анализировать и интерпретировать произведение, оценивать его художественные достоинства, грамотно выражать свое восприятие литературного текста, составлять рецензию;
  • владеть навыками работы с историческими и литературными документами;
  • уметь составлять план, тезисы, подготовить сообщение, построить выступление;
  • уметь пользоваться дополнительной литературой, справочниками;
  • обладать навыками исследовательской работы: постановки задач, выдвижения гипотезы, планирования деятельности, литературоведческого анализа, формулировки и обоснования выводов;
  • уметь самостоятельно провести небольшое литературоведческое исследование.

ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

        Курс «Литература русской эмиграции» разработан для 11 класса гуманитарного профиля. Он может изучаться как факультативный курс, а также, в полном или сокращенном объеме быть интегрирован с курсом русской литературы ХХ века.

        Изучение курса сопряжено с рядом трудностей. Несмотря на то, что в учебной литературе в достаточной мере освещено творчество И. Бунина, А. Куприна, И. Шмелева, В. Набокова, Г. Иванова и других представителей русского литературного зарубежья,  знакомство с ним  учащихся зачастую осложнено нехваткой художественных текстов: в библиотеки художественная литература практически не поступает, хрестоматии же включают незначительное число произведений эмигрантской литературы. Поэтому возрастает значение подбора учителем дидактического материала, а по возможности издания специальной хрестоматии. Кроме того, преподавание курса «Литература русского зарубежья» потребует от учителя серьезного профессионального самообразования, так большая часть работающих сейчас в школах учителей получала образование тогда, когда эмигрантская литература была недоступна для советского читателя или, в лучшем случае, только начала свое возвращение на родину.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

По окончании курса учащиеся должны:

  •   сформировать представление о литературе русского зарубежья как историко-литературном процессе, имеющем как общие с развитием литературы метрополии тенденции, так и специфические особенности;

  • уметь передавать содержание прочитанного с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном – в устной и письменной формах;

  •   научиться анализировать произведения литературы, видеть их нравственную и эстетическую значимость;
  • пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении текста любого стиля речи;

  • через постижение литературы русского зарубежья как национального, исторического, эстетического явления формировать духовный мир, любовь к родине.

            Формы контроля

  • устные сообщения учащихся,
  • письменные работы,
  • сочинения.

        Система оценки образовательных достижений.

    Для контроля уровня достижений обучающихся могут быть использованы такие способы, как наблюдение за их активностью на занятиях, анализ творческих, исследовательских работ, оценка промежуточных достижений, прежде всего, как инструмент положительной мотивации. 

По усмотрению педагога, ведущего элективный курс, может использоваться текущий, тематический контроль, рейтинговая система оценки.   

Примерные критерии оценки  сочинения (содержание)

"Отлично": может быть выставлена, если обнаружено глубокое понимание текста художественного произведения, а также умение пользоваться литературным материалом для раскрытия темы, давать оценку излагаемым фактам, логически последовательно и аргументировано излагать свои мысли, писать правильным и выразительным литературным языком.

"Хорошо": ставится за сочинение, дающее в целом правильный и достаточно полный ответ на тему, умение пользоваться литературным материалом, делать необходимые выводы и обобщения, писать правильным литературным языком, но содержащее отдельные неточности в выражении мыслей.

"Удовлетворительно": ставится за сочинение, в котором дан в основном правильный, но схематичный ответ на тему или допущены отдельные отклонения от темы, неточности в изложении фактического материала, нарушения последовательности изложения мыслей.

"Неудовлетворительно": ставится за сочинение, в котором не понята и не раскрыта тема, преобладают общие фразы, не подтвержденные литературным материалом; изложение носит трафаретный характер или сводится к простому пересказу произведения или учебника, имеются серьезные нарушения последовательности в выражении мыслей, отсутствуют выводы и обобщения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

I. Учебно - методическая литература

  1. Русская литература ХХ века. Очерки. Портреты. Эссе. Кн. для учащихся 11 кл. сред. школ. В 2 ч./ Под ред. Ф. Ф. Кузнецова - М.: Просвещение, 1991.  
  2. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. В 2 ч./ Под ред. В. В. Агеносова - М.: Дрофа, 2000.
  3. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя / Под ред. В. В. Агеносова - М.: Дрофа, 2000.

II. Хрестоматии

  1. Русская литература ХХ века. Хрестоматия для 11 кл. сред. шк. В 2 ч. / Сост. А. В. Баранников и др. - М.: Просвещение, 1993.
  2. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Хрестоматия для общеоразоват. Учеб. заведений. - В 2 ч./ Сост. В. В. Агеносов, Э. Л. Безносов, А. В. Леденев - М.: Дрофа, 1997.
  3. Современное русское зарубежье. - М.: Олимп, 1998 (Школа классики).

III. Антологии

  1. Ковчег: Поэзия первой эмиграции. - М.: Политиздат, 1991.
  2. Литература русского зарубежья. Антология. Том I. Книга первая. - М.: Книга, 1990.
  3. Строфы века: Антология русской поэзии / Сост. Евг. Евтушенко - М.:, Политфакт. Итоги века, 1999.

IY. Энциклопедии и справочники

  1. Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918 - 1940)/ Том I. Писатели русского зарубежья. - М.: РОССПЭН, 1997.
  2. Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918 - 1940)/ Том II.Периодика и литературные центры. - М.: РОССПЭН, 2000.
  3. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. - М.: РОССПЭН, 1997.
  4. Самин Д.К. Самые знаменитые эмигранты России. – М.: Вече, 2000.
  5. Словарь поэтов Русского Зарубежья / Под ред. В.Крейда. – СПб.: РХГИ, 1999.

Y. Мемуарная литература

  1. Адамович Г.В. Одиночество и свобода. – М.: Республика, 1996.
  2. Аллилуева С. Делекая музыка. – М.: Изд-во «Новости», 1992.
  3. Варшавский В. С. Незамеченное поколение. - М.: ИНЭКС, 1992.
  4. Глэд Д. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. – М.: Кн. палата,1991.
  5. Дальние берега: Портреты писателей эмиграции. - М., 1994.
  6. Одоевцева И. В. На берегах Сены. - М.: Худож. лит., 1989
  7. Шаховская З. А. В поисках Набокова. Отражения. - М., 1991.

YI. Литература общего характера 

  1. Басинский П.В., Федякин С.Р. Русская литература конца XIX – начала XX века и первой эмиграции. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Башкирова Г.Б., Васильев Г.В. Путешествие в Русскую Америку: (Рассказы о судьбах эмиграции). – М.: Политиздат, 1990.
  3. Большаков В.В. Русские березы под Парижем. – М.: Мол. Гвардия, 1990.
  4. В поисках истины. Пути и судьбы второй эмиграции: Сб статей и документов. – М.: РГГУ, 1997.
  5. Диаспора: Новые материалы. – Париж; СПб.: Athenaeum – Феникс, 2001.
  6. Константинов Д.В. Через туннель ХХ столетия. – М.: ИАИ РГГУ, 1997.
  7. Костиков В. В. Не будем проклинать изгнанье... (Пути и судьбы русской эмиграции). - М.: Междунар. отношения, 1990.
  8. Культура русской диаспоры: саморефлексия и самоидентификация. - Тарту, 1997.
  9. Литература Русского Зарубежья: 1920 - 1940. - М.: Наследие, 1993.
  10. Михайлов О. Н. Литература русского зарубежья. - М.: Просвещение, 1995.
  11. Носик Б. Этот странный парижский процесс. - М.: Моск. рабочий, 1991.
  12. Русское литературное зарубежье. Вып. I, М., 1991.
  13. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. – М.: Изд-во МГУ, 1991.
  14. Спиридинова Л. Бессмертие смеха. Комическое в литературе русского зарубежья. - М.: Наследие, 1999.
  15. Хитрова Е. В. О культурной адаптации русских эмигрантов во Франции (на примере переселенцев первой волны) // Путь в науку. - Ярославль, 1998, Вып. 4.

