в помощь учителю начальных классов. Чтение
Памятка для ученика
Как подготовиться к выразительному чтению.
1. Перечитывай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
3. Мысленно представь себе их.
4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).
5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства — тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.
6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
7. Прочитай текст выразительно.
Виды работ над текстом на уроке чтения.
- Чтение всего текста (по заданию учителя)
- Чтение, деление на части. Составление плана.
- Чтение по готовому плану.
- Чтение и пересказ после чтения.
- Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
- Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения или слова, которые можно пропустить).
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение цепочкой по абзацу.
- Самостоятельное чтение в полголоса.
- Чтение, поиск отрывка по рисунку.
- Чтение, ответы на вопросы.
- Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
- Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
- Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
- Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль.
- Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
- Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
- Чтение, составление сценария для диафильма (кратко, подробно).
- Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
- Беседа с сопровождением выборочного текста.
- Нахождение в тексте 3 (4,5…) выводов.
- Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном (после прочтения учителем или учеником).
- Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
- Чтение по ролям.
- Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
- Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
- Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
- Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, точкой, многоточием.
- Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
- Поиск и чтение образных слов и описаний.
- Поиск и чтение слов с логическим ударением.
- Поиск и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
- Чтение стихотворения, расстановка пауз.
- Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
- Выразительное чтение отрывка, стихотворения, рассказа по собственному выбору.
- Чтение отрывка в тексте с распространением в нем.
- Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме:
_________чн _________, _________ жи________ и т.д.
- Кто быстрее найдет в тексте одно слово на заданное учителем правило.
- Нахождение в рассказе самого длинного слова.
- Нахождение в рассказе двух-, трех-, четырехсложных слов.
- Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:
- существительное + прилагательное;
- существительное + глагол;
- местоимение + глагол (можно наоборот).
- Чтение, пометка непонятных слов.
- Чтение слабо читающими учеников слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).
- Поиск слов и выражений, с помощью которых можно составить устный портрет.
- Поиск и чтение слов в тексте, близких по значению данным (денные слова выписаны на доске).
- Чтение слов, к которым даны сноски.
- Поиск и чтение слов и предложений, которые можно использовать в сочинении.
- Чтение и выписывание слов для практического словаря, например, к теме: «Осень», «Зима» и т. д.
- Комбинированное чтение.
- Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
- Установление путем чтения причинно – следственных связей.
- Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)
- «Живая мимика» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
- Нахождения предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:
Техника чтения.
Скорость чтения рекомендуется отмечать с помощью следующей формулы: число слов в тексте умножить на 60 секунд и разделить на время в секундах, затраченное на чтение текста.
Педагогу следует обращать внимание на ошибки учащихся при чтении. Самостоятельное исправление ошибки ребенком в процессе чтения – хороший показатель понимания. В школе для контроля понимания текста обычно используется пересказ и ответы на вопросы.
Техника чтения охватывает следующие компоненты – способ чтения, правильность, выразительность, скорость, или темп, чтения.
Каждый из компонентов имеет свои особенности, которые, так или иначе, влияют на весь процесс чтения.
Способ чтения – важнейший компонент, составляющий технику чтения и воздействующий на другие ее стороны. Известны 5 основных способов чтения: 1) побуквенное; 2) отрывистое слоговое; 3) плавное слоговое; 4) плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; 5) чтение целыми словами и группами слов. Первые два способа относятся к непродуктивным. Они крайне нежелательны. Последние три способа – продуктивные.
Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения: 1 класс – 25 – 30 слов в минуту; 2 класс – 30 –40 слов в минуту (в конце первого полугодия); 3 класс – 50 – 60 слов в минуту (в конце первого полугодия), 65 – 75 слов в минуту (в конце второго полугодия); 4 класс – 70 – 80 слов в минуту (в конце первого полугодия) и 85 – 95 слов в минуту (в конце второго полугодия). Если результаты ниже – это сигнал недоработки.
Правильность чтения – выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: а) замены; б) пропуски; в) перестановки; г) добавления; д) искажения; е) повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте; ж) правильно или ошибочно делает ударения в словах.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений); делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания; читать достаточно громко и внятно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_podgotovitsya_k_vyr_cht.doc | 38.5 КБ |
vidy_rabot_nad_tekstom_na_urokah_chteniya..doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Как подготовиться к выразительному чтению.
1. Перечитывай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
3. Мысленно представь себе их.
4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).
5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства — тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.
6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
7. Прочитай текст выразительно.
Как подготовиться к выразительному чтению.
1. Перечитывай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
3. Мысленно представь себе их.
4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).
5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства — тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.
6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
7. Прочитай текст выразительно.
Как подготовить пересказ текста (методом ключевых слов)
Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце. Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.
1. Прочитай абзац и выбери для него одно-два ключевых слова.
2. После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.
3. К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.
4. Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов.
5. После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка. Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить.
6. Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.
Советы родителям
Если вы всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, Вам могут пригодиться советы американского психолога В.Уильямса. Вот некоторые из них.
|
Предварительный просмотр:
Виды работ над текстом на уроках чтения.
(методические рекомендации).
Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является:
№1. Многократное обращение к тексту, перечитывание его каж дый раз с новым заданием.
Цель учителя: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных форм и методов, видов работы, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие зада ния, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.
ВИДЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКЕ ЧТЕНИЯ
- Чтение всего текста /по заданию учителя/.
- Чтение, деление на части. Составление плана.
- Чтение по готовому плану.
- Чтение, после чтения пересказывание.
- Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
- Чтение с сокращением текста. Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить. /Подготовка к сжатому пересказу.
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение цепочкой по абзацу.
- Чтение вполголоса.
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
- Чтение, ответы на вопросы.
- Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
- Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения /позже предложение можно заменить логически закон ченным отрывком/.
- Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
- Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
- Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено /для сказки/.
- Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками /для басни/.
- Чтение составление сценария к диафильму /кратко, подробно/.
- Беседа с сопровождение выборочного текста.
- Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
- Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
- Чтение названия рассказа./Как еще можно назвать?/
- Чтение по ролям
- Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. «Живая картинкам» /один ученик читает, другой мимикой лица реаги рует на прочитанное.
- Нахождение отрывка, который нужно прочитать строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
- Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком,? зна ком, запятой, многоточием и т.д.
- Конкурсное чтение стихотворения /жюри выбирается из победителей предыдущего конкурса/.
- Нахождение и чтение образных слов и описаний.
- Нахождение я чтение слов и выражений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
- Чтение стихотворения, расстановка пауз.
- Выразительное чтение отрывка рассказа/стихотворения/ по собственному выбору/подготовленному в классе и дома/.
- Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
- Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме.
- Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем? /учеником правило/.
- Нахождение в рассказе самого длинного слева.
- Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
- Нахождение в рассказе - чтение сочетаний: (а/ сущ + прилаг; б/сущ.+глагол.; в/мест.+глагол).
- Чтение, пометка непонятных слов.
- Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.
- Нахождение и чтение слов, выражений, с помощью которых можно нарисовать устные картины.
- Нахождение и чтение слов, близких по значению данному (данные слова записаны на доске).
- Нахождение и чтение слов, выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
- Чтение и написания слов для практического словаря, например к теме «Осень» и т.д.
45. Комбинированное чтение /учитель – учащиеся – хором/
46. Чтение вместе с учителем /этот приём приучает глаза передвигаться в определённом темпе чтения/.
47.Чтение на время на уроке. Увеличения темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей. Читать не более 3-х раз.
Городское методическое объединение
учителей начальных классов школы VII вида
Материал подготовила учитель школы VII
вида Долгополова Л.П.