работа с родителями

ежегодные планы работы, совместные мероприятия, памятки, лектории

Скачать:


Предварительный просмотр:

План

работы с родителями учащихся 9 «А» класса на 2015-2016 учебный год

Цель: успешная сдача учащимися государственной итоговой аттестации

№ п/п

Мероприятие

Сроки

1

Ознакомление родителей с общими положениями государственной итоговой аттестации учащихся 9 класса

сентябрь

2

Лекторий «Содержание и структура экзаменационных работ. Система контроля и помощи учащимся по выполнению тестовых заданий».

Ознакомление родителей с расписанием проведения дополнительных занятий для учащихся (факультативы)

октябрь

3

Проведение родительских собраний по итогам успеваемости учащихся  за каждую четверть (анализ пробных экзаменационных работ)

В течение года

4

Индивидуальные беседы с родителями слабоуспевающих учащихся

В течение года

5

Общешкольное родительское собрание «О подготовке

к государственной итоговой аттестации в 9,11 классах»

Декабрь

6

Классное собрание совместно с учащимися и родителями «Готовимся к экзаменам»

Февраль

7

Подготовка памяток для родителей «Как помочь ребенку успешно сдать экзамен»

Март

8

Проведение инструктажа  о проведении ГИА, ознакомление с графиком проведения ГИА в текущем учебном году.

Апрель

9

Индивидуальные консультации с родителями учащихся, часто пропускающих учебные занятия без уважительной причины

В течение года

                      Классный руководитель:  О.П.Воложанина                      



Предварительный просмотр:

План

работы с родителями учащихся 10 класса на 2016- 2017 учебный год

Цель: Формирование эффективной системы взаимодействия родителей и учителей для создания благоприятной среды по формированию коллектива.  Повышение роли родителей в определении профессиональной ориентации учащихся.

№ п/п

Мероприятие

Сроки

1

Выбор родительского комитета класса и планирование работы на учебный год

Сентябрь

2.

Ознакомление родителей с расписанием дополнительных занятий (факультативов) для подготовки к сдаче ЕГЭ

Октябрь

3

Проведение родительских собраний по итогам успеваемости учащихся  за каждое полугодие

В течение года

4

Индивидуальные беседы с родителями слабоуспевающих учащихся

В течение года

5

Индивидуальные консультации с родителями учащихся, часто пропускающих учебные занятия без уважительной причины

Декабрь

Май

6

Проведение тематических родительских собраний:

«Поможем детям выбрать профессию»

«Родительский дом как фундамент счастья будущей жизни детей»

Ноябрь

Март

7

Подготовка к проведению новогодних праздников (организация дежурства родителей на вечере)

 Декабрь

8

 Общешкольные родительские собрания

По плану школы

                   

                                  Классный руководитель:  О.П.Воложанина                      



Предварительный просмотр:

                 Памятка для родителей 


                              Уважаемые родители!

 
Для вас и ваших детей наступила ответственная и волнующая пора сдачи первых государственных экзаменов. От того, насколько серьезно вы к ним отнесетесь, во многом зависит итог участия вашего ребенка в экзаменационном марафоне.  


1. Создайте в своем доме уютную теплую рабочую атмосферу.
2. Составьте расписание рабочего времени своего ребенка на период экзаменов.
3. Учтите в расписании 15 - 20-минутные перерывы после часа работы.
4. Соблюдайте режим питания в это ответственное время. Не забывайте, что мозгу нужна витаминная пища.
5. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребенком.
6. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом.
7. Учтите, что в период подготовки к экзаменам нельзя сидеть взаперти, необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе.
8. Не позволяйте своему ребенку впустую тратить время.

В день сдачи учеником экзаменов не забудьте:
-вовремя его разбудить;
-приготовить одежду, соответствующую торжественности случая;
-положить необходимые учебные принадлежности;
- пожелать ему удачи и успехов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание Процедура проведения ЕГЭ Подготовила: Воложанина О.П.

