"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Карпова Татьяна Александровна

Тема  инновационной деятельности "Информационные технологии в педагогической практике учителя современной школы"

1. Выступление на республиканском научно-методическом семинаре для учителей биологии РТ "Инновационные методики преподавания биологии в школе и их реализация" (в рамках инновационной площадки "Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования") на тему: "Использование информационных технологий как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках биологии" 01.12.2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karpova_vystuplenie.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование информационных технологий как средство формирования  ключевых компетенций учащихся на уроках биологии»

Карпова Т.А., учитель биологии высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №90»Советского района г.Казани

Все меньше тех вещей,

Среди которых я в детстве жил,

На свете остается…

А.Тарковский

Так справедливо писал А.Тарковский о неумолимом беге времени и неизбежных переменах в жизни людей, с ним связанных. И это естественно. На смену «тем вещам» пришли другие. Жизнь требует новых подходов, иных решений.

Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода. (Психологи ввели такой термин как «клиповое мышление» для объяснения психических процессов, происходящих у современных детей.)

В современных условиях, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющими становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность. Особенно остро эта задача встает перед нами, учителями, так как мы должны такую деятельность ученика организовать.

Сегодня уже невозможно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникационных технологий. И для того, чтобы учитель построил свой урок так, чтобы данные технологии дали современному ученику те учебные и культурные навыки, сформировали надпередметные компетенции, которые позже дадут ему возможность быть умелым и грамотным студентом, специалистом, профессионалом,  необходимо, чтобы сам учитель был компетентен в данных вопросах.

И хотя век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение, на сегодняшний день одним из самых неизведанных вопросов для большинства педагогов остается использование интерактивных досок на уроках.

Интерактивная доска – это поверхность, на который проецируется экран монитора, она является чувствительной и позволяет использовать ручку (или даже палец), чтобы рисовать, писать на самой доске и управлять работой компьютера, подключенного к интерактивной доске.

Сейчас уже нет такого учителя, который бы не слышал об интерактивной доске. Но в 2008 году, когда нашей школой был выигран грант и были приобретены интерактивные доски, тогда для нас было сложно освоить и полюбить интерактивную доску с непонятным программным обеспечением. Сразу возникло множество вопросов. В первую очередь – с чего начать, как работать с интерактивной доской? Учителя, в чьих кабинетах были установлены ИД-доски прошли обучение, и продолжали самостоятельно осваивать работу на интерактивной доске.

Позднее, когда интерактивные доски появились, практически в каждом кабинете, сначала появилась, а потом возросла потребность в проведении мастер-классов для учителей. На мастер-классах мы обсуждали целесообразности использования интерактивной доски в образовательном процессе, знакомили учителей с простыми приемами работы на Smart Board. Потом это все вылилось в школьный фестиваль педагогических идей, где практически каждый учитель показывал уроки с применением интерактивной доски.

Одним из первых возник вопрос - целесообразно ли с головой окунаться в эту технологию, когда твой многолетний педагогический опыт дает хороший результат и без использования интерактивной доски?

Давайте вместе ответим на этот вопрос, а для этого попробуем выделить достоинства и недостатки использования данной технологии на уроках.

Положительные стороны использования интерактивной доски:

  1. Применение компьютера позволяет расширить границы урока.
  2. Появляются новые варианты использования традиционных форм.
  3. Активизируется познавательная деятельность учащихся.
  4. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
  5. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;
  6. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
  7. Повышение производительности урока.
  8. Преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, должен обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
  9. Учитель начинает видеть занятие по-другому, начинает творить, развивается сам.

Отрицательные стороны использования интерактивной доски:

  1. Может отказать техника.
  2. Качество оборудования не всегда соответствует задаче урока.
  3. Погубить урок может и неграмотно составленная презентация.
  4. На подготовку урока с использование ИКТ уходит очень много времени.
  5. Недостаточная компьютерная грамотность многих учителей.
  6. На данный момент нет даже попытки создать методическое пособие по использованию ИКТ на уроках, не выявлены основные приемы и методы работы в данном направлении, и учителю приходится интуитивно их находить.
  7. Такие уроки трудно оценивать, так как применить к ним классические схемы анализа трудно, а новых форм нет.

Как видим, в применении данной технологии есть свои плюсы и минусы. Причем плюсов больше и они связаны с оптимизацией учебного процесса и его результатами.

Вывод: ИД является незаменимым средством усиления наглядности изложения учебного материала, позволяет сделать урок живым и увлекательным, собирать и представлять информацию   из разных источников, моделировать всевозможные явления и процессы.

Но несмотря на все преимущества ИД, многие учителя в лучшем случае, используют ИД на уроках только как экран для демонстрации презентаций, в худшем - не используют вообще. Причин несколько.

Основные барьеры – отсутствие компетентности (я не умею), страх перед доской, неуверенность в своих силах (у меня не получится), нежелание осваивать новые приемы.

Так применять или не применять ИКТ? Наверное, каждый учитель решает для себя сам. Но в связи с этим хочется напомнить известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности». И эта известная истина сейчас легко может быть удовлетворена средствами компьютерных технологий. Но чтобы компьютер не стал средством только простой наглядности, учитель должен хорошо продумать и правильно смоделировать урок.

Как это сделать? Для этого нужно, прежде всего четко увидеть цели и задачи данного урока, его место в общей системе учебного курса, особенности возраста учащихся и класса.

На различных этапах урока можно использовать следующие типы объектов, представленных в электронных изданиях:

Этап “Объяснение” - цветные рисунки и фото; слайд-шоу; видеофрагменты; 3D рисунки и модели; анимации; интерактивные модели и рисунки.

Этап “Закрепление” – задания с выбором ответа; задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры; тематические подборки заданий; задания с использованием фото, видео и анимаций; задания с реакцией на ответ; интерактивные задания и т.д.

Этап “Контроль” – тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой; контрольно-диагностические тесты.

Для работы необходимо создать базу демонстрационного материала. Его можно найти в Интернет-ресурсах, позаимствовать в электронных учебниках, энциклопедиях, а можно приготовить самим. (Демонстрация личной медиатеки)

Таким образом, использование интерактивной доски значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. (Демонстрация возможностей интерактивной доски).

Современные уроки должны быть разными, рядом с передовыми технологиями должны стоять и классические, проверенные временем. Однако жизнь стремительно движется вперед, еще несколько лет назад мобильный телефон и компьютер были роскошью, а теперь так трудно представить себе без этих предметов ученика, да и учителя тоже. Если педагог не боится рискнуть, хочет разнообразить свою деятельность, он должен входить в этот образовательный формат.