Отчет об инновационной деятельности за 2016 год
Отчет об инновационной работе за 2016 год
Подтверждение распространения собственного опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_ob_innovatsionnoy_rabote.rar | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Отчет об инновационной деятельности за 2016 год
Информационная карта инновационной деятельности | |
Полное наименование образовательной организации (учреждения) | Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лаишевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» |
Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта | РТ, г.Лаишево ул. А.Матросова д.24. Электронная почта: lcsh-inter@mail.ru Телефон: 88437820452 Адрес официального сайта: https://edu.tatar.ru/laishevo/korr_sch-int/ |
Тема инновационной разработки | Формирование и развитие позитивного самосознания подростков с депривацией зрения |
Автор, авторский коллектив инновационной разработки | Копцева Татьяна Геннадьевна – воспитатель высшей квалификационной категории, психолог первой квалификационной категории. Якимова Ольга Валентиновна - воспитатель высшей квалификационной категории. |
Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме) | Рассматривая проблему самосознания и самооценки у подростков со зрительной недостаточностью как сложное многогранное явление, исследователи учитывают целый комплекс факторов, обусловливающих ее своеобразие. К ним тифлопсихологи относят особенности семейного и школьного воспитания и обучения, условия личностного развития и т.д. Л.С.Выготский подчеркивает, что тяжесть зрительного дефекта заключена не в самом недостатке, а в тех последствиях, тех вторичных осложнениях, которые им вызваны. К их числу может принадлежать негативное самоотношение, которое формируется в результате реакции личности на зрительное нарушение. Огромное влияние на формирование самосознания и самооценки подростков с депривацией зрения оказывают условия школьной жизни и воспитания. Большинство школ для детей с ослабленным зрением принадлежат к типу закрытых интернатных учреждений. Именно эта специфика с одной стороны ограничивает возможности социальных контактов, а с другой затрудняет участие родителей в жизни своего ребенка. Обращают на себя внимание и социально-бытовые условия школы-интерната - «отсутствие у ученика своего личного персонального пространства и времени. Необходимость адаптироваться к большому числу сверстников и внешних раздражителей. Фатальная необходимость включаться в то или иное сообщество, обособление от предметного мира и т.д.» Таким образом, специфический комплекс индивидуально-психологических особенностей обучающихся школы-интерната, с одной стороны, и фактор "среды обитания" (условия школы-интерната), с другой, обуславливают развитие особого социального типа личности подростка с нарушением зрения, что определяет необходимость специальных программ коррекционно-воспитательного воздействия. При правильной, целенаправленно организованной коррекционно-развивающей работе и своевременной психолого-педагогической помощи данной категории детей вероятность появления негативного самоотношения и самооценивания значительно снижается. В этом случае перед ребенком раскрываются огромные перспективы оценить свои реальные творческие и профессиональные способности, простроить линию взаимодействия с окружающими, определить значимые для себя жизненные позиции и приоритеты и т.д. Поэтому, разработка и организация комплексной диагностики и развитие положительного самосознания детей с нарушениями зрения является для современной тифлопсихологии актуальной и значимой научно-практической задачей. Программа практико-ориентированного элективного курса «Школа самосознания» предназначена для обучающихся 6-8 классов Лаишевской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для более успешной реализации программы элективного курса «Школа самосознания» целесообразно проводить в виде социально-коммуникативных тренингов с использованием мини-лекций. Методы и техники, используемые в занятиях: Ролевые игры. Мини-лекции. Дискуссии. Релаксационные методы. Метафорические притчи и истории. Психофизиологические методики. Телесно-ориентированные техники. Диагностические методики. Перечень учебно-методического обеспечения: 1.Плакаты. 2.Дидактический материал. 3.Тесты. 4.Анкеты. 5.Презентации. Целью программы является развитие позитивного самосознания подростков с депривацией зрения. Цель данной программы конкретизируется в частных задачах: 1) формирование интереса к изучению своего внутреннего мира, интереса к межличностному взаимодействию; 2) формирование психологической готовности подростка к реальной сложности его межличностных и деловых отношений; 3) создание условий для включения подростка в процесс самопознания, самосовершенствования, самопринятия; 4) развитие позитивного отношения к своему “Я”, к “Я” другого; 5) развитие адекватного понимания самого себя; 6) развитие адекватной самооценки; 7) создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний; 8) развитие умений и навыков, обусловливающих поведенческую гибкость в разнообразных ситуациях общения. Ожидаемые результаты обучения: Основные требования к знаниям, умениям и навыкам В результате освоения программы элективного курса «Школа самосознания» обучающийся с депривацией зрения должен: • знать: приемы, способствующие развитию когнитивного, эмоционального компонентов Я-концепциии, повышению степени реалистичности самооценки; • уметь: управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций; • владеть навыками: применения теоретических знаний для решения практических задач, эффективных способов межличностных коммуникаций, способов разрешения конфликтов. |
