Веселые старты «Тропа знаний»

Актуализация знаний по химии и биологии. Развивать память, ловкость, быстроту, внимание, умение переключаться с одного предмета на другой. Прививать любовь  к предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselye_starty_dlya_himikov_attestaciya.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Веселые старты «Тропа знаний»

Цель: Актуализация знаний по химии и биологии. Развивать память, ловкость, быстроту, внимание, умение переключаться с одного предмета на другой. Прививать любовь  к предметам.

             

Оборудование: обручи, мячи, лавки, реактивы с растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, индикаторы, карточки с формулами кислот, оснований, солей, оксидов, карточки с названием поясов конечностей и собственно нижней и верхней конечности, малого и большого кругов кровообращения, рисунки растений, животных, грибов.

Ход игры

  1. Представление команд. Приветствие. (3 балла)

  1. Разминка для ума. (1 балл за правильный ответ)

- Чему равно число Авогадро?  (6х1023)

- Назовите молярный объём  газа. (22,4 л/моль)

- К какой ткани относится кровь (Соединительная)

- К какой ткани относятся хрящи (Соединительная)

       - Наименьшая химически неделимая частица вещества. (Атом).

- Наименьшая частица вещества, сохраняющая его свойства. (Молекула)

- Какой корень у однодольных растений (Мочковатый)

- Какой корень у двудольных растений (Стержневой)

- Определенный вид атома. (Элемент).

- Единица количества вещества. (Моль).

- Органы дыхания земноводных (Кожа и легкие, у личинок жабры)

- Органы дыхания птиц (легкие, у летящей птицы двойное)

- Число энергетических уровней равно (Номеру периода).

- Число электронов на внешнем уровне атома для элементов главной подгруппы равно (Номеру группы).

- Наковальня входит в состав анализатора (Слуха)

- Стекловидное тело входит в состав анализатора (Зрительного)

- Вещества, образованные атомами одного химического элемента называются (Простыми).

-Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называются (Химическими).

- Работу всех органов человека координирует система (Нервная)

- Трахея относится к системе (Дыхательной)

  1. Физическая разминка. (1 балл за ответ)

А)  Прыгая на одной ноге на месте, поочередно каждый участник команд  должен называть химический элемент (не повторяться). Выигрывает команда назвавшая большее количество элементов.

Б)  Прыгая на двух ногах на месте, команды должны назвать:

- части цветка (Цветоложе, чашечка, венчик, тычинки, пестик) (одна команда)

- царства живой природы (Бактерии, Простейшие, Грибы, Растения, Животные) (вторая команда)

  1. Эстафета (1 балл за ответ, за скорость добавляется 2 балла)

А). Проползти по лавке, собирая формулы оксидов металлов, оксиды неметаллов, кислот, оснований, солей (каждый участник собирает формулы одного класса веществ, затем возвращается по лавке обратно на старт и передают эстафету следующему участнику).

Б) Пробежать по лавке, пройти на корточках до обруча собирая карточки с название костей

- нижней конечности; (одна команда)

- верхней конечности; (вторая команда)

В) Пробежать по лавке, пройти на корточках до мяча, провести мяч до кольца, забросить его в кольцо. Затем собрать карточки с названием частей большого круга кровообращения. (карточки находятся в обруче).

        Каждый участник берет одну карточку и возвращается на старт, передавая эстафету.

  1.  Конкурс капитанов «Внимательный химик, биолог» (1 балл за ответ за скорость добавляется 2 балла)

 Капитан, передвигаясь спиной вперед должен запомнить формулы веществ, рисунки животных, растений, грибов расположенные по пути следования, затем воспроизвести их на листе бумаги у стола жюри.

 

6. Угадайка. (1 балл за правильный ответ)

 Распознать среди 3 предложенных растворов при помощи индикаторов кислоту и щелочь.

Рассмотрите рисунок, изображающий части глаза человека. Написать название частей глаза.

  1. Подведение итогов игры. Награждение участников.

  1. В перерывах загадки для болельщиков.

Протоколы

  1. Представление команд. Приветствие. (3 балла)

1 команда

2 команда

2. Разминка для ума (1 балл за правильный ответ)

1 команда

2 команда

3. Физическая разминка (1 балл за правильный ответ)

1 команда

скорость

итого

2 команда

скорость

итого

4. Эстафета (1 балл за ответ, за скорость добавляется 2 балла)

1 команда

скорость

итого

2 команда

скорость

итого

А.

Б.

В.

5. Конкурс капитанов «Внимательный химик, биолог» (1 балл за ответ, за скорость добавляется 2 балла)

1 капитан

скорость

итого

2 капитан

скорость

итого

формулы веществ

формулы веществ

живые организмы

живые организмы

6. Угадай-ка (1 балл за ответ)

1 команда

скорость

итого

2 команда

скорость

итого

А.