Слайд 2

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙЭКЗАМЕН: единые правила проведения единое расписание использование заданий стандартизированной формы – КИМ ( контрольно-измерительные материалы) использование специальных бланков для оформления ответов на задания КИМ

Слайд 3

Участники ЕГЭ: обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования и допущенные в установленном порядке к государственной (итоговой) аттестации

Слайд 4

Допуск в пункт проведения ЕГЭ участников ЕГЭ и лиц, имеющих право находиться в пункте проведения ЕГЭ, осуществляется при наличии документов, удостоверяющих личность

Слайд 5

Во время экзамена участникам ЕГЭ запрещаются: разговоры вставания с мест пересаживания обмен любыми материалами и предметами хождение по ППЭ без сопровождения

Слайд 6

Во время экзамена участникам ЕГЭ разрешается : делать записи в КИМах при нехватке места для записи в черновике получить у организатора в аудитории еще листы черновиков при нехватке места для записи ответов на задания части С в бланке №2 получить у организатора в аудитории дополнительный бланк ответов №2. Записи на дополнительном бланке ответов №2 будут проверяться только в том случае, если основной бланк ответов № 2 заполнен полностью и сделана запись: «Смотри доп.бланк»

Слайд 7

Участникам ЕГЭ разрешено использовать: на математике – линейку на физике – линейку и непрограммируемый калькулятор на химии – непрограммируемый калькулятор на географии – линейку, транспортир, непрограммируемый калькулятор

Слайд 8

Участникам ЕГЭ во время проведения ЕГЭ запрещается иметь при себе: мобильные телефоны и иные средства связи любые электронно-вычислительные устройства и справочные материалы и устройства

Слайд 10

Спасибо за внимание! Желаю успеха!



Предварительный просмотр:

Возрастные особенности переходного (подросткового) возраста

                                  12-14 лет    (7 класс)

Отрочество(подростковый возраст)

Средний школьный возраст от 9-15 лет принято считать отроческим – подростковым. Это период жизни между детством и взрослостью. Но этот возраст содержит свои проблемы. Границы возраста подвижны. Можно выделить два направления: тормозящее и опережающее. А зоны или этапы развития называют следующие в подростковом возрасте:

  1. длится 4 года. Это изменение тела ребенка.
  2. Развитие интеллекта, познание мира абстрактно.
  3. Изменение социальных связей (подбор своей группы)
  4. Формирование представления о себе и других.

     Открывается подростковый возраст кризисом, это период переломный, хотя у большинства подростков он не так остр, как считают.  Ученые по-разному объясняли проблемы этого перехода: это проблемы с родителями, половое созревание, это неприкаянность – междугруппие, это врастание в культуру, это поиск сближения с другим полом, формирование личности, чувство взрослости, общественно-полезная деятельность, уход от родительской опеки, общение со сверстниками, господство детского сообщества над взрослыми, формирование личной жизни, желание быть принятым, признанным, построение взаимоотношений, расширение понятия учение, появление новых мотивов учении, формирование теоретического мышления, профессиональная направленность, поиск своего идеала, происходит качественный сдвиг в развитии самосознания, это поиск друга, проявление оценочных суждений – максимализм, это развитие гениталий, гармональное развитие – причем более бурно это происходит у мальчиков, это интерес к сексу и сексуальной жизни, это склонность мальчиков к мастурбации, у девочек такого явления не наблюдается, это становление своего «Я» как личности.

          Поэтому родителям нужно как можно больше времени проводить со своими детьми, общаться с ними, интересоваться их делами, быть в курсе их интересов, помогать в решении их проблем, чаще беседовать по тем вопросам, которые их волнуют и тогда возможно, что часть трудностей этого возраста не возникнет.

        В этом возрасте наблюдается снижение успеваемости. Причины могут быть самые разные: от пробелов в знаниях из-за пропусков, снижение работоспособности в этом возрасте в связи с перестройкой организма – это временно, серьезные психические заболевания – депрессия. Причины найти сложно.

        Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в средних классах является отсутствие мотивации учения – нежелание учиться. А если нет желания никакая помощь, никакие дополнительные занятия пользы не принесут. Создание мотивации при потере интереса к учебе – дело сложное, необходимо найти индивидуальный подход. А нередко потеря смысла учебы, отход от школы, посторонние интересы, - это результат работы уже учителей. Первое  определенное решение по поводу определенного мнения -  ярлыка об одном из учеников – бесперспективный – дается ясно понять: тебе нечего делать в 10 классе, ты уже не «наш». Лишь незначительная часть ( от 2,1 – 4,7%) не испытывают затруднений. Остальная часть видят причины трудностей в первую очередь в себе, в своей плохой памяти, в слабом внимании, неумении думать, лень, безволие. Вторая причина трудностей – сложность учебной программы по некоторым предметам.

           Переживания по поводу учения очень важны для подростков. Это связано со школьными отметками: радость и грусть. А переживания о своих познаниях – на самом последнем месте у учеников, а учителями вообще не фиксируется как значимые для подростков. А ведь развитие познавательной мотивации очень важно для учебы и для всей личности. И с самой учебы все смещается на формальные элементы учебы, а отсюда и неразвитость интереса к познанию.

                                                    - 1 -

            Поэтому очень важно помочь подростку в самопознании, самоопределении и самореализации – это настоящая гармония. Но что примечательно: все переживания подростков по поводу познания – отрицательные, а это очень плохо для самопознания. Ученику надо помочь самоопределиться, научить понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны характера своей личности.

  Отсутствие воли у учащихся  создают у них и у их родителей чувство озабоченности. А это очень важная задача для самовоспитания. Но чаще всего под отсутствием воли подразумевается отсутствие цели: тогда незачем преодолевать препятствия, лень. А появление цели решает проблему воли, да и  проблемы воспитания тоже. А подростки – нарушители таких целей не имеют.

          Многие проблемы этого периода можно решить и с помощью спорта, гигиены , так как в здоровом теле всегда здоровый дух. У любого живого существа есть потребность в движении, она повышает жизнедеятельность, работоспособность, развивает сердечно-сосудистую систему, обогащает организм кислородом. Но нагрузки должны быть динамические. Поэтому надо больше двигаться, делать зарядку, посещать секции. Спорт помогает выправить осанку, сделать красивой фигуру, выводит избыток энергии. А правильная осанка – это движение развития конечностей, мышц, всего скелета. Нужно ребятам советовать закаляться, больше плавать летом, если есть бассейн – ходить в него.

          И, естественно, обязательно выполнять режим дня. О его пользе вы знаете. 24 часа должны быть спланированы и выдержанны, но не до механичности, ведь могут быть и отклонения. Режим – это рациональное чередование работы и отдыха.

           Учеба занимает значительное место, поэтому важна смена работы и отдыха. Иногда из-за домашнего задания и времени ни на что другое не остается. А недосыпание, отсутствие отдыха, однообразие занятий ведут к переутомлению, резко снижается работоспособность; круг замыкается: работаешь больше, а отдыхаешь меньше. Это ведет к серьезному расстройству здоровья: головные боли, раздражительность, падение аппетита, физическое развитие угнетается, путь открыт всем инфекциям и другим болезням. Поэтому подростку работается все хуже, работой он не удовлетворен – вот и безразличие к учебе и трудовым усилиям вообще.

            Надо предупредить это, правильно построить режим дня. Соображения следующие: школьные занятия – отдых (свежий воздух) – сон.

            Школа – в ней не должно быть перегрузок. За это полностью отвечают педагоги, они обязаны придерживаться учебного плана, упорядочить нагрузку, «разрядить» сам день, укреплять здоровье, составить правильно расписание, использовать методы, не утомляющие детей, спланировать перемены, прогулки, калорийное питание, нормировать ОПТ.

            Дома, уроки – подросток должен тратить на подготовку домашнего задания не более 2-2,5 часов. Больше – это уже перегрузка. Нужно выяснить причину: нерациональность, отсутствие условий, трудности, большой оъем заданий. Нужно посоветоваться с классным руководителем.

            Садиться за уроки сразу после занятий нельзя, надо отдохнуть, пообедать, погулять от 30 минут до 1 часа. Строго следить за временем занятий. Готовить их в одно и тоже время. Воздух в комнате должен быть свежим. Через каждые 30-40 минут делать перерыв, во время которого проветривают комнату, делают несколько расслабляющих упражнений. Рабочее место должно быть удобным, обязателен в наличии свой стол. Свет слева, лампочка на 50 Вт.

               Свободное время – надо предусмотреть и его: 1,5 часа – на кружки, секции, чтение, музей, музыкальную школу, телевизор, но не злоупотреблять одним. 3 часа на свежий воздух, прогулки, игры, спорт (около 1 часа), бадминтон, волейбол – 1,5 часа, коньки – 1,5 часа, лыжи – 2 часа. На каникулах свежего воздуха должно быть больше: он укрепляет организм, снабжает его кислородом.

                Питание -  нельзя «перехватывать» на бегу, в  школе – горячий завтрак, обед; после школы – полдник, перед выполнением домашнего задания. Время завтрака и ужина в зависимости от подъема и отбоя: через 30 минут после подъема, за 1,5 часа до отбоя.

                 

                                                   - 2 -

Сон – его гигиена имеет неоценимое значение для бодрости и работоспособности. У восьмиклассников – это 9-9,5 часов. Сон нужно оберегать: убрать яркий свет, шум, разговоры, перед сном не возбуждать, оградить от вечерних впечатлений, телеужасов. Если не даете ребенку смотреть, сами тоже не смотрите. Трудно уложить ребенка, трудно и поднять. От сна к бодрости – упражнение с кистями, вдох-выдох: эти импульсы отгоняют сон, заряжают кислородом.

                    Личная гигиена

Кожа – повышается потоотделение, запах – обязательное умывание. Последствие – плоскостопие, опрелости, потертости, гнойники. Косметика – вред. Угри – гормональный всплеск, работа сальных желез: обязательное мытье с мылом – контрастно.

Волосы – мыть по загрязнению, массаж, сушка, расчесывание, подрезка, прическа, покраска, опрятность.

Ногти – чистота, опрятность, лак бесцветный, не грызть.

Одежда – давление моды, недопустимы спортивные костюмы, обтягивающий трикотаж. Одежда должна быть чистой и опрятной.

Обувь – не должна быть тесной. Высокие каблуки – вредны для здоровья, но и обувь без каблуков может привести к плоскостопию, каблук должен быть средним – 4,5 см. Нельзя мерить или носить чужую обувь, это может привести к грибковым заболеваниям.

          Искусство быть родителем дается порой нелегко. Может случиться так: однажды вместо родного и близкого малыша в его комнате вдруг появится лохматый и хмурый чужак. Это значит, что нам предстоит жизненное испытание, еще более трудное, чем наше отрочество – отрочество наших детей.

            Исчезает все достигнутое, все становится чуждым, растет напряженная путаница. Это утомляет, выматывает, тревожит. Даже если нет проблем, немногие родители могут избежать мучительных вечеров, полных тревог, сомнений и валерьянки. В ближайшие годы отрочество займет центральное место среди забот и тревог родителей.

            Если подросток, живущий с вами, улыбчив и раскован, не пытается окраситься  в зеленый цвет, хорошо учится, убирает комнату, ужинает с вами, не гладит на вас с ненавистью, если у вас не возникло желание обменять его на соседского ребенка или отправить его на полгода в лагерь отдыха, - вы счастливый родитель.

              Испытывая затруднения или стремясь добиться успехов в воспитании, многие люди обращаются к профессионалам, слушают и смотрят специальные передачи, читают статьи и книги, чтобы найти ответы на мучительные вопросы.

              В то же время маленькие, надоедливые и любимые человечки, тревога и беспокойство за которых не знают границ, живут своей повседневной жизнью как могут. Вопросы, донимающие родителей, затрагивают их тоже. Но по-другому. Они тоже хотят любить и нравиться. У них есть свои проблемы в жизни, радости и огорчения, веселье в кругу друзей и минуты одиночества, тяжелые времена и счастливые мгновенья. Они ищут себя, свой собственный путь, мечтают, сомневаются в себе, в своих родителях, в жизни. Они сделают свой выбор. Подойдут к перекрестку дорог. Для них час выхода из отрочества пробьет лишь в тот момент, когда они станут отвечать на жизненные вопросы самостоятельно, не в обиду будет сказано тем родителям, которые, быть может, попытаются, как всегда, подсказать верный совет.

                                                       - 3 -

                                    Человек растет в семье

Все, связанное с нравственным воспитанием детей, с развитием их внутренней культуры и культуры поведения, остро интересует родителей.

     Каждая мать, каждый отец хочет видеть своих детей высоконравственными. Большинство родителей сознательно относится к воспитанию своих детей. Тогда, может быть, не обязательно знать их цели и идеалы. Пусть воспитывают по своему понятию добра и зла. Но цель нравственного воспитания всегда отражает общественные идеалы, следовательно, это не только пожелание родителей. Хочешь видеть ребенка счастливым, воспитывай его по общим идеалам, осознавая их, руководствуясь ими.

      Каково же представление о цели нравственного воспитания у родителей?

Если взять сочинения на тему «На кого ты хочешь быть похожим и почему?», то можно увидеть, как ценят подростки дружбу в семье, хорошее родительское влияние, понимание взрослых.

       Иногда наивные строчки говорят о значимости семьи больше, чем высокопарные труды, показывают истинное гражданское лицо родителей, трудовую деятельность, стремления и поведение. Это именно и ценят дети в родителях в первую очередь. В большинстве хороших семей выдерживается разумный ритм, доброжелательность, взаимотребовательность. Здесь все общее: и радости, и неудачи, достижения и промахи. Здесь подросток и его мнение воспринимаются серьезно. Здесь все откровенны, понимают друг друга.

         Гармония – это ценно. Все проживается сообща: радости и неприятности. Очень хорошо, если в семье дети и родители имеют духовную близость, это определяет успех воспитания вместе с традициями и укладом семьи, с опорой на педагогическую науку, психологию ребенка. У школы и у семьи одна цель, их идеалы должны совпадать, они должны учитывать социальные требования к личности.

         Воспитание в семье имеет и свои особенности. Если в школе воспитание – это само учение, коллектив, то в семье на первый план выдвигается личный пример родителей, стиль и тон в семье, организация труда и отдыха ребенка. Сама природа определила роль воздействия родителей: опека, забота, передача опыта, подготовка к самостоятельности.

         Важное средство воспитания – правильные требования, не только, что, но и как требуют. В требованиях общественные нормы и принципы. От характера требований зависят все отношения с родителями.

 Разумность, последовательность, тактичность помогают складывать у ребенка привычки взвешивать поступки, последствия, сдерживать себя. Это все ни в коем случае не подавляет инициативы, предприимчивости, т.е. воспитывается «мера активности и тормозов».

Но если нет единства в требованиях, то нет и устойчивости отношений, ребенок непоследователен, неуравновешен, импульсивен. Если родители суровы, педантичны, приказывают и запрещают, то в семье преобладает авторитарный тип отношений: подросток или подчиняется или враждует. И то и другое приводит к отклонениям: неискренности и маскировке.

      Весь опыт ребенка, его представления и взгляды строятся на семейных впечатлениях. Поэтому и важен пример родителей. Отношения подростка к ним носят активный характер: он ответственен перед родителями, семьей, он сам стремится к совершенствованию, улучшению настроения, отношений в семье, стремится к своему идеалу.

Нельзя воспитывать по инерции, по старинке: гиперопекать, не доверять, быть бестактным. Это связано со следующими причинами:

- равнодушием и полным непониманием интересов подростка;

- непризнанием его самостоятельности;

- авторитарностью и деспотизмом, давлением;

- несправедливой оценкой, неуважением.

В этом главная причина конфликтов, в этом неверная позиция родителей, отрицательное влияние.

                                              - 1 -

 Духовная близость

Отрицательное воздействие – не плод злого умысла. Просто таким родителям не хватает критичности к своим поступкам и поведению, стороннего взгляда.

Если сопоставить характер семейных отношений и морали ребенка, увидим четкую связь. Можно выделить даже разные группы семей. Но часто деление на группы затрудняется. В одном исследовании ученые главными признаками семьи назвали такие: место в обществе, отношения, воспитание.

Исследования выделили несколько групп семей:

1 группа: отношения в семье здоровые, уважительные, заботливые, доброжелательные, солидарные, неконфликтные, благоприятные, оптимистические, авторитетные, связь со школой и педагогами едина. Подросток в такой семье активен, общителен, коллективен, доброжелателен, имеет достоинство, ответственен. Уважаем и уважителен, един в словах и делах, неконфликтен. Это не идеал, это норма.

2 группа: согласованность и коллективизм есть и здесь, но отношение к воспитанию более пассивное, хотя любовь, терпение и доброжелательность есть. Пассивность в переоценке самостоятельности и взрослости, педагогическая несостоятельность, надежда на школу. Отношения поколений – сосуществование. Авторитет родителей не всегда высок, контакты слабее, благополучие формальное. Это скрытая безнадзорность. Воспитание в такой семье - на школе. У подростков семей этой группы с положительными могут быть и отрицательные качества: лень, упрямство, лицемерие, зазнайство. У подростка может быть противоположная направленность.

3 группа: Направленность не всегда устойчивая, часты конфликты. Нет единства и последовательности, педагогической самостоятельности. Подросток безнадзорен, часто в группе «трудных». Это разрыв сознания и поведения. Понятия о нормах имеют на словах, но следовать им трудно. Такие ребята противоречивы. Они могут быть чуткими, внимательными и уважительными, но и грубыми, равнодушными, циничными, отчужденными, замкнутыми, ущемленными. Стараются раньше уйти от опеки родителей, начать работать, стать самостоятельными.

В семьях 4 группы – преобладание узкосемейного направления, в сознании много пережитков прошлого (ориентация, авторитетство, роль женщины …). Причем в одних семьях отношения родителей благополучные, в других же идет явная или скрытая борьба за влияние на детей, навязывание своих мнений обо всем, требования полного подчинения, уважения. Внутренним миром не интересуются, важно лишь внешнее «приличие». Внутренней близости, понимания и сердечности нет. Подросток либо вырастает борцом против пережитков, либо смиряется. У подростков третьей и четвертой группы много общего: нормы знаем, но не следуем. Дома «нелады». Пассивные подростки прилежны, дисциплинированны, но эгоистичны, двойственны, моральные установки вредные: внешнее благополучие и гнилое нутро. В воспитании важна цель семьи: на благо всем или только себе. В первом случае – это патриот, во втором – мещанин, лживый, эгоистичный, жадный, лицемерный, двойственный.

     Характер отношений и микроклимат семьи тоже очень важны. Смотря на родителей, их отношения дети начинают на их примере строить свои отношения с людьми. На хорошем фоне и воспитание хорошее.

    Очень важна педагогическая позиция родителей: тактичность, психологизм, справедливость, принципиальность. Любое из нарушений ведет к упрямству и капризам, искажениям. Поэтому родители должны быть критичны к себе, учиться всегда, ибо ребенок – ваше зеркало, вы – его создатель, а школа – лишь провожатый.

   Климат семьи

          Какие же пробелы и недостатки могут возникнуть в семейном воспитании? В той или иной форме пробелы есть везде. Безконфликтных семей нет, трения бывают у всех: разница в характере, возрасте, опыте…Но у одних все решается благополучно,у других войной. А причина в неосведомленности двух сторон о правилах и нормах совместной жизни, о закономерностях воспитания. Но и этого может быть мало. Базой является взаимопомощь и взаимопонимание. Причины неблагополучия в семье разные.

                                                        - 2 -

Первая – «дремучесть» родителей, замшелая нравственность, душевная глухота, культ чада.

Вторая – сходная: чрезмерная опека, а итог – эгоист.

Третья – гиперстрогость, муштра, цель – закалка характера; результат – вялый рохля.

               Важно не сколько даешь, а в том, что оно рождает на свет.

Четвертая – разногласия в воспитании, ребенок посрединке.

           Это основные причины, но есть еще ситуационные, частные:

- несдержанность взрослых: из мухи – слона;

- отношение детей с товарищами: к себе в дом не звать;

-педагогическая злопамятность: ворошить старое белье;

- вмешательство в дворовые ссоры детей: дети забыли, а родители…;

- воспитательный прогматизм – действие по обстоятельствам: ты уже взрослый; ты – не

   дорос.

            Надо подростка принимать как он есть, помогать вовремя, поддерживать, иначе он пойдет туда, где его «понимают». Ситуации бывают разными, но есть общее: недостаток понимания. Воспитатель сам должен быть воспитан, должен саморазвиваться, самовоспитываться, а не останавливаться на усвоенном когда-то. Надо больше знать в педагогике и психологии. Благополучие может быть видимым, тогда корни искать и лечить болезнь будет поздновато. У каждой семьи свое лицо. Есть семьи недоверчивые: все кругом враги – у них нет друзей. Такая семья всегда права, а все вокруг виноваты, подростка в такой семье всегда оправдывают, а он становится подозрительным и агрессивным и уязвимым, так как от всех ждет подвоха.

