Инновационная деятельность на базе КФУ

      В  рамках работы на РИП "Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования" по теме «Разработка, апробация и внедрение новых педагогических технологий при организации проектной-исследовательской деятельности на уроках математики», предлагаю вашему вниманию авторские работы.  Надеюсь, материал будет интересен и полезен моим коллегам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Затонская средняя общеобразовательная школа им. В.П. Муравьёва»

Проектная работа

ТЕМА: «Разработка элективного курса по математике

«Математика: как лучше подготовиться к ГИА»   для 9 – х классов»

Выполнила:

Зотова Лариса Анатольевна - учитель математики МБОУ «Затонская СОШ» Камско – Устьинского  муниципального района РТ

по проблеме: «Современные технологии, формы и методы подготовки к итоговой аттестации по математике в формате ГИА и ЕГЭ»

пгт Куйбышевский Затон,2016


Содержание:

  1. Постановка проблемы……………………………………………….………..3
  2. Цель проекта……………………………………………………….…………..3
  3. Задачи проекта…………………………………………………..……………..3
  4. Гипотеза…………………………………………………………………………3
  5. Ожидаемые результаты реализации проекта………………………...………4
  6. Методы и формы обучения……………………………………………………4
  7. Целевая группа проекта…………………………………….………………….5
  8. Срок реализации проекта……………………………….………………….…..5
  9. Место реализации проекта……………………………………………………..5
  10. Этапы реализации проекта…………………….……………….…………..…..5
  11. Планирование занятий элективного курса...………………………………..6-7
  12. Основное содержание курса……..…………….…………………………….8-9
  13. Пояснительная записка…………………………………….…………………..10
  14. Основная часть………………………………………………………………11-13
  15. Методические рекомендации по реализации программы………...…………13
  16. Организация и проведение аттестации учеников…………………………13-14
  17. Темы предложенных проектов………………….……………………………..14
  18. Продукт проектной деятельности……………………………………………...14
  19. Используемая литература для учителя………………………………………...15
  20. Используемая литература для учащихся………………………………..……..15
  21. Приложение……...………………………………………………........................16

  1. Постановка проблемы

Разработка данного проекта обусловлена  необходимостью организации системной работы по предупреждению и устранению пробелов в знаниях учащихся по тем или иным темам курса математики, выработки навыка их выявления, анализа и исправления.

  1. Цель проекта

Разработать элективный курс, способный оказать индивидуальную  и систематическую помощь девятикласснику при повторении математики и подготовке к итоговой аттестации.

3. Задачи проекта

- проанализировать теоретическую, психолого-педагогическую и  методическую литературу по теме;

-  составить программу данного элективного курса как конечный продукт проекта;

-  подготовить презентацию проекта.  

4. Гипотеза

Если разработать  и  внедрить  в  практику  занятий  по  математике в  старшей  школе данный  курс,  то  количество ошибок в устных  ответах  и  письменных работах старшеклассников  значительно  сократится.    

 


5. Ожидаемые результаты реализации проекта

учащийся должен

знать/понимать:

  • существо понятия алгоритма;
  • примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства;
  • примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
  • приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку
  • к необходимости расширения понятия числа;
  • значение математики как науки;
  • значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности.

уметь:

  • решать задания, по типу приближенных к заданиям  
  • государственной итоговой аттестации (базовую часть)

иметь опыт (в терминах компетентностей):

  • работы в группе, как на занятиях, так и вне,
  • работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернета.

6. Методы и формы обучения

  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов);
  • личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).


7. Целевая группа

Учащиеся 9 – х классов общеобразовательных школ.

8. Срок реализации проекта

2016 - 2017 гг.

9. Место реализации проекта

МБОУ  «Затонская СОШ им. В.П. Муравьёва» Камско – Устьинского муниципального района  РТ

10. Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (24.09.16 - 26.10.16)

2. Основной (26.10.16 – 06.04.17)

3. Заключительный (11.04.17 по май 2017)

11. Планирование занятий

элективного курса по математике в 9 классе

«ГИА без проблем»

Тема

Натуральные числа. Делимость натуральных чисел

Дроби. Все действия с дробями

Отношения. Пропорции.

Проценты. Основные задачи на проценты

Решение тестовых задач

Действия чисел с разными знаками

Сравнение чисел

Иррациональные числа. Действия с иррациональными числами

Степень с натуральным показателем

Квадратный корень. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях

Алгебраические выражения и их преобразования

Многочлены, разложение многочленов на множители

Многочлены, разложение многочленов на множители

Алгебраические дроби, действия с алгебраическими дробями

Алгебраические дроби, действия с алгебраическими дробями

Рациональные выражения и их преобразования

Рациональные выражения и их преобразования

Уравнения. Квадратные уравнения

Рациональные уравнения

Рациональные уравнения

Системы уравнений

Системы уравнений

Графический способ решения уравнений

Функции. Способы задания функций. Область определения и область значений функции

Графики функции

Графики функции

Графики функции

Последовательности и прогрессии

Последовательности и прогрессии

Последовательности и прогрессии

Решение текстовых задач

Решение текстовых задач

Решение текстовых задач

Резерв


12. Основное содержание курса

  1. Вводная лекция «Чем занимается алгебра».

Предмет, изучению которого посвящен данный курс. Исторические сведения. Связь с базовым курсом школьной математики. Организационные моменты о формах работы с элективным курсом.

  1. Входное тестирование: составляет учитель, ориентируясь на базовый курс алгебры и соответственно класс, в котором проводится тест (для девятиклассников – база 7-8 класса).

Задание для самостоятельной работы: отыскать в источниках, выходящих за рамки обязательного курса использование основных алгебраических законов и формул, историю их появления и оформить в виде мини-сочинения.

  1. Об эволюции понятия числа.

Историческая справка о развитии понятия числа (экскурс в историю математики). Использовать источники

  1. Основные законы и формулы алгебры в древних источниках.

Основные законы алгебры. Исторические справки. Формулы сокращенного умножения, их применение в различных сферах деятельности человека.

Задание для самостоятельной работы:

  • попытайтесь создать литературную модель законов алгебры.
  • Найдите интересные ответы на вопросы
  • Приведите примеры задач, приводящих к решению уравнений.
  1. Какие бывают уравнения.

Определение уравнения. Определение решения уравнения. Что значит решить уравнение. Виды уравнений. Классификация уравнений.

Задания для самостоятельной работы:

  • Придумайте свои примеры для каждого названного в классификации вида уравнений.
  • Вспомните известные вам способы и алгоритмы решения уравнений.
  • Используя их, решите те из составленных уравнений, которые сможете решить сами.
  • При использовании проектного метода выбери тему для исследования (см. приложение).
  1. Задачи, решаемые линейными уравнениями.

Определение линейного уравнения. Классификация линейных уравнений. Алгоритм решения линейного уравнения. Примеры задач, решение которых сводится к решению линейных уравнений.

Задания для самостоятельной работы:

  • Решите из источника.
  • Составьте свои задачи, приводимые к решению линейного уравнения, героями которых были бы любимые герои известных литературных произведений.
  1. Решение квадратных уравнений в мировой математике.

Определение квадратного уравнения. Разновидности квадратных уравнений. Способы решения квадратных уравнений.

Задания для самостоятельной работы:

  • Заслушать подготовленные дополнения по теме.
  • Обсудите сообщения и выберете лучшие, выясните, в чем удача этих групп.
  • Решите самостоятельно
  1. Защита проекта. Итоговая контрольная работа.

В зависимости от уровня подготовленности учащихся и степени совершенства выполненных проектов можно для хорошо подготовленных учащихся проводить защиту проектов по мере изучения тем, а в конце курса итоговую контрольную работу.

Если учащиеся имеют ограниченные возможности, слабые «математические» способности, то  можно ограничиться защитой проектов.


13. Пояснительная записка

В 2003-2004 учебном году начат эксперимент по созданию системы предпрофильной подготовки учащихся основной школы, которая, в частности, предполагает изучение школьниками предметных курсов по выбору. Подходы к созданию таких курсов могут быть различны.

Особенность принятого подхода элективного курса «Математика: как лучше подготовиться к ГИА» состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной математики.

Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и  методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, порешать интересные задачи.

 Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно весь курс математики может быть построен и, как правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач.

Элективный курс «Математика: как лучше подготовиться к ГИА» рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 9 классов и предусматривает повторное  рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с историей).


  1. Основная часть

Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с  учетом  индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения элективного курса:

  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов);
  • личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Для работы с учащимися безусловно применимы такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя. Возможны различные формы творческой работы учащихся, как например, «защита решения», отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме. Таким образом, данный элективный курс не исключает возможности проектной деятельности учащихся во внеурочное время. Итогом такой деятельности могут быть творческие работы: стихотворения, рисунки и т.д.

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в элективный курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета. Представляя учащимся возможность осмыслить свойства и их доказательства, учитель развивает геометрическую интуицию, без которой немыслимо творчество. "Интуиция гения более надежна, чем дедуктивное доказательство посредственности" (Клайн).

   Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.

Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что несомненно, поможет им при выполнении заданий ГИА.

Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.

Программа содержит пять блоков, связанные единой идеей, в то же время они построены по модульному принципу. Учитель, в зависимости от уровня математической подготовки класса, может использовать все разделы блока или любой из них.

            Первый блок систематизирует ранее полученные знания о числах и действиях с числами. На блок отводится 7 часов вместе с решением задач на проценты.

  • Натуральные числа. Делимость натуральных чисел
  • Дроби. Все действия с дробями
  • Отношения. Пропорции.
  • Проценты. Основные задачи на проценты
  • Решение тестовых задач
  • Действия чисел с разными знаками
  • Сравнение чисел

            На второй  и третий блоки отводится 10 часов, их цель - вывод формул, эффективно используемых при решении многих других задач. Их полезно свести в таблицу и использовать в дальнейшем, как справочный материал. У школьников появится некоторый минимум знаний, без которых они не могут продвинуться дальше в решении даже простейших задач.

  • Иррациональные числа. Действия с иррациональными числами
  • Степень с натуральным показателем
  • Квадратный корень. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях
  • Алгебраические выражения и их преобразования
  • Многочлены, разложение многочленов на множители
  • Многочлены, разложение многочленов на множители
  • Алгебраические дроби, действия с алгебраическими дробями
  • Алгебраические дроби, действия с алгебраическими дробями
  • Рациональные выражения и их преобразования
  • Рациональные выражения и их преобразования

            В зависимости от уровня подготовки класса, на доказательство основных соотношений может быть отведено 2 или 3 занятия, на оставшихся школьники учатся применять полученные знания к практике решения задач.

            Четвертый блок включает в себя задачи на  решение уравнений и систем уравнений,  также рассматривает функции.

  • Уравнения. Квадратные уравнения
  • Рациональные уравнения
  • Рациональные уравнения
  • Системы уравнений
  • Системы уравнений
  • Графический способ решения уравнений
  • Функции. Способы задания функций. Область определения и область значений функции
  • Графики функции
  • Графики функции
  • Графики функции

Пятый блок посвящен решению текстовых задач и задач, решаемых с помощью последовательностей. Итоговым занятием планируется провести зачет.

Таким образом, на изучение пяти  блоков отводится 34 часов, из них 4 часа - на определение успешности усвоения материала

  1. Методические рекомендации по реализации программы.

Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов ЕГЭ или составлены самим учителем.

Курс обеспечен раздаточным материалом, подготовленным на основе прилагаемого ниже списка литературы.

Для более эффективной работы учащихся целесообразно в качестве дидактических средств использовать плакаты с опорными конспектами или медиа ресурсы.

  1. Организация и проведение аттестации учеников

        Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор общеучебных умений, а также приобретение опыта проектной внеурочной деятельности, содержательно связанной с предметным полем – математикой. При этом должна использоваться преимущественно качественная оценка выполнения заданий, хотя возможно и итоговое тестирование учащихся.

Начинается курс с ознакомительной вводной лекции. Следующее за ней занятие посвящается входному тестированию, цели которого:

  • Составить представление учителя об уровне базовых знаний учащихся, выбравших курс.
  • Коррекция в связи с этим уровня подачи материала по данному курсу.

При прослушивании блоков лекционного материала и проведения семинара, закрепляющего знания учащихся, предусматривается индивидуальное или групповое домашнее задание, содержащее элементы исследовательской работы, задачи для самостоятельного решения. Защита решений и результатов исследований проводится на выделенном для этого занятии и оценивается по пятибалльной системе или системе «зачет-незачет», в зависимости от уровня подготовленности группы.

Начиная с 5 – 7 занятия учащиеся сами выбирают форму итоговой аттестации:

  • Защита проекта.
  • Итоговая контрольная работа.
  1. Темы предложенных проектов:
  • Квадратные уравнения в древнем Вавилоне.
  • Квадратные уравнения в Индии.
  • Квадратные уравнения у аль Хорезми.
  • Квадратные уравнения в Европе XIII – XVII веках.
  • О теореме Виета.
  • Омар Хайям математик и поэт.
  • Квадратичная функция и наша повседневная жизнь (конкурс рисунков и творческих работ)

  1. Продукт проектной деятельности

Продуктом проектной деятельности  является разработка элективного  курса по  теме «ГИА без проблем» (математика 9 класс). В приложении предлагаются:  входная контрольная работа и итоговая контрольная работа в формате итоговой государственной аттестации.


  1.  Список рекомендованной литературы:
    Литература для учителя

  • Виленкин Н. и др. Математика 5, Математика 6. Москва, «Мнемозина» 2002
  • Кузнецова Л.В. и др.  Алгебра, сборник заданий. Москва, «Дрофа» 2001
  • Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 7, Алгебра 8, Алгебра 9 , Москва, «Просвещение»,2000
  • Пичурин Л.Ф. «За страницами алгебры», Москва: Просвещение, 1990.
  • Талицкий и М.Л. др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов». Учебное пособие для учащихся. Москва: Просвещение, 1999.
  • Тлейзер. Г.И. «История математики в школе VII –VIII Кл.». Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982
  • Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.. ГИА 2009, Алгебра. Тематическая рабочая тетрадь. 9 класс (новая форма) – М.: Издателство «Экзамен», МЦННМО, 2009 Кочагин В.В., Алгебра: 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь – М.: Эксмо, 2007

ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ: 

  • Большой  справочник «Математика» для школьников и поступающих в ВУЗы. Д.И. Аверьянов и др.  Москва: Дрофа, 1999.
  • Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Книга для учащихся.  Москва: Просвещение, 1986.
  • Кочагин В.В., Алгебра: 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь – М.: Эксмо, 2007
  • Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.. ГИА 2009, Алгебра. Тематическая рабочая тетрадь. 9 класс (новая форма) – М.: Издателство «Экзамен», МЦННМО, 2009

  1. Приложение 1. Входной контроль

ТЕСТ ПО АЛГЕБРЕ. 9 КЛАСС

Приложение 2. Итоговый контроль

Примерный вариант № 1, 2 экзаменационной работы по алгебре


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элективный курс «ГИА без проблем» для 9 – х классов» . Автор Зотова Л.А., учитель математики высшей категории МБОУ « Затонская СОШ им. В.П. Муравьва »

Слайд 2

Постановка проблемы: Разработка данного проекта обусловлена необходимостью организации системной работы по предупреждению и устранению пробелов в знаниях учащихся по тем или иным темам курса математики, выработки навыка их выявления, анализа и исправления.

