Инновационная деятельность на базе КФУ

Низамбиева Раушания Ринатовна

Данная авторская программа используется при организации внеурочной деятельности учащихся в школьном кружке « Музейное дело». На основе этой программы была создана интегрированная комплексная адаптированная общеобразовательная программа кружка « Музейное дело» при Терсинской общеобразовательной школе. Музей школы состоит из 3 частей: « История татарского народа и быта», «История малой Родины и школы», « Зал Славы». Суть в том, что авторская программа содержит произведения татарских писателей, задания поискового и исследовательского характера, посвященные созданию и истории Татарской автономной Республики, быту татарского народа. Данная  инновационная деятельность через эту программу содействует приобщению школьников к научно- исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой Родины, формированию духовно- нравственных ценностей.

Интегрированная программа доступна тем, что при ознакомлении с произведениями, учащиеся наглядно, практически рассуждают, используя материалы музея ( стенды, документы, экспонаты).У обучающихся повышается интерес к изучению истории родной земли, создаются условия для привития интереса  к чтению произведений на татарском языке, развивается коммуникативная и исследовательская  компетенции учащихся.

Специфика занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курсов. В данной инновационной работе преобладает практическая направленность, то есть  осуществляется деятельностный подход к обучению ( музейно- краеведческую деятельность).На занятиях организуется теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской и проектной деятельности через изучение истории и традиций школы, села, района, Республики Татарстан. Это главная задача данной инновационной деятельности. Занятия  проводятся по технологии критического мышления. Учащиеся на занятиях защищают свои проекты, составляют тезисы, сценарии. Своими исследованиями выступают в научно- практических конференциях, публикуются в газете « Янарыш»(г. Ижевск. Республика Удмуртия). Отличительная черта занятий: использование педагогических взглядов великого татарского просветителя Ризаэтдина Фахреддина, что  способствует развитию нравственных качеств у учащихся.

Результатом первого года деятельности считаю следующее:

 во- первых, занятия посещают ученики, которые обучаются и в  русских классах, даже есть ученики, обучающиеся  в русской группе. Значит, прививается интерес к языку, к истории татарского народа, малой Родины.

Во- вторых, школьники  знакомятся с авторами, их произведениями, посвященными становлению  Республики.

 В- третьих, все члены кружка являются экскурсоводами  данного музея, значит, развивается поисковая и коммуникативная деятельность учащихся.

В- четвёртых, на занятиях  воспитывается уверенность, где они могут выступать публикациями, презентациями перед аудиторией.

В -пятых, организация практической деятельности учащихся в музее приводит к активизации поисковой деятельности учащихся.

В итоге инновационную деятельность можно организовать в форме элективного курса предпрофильной подготовки и  использовать как дополнительный  материал при подготовке  к олимпиадам по татарской литературе.