ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА БАЗЕ КФУ

Каримуллина Венера Равкатовна

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОГИМНАСТИКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ"

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
 

 

Основная цель этой методики –  умение детей распознавать основные жизненные эмоции. Занятия  психогимнастикой направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Дети учатся азбуке выражения эмоций, умению управлять эмоциями. Основной акцент в ней сделан на обучении элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретении навыков в саморасслаблении.

 

Основные достоинства психогимнастики:

·        игровой характер упражнений;

·        сохранение эмоционального благополучия детей;

·        опора на воображение;

·        возможность использовать групповые формы работы

 

Основные задачи  занятий:

- научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием

 – преодоление барьеров в сближении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Детям, прошедшим курс психогимнастики становиться, проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера: уверенность, честность, смелость, доброта; изживаются невротические проявления, страхи, различного рода опасения, неуверенность. 

 Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. На занятии по психогимнастике используется концентрический метод -  от простого к сложному.

В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий.

 В зависимости от желания и опыта педагога можно использовать только элементы психогимнастики на музыкальных, музыкально-ритмических занятиях чередуя этюды, игры с основными разделами (слушание, пение, движения)

Психогимнастику можно проводить и как самостоятельное занятие.

Его продолжительность зависит от возраста, качества внимания и поведения детей.

                                       Схема занятия по психогимнастике

1 фаза Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций ( радость, удивление, интерес, гнев и т.д. ) и некоторых социально окрашенных чувств ( гордость, застенчивость, уверенность и др. ). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

2 фаза Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель:  выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой ( жадность, доброта, честность и т.п. ), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к социальной компетентности  детей. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

3 фаза Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические или пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

4 фаза Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.

Между 2 и 3 фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе- “ минутка шалости “. Дети в пределах зала, где занимаются, могут делать все, что хотят. Ведущий психогимнастику не вмешивается. Желательно договориться с детьми о сигнале, сообщающем о возобновлении занятия. Сигнал может быть любым, но постоянным.

Между 3 и 4 фазами можно вставить какой-нибудь этюд на развитие внимания, памяти, сопротивления автоматизму или подвижную игру.

. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети, поэтому можно заниматься по подгруппам.

 Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только боязливые, или гиперактивные, только с неустойчивым вниманием и т.п. Однако детей с нормальным интеллектом и детей, страдающих пограничной умственной отсталостью надо развести по разным группам (т.к. вторые должны заниматься вдвое больше). Хорошо пригласить в группу одного-двух артистичных детей; за ними потянутся остальные.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное  музицирование  детей в группе.

.Педагогическая аксиома – эмоции и чувства передаются не методами и приемами, а человеком. В современных условиях необходимо выделить такое профессионально важное качество педагога, как управление эмоциональными состояниями (своими и своих воспитанников).
Тревожность у детей дошкольного возраста проявляется в беспокойстве, напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе. Главным условием профилактики и снятия тревожности является наличие у педагога эмпатии (сопереживания), любви к детям, умения верить в их природный потенциал развития, вселять надежду и успех, предоставляя возможность познавать мир в деятельности (игровой, познавательно-практической и изобразительной) и т.д. Материнская любовь к детям дает ребенку уверенность в том, что он понят, принят и признан как личность, а это залог здорового самочувствия и развития. Любовь – катализатор чуткости, сердечности, человечности воспитанников. Пренебрежение эмоциями и чувствами детей, вторжение в мотивационное пространство ребенка нарушают его психическое равновесие.
Работая с детьми необходимо решать следующие задачи по развитию эмоциональной сферы:

·         произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения;

·         различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.);

·         произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;

·         улавливать, понимать и различать лучшие эмоциональные состояния;

·         сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);

·         отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками, поэтому очень важно организовать с детьми психогимнастику по проживанию эмоциональных состояний.
Персонажами психогимнастики могут быть дети, а также и взрослые. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению – управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Можно пытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не заставлять.
Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие:

·         двигательной активности;

·         психо-эмоциональной сферы;

·         коммуникативных качеств;

·         поведенческих форм.

Каждое упражнение включает: фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции) и движения ребенка для того, чтобы он учился  произвольно воздействовать на каждый элемент триады. Чтобы ход общей игры не прерывался, необходимо через всю последовательность упражнений провести сюжетно-ролевое содержание игры. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей. Опытный педагог, выстраивая занятие, обязательно включает в него творческие идеи и предложения самих детей.
Занятие по психогимнастике  может начинаться с общей разминки. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. В разминке мы включаем игры на внимание. Объекты внимания также самые разные: звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и т.п. Например: «Что изменилось в этой комнате?» «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?»,  «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый (грустный)?», «Какие зверюшки есть в этой комнате?».
Игры могут быть любыми. Единственное требование – они всегда должны быть интересны и направлены на общую деятельность, совместные движения, контакты. Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики. Педагог должен помнить, что психогимнастика – это не физкультура, не механическое повторение физических упражнений. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения), а с помощью комментариев взрослого к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей. Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психологического функционального единства: например, ребенок не просто выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемом барабане в цирке. Это игровое упражнение доставляет ребенку массу удовольствия, включает в работу его фантазию, улучшает ритмичность движения. В это же время воспитатель описывает фактор физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, воспитатель говорит: «Как сильно зайчики стучат по барабану! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся?! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у Вас мышцы в кулачках, руках, даже в плечах?! А вот лицо – нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен, дышит… А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить свои ощущения».
Игровое  содержание упражнений   должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер, т.е. должно быть продумано так, чтобы выполнить следующие задания:

·         дать ребенку возможность испытать разнообразные ощущения (путем   подражательного повторения движений и действий ведущего взрослого);

·         тренировать ребенка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;

·         тренировать ребенка изменять характер своих движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями;

·         тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на работу воображения и чувств.

В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений:

·         напряжение и расслабление;

·         отрывисто и плавно;

·         быстро и медленно;

·         дробные и цельные;

          вращений тела и прыжков;

·         свободного передвижения в пространстве и остановкой движения.

·         преодоление препятствий.

Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
В коммуникативной части занятия происходит тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга.
Это могут быть эмоциональные проявления и контакты –пантомимы. В упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению, оценка эмоций. В этих упражнениях ребенок овладевает главным инструментом общения – умением сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, готовится к свободному проявлению эмоций, активному общению.
В процесс регулирования поведения включаются сюжетные и психологические упражнения. На этом этапе решаются следующие задачи:

 

·        показ – проигрывание типичных ситуаций с психологическими     трудностями;

·        выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения;

·        приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов;

·        развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в рамках ситуации.

Источником сюжетов для игр и упражнений могут служить не только психологические ситуации, но и любые детские книги, мультфильмы, телепередачи. 
В заключительную часть занятия желательно включать упражнения и игры на закрепление положительного эффекта, стимулирующего, упорядочивающего психическую и физическую деятельность ребенка, чтобы приводить детей в состояние эмоционального равновесия. Желательно, чтобы после занятий у детей была возможность самостоятельной свободной игры, в которой могут спонтанно продолжиться понравившийся сюжет и упражнения.
Проводя с детьми игры, игровые упражнения, занятия, необходимо соблюдать ряд принципов:

·         доброжелательное и уважительное отношение к детям;

·         принятие каждого ребенка таким, какой он есть;

·          положительная  оценка любому достижению ребенка;

·         развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;

·         создавать на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «я»;

·         системность и последовательность процесса, не предпринимая попыток   его ускорить, учитывая индивидуальность  каждого ребенка 

 Психогимнастические упражнения можно использовать   в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад ( в зависимости от их настроения); в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр – драматизаций- чтобы помочь детям войти в тот или иной образ. Проведя наблюдения в дошкольном учреждении, мы пришли к выводу, что недостаток положительных эмоций отрицательно влияет на ход развития личности любого ребенка и задержки его психического развития. Поэтому этюды и игры на вызывание и выражение эмоции радости должны быть обязательными для каждого занятия.

 

 

ЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОГИМНАСТИКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1veselye_gnomy.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №1

Весёлые гномы

Дети входят в зал под музыку. Приветствие.

М.р: Дети, мы познакомимся сегодня с волшебными человечками. Их зовут -
гномы.

Гномы маленькие (показ)

У них длинная борода (показ).
Живут гномы в  лесной пещере, у них есть дедушка и они любят с ним играть
в хлопушки.

Разминка

1. Я – дедушка, когда я буду хлопать – вы будете шагать; если зазвеню в
  колокольчик – вы будете прыгать.

2.Ходьба с хлопками: на форте громкие хлопки перед собой, на пиано (тихо)
 хлопки по бокам.

3. Гномы маленькие и ходят гуськом – пяточка к носочку.
4. У гномиков на ногах деревянные башмачки, как они топают (притопы)

5. Гномики и домики

Танец «Гномики» с атрибутами

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

«ГНОМЫ» -  НОВОСЕЛЬЕ

Динь-дон, динь- дон – наклоны в стороны, руки на поясе.
Гномы строят новый дом – ударяют кулачками.
Красят  стены, крышу, пол – руками, словно кистями – движения маляра.
Прибирают всё кругом – «метут метлой».
Мы к ним в гости придём – шаги на месте.

И подарки принесём. – вытянуть руки вперед ладонями вверх.
На пол – мягкую дорожку – наклон вперёд, руками «стелят дорожку».

Расстели её к порожку – пятятся назад,

Две подушки на диван – руки сложить ладонями внутрь, подкладывать
                                          сначала под одну щёку, затем под другую.

Мёду липового жбан. – руки округлить, вытянуть перед собой.

Игра «Ниточка - иголочка»


А теперь ухватимся за дедушку (встают паровозиком), он у нас – «иголочка»,
мы будем с вами «ниточкой»  и побежим за ним. Куда дедушка, туда и мы,
только руки не отпускайте, не то ниточка порвётся (движение ускоряя-
замедляя).

Захотелось нашим гномикам прогуляться и решили они пойти на полянку.

Песня-танец «Весёлые путешественники»

«Ритмическая мозаика»  Бурениной

Психогимнастика «На полянке»

Добрались, наконец, на полянку

- У гномиков на шапочках звонкие колокольчики и стали хвастаться гномы:
у кого лучше звенит колокольчик
(движение головой)

- «Полощем ручки в воде» (поболтали, как будто это не ручки, а верёвочки на плечиках);

-Эмоции радости и удовольствия;
- Брызгаем друг друга;

- Обтирание рук, ног, головы;
- Встряхивание (
прыжки с движением рук);

- Прыжки сидя (кто быстрее до Дедушки допрыгает);

- Брыкалочки (лежа, ноги согнуты, попеременно вверх-вниз)

Психогимнастика проводится под музыку, соответствующую характеру движений.
«ГНОМЫ В ЛЕСУ»

Утром гномы в лес пошли – шаги на месте.
По дороге гриб нашли – наклон вперёд, выпрямив руки.
А за ним-то : 1, 2, 3. – наклоны из стороны в сторону.
Показались ещё три – руки в стороны, затем вниз.

И пока грибы срывали – наклон вперёд, руки к полу.
Гномы в школу опоздали – руки к щекам, покачать головой.
Побежали, поспешили – бег на месте.
И грибы все уронили – присесть.

М.Р: Ну что, дети, пора возвращаться в пещеру, домой. Подул сильный ветер, даже трудно подняться – встали  спиной вперёд и пошли против ветра, так легче.

 - Ходьба отступая назад;
Дошли до леса, вот узенькая тропинка.
-
 Ходьба на носочках;

А вот мостик через речку.

- Приставной шаг;

На тропинке разлёгся медвежонок и спит. Чтобы его не разбудить, идем на носочках.

- Пружинный шаг

 

Если медвежонок просыпается – я говорю «Ку-ку» - гномы должны застыть и не шевелиться; махну рукой – можно идти;

-Ходьба с препятствиями.

Ритмический танец «Плюшевый медвежонок»

Теперь до пещеры осталось совсем немного: побежали домой.