Слайд 3

разработать элективный курс, способный оказать индивидуальную и систематическую помощь девятикласснику при повторении математики и подготовке к экзаменам.

Слайд 4

- проанализировать теоретическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме; - составить программу данного элективного курса как конечный продукт проекта; подготовить презентацию проекта; апробировать программу; обобщить опыт работы.

Слайд 5

ГИПОТЕЗА: если разработать и внедрить в практику занятий по математике в старшей школе данный курс, то количество ошибок в устных ответах и письменных работах старшеклассников значительно сократится.

Слайд 6

Этапы работы. подготовительный. Вид деятельности. Временные рамки. Участники. Необходимые ресурсы. Создание творческой группы. 24 – 25 марта. Учителя математики Планирование работы. 26 марта. Учителя математики .

Слайд 7

Основной этап. Вид деятельности. Временные рамки. Участники. Необходимые ресурсы. Разработка программы элективного курса. 26 – 29 марта Учителя математики. Литература по теме. Интернет-ресурсы. Оформление программы в электронном варианте. 30 – 31 марта. Учителя математики. Компьютеры, принтеры. Подготовка презентации проекта в формате слайд-шоу. 1 – 5 апреля. Учителя математики. Компьютеры, мультимедиа. Запись презентации на электронный носитель. 6 апреля. Учителя математики . Электронный носитель информации.

Слайд 8

Продукт проекта. Элективный курс по теме «МАТЕМАТИКА: КАК ЛУЧШЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ГИА» (математика 9 класс)»

Слайд 9

Ожидаемыерезультаты : учащийся должен знать/понимать: существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов; как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач; как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания; как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа; значение математики как науки; значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности уметь: решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть) иметь опыт (в терминах компетентностей): работы в группе, как на занятиях, так и вне, работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет

Слайд 10

Программа элективного курса «ГИА без проблем». Пояснительная записка. Элективный курс рассчитан для работы в 9 – х классах. Его продолжительность составляет 35 часов. Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя. Он предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с историей).

Слайд 11

Цели и задачи курса. Цель данного курса: оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении курса математики и подготовке к экзаменам. Задачи курса: 1) подготовить учащихся к экзаменам; 2) дать ученику возможность проанализировать свои способности; 3) помочь ученику выбрать профиль в дальнейшем обучении в средней школе.

Слайд 12

Методы и формы обучения обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов); личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Слайд 13

Функции элективного курса: ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности; компенсация недостатков обучения по математике.

Слайд 14

Темы предложенных проектов: Квадратные уравнения в древнем Вавилоне. Квадратные уравнения в Индии. Квадратные уравнения у аль Хорезми. Квадратные уравнения в Европе XIII – XVII веках. О теореме Виета. Омар Хайям математик и поэт. Квадратичная функция и наша повседневная жизнь (конкурс рисунков и творческих работ)

Слайд 15

Список рекомендованной литературы: Литература для учителя Виленкин Н. и др. Математика 5, Математика 6. Москва, «Мнемозина» 2002 Кузнецова Л.В. и др. Алгебра, сборник заданий. Москва, «Дрофа» 2001 Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 7, Алгебра 8, Алгебра 9 , Москва, «Просвещение»,2000 Пичурин Л.Ф. «За страницами алгебры», Москва: Просвещение, 1990. Талицкий и М.Л. др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов». Учебное пособие для учащихся. Москва: Просвещение, 1999. Тлейзер . Г.И. «История математики в школе VII – VIII Кл.». Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982 Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.. ГИА 2009, Алгебра. Тематическая рабочая тетрадь. 9 класс (новая форма) – М.: Издателство «Экзамен», МЦННМО, 2009 Кочагин В.В., Алгебра: 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь – М.: Эксмо , 2007

