в помощь учителю начальных классов. Чтение

 

Памятка для ученика

Как подготовиться к выразительному чтению.

1. Перечитывай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

3. Мысленно представь себе их.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).

5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства — тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.

6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

7. Прочитай текст выразительно.

 

 

Виды работ над текстом на уроке чтения.

  1. Чтение всего текста (по заданию учителя)
  2. Чтение, деление на части. Составление плана.
  3. Чтение по готовому плану.
  4. Чтение и пересказ после чтения.
  5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  6. Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения или слова, которые можно пропустить).
  7. Чтение цепочкой по предложению.
  8. Чтение цепочкой по абзацу.
  9. Самостоятельное чтение в полголоса.
  10. Чтение, поиск отрывка по рисунку.
  11. Чтение, ответы на вопросы.
  12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  13. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  14. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  15. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
  16. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль.
  17. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
  18. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
  19. Чтение, составление сценария для диафильма (кратко, подробно).
  20. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
  21. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  22. Нахождение в тексте 3 (4,5…) выводов.
  23. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном (после прочтения учителем или учеником).
  24. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  25. Чтение по ролям.
  26. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  27. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
  28. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
  29. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, точкой, многоточием.
  30. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
  31.  Поиск и чтение образных слов и описаний.
  32. Поиск и чтение слов с логическим ударением.
  33. Поиск и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  34. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
  35. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
  36. Выразительное чтение отрывка, стихотворения, рассказа по собственному выбору.
  37. Чтение отрывка в тексте с распространением в нем.
  38. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме:

_________чн _________,  _________ жи________ и т.д.

 

  1. Кто быстрее найдет в тексте одно слово на заданное учителем правило.
  2. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
  3. Нахождение в рассказе двух-, трех-, четырехсложных слов.
  4. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:
    • существительное + прилагательное;
    • существительное + глагол;
    • местоимение + глагол (можно наоборот).
  5. Чтение, пометка непонятных слов.
  6. Чтение слабо читающими учеников слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).
  7. Поиск слов и выражений, с помощью которых можно составить устный портрет.
  8. Поиск и чтение слов в тексте, близких по значению данным (денные слова выписаны на доске).
  9. Чтение слов, к которым даны сноски.
  10. Поиск и чтение слов и предложений, которые можно использовать в сочинении.
  11. Чтение и выписывание слов для практического словаря, например, к теме: «Осень», «Зима» и т. д.
  12. Комбинированное чтение.
  13. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
  14. Установление путем чтения причинно – следственных связей.
  15. Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)
  16. «Живая мимика» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
  17. Нахождения предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника чтения.

    Скорость чтения рекомендуется отмечать с помощью следующей формулы: число слов  в тексте умножить на 60 секунд и разделить на время в секундах, затраченное на чтение текста.

     Педагогу следует обращать внимание на ошибки учащихся при чтении. Самостоятельное исправление ошибки ребенком в процессе чтения – хороший показатель понимания. В школе для контроля понимания текста обычно используется пересказ и ответы на вопросы.

    Техника чтения охватывает следующие компоненты – способ чтения, правильность, выразительность, скорость, или темп, чтения.  

    Каждый из компонентов имеет свои особенности, которые, так или иначе, влияют на весь процесс чтения.

 

    Способ чтения – важнейший компонент, составляющий технику чтения и воздействующий на другие ее стороны. Известны 5 основных способов чтения: 1) побуквенное; 2) отрывистое слоговое; 3) плавное слоговое; 4) плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; 5) чтение целыми словами и группами слов. Первые два способа относятся к непродуктивным. Они крайне нежелательны. Последние три способа – продуктивные.

 

    Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения: 1 класс – 25 – 30 слов в минуту; 2 класс – 30 –40 слов в минуту (в конце первого полугодия); 3 класс – 50 – 60 слов в минуту (в конце первого полугодия), 65 – 75 слов в минуту (в конце второго полугодия); 4 класс – 70 – 80 слов в минуту (в конце первого полугодия) и 85 – 95 слов в минуту (в конце второго полугодия). Если результаты ниже – это сигнал недоработки.

 

    Правильность чтения – выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: а) замены; б) пропуски; в) перестановки; г) добавления; д) искажения; е) повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте; ж) правильно или ошибочно делает ударения в словах.

 

    Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений); делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания; читать достаточно громко и внятно.

 

 

 

 

 



 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как подготовиться к выразительному чтению.

1. Перечитывай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

3. Мысленно представь себе их.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).

5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства — тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.

6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

7. Прочитай текст выразительно.

Как подготовиться к выразительному чтению.

1. Перечитывай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

3. Мысленно представь себе их.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).

5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства — тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.

6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

7. Прочитай текст выразительно.

Как подготовить пересказ текста (методом ключевых слов)

Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце. Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.

1. Прочитай абзац и выбери для него одно-два ключевых слова.

2. После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.

3. К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.

4. Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов.

 5. После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка. Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить.

6. Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.

Советы родителям

Если вы всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, Вам могут пригодиться советы американского психолога В.Уильямса. Вот некоторые из них.

  1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
  2. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
  3. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
  4. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
  5. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
  6. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
  7. В доме должна быть детская библиотечка.
  8. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
  9. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  10. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
  11. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
  12. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  13. Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
  14. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  15. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают все что угодно!
  16. Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
  17. Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть.

 

 



Предварительный просмотр:

Виды работ над текстом на уроках чтения.

                          (методические рекомендации).

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является:

№1. Многократное обращение к тексту, перечитывание его каж дый раз с новым заданием.

Цель учителя: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных форм и методов, видов работы, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие зада ния, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

ВИДЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКЕ ЧТЕНИЯ

  1. Чтение всего текста /по заданию учителя/.
  2. Чтение, деление на части. Составление плана.
  3. Чтение по готовому плану.
  4. Чтение, после чтения пересказывание.
  5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  6. Чтение с сокращением текста. Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить. /Подготовка к сжатому пересказу.
  7. Чтение цепочкой по предложению.
  8. Чтение цепочкой по абзацу.
  9. Чтение вполголоса.
  10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  11. Чтение, ответы на вопросы.
  12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения /позже предложение можно заменить логически закон ченным отрывком/.
  15. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  16. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
  17. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено /для сказки/.
  18. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками /для басни/.
  19. Чтение составление сценария к диафильму /кратко, подробно/.
  20. Беседа с сопровождение выборочного текста.
  21. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
  22. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  23. Чтение названия рассказа./Как еще можно назвать?/
  24. Чтение по ролям
  25. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. «Живая картинкам» /один ученик читает, другой мимикой лица реаги рует на прочитанное.
  26. Нахождение отрывка, который нужно прочитать строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
  27. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком,? зна ком, запятой, многоточием и т.д.
  28. Конкурсное чтение стихотворения /жюри выбирается из победителей предыдущего конкурса/.
  29. Нахождение и чтение образных слов  и описаний.
  30. Нахождение я чтение слов и выражений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  31. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
  32. Выразительное чтение отрывка рассказа/стихотворения/ по собственному выбору/подготовленному в классе и дома/.
  33. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
  34. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме.
  35. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем? /учеником правило/.
  36. Нахождение в рассказе самого длинного слева.
  37. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
  38. Нахождение в рассказе - чтение сочетаний: (а/ сущ + прилаг; б/сущ.+глагол.; в/мест.+глагол).
  39. Чтение, пометка непонятных слов.
  40. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.
  41. Нахождение и чтение слов, выражений, с помощью которых можно нарисовать устные картины.
  42.  Нахождение и чтение слов, близких по значению данному (данные слова записаны на доске).
  43. Нахождение и чтение слов, выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
  44. Чтение и написания слов для практического словаря, например к теме «Осень» и т.д.

       45.   Комбинированное чтение /учитель – учащиеся – хором/

46.    Чтение вместе с учителем /этот приём приучает глаза передвигаться в     определённом темпе чтения/.

47.Чтение на время на уроке. Увеличения темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей. Читать не более 3-х раз.

Городское методическое объединение

учителей начальных классов школы VII вида

                                                              Материал подготовила  учитель школы VII  

                                                вида Долгополова Л.П.