             Есть семьи сиюмитного удовольствия – живут одним днем, не заботясь о будущем, планы на которое туманны, они не заботятся о смене быта, ко всему претерпеваются, живут по инерции. Выбор места учебы и работы случаен: куда приняли. Зарабатывают много, но деньги тратят бесполезно, многого не хватает. Досуг неинтересный, занятия должны быть безусильными. Здесь всегда внутренний разлад: любое противоречие выливается в конфликт. Ссоры по любому пустяку. Подросток здесь слабоволен, неорганизован, примитивен, поступки безумны, принципов нет. В таком важно, хоть и сложно – пробуждение силы воли.

Есть семьи предприимчивые, удачливые. Члены такой семьи легко переходят границы дозволенного. Они любят шикануть. А вот трудолюбие и терпение здесь не ценятся. Все делают по знакомству или где легче. Нравственные оценки сдвинуты. Они везде хитрят. А у подростка формируется сдвиг – главное – не попадаться.

            Это все ярко выраженные признаки. Но большинство семей не имеет яркой окраски, признаки сглажены, но последствия есть. Важен вывод: узнали себя – постарайтесь понять и найти лекарство.

                                             Преодолевая трудности

В жизни и педагогической литературе « трудными» чаще всего считают мальчиков. Статистически это верно: составляют большинство они. Однако, «тудные» есть и среди девочек. Характер трудностей детей, их причины, поведение имеют свои особенности, без их учета нельзя рассчитывать на успех.

   Неблагополучие здесь видно не сразу: ведь видимых поступков вроде озорства и хулиганства поначалу может и не быть; трудности накапливаются постепенно и лишь позднее дают такие зрелые плоды, как лживость, грубость, непослушание и порой воровство и антиобщественное поведение.

                Откуда же берутся «трудные» девочки? Наблюдения показывают, что основной «источник», основная причина – семейное неблагополучие.

Многие «трудные» девочки живут в неполных семьях, где нет либо отца, реже матери, либо обоих. Но и там, где семьи полные, благополучия не видно: пьянство, измены, разврат, стяжательство. В пьющих семьях большинство девочек нервозны, взвинчены, лживы. Они грубы, их выходки оскорбительны.

   

                                                   - 3 -

Неверность в браке – это сложный конфликт дочери, матери и отца. Дочь любит отца,

а, изменяя, он игнорирует эту любовь, пренебрегая ею. Девочки переживают это, и в итоге в их характере утверждается чувство ненависти к отцу, мужчинам вообще, желание не выходить замуж, жить одиноко.

    Плохо детям и в тех семьях, где единственная цель – достаток, причем добытый любыми путями. Родители – добытчики, а дети – заброшены. Дурной пример заразителен и большинство воровок из этих семей.

      Эти причины очевидны: здесь порок наяву. Но есть еще семьи, где все благополучно, но дети одиноки душевно. В подростковом возрасте вообще много перемен, у девочек особенно. Поэтому им нужно понимание и помощь. Отношения дочери и матери иногда скупы, жестки, напряженны. Поэтому девочка боится, таится, что ее волнует, а мать опасается разбалованности. И, видя перемены, все же опасается этих тем. Поэтому дочка и не обращается к матери, а побежит к подружке или более молодой соседке. Если вы дочери не друг, вам остается ждать лишь случая, а он предполагает разное.

 «Трудным» в школе трудно не потому, что успехами они не блещут. Это отставание вторично: неблагополучие (в работе) в доме дает проблемы. Но первоисточник трудностей может быть и в школьных неудачах. Если в школе неудача, а дома попреки – вот и результат: отдаление «трудного», поиск своего круга, где его поймут.

     И вот - в руках неудачницы сигарета, вольная одежда, смена прически, вольная речь, манеры, интонация, т.е. «показатели» взрослости, а отметки – ерунда. Выгнали с урока – хорошо, бранят дома – ладно, пойду к подруге, там интереснее -  делимся опытом. Вот и создан круг по интересам – еще один уличный        круг. Чаще родители хотят отдалить дочь от плохой девочки, начинается война отстаивания прав, которой могло не быть, если направить эту дружбу, определить лидера и начинать с него. Девочки такого круга очень лживы, изворачиваются, а их извинения неискренни. У мальчиков честнее. От всего этого плохо самим «трудным». Это надо увидеть, попытаться найти для них счастье.

