Инновационная деятельность на базе КФУ

"Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" Сухомлинский В.А.

В современных социокультурных условиях творческое развитие ребенка во многом зависит от компетентности педагога, его стремления и умения познать и принять индивидуальность каждого воспитанника. Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей , так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающим жизненным потребностям детей, что позволит в будущем прогнозировать возможности применения знаний и навыков, получаемых в сфере дополнительного образования детей, в различных жизненных ситуациях. Задачей педагога дополнительного образования является организация образовательного процесса, позволяющего ребенку, подростку заявить о себе, проявить себя в в своей неповторимости, творческой индивидуальности. В сфере дополнительного образования детей постоянно создается атмосфера комфортности и уюта, социально-педагогическая ситуация успеха для каждого ребенка.

 Бр. Покрасс " Три танкиста" Исполняет  Рашид Сафиуллин 5 класс

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_razvitii_muzykalno.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

            Применение  игровых технологий в развитии музыкально-творческих способностей детей на уроке в классе фортепиано.

 М.А.Гудошникова

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа№19» Советского района г. Казани

   Задача развития творческой личности в процессе обучения и воспитания, является одной из социально значимых задач развития современного российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей.

 Современное российское общество нуждается в таких качествах человека, как духовность, стремление делать добро, профессиональная компетентность, предприимчивость, упорство в достижений цели, гражданская ответственность за все, что происходит вокруг. Необходимость формирования этих качеств, особенно в школьный период, является актуальной проблемой. Уровень сформированности творческой личности в современном обществе должен быть высок настолько, чтобы позволить человеку самоопределиться в жизни, быть хозяином своей судьбы. На выполнение этой задачи направлены усилия педагогов, методистов, ученых и практиков в области содержания единого учебно-воспитательного процесса, его организационных форм, учебно-методического и научного обеспечения. В настоящее время важнейшей исследовательской задачей является выработка средств развития творческой одаренности детей, внедрения в педагогический процесс новейших и наиболее эффективных технологий, с помощью которых ребенок способен познать мир в таких формах деятельности, которые ему близки, доступны, в наибольшей мере способствуют его развитию. Решающую роль должна играть творческая деятельность, в которой ребенок может наиболее полно раскрыть свои творческие возможности, свой креативный  потенциал.

Музыка, будучи важнейшей  частью духовной культуры человечества, одновременно является испытанным средством выявления и развития творческой одаренности личности. В качестве таковой она признавалась еще античными философами Сократом, Платоном, Аристотелем. Музыка не только развивает музыкальные способности, но и помогает развитию творческого потенциала личности в целом. Занятия в классе фортепиано развивают ребенка не только музыкально, но и помогают решать многие психолого-педагогические задачи, касающиеся,  прежде всего, развития его творческой одаренности. Практическое и теоретическое значение множества музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов в значительной мере способствует расширению кругозора учащихся и позволяет углубить общетеоретический и культурологический аспекты образования.     Большое  значение  творческой  деятельности в  музыкальном  воспитании отмечал Д.Б. Кабалевский. Он  считал, что все  формы музыкальных  занятий в  школе должны  способствовать творческому  развитию учащихся, то есть, вырабатывать в них стремление к  самостоятельному  мышлению, к  проявлению собственной инициативы, стремление  сделать  что-то  своё, новое, лучшее. Надо ли говорить, что  все  эти  качества, выработке  которых очень способствуют занятия  искусством, окажут своё  положительное  влияние не  только  на  все  другие  занятия учащихся, но  и  на  их  будущую деятельность, в  какой  бы  области  она  не   протекала.

     Развитие музыкально-творческих способностей детей в музыкальной деятельности было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания.  

     Проблема способностей подробно освещена в работах С. Л. Рубинштейна,  А.Н. Леонтьева,  Б.Г. Ананьева, В.Д. Шадрикова, Я.А. Пономарёва, А.Н. Лука, Д. Кирнарской и других. В современной психологии под  способностями  принято понимать совокупность функциональных свойств (качеств) системы, проявляющихся в эффективной  реализации  конкретной деятельности.      

      Способности – это  индивидуальные  свойства   личности, являющиеся субъективными   условиями успешного  осуществления определённого  рода  деятельности. Способности не  сводятся  к  имеющимся у индивида  знаниям,  умениям, навыкам. Они обнаруживаются  в  быстроте,  глубине и  прочности   овладения   способами  и  приёмами   некоторой  деятельности и  являются  внутренними психическими  регулятивами,  обслуживающими  возможность  их  приобретения.

