"Инновационная деятельность на базе КФУ"

В проекте представлены контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку к разделу "Лексика. Фразеология" в 6 классе; урок русского языка в 5 классе "Правописание гласных и согласных в приставках". Планируется разработать по теме "Внедрение системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы как способ реализации инновационного процесса в рамках ФГОС" несколько уроков, провести мастер-классы (по плану в 2017 году)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку к разделу

«Лексика. Фразеология» в 6 классе

Планируемые результаты изучения раздела

«Лексикология и фразеология»:

Ученик научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

 

Познавательные универсальные учебные действия.

Задания.

  1. Распределите данные профессионализмы по группам в соответствии со сферой их употребления. По словарю определите их значение и сферу деятельности, из которой пришли эти слова.

Лексика, барельеф, витраж, фальцет, орфография, барокко, авангард, десант, инфинитив, квинтет, фреска, мозаика, аккорд, альт, партитура, манёвр, тыл, дислокация, либретто, суффикс, каватина, адажио, демобилизация, скерцо, полифония, арьергард, демилитаризация, лингвистика, соната.

  1. С помощью словаря антонимов подберите к данным словам как можно больше антонимов. Укажите, какие из них нейтральные, а какие – эмоционально окрашенные.

Нейтральные

Эмоционально окрашенные

Близкий, легкий, тупой, краткий, чистый, полный, теплый, высокий, прямой, темный, узкий, сладкий, интересный, тихий, свежий.

  1. Подберите к данным словам омонимы. С помощью словаря укажите значение всех слов.

Атлас, видение, запах, орган, хлопок, пахнуть, строить, верхом, лечу, три, ключ, поцелуй, печь, замок, век, бреду, дорог, знать, пола.

  1. Прочитайте данные неологизмы. В настоящее время данные слова уже воспринимаются как новые. С помощью словарей новых слов различных годов издания установите, в какое время в языке появилось каждое из данных слов. Проанализируйте слова и подготовьте ответ на вопрос: «Каковы пути появления новых слов в языке?». Выпишите только те слова, которые не перешли из разряда неологизмов в разряд общеупотребительных слов и были утрачены языком. Установите их значение по словарю.

Кинокалейдоскоп, кинолекторий, короткометражка, телесценарий, КВН, приводниться, ваучер, стыковка, астроориентация, спутник, звездолетчик, фотообвинение, видеотелефон,  АИК (аппарат искусственного кровообращения), микрорайон, стеклопластик, дружинник, программист, биоцид, антимиры, дедерон, мини-мода, запрограммировать, ядерщик, гермошлем, разведпоиск.

  1. С помощью словаря определите, из каких языков заимствованы данные слова. Объясните значение редко  употребляющихся слов.

Авария, арбитраж, аргамак, аренда, аспирантура, аул, аут, базис, балерина, балласт, бас, баскак, басма, басмач, бунчук, бурдюк, буржуа, бутафория, бутафория, буфер, бутсы, бюро, диктор, казна, конвейер, лидер, лингвист, лирика, литератор, литраж, мандолина, манеж,  мантилья, митинг, плед, ревматизм, табун, тезис, туннель, фрейлина, фронт, фураж, штанга, штат, штатив, штепсель, штиль, штольня, штраф, эбонит, эвкалипт, эволюция, эгоист, экватор, эквивалент, экзекуция, экзотика, эклога, ярлык, ясак, ятаган.

  1. Выпишите фразеологизмы, в состав которых входят устаревшие слова, не употребляющиеся в современном русском языке самостоятельно.

Разводить турусы на колесах, бить баклуши, краем уха, прописать ижицу, выбиться из сил, прикусить язык, точить лясы, задавать тон, начинать с азов, прийти в восторг, семи пядей во лбу, создать впечатление, гол как сокол, во весь дух.

Из фразеологического словаря выпишите значения этих фразеологизмов. Затем с помощью этимологического словаря выясните значения устаревших слов, которые в них содержатся. Подумайте, во всех ли фразеологизмах реализуются данные значения напрямую?                                                                                                      

7. Задание «А как иначе?»

  1. Сами с усами
  1. расстроен, потерял душевное равновесие.

  1. Сам не свой
  1. самостоятельно, без помощи, отдельно.
  1. Сам по себе                          
  1. нисколько не хуже, не глупее других.
  1. Сам себе хозяин
  1. невольно, непроизвольно, без каких- либо усилий.
  1. Само собой
  1. Совершенно  независимый, самостоятельный  человек.

 Привести фразеологизмы и значения в соответствие.

8. Все мы знаем и любим сказку П.Ершова «Конек-Горбунок». Помните ли вы такие строки?

Двух коней, коль хошь, продай,

Но конька не отдавай

Ни за пояс, ни за шапку,

Ни за черную, слышь, бабку…

- и здесь нам встретилось слово бабка. Неужели конька можно было продать за какую-то чёрную бабку? Что бы это значило?

Задание: выяснить разные значения слова бабка.

Материал для учителя.

Какова история слова бабка в значении «деньги»? По этому поводу есть разные мнения. Одни учение считают, что слово бабки пошло от денежных купюр, на которых была изображена Екатерина II (портрет на деньгах в просторечии прозвали «бабка»). Если купюр (денег) много, то они – бабки.

В «Толковом словаре» В.И. Даля в обширной словарной статье «Баба» находим значение слова бабка: «Несколько составленных хлебных снопов на жниве…; от 10-15 снопов, комлями наружу, а последним бабка накрывается шатром; в новгородских говорах 16 снопов льна, и урожай льна считается бабками…» В качестве примера приводится предложение: «На четверик (семян) уродилось сорок бабок».

Значит, бабки служили для крестьян мерой счета при сборе урожая и расчетах между собой. Нередко в крестьянской среде можно было услышать: «Сколько ты бабок с поля снял?», «Сколько бабок отдал за кобылу?»

Теперь мы можем понять строчки из «Конька-Горбунка»: под «черной бабкой» Ершов подразумевал снопы ржи, ведь ржаной хлеб мы называем черным.

Но почему же крестьяне называли составленные вместе снопы бабкой? Это связано с верованиями древних славян. Бабкой, или бабой, называли персонаж жатвенного обряда – несколько составленных снопов или один сноп, самый последний, который иногда даже обвязывали платком и наряжали в женскую рубаху.

Была еще игра в бабки. Бабками называли надкопытные говяжьи кости. Выигрывал тот, у кого оставалось больше бабок.

В сказке О.М. Сомова «О Никите Вдовиниче» рассказывается о мальчике, которого никто не мог обыграть в бабки. Как-то раз оказался он ночью на кладбище, и ему пришлось играть в бабки с мертвецами. Он выиграл волшебную черную бабку и стал непобедимым, разбогател. Одно условие было ему дано: никогда не ставить черную бабку против красной. Через много лет его сын нарушил это условие, соблазненный чертёнком, и в одночасье семья лишилась всего богатства.

Орест Михайлович Сомов – современник А.С. Пушкина, поэт, журналист, переводчик, писатель, не раз обращавшийся к фольклору, - опубликовал эту сказку в 1831 г., а «Конек-Горбунок» увидел свет в 1834 г. так что вполне возможна связь «черной бабки» с историей Сомова, а значит, конечно, и с фольклором.

Как видите, однозначного решения нашей задачи мы найти не смогли, зато много интересного узнали.

9. Найдите неуместные заимствованные слова, замените их русскими синонимами.

  1. Вера много времени проводила в Интернете, забывая об играх на воздухе. +
  2. Друзья приготовили Олегу необычный презент (подарок) на день рождения! -
  3. Она обожает джаз и часто ходит на концерты вместе со своим братом. +
  4. После ланча  они отправились на прогулку по набережной. +/-
  5. Ирина считала его клевым (умным) парнем! -
  6. На витрине магазина стоял новенький миксер. +
  7. Раскованность и независимость – главные качества тинейджера 21 века. +/-
  8. Стены ее гостиной завешаны постерами (плакатами) с фотографиями суперстар (звезд кино, эстрады). –
  9. Мы купили несколько дисков с хитами 90-х.+
  10. Все спешили в кинотеатр на просмотр блокбастера года –фильм “ Кабирия ”.-

10. Запишите предложения:

  1. Объегорил он меня: пообещал вернуть десять рублей, а не отдал.
  2. Подкузьмила меня моя доверчивость.

Ответьте на вопросы:

  1. К какому стилю можно отнести выделенные слова? (разговорный, можно встретить и в художественном стиле)
  2. Выясните с помощью толкового словаря их значения. (объегорить – обмануть, провести, подкузьмить – поставить в затруднительное, неприятное положение, подвести)
  3. Какие имена мы слышим в корнях этих слов? (Егор, Кузьма) Но при чем тут они? Выясним с помощью этимологического словаря.

(История глаголов объегорить и подкузьмить уходит корнями в глубь веков. До введения крепостного права на Руси крестьяне могли переходить от одного барина к другому. Они нанимались на работу весной, в праздник «на Егория», а расчет получали осенью, «в Кузьминки». Во время сделок стороны нередко пускались на всякие ухищрения, а порой и на обман. Так и появились глаголы  объегорить и подкузьмить)

Материал для учителя                                                                                                          Имя Егорий (Егор) – простонародный вариант имени Георгий. Другой вариант этого же имени – Юрий (древнегреческое имя, означающее «земледелец»).

В народном календаре есть два Егорьевых дня, которые издавна праздновались на Руси. Один – холодный, зимний – отмечался 9 декабря, его еще называют «Юрьев день». Другой Егорий – холодный, вешний – его чтили 6 мая.

Юрий зимний, день Геогрия Победоносца, вошел в историю поговоркой «Вот тебе бабушка и Юрьев день». В старину крестьяне имели право за неделю до Юрьева дня и неделю после него свободно перейти от скупого и жестокого помещика к другому. Когда это послабление отменили, и родилась поговорка.

 С весеннего Егорьева дня начинается настоящая весна. С этим днем тоже связаны поговорки: «Юрий на порог весну приволок», «Егорий землю отмыкает», «Пришел Егорий, и весне не уйти», «Егорий храбрый зиме ворог лютый».

Глагол объегорить связывают с Егорием вешним, хотя вполне может быть, что он связан с обманутыми надеждами на зимний Юрьев день.

А теперь об имени, связанном с глаголом подкузьмить.

По народному календарю день памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна), иначе Кузьминки, отмечали 13 ноября. Кузьма и Демьян считаются покровителями семейного очага, а также ремесленников, особенно кузнецов и рукодельниц.

Этот день считается девичьим праздником. С ноября девушки садились прясть пряжу и, обращаясь к святому, вязали, ткали и шили одежду. В старину говорили: «Кузьминки – по осени поминки».  

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Задания.

  1. Выпишите из предложений устаревшие слова. С помощью словаря определите их значение. Поработайте в парах. Подумайте и объясните однокласснику, чем отличаются выписанные вами слова из обеих групп предложений. Оцените, убедительны ли ваши объяснения.

1. Арина говорила нараспев. Она была из Ганнибаловой вотчины и девкой отошла к Марье Алексеевне. Она низко кланялась Петру Абрамовичу. У Ганнибалов дворня ходила по струнке.

2. У него была в крови эта легкость передвижения: он любил освобождаться от всех тягот, сев в рессорную коляску или даже в наследственный рыдван.

3. Сергей Львович преображался при матушке, как то бывало с ним, когда он приходил в комиссариатский штат.

4. Арина смело поднималась по лестнице и строго наблюдала, чтоб барчуки и барышня Ольга Сергеевна чего-нибудь не обронили или не поломали какой балясины.

5. Только к вечеру весовщики разнесли, что в Москве в этот день было землетрясение.

6. Абрам Петрович был на портрете с желчным лицом, цвета глины, с аннинскою лентой через плечо, в генерал-аншефском мундире.

7. В эти месяцы много перьев скрипело в Москве – приказные переписывали стихи, дворяне писали царю.

(А. Толстой)

1. В Марфине у графа Салтыкова на прошлой неделе Николай Михайлович пел в своем водевиле, в интермедии, в прологе, в пиесе своей собственной.

2. Кутайсов был пленный турка, дареный цирюльник – а теперь ведал всеми лошадьми государства, граф и кавалер.

3. Когда мать звали Nadine, Надина, она была совсем другая, чем тогда, когда бабушка звала её Надеждой. Надина – это было похоже на Диану, на нимфу в Юсуповом саду. Это был тот свет, о котором иногда говорили за столом родители и откуда мать с отцом возвращались иногда по ночам.

4. Надежда Осиповна против ожидания вернулась с каменным лицом и сухо, даже с каким-то злорадством, сказала, что Капитолина Михайловна не вернется никогда, что она готова умереть в монастыре, на соломе, и питаться аредами… «Акридами», - поправил Сергей Львович.

5. Из старых друзей ждал он Шаликова и кузена Алексея Михайловича. Вот и все. 6. Вдвоем со своим наставником они много гуляли, и Александр знал теперь Москву лучше Монфора. Знал переулки, где дома были подслеповаты, как старички, сидевшие тут же, на скамеечках, и нарядный Кузнецкий мост, и широкую Тверскую – дома там были большие, просторные, почти все в два этажа.

7. Иогель был модный танцмейстер, он первый в Москве начал по-настоящему учить детей танцам.

  1. Работа в группах. Подберите тексты различных стилей, типов речи и разных жанров. Проанализируйте их с точки зрения наличия или отсутствия в них устаревших слов. Подготовьте развернутый ответ на вопрос: «В каких текстах и с какой целью чаще всего используются устаревшие слова?»
  2. Прочитайте любую русскую народную былину. Выпишите из нее устаревшие слова. Выясните с помощью этимологического словаря их значения. Разделите выписанные слова на два столбика: 1) те, которые ушли из языка совсем по причине исчезновения тех предметов, которые они обозначали; 2) те, которые ушли из языка, так как были заменены более новыми.
  3. Лингвистическая задача.

Обилие заимствований в современном русском языке вызывает тревогу в обществе. Некоторые предлагают сократить использование иноязычных слов в речи или даже вовсе от них отказаться. Подобное беспокойство выражали образованные люди и в прошлом. Например, А.С. Шишков и В.И. Даль предлагали заменить некоторые заимствованные слова русскими синонимами.

Поработайте в парах.

Задание:

  1. Попробуйте по данным определениям догадаться, какие слова имели в виду А.С. Шишков и В.И. Даль.

Мокроступы – обувь для сырой погоды.

Тихогром – музыкальный инструмент.

Мироколица, или колоземица, - газообразная оболочка Земли.

Себятник, или самотник, - человек, думающий только о себе, преследующий лишь собственные интересы.

Сравните с эталоном:

Калоши – обувь для сырой погоды.

Фортепьяно – музыкальный инструмент.

Атмосфера - газообразная оболочка Земли.

Эгоист - человек, думающий только о себе, преследующий лишь собственные интересы.

  1. Как образованы «русские» слова? (в первых трех случаях слова образованы сложением, а в последнем – суффиксальным способом)      

 

 5. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями.

                                                                                                       

6. Напишите сочинение на тему:  

«Знакомые незнакомцы» (о заимствованных словах).  

7. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица.                                                                                                

8. Дайте стилистическую оценку употреблению выделенных слов, сравнивая их с возможными синонимами.

  Евгений ждет: вот едет Ленский на тройке чахлых лошадей: давай обедать поскорей. 2. Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь; его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь. 3. Потише, сударь, ради бога потише! Проклятая клячонка моя не успевает за твоим долгоногим бесом. 4. Внезапный крик сражений грянул; смутилось сердце киевлян.

9.  Рассмотрите картинки. Составьте описание костюмов, используя устаревшие слова.      

 H:\Верхняя.jpg                         H:\украинский.jpg

  1. Галун – золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка.
  2. Жупан – старинная мужская и женская верхняя одежда поляков, украинцев и др. Полукафтан из сукна (серого или голубого цвета) с отложным воротником, застежкой на пуговицах.
  3. Китайка – первоначально, шёлковая, затем хлопчатобумажная лёгкая вещь, производившаяся в Китае, и массово ввозившаяся в Россию в XVIII-начале XIX века.
  4. Кобеняк с видлогой – украинская народная верхняя одежда, разновидность мужского плаща с капюшоном.
  5. Мундир – военная или гражданская форменная парадная одежда с золотым или серебряным шитьем. Гусарский мундир. Студенческий мундир. 
  6. Плахта –  часть украинского женского народного костюма, юбка с запахом, состоящая из двух полотнищ.
  7. Свитка – верхняя мужская и женская одежда русских, украинцев и белорусов, в виде кафтана без воротника, с глубоким запахом, на крючках.
  8. Сюртук – длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный.
  9. Черевики – древнерусское название кожаной обуви башмаков, сапог (остроносых, на каблуках). Сохранилось в современном украинском языке.

10. Рассмотрите картинки. Составьте описание современной молодежной одежды, используя слова-неологизмы.

H:\Супер.jpgH:\1319661696_75bd78673cc7cc44_over-the-knee-boots-3-newww.preview.jpg

                                                                                                                                                     1. Бандана (от испан. banda — «повязывать») – головной убор в виде косынки или платка большого размера. Традиционно банданы изготавливаются из разноцветной ткани с узорами. Банданы повязывают как на лоб, так и вокруг шеи (шейный платок).                                                                                                                    2. Джеггинсы - понятие, объединяющее в себе леггинсы и джинсы, 2 вида одежды..                                                                                                                                3. Дупатта – длинный мягкий струящийся шарф, выполненный из легких газовых тканей.                                                                                                                    4. Леггинсы (англ. leggings от leg) или лосины — короткие и облегающие женские брюки, своим внешним видом напоминающие колготки, но в большей степени разнообразны в расцветках, из более плотного материала. Приобрели популярность с 80-х годов 20 в.                                                                                           5. Парео – деталь традиционного костюма жителей Таити, используемая европейцами в качестве пляжной одежды. Предмет женской пляжной одежды, прямоугольный отрез ткани, подвязываемый на бёдрах в виде юбки, под мышками в виде платья или иным образом.                                                                     6. Парка (порхы - порга) - верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу у народов Сев. Сибири; утепленная куртка.                                                       7. Слаксы  широкие брюки.                                                                                                                                                                                    8. Угги (англ. – Uggs) - сапожки, обычно женские, сделанные из натуральной овчины, название произошло от английского слова ugly, в переводе означало уродливый.                                                                                                                         9. Шуботи – это ботильоны с открытым носком или же босоножки с голенищем, как у полусапожек. Сделаны они могут быть из различных материалов, замши, нубука, кожи, но одни из самых модных шуботи – вязаные.                                                                                                                       11. Проанализируйте  речь персонажей с точки зрения доступности восприятия и     соответствия ситуации. Текст видеоролика из «Ералаша»  «Почему мы так говорим?»                                                                                                         -Здравствуй, Ваня!
- Здравствуйте!
- Ну как идут дела?
- Дела вообща!
- Что, что?
- Классно! Щас один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету и говорит: "Дай велик погонять". Сел и почесал. А тут учителка. Он давай выпендриваться. Варюжку-то разинул и как дерябнется, сам с фингалом. Учителку чуть не вкатушил. А велик гикнулся! Вот ржачка! Клёво?! Да?!
- А, а лошадь?
- Какая лошадь?
- Ну, которая ржала.
- Да нет! Это не лошадь. Это парень один длинный подкатил к шкету...
- На велосипеде?
- Да нет! Велик у шкета был.
- У какого шкета?
- Ну, шибзик один. Да вы знаете его, ходит здесь с таким шнобелем.
- С кем ходит?
- Да "не с кем", а "с чем". Рубильник у него в виде паяльника.
- А. Ну?
- Ну, говорит: дай на велосипеде поездить. Сел и "почесал".
- Кого почесал?
- Да, нет. Попилил он.
- А? И распилил.
- Что распилил?
- Велик.
- Чем?
- Паяльником.
- Нет. Паяльник у шкета был. А у фитиля синяк. Он и стал кочевряжиться. Варюжку-то разинул, вот и дерябнулся. А самое-то смешное, что велик-то гикнулся.
- Дерябнулся или гикнулся?
- Накрылся на мелкие кусочки! Ну теперь поняли?
- Теперь понял. Скажи, а что вы проходите по литературе?
- Гоголя проходим: "Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь горы, леса и полные воды свои вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои..." А!
- Замечательные слова, как это? "Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь пилит сквозь леса и горы клёвые волны свои. Вылупишь зенки, откроешь варюжку из катушек редкая птица дочешит до середины, а если дочешит, так гикнется, что копыта отбросит". Замечательно!
- Гикнулся!                                                                                                                          
Вопросы к тексту:                                                                                                                     Как вы охарактеризовали бы речь мужчины? А мальчика?                                             Почему мужчина не сразу понимает то, о чем ему рассказывает ученик?                             Какое произведение «цитирует» мужчина в финале? С какой целью он это делает?                                                                                                                                          Уместно ли, по вашему мнению, было использование подобной лексики мальчиком? Почему?                                                                                                                                К какой группе лексики (общеупотребительной или необщеупотребительной) вы бы отнесли слова, которые использует мальчик?                                                                             12. Рассмотрите картинку, прочитайте слова, определите, что они обозначают. К какому виду устаревших слов мы можем их отнести и почему?

http://doc4web.ru/uploads/files/33/32721/hello_html_4d1c6973.png

  А теперь поиграем. Выясним, кто самый внимательный.

Станьте прямо, слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.

  Вытяните выю, расправьте рамена, поднимите десницу и шуйцу, укажите перстами чело, очи,  уста, вежды, ланиты, ударьте дланью о долонь, погрозите перстом соседу.

Список использованных документов и источников информации

Литература для учителя и обучающегося

Лексика. Фразеология.

  • Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. – М., 1993.
  • Барашков В.Ф. А как у вас говорят? – М., 1991.
  • Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. Проблемы изучения и обучения. – М., 1993.
  • Будагов Р.А. Толковые словари в национальной культуре народов. – М., 1999.
  • Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – 3-е изд., испр. – М., 1997.
  • Галанова Е.И. Как возникают названия. – М., 1999.
  • Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. – М., 1998.
  • Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа… –  М., 2003.
  • Горбачевич К.С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. – 2-е изд. – М., 1997.
  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс/ Н.В. Егорова.- 2-е изд., перераб.- М.: ВАКО, 2015.- 416с.
  • Ефремова Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь: 6 класс.- 2-е изд./ Е.А. Ефремова. – М.: Просвещение, 2012.- 79с.
  • Крысин Л.П. Жизнь слова. – М., 1990.
  • Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М., 1988.
  • Откупщиков Ю.В. К истокам слова. – 3-е изд., испр. – М., 1996.
  • Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. – М., 1987.
  • Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. – М., 1987.
  • Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1989.
  • Шанский Н.М. В мире слов. – М., 1995.                          
  • Шанский Н.М. Русский язык: Лексика. Словообразование. – М., 2003.
  • Черногрудова Е.П. Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 6 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.»/ Е.П



Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АНАЛИТИЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Л.А.Гуро

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия№1 им. Р.Фахретдина» г. Альметьевска Республики Татартсан

Литература на сегодняшний день – это не только и не столько учебный гуманитарный предмет. Это книга жизни. На уроках литературы формируется личностное отношение к прочитанному. Познание здесь происходит через переживание и проживание жизни вместе с литературным героем с учетом своего личного жизненного опыта. Из одного и того же художественного образа разные учащиеся “почерпывают” разные грани, аспекты, стороны. Ученик занимает позицию соавторства. При прочтении литературного произведения первоначально происходит понимание, а затем познание. Познание позволяет делать собственные выводы, прежде всего для самого себя. Здесь в подлинном смысле любить произведение, литературу означает знать ее.

На своих уроках применяю технологию творческого чтения, которая является одним из способов создания рефлексивно-познавательной среды на уроках литературы (художественное чтение, комментирование, беседа, постановка проблемы и творческого задания по жизненным наблюдениям). Результатом такой работы является детское сочинение, которое является своеобразной формой самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети делятся впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений. Это помогает учащимся создавать свои «шедевры» и достойно выступать со своими работами в творческих конкурсах различного уровня.

Также на уроках литературы использую интерактивные плакаты.

Интерактивный плакат – это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д. Такие плакаты содержат гораздо больше учебного материала, чем обычные мультимедийные плакаты и предоставляют его в гораздо более наглядной и эффективной форме.

 В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов: 

• за счет использования интерактивных элементов вовлечь обучаемого в процесс получения знаний; 

• за счет использования различных мультимедиа и 3D объектов добиться максимальной наглядности информации. 

Осваивая интерактивный плакат, я со своими учениками работала в известной популярной социальной сети  Глогстер (Glogster).

 Glogster - это социальная сеть, которая была запущена в 2007 году и  позволила пользователям создавать свободные интерактивные плакаты, или glogs. Глоги - это интерактивные мультимедийные изображения. Похожи на плакат, но читатели могут взаимодействовать с содержимым.  

Дети создавали глогстеры на писателей-юбиляров.

Например: http://zzetz.edu.glogster.com/vasily-shukshin,

http://zzetz.edu.glogster.com/vasily-shukshin-1140/

на героев произведений, например:

http://587241f240376587241f251c84.edu.glogster.com/books-that-changed-my-mind-58724e9256fe4/

http://fazullia025895ab3a010d7.edu.glogster.com/edit/sobakevichms

http://kharisov_rail58739f1837824.edu.glogster.com/blank-vertical-glog-5873be876baa9.

Интерактивные плакаты – электронное образовательное средство нового типа, которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса. В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управляющих воздействий пользователя. Новизна опыта использования заключается в комплексном подходе к применению мультимедийных технологий.

         Технология проблемно-ориентированного обучения является наиболее эффективным способом достижения целей, заложенных программой литературы в средней школе. На уроках литературы создаю проблемные ситуации, учащиеся активно самостоятельно решают их, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей. Проблемные вопросы ставят учеников перед выбором, учат формировать собственное мнение, учат защищать его.

Продуктивно проходят уроки, в которых используется проблемно-ориентированные технологии.

Например, на итоговом уроке изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», проблема, вынесенная на урок (Если сегодня молодой человек будет следовать подобным теориям, к чему это может привести?), может решаться с помощью использования таблицы FILA. Международным стандартом является следующая таблица:

                Факты

Идеи, гипотезы

Обучающие

вопросы

План действий

Решая данную проблему, учащиеся пришли к выводу:

Трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой. Человек должен анализировать свои поступки, учиться на чужих ошибках, воспитывать, развиваться, знать моральные законы и следовать им. Чтобы остаться человеком среди людей, необходимо, чтобы победило духовное «я» человека.

Модель ФРЕЙЕР (Frayer Model) – обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).[1] 

Переделала данную структуру, чтобы учащимся было удобно собирать банк аргументов для написания сочинения  в формате ЕГЭ, и использую ее при изучении любого произведения по литературе.

Приведу пример.

На уроке внеклассного чтения в 10 классе по роману Ч.Т. Айтматова «Плаха» было дано задание: Составить Модель Фрейер по заданной проблеме (проблемы первоначально были найдены учащимися при анализе произведения): экологическая проблема, проблема наркомании, проблема вседозволенности, проблема совести, проблема добра и зла, проблема свободы и несвободы.

Учащиеся, используя специально приготовленные листы, выполнили следующую заготовку:

Далее работая в группах, учащиеся составили по своей проблеме Модель Фрейер. Затем каждая группа защищала свое «детище», остальные группы записывали в тетрадях. Таким образом, учащиеся обогатились материалом (проблема, аргументы), который поможет им при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку.

Использование данных технологий позволяет достигать высоких результатов как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся.


[1] Методичка для тренинга проекта «Совершенствование качества преподавания в РТ».



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ СЦЕНАРИЯ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

 «И В ИМЕНАХ ЕСТЬ ТАЙНА»

Л.А. Гуро,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №1 им. Р. Фахретдина», г. Альметьевска РТ

Тип урока: развитие речи (продолжение)

Цель: создание условий для достижения планируемых личностных метапредметных и предметных результатов.

Задачи направлены на:

  • Достижение личностных результатов учащихся:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

сформированность мотивации  к обучению и познанию;

осмысление и принятие основных базовых ценностей;

развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

положительного отношения и устойчивого интереса к изучению русского языка и к собственному имени, именам татарского народа;

чувства уважения к окружающим;

сформированность духовно-нравственных качеств личности;

развитие чувства патриотизма.

  • Достижение метапредметных результатов обучающихся:

    овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

    умение вести самостоятельный поиск информации;

  • Достижение предметных результатов:

     владение навыками монологической речи;

     умения делать сообщения на заданную тему,

     объяснять языковые явления;

     развитие мотивации к исследовательской (проектной) деятельности;

     обогащение словарный запас учащихся;

    воспитание интереса к собственному имени и именам татарского народа

УУД, формируемые на занятии:

- коммуникативные -  формирование умения:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в группе
  • распределять обязанности при работе в группе;            
  • учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
  • слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;  
  • ставить учебные задачи познавательной деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные результаты:

  • представление о происхождении имени людей,
  • пробуждение интереса к собственному имени, к именам татарского народа.
  • развитие исследовательских навыков, привитие интереса к русскому языку.
  • воспитание человеческого достоинства, уважения к личности.

Метод: наблюдение над языком, частично-поисковый.

Методические приемы: беседа, сообщения обучающихся.

Оборудование и технические средства обучения

Ключевые слова: ономастика, антропонимика, имя, значение имени, тезка

Рабочие материалы для обучающихся:

Карточки-листочки с подготовленной информацией о своем имени,

 сообщение учащегося о древних татарских именах,

«Яблоня имен», информационные карточки с фотографиями и иллюстрациями,

Презентации учащихся «История моего имени»,

стихотворение Юрия Благова “Выбор имени”. 

 

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.

Мотивация

к учебной (внеучебной) и познавательной деятельности учащихся через выполнение практического задания на основе ранее изученных тем и имеющихся знаний и создания проблемной ситуации

Приветственное слово учителя:

Добрый день, ребята! Я рада вас сегодня видеть на очередном занятии. Мы продолжаем работу по нашему проекту.

Учитель:

Ребята! Как вы думаете, какое слово вы слышите за свою жизнь чаще других?

Да, действительно, ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Каждому хочется, чтобы его имя звучало красиво, чтобы оно ласкало слух, звучало как музыка, как легко дующий ветерок, как шелест листочков.

- Давайте попробуем сделать одно открытие. В русском языке есть много разделов, которые мы изучаем, а существует еще один нами еще не известный. И мы сейчас это услышим.

Прежде чем мы продолжим работу по данной теме, поиграем в игру «Да - нет» Учитель задает вопросы:

  1. Слово «имя» - это имя существительное? (да)
  2. Это существительное  1 склонения? (нет)
  3. Это имя нарицательное? (да)
  4. Это разносклоняемое существительное? (да)
  5. Это существительное среднего рода? (да)
  6. Это слово, в котором 3 буквы? (да)
  7.  Это слово, в котором 3 звука? (нет)

- Как это слово связано с нашим занятием?

Сегодня наше занятие связано с традициями нашего народа. Все традиции уходят корнями в далекое-далекое прошлое. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, – наша задача, наш долг.

С далеким прошлым связано и появление имен.

Ответ учащихся:

- имя

Сообщение уч-ся о науке ономастике и антропонuмик

Игра «Да - нет» (дети отвечают «да» или «нет»)

  1.  (да)
  2. (нет)
  3.  (да)
  4.  (да)
  5.  (да)
  6.  (да)
  7.  (нет)

Ответы учащихся:

- Это слово связано с нашим проектом

- Мы нашли информацию об истории нашего имени, подготовили презентацию.

Принцип психологической комфортности.

УУД

Коммуникативные

Познавательные

Личностные: развитие внимания учащихся, монологической речи

Цель: переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время занятия,

создание доброжелательной атмосферы, мотивация к деятельности, создание ситуации успеха.

                                             

2.

Целеполагание (постановка учебной задачи учащимися и формулировка темы занятия)

Мы продолжаем тему нашего проекта «И в именах есть тайна».

Вы рождаетесь и выбор имени своему ребенку – нередко единственному, всегда проблема для родителей.

 Беседа по вопросам.

Ребята, почему спорщикам удалось договориться?

- Легко ли выбрать имя?

- Посмотрите на стенд – это имена нашего класса.

- На предыдущем занятии мы не смогли решить все проблемы. Продолжаем работу.  Итак, попробуйте сформулировать цель сегодняшнего занятия

Учащийся  читает наизусть стихотворение, а остальные слушают

 Чтение стихотворения Юрия Благова “Выбор имени”. 

Учащиеся отвечают:

- Из любви к ребёнку ему дали понятное всем имя.

- Нелегко. Нужно ответственно подходить к выбору имени ребенка.

Учащиеся отвечают:

- Поделиться знаниями об истории своего имени,

- Мы должны знать, какую информацию может нести имя человека,

- Как можно больше узнать об именах татарского народа,

- Совершенствовать умение презентовать свою информацию,

- Продолжить работу по созданию большого проекта «Имена моей семьи»

Принцип деятельности.

УУД: Регулятивные,

Коммуникативные: проблемная подача материала, самостоятельное формулирование цели

3.

Мотивация к познавательной деятельности

Учитель задает вопрос:

- Как вы думаете, зачем нам нужно знакомиться с историей своего имени и именах своей семьи?

- Как вы думаете, в современном мире используются древние татарские имена?

Дети отвечают:

- С далеким прошлым связано и появление имен.

Сообщения «Древние татарские имена в современном мире»

В последнее  время все больше семей новорожденных называют необычными именами: Ригель, Эдгар, Радмир, Эльсана и т.д. Наряду с ними среди татарских имен стали более популярными имена Саида, Ахмед, Хадича, Абдулла. Почему родителям стали нравиться имена, которые были популярны в XVIII-XIX веках?

Многие стали задумываться об истоках своего народа, о значении имени, о воспитании на вековых традициях. Называя ребенка таким именем, каждый родитель хочет увидеть в своем ребенке патриота своего народа, который будет чтить и уважать свою семью, свою родословную, свой народ. Поэтому среди учащихся нашей гимназии с 5 по 9 классы можно встретить учеников с именами: Хусейн, Бахтияр, Абдулгазиз, Асма, Нуртдин

Принцип целостности.

УУД: Познавательные:

 проблемная подача материала

   4                                                          

Действия по освоению нового знания

Учитель:

- На прошлом занятии было дано задание: собрать материал о своем имени и оформить в виде яблока. Сейчас представитель из каждой группы представит одно имя в виде презентации материала, а остальные информацию о своем имени на листочке-яблоке прикрепят к Яблоне имен нашего класса.

Вот такое дерево появилось у нас в классе.

Презентация имен.

 3 ученика показывают презентацию, остальные – прикрепляют листок-яблоко к Яблоне имен класса

Круг вопросов, на которые учащиеся отвечали дома (поисковая работа)

А какова история вашего имени? Расскажите о ней.

- Что означает ваше имя?

- Происхождение имени.

- Почему вас так назвали?

- Ваше имя связано с именем какого-либо родственника?

- Какова судьба этого родственника?

- Как вас называют дома?

Принцип деятельности.

УУД:

Познавательные,

Регулятивные

Коммуникативные: развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение

5.

Продолжение работы

Работа в парах

- Образуйте имена из следующих сочетаний слов:

В русском языке встречаются имена, которые состоят из двух корней, т.е. сложные слова. Они образовались путем сложения двух корней, например:

Владеть миром (Владимир)

Любить мир (Любомир)

Свято славить (Святослав)

Милая людям (Людмила)

 - А у татар встречаются такие имена?

- Вспомните имена с удвоенной согласной: 

( Анна, Геннадий, Виолетта, Алла, Инна, Жанна, Савва, Римма…)

- В татарском языке есть? Приведите примеры.

- Вспомните названия растений, цветов, которые созвучны с именами:

(Лилия, Роза, Маргарита)

- В татарском языке?

- Вспомните имена, которыми называют как мальчиков, так и девочек:

( Антон-Антонина, Рим-Римма, Степан-Степанида, Валентин-Валентина, Василий-Василиса, Александр-Александра, Евгений-Евгения, Виктор - Виктория, Ярослав - Ярославна…)

- В татарском языке?

Какой вывод можно сделать?

У нас в классе есть ребята, которые носят одни и те же имена: Шамиль, Азалия, Альмира, Наиля,

-  Как называют таких людей?

Расскажите о знаменитом тезке. 

Тезка их художественного произведения?

(Дети показывают иллюстрации)

План действий учащихся в проекте

Выбор темы проекта (исследования).

Учитель:

- Ребята, я предлагаю продолжить работу над проектом и выбрать темы для дальнейшей работы:

Темы:

1.  «Имена моей семьи»

2. «Мужские имена моего рода»

3. «Женские имена моего рода»

4. «Имена моего класса»

Ставим цель.

Записать ответы

- Для чего я это делаю?

- Какого результата я хочу достичь?

Выдвижение  гипотезы

-  Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы

Выбираем метод.

- Что нужно сделать, чтобы получить результат?

На следующем занятии (в феврале) мы посмотрим, что удалось сделать, и будем готовиться к защите проектных работ на школьной научно-практической конференции.

Дети отвечают:

Владимир

Любомир

Святослав

Людмила

Дети отвечают на вопросы:

(Айгуль – «лунный цветок»

Айнур – «лунный свет»

Айсылу – «красивая, как луна»

и др.)

Галиаскар (Алиаскар) татарское имя, состоящее из 2 имен: Гали и Аскар

Зиннур, Абдулла, Габбас, , Камилла, Миннигуль и др.

Азалия, Гульчачак, Жасмин, Ландыш, Лилия, Ляля (тюльпан) и др.

Адель – Аделя, Айназ – Айназ, Гузаль – Гузаль, Динар – Динара,

Заки – Закия, Ильнар – Ильнара, Ислам – Исламия, Магсум – Магсума, Рушан – Рушания, Эльмир – Эльмира и др.

Вывод: И в русском, и в татарском языках есть сходные явления, связанные с именами.

Дети отвечают:

Тезка.

Например:

Наиля Ахунова – татарская поэтесса

Динар Билялетдинов – российский футболист

Илюза Иманбаева – башкирская певица

Алсу – российская певица

Диана Спенсер (больше известна как принцесса Диана или леди Ди) – принцесса Уэльская

Зарина Хасаншина – певица татарской эстрады

Эльвина Подчерникова – Эльворти – народная актриса РФ, цирковая актриса

Алина Кабаева – российская спортсменка

Шамиль Тарпищев – российский теннисист

Булат Окуджава – поэт, бард.

Дети подготовили фотографии.

Шамиль из повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

Руслан из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Учащиеся делают выбор.

Конечный продукт - буклет или альбом с фотографиями и значением имен моей семьи или родословной.

Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

Собираем данные

Часть данных уже собрана (это касается собственного имени), необходимо собрать и добавить нужный материал, информацию по теме проектной работы, оформляем его, устанавливаем срок выполнения, сверяем свои действия по времени, которые определили для каждого шага.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД:

Регулятивные

Познавательные,

Коммуникативные:

опирается на уже известное; учит способам взаимодействия, сотрудничества.

6.

Рефлексия

Учитель:

-Что нового узнали на занятии?

 - Что хотели бы вы оставить в своей памяти после занятия?

- Интересно ли вам было узнать о значении своего имени и имен одноклассников?

 - Что расскажете о занятии дома своим близким? О чём их спросите?

 - Храните, ребята, свое имя, честь, человеческое достоинство. Храните память о своих предках. Совершайте благородные поступки во имя людей, во имя добра, чтобы сохранить навсегда свое доброе, честное имя.

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных вам карточек и покажите мне. Занятие понравилось – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на занятии.

- Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. У каждого из нас есть свои замечательные личные имена.

Дети показывают смайлики.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

7.

Домашнее задание.

 1. На дом вам предлагается закончить проект. На одну из выбранных тем:

«Имена моей семьи»

«Мужские имена моего рода»

«Женские имена моего рода»

«Имена моего класса»

Учащиеся записывают домашнее задание.

УУД:

Регулятивные

Литература

  1. О.Г. Дрюпина. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы http://russian2015.ucoz.com/publ/sistemno_dejatelnostnyj_podkhod_na_urokakh_russkogo_jazyka_i_literatury/1-1-0-4, свободный. – Проверено 19.01.2017.
  2. Н.А. Каеткова. Открытый урок по русскому языку 6 класс по теме «Происхождение имен» - https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-6-klass-po-tiemie-proiskhozhdieniie-imion.html, свободный. – Проверено 19.01.2017.


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 А классе  в условиях реализации ФГОС

 

Тема урока: Порядковые числительные

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Форма урока: комбинированный

Метод: частично-поисковый, проблемный.

Цели урока: Научить детей новым способам нахождения знаний о порядковых числительных, особенностях их склонения и правописания.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • организовать деятельность  учащихся   по  изучению    порядковых  числительных;
  •  развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и  грамматические умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие внимания; умения формулировать проблему; умения  работы в парах
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;  применять новые знания;  
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку; истории своей страны;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • взаимодействие учащихся в  парах: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты: знание правил написания порядковых числительных, особенностей склонения составных порядковых числительных; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

 


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организацион- ный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь                                                         

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

3. Постановка учебной цели.

Фронтальный опрос. 

- Сколько человек в нашем классе?

(тридцать три)

- На какой вопрос отвечает числительное тридцать три? (сколько)

- Укажите его разряд (количественное)

- Какое это числительное по составу? (составное)

- Почему в числительном тридцать мягкий знак пишется в конце слова?

Недавно в гимназии проходил конкурс «Строевой песни». Командир класса попросил ребят рассчитаться по порядку.

- А как мы с вами рассчитывались? ( на первый, второй…).

- К какой части речи относятся данные слова? (это числительные).

- На что указывают эти числительные?  (на порядок).

Делаем вывод, какие это числительные? (порядковые числительные).

Запись учащимися числа (Второе марта), «Классная работа»

В оформлении нашей работы есть числительные? Какого они разряда? Изменяется ли это слово?

Значит тема  сегодняшнего урока?  Учащиеся записывают тему урока Порядковые числительные .(слайд2)
 - Итак, попробуйте сформулировать цель нашего урока .

Предполагаемые ответы:

(Познакомиться с порядковыми числительными,

Узнать, как изменяются порядковые числительные, как склоняются.

Где мы можем использовать порядковые числительные)

отвечают на поставленные вопросы

Учащиеся:  Это порядковые числительные.

Запись учащимися числа, «Классная работа»

Записывают тему урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

Первичное закрепление знаний.

   

(Создание проблемной ситуации).  (слайд 3)                                                                                                                                                           

А какие праздники у нас в стране отмечают в мае?  (1мая, 9 мая).  

- Как вы думаете, самый великий из названных праздников это… (Победа нашего народа в Великой Отечественной войне).

 Война длилась долгие  четыре года, много испытаний, горя, страдания пришлось пережить людям в годы Великой Отечественной войны.  А какой год   был  самым  тяжелым?

Запись в тетради предложения: произвести синтаксический разбор предложения. (слайд 4-5)

 Первый год войны был самым тяжелым  для русского народа.

 (Возникновение проблемной ситуации)                                                         

- Ребята,  с какой  проблемой мы столкнулись? ( слово первый является определением, так как отвечает на вопрос:  какой?, а выражено…) Попробуем разобраться.

(побуждение к формулированию проблемы,  и  выдвижению гипотезы) .(слайд 6 )

 Задание№1:  Из предложения выпишите словосочетания

Первый   год                                         Тяжелый     год        Слайд №4.

При разборе словосочетаний, учащиеся замечают, что и числительное и прилагательное отвечают на вопрос какой? стоят в одном падеже, числе и роде.

Гипотеза: докажем, что порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные. (слайд 6 )

- Как вы будете решать эту задачу?

(Задания по решению проблемы)                                                                                          

Задание №2 

Склонение прилагательного         

 И. п. тяжелый год

 Р. П. тяжелого года

Д. п. тяжелому году

В.п.  тяжелый год

Т.п.  тяжелым годом

 П.п.  о тяжелом годе

(слайд 7)

Самостоятельно просклонять числительное         

 И. п. первый год

 Р. п. первого года

Д. п. первому году

 В.п.  первый год

Т.п.  первым годом

 П.п.  о первом годе                                      

(слайд 8)

- Что у нас получилось?

Учащиеся формулируют правило: порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какие?, изменяются по падежам, как и прилагательные.

Учитель: давайте посмотрим, изменяются ли числительные по родам и числам?

Задание № 3  придумайте словосочетание (числительное + существительное) на военную тему, чтобы у числительных был другой род и другое число.

Первая  битва  (ед.ч., ж.р.)

Первое сражение  (ед.ч.,с.р.)

Первые победы ( мн.ч.)                                                                                         

Вывод: порядковые числительные изменяются по родам и числам так же, как и прилагательные.

Гипотеза подтвердилась. (слайд 9)

Коллективная работа

(1 ученик у доски) остальные на местах

У доски и на местах

Самостоятельно с проверкой

Стр. 49

Совместная работа

(3 ученика у доски) остальные на местах

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с предложениями).

Физ. минутка (пауза релаксации)

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Задание №1.   (слайд 10-12)

 Прочитайте текст. Выпишите  числительные, заменяя цифры словами,  определите  разряд и падеж числительных.     (к – количественные, п – порядковые).

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война.  

Особая страница военных лет Татарстана эвакуация на ее территорию около 70 крупных предприятий с различных регионов нашей страны. В короткие сроки все эвакуированные предприятия были пущены в эксплуатацию. Один из них завод имени Горбунова (22-ой завод). Началось массовое производство военной продукции. За годы воины 22-ой авиационный завод выпустил более 10 тысяч знаменитых пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Они до 1943 года были основной ударной мощью бомбардировочной авиации. Каждый шестой боевой самолет, выпущенный в годы войны, получил путевку в небо в Казани.

количественные

порядковые

Около семидесяти (р.п.)

Двадцать второй (и.п.)

Более десяти тысяч (р.п.)

Один (и.п.)

До тысяча девятьсот сорок третьего (р.п.)

Два (и.п.)

Шестой  (и.п.)

Задание №2.  До какого года бомбардировщики Пе-2 были основной ударной  мощью бомбардировочной авиации?

Бомбардировщики Пе-2 были основной ударной  мощью бомбардировочной авиации до 1943 года.

Самостоятельная работа.  

Просклонять числительное  тысяча девятьсот сорок третий (год). Самостоятельно в тетрадях.   1 ученик у доски. Выделить окончания.

И.п. Тысяча  девятьсот  сорок третий                

Р.п. Тысяча  девятьсот  сорок  третьего                        

Д.п. Тысяча  девятьсот сорок  третьему                        

В.п. Тысяча  девятьсот сорок  третий                 

Т.п. Тысяча  девятьсот сорок  третьим                

П.п. О тысяча  девятьсот сорок третьем

Проверка по эталону (слайд 13)

Учитель: Что можно сказать об этом числительном? (оно состоит из нескольких слов, значит оно составное). Какой  еще вывод можно сделать?  (В составном порядковом числительном изменяется только последняя часть)

Задание №2.   (слайд14)

 Из предложения:                           

Татарстан с ее почти трехмиллионным населением внес огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией.

Выпишите числительное.  

(слайд14)

Какое это числительное?

Трехмиллионный

Учитель: ребята, давайте обратим внимание на правописание числительного. Списать  в тетрадь кластер. Чтобы понять, почему оно  пишется слитно, вспомним правописание сложных прилагательных.

железная дорога – железнодорожный                                                                            сельское хозяйство -  сельскохозяйственный                                                                                  

трех миллионов – трехмиллионный

пять десятков – пятидесятый

шесть сотен -   шестисотый

  (слайд 16-17)   

    Учащиеся: Состоит  из 2 слов (количественного числительного в Р.п  и порядкового числительного), но пишется слитно. Это числительное -  сложное.

  Задание № 3  Словарная работа. Рассмотрите примеры  в таблице.    

  Учитель диктует слова, а дети записывают в тетради.

Запишите слова: Семидесятый, четырёхсотый, девятитысячный, шестисотый, девяностотысячный, стотысячный. Затем осуществляется проверка.(слайд 18)       

Задание № 4   (слайд 19-20)

 Ребята, 9 мая мы будем поздравлять ветеранов с праздником.  А как правильно подписывать открытки, используя порядковые числительные?

Существует правило.                               

1) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.п.

      Д.п.          Р.п.                                                 Т.п.       Р.п.                                        

К  девятому  мая                              перед  первым  апреля

2)  Если перед числом будут стоять  слова: дата, день, праздник, то порядковое числительное будем ставить в Им. п., писать с большой буквы, а название месяца – с маленькой.                                                                                              

                             И.п.           Р.п.

С праздником    Девятое   мая

Учитель: Итак, ребята, мы подкованы, теорию изучили.                                                                                      

Самостоятельно в тетрадях.   2 ученика у доски.

Ответ учащихся: В составных порядковых числительных склоняется последнее слово.

Составляется кластер

Работа в парах

Работа в парах

работа  осуществляется в парах

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

Итоги урока.         (слайд 21-22)                                                                                                         

- О склонении каких  числительных сегодня на уроке мы говорили? (порядковых)

- Как изменяются порядковые числительные?  (как и прилагательные: по родам, числам и падежам).

- От чего зависит род, число, падеж порядкового числительного?                                    (от существительного, к которому оно относится).

- смайлики

Коллективная работа

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

Домашнее задание: (1 мин) (слайд 23)

  1. Составить текст поздравительной открытки к 9 мая, используя порядковые числительные;
  2.  Упражнение     405 (по заданию)  1 вариант
  3. Упражнение 407  (по заданию)      2 вариант                                            

Запись учащимися задания в дневники.

Наглядный метод



Задание.  

Прочитайте текст. Выпишите  числительные в 2 столбика, заменяя цифры словами,  определите  разряд и падеж числительных.     ( количественные, порядковые).

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война.  

Особая страница военных лет Татарстана эвакуация на ее территорию около 70 крупных предприятий с различных регионов нашей страны. В короткие сроки все эвакуированные предприятия были пущены в эксплуатацию. Один из них завод имени Горбунова (22-ой завод). Началось массовое производство военной продукции. За годы воины 22-ой авиационный завод выпустил более 10 тысяч знаменитых пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Они до 1943 года были основной ударной мощью бомбардировочной авиации. Каждый шестой боевой самолет, выпущенный в годы войны, получил путевку в небо в Казани.

Задание.  

Прочитайте текст. Выпишите  числительные в 2 столбика, заменяя цифры словами,  определите  разряд и падеж числительных.     ( количественные, порядковые).

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война.  

Особая страница военных лет Татарстана эвакуация на ее территорию около 70 крупных предприятий с различных регионов нашей страны. В короткие сроки все эвакуированные предприятия были пущены в эксплуатацию. Один из них завод имени Горбунова (22-ой завод). Началось массовое производство военной продукции. За годы воины 22-ой авиационный завод выпустил более 10 тысяч знаменитых пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Они до 1943 года были основной ударной мощью бомбардировочной авиации. Каждый шестой боевой самолет, выпущенный в годы войны, получил путевку в небо в Казани.

Задание.  

Прочитайте текст. Выпишите  числительные в 2 столбика, заменяя цифры словами,  определите  разряд и падеж числительных.     ( количественные, порядковые).

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война.  

Особая страница военных лет Татарстана эвакуация на ее территорию около 70 крупных предприятий с различных регионов нашей страны. В короткие сроки все эвакуированные предприятия были пущены в эксплуатацию. Один из них завод имени Горбунова (22-ой завод). Началось массовое производство военной продукции. За годы воины 22-ой авиационный завод выпустил более 10 тысяч знаменитых пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Они до 1943 года были основной ударной мощью бомбардировочной авиации. Каждый шестой боевой самолет, выпущенный в годы войны, получил путевку в небо в Казани.

Задание.  

Прочитайте текст. Выпишите  числительные в 2 столбика, заменяя цифры словами,  определите  разряд и падеж числительных.     ( количественные, порядковые).

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война.  

Особая страница военных лет Татарстана эвакуация на ее территорию около 70 крупных предприятий с различных регионов нашей страны. В короткие сроки все эвакуированные предприятия были пущены в эксплуатацию. Один из них завод имени Горбунова (22-ой завод). Началось массовое производство военной продукции. За годы воины 22-ой авиационный завод выпустил более 10 тысяч знаменитых пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Они до 1943 года были основной ударной мощью бомбардировочной авиации. Каждый шестой боевой самолет, выпущенный в годы войны, получил путевку в небо в Казани.