Мастер-класс по творчеству А. Платонова "Юшка"

В разработке представлены виды контроля на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klaster.docx23.85 КБ
Файл master-klass_po_liter._v_7_klasse.docx32.81 КБ
Package icon master-klass_yushka.zip2.71 МБ

Предварительный просмотр:

        КЛАСТЕР



Предварительный просмотр:

                         

                                      Мастер-класс

по литературе  в 7 классе. «Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе «Юшка»». Друзья и враги главного героя, его непохожесть на других людей. Добро и зло в рассказе (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»).

Цель: 1) познакомить учащихся  с  рассказом А. Платонова «Юшка»;

           2) углубить представление  учащихся  о платоновской «формуле

жизни»;

           3) раскрыть емкость и философичность содержания платоновского рассказа;

           4) рассмотреть образ главного героя  со стороны главных законов человеческого бытия ;

           5) воспитывать у учащихся  сострадание  к людям, взаимопонимание, доброту.

       Оборудование: презентация, выставка книг, портрет А. Платонова,

 « Толковый словарь С.И.Ожегова».

 Ход урока:

      I.Вступительное слово учителя об А.П. Платонове.(слайд  №3)

-Ребята, вам всем немного известно имя Андрея Платонова. В 6 классе мы изучали  его рассказ.

-Вспомните, как он назывался?  («Корова»)

-Сколько  книг выпустил А. Платонов? (23)

-Что еще вам известно о писателе?

1) Он проработал подручным мастера  на заводе и рабочим. У Платонова была большая семья.

2) При  жизни  он был не признан,  его произведения не печатались

        Сегодня же мы продолжаем знакомство с героями А.Платонова.

            Информация о писателе .(слайд № 4)

           Это был необыкновенный человек и писатель. Платонов умел по-своему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя. Посмотрите на его портрет, он и сейчас как будто всматривается в вас. Что вы за люди? Его книги пробуждают и делают острее добрые чувства в человеке. Главная цель писателя: открыть людям истинный смысл и правду жизни, показать, какая радость это, понять мир и помочь ему стать на деле лучше...

II. Рассказ ученика о писателе от 1-го лица.

" Я родился в Ямской слободе при самом Воронеже в семье железнодорожника в 1899 году. Настоящая моя фамилия Климентов.  Подписывать свои произведения я стал именем отца, старого паровозного машиниста. Многому у него научился - и в детстве, и потом, когда работал   у него на паровозе помощником машиниста.

    Десять лет назад в Ямской было все: плетни, заборы, сады, огороды, вместо домов - хаты, и много мужиков. Единственной музыкой слободы был церковный колокол. А по праздникам устраивались кровавые драки, бились до смерти, лишь изредка кричали: "Дай дух!" А потом снова начиналась драка. Вскоре для меня наступило время учебы, потом время работы. В одно время в семье было 10 человек, я - старший работник, кроме отца. Отец не мог прокормить такую ораву.В 1918 г. я опубликовал в журнале "Железный путь" рассказ "Очередной" и несколько стихотворений.

     В 1927 году появились книги: "Епифановские шлюзы",  "Сокровенный человек"'; "Происхождение мастера" и др. Любимые герои в моей прозе чаще всего мастеровые, деревенские правдоискатели, сироты, по своему душевному  состоянию - пребывают в своеобразном странствии,  скитальчестве. Человек для меня - это праздник.

III.  Работа с учебником. Чтение рассказа  « Юшка».  

 

IV. Выбор эпиграфа к уроку.(слайд  № 5-6)

  1.   Верю я, придет пора,

  Силу подлости и злобы

            Одолеет дух добра.                 (Б.Пастернак.)

  1.   Добрые чувства своим корнем уходят в детство, а человечность, доброта, достоинство, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.     (В.А.Сухомлинский)

  1.    А он, мятежный, просит бури,

             Как будто в бурях есть покой.           (  М.Ю.Лермонтов.)

  1.     Я счастлив счастием, мне чуждым,

    И грустен горестью чужой;

    Чужим несчастиям и нуждам Готов помочь я всей душой.                                (И.Суриков.)

                  - Какое из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу  «Юшка" и почему?

Ответы детей: (слайд № 7)

               -Я выбираю стихи  Б. Пастернака, потому что Юшка своим добром пытается одолеть силу подлости и злобы.

          - Юшка готов помочь чужим несчастиям и нуждам. Он помогал сироте. Дети же бросают в него камни. Поэтому я выбираю 1-ю цитату из Лермонтова.

