рабочие программы

Колобова Людмила Михайловна

рабочие программы по информатике 7, 8, 9 классы по 1 часу_Поляков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа №49 имени героев-даманцев»

«ПРИНЯТО»

на заседании  педагогического совета

(Протокол № _1___

от «__» _августа________  2021г

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора школы по УВР

«   » августа_________2021г.

__Перегиняк Л.И.__________

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом директора

МБОУ «СШ№49 имени героев-даманцев»

№ _____

от  «    » _августа____2021г.

                    В.И.Абросимова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по    ______информатике______________________________________________________

                                                  (наименование учебного предмета или курса)

Уровень образования _основное  общее образование(7.2, 7.4, 7.6,7.7, 8.2, 8.4, 8.6, 8.7 9.4, 9.6 классы)

                                             (начальное, основное или среднее общее образование)

                                                         

Учитель_______Колобова Людимла  Михайловна _______________________________

                                                                                    (Ф.И.О.)

Программа разработана на основе  авторской программы по информатике для 7-9 кл. К.Ю. Полякова.

Рабочая программа учебного предмета «Информатика 7-9» содержит следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты изучения предмета
  3. Содержание учебного предмета «Информатика 7-9»
  4. Описание учебно–методического и материально–технического обеспечения образовательного процесса
  5. Календарно – тематическое планирование для 7 класса
  6. Лист корректировки рабочей программы

  1. Пояснительная записка.

    Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7-9 класса составлена на основе

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования в редакции пр. №1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Реестр Министерства просвещения РФ. В соответствии с содержанием указанных учебников;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
  • Примерной программы основного общего образования по информатике;
  • авторской программы по информатике для 7-9 кл. К.Ю. Полякова;
  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ №49»;
  • учебного плана МБОУ «СШ №49» на текущий учебный год.

Преподавание ведется по учебникам:

К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин: Информатика. 7 класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС Издательство «Бином» 2017г.

К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин: Информатика. 8 класс. Учебник. ФГОС

К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин: Информатика. 9 класс. Учебник. ФГОС

Учебники разработаны в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); с требованиями к результатам освоения примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО) (личностными, метапредметными, предметными); с основными идеями и положениями программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В них соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования.

Учебники являются основой учебно-методического комплекта (УМК), в состав которого кроме них включены:

 методическое пособие для учителя;

 примерная рабочая программа;

 электронные формы учебников.

 

Общая характеристика изучаемого предмета

Программа по предмету «Информатика и ИКТ» предназначена для изучения курса информатики учащимися основной школы. Она включает в себя три крупные содержательные линии:

  • Основы информатики
  • Алгоритмы и программирование
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Одной из задач изучения Важная задача изучения этих содержательных линий в курсе – добиться систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются универсальный язык C++, все работы связанные с языком программирования разработаны автором программы на основании зарубежных книг.

Так же разработаны задания с различным уровнем сложности, что позволяет учителю работать с каждым учеником индивидуально, изучая основы “Алгоритмизации и программирования”, пропорционально способности учащегося. Этот подход позволяет определить уровень группы в целом, а также последующими заданиями вести ученика к наиболее высокому уровню знания.

В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.

 Важной составляющей УМК является использование комплекта Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Этот комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

           На изучение предмета в учебном плане отводится по 1 часу в неделю в 7 классах 34 часов, 8 классах 34 часов, в 9 классах 34 часов (всего 105 часов), настоящая программа предусматривает обязательное изучение предмета в объёме выше перечисленном:

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество недель

Всего часов за учебный год

7 класс

1

34

34

8 класс

1

34

34

9 класс

1

34

34

  1. Планируемые результаты обучения.

Изучение информатики и ИКТ в основной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

1) в личностном направлении:

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  • Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
  • Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
  • Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
  • Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.

2) в метапредметном направлении:

  • развитие ИКТ-компетентности, т.е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
  • осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
  • целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
  • умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

3) в предметном  направлении:

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • формирование информационной;
  •  формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, информационные процессы, виды информации, компьютер, данные, программы, операционная система и т.д.;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

  1. Содержание учебного предмета, курса в 7 классе (34 часа).