YII. Литература о творчестве отдельных писателей

И. А. Бунин

  1. Гейденко В. А. А. Чехов и Ив. Бунин. - М.: 1987.
  2. Грудцева Е. Л. Поэтика цикла И. А. Бунина «Темные аллеи». Диссертация на соискание ученой степени канд. филол. наук. - Ижевск, 1999.
  3. Лавров В. В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции 1920 - 1953 гг., роман - хроника. - М.: Мол. Гвардия, 1989.
  4. Ланин Б. Окаянная современность и горечь позднего прозрения // Народное образование, 1990, № 6.
  5. Нефедов В. В. Чудесный призрак: Бунин - художник. - Мн.: Полымя, 1990.
  6. Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

А. И. Куприн

  1. Куприна К. А. Куприн - мой отец. - М., 1979.
  2. Михайлов О. Куприн. - М., 1981.

М. А. Осоргин

  1. Авдеева О. Ю. Ласточки непременно прилетят // Осоргин М. А. Сивцев Вражек. - М., 1990.
  2. Дядичев В. Свидетель истории // Осоргин М. А. Сивцев Вражек. - М.: Панорама, 1999.
  3. Недорезова И. Вдали от родины, но с думою о ней // Татарстан, 1992, № 56.
  4. Пирумова Н. Оставался гражданином России // Урал, 1989, № 5.
  5. Старикова Е. Заметки запоздалого читателя // Октябрь, 1991, № 3.

Н. А. Тэффи

  1. Аверин Б., Нитраур Э. Тайна смеющихся слов // Тэффи. Смешное в печальном. - М.: Сов. Писатель, 1992.
  2. Гринкевич Н. Земные радости // Простор, 1989, № 8.
  3. Николаев Д. Жемчужина русского юмора // Тэффи Н. А. Юмористические рассказы. - 1990.
  4. Нитраур Э. «Жизнь смеется и плачет...» О судьбе и творчестве Тэффи // Тэффи. Ностальгия. - Л.: Худ. литература, 1989.
  5. Творчество Н. А. Тэффи и русский литературный процесс первой половины ХХ века / Редкол.: Михайлов О. Н., Николаев Д. Д., Трубилова Е. М. - М.: Наследие, 1993.
  6. Трубилова Е. Жильцы белого света // Слово, 1991, № 10.

И. С. Шмелев

  1. Горюнова Р. М. Жанровая специфика эпопеи И. С. Шмелева «Солнце мертвых» // Филологические науки, 1991, № 4.
  2. Осьминина Е. А. Песнь песней смерти (о «Солнце мертвых» И. С. Шмелева») // Известия Росс. АН, серия литературы и языка, 1994, т. 53, № 3.
  3. Смирнова М.  И. С. Шмелев. Время и судьба // Согласие, 1991, № 1.
  4. Солженицын А. И. Иван Шмелев и его «Солнце мертвых» // Новый мир, 1998, № 7.

М. И. Цветаева

  1. Айзенштейн Е.О. Борису Пастернаку – навстречу! Марина Цветаева: О книге Марины Цветаевой «После России» (1928). – СПб.: Журнал «Нева», 2000.
  2. Головко В.М. Три встречи: литературно-критические очерки. – М.: ООО и Центр «Л.Р.», 2001.
  3. Павловский А. Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой. - Л., 1989.
  4. Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. – М.: Эллин Лак, 1999.
  5. Швейцер В. А. Быт и Бытие Марины Цветаевой. - М., 1992/

В. В. Набоков

  1. Анастасьев Н. А. Феномен Набокова. - М., 1992.
  2. Вознесенский А. Геометридка, или Нимфа Набокова // Октябрь, 1986, № 11.
  3. Ерофеев В. Русский метароман В. Набокова, или в поисках потерянного рая // Вопросы литературы, 1988, № 10.
  4. Мулярчик А. «Феномен Набокова». Свет и тени // Литер. газета, 1987, № 21 (20 мая).
  5. Седых А. Встреча с В. Сириным // Литературное обозрение, 1999, № 2.
  6. Слюсарева И. Построение простоты. (Опыт прочтения романа Вл. Набокова «Защита Лужина».) // Подъем, 1988, № 3.

Гайто Газданов

  1. Антоненко С. Время колокольчиков // Новый мир, 1996, № 12.
  2. Диенеш Л. Писатель со странным именем // Газданов Г. Собрание сочинений: В 3 т. Т.1. - М.: Согласие, 1996.
  3. Миллер Л. Разговор, продленный эхом // Вопросы литературы, 1992, вып. 2.
  4. Никоненко Ст. Загадка Газданова // Газданов Г. Собрание сочинений: В 3 т. Т.1. - М.: Согласие, 1996.
  5. Сыроватко Л. Газданов - новеллист // Газданов Г. Собрание сочинений: В 3 т. Т.3. - М.: Согласие, 1996.

Е. Ю. Кузьмина - Караваева

  1. Богат Е. Мать Мария: мифы, версии, достоверности // Юность, 1986, № 4.
  2. Мешков Ю. Смотревшая в «глаза судьбы» // Мол. Гвардия, 1992, № 1 - 2.
  3. Манухина Т. Монахиня Мария // Кузьмина - Караваева Е. Ю. Избранное. - М. Сов. Россия, 1991.
  4. Осьмаков Н. в. Жизнь - подвиг // Кузьмина - Караваева Е. Ю. Избранное. - М. Сов. Россия, 1991.
  5. Райт-Ковалева Р.Я. Человек из Музея Человека. Повесть о Борисе Вильде. – М.: Сов. Писатель, 1982.
  6. Рощин М. Ю. Убери меня с твоей земли // Новый мир, 1990, № 5.

М. А. Алданов

  1. Ли С. Н. Рассказы Марка Алданова // Алданов М. - В 6-ти книгах. - Кн. 3. - М.: Новости, 1994.
  2. Чернышева А. Четыре грани таланта Марка Алданова // Алданов М. А. Истоки: Избранные произведения в двух томах. Т. II. - М.: Известия, 1991.

И. Сабурова

  1. Синкевич В. Послесловие // Сабурова И. Королевство Алых Башен. - М.: Издательство «Гудьял - Пресс», 2000.

И. Елагин

  1. Синкевич В. Последние дни Ивана Елагина // Новый мир, 1990, № 3.
  2. Широков В. «Ди - пи», или Перемещенное лицо русской поэзии // Знамя, 1999, № 3.

Н. Нароков

  1. Добренко Е. Убегающее пространство // Согласие, 1991, № 1.
  2. Маслов А. Н.Нароков. Мнимые величины // Волга, 1991, № 4.
  3. Стариков Е. Заметки запоздалого читателя // Октябрь, 1991, № 3.

И. А. Бродский

  1. Вигдорова Ф. Судилище // Огонек, 1988, № 49.
  2. Винокурова И. «Замечательный лирик Н.» // Октябрь, 1988, № 7.
  3. Ерофеев В. «Поэта далеко заводит речь…» // Иностранная литература, 1988, № 7.
  4. Иосиф Бродский: Творчество. Личность. Судьба. - Спб, 1998.
  5. Иосиф Бродский: труды и дни. – М.: Издательство Независимая газета, 1999.
  6. Полухина В. Бродский глазами современников. Сб-к интервью. – СПб.: Журнал «Звезда», 1997.
  7. Шайтанов И. Предисловие к знакомству // Литературное обозрение, 1988, № 8.

Г. Н. Владимов

  1. Аннинский Л. Спасти Россию ценой России // Новый мир, 1994, № 10.
  2. Иванова Н. Дым отечества // Знамя, 1994, № 7.
  3. Кардин В. Страсти и пристрастия. К спорам о романе Владимова «Генерал и его армия» // Знамя, 1995, № 9.
  4. Нехорошев М. Генерала играет свита // Знамя, 1995, № 9.

В. Максимов

  1. Литвинов В. Прозрение // Книжное обозрение, 1994, 3 мая.
  2. Юдин В. Кровавое безвременье // Литературная Россия, 1993, 29 ноября.

С. Довлатов

  1. Арьев А. Дорога в новую реальность (О прозе Сергея Довлатова) // Довлатов С. Встретились, поговорили. – СПб.: Азбука, 2001.
  2. Генис А. Метафизика ошибки // Литературная газета, 1997, 24 декабря.
  3. Малоизвестный Довлатов. Сборник. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999.
  4. Топоров В. Дом, который построил Джек // Звезда, 1994, № 3.