Сведения о распространении инновационного опыта: - участие в научно-практических конференциях - открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики; -участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности; -печатные работы за отчетный период и др. | Участие в IV Международной научно-практической конференция «Преемственная система инклюзивного образования», проводимой Институтом экономики, управления и права (г. Казань), Международной академией наук педагогического образования и Татарской республиканской организацией «Всероссийское общество инвалидов» (3-5 февраля 2016 год); Открытое коррекционно-развивающее «Основополагающие ценности жизни» мероприятие для участников межрегионального семинара «Социально-психологическая адаптация и подготовка к активной самостоятельной жизни детей с нарушением зрения в условиях школы-интерната» (19 февраля 2016 год); Открытое коррекционно-развивающее мероприятие «Я + Ты = Мы» для участников районного обучающего семинара по теме: «Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» (7 апреля 2016 года); «Формирование жизнеспособной личности подростков с депривацией зрения через развитие коммуникативной компетенции в условиях школы-интерната» - выступление и презентация на заседании круглого стола конкурса-выставки «Вектор успеха – 2016: лучшие разработки методических пособий и коррекционных занятий по специальной психологии и коррекционной педагогике», организованного МО и науки РФ и Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования КФУ, Институтом психологии и образования; Участие в мастер-классе IV Республиканской образовательно-практической онлайн конференция «Счастлив тот, кто счастлив дома» в рамках реализации социально-значимого проекта: «Школа профессионального партнерства», организованной Ассоциацией школьных психологов Республики Татарстан «Параллель» при поддержке Министерства Образования и Науки Республики Татарстан. (23 – 27 мая 2016 года); Победитель всероссийского конкурса «Портфолио воспитателя», организованного Всероссийским педагогическим журналом «Познание»; Победитель конкурса-выставки «Вектор успеха – 2016: лучшие разработки методических пособий и коррекционных занятий по специальной психологии и коррекционной педагогике», организованного МО и науки РФ и Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования КФУ, Институтом психологии и образования; Участник всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года», организованного Всероссийским электронным средством массовой информации ЗАВУЧ. ИНФО; Мастер-класс «Модель формирования ценностных ориентаций у подростков с проблемами в развитии» для участников республиканского августовского совещания работников образования и науки Республики Татарстан в 2016 году по теме «Эффективная система образования: муниципальная модель развития» в Лаишевском муниципальном районе РТ (Секция «Инклюзивное образование»: «Создание единого образовательного пространства для детей с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы». Специалисты МОУО, курирующие вопросы специального (коррекционного) образования); Мастер-класс «Эмоционально-символические методы в системе коррекционной помощи детям с проблемами в развитии» для участников республиканского августовского совещания работников образования и науки Республики Татарстан в 2016 году по теме «Эффективная система образования: муниципальная модель развития» в Лаишевском муниципальном районе РТ (Секция «Инклюзивное образование»: «Создание единого образовательного пространства для детей с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы». Руководители специальных (коррекционных) образовательных организаций, руководители базовых общеобразовательных организаций по реализации ФГОС для детей с ОВЗ); Участник Всероссийской экспериментально-творческой группы педагогов Центра педагогических инноваций им. К.Д.Ушинского «Новый век»; Лауреат всероссийского смотра-конкурса педагогических изобретений – 2016, организованного Межрегиональным центром инновационных технологий в образовании; Публикация работы «Психолого-педагогическая программа «Мы разные и мы вместе» на Всероссийском интернет-портале: Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация. |
Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамики): - конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный, республиканский всероссийский уровень); - качество образования (высокобалльники) | Участник республиканского конкурса «Гагарин. Первый шаг к звездам!», организованный МО и Н РТ, ассоциацией интерактивных центров занимательной науки и техники, инициативной группой «Зиганхиры»; Участник районного конкурса изобразительного искусства и художественно-прикладного творчества «Открытая страна детства»; Победитель Республиканского этапа Всероссийского конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина», организованный Татарстанским республиканским отделением общероссийской общественной организацией «Всероссийское добровольное пожарное общество», Главным Управлением МЧС России по Республике Татарстан, МО и Н РТ; Победитель Всероссийского конкурса для слабовидящих детей «Мой яркий мир», номинация «Литературная гостиная»; Участник VIII Всемирного конкурса детских рисунков «Дети рисуют свой русский мир»: «Мир в диалоге культур»; Участники Всероссийского открытого виртуального творческого конкурса поделок и рисунков детей с ограниченными возможностями здоровья «Осенняя мозаика»; Участники конкурса слоганов и плакатов «Здоровое детство — это я и ты!», организованного Государственным бюджетным учреждением культуры г. Москвы «Центральная городская молодёжная библиотека им. М.А. Светлова» Участник IV Республиканского творческого конкурса среди детей и молодежи с ограниченными возможностями «Мы - граждане России!»; Участник конкурса детского творчества «Православная культура и традиции малых городов и сельских поселений Руси» проводимого в рамках Фестиваля православной культуры и традиций малых городов и сельских поселений «София». |
Форма представления инновационной деятельности: - «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК; - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00); - элективный курс в рамках заявленной темы; - открытый урок по инновационнои деятельности на уровне муниципального района, республики; - печатные работы; - разработки | Элективный курс по развитию позитивного самосознания подростков с депривацией зрения «Школа самосознания» для обучающихся 6-8 классов |