"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Измайлова Марина Николаевна

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 3 классе на тему «Виды предложений по цели высказывания» на основе принципов системно-деятельностного подхода с учетом требований ФГОС НОО, включающем в себя технологическую карту урока. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системы РО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tku_izmaylovoy.docx39.93 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

по русскому языку в 3 классе на тему

 "Виды предложений по цели высказывания"

Выполнила:

   Измайлова Марина Николаевна, учитель начальных классов

МБОУ "Школа №72" Советского района г. Казани

Казань – 2016

Аннотация.

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 3 классе на тему «Виды предложений по цели высказывания» на основе принципов системно-деятельностного подхода с учетом требований ФГОС НОО, включающем в себя технологическую карту урока. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системы РО.

Актуальность.

Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов, либо методические материалы не подходят к данному УМК.

Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений о русском языке,  на овладение культурной устной и письменной речи, воспитание позитивного отношения к родному слову.

      Считаю, что данная тема урока русского языка имеет большое значение в содержании образования. Умение  различать предложения по цели высказывания, строить предложения с разными целями высказывания является важной для развития  грамотной устной и письменной речи учащихся.

Основная часть.

Цель проекта: разработка и реализация технологической карты урока русского языка в 3 классе на тему  «Виды предложений по цели высказывания» на основе принципов системно - деятельностного подхода, направленного на формирование знаний обучающихся о видах предложений по цели высказывания,  умения  распознавать в тексте и составлять их, навыков работы в группе, поиска и анализа информации по заданной проблеме.

Задачи проекта:

1. Изучить требования ФГОС НОО к достижению и оценке предметных и метапредметных результатов обучения, а также актуальные методические рекомендации по разработке ТК уроков

2.Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Школа России» по учебнику «Русский язык» 3 класс под редакцией Рамзаевой Т.Г.

3. Провести урок русского языка в 3 классе на тему  «Виды предложений по        цели высказывания» с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для формирования знаний обучающихся о повествовательных, вопросительных, побудительных предложениях,  умения находить их в тексте, составлять их, навыков работы в группе, поиска и анализа информации по заданной проблеме.

Тема урока: Виды предложений по цели высказывания.

Цель урока:  формировать умение различать предложения по цели высказывания, уметь грамотно использовать их в речи.

Задачи урока:

              организовать работу по осуществлению совместной деятельности;

способствовать овладению умением различать предложения по цели высказывания;

способствовать развитию устной и письменной речи.

 Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:

Методика преподавания – частично-поисковая. На изучение данной темы отводится 1 час.

Планируемые результаты.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: определять виды предложений по цели высказывания, находить их в тексте, составлять повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные – планирование, контроль, коррекция.

.Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Место и роль темы в курсе.

На изучение русского языка отводится 102 часа в год. (34 уч.нед.)

Данной теме - 1 час, осуществляется связь с предшествующим материалом «Повторение изученного во 2 классе» и последующим материалом «Восклицательные и невосклицательные предложения».

Уровень изучения и усвоения материала – (первичный) изучение нового материала.

Дидактический анализ и содержание материала

Задание 1 и 2. На постановку мотивации, актуализацию знаний.

Формируются УУД 

Познавательные: логические осуществляют поиск необходимой информации                                        

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.                                                                                      

Задание 3. На постановку учебной задачи.

Формируются УУД

Познавательные : выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные : уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, проявлять интерес к чужому мнению.

Регулятивные: умение находить сходства и различия объектов, делать выводы.

Личностные : развитие учебной активности

Задание 4. Работа с правилом по учебнику.

ФормируютсяУУД                                                                       

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;

Регулятивные: осмысление, восприятие, умение ориентироваться в тексте, находить нужное.

Задание 5.  Найти и выписать из текста сначала побудительное, затем повествовательное и вопросительное предложения.

Формируются УУД 

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;

Регулятивные:  осмысление, восприятие, умение выбирать из текста нужное

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Задание 6: Упражнение в правильной постановке  знака в конце предложений.

Формируются УУД

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания

 Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Задание 7.  Составление текста про осень из предложений разных по цели высказывания.

Формируются УУД 

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий,

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Задание 8,9,10. Систематизация знаний, контроль, коррекция знаний, домашнее задание.

Формируются УУД 

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной  форме.

Регулятивные: контроль, коррекция знаний

Коммуникативные: уважать мнение собеседника, слушать друг друга

Задание 11.Рефлексия.

Формируются УУД 

 Личностные: высказывать свою точку зрения;

Регулятивные: самооценка.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока

Книгопечатная продукция

Печатные пособия

Информационно-коммуникационные средства

ТСО обучения

Учебно-практическое оборудование

учен учебник «Русский язык» 3 класс под редакцией  Т.Г. Рамзаевой ;

    Поурочные разработки по русскому языку 3 класс под руководством О.И.Дмитриевой

На стикерах:

- Продолжите предложения :

Что нового я узнал...

Мне было интересно...

Самым трудным было...

Я поделюсь информацией с ....

презентация к уроку;

 электронное приложение к учебнику;

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

карточка для ответов (лист А 4), стикеры, маркеры, фломастеры, магниты.

Условные обозначения УУД:

познавательные - ПУУД; 

 коммуникативные - КУУД; 

 регулятивные – РУУД;

            личностные – ЛУУД.


Технологическая карта урока по теме «Виды предложений по цели высказывания» 3 класс

N

п/п

Этап урока

и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность

обучающихся

Форма организации

учебной деятельности

Содержание материала

Формируемые УУД

1.

Орг.момент

Мотивационный этап 

Мотивация познавательной деятельности

Актуализация знаний, постановка проблемной задачи

Слайд1

Слайд 2

Слайд 2

Эмоциональный отклик учащихся на строки стихотворения.

Выбор командира группы.

Повторение правил работы в группе.

Чтение загадки, обсуждение, анализ, вывод-отгадка.

Воспроизведение знаний о предложении.

Наблюдение ,анализ, синтез.

Постановка проблемной задачи                        

Коллективная

работа в группах.

Фронтальная

Прозвенел и смолк звонок Начинается урок         Слушайте внимательно, работайте старательно. Сегодня будем работать в группах.                     Задание1. Выберите командира группы. Сформулируем  правила работы в группе                                                Вывод: работать дружно, уметь выслушивать друг друга, дополнять ответы, аргументировать их.

Задание 2

Прочитайте выразительно текст.

Отгадайте загадку.                   Какое это время года?          Пришла без красок и без кисти            

И перекрасила все листья.                      Сколько предложений вы увидели? (3 предложения) Давайте вспомним всё, что мы знаем о предложении.                 Вывод: предложение это несколько слов, связанных между собой по смыслу, выражает законченную мысль,  предложения могут быть распространенными и нераспространёнными и т.д.      

Задание 3  Прочитайте ещё раз текст. Что вы заметили?  Подумайте и объясните, почему в конце каждого предложения стоят разные знаки.  (. ? !)                     Вывод : это зависит с какой целью произносится предложение.

ПУУД

РУУД

ЛУУД

ПУУД

ЛУУД

ПУУД

КУУД

РУУД

ЛУУД

2.

Операционно-исполнительский этап

 

Планирование

Самостоятельная работа

Моделирование

Учебник с.35

Слайд 3

Слайд 4, тетрадь

Учебник с.36

упр.77, упр.76, тетрадь

Листы А-4, ручки, фломастеры, маркеры.

Чтение сведений о повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях.

Выполнение задания на нахождение из текста разных видов предложений по цели высказывания.

 

Выполнение задания на правильную постановку знака в конце предложений, в зависимости от цели высказывания.

Анализ, взаимопроверка.

Обсуждение, анализ, выбор из предложенного нужного, синтез.

Озаглавливание текста. Запись составленных предложений.

Рисование иллюстраций к тексту.

Выразительное чтение составленных текстов.

Вывешивание работ на доску.

Коллективная

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Работа в группах.

Индивидуальная работа

Работа в группах

фронтальная

Задание 4. Работа с правилом по учебнику.

- На какие вопросы нашли ответы? 

Вывод : предложения произносятся с какой-нибудь целью, бывают повествовательные, побудительные, вопросительные.

Задание 5. Найти и выписать из текста сначала

побудительное, затем повествовательное и вопросительное предложения. Аргументируйте ответ.

Вывод – с помощью  вопросительного предложения задается вопрос, в повествовательном повествуют о чем-либо, побудительное побуждает к действию.

Задание 6 Отгадать названия профессий. Упражнение в правильной постановке  знака в конце предложений.

- Какой знак стоит в конце предложений? Почему?

- Какие ещё могут быть предложения по цели высказывания?

- Найдите побудительное предложение. Докажите.

Вывод: чтобы верно поставить знак в конце предложения , нужно знать с какой целью оно произносится.

Задание 7 Составление текста про осень из предложений разных по цели высказывания

- Что нужно сделать, чтобы правильно составить текст?

- Выберите конкретную тему (красота осенних листьев, грибная пора, про осенние изменения в природе и т.д.)

-Распределите в группе: какое предложение по цели высказывания вы будете записывать, сформулируйте его.

-Не забывать о связи предложений в тексте.

-Следить при написании за грамотностью.

Вывод: каждое предложение произносится с какой-нибудь целью.

Задание 8. Прочитать одним из участников группы сочинения.

-Какое побудительное предложение вы услышали?

-Сколько повествовательных предложений в тексте?

-Назовите вопросительное предложение.

Вывод: каждая группа в своём тексте использовала все виды предложений по цели высказывания.

РУУД

 ПУУД

ПУУД             РУУД  

КУУД        

ПУУД

РУУД

КУУД

ПУУД

РУУД

КУУД

3.

Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия

Домашнее задание

Самооценка

Слайд 5

Стикеры, маркеры, магниты.

Анализ по содержанию урока, обсуждение.

Беседа.

Знакомятся с заданием

Заполнение стикеров.

Вывешивание на доску.

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Задание 9 Беседа по вопросам.

- Что вы узнали нового о предложении.

- С какой целью могут произноситься предложения?

- Какие знаки могут стоять в конце предложений?

 - Для чего нам нужны разные виды предложений?

Вывод: предложения различаются по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные)

Задание 10.  Составить дома загадку, написать текст или сочинить стихотворение из разных видов предложений по цели высказывания.

Вывод: нужно вспомнить изученный материал.

Задание 11. Проверка и оценка знаний.

- Продолжите предложения на стикерах.

Что нового я узнал...

Мне было интересно...

Самым трудным было...

Поделюсь информацией с ....

Вывод- оценивание , понимание темы.

ПУУД

РУУД

КУУД

ПУУД

РУУД

РУУД

ЛУУД

Заключение.

        Создание технологической карты урока русского языка в 3 классе на тему «Виды предложений по цели высказывания» позволяет учителю  спроектировать последовательность работы по усвоению данной темы.

       Была поставлена цель: формировать умение различать предложения по цели высказывания, уметь грамотно использовать их в речи.

  Для достижения цели решены следующие задачи:    

- созданы условия для организации работы по осуществлению совместной деятельности;

- способствовали овладению умением различать предложения по цели высказывания;

 - созданы условия для развития устной и письменной речи.

       Для решения этих задач мы использовали: прием «выполнимое/невыполнимое действие» (мотивация), наблюдение, исследование в группах, работу в парах, обмен информацией.

  В проекте представлены методические материалы урока русского языка в 3 классе, включающие в себя технологическую карту урока, презентацию. Материалы предназначены для учителей начальной школы, работающих по УМК «Школа России», «Перспектива» и др.