Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Копцева Татьяна Геннадьевна

Отчет об инновационной работе за 2016 год

Подтверждение распространения собственного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_ob_innovatsionnoy_rabote.rar1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование образовательной организации (учреждения)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лаишевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального

сайта, электронная почта

РТ, г.Лаишево ул. А.Матросова д.24.

Электронная почта: lcsh-inter@mail.ru

Телефон: 88437820452

Адрес официального сайта: https://edu.tatar.ru/laishevo/korr_sch-int/

Тема инновационной разработки

Формирование и развитие позитивного самосознания подростков с депривацией зрения

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Копцева Татьяна Геннадьевна – воспитатель высшей квалификационной категории, психолог первой квалификационной категории.

Якимова Ольга Валентиновна - воспитатель высшей квалификационной категории.

Краткое описание инновационной разработки (актуальность,

новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные

результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили

к этой теме)

Рассматривая проблему самосознания и самооценки у подростков со зрительной недостаточностью как сложное многогранное явление, исследователи учитывают целый комплекс факторов, обусловливающих ее своеобразие. К ним тифлопсихологи относят особенности семейного и школьного воспитания и обучения, условия личностного развития и т.д. Л.С.Выготский  подчеркивает, что тяжесть зрительного дефекта заключена не в самом недостатке, а в тех последствиях, тех вторичных осложнениях, которые им вызваны. К их числу может принадлежать негативное самоотношение, которое формируется в результате реакции личности на зрительное нарушение. Огромное влияние на формирование самосознания и самооценки подростков с депривацией зрения оказывают условия школьной жизни и воспитания. Большинство школ для детей с ослабленным зрением принадлежат к типу закрытых интернатных учреждений. Именно эта специфика с одной стороны ограничивает возможности социальных контактов, а с другой затрудняет участие родителей в жизни своего ребенка. Обращают на себя внимание и социально-бытовые условия школы-интерната - «отсутствие у ученика своего личного персонального пространства и времени. Необходимость адаптироваться к большому числу сверстников и внешних раздражителей. Фатальная необходимость  включаться в то или иное сообщество, обособление от предметного мира и т.д.»

 Таким образом, специфический комплекс индивидуально-психологических особенностей обучающихся школы-интерната, с одной стороны, и фактор "среды обитания" (условия школы-интерната), с другой, обуславливают развитие особого социального типа личности подростка с нарушением зрения, что определяет необходимость специальных программ коррекционно-воспитательного воздействия.

        При правильной, целенаправленно организованной коррекционно-развивающей работе и своевременной психолого-педагогической помощи данной категории детей вероятность появления негативного самоотношения и самооценивания значительно снижается. В этом случае перед ребенком раскрываются огромные перспективы оценить свои реальные творческие и профессиональные способности, простроить линию взаимодействия с окружающими, определить значимые для себя жизненные позиции и приоритеты и т.д. Поэтому, разработка и организация комплексной  диагностики  и развитие положительного самосознания  детей с нарушениями зрения является для современной тифлопсихологии актуальной и значимой научно-практической задачей.

Программа практико-ориентированного элективного курса «Школа самосознания» предназначена для обучающихся 6-8 классов  Лаишевской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для более успешной реализации программы элективного курса «Школа самосознания» целесообразно проводить в виде социально-коммуникативных тренингов с использованием мини-лекций.

Методы и техники, используемые в занятиях:

Ролевые игры.

Мини-лекции.

Дискуссии.

Релаксационные методы.

Метафорические притчи и истории.

Психофизиологические методики.

Телесно-ориентированные техники.

Диагностические методики.

Перечень учебно-методического обеспечения:

1.Плакаты.

2.Дидактический материал.

3.Тесты.

4.Анкеты.

5.Презентации.

Целью программы является развитие позитивного самосознания  подростков с депривацией зрения.

Цель данной программы конкретизируется в частных задачах:

1) формирование интереса к изучению своего внутреннего мира, интереса к межличностному взаимодействию;

2) формирование психологической готовности подростка к реальной сложности его межличностных и деловых отношений;

3) создание условий для включения подростка в процесс самопознания, самосовершенствования, самопринятия;

4) развитие позитивного отношения к своему “Я”, к “Я” другого;

5) развитие адекватного понимания самого себя;

6) развитие адекватной самооценки;

7) создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний;

8) развитие умений и навыков, обусловливающих поведенческую гибкость в разнообразных ситуациях общения.

Ожидаемые результаты обучения:

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате освоения программы элективного курса «Школа самосознания» обучающийся с депривацией зрения должен:

•        знать: приемы, способствующие развитию когнитивного, эмоционального компонентов Я-концепциии, повышению степени реалистичности самооценки;

•        уметь: управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;

•        владеть навыками: применения теоретических знаний для решения практических задач, эффективных способов межличностных коммуникаций, способов разрешения конфликтов.

Сведения о распространении инновационного опыта:

- участие в научно-практических конференциях

- открытые уроки по инновационной деятельности на уровне

муниципального района и республики;

-участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению

деятельности;

-печатные работы за отчетный период и др.

