Инновационная деятельность на базе КФУ

Салихова Альфия Медировна

Здесь размещён материал, созданный мной в рамках участия в РИП по теме "Актуальные проблемы реализации ФГОС ОО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информатика и ИКТ

Класс: 6

Предмет: Информатика и ИКТ

Учитель: Салихова Альфия Медировна, учитель высшей  квалификационной категории МБОУ «Лицей №149 с татарским языком обучения» г. Казани

Занятие по внеурочной деятельности.

Тема: «Алгоритмы и исполнители. Выполнение упражнений»

Цель:         

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с помощью средств информационных технологий
  • формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий
  • развить алгоритмическое мышлениеучащихся, необходимого для развития УУД.

Метод обучения - наглядно-практический.

Методическая цель-  Показать возможности индивидуализированного обучения для формирования  и развития универсальных учебных действий

Оборудование: Компьютеры IBM PC, проектор, интерактивное оборудование

Дидактический, учебно-наглядный, раздаточный материал:

    Теоретический материал.  Лабораторный практикум «Интерактивные испытатели» в среде Ms Excel, обучающая  программа «Алгоритмы и исполнители» в среде tMaker.

Проект урока

№ п/п

Этапы урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Объявление темы (целеполагание)

2

Объявление темы занятия и целей, которые должны достичь учащиеся.

Ставят перед собой цель выполнять  задания в порядке повышения уровней сложности и получить  хорошие и отличные оценки

2.

Разминка. Работа в обучающей программе, созданной в среде tMaker по теме

 «Алгоритмы и исполнители»

10

Организует самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь.

Корректирует знания учащихся

Выполняют задания обучающей программы используя дополнительную информацию.

3

Физкультминутка

3

Показывает упражнения

Выполняют упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения глаз

3

Практическая работа

«Интерактивные испытатели»

25

Учитель оказывает необходимую  помощь

Самостоятельно выполняют задания практической  работы по составлению алгоритмов

4

Рефлексия

2

Оценка достижений класса

Оценивают собственные результаты

Ход занятия.

  • Организационный момент
  • Отметить присутствующих
  • Постановка задачи.

 Мы  с вами знакомы с понятием алгоритм? Отлично. Сегодня вы сами будете составлять алгоритмы, наши интерактивные испытатели будут исполнять наши алгоритмы. Посмотрим, что получится. Но повторять вы будете самостоятельно. Справитесь?  У вас есть ваш верный друг- компьютер. В принципе, знания - это сокровище и мы его будем добывать своими силами. Перед  каждым из вас стоит цель – составить правильно алгоритм с учётом СКИ, выполняя команды которого  исполнитель достигнет поставленной  цели. Компьютерная программа оценит ваши действия.  Для того, чтобы получить «3», надо выполнить  задания теста и задания первого уровня «4»-  надо выполнить задания теста  и  задания 1, 2 уровня ,«5»-  задания теста  и  задания 1, 2  и 3 уровней. Свои результаты вы будете отмечать в таблице.

  • Разминка. Работа в обучающей программе, созданной в среде tMaker по теме «Алгоритмы»

В программе используется файл дополнительной  информации.

                           

       

3. Практическая работа Задания практической работы выполняются с использованием электронного пособия Лабораторный практикум «Интерактивные испытатели» в среде Ms Excel.

  • Рефлексия. Подведение итогов занятия

Салихова Альфия Медировна

МБОУ «Лицей №149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани»

Электронный адрес: sali98@list.ru

Сайт:www.salinf.ucoz.net



Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности по информатике

Салихова А.М., учитель информатики и ИКТ       МБОУ «Лицей №149 с татарским языком» Советского района г. Казани

Внеурочная деятельность призвана дополнить школьное образование и развивать все стороны личности. В отличие от формализованных школьных занятий внеурочная деятельность может быть самой разной: весёлой и серьёзной, забавной и подвигающей на размышления, дающей отдых и помогающей профессиональному самоопределению.

В п. 3 раздела «I. Общие положения» отмечено, что «Стандарт направлен на обеспечение <…> реализации бесплатного образования на ступени среднего (полного) общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность» и на обеспечение «государственных гарантий по соответствующему финансированию основной образовательной программы, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность»

Таким образом, стандарт указывает не просто на желательность, но фактически – на обязательность ведения внеурочной деятельности (что подтверждено в п. 15). При этом вести ее рекомендуется (в частности, в приложении к предмету «Информатика») в направлении реализации научно-исследовательских и проектных форм учебной работы, однако указана возможность реализации при внеурочной деятельности любых других ее форм, отличных от традиционной урочной, на добровольной основе по выбору обучаемых и по согласованию с руководством образовательного учреждения.

Цели внеурочной деятельности по информатике и ИКТ :

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с помощью средств информационных технологий;
  • удовлетворение интересов и запросов обучающихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у них мировоззрения открытого информационного общества;
  • формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
  • подготовка личности «информационного общества»;
  • вовлечение учреждения в построение единого информационного пространства.

Задачи внеурочной деятельности:

  • организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;
  • организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
  • развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, газета, оформление стендов, летопись, медиатека);
  • внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.

Внеурочная деятельность школьников по информатике строится на следующих принципах:

  • Принцип связи обучения с жизнью.
    Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка.
  • Принцип коммуникативной активности учащихся.
    Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с друзьями, чтение книг, развитие умений и навыков пои предмету и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.
  • Принцип преемственности внеурочной работы с уроками.
    Во внеурочной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к компьютеру. Преемственность урока информатики и внеурочной работы по предмету не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем – конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.
  • Принцип учета возрастных особенностей учащихся.
    Эффективность внеурочной деятельности школьников по информатике во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения информатики и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеурочной деятельности школьников по информатике, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.
  • Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
    Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности, когда перед коллективом стоит задача создание единого проекта, но осуществляется путем разбиения на подзадачи, каждая из которых решается индивидуально или группой участников.

Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеурочной деятельности школьников по информатике.
Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеурочной деятельности школьников по информатике должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам при создании презентаций, докладов, графических изображений, сайтов обогащает внеурочной деятельности школьников по информатике, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения.

Специальные принципы информатизации внеурочной деятельности школьников по информатике:

  • принцип эффективного использования средств информационных технологий;
  • принцип свободного доступа к средствам информационных технологий;
  • принцип учета уровня информационной культуры школьников при проведении и планировании внеурочной деятельности с применением информационных технологий;
  • принцип новых задач: не перекладывать на компьютер традиционно сложившиеся методы и приемы, а перестраивать их в соответствии с новыми возможностями.

Внеурочная работа может быть:

  • Индивидуальная —  связана с углубленным изучением теоретических и практических вопросов;
  • Групповая — осуществляется на факультативных занятиях, в кружках, секциях;
  • Массовая — олимпиады, КВН, недели информатики, тематические вечера, лектории, выставки, стенгазеты и т.д.
  • Практикум — это вид практических занятий по какому-либо учебному предмету.

Можно выделить факторы, влияющие на содержание системы внеурочной деятельности школьников по информатике, основанной на применении информационных технологий.

Методы, формы и средства системы внеурочной деятельности школьников по информатике, основанной на применении информационных технологий.



Предварительный просмотр:

Безопасность в интернете

                                                                  Салихова Альфия Медировна

                                                                  Руководитель проекта - учитель информатики

Оглавление

1. Ввеедение

2. Основная часть

3. Заключение

4. Программное обеспечение

Введение

 В настоящее время, в период стремительного развития информационных технологий, Интернет стал неотъемлемой частью образовательного процесса и жизни в целом. Использование Интернета связано со многими позитивными факторами. Вместе с тем, существующие риски негативного влияния сети Интернет на здоровье пользователя.  Вообще в настоящее время использование Интернета порождает гораздо больше проблем, нежели радужных перспектив. Проблемы эти связаны с возможными негативными последствиями психологического и медицинского характера. Последние связаны с вольным или невольным нарушением или пренебрежением пользователем режимами работы, которые необходимо соблюдать в процессе применения Интернета.

Не менее опасны возможные негативные последствия психолого-педагогического воздействия, оказываемого на ученика информационно емким и эмоционально насыщенным контентом различных сайтов Интернета. Опасность связана с: использованием недопустимого объема учебной информации, представленной на экране; несоответствием представляемой на экране информации (по структуре, качеству) возрастным и (или) индивидуальным возможностям обучаемого; необеспеченностью позитивным «психологическим климатом» информационного взаимодействия с объектами виртуальных экранных миров, которыми изобилует Интернет. Более сложными и трудноразрешимыми, по мнению современных психологов, педагогов и медиков, являются возможные негативные последствия, связанные с активным вторжением в естественный внутренний мир современного человека неестественных, иллюзорных виртуальных впечатлений от виртуальных сюжетов и взаимодействий при «вхождении» в Интернет. Вполне понятная и объяснимая психологией личности человека увлеченность яркими и необычными, порой призрачными, впечатлениями, отличными от реальных, чревата многими опасностями для несформировавшейся психики обучающегося. К ним следует отнести, прежде всего, усиливающееся взаимоотчуждение между современными молодыми людьми, обусловленное возможностью легкой «замены партнера» на киберпартнера и облегченной «коммуникацией без проблем». Вызывает не меньшее беспокойство опасность предумышленного манипулирования сознанием молодого человека, выполняющего определенные действия и участвующего в реализации различных сюжетов, представляемых на сайтах Интернета.

Не менее важной является защита детей и подростков от негативного влияния вредоносного медиаконтента, не только имеющегося в интернет-среде, но и в большом количестве представленного в современных СМИ, рекламных и иных материалах, с которыми дети сталкиваются повседневно. С целью защиты детей и подростков от такого рода вредоносной информации Роскомнадзором совместно с экспертным сообществом ведущих российских педагогов и ученых разработана Концепция информационной безопасности детей (http://rkn.gov.ru/mass-communications/p700/p701), которая в настоящее время прошла общественное обсуждение. Данный документ призван сформулировать законодательные предложения в сфере защиты детей от вредоносной информации и конкретизировать связанные с ней сложные правовые понятия. Вопрос информационной безопасности в сети Интернет является актуальным в связи с постоянным ростом несовершеннолетних пользователей.

Понимая проблему, проанализировав круг психологических, культурологических и юридических вопросов, связанных с влиянием современных медиаисточников на формирование личности детей и подростков которая существует в этой среде, мы создали социальный  проект “Безопасность в интернете», который  нацелен на формирование у учащихся знаний об Интернет-ресурсах и возможных негативных последствий их использования. Жанр проекта- компьютерная анимация по  общественно значимой тематике.

Наш мультипликационный фильм можно использовать для развития и обеспечение информационной грамотности, что может являться  эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет. Фильм был создан в соответствии с практическими рекомендациями  по применению норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», отражёнными  в  Концепция информационной безопасности детей.

Основная часть

Следует отметить простоту создания фильма. Кадры мультипликационного фильма были созданы в графическом редакторе “Рaint”, для озвучивания использовалась программа синтезатор речи “Говорилка”.

C:\Users\Учитель\Desktop\fotooboi-diafilm-negativ-film-foto-ramka-negativnyj.jpg

Заключение

Фильм «Безопасность в интернете» нашёл своё отражение в  в педагогической деятельности школ  г. Казани и успешно демонстрировался на единых урока безопасности в сети Интернет в  период с 27 по 30 октября 2014 года, которые прошли в г. Казани в  соответствии с письмом Минобрнауки России от 26.06.2014 № НТ-694/08 "О проведении тематических уроков в 2014/2015 учебном году" и письмом Министерства образования и науки Республики Татарстан № 19396/14 от 09.10.2014г. «О проведении единого урока безопасности в сети Интернет».

Использованные программы

Графический  редактор “Рaint”

Программа синтезатор речи “Говорилка”