Инновационная деятельность на базе КФУ

Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navyka_kriticheskogo_myshleniya_1.pptx2.56 МБ
Файл master-klass_2015_7.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование навыка критического мышления Карпухина Ирина Викторовна Учитель 1 квалификационной категории

Слайд 2

До (= / -) Утверждения После (+ /-) 1.Работа в команде (группе) способствует интеллектуальному росту каждого. 2. Активное слушание повышает продуктивность работы. 3. Посредством применения мыслительных приемов ученики управляют своим мышлением. 4. Окружающая среда делает обучение видимым. 5. Процесс обучения важнее продукта обучения. 6.Ученики должны взять на себя полную ответственность за свое обучение.

Слайд 4

Цели: развитие навыков наблюдения; развитие навыков построения теорий на основе доказательств; развитие любознательности. Мыслительный прием «Посмотри, подумай, задайся вопросом»

Слайд 5

тщательное наблюдение и описание наблюдаемого; построение объяснений и интерпретаций; аргументированное рассуждение; связь новых знаний с предыдущими; принятие во внимание различных точек зрения; умение проявлять интерес и задавать вопросы; раскрытие сущности темы; определение главной мысли и формулирование выводов. Восемь типов мышления :

Слайд 6

Как Вы можете использовать этот мыслительный прием на своих уроках? Давайте поразмышляем

Слайд 8

Как Вы можете использовать эту обучающую структуру на своих уроках? Давайте поразмышляем

Слайд 9

До (= / -) Утверждения После (+ /-) 1.Работа в команде (группе) способствует интеллектуальному росту каждого. 2. Активное слушание повышает продуктивность работы. 3. Посредством применения мыслительных приемов ученики управляют своим мышлением. 4. Окружающая среда делает обучение видимым. 5. Процесс обучения важнее продукта обучения. 6.Ученики должны взять на себя полную ответственность за свое обучение.

Слайд 10

Раньше я думала, что … Теперь я думаю, что … Билетик на выход



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Формирование навыка критического мышления

      Современному обществу необходимы креативные, критически мыслящие люди, способные рассуждать, анализировать, доказывать свою точку зрения. И каждый учитель ежедневно работает над тем, чтобы его ученики были именно такими: успешными и востребованными. И , наверное, у Вас тоже возникал подобный вопрос. (Слайд 1)

 - Если все ученики способны думать, то почему мыслительные способности учеников разные?

   В нашей республике реализуется совместный проект с сингапурскими коллегами «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан», который дает возможность применять на уроках современные продуктивные  образовательные структуры и мыслительные приемы.  

   Сегодня я хотела бы поделиться с вами своим опытом работы в данном направлении.

Сейчас вы сидите по группам, это ваша команда.

       Перед вами лежат таблички МЭНЕДЖ МЭТ, на которых  указан Ваш номер в команде. Тот, кто сидит рядом с Вами – партнер по плечу, напротив Вас – партнер по лицу. На каждом столе стоит табличка  - это номер команды. Поприветствуйте своего партнера по плечу, по лицу.  В каждой команде необходимо придерживаться определенных правил. Сейчас участники под номером 1 возьмут лист А 4 и будут записывать правила работы в команде, которые будут предлагать участники команды по очереди.  Начинаем  с участника под номером 2. По 10 сек. Каждому. Спасибо. Если участник согласен с предложенным правилом – он поднимает большой палец вверх. 2 согласия и более – правило записывается. Теперь участники под номером 4 подойдут с листочками к магнитной доске и вывесят свои правила работы в команде. Спасибо.

КОПИ КЛЭП (Копируй хлопок) – сигнал привлечения внимания.

Слайд 2

    Перед вами лежат листочки с утверждениями. В столбце до проставьте, пожалуйста, знак «+», если вы согласны с утверждением и «-«, если не согласны с ним. ( слайд 3)

До (= / -)

Утверждения

После (+ /-)

1.Работа в команде (группе) способствует интеллектуальному росту каждого.

2. Активное слушание повышает продуктивность работы.

3. Посредством применения мыслительных приемов ученики управляют своим мышлением.

4. Окружающая среда делает обучение видимым.

5. Процесс обучения важнее продукта обучения.

6.Ученики должны взять на себя  полную ответственность за свое обучение.

Отложите пока эти листочки, мы вернемся к ним позже.

   Возьмите лист А 4. Приготовьте ручку или карандаш для записи информации.      (мыслительный прием – СИ-ФИНК_УАНДЭ)

Слайд  3

  А сейчас внимание на экран. Перед вами картинка. Посмотрите внимательно и ответьте письменно на вопрос:

- Что Вы видите? 1 мин. (песочные часы)

 Теперь  каждый участник команды поделится своим ответом на  вопрос, по 30 секунд каждому. Дописываем недостающие факты к себе на листок. Начинаем с участника под номером 3. (15 сек.)   Следующий участник - номер 4. (15 сек.) Время для участника – номер 1. (15 сек.) Следующий участник – номер 2. (15 сек (Обучающая структура РАУНД РОБИН)

Кто хочет ответить?

Теперь подумайте и запишите ответ на вопрос:

- Что вы думаете об этом?  1 мин. Каждый участник , начиная  с участника под номером 4. (по 15 сек.)

Подумайте и запишите:

- О чем это заставляет вас задуматься? 1 мин. Обсуждение, начинает участник под номером 1. ( по 15 сек.)

Слайд 4

 ( Цели  мыслительного приема «Посмотри, подумай, задайся вопросом»:

- развитие навыков наблюдения;

- развитие навыков построения теорий на основе доказательств;

- развитие любознательности.)

Слайд 5

(Существует восемь типов мышления:              

- тщательное наблюдение и описание наблюдаемого;

-построение объяснений и интерпретаций;

- аргументированное рассуждение;

-связь новых знаний с предыдущими;

-принятие во внимание различных точек зрения;

- умение проявлять интерес и задавать вопросы;

- раскрытие сущности темы;

- определение главной мысли и формулирование выводов.)      

    Ключевыми действиями мыслительного приема являются: описание, толкование и определение вопросов для последующего изучения. А тщательное наблюдение и описание наблюдаемого и является одним из типов мышления.

Слайд 6

Давайте поразмышляем:

- А как Вы можете использовать этот мыслительный прием на своих уроках?

       А сейчас я попрошу Вас встать, задвинуть стул и образовать 2 круга. Четные номера образуют внешний круг, а нечетные номера – внутренний круг. Спасибо. Под музыку внутренний круг движется по часовой стрелке, внешний – в обратном направлении. Как только музыка остановится – повернитесь к своему партнеру напротив.  (Музыка) Поприветствуйте своего партнера. Поделитесь размышлениями: как вы можете использовать  мыслительный прием «Посмотри, подумай, задайся вопросом» на своих уроках? Начинает партнер из внешнего круга 30 сек. , теперь партнер из внутреннего круга.30 сек. Поблагодарите друг друга. Спасибо. Двигаемся под музыку в том же направлении. (музыка останавливается) Поприветствуйте партнера. Начинает партнер из внутреннего круга – 30сек., теперь партнер из внешнего круга. 30 сек.  (Подойти, спросить: Что сказал Ваш партнер?») Всем спасибо, пожалуйста, возвращайтесь к своим командам.

Слайд 7

           А сейчас участник под номером 1 возьмет чистый лист  А 4. Сложите его пополам, еще раз пополам и еще 2 раза пополам. Разверните листок. Участник под номером 4 обведите маркером прямоугольник в центре листа.

        По сгибам тоже проведите маркером, чтобы у каждого члена команды появилось свое поле для записи. Как у меня на доске.   Каждый участник на своем поле нарисует  1 неодушевленный объект и напишет его название. 30 сек. А теперь еще раз взгляните на экран и попробуйте,  одним словом назвать увиденное. ( Толерантность) Участники под номером 3 впишите слово «толерантность» в прямоугольник в центре листа. А теперь, посмотрите на свой рисунок, подумайте  и запишите предложение «Это похоже на толерантность, потому что…» 1 мин. Поделитесь своим мнение с партнерами по команде. Начинает участник под номером 4. 15 сек., участник под номером 3,1,1. Спасибо. Эта обучающая структура способствует гибкому и креативному мышлению, сравнивая объекты не совместимые в обычной жизни.. Давайте поразмышляем:  как Вы можете использовать эту обучающую структуру на своих уроках? 30 сек. Поделитесь со своим партнером по плечу, начиная с участника у кого ладонь больше.  15 сек. Поблагодарите друг друга за ответ. Спросить, кто желает поделиться своим мнением. Спасибо.

          В ходе сегодняшнего мастер-класса я хотела поделиться с Вами современными продуктивными мыслительными приемами и обучающими структурами. Надеюсь, у меня это получилось.

Слайд 8

      В заключении я попрошу Вас вновь взять листочки с утверждениями и , теперь, проставить + или – в графе после.

    - Изменилось ли Ваше мнение?

Ответ на этот вопрос начните со слов «Раньше я думала, что…

Теперь я думаю, что..»

 У Вас на столах лежат цветные стикеры. Запишите продолжение этих фраз ( это будет билетиком на выход) и прикрепите их на магнитную доску.

Слайд 9

Спасибо за внимание.