Участие в IV Международной научно-практической конференция «Преемственная система инклюзивного образования», проводимой Институтом экономики, управления и права (г. Казань), Международной академией наук педагогического образования и Татарской республиканской организацией «Всероссийское общество инвалидов» (3-5 февраля 2016 год);

Открытое коррекционно-развивающее «Основополагающие ценности жизни»        мероприятие для участников межрегионального семинара «Социально-психологическая адаптация и подготовка к активной самостоятельной жизни детей с нарушением зрения в условиях школы-интерната» (19 февраля 2016 год);

Открытое коррекционно-развивающее мероприятие «Я + Ты = Мы» для участников районного обучающего семинара по теме: «Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» (7 апреля 2016 года);

«Формирование жизнеспособной личности подростков с депривацией зрения через развитие коммуникативной компетенции в условиях школы-интерната» - выступление и презентация на заседании круглого стола конкурса-выставки «Вектор успеха – 2016: лучшие разработки методических пособий и коррекционных занятий по специальной психологии и коррекционной педагогике», организованного МО и науки РФ и Федеральным государственным автономным образовательным учреждением  высшего образования КФУ, Институтом психологии и образования;

Участие в мастер-классе IV Республиканской образовательно-практической онлайн конференция «Счастлив тот, кто счастлив дома»  в рамках реализации социально-значимого проекта: «Школа профессионального партнерства», организованной Ассоциацией школьных психологов Республики Татарстан «Параллель» при поддержке Министерства Образования и Науки Республики Татарстан.

(23 – 27 мая 2016 года);

Победитель всероссийского конкурса «Портфолио воспитателя», организованного Всероссийским педагогическим журналом  «Познание»;

Победитель конкурса-выставки «Вектор успеха – 2016: лучшие разработки методических пособий и коррекционных занятий по специальной психологии и коррекционной педагогике», организованного МО и науки РФ и Федеральным государственным автономным образовательным учреждением  высшего образования

КФУ, Институтом психологии и образования;

Участник всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года», организованного Всероссийским электронным средством  массовой информации ЗАВУЧ. ИНФО;

Мастер-класс «Модель формирования ценностных ориентаций у подростков с проблемами в развитии» для участников  республиканского августовского совещания работников образования и науки Республики Татарстан в 2016 году по теме «Эффективная система образования: муниципальная модель развития» в Лаишевском муниципальном районе РТ (Секция «Инклюзивное образование»: «Создание единого образовательного пространства для детей с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы». Специалисты МОУО, курирующие вопросы специального (коррекционного) образования);

Мастер-класс «Эмоционально-символические методы в системе коррекционной помощи детям с проблемами в развитии» для участников  республиканского августовского совещания работников образования и науки Республики Татарстан в 2016 году по теме «Эффективная система образования: муниципальная модель развития» в Лаишевском муниципальном районе РТ (Секция «Инклюзивное образование»: «Создание единого образовательного пространства для детей с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы». Руководители специальных (коррекционных) образовательных организаций, руководители базовых общеобразовательных организаций по реализации ФГОС для детей с ОВЗ);

Участник Всероссийской экспериментально-творческой группы педагогов Центра педагогических инноваций им. К.Д.Ушинского «Новый век»;

Лауреат всероссийского смотра-конкурса педагогических изобретений – 2016, организованного Межрегиональным центром инновационных технологий в образовании;

Публикация работы «Психолого-педагогическая программа «Мы разные и мы вместе» на Всероссийском интернет-портале: Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация.

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной

разработки (положительная динамики):

- конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов

обучающихся (муниципальный, республиканский всероссийский

уровень);

- качество образования (высокобалльники)

Участник республиканского конкурса «Гагарин. Первый шаг к звездам!», организованный МО и Н РТ, ассоциацией интерактивных центров занимательной науки и техники, инициативной группой «Зиганхиры»;

Участник районного конкурса изобразительного искусства и художественно-прикладного творчества «Открытая страна детства»;

Победитель Республиканского этапа Всероссийского конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина», организованный Татарстанским республиканским отделением общероссийской общественной организацией «Всероссийское добровольное пожарное общество», Главным Управлением МЧС России по Республике Татарстан, МО и Н РТ;

Победитель Всероссийского конкурса для слабовидящих детей «Мой яркий мир», номинация «Литературная гостиная»;

Участник VIII Всемирного конкурса детских рисунков «Дети рисуют свой русский мир»: «Мир в диалоге культур»;

Участники Всероссийского открытого виртуального творческого конкурса поделок и рисунков  детей с ограниченными возможностями здоровья «Осенняя мозаика»;

Участники конкурса слоганов и плакатов «Здоровое детство — это я и ты!», организованного Государственным бюджетным учреждением культуры г. Москвы «Центральная городская молодёжная библиотека им. М.А. Светлова»

Участник IV Республиканского творческого конкурса среди детей и молодежи с ограниченными возможностями «Мы - граждане России!»;

Участник конкурса детского творчества «Православная культура и традиции малых городов и сельских поселений Руси» проводимого в рамках Фестиваля православной культуры и традиций малых городов и сельских поселений «София».

Форма представления инновационной деятельности:

- «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в

рамках программы ПК;

 - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00);

- элективный курс в рамках заявленной темы;

- открытый урок по инновационнои деятельности на уровне

муниципального района, республики;

- печатные работы;

- разработки

Элективный курс по развитию позитивного самосознания  подростков с депривацией зрения  «Школа самосознания»

для обучающихся 6-8 классов