Слайд 16

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: Большой справочник «Математика» для школьников и поступающих в ВУЗы. Д.И. Аверьянов и др. Москва: Дрофа, 1999. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Книга для учащихся. Москва: Просвещение, 1986. Кочагин В.В., Алгебра: 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь – М.: Эксмо , 2007 Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.. ГИА 2009, Алгебра. Тематическая рабочая тетрадь. 9 класс (новая форма) – М.: Издателство «Экзамен», МЦННМО, 2009



Предварительный просмотр:

 

МБОУ «Затонская СОШ имени В.П.Муравьева» Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан

Технология деятельности метода обучения в работе с одарёнными детьми

                                             

Выступление подготовила  

учитель математики

высшей квалификационной категории

«Затонской СОШ

им. В.П. Муравьёва»  

Камско – Устьинского района РТ

 Зотова Лариса Анатольевна

августа 2016 года

 

 

 Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А. Н. Колмогоров

 

 

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких   (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Виды одаренности

  • академическая одаренность    представляет собой ярко выраженную способность учиться;
  • интеллектуальная одаренность проявляется не столько в способности учиться, сколько в умении думать, анализировать, сопоставлять факты, то есть выполнять сложную интеллектуальную работу;
  • творческая одаренность - такие ученики могут дать ответ на поставленную проблему, или трудную задачу, но кропотливая работа, связанная с записью решения с полным обоснованием, энтузиазма у них не вызывает

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в этом или ином виде деятельности.

Категории одаренных детей

  • дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
  • дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;
  • дети с высокими творческими ( художественными) способностями;
  • дети с высокими лидерскими ( руководящими) способностями;

учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей; 
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Работа по решению поставленных целей и задач строится на основе следующих принципов:

  • усложнение содержания учебной деятельности;
  • доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью;
  • ориентация на потребности ребенка;
  •  максимальное расширение круга интересов;
  • доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
  • сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с ее полноценными формами;
  • актуализация лидерских возможностей учащихся. 

            Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. 

           Основные направления моей работы с одаренными детьми: использование дидактических игр и  логических заданий на уроках математики, проведение математических соревнований, подготовка и проведение олимпиад, исследовательская работа.

В учебниках Мордковича, по которым мы работаем уже третий год, включены системы задач для домашней работы учащихся, включающие в себя качественные, расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности. У меня как у учителя всегда возникает трудность в выборе тем для исследовательских работ учащихся и в этом мне помогает учебник. В нём в конце каждой главы предлагаются темы исследовательских работ для учащихся, что на мой взгляд очень удобно для преподавателя.

 В методике работы с одаренными детьми по математике главной задачей является раскрытие принципов действия, решение задачи не ради точного ответа, а ради способа его получения, ради логических  рассуждений. Для осуществления технологического процесса при данном подходе к обучению необходима строгая логика построения учебного содержания. Для его наполнения мной отбирались задания, которые:

  1. не могли быть использованы на уроках в рамках учебного курса математики:
          а) задания, выходящие за рамки изучаемых понятий по годам обучения,    но возможность нахождения способов их решения прогнозируется исходя из зоны ближайшего развития продвинутых детей;
         б) задания, требующие нестандартного подхода к их решению;

    2.  могли быть систематизированы по общему способу их решения и представлены в виде модели (знаковой, геометрической, диаграммы, алгоритма действий).

Речь идет о моделировании как особом общем способе познания и важнейшем учебном действии, являющимся составным элементом учебной деятельности. С одной стороны, моделирование выступает целью обучения, а с другой -средством самостоятельного решения учащимися конкретных математических задач. Учащиеся в процессе особо организованного обучения овладевают действием моделирования, нарабатывая его как способ или даже метод продвижения в системе понятий.

Основные принципы такой организации работы с одаренными детьми:

  1. В ходе использования моделирования нецелесообразно предлагать детям модель в готовом виде. Модель всегда есть результат некоторого этапа исследования. Существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами участвовали в создании моделей. В противном случае учащиеся не видят их в модели, и она не становится для них наглядной. 
    2.   Для того, чтобы учащиеся вышли на новую модель, учитель сначала предлагает им задачу, которую они уже легко решают, используя известный способ и модель. Создав ситуацию успеха, можно предложить детям задачу, которая внешне похожа на предыдущую, но её решение старым способом либо приводит к неудаче, либо нерационально. Ребенок обнаруживает дефицит собственных знаний и понимает, что в такой ситуации, когда у него возникают трудности и известная модель не позволяет ему быстро решить задачу, нужно конструировать новый вид модели. Следовательно, у детей возникает необходимость, что является основой для устойчивой мотивации дальнейшей деятельности. 
    3.  Построение модели учащимися обеспечивает наглядность существенных свойств, скрытых связей и отношений, все остальные свойства, несущественные в данном случае, отбрасываются. Часто это не под силу одному ученику, поэтому такую работу целесообразно проводить в группах. Внутри группы дети сами организуют свои действия: либо сначала обсуждают способы решения, а затем каждый самостоятельно пытается выполнить задание, либо сначала каждый пробует выполнить задание, а потом сравнивает свой способ решения со способами других детей. В качестве доказательства правильности решения задачи используется все та же модель. В данном случае она является средством для обоснования точки зрения.
    Разобравшись и проанализировав то многообразие текстовых задач, которое есть в школьном курсе математики (включая и нестандартные задачи), можно классифицировать модели, которыми может пользоваться учащийся. Для различных исследований в математике разработаны методы теории графов, теории вероятностей и математической статистики, математической логики и комбинаторики, аксиоматический метод, методы исследования элементарных функций, решения уравнений, доказательства утверждений, построения геометрических фигур, измерения величин и т.д. В начальной школе учащиеся вполне могут моделировать комбинаторные и логические задачи, задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера, графов, уравнений, задачи на измерение величин. 

«Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека».

   К. Роджерс

 

 

Список использованной литературы:

1.     Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96 с.

2.     Иванов Б. Н. Современная математика в школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ, 2002

3.     Необычные учебные материалы по математике: задачи, тесты, практические работы, книжка для чтения и раздумий / Сост. Э. М. Браверман. М.: Школа-Пресс. 2000. 80с. (Библиотека журнала «Математика  в школе». Вып. 16)

4.     Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961

5.     Интернет-материалы.

6.     Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология деятельности метода обучения в работе с одарёнными детьми Выступление подготовила учитель математики Зотова Л.А. МБОУ «Затонская СОШ им. В.П. Муравьёва» Камско – Устьинского муниципального района

Слайд 2

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А. Н. Колмогоров

Слайд 3

Одаренность — это системное, развивающееся качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Слайд 4

Причины актуальности развития одарённости: сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Первое условие развития творческих способностей – раннее начало.

Слайд 5

Виды одаренности академическая одаренность представляет собой ярко выраженную способность учиться; интеллектуальная одаренность проявляется не столько в способности учиться, сколько в умении думать, анализировать, сопоставлять факты, то есть выполнять сложную интеллектуальную работу; творческая одаренность - такие ученики могут дать ответ на поставленную проблему, или трудную задачу, но кропотливая работа, связанная с записью решения с полным обоснованием, энтузиазма у них не вызывает

Слайд 6

это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в этом или ином виде деятельности Одаренный ребенок

Слайд 7

Категории одаренных детей дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями; дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями; дети с высокими творческими ( художественными) способностями; дети с высокими лидерскими ( руководящими) способностями; учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления

Слайд 8

Алгоритм работы с одаренным учащимся: выявление ребёнка в классном коллективе (наблюдение, опросники, мотивация участия и активности и др.); составление примерного плана работы с одарённым ребёнком; согласование действий с учеником, администрацией школы, родителями ученика; подведение итогов работы, внесение в план работы соответствующих изменений.

Слайд 9

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Слайд 10

При работе с одаренными детьми педагоги МО: обогащают учебные программы, т.е. обновляют и расширяют содержание образования; стимулируют познавательные способности учащихся; работают дифференцированно, осуществляют индивидуальный подход и консультирование учащихся; анализируют свою учебно-воспитательную деятельность и деятельность классов, в которых они преподают; отбирают и готовят материалы для выявления и развития одаренности у учащихся.

Слайд 11

В урочной и внеурочной деятельности педагоги МО используют: Методы: - исследовательский; - частично-поисковый; - проблемный; - проективный; - анализа и синтеза; - творческий. Формы: - работа в парах, в малых группах; - разноуровневые творческие задания; - индивидуальное консультирование; - факультативы, кружки; - игры, конкурсы, викторины; - профильные группы.

Слайд 12

В урочной деятельности применяются: проблемно-развивающее обучение, проектно-исследовательские технологии, игровые технологии (деловые игры и путешествия), информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры), творческие и нестандартные задания.

Слайд 13

Основные формы работы с одаренными детьми: предметная неделя; олимпиады для школьников (школьный, муниципальный, региональный этапы); участие в различных конкурсах, конференциях на муниципальном и республиканском уровне; очно - заочные олимпиады; молодежный математический Чемпионат; Международный конкурс-игра «Кенгуру-математика для всех»;

Слайд 14

непременно талантливым, способным к научной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллигентным, нравственным и эрудированным; владеть современными педагогическими технологиями; психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; иметь позитивную Я-концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным. НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, что учитель должен быть:

Слайд 15

Результативность: Призёр, Козин Влад, 8 класс Муниципальный уровень Участник, Козин Влад, 9 класс Республиканский уровень Призёр, Митрофанов Андрей, 7 класс Муниципальный уровень Призёр, Мухаматдинова Регина, 7 класс Муниципальный уровень Призёр, Лебедев Григорий, 6 класс Муниципальный уровень

Слайд 16

XV Поволжская научная - практическая конференция учащихся имени Н.И. Лобачевского Зиганшина Алиса, 10 класс прошла во второй очный тур Исследовательская работа на тему «Методы решения тригонометрических неравенств» Результативность:

Слайд 17

XIV межрегиональные научно – исследовательские чтения имени Каюма Найсыри г. Казань 2016 год Шигапова Адиля 10 класс Диплом III степени; V Республиканская научно – практическая конференция «От школьного проекта к формированию интеллектуальной элиты РТ» г. Буинск 2016 год Шигапова Адиля 10 класс Диплом II степени. Результативность:

Слайд 18

Общероссийский конкурс Мультитест по математике Участник, Курбанова Альбина, 5 класс Участник, Митрофанов Андрей, 7 класс Результативность:

Слайд 19

Всероссийский «Молодёжный математический чемпионат» I место в регионе , Козин Влад, 9 класс Лауреат, Курбанова Альбина, 6 класс Результативность:

Слайд 20

Результативность: Праздник «День птиц» в рамках международной природоохранной акции «Марш парков – 2011» Участие, 5 класс , республиканский уровень Республиканский конкурс «Воспитать человека» Участие, 5 класс , муниципальный уровень Республиканский конкурс Театров здоровья «Олимпийский наш привет!» Лауреаты, 7 класс

Слайд 21

Результативность: Результаты математического конкурса-игры «Кенгуру 2014» 1 место в районе Митрофанов Андрей, 8 класс; 1 место в районе Зиновьева Мария, 10 класс; 2 место в районе Шарафеева Айсылу, 6 класс

Слайд 22

Творческих всем успехов!