     Структура  общих  способностей  состоит из  моторных  и познавательных особенностей   психики  человека. Моторные (или двигательные, тактильно - кинестетические) и познавательные (вербальные,  психоэмоциональные) особенности   усвоения  социального  опыта   возможно   рассматривать в структуре индивидуального развития. В музыкальной деятельности психомоторные (двигательные) особенности личности обуславливают   проявление важнейшей  характеристики музыкальности - темпо-ритмических  способностей  человека, позволяющих  адекватно  воспринимать    главную  особенность музыки – её временную   природу.

     Методы развития творческих способностей.

Эта группа методов направлена на формирование творческого отношения к музыкальной деятельности. Все формы работы по практическому освоению музыкальной информации содержат в себе возможности для перевода их в творческое русло. Важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до импровизации. Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка. Нужно научить ребенка из слова, ритма и движения создавать элементарную музыку.

К методам развития творческих способностей учащихся может относиться и сочинение подголосков, и варьирование напева, и сочинение мелодии на понравившийся текст; и сочинение сопровождения к данной мелодии. К этой группе методов относятся также и досочинение музыки, досочинение ритмического рисунка; редактирование нотного текста и т.д. На уроках фортепиано вполне осуществимо использование некоторых приемов импровизации: например, вариантные упражнения - ритмические видоизменения, смещения акцентов, варианты артикуляции, динамики, фактуры. Именно многочисленные вариационные комбинации одной и той же мелодии могут послужить толчком к развитию музыкального мышления, творческой инициативы.

Фундамент музыкальности формируется в том случае, если ребенок не перескакивает через ступени развития, музицирует, а не только "интерпретирует". Ученик должен на опыте познать, как создается музыка, как формируется музыкальная мысль. Он должен не только знать какие-либо правила и понятия, но и уметь применять эти знания на практике. Ученик должен сначала научиться воспринимать образную или теоретическую информацию, затем осознавать полученные новые сведения на доступном для него уровне. Применение полученной информации в новых условиях уже можно назвать выполнением творческого задания, так как ученику необходимо владеть целой системой знаний и умений. Свободное оперирование музыкальным материалом, например, создание собственного варианта ритмического или мелодического рисунка, уже может быть признаком творческого мышления.

Задача педагога в организации творческой деятельности заключается в поддержке стремления ученика найти решение самостоятельно. Поэтому особенно важно организовать произвольное, творческое музицирование, которое может пробудить внутренние силы ученика и доставить ему удовольствие. Можно сказать, что именно воспитание самостоятельности мышления и является главной целью всех творческих заданий. Эта цель является вполне осуществимой задачей. Однако для этого нужно создавать специальные условия, в которых учебная деятельность станет активной, а мышление с репродуктивного уровня поднимется на творческий уровень.

"Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей" - К.Орф.

Завершая изложение некоторых методов развивающего обучения на уроках фортепиано, хочется ещё раз обратить внимание на изменившиеся условия деятельности педагога-пианиста в системе детского музыкального образования. Сегодня педагог - пианист должен осуществлять комплексное развивающее обучение: развивать слух и творческие задатки учащихся, уметь объяснять элементы теории музыки, интересно проводить уроки, причем зачастую не с одним учеником, а с целой группой. Именно поэтому весьма актуальной задачей становится изучение разнообразных методов развивающего обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учеников. занятиям. От этого зависит успешность   дальнейшего обучения игре на фортепиано. Если мы проанализируем путь развития музыкальных данных у ребёнка, то убедимся, что в основе его лежит интерес, проявляемый к звукам. Ребёнок, придя на урок, как правило, сразу хочет играть, ему интересно нажимать клавиши, слушать как они звучат. И здесь очень важно поддержать этот интерес,  дать ребёнку самому попробовать себя в роли        « опытного музыканта». Для достижения этой цели я использую следующие методы обучения :

1.Показ регистров:

Очень важно разбудить воображение ребёнка, создать настроение, заинтересовать его понятными и яркими образами.

Например :  низкий регистр – гром, взрыв, Баба-Яга, злость, ярость, шторм, ураган, воины, богатыри, великаны и т.д., средний регистр – река, мама, добрая фея, тёплый ветер, вкусный пирог и т.д, высокий регистр – снежинки, хрустальные башмачки, звёздочки, летний дождик и т.д.

 Нужно дать ребёнку самому попробовать выразить эти образы, как сумеет, ведь правильно держать руки он ещё не может. Пусть покажет различные эмоции , например -  ярость, злость ( отрывистые,  резкие звуки в нижнем регистре ), ласка, доброта ( погладить чёрные клавиши в среднем регистре ); явления природы -  гром, молния  ( протяжные, мощные звуки в нижнем регистре),  бурная река ( быстрые перебегающие звуки в среднем регистре),  капли дождя , сначала сильные, потом затихающие,  ( мягкие тихие звуки в верхнем регистре ).

        Таким образом, в игровой форме, ребёнок знакомится с инструментом,  чувствуя себя  свободно и непринуждённо. Нет боязни сделать что то не так,  развивается воображение и происходит первое знакомство с различными приёмами звукоизвлеченя.

2.Сочинение мелодии.

Немалую роль в пробуждении интереса к занятиям играет сочинение на короткие детские четверостишия. Можно начать играть мелодию сначала на одной ноте, потом постепенно расширять диапазон. Не надо ничего запоминать и записывать. Пусть  каждое исполнение будет разным. Это расширяет границы мышления и развивает творческие навыки.

3.Работа с темпами:

Педагог  показывает  ребёнку  четыре ноты в нижнем регистре – до, си, ля, соль. Просит их сыграть подряд, изображая движение поезда – сначала медленно, эатем постепенно ускоряя ход, а потом останавливаясь. Когда ребёнок освоит это движение, то педагог  в это время  в верхнем регистре  импровизирует какую-нибудь мелодию, подстраиваясь под темп ребёнка.

4.Знакомство с длительностями  нот через  образ часов:

Куранты – низкий регистр,  звуки ( ноты ) длинные – целые ноты.Настенные часы – средний регистр – половинные ноты.Маленькие часы -  высокий регистр – ноты четверти и восьмые.Здесь нужна игра в ансамбле с педагогом или другим учеником, когда каждый изображает определённые часы. Лучше играть  интервалами, тогда музыка получается объёмной, интересной, и дети с удовольствием импровизируют на эту тему.

5.Сюжетность.

Можно придумать с учеником какую-нибудь историю с погоней, прятками,( также подойдёт сюжет  любой  известной сказки) и попросить ученика изобразить  её на инструменте. Каждая музыкальная задача должна быть выражена непосредствено в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приёмах.

6.Игра на квинте.

Здесь педагог показывает ребёнку возможность сочинения мелодии с квинтой в басу. Хорошо придумать колыбельную, когда квинта сначала звучит  в басу и на её фоне сочиняется мелодия ( можно на какие-нибудь слова), а затем квинта звучит в верхнем регистре и мелодия в басу.

7.Импровизация по чёрным клавишам.

Как известно, звукоряд  из  чёрных клавиш, образует пентатонику, которая во всех вариантах звучит красиво. Лучше играть вместе с педагогом или другим учеником. Важно определить характер будущего произведения, его признаки. Например : вальс- трёхдольный размер, плавное движение ; марш – чёткий шаг, бас, пунктирный ритм и т.д.

8.Импровизация на лёгких выученных пьесах.

Определить характерные признаки пьесы –   размер, темп, штрихи, направление мелодии и т.д. Затем попросить ученика  придумать свою пьесу, основываясь на этой. Но здесь важно, чтобы новая пьеса обязательно была в другой тональности, начиналась с других нот, чтобы у ребёнка не возникло путаницы одного произведения с другим.

9.Подбор и  сочинение мелодии с аккомпанементом.

Со второго класса ученик уже знаком с главными ступенями и аккордами в тональности T S D. Нужно взять детские стихотворения и импровизировать мелодию с аккордами в левой руке

10.Импровизация по заданной последовательности аккордов.

Лучше исполнять в паре с педагогом или другим учеником. Нужно взять определённую последовательность аккордов, например:  T-T-S-S-D-D-T-T.  И построить на ней этюды на разные ритмические рисунки. Сначала можно всё исполнить ровными выдержанными  аккордами, затем у одного ученика сохраняется пульс аккордов, а другой импровизирует с ритмом. Затем ученики меняются ролями.

Ожидаемый  результат :

В результате поэтапного включения этих методов развития импровизации на уроке занятий по фортепиано у ребёнка нет боязни инструмента, он чувствует себя свободно и уверенно при исполнении  , закладывается мотивация на дальнейшее обучение, самостоятельное осмысление нотного материала, проявление инициативы ; активнее развивается художественное мышление, что является необходимым условием для формирования творческой личности.

Информационные источники:

1. БерезинаВ.А.. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития : Дис. .канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1998 147 c. РГБ ОД, 61:98-13/1095-3

2. Бурдина Е.В. «Развитие творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано» [Электронный ресурс] режим доступа // http://www.dslib.net/teoria-vospitania/razvitie-tvorcheskoj-odarennosti-mladshih-shkolnikov-v-klasse-fortepiano.html[

3. Егорова Л.В., [Электронный ресурс] режим доступа http://festival.1september.ru/articles/61063

4. Прищепа Н.А « Развитие творческих способностей учащихся младших классов ДШИ на уроках фортепиано» [Электронныйресурс]/Режим доступа http://www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/MusicaAndLife/49616.doc.htm [

5.Шибаева А.Д. «Формирование и развитие творческих способностей обучающихся в классе фортепиано ДМШ и ДШИ.» [Электронный ресурс] // режим доступа: http://pedsite.ru/publications/86/10954/