        - Я выбираю 4 эпиграф Сурикова, потому что Ефим Дмитриевич готов помочь чужим несчастиям и нуждам. Он помогал сироте, отдавал ей свои деньги, а сам обходился так, он все делал для того, чтобы людям было лучше.

                     Слово учителя : (слайд № 8)

- Почему вы не выбрали 3-й эпиграф? (Юшка не бунтующий,  не мятежный, а очень тихий  безобидный человек. Он совсем не просит бури, а призывает своим поведением к терпению. Поэтому это высказывание к рассказу не относится)

 

- Откройте тетради, запишите тему урока и выбранный вами эпиграф.

                    V. Анализ произведения.

          Многие исследователи творчества Платонова обратили внимание на исключительную точность в выборе названий произведений, имен героев и т.п. А ведь мы знаем, что имя определяет многое в характере  и   судьбе человека.

                  VI. Словарная работа.(слайд  № 9)

- Что же означает слово  юшка? (Словарь Ожегова. Юшка - это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью, утрата ее губительна для людей.)

- Значение имени Ефим (благочестивый, благожелательный, священный). Имя героя определяет его назначение в произведении.

- Имя же Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия.

                 Слово учителя: (слайд № 10)

Читая рассказ, вспоминаешь известную формулу Ф.М. Достоевского:  "Человек есть тайна". Откровенно понятным в своей « нагой простоте»  кажется Юшка людям, рядом с  которыми он живет. И мысли, и душу которого они так и не смогли постичь - это оказалось для них тайной, и вот эту тайну и попробуем постичь.

(В ходе работы перерисовывается опорный конспект)

1) Каким же видят Юшку люди? (цитата)

2) Как он одевается?

3) Что он ест? Где живет?

4) Что знают о нем люди? (уход из деревни).

5) Почему в руках у него было мало силы? (он был тяжело болен туберкулезом)

6) Скажите, почему автор особо выделил его глаза?  (Глаза - зеркало души человека.  Душой мы сострадаем, любим, ненавдим).

7) Любит ли Юшка работать? (Подтвердить текстом стр. 230-231)

8) Замечают ли Юшку окружающие? (Да) Юшка в разговоре с Дашей

утверждает : «Меня, Даша, народ  любит!»

Так ли это? Любит ли народ Юшку?

 Слово учителя: (слайд № 11)

           Мы проследим по тексту, используя вопросы , как

относились к Юшке взрослые, и как дети?

--------Далее у нас работа в группах. Для этого нам необходимо выбрать одного эксперта, который подведет итог проделанной работы в  группах. Его задача-внимательно выслушать ответы и оценить своих коллег.

                                           I группа.

'

        Что влечет детей к Юшке? (ждут естественной реакции зло - на зло). Зло детей -проявление нормы и естества жизни.

-Почему Юшка не обижается на них? (цитата)

- Почему взрослые обижают и ненавидят Юшку?

-Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки?  

                                                         

                                                 II группа.

- Чем отвечаем  людям  Юшка?

- Какое чувство они, взрослые, вызывают у вас? (Они омерзительны. Непохожесть, кротость Юшки взрослые не могут простить)

-Скажите,  осуждает ли автор Юшку  за такое молчание терпение? (Нет, чувствуется симпатия  автора к нему.)

           Платонов пишет: «Он не отвечает ударом на удар: он знает, что бить злых - это бить детей. Прощение малых. Важно и истинно – видеть  во взрослых лишь их действительно детские черты. Взрослый - это лишь изуродованный ребенок".

- Согласны ли вы с этим суждением автора?(слайд № 12)

                    Беседа по вопросам: (слайды № 13-14)

 -Были ли счастливые мгновения в жизни Юшки?

- Куда каждый год на месяц уходил Юшка?

- Что же произошло, почему Ефим покинул этот мир? Чем помешал Юшка веселому прохожему?

- Почему Юшка осерчал, должно быть,  первый раз в жизни?(Каждый  человек ценен, неповторим каждый человек)

- Может, не надо было серчать?

(обращение к опорному конспекту)

- Почему людям без Юшки стало грустно? Можем ли мы тоже сказать: «Прости нас, Юшка!»

   ------------ Случалось ли вам просить прощения у кого-либо? И стоит ли это

: делать?

- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем?

- Назовите основные качества Юшки.

-Можно ли Юшку считать человечным? (Составление кластера) (слайды  № 15-16)

           Слово учителя.  (слайд № 17)

       Библия учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов, так поступает и Юшка.

 «Побеждай зло добром», - сказано в Библии. То же самое делает Юшка.

- А считаете ли вы, ребята, себя нравственными, человечными   людьми?

 

                  Поучение Владимира Мономаха:  «Нравственный человек должен почитать отца своего и мать свою. Дети должны любить своих родителей, не перечить им, не обижать их, помогать им. Надо быть добрым».

--------Мы поработали над произведением А.Платонова «Юшка». Посмотрим, что запомнили по данному материалу, выполнив ТЕСТ.

------Выполним САМОПРОВЕРКУ  и оценив СЕБЯ сами.

       - Что общего между горьковским Данко и Юшкой? (В легенде о Данко безымянный человек наступил на гордое сердце.  А в рассказе  «Юшка»  веселый  прохожий, тоже безымянный , посмеялся над Юшкой. В легенде Горького: «Люди, радостные, не заметили смерти Данко и не видели, что рядом с трупом Данко пылает его сердце». В рассказе «Юшка»:  «Полежав, Юшка перевернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся».  Хотя Юшка был через некоторое время замечен столяром, но мы можем  сказать, что они уходят из жизни незамеченными. Один- гордый, смелый и добрый. Другой- тихий, терпеливый и очень добрый).

VI. Заключительная часть урока.

 Чтение фрагментов из сочинений учащихся на тему:  «Какого человека я считаю красивым?»

-  Можем ли мы Юшку назвать красивым человеком?

- Так что же значит по-вашему любить человека?

      Слово учителя.(слайд  № 18)

          К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает и дает свои плоды.

    1) А. П . Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как  теперь он не видит и не слышит других».

   2) Закончим урок словами, начертанными на могиле другого доброго человека - доктора  Ф.П.Гааза:  «Спешите делать добро, пока не стало поздно!»

                          Тема—МО—«Система оценки образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС. Оценочные процедуры и технологии».

Мастер-класс по рассказу  «Юшка» А. Платонова предполагает обязательное предварительное  знание текста. Оценочная деятельность представлена на двух этапах-1.работа с эпиграфом,2-анализ эпизода с подведением  итогов, используя тест с  последующей самопроверкой  и оценкой своей деятельности.

Цель М-К-обобщить полученные знания по произведению, учить сострадать людям, уважать окружающих нас людей, быть милосерднее, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

 



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе А.П.Платонова «Юшка». Друзья и враги главного героя, его непохожесть на других людей. Добро и зло в рассказе.

Слайд 3

Вам всем немного известно имя Андрея Платонова. В 6 классе мы изучали его рассказ. Вспомните, как он назывался? Сколько книг выпустил А. Платонов? Что еще вам известно о писателе?

Слайд 4

Он работал подручным мастера на заводе и рабочим. У Платонова была большая семья. При жизни он был не признан, его произведения не печатались. Это был необыкновенный человек и писатель. Платонов умел по-своему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя. Посмотрите на его портрет, он и сейчас как будто всматривается в вас. Что вы за люди? Его книги пробуждают и делают острее добрые чувства в человеке. Главная цель писателя: открыть людям истинный смысл и правду жизни, показать, какая радость это, понять мир и помочь ему стать на деле лучше...

Слайд 5

Верю я, придет пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. (Б.Пастернак.) Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья; В меня все ближние мои Бросали бешено каменья (М.Ю.Лермонтов.)

Слайд 6

А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой. (М.Ю.Лермонтов.) Добрые чувства своим корнем уходят в детство, а человечность, доброта, достоинство, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. (В.А.Сухомлинский) Какое из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка" и почему?

Слайд 7

- Я выбираю стихи Б. Пастернака, потому что Юшка своим добром пытается одолеть силу подлости и злобы. - Юшка готов помочь чужим несчастиям и нуждам. Он помогал сироте. Дети же бросают в него камни. Поэтому я выбираю 1-ю ци­тату из Лермонтова. - Я выбираю 4 эпиграф Сурикова, потому что Ефим Дмитриевич готов помочь чужим несчастиям и нуждам. Он помогал сироте, отда­вал ей свои деньги, а сам обходился так, он все делал для того, чтобы людям было лучше.

Слайд 8

Юшка не бунтующий, не мятежный, а очень тихий безобидный человек. Он совсем не просит бури, а призывает своим поведением к терпению. Поэтому это выс­казывание к рассказу не относится.

Слайд 9

Юшка - это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью, утрата ее губительна для людей. Значение имени Ефим (благочестивый, благожелательный, священный). Имя героя определяет его назначение в произведении. Имя же Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия.

