Учебный предмет. Технология

Работа с детьми всегда держит педагога на уровне, если он не стоит на месте, а старается постигать интересное для своих учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока

Тема урока: Понятие о машине и механизме

Класс: 5

Цель: ознакомить обучающихся с понятием «Машина»,  «механизм», «соединение», «деталь», видами машин, механизмов, дать краткие сведения о рабочих профессиях машинист, водитель.
Тип урока
: комбинированный: урок приобретения учащимися новых знаний;  урок формирования первоначальных знаний.

Время: 90 мин

Планируемые результаты:
Предметные:    сформировать представления о машине, механизмах, и областях их применения.

Метапредметные:
регулятивные – планирование собственной деятельности, выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

коммуникативные – умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.

познавательные - извлечение необходимой  информации из беседы, рассказа; выработка алгоритма действий под руководством учителя.
Личностные: самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм; умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе.

Дидактические средства обучения: презентация «Машины и механизмы», проектор, экран, ноутбук, образовательный конструктор серии LEGO Mindstorms, мультимедийные приложения (кроссворд;  http://learningapps.org/2941878 «Машины и механизмы»; http://learningapps.org/2940381 «Великие ученые и их открытия»). Раздаточный материал: рабочие листы,  инструкционные карты по сборке моделей,  маршрутные листы

Межпредметные связи:

Ход урока

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы работы

Средства

Организационный момент урока

(5 мин.)

Проверить готовность к уроку, включить учащихся в деловой рабочий ритм.

Учитель приветствует учащихся.

Предлагает проверить готовность к уроку, наличие рабочих листов, письменных принадлежностей

Учащиеся приветствуют учителя.

 Слайд 1

Актуализация необходимых знаний

(5 мин.)

- Сегодня мы окунемся в мир настоящей техники

 Для  того, чтобы понять тему сегодняшнего урока посмотрите видеоряд.    

слайд 2

Постановка учебной задачи

(6 мин.)

- О чем был видеоряд?  

Как вы думает, какая тема нашего урока?

- Верно. Запишите в рабочих листах.

- Тема нашего урока понятие о машине и механизме.

«мозговой штурм»

  Слайд 2

Организация познавательной деятельности 

(29  мин.)

- В современном мире       человека окружают различные машины. Многие из них вы видели.  

- Найдите определение «Машина» в учебнике  параграфа 18 на странице 91 и запишите его в рабочий лист.

- Ранее на уроках окружающего мира вы знакомились с классификацией транспорта. Назовите, какие виды транспорта вы знаете.

- Машины разделяют на пять классов:

Машины – двигатели, машины-генераторы, машины технологические, машины транспортные и подъёмно-транспортные и информационные машины. Рассмотрим классы более подробно.

Класс «Машина-двигатель».

- Найдите в учебнике  понятие «машина-двигатель» в учебнике на странице 91 и сделайте записи  в рабочем листе.

- Приведите примеры.

- Самый первый автомобиль создал француз Николя Жозеф Кюньо  в 1770 году. Паровая машина тащила груз массой до 3 тонн со скоростью до 4 км/ч. Могла ехать не более 15 минут. Кюньо был автором и  первой автомобильной аварии,  т.к. не снабдил  машину тормозом. - Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, работавшем на бензине,  собрал в 1885 г. немецкий изобретатель Карл Бенц.  Машина была трёхколёсной и развивала скорость до 16 км/ч.  

- Сегодня автомобильным транспортом перевозится значительная часть грузов и пассажиров во многих странах мира.

- Многие конструкторы уверены в том, что автомобили будущего должны …  летать.  Это избавит человечество от  автомобильных пробок и поисков места для парковки. Англичанин  Моллер  уже много лет работает  над своим  «Skycarом».  Пока машина может только взлетать и садиться.

- Первый паровоз, двигавшийся по рельсам, был построен в 1803 г. англичанином Ричардом Тревитик. Современный скоростной поезд,  «Сапсан», разработанный немецкой железнодорожной компанией  и  курсирующий между Санкт-Петербургом и Москвой  движется со скоростью  – 250 км/ч.

- Плавая на деревянных парусных судах,  люди, исследуя  Землю, совершили большинство Великих географических открытий. С изобретением паровой машины, на смену парусникам пришли пароходы. Одно из первых удачных  паровых судов построил в 1809 году американец  Р. Фултон .

- В настоящее время водным транспортом,   осуществляется перевозка крупногабаритных грузов и нефти.  Всё более широкое распространение получают водные круизы на суперлайнерах.

- Класс «Машина-генератор». Найдите определение «Машина-генератор» в учебнике  на странице 91 и запишите его в рабочий лист.

- Верно. Пример «машины-генератора» турбина электростанции превращает энергию текущей в реке воды  в электрическую.

- Класс «Технологические машины». Найдите определение «Технологическая-машина» в учебнике  на странице 91 и запишите его в рабочий лист.

- Приведите  примеры.

- Первые технологические машины были изобретены ещё в неолите: сверлильный станок и гончарный круг.  

В Древнем Египте был изобретён токарный станок.

Ещё совсем недавно, в индустриальную эпоху, количество и качество этих машин определяло мощь государства.

- Следующий класс «Транспортные и подъемно-транспортные  машины». Найдите определение «транспортные и подъемно-транспортные» в учебнике  на странице 91 и запишите его в рабочий лист.

- Верно. Сегодня  широко используем различные подъёмники, эскалаторы, фуникулёры, лифты,  подъёмные краны.

- Транспортирующие машины люди применяли с глубокой древности. Для полива «Висячих  садов Семирамиды» использовался винтовой подъёмник воды.  Лифт был установлен в тронном зале византийских императоров. Один из первых лифтов в России создал механик Иван Кулибин. Более двухсот лет назад во дворце царицы Екатерины Второй построили диковинную машину — лифт. Внутри он выглядел роскошно: позолота, зеркала... Но никаких кнопок и автоматики, как в современном лифте, там, конечно, не было. А поднимался лифт потому, что солдаты крутили ручку подъёмного механизма. Сейчас в каждом высоком доме есть один или два пассажирских лифта. А в магазинах, на складах, на предприятиях — ещё и грузовые лифты. В больницах — больничные лифты.

- Следующий класс «Информационные машины». Найдите в учебнике на странице 91 понятие «Информационные машины» и сделайте записи  в рабочем листе.

-Приведите примеры.  

- Английский  Стоунхендж называют  «вычислительной машиной каменного века».  Перекладывая камни в лунках, можно  было определять даты солнечных и лунных затмений.

Арифмометр  ещё в 60 –е годы XX  века считался достаточно удобным для вычислений. За последние  50 лет сменилось  4 поколения ЭВМ. Сегодня компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Без них невозможно представить  энергетику,  точное машиностроение,  военное дело, навигацию,  полёты в космос,  медицину, проектирование, торговлю и даже искусство.

Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает ответить на вопрос:

- Как вы думаете, без чего любая машина не сможет выполнять какую-либо работу?

- Найдите определение «Механизма» на странице 91 параграфа 18 и запишите в рабочий лист

- Верно. Механизмы, входящие в состав машин и весьма разнообразны.  

В состав механизмов входят валы, приводные ремни, подшипники.

- Давайте рассмотрим некоторые виды механизмов.

Винтовой механизм. Основными элементами его является винт и гайка. Примером его служит модель слесарных тисков, домкраты, ручка водопроводного краны.

- Найдите винтовой механизм в рабочих листах (задание 1) и подпишите  изображение.

Ременная передача - основными элементами его являются шкивы и ремень. Пример этой передачи можно наблюдать в устройстве ножной швейной машинке, станках, автотранспортных двигателях.

- Найдите ременную передачу в рабочих листах (задание 1) и подпишите  изображение.

Зубчатая передача - основными элементами одноступенчатой зубчатой передачи являются два зубчатых колеса – ведущее и ведомое. Пример этой передачи можно наблюдать в устройстве часов.

- Найдите зубчатую передачу в рабочих листах (задание 1) и подпишите  изображение.

Кулачковый механизм – основными элементами имеющий служит подвижное звено, совершающее вращательное движение, — кулак (кулачок)

- Найдите кулачковый механизм в рабочих листах (задание 1) и подпишите  изображение.

- Посмотрите  на машины и механизмы. Из чего они состоят?

- Детали могут быть простыми и сложными.

- Найдите в учебнике, какие детали называют простыми.

- Найдите в учебнике, какие детали называют сложными.

- Приведите примеры.

- Как вы думаете, могут ли машины управлять собой сами?

- На странице 96 найдите сведения о рабочих профессиях.

- Машина  это устройство, предназначенное для выполнения какой либо работы  путем преобразования одного вида энергии в другой.

-Водный, воздушный, наземный, подземный

Машины – двигатели превращают энергию любого вида в механическую, например электрическую в механическую или тепловую в механическую.

Учащиеся записывают определение

- Пылесос, стиральная машина, миксер, автомобиль

- «Машины – генераторы»  преобразуют  механическую энергию в другой вид энергии.

Учащиеся записывают определение

- Технологические  машины предназначены для изменения размеров и форм заготовок.

Учащиеся записывают определение

- Станки для обработки древесины, швейные машинки

-«Транспортные и подъемно-транспортные  машины» служат для перемещения людей, грузов, изделий. Учащиеся записывают определение

- Информационные машины предназначены  для преобразования информации.

Учащиеся записывают определение

- Персональные компьютеры (ПК) или электронно-вычислительное машины (ЭВМ).

- Механизма

- Механизмы это искусственно созданные человеком устройства, имеющие несколько деталей, и предназначенные для передачи и преобразования движения.

Учащиеся находят и подписывают элемент

Учащиеся находят и подписывают элемент

Учащиеся находят и подписывают элемент

Учащиеся находят и подписывают элемент

- Все машины и механизмы состоят из отдельных деталей.

- Простые детали болт, гайка, шайба – применяют почти во всех изделиях.

- Сложные называют детали, которые имеют непростую форму и на их изготовление требуется много времени.

- Станина станка, зубчатое колесо ручной дрели.

Ответы детей

Ответы детей

Работа с текстом

и рабочим листом

Работа с текстом

и рабочим листом

Работа с текстом

и рабочим листом

Работа с текстом

и рабочим листом

Работа с текстом

И рабочим листом

Работа с текстом

и рабочим листом

«мозговой штурм»

Работа с текстом и рабочим листом

Работа в рабочем листе

Работа в рабочем листе

Работа в рабочем листе

Работа в рабочем листе.

«мозговой штурм»

Работа с учебником

 (слайд  3)

         

(Слайд 4)

(слайд 5)

(слайд  6)

(слайд  7)

(слайд 8)

(слайд 9)

(слайд  10)

(слайд  11)

(слайд 12)

(слайд 13)

(слайд 14)

Практическая деятельность (15  мин.)

Принцип  действия механизмов рассмотрим на примерах в практической работе.

Сообщение учащимся названия практической работы:

- «Изготовление моделей с встроенными механизмами»

Вводный инструктаж учителя.

- работать  в режиме Конструирование с конструкторами «LEGO ».  

Дети делятся на группы.  Каждая группа производит сборку отдельной модели.  (Разъяснение учащимся задач практической работы, ознакомление  с учебно-технической документацией)

Самостоятельная работа учащихся по ИК.   Анализ проделанной работы и демонстрация изготовленной модели

Конструирование

Анализ практ.-ой работы

  (слайд  15)

Подведение итогов урока

( 20 мин.)

- Для того чтобы понять как мы с вами усвоили материал урока, отправимся в «Виртуальное путешествие Нано-Индустри-Парк». На каждом этапе вас ждут испытания. Каждая команда получает маршрутную карту и в соответствии с ней проходит этапы, выполняя задания.

- Вы хорошо справились с заданиями.

Дети в группах отвечают на тесты, работая на этапах.

Работа в тестовом режиме в форме «квест» с мультимедийными приложениями

мультимедийные приложения (кроссворд;  «Машины и механизмы»;

«Великие ученые и их открытия»

Рефлексия деятельности 

(5-7 мин.)

Как вы думаете, пригодятся ли вам знания и умения, которые вы сегодня получили?

Я узнал …

Было интересно …

Было трудно …

Больше всего понравилось …

Теперь я могу …

Дети отвечают на вопросы

(слайд  16)

Домашнее задание

(3 мин.)

Параграф  18, ответить на вопросы в конце параграфа.

Составить краткое сообщение о том, какие машины и механизмы помогают человеку в его жизни.