Тема 1. Информация и информационные процессы (3 ч) Учащиеся должны знать: y понятие информации; y различие между понятиями «информация», «данные». Учащиеся должны уметь: y приводить примеры информационных процессов в природе, обществе, технических системах; y структурировать информацию, выделять основные понятия и взаимосвязи между ними.

Тема 2. Кодирование информации (11 ч) Учащиеся должны знать: y принципы дискретного кодирования информации в компьютерах; y принципы построения позиционных систем счисления. Учащиеся должны уметь: y вычислять количество различных кодов при равномерном и неравномерном кодировании; y переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную; y оценивать информационный объём текстов, изображений, звуковых файлов при различных режимах кодирования; y оценивать время передачи данных по каналу с известной пропускной способностью.

Тема 3. Компьютер (11 ч) Учащиеся должны знать: y основные принципы аппаратной организации современных компьютеров; y виды программного обеспечения и их особенности;

y принципы построения файловых систем; y правовые нормы использования программного обеспечения. Учащиеся должны уметь: y выполнять операции с файлами: создание, переименование, копирование, перемещение, удаление; y использовать прикладные программы и антивирусные средства.

Тема 4. Основы математической логики (3 ч) Учащиеся должны знать: y понятия «логическое высказывание», «логическая операция», «логическое выражение», «логическая функция». Учащиеся должны уметь: y строить и анализировать составные логические высказывания; y строить таблицы истинности логических выражений.

Тема 5. Модели и моделирование (7 ч) Учащиеся должны знать: y понятия «модель», «информационная модель», «математическая модель»; y этапы разработки и исследования компьютерной математической модели. Учащиеся должны уметь: y строить и исследовать простые компьютерные информационные модели.

Тема 6. Алгоритмизация и программирование (27 ч) Учащиеся должны знать: y понятия «алгоритм», «исполнитель», «система команд исполнителя»; y основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; y реализацию основных алгоритмических структур в выбранном языке программирования.

Учащиеся должны уметь: y составлять алгоритмы для решения простых задач в словесной форме, на алгоритмическом языке и на выбранном языке программирования; y выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц; y программировать несложные линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы на выбранном языке программирования.

Тема 7. Обработка числовой информации (9 ч) Учащиеся должны знать: y возможности электронных таблиц для хранения, анализа и представления данных. Учащиеся должны уметь: y вводить и редактировать данные в электронных таблицах; y выполнять вычисления с помощью электронных таблиц; y представлять данные в виде диаграмм и графиков.

Тема 8. Обработка текстовой информации (10 ч) Учащиеся должны знать: y способы представления текстовой информации в компьютерах; y понятия «редактирование», «форматирование». Учащиеся должны уметь: y создавать, редактировать и форматировать текстовый документы; y создавать текстовые документы с рисунками, таблицами, диаграммами.

Тема 9. Обработка графической информации (5 ч) Учащиеся должны знать: y принципы кодирования и хранения растровых и векторных изображений в памяти компьютеров.

Учащиеся должны уметь: y выполнять ввод изображений в компьютер; y выполнять простую коррекцию фотографий; y создавать простые векторные изображения.

Тема 10. Компьютерные сети (5 ч) Учащиеся должны знать: y принципы построения компьютерных сетей. Учащиеся должны уметь: y искать информацию в сети Интернет; y использовать сервисы Интернета; y грамотно строить личное информационное пространство, соблюдая правила информационной безопасности.

Тема 11. Мультимедиа (3 ч) Учащиеся должны знать: y принципы создания мультимедийных презентаций. Учащиеся должны уметь: y создавать мультимедийные презентации.

Тема 12. Базы данных (3 ч) Учащиеся должны знать: y что такое база данных (БД); y назначение СУБД; Учащиеся должны уметь: y создавать табличные БД средствами СУБД; y выполнять запросы на выборку данных из БД с помощью конструктора; y использовать сложные условия в запросах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для учебного плана объемом 102 часа (7–9 классы, по 1 часу в неделю)

Тема

Количество часов / класс

Всего

7 кл.

8 кл.

9 кл.

Основы информатики

1.

Информация и информационные процессы

3

3

2.

Кодирование информации

11

11

3.

Компьютер

11

9

1

1

4.

Основы математической логики

3

3

5.

Модели и моделирование

7

7

Итого

35

9

12

14

Алгоритмы и программирование

6.

Алгоритмизация и программирование

27

9

10

8

Итого:

27

9

10

8

Информационно-коммуникационные технологии

7.

Обработка числовой информации

9

1

6

2

8.

Обработка текстовой информации

10

5

5

9.

Обработка графической информации

5

5

10.

Компьютерные сети

5

1

4

11.

Мультимедиа

3

3

12.

Базы данных

3

3

Итого:

35

15

11

9

Резерв

5

1

1

3

Итого по всем разделам:

102

34

34

34

  1. Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методические пособия:

  1. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 7 класс в 2 частях: Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Бином» 2017г.
  2. Информатика. 7–9 классы: примерная рабочая программа / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  3. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

Технические средства обучения: Компьютер, презентации.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP, Linux.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Простой редактор Wеb-страниц.

Наглядные пособия:

1. Портреты великих ученых-математиков.

2. Плакаты Босовой Л.Л..

Интернет ресурсы:

1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

2. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

4. http://fcior.edu.ru/ Портал «Федеральный центр Информационно-образовательных ресурсов»

5. www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

6. http://www.fipi.ru  - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.

7. https://www.kpolyakov.spb.ru/ - сайт Полякова К.Ю. Преподавание, наука и жизнь.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа №49 имени героев-даманцев»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании предметной секции

Протокол  № ____

от «___» ________ 2021г

Руководитель

_________________

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора школы по УВР

«___» _________2021г.

________________________

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом директора

МБОУ «СШ№49 имени героев-даманцев»

№ _____

от  «___» __________2021г.

                    В.И. Абросимова  

_____________________

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по    ______информатике______________________________________________________

                                                  (наименование учебного предмета или курса)

Уровень образования        основное  общее образование 7.2, 7.4, 7.6, 7.7__(классы)

                                             (начальное, основное или среднее общее образование)

Количество часов            34                часа в год,                                     1           час в неделю  

                     (общее количество за год, в неделю)

 Учитель____Колобова Людмила Михайловна________________________________

Поурочное планирование к учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина, по 1 часу в неделю, 7 класс

Номер урока

Номер и название главы/количество часов

Тема урока

Планируемые результаты

Количество часов

Примечание

Метапредметные

Предметные

Личностные

Техника безопасности

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

7.09 03.09

7.09 7.09

§0

1. Введение в информатику

Компьютеры и программы

Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

14.09 10.09

14.09 14.09

§1

Данные в компьютере

21.09 17.09

21.09 21.09

§2

Как управлять компьютером? ПР № 1 «Файлы»

28.09 24.09

28.09 28.09

§3

Интернет. ПР № 2 «Интернет»

5.10 1.10

5.10 5.10

§4

2. Компьютер

Центральные устройства компьютера

Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.

12.10 8.10

12.10 12.10

.§5

Внешние устройства

19.10 15.10

19.10 19.10

§6,7

Программное обеспечение

22.10 - 5.11п 12.11ф

22.10 22.10

§8, 9, 10, 11

Файловая система. ПР №3 «Работа с файлами»

2.11п 9.11ф -  12.11

2.11 п 9.11ф - 2.11 п 9.11ф

§12, 13

Защита от компьютерных вирусов. ПР № 4 «Использование антивирусов».

9.11 19.11

9.11 9.11

§14

3. Обработка числовой информации

Электронные таблицы. ПР №5 «Работа с ЭТ»

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции).

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.

16.11 26.11

16.11 16 11

§16

4. Обработка текстовой информации

Редактирование текста. ПР № 6 «Редактирование текста»

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции).

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.

