Инновационная деятельность на базе КФУ

Отчёт об инновационной деятельности за 2015-2016 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Полное наименование образовательной организации (учреждения)

МБОУ «Гимназия № 102 им. М.С.Устиновой»

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

 420039 РТ г. Казань ул. Городская д.2 тел.560-71-67, https://edu.tatar.ru/moskow/page2279.htm, muk1msk@bk.ru

Тема инновационной разработки

«Применение методов проблемного обучения в целях увеличения творческой активности учащихся на уроках технологии»

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Королёва Ольга Германовна

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме)

Актуальность использования методов  проблемного обучения на уроках технологии определяется проблемой развития высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов, развития познавательной активности, творческих способностей учащихся. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Новизна-применение метода проблемного обучение на уроках технологии в условиях внедрения ФГОС. Цель работы - теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемного обучения  на  уроках технологии. Задачи:

 -изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

-провести психолого-педагогический анализ сущности проблемного обучения как основного элемента современной системы образования;

-выявить особенности создания проблемных ситуаций на уроках технологии;

-проанализировать технологию проблемного обучения;

-выявить эффективность создания системы проблемных ситуаций в обучении.

Ресурсы, которые необходимы для реализации проблемной технологии:

- отбор актуальных задач

- определение особенностей проблемного обучения в разных видах учебной работы

- построение оптимальной системы проблемного обучения

- подбор средств обучения

- личностный подход учителя, способный вызвать и направить активную познавательную деятельность ученика.

Методические рекомендации к разработке проблемного урока:

1. Назначение проблемного урока

- приобретение ЗУН

- активизация и развитие мыслительных действий

( анализ, синтез, аналогии, сравнение, обобщение)

- развитие креативности ( творческого начала)

- выход на проектную, исследовательскую деятельность

2. Как возникает проблема:

- несоответствие жизненного опыта реальной ситуации, научным сведениям

- несоответствие имеющихся знаний и новых фактов

- столкновение нескольких точек зрения, новых фактов

- прогноз событий, явлений, предполагаемый результат

- недостаток ( недоступность) информации.

3. Методы решения проблемной ситуации:

- исследовательский: индуктивное ( от частного к общему) и дедуктивное ( от общего  к частному) исследование

- проектирование

4. Средства решения проблемной ситуации:

- эксперимент

- работа с информацией (текстовой, визуальной и др.)

- наблюдение

- моделирование.

5. Формы работы учащихся:

- беседа (эвристическая, дискуссия и др.)

- лекция

- практическая работа

- теоретическая работа в группе

6. Этапы урока:

- мотивация, создание проблемной ситуации

- выдвижение гипотез и их запись на доске

- исследование (теоретическое, практическое)

- обмен информацией (при работе в группах) и представление работы

- обработка информации ( выделение значимой, подтверждение или опровержение ранее высказанных гипотез)

- подведение итогов урока, вариант(ы) решения проблемы

- рефлексия.

Работаю над данной темой 1 год. Ожидаемые результаты в виде развития  у обучающихся метапредметных и предметных УУД  уровня  среднего и высокого.

Сведения о распространении инновационного опыта:
- участие в научно-практических конференциях
- открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики;
-участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности;
-печатные работы за отчетный период и др.

- В  заседании районного МО:  участвовала  в обсуждении вопроса диагностики развития УУД у учащихся на уроках.

Цель участия: обмен опытом работы, узнать отзывы о своей работе.

-Участие в работе республиканских выездных семинарских занятиях слушателей курсов  профессиональной переподготовки учителей технологии при ФГАОУ ВО КПФУ:

2октября  2015 года         Тема выездного семинарского занятия: «Методика изучения раздела «Создание изделий из конструкционных, текстильных и поделочных  материалов» в образовательной области «Технология» ФГОС  ООО»

Темы выступления и мастер-класса: Разработка технологической карты урока

Темы мастер-класса: Организация изучения раздела «Технология обработки ткани» согласно ФГОС ООО

Открытый урок-практикум: Моделирование юбки 6В класс гимназия №102

26 января 2016 года   Тема выездного семинарского занятия:  «Методика изучения раздела «Создание изделий из конструкционных, текстильных и поделочных  материалов» в образовательной области «Технология» ФГОС  ООО»

Темы  мастер-класса:  Учебно-методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса направления «Технология ведения дома»

Открытый урок-практикум: Снятие мерок 5А класс гимназия  № 102

16 ноября 2016 года   Тема выездного семинарского занятия:  «Применение информационных технологий в подготовке одарённых детей к олимпиадам и конкурсам»

Темы  мастер-класса: Знакомство с программой RedCafe

- На  Республиканской инновационной площадке «Инновационная образова-

тельная программа дополнительного профессионального образования «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования»

Темы  мастер-класса: Формирование регулятивных УУД на уроках технологии с элементами проблемного обучения

 Темы  мастер-класса: Разработка технологической карты для конструиро-

вания учебного занятия с учётом развития УУД.

-В  III Республиканской научно-практическая конференции, организованной на базе Республиканского центра  по работе с одарёнными детьми.

Тема конференции: «Одарённые дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие»                                                                                           Тема выступления: Одарённые дети в системе общего образования: проблемы, перспективы,  развитие

 - Статья по теме « Составляющие успешных результатов олимпиады по технологии» в сборнике статей   участников III Республиканской научно-практической конференции «Одарённые дети в системе общего образования: проблемы, перспективы,  развитие».

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамика):
- конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный, республиканский всероссийский
уровень);
- качество образования (высокобалльники);
-др.

Участие во всероссийской олимпиаде по технологии учащейся Исхаковой Карины  из 11Б  гимназия 75 с результатами: Победитель 1 место на школьном уровне

Победитель 1 место на муниципальном уровне

Призёр 5 место на республиканском уровне

Победитель в номинации «Традиции и новизна в культуре дома» на всероссийском уровне

За отчётный период успеваемость 100%, качество образования составляет 98%

Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных):
- «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК;
| - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00);
- элективный курс в рамках заявленной темы;
- открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики;
- печатные работы;
- разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)
Отчет об инновационной деятельности должен содержать текстовый материл, а также видео и фотоматериалы

«Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК;