Инновационная деятельность на базе КФУ

Осуществляю инновационную деятельность по теме: «Формирование основ культуры здоровья  как компонент воспитания в  соответствии с требованиями ФГОСООО». Форма представления инновационной деятельности- элективный курс по теме  «Твоя еда - твое здоровье». 

Краткое содержание (сущность) инновации: 

Цель курса: формирование основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Задачи курса:

  •  обеспечить учащихся необходимой информацией, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;
  •  научить методам самодиагностики состояния здоровья;
  • формировать представление о пище как источнике энергии, различной энергетической ценности продуктов питания;
  • развивать представление об адекватности питания, его соответствии образу жизни, возрасту;
  • развивать представление о роли регулярного питания для сохранения здоровья;
  • развивать представление о правилах гигиены питания, важности полноценного питания и опасности голодания и абсолютного отказа от пищи;
  • расширить знания в области профилактики вредных привычек;
  • развивать творческую и познавательную активность учащегося: подготовка сообщений, выполнение практических работ, выпуск стенгазет, составление проектов.

Планируемые результаты:

·        углубление и расширение знаний по биологии и химии;

·        развитие  умения применять полученные знания на практике;

 

·        развитие  умения работать самостоятельно и в группе;

Предложенная программа элективного курса поможет учащимся в правильной организации своего питания с учетом энергетической ценности продуктов питания, физиологических потребностей организма. Знание калорийности питательных веществ и собственные энергозатраты, соотношение белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных солей в пищевых продуктах позволят правильно составить свое меню и избежать переедания. Самодиагностика состояния здоровья,  так же позволят правильно регулировать свой рацион. Предложенные знания позволят избежать болезни питания: ожирение, анорексию. Соблюдение правил гигиены питания, отказ от  вредных привычек  помогут избежать серьезных  заболеваний пищеварительной системы.

Элективный курс рассчитан на 34 часов. Время проведения данного курса – I –II четверти.

Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практикума, составление проектов. Работа над учебными проектом позволяет овладеть методиками исследований, учит пользоваться различными источниками информации, учит взаимодйствию в группе.  Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной, справочной, научно-популярной литературой, подготовка презентаций и проведение семинаров, что способствует развитию навыков самообразования, умение пропагандировать свои знания, проявлять лидерские качества, работать в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Твоя еда - твое здоровье»

Составила учитель химии и биологии

МБОУ «Малоелгинская средняя

общеобразовательная  школа»

Лаишевского района Республики Татарстан

Гайнутдинова Зифа Муфасаловна

Пояснительная записка

Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Очень часто человек теряет свое здоровье только потому, что не знает, как правильно питаться, организовывать режим питания, как выбирать продукты питания,  не обладает достаточными знаниями о вреде «фаст- фуда» и различных диет. А   не соблюдение  гигиены питания могут привести к отравлениям и серьезным инфекционным заболеваниям.  

 Темы курса дают детям определенные знания об основных элементах здорового образа жизни, питании как об одном из  главных факторов здоровья. Введение в тему  способов  самодиагностики имеет значение в предупреждении отклонения от нормы, позволят оценить состояние здоровья и принять соответствующие меры (например, определение массы тела позволят ввести коррективы в рацион питания). Углубление знаний в области физиологии пищеварения позволят учащимся обосновать правила гигиены питания, выработать привычку к здоровому образу жизни. Знания о «балластных веществах», сложных и простых сахарах, насыщенных и ненасыщенных жирных кислотах,  холестерине, «трансгенных жирах», генетически модифицированных продуктах помогут учащимся в  правильном выборе продуктов питания. Выполнение практических работ предусматривает умение проводить качественные реакции, развитие интереса к химии.

В курсе раскрываются основные принципы организации рационального питания: энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка, сбалансированность рациона, соотношение белков, жиров, углеводов в питании людей разного возраста, пола, физиологические нормы питания по интенсивности физического труда, разнообразие рациона и  режим питания. Практические работы в теме «Основные правила рационального питания» выполняются в формате программы Microsoft Excel, что позволяет сократить время на выполнение работы,  расширить интерес к предмету «Информатика», формировать навыки работы в этой программе.

Определенное место в программе уделяется неправильному питанию и ее последствиям. К сожалению, увлечение «быстрой едой» ведет к нарушениям обмена веществ, ожирению, а погоня за фигурой «Барби» может привести к тяжелому заболеванию – анорексии.

В теме курса «Гигиена питания» раскрываются   знания об опасных заболеваниях,  которые могут повредить здоровью  при несоблюдении правил гигиены питания, меры профилактики, приемы оказания первой помощи.

Заканчивается курс итоговым занятием: круглый стол «Формула правильного питания». Учащиеся должны прийти к убеждению, что здоровый образ жизни – это в первую очередь правильное и здоровое питание.

Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа для углубления и расширения объема и уровня знаний по биологии и химии учащихся 9 класса. Программа может быть использована во внеклассной и внешкольной работе.

Содержание курса базируется на знаниях по биологии («Человек», 8 класс), химии (8 класс), информатики.

Предусматриваются выполнение практических работ, разработка карманных книжек – покетмодов, защита творческих проектов, выпуск стенгазеты. Программа является практико – ориентированной.

Цель курса: формирование основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Задачи курса:

  • обеспечить учащихся необходимой информацией, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;
  • научить методам самодиагностики состояния здоровья;
  • формировать представление о пище как источнике энергии, различной энергетической ценности продуктов питания;
  • развивать представление об адекватности питания, его соответствии образу жизни, возрасту;
  • развивать представление о роли регулярного питания для сохранения здоровья;
  • развивать представление о правилах гигиены питания, важности полноценного питания и опасности голодания и абсолютного отказа от пищи;
  • расширить знания в области профилактики вредных привычек;
  • развивать творческую и познавательную активность учащегося: подготовка сообщений, выполнение практических работ, выпуск стенгазет, составление проектов.

Планируемые результаты:

  • углубление и расширение знаний по биологии и химии;
  • развитие  умения применять полученные знания на практике;
  • развитие  умения работать самостоятельно и в группе;

Учащиеся должны знать:

  • составляющие понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»;
  • роль рационального питания в сохранении здоровья;
  • функции и показатели здоровья;
  • физиологические основы переваривания и усвоения пищи;
  • причины возникновения заболеваний органов пищеварения;
  • химический состав основных продуктов питания;
  • значение питательных веществ, витаминов и минеральных веществ;
  • влияние отравляющих (никотина, спирта)  веществ на организм человека;
  • правила рационального питания, понятие «энергетическая ценность продуктов питания»;
  • физиологические нормы потребности в основных веществах и энергии;
  • о последствиях избыточного и недостаточного питания на состояние здоровья;
  • болезни питания: анорексия, ожирение;
  • болезни, передаваемые через пищу.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить самодиагностику состояния здоровья; прогнозировать состояние здоровья;
  • проводить качественные реакции на белки, жиры, углеводы, ферменты, витамины;
  • оценивать собственный рацион питания, последствия влияния различных диет на состояние здоровья;
  • составлять для себя оптимальный рацион питания с учетом энергетической ценности используемых продуктов и физиологических потребностей организма;
  • сделать правильный выбор в пользу качественных продуктов питания;
  • организовать собственное питание;
  • избегать пищевых факторов риска, опасных для здоровья;
  • различать ядовитые грибы и растения, оказывать первую помощь при отравлениях.
  • применять полученные знания и умения в повседневной жизни.

Формы контроля:  практические работы, творческие работы (покетмоды, стенгазеты, проекты), сообщения.

Предусмотренные в курсе практические работы помогут  учащимся  в изучении, распознавании веществ, закреплении знаний.

Проектная деятельность позволит учащимся овладеть  методиками исследований, использовать разные источники информации, работать в группе, а составление покетмодов (книжек - памяток), стенгазет развить творческие способности учащихся.

Содержание курса

Тема 1. Я познаю себя (4 часа)

Сущность здоровья. Основные элементы здорового образа жизни. Питание как один из главных факторов здоровья. Роль рационального питания в сохранении здоровья.

Прогнозирование состояния здоровья. Основные методы определения физического развития  по антропометрическим показателям: соматометрическим, физиометрическим, соматоскопическим .

Практические  работы: 1. Определение гармоничности физического развития по соматометрическим данным (рост, масса тела). 2. Определение гармоничности физического развития по физиометрическим (функциональным) данным. 3. Определение гармоничности физического развития по соматоскопическим (осанка, развитие мускулатуры) данным.

Тема 2. Ешьте на здоровье (13 час.)

Значение пищеварения. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Пищеварительные ферменты. Изменение пищи в полости рта. Пищеварение в желудке, в кишечнике. Поджелудочная железа и печень. 

Влияние тонизирующих напитков (чай, кофе, какао), алкоголя и никотина на процессы пищеварения. Нарушение всасывания воды, коагуляции белков.  Снижение содержания и активности ферментов в пищеварительных соках. Последствия употребления тонизирующих, спиртных напитков, курения  на органы пищеварения: воспаление, язва, панкреатит, цирроз печени, рак.

Пластическая роль  пищевых веществ в структуре тканей, клеток, внутриклеточных образований и биологически активных веществ.

Белки ценная незаменимая часть питания. Зависимость биологической ценности белков пищевых продуктов от количества и соотношения в них аминокислот. Заменимые и незаменимые аминокислоты, их функции. Скорость переваривания белков различных пищевых продуктов. Как обеспечить человека полноценными белками. Соотношение растительных и животных белков в рационе питания. Взаимозаменяемость питательных веществ.

Роль жиров в питании человека. Состав твердых и жидких жиров. Физиологическая ценность растительных масел. Полиненасыщенные  жирные кислоты. Омега-3, Омега-6, Омега-9. Значение рафинированного и нерафинированного масел. Витаминная активность растительных масел. Соотношение растительных и животных жиров в рационе питания. Транс-жиры.

Жироподобное вещество холестерин. Роль холестерина в организме человека.  Положительная роль:  образование половых гормонов, гормонов надпочечников, кальциферолов, желчных кислот, поддержание уровня воды в клетке, обезвреживание некоторых ядов. Отрицательная роль: атеросклероз, ишемическая болезнь сердца. Питание при высоком уровне холестерина в крови.

Углеводы - основной источник энергии. Простые и сложные  углеводы. Основные источники углеводов в питании человека.

«Балластные»  вещества в питании человека. Благотворное действие  пищевых волокон – клетчатки, пектиновых веществ -  на двигательную функцию кишечника, выведение холестерина, адсорбцию токсических веществ. Продукты, содержащие большие количества  клетчатки и пектиновых веществ.

Витамины незаменимые вещества пищи, регулирующие обмен веществ. Витамины вещества органической природы, входящих в состав гормонов и ферментов. Водо- и жирорастворимые витамины. Авитаминоз. Гиповитаминоз. Важнейшие источники витаминов.

Вода и питьевой режим.  Вода - один из главных конечных продуктов обмена веществ в организме. Суточная потребность в воде. Свойства воды.

Минеральные вещества регуляторы физиологических процессов в организме, составная часть крови, гормонов, ферментов и др., используются для построения костной, мышечной, нервной и других тканей, участвуют в процессах обмена веществ, в поддержании необходимого давления в клетках и других сложных процессах. Кроветворная функция биомикроэлементов Fe, Cu, Co, Ni. Роль марганца, йода, фтора, цинка и хрома в жизнедеятельности организма. Значение поваренной соли, солей калия,  кальция, фосфора, магния в обменных процессах. Суточные потребности организма в солях. Бессолевые диеты. Основные источники минеральных веществ.

Генетически модифицированные продукты. Опасности истинные и мнимые. Что же это  такое - «трансгенные продукты»? Методы создания трансгенных растений. Генетически модифицированные продукты на мировом рынке. Генетически модифицированные продукты: за и против. Ситуация на российском рынке.

Практические  работы: 4.Действие ферментов на различные вещества. 5. Вредное влияние алкоголя на процессы пищеварения. 6. Влияние никотина на ферменты слюны.7. Определение белков в пище.8.Распознавание жиров. 9. Анализ пищевых продуктов на содержание глюкозы и крахмала.10.Обнаружение витаминов.

Тема 3. Основные правила рационального питания (6 час.)

Сколько человеку требуется пищи. Соотношение белков, жиров, углеводов в питании людей разного возраста, пола. Физиологические нормы питания по интенсивности физического труда.

Пища как источник энергии. Углеводы, жиры, белки - основной энергетический материал. Калорийность продуктов. Продукты с высокой, средней и низкой энергетической ценностью. От чего зависит потребность человека в энергии. Соответствие поступающих в организм энергетических веществ с затратами энергии на его жизнедеятельность. Масса тела достоверный показатель соответствия поступления и расхода энергии.

Режим питания. Соблюдение времени приема пищи, рациональное распределение ее по весу, калорийности, объему. Рациональное соотношение растительных и животных белков, жиров в ежедневном рационе. Разнообразие пищи. Составление суточного пищевого рациона.

Практические  работы (с использованием программы  Microsoft Excel) 11.Определение суточного расхода энергии и суточной калорийности питания. 12. Составление суточного пищевого рациона. 13.Определение количества минеральных солей в суточном рационе, сопоставление с нормативами. 14. Определение содержания основных витаминов в суточном рационе, сопоставление с нормативами.

Тема 4. Болезни питания (3 час.)

Фаст-фуд («быстрая еда») – группа блюд быстрого приготовления. Причины популярности. Влияние на здоровье. Избыточное содержание транс- жиров, маргарина, усилителей вкуса, консервантов в быстрой пище - путь к ожирению, сахарному диабету, заболеваниям органов пищеварения, ишемической болезни сердца.

Диета – образ жизни, режим питания. Рациональная диета. Лечебные диеты. Голодание. Анорексия (истощение) – отказ от приема пищи и значительное снижение веса. Последствия анорексии.

Вегетарианство. Виды (лактовегетарианство,  оволактовегетарианство), мотивы вегетарианства. Вегетарианское питание, возможные преимущества и недостатки. Снижение уровня холестерина. Питание по группам крови. Питание по гороскопу. Раздельное питание.

Тема 5. Гигиена питания (6 час.)

Правила хранения продуктов и блюд. Влияние физических (свет, влага, температура), химических (кислород) и биологических (плесени, микробы, вирусы)  факторов на различные продукты и пищевые вещества. Соблюдение сроков хранения и температурных режимов. Информация на упаковке. Раздельное хранение продуктов питания,  употребляемых  без термической обработки и сырых продуктов.

Стафилококковые пищевые токсикозы - острые заболевания, возникающие после употребления пищевых продуктов, содержащие токсины. Источники обсеменения: люди с гнойничковыми заболеваниями на руках, теле, больные ангиной, простудными заболеваниями. Профилактические  мероприятия -  создание оптимальных условий хранений, препятствующих  размножение бактерий.

Тяжелое пищевое отравление – ботулизм. Возбудитель – ботулиновая палочка. Анаэроб. Профилактика: соблюдение санитарно-гигиенических правил консервирования, копчения, соления грибов, овощей, мяса, рыбы в домашних условиях.

Пищевые микотоксикозы. Причина – микотоксины микроскопических грибов. Профилактика: соблюдение санитарно-гигиенических правил хранения продуктов.

Сальмонеллез. Возбудитель – сальмонелла. Заражение при грубых нарушениях правил кулинарной обработки и хранении пищевых продуктов: мясо и яйца птицы, молоко и молочные продукты, крем. Профилактика: соблюдение правил кулинарной обработки и санитарно-гигиенических правил хранения продуктов.

Отравление грибами. Грибы съедобные, условно съедобные, ядовитые. Правила сбора грибов и их обработка. Приемы оказания первой помощи при отравлениях.

Ядовитые растения: болиголов пятнистый, белена черная, дурман, белладонна, вех ядовитый, борщевик, волчье лыко и др.  Профилактика: не использовать в пищу корни, листья, плоды незнакомых растений.

Учебно - тематический план

Тема 1. Я познаю себя (4 часа)

Занятие 1. Жить здорово-здорово.

Форма занятия: лекция с элементами беседы.

Образовательный продукт: опорный конспект.

  Занятие 2,3, 4.  Прогнозирование состояния здоровья.

Форма занятия: практическая работа 1, 2, 3.

Образовательный продукт: проект «Составление паспорта здоровья».

Тема 2. Ешьте на здоровье (13 час.)

Занятие 5. Судьба пищи или физиологические основы переваривания и усвоения пищи.

Форма занятия: лекция с элементами беседы; практическая работа 4. Образовательный продукт: опорный конспект, отчет.

Занятие 6. Влияние тонизирующих напитков, алкоголя и никотина на процессы пищеварения.

Форма занятия: практическая работа 5, 6

Образовательный продукт: отчет.

Занятие 7. Пластическая функция пищевых веществ.

Форма занятия: семинар.

Образовательный продукт: сообщения, презентации.

Занятие 8. Роль белков и аминокислот в питании.

Форма занятия: беседа, практическая работа 7.

Образовательный продукт: отчет.

Занятие 9. Почему необходимы жиры.

Форма занятия: беседа, практическая работа 8  

Образовательный продукт: отчет.

Занятие 10. Роль холестерина в организме человека.

Форма занятия: лекция с элементами беседы.

Образовательный продукт: опорный конспект.

Занятие 11. Углеводы, их роль в питании.

Форма занятия: беседа, практическая работа 9.  

Образовательный продукт: отчет.

Занятие 12. Значение «балластных»  веществ в питании человека.

Форма занятия: лекция с элементами беседы.

Образовательный продукт: опорный конспект.

Занятие 13. Витамины  незаменимые вещества пищи.

Форма занятия: беседа, практическая работа 10.  

Образовательный продукт: отчет.

Занятие 14. Проект «Овощи и фрукты - витаминные продукты»

Занятие 15. Роль минеральных веществ в питании человека.

Форма занятия: семинар

Образовательный продукт: сообщения.

Занятие 16 . Почему нельзя жить без воды.

Форма занятия: семинар

Образовательный продукт: сообщения.

Занятие 17. Генетически модифицированные продукты. Опасности истинные и мнимые.

Форма занятия: лекция с элементами беседы;

Образовательный продукт: опорный конспект.

Тема 3. Основные правила рационального питания (6 час.)

Занятие 18. Сколько человеку требуется пищи.

Форма занятия: лекция с элементами беседы.

Образовательный продукт: опорный конспект, проект «Моя пищевая тарелка здоровья».

 Занятие 19. Энергия пищи.

Форма занятия: практическая работа 11

Образовательный продукт: отчет

Занятие 20. Физиологические часы. Составление суточного пищевого рациона.

Форма занятия: практическая работа 12

Образовательный продукт: отчет.

Занятие 21. Определение количества минеральных солей в суточном рационе, сопоставление с нормативами.

Форма занятия: практическая работа 13.

Образовательный продукт: отчет.

Занятие 22. Определение содержания основных витаминов в суточном рационе, сопоставление с нормативами.

Форма занятия: практическая работа 14.

Образовательный продукт: отчет.

Занятие 23.  Проект  «Продукты разные нужны - блюда разные важны».

Тема 4. Болезни питания (3 час.)

Занятие 24. Фаст-фуд - причина лишних килограммов.

Форма занятия: лекция с элементами беседы.

Образовательный продукт: опорный конспект.

Занятие 25. От диеты до  анорексии.

Форма занятия: лекция с элементами беседы.

Образовательный продукт: опорный конспект.

Занятие 26. Вегетарианское питание и другие системы питания.

Форма занятия: семинар.

Образовательный продукт: сообщения, презентации.

Тема 5. Гигиена питания (6 час.)

Занятие 27. Правила хранения продуктов и блюд.

Форма занятия: лекция с элементами беседы.

Образовательный продукт: опорный конспект.

Занятие 28. Стафилококковые пищевые токсикозы.

Форма занятия: беседа.

Образовательный продукт: составление покетмодов.

Занятие 29. Ботулизм. 

Форма занятия: беседа.

Образовательный продукт: составление покетмодов.

Занятие 30. Пищевые микотоксикозы.

Форма занятия: лекция с элементами беседы.

Образовательный продукт: сообщения, составление покетмодов.

Занятие 31. Сальмонеллез.

Форма занятия: семинар.

Образовательный продукт: сообщения, составление покетмодов.

Занятие 32. Отравление грибами и ядовитыми растениями.

Форма занятия: семинар.

Образовательный продукт: сообщения, составление покетмодов.

Занятие 33. Проект «Принципы безопасного питания».

Занятие 34. Итоговое.

Форма занятия: круглый стол «Формула правильного питания».

Образовательный продукт: плакаты, стенгазета, праздничный стол с блюдами.

Литература для учителя

  1. Белик Э.В. Валеология: Справочник школьника.- Д.: ООО ПКФ «БАО», 2004.
  2. Высоцкая М.В. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека.- Волгоград.: Учитель, 2008.
  3. Касаткин В.Н., Щеплягина Л.А. Здоровье.- Ярославль.: ДИА- пресс, 2001.
  4. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. Учебное пособие для 9-11 классов средней школы. - М.: Просвещение, 1989.
  5. Куприянова Н.С. Лабораторно - практические работы по химии. 10-11.- М.: Владос, 2007.
  6. Марков К. А. Химия и здоровье. – М.: Просвещение, 1985.
  7. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии.-  М.: Просвещение, 1974.
  8. Мякинина Т.М., Капшук Л.Л. Генетически модифицированные продукты. Опасности истинные и мнимые. - М.: Чистые пруды, 2008.
  9. Покровский А.А. Беседы о питании.-  М.: Экономика, 1966.
  10. Самигуллин Г.Х.,  Самигуллина М.С. Здоровье школьника и методы его определения.- Набережные Челны.: ИНПО, 2007.
  11. Столмакова А.И., Мартынюк И.О. Популярно о питании. – Киев.: Здоровье, 1989.
  12.  http://psihomed.com/anoreksiya/
  13.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Диета