23.11 3.12

23.11 23.11

§17, 18

Форматирование текста. ПР № 7 «Форматирование текста»

30.11 10.12

30.11 30.11

§19, 20

Стилевое форматирование. ПР №8. «Стилевое форматирование»

7.12 17.12

7.12 7.12

§21

Таблицы. ПР № 9 «Работа с таблицами»

14.12 24.12

14.12 14.12

§22

Списки. ПР №10 «Списки»

21.12 -

21.12 21.12

§23

5. Обработка графической информации

Растровый графический редактор. ПР № 11 «Растровый графический редактор»

Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

1

§24

Работа с фрагментами. ПР №12 «Работа с фрагментами»

1

§25

Обработка фотографий. ПР №13 «Обработка фотографий»

1

§26

Вставка рисунков в документ. ПР №14 «Вставка рисунков в документ»

1

§27

Векторная графика. ПР № 15 «Векторная графика»

1

§28

6. Алгоритмы и программирование

Алгоритмы и исполнители. ПР № 16 «Управление исполнителем с пульта»

Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.

1

§29

Формальные исполнители. ПР № 17 «Программное управление Черепахой»

1

§30

Способы записи алгоритмов. ПР № 18 «Алгоритм в Кумире»

1

§30

Линейные алгоритмы. ПР №19 «Линейные алгоритмы»

1

§32

Вспомогательные алгоритмы. ПР № 20 «Вспомогательные алгоритмы».

1

§33

Циклические алгоритмы. ПР №21 «Циклические алгоритмы»

1

§34

Переменные. ПР №22 «Использование переменных в алгоритме»

1

§35

Циклы с условием. ПР №23 «Циклы с условием»

1

§36

Разветвляющиеся алгоритмы. ПР № 24 «Ветвления»

1

§37

Ветвления и циклы. ПР № 25 «Ветвления и циклы»

1

§38

Компьютерные презентации. ПР № 26 «Создание простейшей презентации»

1

§39

7. Мультимедиа

Презентации с несколькими слайдами. ПР № 27 «Создание презентации».

Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции).

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.

1

§46, 47

Проект

1

§48


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа №49 имени героев-даманцев»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании предметной секции

Протокол  № ____

от «___» ________ 2021г

Руководитель

_________________

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора школы по УВР

«___» _________2021г.

________________________

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом директора

МБОУ «СШ№49 имени героев-даманцев»

№ _____

от  «___» __________2021г.

                    В.И. Абросимова  

_____________________

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по    ______информатике______________________________________________________

                                                  (наименование учебного предмета или курса)

Уровень образования        основное  общее образование 8.2, 8.4, 8.6__(классы)

                                             (начальное, основное или среднее общее образование)

Количество часов            34                часа в год,                                     1           час в неделю  

                     (общее количество за год, в неделю)

 Учитель____Колобова Людмила Михайловна________________________________

Поурочное планирование к учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина, по 1 часу в неделю, 8 класс

Номер урока

Номер и название главы/количество часов

Тема урока

Планируемые результаты

Дата план

Дата факт

Метапредметные

Предметные

Личностные

Техника безопасности.

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

1.09  3.09

 2.09 1.09

2. Кодирование информации

Язык – средство кодирования.

Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

8.09  10.09

 9.09 8.09

Дискретное кодирование.

15.09  17.09

 16.09 15.09

Системы счисления.

22.09  24.09

23.09  22.09

Двоичная система счисления Практическая работа №1«Действия с двоичными кодами»

29.09  1.10

30.09  29.09

Восьмеричная система счисления. Практическая работа № 2. «Восьмеричная СС»

6.10  8.10

07.10  6.10

Шестнадцатеричная система счисления. «Шестнадцатеричная СС»

13.10  15.10

14.10  13.10

Кодирование текстов Практическая работа № 3 по теме «Кодирование текстовой информации»

20.10 - 5.11

21.10  20.10

8.4 кл - 12.11

Кодирование рисунков. Практическая работа № 4 по теме «Кодирование графической информации»

3.11- 12.11

11.11 -  3.11

10.11 - 19.11

11.11 -  10.11

Кодирование звука и видео. Практическая работа № 5 «Кодирование звуковой информации»

10.11 - 19.11

18.11 -  10.11

17.11 - 26.11

18.11 -  17.11

Передача данных

17.11 - 26.11

25.11 - 17.11

24.11 - 3.12

25.11 - 24.11

Сжатие данных.

24.11  3.12

2.12  24.11

3. Программи- рование

Программирование. Введение.

Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.

Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.

1.12  10.12

9.12  1.12

Линейные программы. Практическая работа № 6 «Линейные программы»

8.12  17.12

16.12  8.12

Операции с целыми числами

15.12  24.12

23.12  15.12

Операции с вещественными числами

22.12 –11.01

11.01-- 22.12

Случайные и псевдослучайные числа

12.01-18.01

18.01-11.01

Ветвления. Практическая работа № 7 «Ветвления»

19.01-25.01

25.01-18.01

Сложные условия

26.01-01.02

01.02-25.01

Цикл с условием. Практическая работа № 8 «Циклы с условием»

02.02-08.02

08.02-01.02

Цикл по переменной. Практическая работа № 9 «Циклы по переменной»

09.02-15.02

15.02-08.02

Циклы с постусловием. Практическая работа № 10 «Циклы с постусловием»

16.02-22.02

22.02-15.02

Массивы

02.03-01.03

01.03-22.02

Алгоритмы обработки массивов. Практическая работа № 11 «Массивы»

09.03-15.03

15.03-01.03

Поиск максимального элемента. Практическая работа № 12 «Работа с массивом»

16.03-22.03

22.03-15.03

4. Электронные таблицы

Что такое электронные таблицы?

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции).

Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.

23.03- 05.04    

      05.04-22.03

Редактирование и форматирование таблицы. Практическая работа № 13 «Работа с таблицами Excel»

06.04-12.04

12.04-05.04

Стандартные функции. Практическая работа № 14 «Стандартные функции в Excel»

13.04-19.04

19.04-12.04

Сортировка данных. Практическая работа № 15 «Сортировка данных  в таблице»

20.04-26.04

26.04-19.04

Относительные и абсолютные ссылки. Практическая работа № 16 «Относительные и абсолютные ссылки в Excel»

27.04-03.05

03.05-26.04

Диаграммы. Практическая работа № 17 «Создание диаграмм в Excel»

04.05-10.05

10.05-03.05

5. Подготовка электронных документов

Работа с текстом. Практическая работа № 18 «Работа с текстом»

Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции).

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.

11.05-17.05

17.05-10.05

Математические тексты. Практическая работа № 19 «Математические тексты. Формулы.»

18.05-24.05

24.05-17.05

Многостраничные документы

25.05-31.05

31.05-24.05

Коллективная работа над документом

-   -

             - 31.05


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа №49 имени героев-даманцев»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании предметной секции

Протокол  № ____

от «___» ________ 2021г

Руководитель

_________________

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора школы по УВР

«___» _________2021г.

________________________

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом директора

МБОУ «СШ№49 имени героев-даманцев»

№ _____

от  «___» __________2021г.

                    В.И. Абросимова  

_____________________

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по    ______информатике______________________________________________________

                                                  (наименование учебного предмета или курса)

Уровень образования        основное  общее образование 9.4, 9.6__(классы)

                                             (начальное, основное или среднее общее образование)

Количество часов            34                часа в год,                                     1           час в неделю  

                     (общее количество за год, в неделю)

 Учитель____Колобова Людмила Михайловна________________________________

Поурочное планирование к учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина, по 1 часу в неделю, 9 класс

Номер урока

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

План

Факт

1.

4.09

Техника безопасности

Метапредметные

Предметные

Личностные

2.

11.09

Компьютерная сеть ПР № 1. Подготовка текстового документа

Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.

3.

18.09

Глобальная сеть Интернет

4.

25.09

Службы Интернета ПР № 2. Службы Интернета

5.

2.10

Веб-сайты ПР № 3. Веб-сайты

6.

9.10

Логика и компьютер

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.

7.

16.10

Логические выражения

8.

6.11п

13.11ф

ПР № 4. Логические выражения

9.

13.11п

20.11ф

Множества и логика

10.

20.11

Модели и моделирование ПР № 5. Броуновское движение

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для реения учебных и познавательных задач.

Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах.

Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

11.

27.11

Математическое моделирование ПР № 6. Полет шарика

12.

4.12

Табличные модели. Диаграммы

13.

11.12

Списки и деревья

14.

18.12

Графы

15.

25.12

Использование графов

16.

15.01

ПР № 7. Игровые стратегии

17.

22.01

Символьные строки.

Операции со строками. Поиск

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.

18.

29.01

ПР № 8. Обработка строк. Функции

19.

05.02

Перестановка элементов массива. Сортировка массива

20.

12.02

ПР № 9. Перестановка элементов массива.

21.

19.02

ПР № 10. Сортировка

22.

26.02

ПР № 11. Отладка программы

23.

05.03

Процедуры. Функции

24.

12.03

ПР № 12. Процедуры

25.

19.03

ПР № 13. Функции

26.

26.03

Условные вычисления

27.

09.04

Обработка больших массивов

данных

28.

16.04

Информационные системы. Таблицы

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.

29.

23.04

Табличная база данных

30.

30.04

Запросы

31.

07.05

История и перспективы развития пк

32.

14.05

Информация и управление

33.

21.05

Годовая контрольная работа

34.

28.05

Информационное общество


  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями к курсу «Информатика и ИКТ» в соответствии с ФГОС основного общего образования:

Литература:

Для 7 классов, К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин: Информатика. 7 класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС 

Для 8 классов, К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин: Информатика. 8 класс. Учебник. ФГОС

Для 9 классов, К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин: Информатика. 9 класс. Учебник. ФГОС

Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Методическое пособие (содержит примерную рабочую программу)

Стивен Прата, Язык программирования C++ Лекции и упражнения 5-е изд.: Пер. с ангд. – М.: ООО “И. Д. Вильямс”, 2007. – 1184 с.

Меньшиков Ф. В. Олимпиадные задачи по программированию (+CD). –СПб.: Питер, 2006 – 315 с.: ил

Оборудование и приборы

  • 15 ученических компьютеров под управлением ОС Windows 10
  • МФУ
  • Интерактивная доска
  • Проектор
  • Wi-Fi – роутер
  • Доменная сеть

Программное обеспечение

  • MS Windows 10 для школы (лицензия предоставлена oblcit.ru)
  • MS Office 2013 (лицензия предоставлена oblcit.ru)
  • DevC++ -4.9.9.2
  • Kompas3D_LT_V12
  • КуМир 2.1.0(rc7)

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Введение. Информация и информационные процессы

Выпускник научится:

  • различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;
  • раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
  • приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных–в живой природе и технике;
  • классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
  • узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативно й памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
  • определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
  • узнает о истории и тенденциях развития компьютеров; о том, как можно улучшить характеристики компьютеров;
  • узнает о том какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.

Выпускник получит возможность:

  • осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;
  • узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.

Математические основы информатики

Выпускник научится:

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
  • кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
  • оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источники приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
  • определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
  • определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
  • записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
  • определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
  • использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
  • описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» необязательно);
  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
  • использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
  • узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например,0 и 1;
  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
  • познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
  • ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);  
  • узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.

Алгоритмы и элементы программирования

Выпускник научится:

  • составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
  • выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
  • определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
  • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
  • использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
  • составлять не сложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде        программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
  • использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины(массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
  • анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
  • использовать логические значения, операции выражения сними;
  • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
  • создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
  • познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
  • познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
  • познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

  • классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
  • выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
  • разбираться в иерархической структуре файловой системы;
  • осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
  • использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой столбчатой);
  • использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):

  • навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
  • различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики т.д.);
  • приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
  • основами соблюдения норм информационной этики и права;
  • познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными соответствующим понятийным аппаратом;
  • узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.

Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):

  • узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
  • практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
  • познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
  • познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поискав Интернете;
  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
  • узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
  • узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
  • получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
  • познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
  • получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.

Средства и способы достижения результатов.

Персональные компьютеры, мультимедийный проектор и экран, принтер монохромный и цветной.

Программные средства обучения: операционная система и служебные инструменты, клавиатурный тренажер для русского и иностранного языков, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами, графический редактор для обработки растровых изображений, редактор подготовки презентаций.

Формы организации учебной деятельности: урок, учебный практикум, исследование, проект.

Формы организации вне учебной деятельности: элективные курсы, НОУ, дистанционные конкурсы, исследовательская и проектная деятельность.