Инновационная деятельность на базе КФУ

Карпова Светлана Арсентевна

Я, Карпова Светлана Арсентевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей-интернат (школа для одарённых детей) г. Буинска РТ», осуществляю инновационную деятельность по теме: «Реализация системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий в начальной школе» в рамках республиканской инновационной площадки (РИП) «Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования «Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе» на базе Института психологии и образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет».

Вношу личный вклад в повышение качества образования учащихся через разработку и реализацию авторской программы «Родное слово». Рецензентом является  старший преподаватель кафедры начального образования ГАОУ ДПО ИРО РТ Лукманова Эльвира Равшановна.

Являюсь участником Всероссийской экспериментальной творческой группы педагогов ЦДС «Педагогическое мастерство». Тема экспериментального исследования: «Развитие исследовательских навыков младших школьников «Я-исследователь». Свидетельство №2733 от 12.10.2015 года и экспертное заключение к.п.н., доцента кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета Калацкой Н.Н.

Важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно-деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока.

Так на этапе мотивации к учебной деятельности организую осознанное вхождение обучающихся в  пространство учебной деятельности на  уроке. На данном этапе настраиваю детей на  работу, проговаривая  с ними задачу урока, высказываю  добрые  пожелания детям, даю моральную поддержку или  предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной  работы на уроке.

На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление  детей к  изучению нового материала, воспроизведению учебного  содержания, необходимого и достаточного для  восприятия нового,  указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний.  Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно провожу работу над  развитием  внимания, памяти, речи, мыслительных  операций.

На этапе проблемного объяснения нового материала  внимание детей обращаю на  отличительное  свойство задания, вызвавшего  затруднение, затем формулируется цель и тема  урока, организую подводящий  диалог, направленный на  построение и  осмысление нового материала. Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения  подвожу итог.

  На этапе первичного закрепления  мои ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

При проведении самостоятельной работы с самопроверкой  использую индивидуальную  форму  работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют   их  в классе  пошагово,  сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них  затруднение и им предстоит их доработать.  Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Следующий этап - включение в  систему  знаний и  повторение. Здесь мои дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным  материалом, и повторяют  содержание, которое потребуется на  следующих  уроках. При повторении использую игровые элементы, что  способствует  положительному эмоциональному фону,  развитию у  детей интереса к  урокам.

 При подведении итога  урока фиксируем изученное новое  знание и его значимость. Я организую самооценку учебной  деятельности и согласовываю домашнее задание. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.

        Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – процесс обучения становится более успешным.

       Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе.

Значит, ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Следовательно, воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

Выявляю развитие у обучающихся способности к научной и творческой деятельности, применяя информационно-коммуникативные технологии и методики в образовательном процессе (мультимедийные средства, видеопрограммы).