Б.

  1. Подведение итогов игры. Награждение участников.

1 команда:

2 команда:

СО2               FeO

СО           P2O5

CuO         Na2O

H2O          SO3

SO2             MgO

NaOH

Cu(OH)2  

Fe(OH)3

AI(OH)3

Mg(OH)2

HNO3    NaNO3

HCI        KCI

H2SO4     Cu SO4

H2CO3    K2CO3

H3PO4   Na3PO4

CaCO3    FeCI3

2               FeO  CuO          P2O5   H2O         К2O  СаO

SO3         LiOH     Cu(OH)2     Fe(OH)3    Mg(OH)2

HNO2    NaNO3  HCI        KCI  H2SO3     ВаSO4  Na2CO3

H2CO3    H3PO4    К3PO4    

2               FeO  CuO          P2O5   H2O         К2O  СаO

SO3         LiOH     Cu(OH)2     Fe(OH)3    Mg(OH)2

HNO2    NaNO3  HCI        KCI  H2SO3     ВаSO4  Na2CO3

H2CO3    H3PO4    К3PO4    

лопатка      ключица

плечевая кость

локтевая кость

лучевая кость

кости запястья и пясти

фаланги пальцев

предплюсна, плюсна

тазовые кости

тазовые кости

бедренная кость

большая берцовая кость

малая берцовая кость

Большой круг кровообращения:

левый желудочек, аорта и артерии, капилляры, нижняя полая и верхняя полые вены, правое предсердие

Большой круг кровообращения:

левый желудочек, аорта и артерии, капилляры, нижняя полая и верхняя полая вены, правое предсердие

аорта и артерии

нижняя полая и верхняя полая вены

Марафон (химия)

Марафон (биология)

Внимательный химик

Внимательны биолог

Брейн – ринг  «Химия и здоровье».

Цель: Привитие интереса к предмету химии, литературе. Развитие внимания, памяти, сообразительности. Экологическое воспитание.

   Участвуют 3 команды.

                                                                                           Девиз игры:

                                                       О, сколько нам открытий чудных

                                                       Готовит просвещенья дух

                                                       И опыт, сын ошибок трудных,

                                                       И гений, парадоксов друг…

                                                                                          А.С.Пушкин.

I. Тайм.

   1).  На Руси всегда любили и умели пить чай:

               

                 Смеркалось; на столе, блистая,

                 Шипел вечерний самовар,

                 Китайский чайник нагревая;

                 Под ним клубился легкий пар.

                 Разлитый Ольгиной рукою,

                 По чашкам темною струею

                 Уже душистый чай бежал.

          Какой чай и почему более полезен для здоровья человека: черный или зеленый?

(Зеленый, так как для его приготовления не применяют ферментативную и термическую обработку, при которой теряются полезные свойства чая).

      2). Иностранных слов много не только среди химических терминов:

               …Винюсь пред вами,

               Что уж и так мой бедный слог

               Пестреть гораздо б меньше мог

               Иноплеменными словами.

             Назовите химический термин, обозначающий в переводе с латинского «сильный, здоровый».    (Валентность).

       3).       …Полна народу зала,

                   Музыка уж греметь устала;

                   Толпа мазуркой занята;

                   Кругом и шум и теснота.

              Если у танцующих в таких условиях людей измерить рН крови, то ее среда окажется не близкой к нейтральной, а слабокислой. Почему?

(В крови увеличивается концентрация углекислого газа. Рановесие реакции между СО2 и Н2О смещается вправо, в сторону образования гидрокарбонат- иона и иона водорода).

 4).      Ах, ножки, ножки! Где вы ныне?  

            Где мнете вешние цветы?

            Взлелеяны в восточной неге,

            На северном, печальном снеге

            Вы не оставили следов.

            Любили мягких вы ковров

            Роскошное прикосновенье.

             Какое покрытие для пола более благоприятно для здоровья: ковровое, линолеум или краска? Почему?  (На ковровом покрытии скапливается много пыли, линолеум может выделять вредные для здоровья вещества. Крашенные полы наиболее безобидны).

       

II. Тайм.

  1). Известно, что в состав меда входят витамины, ферменты, аминокислоты, но больше всего в нем глюкозы и фруктозы. Во времена, когда специальные обеззараживающие средства еще не применялись, для перевязки ран использовали мед. Почему мед обладает дезинфицирующими свойствами?

(В результате ферментативной реакции из глюкозы образуется пероксид водорода).

  2) Почему при отравлении нефтепродуктами противопоказано принимать жиры, растительные масла, яйца?

(Углеводороды растворяются  в жирах и надолго задерживаются в организме).

  3).В какой воде более токсичны ионы тяжелых металлов – в мягкой или жесткой – и почему?

(В мягкой. В жесткой воде образуются нерастворимые карбонаты, сульфаты, хлориды. При попадании в организм они легче из него выводятся).

  4). Всем известно, что молочнокислые продукты полезны для здоровья. Какой процесс используют для получения кефира?

(Химический процесс – брожение).

   5). Всем известен и другой молочный продукт – сливки. Какой процесс используют для получения сливок?

(Физические процессы – отстаивание, сепарацию).

  6). Разные вещества применяют по-разному. Назовите вещество, которое может и спасти человека в случае сердечного заболевания, и мгновенно уничтожить множество людей?

(Нитроглицерин. Его действие зависит от концентрации).

III. Тайм.

  1. Многие алхимики были либо врачами, либо аптекарями. Один из них – Парацельс _ считал главной целью не получение «философского камня», а приготовление лекарств. Парацельса считают основателем иатрохимии. Что в переводе с греческого означает часть слова иатро-? (Врач).

  1. Современные рекомендации по правильному питанию не отличаются от высказанных более 4 тыс. лет назад в Библии и более 2,5 тыс. лет назад – Гиппократом. Один из таких советов гласит: «не следует жарить пищу, готовьте пищу на пару, варите, запекайте ее». Почему?

 (При жарке образуются конденсированные ароматические углеводороды - канцерогенные вещества).

  1. Немецкий химик Иоганн Рудольф Глаубер, служивший лекарем при королевском дворе, разрабатывал и совершенствовал способы получения различных веществ. Он установил, что одно открытое им вещество обладает сильным слабительным действием, назвал его удивительной солью и считал эликсиром жизни. Назовите это вещество и минерал, его содержащий. (Глауберова соль, мирабилит).

  1. Известно, что бром и иод ядовиты. Почему же невропатолог может посоветовать принимать бром, а эндокринолог заявить, что вам не хватает иода?

 (Ядовиты простые вещества. Лекарства содержат соединения этих элементов).

  1. Некоторые из пищевых добавок содержат пищевые волокна. Объясните с точки зрения химии, почему пища, содержащая пищевые волокна, создает ощущение сытости, хотя является низкокалорийной.

 (Благодаря множеству гидроксогрупп целлюлоза связывает воду, набухает и увеличивается в объеме).

  1. В состав хрустального стекла входят оксиды кальция, кремния, свинца. Можно ли хранить в хрустальной посуде маринад, кислое варенье? Почему?

 (Нельзя. Оксид свинца растворяется в кислотах, а соли свинца токсичны).

Подведение итогов игры.

       

План работы по подготовке

учащихся к государственной (итоговой) аттестации по химии

МОУ «ХСОШ №1» традиционно и в форме ЕГЭ.

№п/п

                       Мероприятия

   Срок

Ответственные

1.

Обзор документов по итоговой аттестации

выпускников.

В течение года

Рук-ль МО, уч-ль предметник

2.

Анализ результатов государственных экзаменов

сентябрь

Рук-ль МО, уч-ль предметник

3.

Ознакомление с входящей нормативно-правовой документацией.

В течение года

Рук-ль МО, уч-ль предметник

4.

Собрание учащихся 9, 11 классов и их родителей; ознакомление с «Положением о проведении ЕГЭ, итоговой аттестацией в традиционной форме».

Декабрь.

Администрация,

уч-ль предметник

5.

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся.

В течение года.

Уч-ль предметник

6.

Оформление стенда «Готовимся к итоговой аттестации».

Октябрь.

Уч-ль предметник

7.

Составление расписания консультаций.

Январь.

Уч-ль предметник

8.

Проведение текущих, итоговых контрольных работ. Их анализ. Выявление пробелов.

В  течение года.

Уч-ль предметник

   9.

Составление, рассмотрение и утверждение текстов итоговых контрольных работ.

В течение года

МО, уч-ль предметник

  10.

Составление, рассмотрение и утверждение экзаменационного материала.

До 24 апреля.

МО, уч-ль предметник.

  11.

Подготовка кабинета к проведению итоговой аттестации.

До 22 мая.

Уч-ль предметник

  12.

Инструктаж учащихся выбравших форму ЕГЭ.

Январь.

Уч-ль предметник

  13.

Разноуровневые контрольные работы.

В течение года.

Уч-ль предметник

  14.

Индивидуальная работа на уроках.

В течение года.

Уч-ль предметник

  15.

Консультации.

С января.

Уч-ль предметник

  16.

Составление алгоритма подготовки к проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

До января.

Уч-ль предметник

  17.

Проведение пробного экзамена.

Апрель.

Уч-ль предметник