                                            Осторожно : корыстолюбие

Одна из тем - о правонарушениях – малоприятна, но ее не обойти, и стоит задуматься об ограждении ребенка. Больше говорить с ним о связи морали и закона. Большинство преступлений вскрывают качества: потребительство, жадность, легкость удовлетворения желаний, эгоизм, жестокость. Хищения крупные редки, корыстолюбцы работают по мелочам и интересам, что легко взять и воспользоваться им. Это опасный возраст, корыстолюбие в нем – большое зло, не всегда видно и прикрыто то бравадой, то стремлением к авторитету, то незаурядностью. Это приводит к противоречию. Корыстолюбцы чаще всего появляются не в семьях с духовными ценностями, а там где божеством является вещь. Несоответствие с потребностями и возможностями ведет к нарушению закона.

    Довольно часто родители сами создают предпосылки такой болезни, когда деньгами, дорогими подарками, модными вещами поощряют за оценки, поведение, послушание, уважение

Культура поведения   -  « чтобы все остальные были счастливы…»

                                              «У человека невоспитанного отвага становится грубостью,

                                                ученость – педантизмом, остроумие – шутовством,

                                                простота – неотесанностью, добродушие – лестью…»

                                                                                        Т. Локк (английский философ)

Мало обладать достоинствами, - нужно еще уметь их проявить. Иначе достоинства могут обратиться в недостатки.

                                                   - 4 -

Культура поведения – составная часть общей культуры, выработанной человечеством- это соблюдение основных правил, требований, правильного тона, предупредительности, внимательности, вежливости, корректности, деликатности. Она включает в себя – культуру одежды, речи, внешних манер. Знание этого помогает человеку правильно выбрать поступок. Основной принцип нашей культуры – гуманизм.

Откуда грубость?

           Навыки  культурного поведения складываются в детстве. Почему обострение происходит у подростков? Недавнее послушание сменяется грубостью, дерзостью, сквернословием, дурным вкусом. А трудности эти от неумения родителей учесть перемены. Нарушение культурных навыков от отношения родителей к подростку, как к маленькому, неучтения его интересов.

     Грубость подростка может быть вызвана непродуманным родительским требованием, унижающим его в глазах сверстников: невежливое ответное бурчание – самый легкий ответ.

    Безаппеляционная требовательность и грубость вызывают такие же чувства, и делается все наперекор, чтобы показать независимость.

     Недовольство в неприемлемой форме упражняет подростка в дурном поведении. Не нужно быть бестактным, резким, несправедливым, кричать, оскорблять, а лучше подумать о причинах, научить, создать условия, нужно быть выдержанным, настойчивым, терпеливым, показать, проверить. Нельзя насмехаться, дразнить, копировать манеры. Надо создать благоприятную почву для культурных манер, вникнуть в суть проблемы, понять, помочь.

      Требования семьи и школы должны быть едины, тогда правила культуры осмыслятся, необходимо быть справедливыми, иначе ребенок будет упираться, сопротивляться. Единство целей должно быть и в самой семье. Цель его – понять ребенка. Средства воспитания должны отвечать задаче деликатного воспитания. Нельзя сравнивать подростка с его сверстниками. Каждый человек индивидуален. Может возникнуть синдром детского карьеризма, который ведет к большому негодяйству. Для подростка – это яд духовный.

Личный пример, манеры и стиль жизни

            «Избалованные и изнеженные дети, любые прихоти которых удовлетворяются родителями, вырастают слабовольными эгоистами. Ибо любовь родителей не должна быть слепой…»

                                   Ф.Э.Дзержинский

Навыки культурного поведения складываются не сразу. Многие культурные привычки складываются именно в семье: большое поле для упражнений, их отработки. Родителям нужно помнить: посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – посеешь характер. Привычка ленивой постели – неточность, халатность, опаздывание. Причина неорганизованности – отсутствие режима дня в семье: поздний сон – утро – неряшество, раздражительность, плохое настроение.

Влияет и стиль отношений в семье: внимательность, предупредительность к окружающим; тон и манера разговора; спокойствие, вежливость, уважение полов и возрастов, труда, опрятности, аккуратности, чистоте. Необходимы беседы о культуре , объяснения. Цель бесед: гуманизм, борьба с недостатками. Подросток должен видеть не обиду, а помощь.

                                                          - 5 -


Предварительный просмотр: