Разработки других педагогов

Ворначев Вениамин Владимирович

tvorcheskoe_sotami_ili_kak_izbezhat_pedagogicheskoe_vygoranie

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компетентностные  «сомати»  как  средство от педагогического выгорания.

Все чаще и чаще в средствах массовой информации, да и в повседневной жизни,  можно   встретить  термин «педагогическое выгорание».  Приводятся предпосылки подобного состояния, причины, советы психологов и экстренная терапия. Что это, веяния времени, безысходность диалога  между поколениями или потеря ценностей всего общества? Однозначно ответить  трудно.

 Вникнув в проблему,  при помощи логического исследования и собственного опыта, пришла к  интересному выводу.   Педагоги,  работающие с дошкольниками и младшими школьниками,  менее всего подвергаются педагогическому выгоранию!  А также,   риск  испытать  негативный фактор  снижается до нуля, при условии работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья! Секрет прост. Воспитатель и учитель в общении с малышами постоянно испытывает стресс. Каждый день приходится открывать мир заново. Ребенок в раннем возрасте только учится накапливать и приобретать знания. В силу возрастных особенностей  и возможностей, он тоже испытывает эмоциональные  потрясения. Происходит энергетический обмен и духовный контакт. Взрослый  мотивирован, проявлять лучшие, положительные качества своей души. Без любви и доверия диалог невозможен! А если ваш подопечный имеет особые потребности, то есть, ребенок – инвалид, общение с ним предполагает социально – личностные компетенции. Жизнь нездорового детства отличается от нормального, потому что нередко она наполнена  физической болью и душевными страданиями. Педагогические задачи в этом случае направлены на реабилитацию детей, адаптацию их среди сверстников, выявлению творческих способностей. Даже в самых тяжелых и безнадежных случаях, учитель помогает в самообразовании и самореализации ребенка, вселяет веру и надежду на исцеление. Как поводырь и старший товарищ, педагог направляет положительные чувства и качества ребенка на раскрытие таланта, развивает его характер. Постоянно совершенствуя свои профессиональные компетенции, такой учитель вряд ли выгорит в ближайшие сто лет! Работа с  детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, своего рода уникальна и интересна.  Постоянно происходит обновление знаний наоборот, подавляются отрицательные эмоции, рождается любовь, милосердие и сострадание.  Понимание значимости этой миссии пришло через личную беду. Сначала я хотела помочь тяжелобольному сыну, скрасить его одиночество, неподвижность  и оторванность от внешнего мира. Но вскоре поняла, что все дети: больные и здоровые, нуждаются в нашей мотивации ко всему новому и неизвестному. А мы, взрослые наставники,  должны это делать  компетентно и    индивидуально.  Бесталанных  учеников  вообще не существует на свете! Умения любить  и желания преодолевать трудности мало. Важно помочь ребенку  получить признания и одобрение  среди сверстников. Главное - найти, что ребенку интересно. Поэтому,  не ограничиваясь рамками  досуговых, праздничных мероприятий, организовала на базе дошкольных групп Лиманской школы №1 театральное творческое объединение «Надежда».  Первое на что обратила внимание,  здоровые ребята и дети - инвалиды,  легко познакомились и подружились. Этому способствовало и то, что накануне  актерской работы мы вместе путешествовали по родному краю, совершали паломнические поездки, посещали семьи, в которых воспитываются неподвижные тяжелобольные ребята. Воспитывая добрые, чуткие взаимоотношения, побуждала к личностным, информационным и художественно - эстетическим  компетенциям.

Дети помогали друг другу запоминать текст, не замечали неловкостей  и неточностей при произношении диалогов, подсказывали, обменивались взглядами на тот или иной   образ. Мне, как режиссеру, было интересно принимать детскую интерпретацию своей авторской версии сказки. Скажу больше, научилась под каждого ребенка - актера писать индивидуальный текст, присущий  только его возможностям. Получалась, своего рода, коллективная работа. Эти спектакли оценивали родители и педагоги района.  Ребята взрослели и творчески расцветали, просто на глазах. Многие из них и представить себе не могли, что смогут играть на сцене, не стесняясь и не волнуясь на публике. Внимая аплодисментам ликующего зала, глядя на счастливых  детей, радовались и я, и  родители.  Каждый новый успех, творческий шаг  были  маленькой победой над  недугом, амнистией сокрушающему горю. Что греха таить, в семьях, где проживают дети с ограниченными возможностями, духовно больны все члены этих семей. Сострадая и сообща  переживая, они ежечасно подвергаются стрессу, депрессии, чувству одиночества и оторванности от внешнего мира. Как ни странно,  в подобной ситуации возможно « родительское  выгорание»  и добровольная изоляция. Это делает несчастными всю семью, порождает обиду и вину за дитя и себя. Педагог,   помогая больному ребенку, открывает  многообразие его возможностей, добивается успеха и исцеляет его и  всех близких.

        Выздоровление возможно только при адаптационных и реабилитирующих компетенциях, которыми оперирует учитель – «сомати».  Данный изотерический термин упомянут, конечно же, в переносном смысле слова. С индийского переводится  «тело – камень и опыт вне тела». Сомати – это высшая форма медитации, с помощью которой человек может понять состояние своей души и тех, кто его окружает. В нашем случае это профессиональное владение различными формами педагогических компетенций и применение их на практике.

Ввиду всего вышеизложенного замечу, общение и работа с особенными детьми психологически и духовно защищает от всякого рода выгораний! Совместно реабилитируя и подготавливая больных детей к взрослой жизни, сами того не подозревая, исцеляем наше больное - здоровое общество от зла, страданий и безответной старости. Ибо Милосердие и сострадание синонимы веры, любви и надежды, а значит счастливой жизни!

                        Н.В. Абасова