Слайд 10

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем. Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности . (Словарь русского языка С.И.Ожегова)

Слайд 11

Блаженный – 1. В высшей степени счастливый. 2.Не совсем нормальный. 3. То же, что святой. Юродивый - безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля).

Слайд 12

Читая рассказ, вспоминаешь известную формулу Ф.М. Достоевского: "Человек есть тайна". Откровенно понятным в своей « нагой простоте» кажется Юшка людям, рядом с которыми он живет. И мысли, и душу кото­рого они так и не смогли постичь - это оказалось для них тайной, и вот эту тайну и попробуем постичь.

Слайд 13

I ГРУППА II ГРУППА Что влечет детей к Юшке? -Почему Юшка не обижается на них? (цитата) Почему взрослые обижают и ненавидят Юшку? Почему их сердца напол­няются лютой яростью при виде Юшки? Чем отвечаем людям Юшка? - Какое чувство они, взрос­лые, вызывают у вас? Скажите, осуждает ли автор Юшку за такое молчание, терпение?

Слайд 14

«О н не отвечает ударом на удар: он знает, что бить злых - это бить детей. Прощение малых. Важно и истинно – видеть во взрослых лишь их действительно детские черты. Взрослый - это лишь изуродованный ребенок». - Согласны ли вы с этим суждением автора?

Слайд 15

Были ли счастливые мгновения в жизни Юшки? Куда каждый год на месяц уходил Юшка? Что же произошло, почему Ефим покинул этот мир? Чем помешал Юшка веселому прохожему? Почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни? Может, не надо было серчать?

Слайд 16

Почему людям без Юшки стало грустно? Можем ли мы тоже сказать: «Прости нас, Юшка!» ? Случалось ли вам просить прощения у кого-либо? И стоит ли это : де лать? Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем? Назовите основные качества Юшки.

Слайд 19

Библия учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов, так поступает и Юшка. « Побеждай зло добром», - сказано в Библии. То же самое дела­ет Юшка. «Нравственный человек должен почитать отца своего и мать свою. Дети должны любить своих родителей, не перечить им, не обижать их, помогать им. Надо быть добрым»-Поучение Владимира Мономаха. А считаете ли вы себя нравственными, человечными людьми? Слово учителя

Слайд 20

К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, сострадание, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро и сострадание прорастают и дают свои плоды. А. П . Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Слайд 21

Мы сегодня говорили о добре, милосердии и сострадании. Какие мысли возникли у вас после нашего разговора? Закончим наше мероприятие словами, начертанными на могиле другого доброго человека - доктора Ф.П.Гааза: «Спешите делать добро, пока не стало поздно!»

Слайд 23

3. Фразой: «Юшка, ты правда или нет?»-окликали старика: А) дети; Б) прохожие; В) семья кузнеца; Г) родные. 4. Взрослые обижали Юшку и придирались к нему, потому что : А) он безропотно терпел любые обиды; Б) он мешал им работать; В) он постоянно осуждал людей за пьянство; Г) им не нравилось, как он одевался.

Слайд 24

5. Юшка был твердо уверен, что: А) скоро умрет; Б) народ его любит; В) все его ненавидят; г) он делает благое дело. 6. Фразу « Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..»- произнес: А) кузнец; Б) прохожий; В) столяр; Г) гробовщик.

Слайд 25

7. Жить без Юшки стало хуже, потому что: А) все любили его; Б) он многим помогал; В) не на ком стало срывать обиду и злость; Г) не к кому теперь было придираться. 8. По приезде в деревню девушки-врача народ узнал, что Юшка: А) был смертельно болен; Б) был отцом девушки; В) был обедневшим помещиком; Г) помогал учиться девушке в Москве

Слайд 27

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ! 9-10 БАЛЛОВ- «5» 8-7 БАЛЛОВ- «4» 6-5 БАЛЛОВ- «3» МЕНЕЕ 5 БАЛЛОВ- «2»

Слайд 28

Синквейн состоит из 5 строк Его форма напоминает ёлочку . 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово

Слайд 29

1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

Слайд 30

- Побеждай зло…. -Нужно любить человека вовремя, чтобы… -Добро не уходит… -Счастлив человек не только получающий, но…. - Жизнь каждого человека…. -Ты « тоже всему свету ….» -Сердце человека не должно быть…. -Без доброты и сострадания нет… -Все имеют право на … -Нам жизнь дана, чтобы …. -Силу подлости и злобы одолеет дух ...

Слайд 31

Спасибо за внимание!