Методическая копилка

Никифоова Екатерина Алексеевна

Используемые в работе методические наработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Введение (о гармоническом слухе)
  2. Сказка – форма работы с младшими школьниками
  3. Аккордовые сказки: трезвучия и их обращения, доминантовый септаккорд и его обращения, гармонические обороты.
  4. Заключение.

Гармонический слух – это проявление ладового чувства, выражающееся в осознании взаимодействия целых созвучий и аккордов. Иначе, способность воспринимать множество звуков как единое целое. Основную роль в этом восприятии играют эмоциональные ощущения, окраска аккорда, его роль в ладу и в музыкальном произведении в целом. В этом вопросе необходимо обращать внимание учащихся на такие понятия логики развёртывания музыкального материала, как напряжение и расслабление, кульминация, заключение, затихание. То есть, сначала явление должно быть услышано, прочувствовано, а затем теоретически осмыслено. Гармонический  слух, как и мелодический, является  одним  из  компонентов музыкального  слуха и  любая форма  их  проявления  связана  непосредственно с функционированием  внутреннего  слуха. Гармонический  слух – это, прежде  всего, способность мысленного  представления  в центрах  слуха  звучания  многоголосного сочинения  гармонического или полифонического  склада.

Гармонический слух можно  развить  у любого  ребенка. Однако при самой тщательной  работе  педагога у разных учащихся  результат  будет все же неодинаков. Степень развитости  как  гармонического, так и мелодического слуха является  одним  из  признаков. Характеризующих музыкальность учащихся и, следовательно, определяющих  пригодность их к последующей профессиональной  деятельности: исполнительской, композиторской, педагогической.

Внутренний  мелодический  слух  развивается  сравнительно  быстро и  обычно имеется  у  всех занимающихся  музыкой. Внутренний  гармонический  слух развивается  медленно.

Возможность и умение  осознанно  использовать гармонические  средства в различных  заданиях, слышать и анализировать  смену  гармонии в музыкальных  фрагментах  придает  учащимся  уверенность в своих творческих  силах, развивает  инициативу и самостоятельность  мышления.

Основным  условием успешного  развития гармонического  слухового  восприятия является  систематичность и последовательность работы, постепенное  усложнение  от простого  к  сложному. Необходимо  создать на  занятии такие рабочие  условия, при  которых  учащиеся  чувствовали бы себя комфортно, свободно  оперируя знакомыми  гармоническими  средствами. И что наиболее важно - то постоянная гармоническая  основа, сопровождающая  основные  формы  работы  на  уроке сольфеджио:

1.Ладоинтонационная  работа– интонирование  гамм, попевок  на определенную тему, интервалов, аккордов, секвенций.

2.Сольфеджирование– домашних  упражнений, с  листа незнакомых  мелодий. Несложных  песен, романсов.

 

3.Метроритмические  упражнения– исполнение  ритмического рисунка инструментами   шумового  оркестра, проработка  ритмических сложностей исполняя интервальные  и  аккордовые  цепочки.

4.Игра  на  инструменте– в оригинале  или  транспорте  диктантов, упражнений, секвенций, аккордовых  цифровок с гармонической  поддержкой  педагога.

5.Слуховой анализ-  определение  на слух  интервалов, аккордов, аккордовых  последовательностей. Анализ  музыкальных  фрагментов  на  слух.

6.Музыкальный  диктант– устный, письменный, с  разбором и без  предварительного  анализа.

Наиболее наглядное   представление  о  музыкальной  системе  и  звукоряде дает  фортепиано. Учащимся  в той  или  иной  мере  владеющим фортепиано, гораздо  легче  осваивать  определенные  упражнения  по  развитию  гармонических  навыков  в  силу  того, что  вся  слуховая  работа  в  классе  связана  именно  с  этим  инструментом. Учащимся, занимающимся  на  других  инструментах  необходимо  выполнять  задания  на  своем  инструменте, что  позволит  более  глубоко  и  осознанно  использовать  знания, полученные  на  уроках  сольфеджио.

Начинать  работу  над  гармоническим  слухом  необходимо  с  первого класса. На  данном  этапе  основную  нагрузку  несет  педагог – именно  в этот  период  создается  прочный  слуховой  фундамент, который  является хорошей  базой для  логического  узнавания  и  восприятия  любого  интонационного  и  гармонического  материала.

При  изучении  лада, а в особенности  интервалов  и  аккордов,  образное  восприятие  созвучий, заострение  внимания  детей  на  их  эмоциональной  окраске  позволяет  сформировать  стойкую  память, «рефлекс»  на  интервал, аккорд, гармонический  оборот. Ребенок  должен  постепенно  накапливать «словарь» гармонических моделей, они  должны закрепляться в разных вариантах и комбинациях.

Значение  гармонического  слуха велико, ибо  пение, запись, подбор  мелодий, опирающихся  на  централизованную  мажоро-минорную  гармоническую  систему, неизбежно предполагает  ощущение  гармонического  подтекста.

Для того чтобы детям хотелось получать знания по сольфеджио, чтобы учащимся младших классов было интересно работать на занятии, нужно выбирать различные формы и приёмы организации занятий, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к музыке.

Также нужно отметить, что едва ли не главную роль в обучении детей младшего возраста играет разнообразие. Поэтому при планировке занятий учитывается следующее:

а) Быстрая смена заданий. Любой вид работы не должен требовать слишком большого времени – от одной до 5 минут.

б) После заданий требующих умственного напряжения, предусматривается переключение на другие, более лёгкие. Например, письменные задания чередуются с эмоционально-двигательной разрядкой.

в) Поддерживать необходимый ритм урока, направленный на то, чтобы поддерживать активность восприятия детей.

Очень важную роль в обучении играет разнообразие Дети любят узнавать новое, но они так же любят повторять то, что знают, причём знают хорошо, что приносит удоволетворение.  Это свойство детской психики  - основа обучения  любому предмету и сольфеджио в частности.

Использование ярких наглядных пособий, музыкальных игр пробуждают чувство радости, удовольствия, развивают интерес к теоретическим предметам.

Первый год обучения по сольфеджио насыщен  учебными темами. Ребёнок с первых уроков получает множество информации, причём довольно абстрактной. Если преподаватель музыкального инструмента имеет возможность закрепить какие либо понятия игрой на инструменте, т.е. конкретным музыкальным примером, то преподавателю сольфеджио приходится давать порой новый материал незаметно в форме игры, сказки, загадки и т.д..  Здесь необходимо привлечь фантазии и активность самих детей. При этом надо помнить, что ещё К.Ушинский предостерегал педагогов: «Конечно, сделав занимательным курок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в учении, а непременно есть скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребёнка делать не тольтко то, что его занимает, но и то,  что не занимает, - делать ради удовольствия, исполнять свою обязанность».

Преподавателю сольфеджио на уроке приходится быть одновременно и педагогом, обучающим тому или иному навыку и артистом, и  сочинителем – импровизатором одновременно. Даже если дома готовясь к уроку педагог придумает игру или сказку или какую-либо историю, чтобы детям интересно рассказать тему, то на уроке постоянно приходится перестраиваться, что -то добавляя, что-то убирая из придуманного. Такая мобильность необходима в современном учебном процессе. С помощью сказки дети, незаметно для себя  усваивают нотную грамоту.  Можно посоветовать следующие пособия, которые позволят закрепить знания полученные на уроке: «Учебник-сказка для маленьких музыкантов и их родителей»(автор Т.Первозванская) – путешествие девочки Аси вместе с Феей по музыкальному королевству, дополнено рисунками и заданиями , «Весёлое сольфеджио»( автор М.Червоная), - все правила зарифмованы.  «Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках» (Т.Яценко),   все темы даны в виде сказок например: «Страшная сказка о том, что может случиться, если на сольфеджио махнуть рукой» и т.п., «Неправильное сольфеджио»(автор О.Камозина) – вся теория представлена в виде песенок.

При  слуховом изучении интервалов давно и прочно вошли в практику  сравнение интервала с животным, цветком. За каждым интервалом закрепляется яркий зрительный образ. Образы эти разные(тут и ослики, и жирафы, и медузы). Педагог выбирает правильный по его мнению набор ассоциаций. Здесь так же используются карточки: на одной стороне изображение животного, цветка,  на другой обозначение интервала.

Сказка – это то зерно, из которого произрастает эмоциональное отношение ребенка к предмету обучения. Музыкальное озвучивание сказок – обязательное условие, так же как и вовлеченность в рассказ, иначе желаемого результата придется ждать несколько дольше. Сказка интереснее слушается в коллективе, ведь малышу хочется поделиться с другим своими переживаниями, маленькими открытиями, удивлением и восхищением чем-то новым и необычным. На наших уроках сказочные истории могут быть длинными и короткими; их рассказывают друг другу по несколько раз, целиком и частями (с продолжением на следующем уроке).

Работу с аккордами в классе сольфеджио необходимо начинать как можно раньше, желательно с первого года обучения. Раннее освоение аккордов диктуется многими причинами. Одна из них – несоответствие программы по специальности и сольфеджио. Уже в конце первого года обучения ребенок начинает играть аккорды на фортепиано, но даже не знает, как они называются, так как на уроках сольфеджио этот материал изучается гораздо позднее. Педагог по специальности успевает порой рассказать что-то об аккордах, и полученные учеником знания фактически становятся первыми. Но ведь именно первое знакомство оставляет неизгладимый след в музыкальной памяти малыша. И если эта встреча будет неинтересной, то потом довольно трудно преодолеть стереотип. А роль педагога сольфеджио в этом случае сводится к нулю, ведь об аккордах ученику уже рассказали на уроке специальности. Другая причина – достаточно сложный современный музыкальный язык. Необходимо подготовить детей к его восприятию. Те аккорды, которые изучают в музыкальной школе, являются языком традиционным, характерным для XVIII–XIX веков. Современный музыкальный язык не очень легко ложится на слух музыкантов, воспитанных на классико-романтических традициях. А детям порой легче усвоить интонации музыки ХХ века, и этот процесс нужно не тормозить, а ускорить на самом начальном этапе музыкального образования.

 Благодаря аккордовым сказкам можно освоить большой объем материала

Введение

Основная цель обучения в детской музыкальной школе – воспитание гармонически развитой личности посредством музыки. Комплекс способностей, которыми должна обладать развитая личность, должен включать в себя как общие, так и специальные музыкальные способности.

Общие и специальные способности диалектически связаны. В результате обучения и воспитания общие свойства личности дифференцируются, возникают и развиваются качества, обеспечивающие успешность выполнения одного специального вида деятельности. Тренировка специальных способностей влияет на развитие общих свойств и качеств личности. Специальные способности к разным видам деятельности нередко глубоко взаимодействуют между собой и в процессе формирования усиливают и обогащают друг друга.

К специальным способностям можно отнести: музыкальный слух, память и воображение. Развитие слуха у детей начинается, как правило, со способности простейших различений отдельных звуков, в дальнейшем же музыкальный слух приобретает сложный и дифференцированный вид.

Предмет сольфеджио является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности. Комплексный подход к обучению на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку и эстетического вкуса.

Успешное развитие музыкального слуха зависит от многих факторов, среди которых важным моментом является как можно более раннее погружение ребенка в мир звуковых образов и представлений. Анализируя основные формы музыкального слуха – мелодический и гармонический – известный ученый Б. М. Теплов пришел к выводу, что в основе их лежат две способности: ладовое чувство, которое является эмоциональным компонентом музыкального слуха, и способность музыкального слухового представления, которая является слуховым компонентом музыкального слуха.

Музыкальный слух включает в себя несколько видов:

  • звуковысотный;
  • мелодический;
  • полифонический;
  • гармонический;
  • тембро-динамический;
  • внутренний.

Все они поддаются развитию и воспитанию в процессе обучения детей в музыкальной школе. Конечно, эффективность обучения может проявиться только при комплексном развитии. Тем не менее, о каждом виде музыкального слуха можно говорить в отдельности. В данной работе будет рассмотрена одна сторона, которая является чрезвычайно важной в воспитании юного музыканта – развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио.

Современный музыкальный язык, окружающий нас, очень сложный. Необходимо уже с начальных классов готовить детей к его восприятию. Изучение разнообразных гармонических созвучий даёт возможность к концу обучения в детской музыкальной школе сформировать у обучающихся разносторонний гармонический слух. Ученики часто хотят подобрать аккомпанемент к любимой песне, и педагог по сольфеджио должен помочь им освоить аккорды, нужные при подборе аккомпанемента.

Хорошо развитый гармонический слух помогает ученикам более осмысленно и эмоционально играть произведения по специальности, лучше слышать гармонические краски аккордов при слушании произведений по музыкальной литературе.

И в хоровом пении, в оркестре также развивается музыкальный слух, в том числе и гармонический. Гармония обостряет интонацию, воспитывает и развивает музыкальный слух детей, дает им массу ярких впечатлений.

В курсе сольфеджио работа над развитием гармонического слуха является важной частью всего процесса обучения в детской музыкальной школе.

Наглядные пособия

На уроках следует использовать нарисованную клавиатуру в различных упражнениях по музыкальной грамоте (интервалы, аккорды, хроматическая гамма), а также для развития внутреннего слуха, чувства лада, навыков диктанта и сольфеджирования. Также используются таблицы интервалов и аккордов, и ритмические карточки.

Наглядные пособия на уроке сольфеджио помогают ученикам лучше освоить различные элементы музыкального языка: ступени лада, интервалы, аккорды, ладовые функции, типы движения голосов в двухголосии и так далее. Это различные таблицы, карточки.

Заключение

Гармонический слух является одним из компонентов музыкального слуха и любая форма их проявления связана непосредственно с функционированием внутреннего слуха. Гармонический слух – это, прежде всего, способность мысленного представления в центрах слуха звучания многоголосного сочинения гармонического или полифонического склада.

Гармонический слух можно развить у любого ребенка. Однако при самой тщательной работе педагога у разных обучающихся результат будет все же неодинаков. Внутренний гармонический слух развивается медленно. Возможность его воспитания ограничивается лишь умением мысленно представить по нотному тексту или по памяти звучание какого-либо ранее слышанного многоголосного произведения. Это длительный и трудоемкий процесс, требующий большого терпения, выдержки, внутренней собранности и упорства педагога и ученика.

Основным условием успешного развития гармонического слухового восприятия является систематичность и последовательность работы, постепенное усложнение от простого к сложному. Необходимо создать на занятии такие рабочие условия, при которых обучающиеся чувствовали бы себя комфортно, свободно оперируя знакомыми гармоническими средствами. И, что наиболее важно, - постоянная гармоническая основа, сопровождающая основные формы работы на уроке сольфеджио

Бесспорно, важнейшим принципом проведения уроков сольфеджио для обучающихся является их увлекательность, в основе которой лежит связь музыки с жизнью. Именно этот принцип оказывается своего рода антиподом формалистической подаче программного материала. Занятия тогда проходят в атмосфере эмоциональной теплоты, взаимного доверия учителя и учеников, ощущающих себя причастными к творчеству в процессе "погружения" в сферу музыки. Ученики должны на уроке жить, жить в музыкальных образах, переживать и эмоционально откликаться на все перипетии урока. Преодоление "затеоретизированности" на уроке должно стать для преподавателя правилом.

Обучение неразрывно связано с воспитанием, а эффективность обучения обучающихся определяется не тем, что преподаватель пытался дать ученикам, а тем, что они усвоили во время учебного процесса.


Предварительный просмотр: