Методическая копилка

Щербинина Оксана Георгиевна

На этой страничке находится весь методический материал, который использую в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                             «Детский сад №17 «Золотая рыбка»

 ПРИНЯТО                                                                                                              УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом учреждения                                      Приказом заведующего МБДОУ          

Протокол № 1 от 24.08. 2021год                                               № 210-о от 07.09.2021 год

                                                                                                     Луцева В. В. ________________

Программа

дополнительного образования

художественно-эстетической направленности

«Маленькая страна» (вокал) для дошкольников 5-7 лет

                                                 Срок реализации 1 год

                                                                                                 Составители программы:

                                                                                                           Музыкальные руководители:

                                                                                                                                Щербинина О. Г.

                                                         г. Салехард 2021 год

                                                Содержание

Информационная карта программы ……………………………………………………………..3

I Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка………………………………………………………………………..4

1.2 Предполагаемые результаты освоения программы…………………………………………7

II Содержательный раздел

2.1 Особенности слуха и голоса у детей 5-7 лет…………………………………………………8

2.2 Содержание (характеристика) певческих навыков …………………………………………9

2.3 Приёмы, методы и формы организации Программы……………………………………….10

III Организационный раздел

3.1 Технологичность программы…………………………………………………………………12

3.2 условия реализации программы………………………………………………………………12

3.3 Механизм оценки полученных результатов. Диагностический инструментарий ………..13

3.4 Учебно-тематический план для детей 5-7 лет……………………………………………….15

3.5 Перспективный план работы для детей 5-7 лет……………………………………...............17

3.6 Список литературы…………………………………………………………………………….21

                                 

                                            Информационная карта программы

1

Наименование

образовательного учреждения, реализующего программу

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 «Золотая рыбка»

2

Адрес учреждения

          629003, ЯНАО, г. Салехард, ул. Маяковского, д. 14

                                      Тел. 8(3499) 48642

3

Должность и ФИО ответственного работника, утвердившего программу

Исполняющий обязанности заведующего МБДОУ

«Детский сад № 17 «Золотая рыбка»

4

Дата утверждения программы

Приказ № _____ 2021 год

5

Полное название программы

Рабочая программа вокального кружка

«Маленькая страна»

6

Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа

Группа 5-7 лет

7

Срок реализации программы

1 год

8

Количество учебных групп, занимающихся по программе

2 подгруппы

9

Сведения об авторе

(ФИО, сведения об образовании, уровень квалификации, должность)

Ошуркова Тамара Борисовна   музыкальный руководитель

Щербинина Оксана Георгиевна 1 квалификационная категория, музыкальный руководитель

10

Характеристика программы

- по основной направленности

Целью программы является создание условий для развития и реализации творческого потенциала у воспитанников детского сада в области музыкальной культуры и вокального пения.

Для решения поставленных задач был разработан "Перспективный план занятий», составленный на основе методик известных учителей-исследователей А. Дмитриева, В.В. Емельянова доктора медицинских наук Ю.С. Василенко и А. Стрельниковой с применением наглядного и практического методов, и комплекса упражнений по постановке певческого голоса и дыхания. Программа состоит из 3 блоков.

Каждый блок включает в себя пять подразделов вокального  обучения, согласно возрастным особенностям слуха и голоса дошкольников в подгруппах. В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и прочность, наглядность и доступность при организации вокальной деятельности.

Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников, направлена на развитие голосовых данных, воспитание  художественного вкуса, развитие кругозора и содействие эмоциональному раскрепощению ребенка.

- по уровню освоения

      Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, длительностью 30 минут. Занятия проводятся подгруппой детей (10 человек). Оценка эффективности программы предусматривает мониторинг, который проводится музыкальным руководителем, 2 раза в год.

       Диагностика не требует специального исследования или выполнения детьми конкретных заданий.

Педагог оценивает успешность выполнения материала программы, наблюдая за воспитанниками на занятиях, мероприятиях, публичных выступлениях, во время проведения тематических концертов, конкурсах вокалистов.  

                                                   1. Целевой раздел

                                         1.1 Пояснительная записка

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, улучшается детская речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками.

В воспитательно-образовательном процессе детского сада традиционно большое место отводится музыке. Это и музыкальные занятия, и звучание музыки на занятиях по изоискусству, на физкультуре, на праздниках, во время досуга и в свободной деятельности ребёнка.

Для большинства детей, находящихся в детском саду, этого вполне достаточно. Но есть дети, у которых в силу большей природной одарённости, возникает потребность в более глубоком развитии своих способностей. Однако по причине возрастного ценза они не могут посещать учреждения дополнительного образования. Поэтому и возникла необходимость организовать в детском саду в рамках дополнительно образования вокальную студию.

Новизна программы вокального кружка «Маленькая Страна» заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые технологии.

            Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что на базе детского сада дошкольникам предоставляется возможность раскрытия разносторонних способностей и целенаправленного развития вокальных навыков. 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля. Обучение воспитанников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Такой стиль работы помогает юным вокалистам постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

          Программа составлена на основе методик известных учителей-исследователей А. Дмитриева и В.В. Емельянова, с применением наглядного и практического методов, по системе которых десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют забавные упражнения, что имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий. Используется комплекс упражнений на дыхание доктора медицинских наук Ю.С. Василенко, который поможет сохранить свежесть и силу голоса, позволит добиться большей выносливости голосовых складок к повышенной речевой нагрузке, что является необходимым на занятиях вокалом. 

Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения по методике А. Стрельниковой, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоровительное влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Умелое использование педагогом мелодии, ритма и других выразительных средств музыки может регулировать состояние ребёнка во время работы и отдыха, стимулировать или успокаивать его. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую музыкальную речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Рабочая программа базируется на дидактических принципах: развивающего обучения, психологических и возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Создание программы способствует расширению знаний детей о человеческом голосе, его особенностях и возможностях и на этой основе развитие собственного голосового аппарата.

            Содержание рабочей программы вокального кружка «Маленькая страна» разработано в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г. №1155.
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
  • Примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.П. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, разработанной на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 2014 г.
  • Основной образовательной программой МДОУ «Детский сад «Золотая рыбка».
  • Программой обучения вокальному искусству Л. Дмитриева «Основы вокальной методики».
  • Программой музыкального здоровье сберегающего развития дошкольников «Музыка здоровья».

            В данной программе сформулированы и конкретизированы задачи по дальнейшему развитию вокальных данных у детей старшей и подготовительной к школе группы детского сада.

        Цель программы – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

            Для решения поставленной цели были сформулированы основные Задачи, которые вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны. Они заключаются в следующем:

  • учить детей чисто интонировать мелодию, петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон;
  • развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма;
  • развивать у детей выразительное исполнение песен, расширять певческий диапазон;
  • воспитывать у воспитанников певческую и эстетическую культуру, а так же способствовать духовному и физическому развитию.

            Исходя из поставленных задач, были определены основные принципы обучения детей выразительному пению:

  • Принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения детей пению педагог одновременно воспитывает любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребёнка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
  • Принцип доступности заключается в том, что содержание и объём знаний о музыке, объём вокальных навыков, приёмы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.
  • Принцип постепенности, последовательности и систематичности заключается в том, что в начале года даются более лёгкие задания, чем в конце года, постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
  • Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют, усиливают слуховое восприятие. Основной приём наглядности - это образец исполнения песни педагогом. Наглядность в обучении детей пению повышает интерес к занятиям, способствует развитию сознательности, лёгкости и прочности усвоения песен.
  • Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Педагог стремится воспитать у детей осознанное отношение к содержанию песен, передаче музыкального образа, технике пения.
  • Принцип прочности. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. От сознательного повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения вокальных навыков.

       К концу освоения программы у детей студии должны быть развиты вокально-хоровые навыки (звукообразование, дыхание, дикция, строй, ансамбль), способствующие выразительному пению. Программа рассчитана на детей старшего и подготовительного возраста, срок реализации 1 год. Дети отбираются в кружок по данным диагностирования, проводимого в сентябре в общеобразовательных группах ДОУ.

         Занятия в вокальном кружке «Маленькая Страна» проводятся с сентября по май, 36 занятия в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью от 20 до 30 минут, в соответствии с возрастом, которые проводятся один раз в неделю с оптимальным количеством детей 14 человек.

           Занимаясь в вокальном кружке, воспитанники получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с народной музыкой, шедеврами современной и классической музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом. Особенностью организации образовательного процесса является сочетание репетиционной и концертной деятельности дошкольников.

             1.2 Предполагаемые результаты освоения Программы

Предполагается, что в результате усвоения программы воспитанники должны знать:

  • основы музыкальной грамоты;
  • основы гигиены голоса;
  • разнообразные стили в музыке;
  • средства музыкальной выразительности;
  • правила работы над техническими трудностями, встречающимися в песнях;
  • музыкальные термины, встречающиеся в изучаемых песнях.

должны уметь: 

  • чисто интонировать, петь на дыхании; 
  • петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента или фонограммы; 
  • петь чистым естественным звуком, легко, нежно, звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;
  • петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук; 
  • понимать дирижёрские жесты и следовать им; 
  • преодолевать мышечные зажимы; 
  • правильно вести себя в коллективе;
  • соблюдать при пении певческую установку; 
  • брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато; 
  • обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью; 
  • пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра;
  • исполнять произведения различные по стилю и характеру, детские, эстрадные и народные песни.

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

  • овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
  • овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

  • овладение способами решения поискового и творческого характера;
  • культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности;
  • приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей;
  • развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
  • развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
  • бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

                                             II Содержательный раздел

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности воспитанников, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения, осуществляется познание и самопознание.

2.1. Особенности слуха и голоса у детей 5-7 лет.

          В конце пятого года жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на пятом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 6-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми-фа-си). В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни ансамблем в унисон
  • вокальными подгруппами (дуэт, трио и т.д)
  • тембровыми подгруппами
  • соло
  • пение под фонограмму
  • пение аккапельно.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • активная концертная деятельность детей,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
  • атрибуты для занятий (детские музыкальные инструменты, музыкально - дидактические игры, пособия)
  • звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофон, компьютер, микрофон, СD-диски с записями музыкального материала)
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

               2.2 Содержание (характеристика) певческих навыков.

       В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.          

Навык артикуляции включает:

  • выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
  • постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
  • умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
  • умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

  • гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
  • гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
  • «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

  • слуховой самоконтроль;
  • слуховое внимание;
  • дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
  • представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально - выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

  • выразительностью мимики лица;
  • выражением глаз;
  • выразительностью движения и жестов;
  • тембровой окраской голоса:
  • динамическими оттенками и особенностью фразировки;
  • наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. 

Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

  • короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
  • опора дыхания - пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
  • спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

  • не очень сильно прикусить кончик языка;
  • высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
  • покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
  • сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
  • упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
  • пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
  • постукивая пальцами сделать массаж лица;
  • делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
  • сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох - губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

2.3. Приемы, методы и формы обучения

Тематическое построение программы создает условия для достижения цельности занятия и позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, соответствуя целому комплексу умений и певческих навыков, помогая реализовать потребность в общении. Все элементы занятия способствуют раскрытию темы, в связи с чем, и подобран песенный материал, который будет «работать» на тему занятия.

  1. Приемы разучивания песен проходят три этапа:
  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка знаний у детей усвоения песни.
  1. Приемы, касающиеся только одного произведения:
  • споем песню с полузакрытым ртом;
  • слоговое пение («ля», «бом» и др.);
  • хорошо выговаривать согласные в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
  • настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
  • обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
  • использовать элементы дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.
  1. Приемы звуковедения:
  • выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
  • образные упражнения;
  • оценка качества исполнение песни.

Для освоения дошкольниками основ вокального искусства используются следующие методы:

  • словесный: объяснение новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей;
  • наглядный: использование аудио и видео иллюстраций, демонстрация педагогом образца исполнения;
  • практический: использование вокальных упражнений и заданий по освоению изучаемого материала;
  • репродуктивный метод: метод показа и подражания;
  • проблемный метод: нахождение исполнительских средств (вокальных и   пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения.

В программе предусматривается индивидуальная форма работы, что дает музыкальному руководителю возможность на основе внимательного и всестороннего изучения индивидуальных способностей воспитанников дифференцированно подходить к вопросам обучения и воспитания. Основной формой организации воспитания, обучения и развития детей в области вокального искусства является занятие, структура которого состоит из 4 этапов.

                                        Структура занятия.

1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

В учебном плане вокального кружка предусмотрено 36 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.  Другие формы работы: концертная деятельность, участие в  конкурса, фестивалях, смотрах.

                                    III Организационный раздел

3.1 Технологичность программы

В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • игровая технология;
  • технология развивающего обучения;
  • технология индивидуализации обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология компетентностного и деятельностного подхода.

3.2 Условия реализации программы

Для эффективного усвоения Программы необходимо создание ряда условий.

I. Дидактическое обеспечение:

            Программа предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:

  • портреты композиторов;
  • иллюстрации и репродукции;
  • музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного, динамического, тембрового слуха; эмоционального восприятия; умения определять жанры;
  • учебно-методическое пособие «Игровая методика обучения детей пению» О. Кацер
  • песни и упражнения для развития голоса.
  • игровые атрибуты, для музыкально-дидактических игр.   

II. Материально-техническое оснащение программы, средства обучения:

  • наличие специального кабинета (кабинет музыки);
  • наличие музыкального зала;
  • фортепиано, детские музыкальные инструменты;
  • музыкальный центр, компьютер;
  • записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
  • электроаппаратура;
  • зеркало;
  • нотный материал, подборка репертуара;
  • фонотека и видеотека выступлений воспитанников.

III. Кадровая потребность: музыкальный руководитель.

          3.3 Механизм оценки полученных результатов. Диагностический инструментарий

Певческие навыки

Категории

Методика

Оценка результативности

Вокальные навыки

Звукообразование

Выразительное пение без напряжения: плавное, напевное, лёгким, подвижным звуком, звонким голосом.

Педагог проверяет, как поёт каждый ребёнок, и отмечает качество исполнения песни в сопровождении фортепиано. Показывает образец пения без сопровождения - ребёнок должен повторить без помощи педагога. Для навыков лёгкого подвижного пения педагог даёт задания типа «музыкальное эхо», «тянем звук» (пропевание гласных).

В работе над певческим дыханием педагог применяет указание: «не разрывать слово».

Работая над дикцией, педагог обращает внимание детей на чёткую артикуляцию губ, подвижность нижней челюсти. Для этого применяется приём - произнесение шёпотом или голосом текста в ритме исполняемой песни.

Каждый ребёнок должен осмысленно произносить все слова, хорошо артикулируя, подчёркивая характерные признаки образа, эпитеты, ясно выраженное отношение к персонажам песни.

Высокий уровень (3 балла). Имеет высокий уровень знаний, самостоятельно видит проблему, выдвигает гипотезы и способы их решения. Действует планомерно, помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. Формулирует в речи достигнут или нет результат, способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи, делает выводы. Проявляет активный познавательный интерес, умеет сам выдвинуть план действий, нацелен на самостоятельность.

Средний уровень (2 балла). Имеет средний уровень знаний. В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой педагога. Принимает активное участие при планировании деятельности совместно с педагогом. Проявляет терпение в достижении результативности, помня о цели работы. Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Осуществляет элементарный самоконтроль.

Низкий уровень (1 балл). Познавательный интерес неустойчив, не всегда понимает проблему и малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. Стремление к самостоятельности не выражено, забывает о цели. Затрудняется сделать правильный вывод даже с помощью педагога.

Дыхание

Брать дыхание перед началом пения, между музыкальными фразами, не полднимая плечи, удерживая дыхание до конца фразы.

Дикция

Отчётливо произносить слова, правильно передавать гласные звуки, звуки в конце слов

Хоровые навыки

Строй (частота интонации)

Правильно передавать мелодию:

скачкообразность, плавность, поступенность.

Развивая правильность и чистоту интонирования (строй), педагог использует следующие приёмы: «настроиться» перед началом пения - педагог поёт (тянет) первый звук, дети повторяют; «задерживаться» на отдельном звуке по указанию педагога и прислушиваться, как он звучит; напоминает детям о направлении движения мелодии; разучивает некоторые песни без сопровождения (a' capella), т.к. этот приём помогает развить точную вокальную интонацию, позволяет петь по желанию, самостоятельно.

Ансамбль

(слаженность)

Самостоятельно всем вместе начинать и заканчивать песню; петь, ускоряя и замедляя, усиливая и ослабляя звучание; смягчать концы музыкальных фраз; точно выполнять ритмический рисунок.

Для формирования ансамбля педагог подчёркивает значение всех музыкальных оттенков. Дети, понимая смысл, чувствуют настроение песни. Они знают, почему праздничную песню надо спеть торжественно, радостно, а колыбельную - спокойно, ласково. Их действия должны быть объединены, чтобы каждый чувствовал себя участником поющего коллектива и «подравнивал» свой голос по силе, темпу и общему звучанию.

                         Обработка результатов диагностического обследования

Чтобы высчитать оценку развития ребёнка по данному виду деятельности, необходимо просчитать все баллы по каждому показателю и разделить полученную сумму на число показателей:

- Низкий уровень освоения материала = от 1 до 1,5 баллов

- Средний уровень освоения материала = от 1,6 до 2,2 баллов

- Высокий уровень освоения материала = от 2,3 до 3 баллов

Для составления сводных данных по каждой группе показатели уровни каждого ребёнка распределяются на три группы: высокий, средний, низкий. Далее по каждому уровню отдельно проводится процентный подсчёт по следующей формуле: У = (Ау x 100%): В, где

У – уровень развития

Аx – количество детей, высчитываемого уровня

В – общее количество детей.

По данной формуле высчитываются   сводные данные по общему количеству детей.

3.4. Учебно-тематический план вокального кружка «Маленькая страна»

(старшая, подготовительная группа 5-7 лет)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Вводное

1

1

 

«Вокальная подготовка»

2

Развитие музыкального слуха

3

1

2

3

Развитие музыкальной памяти

4

1

3

4

Развитие чувства ритма

4

1

3

«Вокальная работа»

1

Прослушивание голосов

1

 

1

2

Певческая  установка. Дыхание.

5

1

4

3

Распевание

4

0

4

4

Дикция

4

0

4

5

Работа с ансамблем  над репертуаром

6

1

5

Итого часов

32

6

26

Содержание программы до 32 часов

Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.

Музыкальная подготовка   

Тема1. Развитие музыкального слуха.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Форма. Практическая, дидактические игры.

Тема2. Развитие музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Форма. Практическая, дидактические игры.
 
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Форма. Практическая, дидактические игры.

Вокальная работа

Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.

Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
 
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
 
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.

        3.5 Перспективный план работы вокального кружка «Маленькая страна»

I Блок «Осеннее настроение»

Период прохождения материала

Этапы обучения

Репертуар

Выступление на мероприятиях

Октябрь

Ноябрь

1. Восприятие музыки:

- обогащать музыкальные впечатления детей;

- развивать умение различать эмоциональное содержание песен, высказываться об их характере;

учить слышать себя и товарищей.

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

- расширять диапазон детского голоса;

- способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх-вниз) и различению интервалов.

3. Усвоение певческих навыков:

- учить детей петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией; петь хором, ансамблем, соло; с музыкальным

сопровождением и без него; петь, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук;

- добиваться выразительности исполнения песен;

- формировать умение передавать характер и смысл песен.

4. Песенное творчество:

-стимулировать сочинение собственных мелодий;

развивать самостоятельность в исполнение окончания сочинённых песенок

5. Певческая установка:

-во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стула, для того чтобы у них активней и

удобней работала диафрагма. Ноги твёрдо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища. Голову держать прямо,

без напряжения и без вытягивания шеи, рот открывать свободно. Губы упруги, подвижны. Положение при пении целесообразно менять, избегая искусственных поз (руки за спиной, лодочкой, замочком).

«Времена года» «Осень» (П.И. Чайковский)

«Эхо» Е Тиличеево

«Андрей-воробей», рус. н.п

«Горошина» В.Карасёвой.

Скороговорки «Раз дрова…»

«Чудная пора, осень…» сд

«Мама мамочка моя» Н. Май

Сочинение марша, колыбельной.

В качестве примера использовать «Марш» и «Колыбельную»

В. Агафонникова

Праздник "Осенняя ярмарка".

Праздник «День Матери»

II Блок «Новогоднее конфетти»

Период прохождения материала

Этапы обучения

Репертуар

Выступление на мероприятиях

Декабрь

Январь

1. Восприятие музыки:

- развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

учить детей высказываться о форме песни, о темповых и динамических изменениях в музыкальном сопровождении, о характере песни в целом, её жанре.

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

- уточнить умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах диапазона;

- упражнять чисто пропевать интервалы, поступенных и скачкообразных движений мелодии;

- закреплять умение различать долгие и короткие звуки;

- удерживать интонацию на одном звуке.

3. Усвоение певческих навыков:

- продолжать петь без форсирования звука, естественным голосом;

- удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко;

- правильно выполнять логические ударения;

- упражнять в точном интонирование трезвучий;

- петь выразительно, меняя интонацию в соответствие с характером песни.

4. Песенное творчество:

- побуждать детей импровизировать простейшие мотивы определённого характера, жанра;

продолжать развивать ладотональный слух детей.

5. Певческая установка та же.

«Времена года» «Зима»

 А. Вивальди. П. И.Чайковский

«Бубенчики»Е.Тиличеевой

«Вальс» Е.Тиличеевой «Вверх, вниз» Тиличеевой  

Скороговорки:

 «На дворе трава…»

«Под Новый год»,  муз. и сл. Е.Зарицкой.

«Русская зима»,  муз. и сл. Л. Олифировой

«Снежок» Т. Бырченко, «Плясовая» Т. Ломовой, «Полька», «Вальс»

Новогодние утренники

«Колядки»

III Блок «Калейдоскоп»

Период прохождения материала

Этапы обучения

Репертуар

Выступления на мероприятиях

Февраль

Март

1. Восприятие музыки:

-развивать эмоциональную отзывчивость у детей на разнохарактерные песни;

- учить осмысленно воспринимать жанровую канву каждой песни;

-подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение.

2.Развитие музыкального слуха и голоса:

- продолжать учить различать и самостоятельно определять направление мелодии; слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки;

-упражнять чисто пропевать мелодию, отрабатывать чёткую дикцию;

формировать правильную артикуляцию.

3. Усвоение певческих навыков:

- уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; чисто интонировать в заданном диапазоне;

-учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием;

- совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания;

-добиваться выразительного исполнения песен различного характера;

-петь с музыкальным сопровождением и без него

4. Песенное творчество:

- учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст; развивать ладотональный слух, используя форму «вопрос-ответ».

5.Певческая установка та же

«Времена года» «Весна»

П. И Чайковский

«Ехали»А. Филиппенко, «Горошина»В.Карасёво

«Куда летишь, кукушечка?» р.н.п.

Скороговорки: «Сорок сорок ели сырок»

«

Брат солдат»,  муз. и сл. М. Парцхаладзе.

Песня  «Мама, Мама»

Песня по выбору на конкурс

Зайка, зайка, где бывал?»  М. Скребковой

Праздничный концерт «23 февраля»

Праздничный концерт «8 Марта»

Городской Фестиваль – конкурс «Золотой ключик»

Период прохождения материала

Этапы обучения

Репертуар

Выступление на мероприятиях

Апрель

Май

1.Восприятие музыки:

- Развивать восприимчивость к песням разного характера;

-Продолжать учить детей самостоятельно оценивать правильное и неправильное пение товарищей, выразительность их исполнения, проявляя при этом и самокритичность к собственному пению.

2.Развитие музыкального слуха и голоса:

- продолжать упражнять в умении удерживать интонацию на одном, повторяющемся звуке;

- упражнять в чистом пропевании мелодии.

3. Усвоение певческих навыков:

- продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

- петь выразительно, передавая динамику от куплета к куплету, по музыкальным фразам;

- выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения;

- петь выразительно, лёгким подвижным звуком, с музыкальным сопровождением и без него.

4. Песенное творчество:

- расширять опыт детей в творческих поисках певческих интонаций;

- развивать ладовый слух, используя форму «вопрос-ответ» готового образца;

развивать у детей самостоятельность, инициативу, творческую активность в поисках певческой интонации, мелодических оборотов, музыкальных фраз, предложений, целых маленьких песенок.

5.Певческая установка та же.

Песни современных российских композиторов, для детей

«Мы поём» И. Арсеева,

«В школу» «Птенчики»

 Е. Тиличеева

Скороговорки:

«Шла Саша по шоссе…»

Песня «Взрослые и дети»

 «Песни о Победе»

«Весёлая песенка», «Грустная песенка» В. Агафонникова

«Выпуск 2018»

Городской фестиваль «Дети мира»

Праздник «День Победы»

Отчетный концерт

                                           Список использованной литературы

1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989 – 33 с.

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002г

3.  Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.

4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.

5. Веселый каблучок.  /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.

6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.

7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.

8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.

9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.

10.  Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.

11.  Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

12. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

13. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.

14. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.

15. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.

16. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2

17.  Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..

18. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..

19.  Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.

20.  Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5

21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

22. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.

23. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                   «Детский сад «Золотая рыбка»        

                                 

                      Конспект занятия

   «Музыкальные выразительные средства

        музыки: Тихо-громко» (закрепление)

         (ОО «Художественно-эстетическое развитие. Музыка»)

               

                                               

                                                                       Музыкальный руководитель: Щербинина О. Г.

                                                                       Возраст детей: подготовительная группа

                                                                       Место проведения: музыкальный зал

                                                     г. Салехард 2024 г.

                                               Конспект занятия

                            ОО: «Художественно-эстетическое развитие. Музыка»

Тема: «Музыкальные средства музыки: Тихо-громко» (Закрепление)

Возраст детей: подготовительная группа 6-7 лет

Место проведения: музыкальный зал

Цель: Развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования педагогических здоровьесберегающих и ИКТ технологий.

Задачи: обучающие:

- закреплять знания символов динамических оттенков в музыке «форте», «пиано» (F, P);

- совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух в процессе певческой деятельности;

- поощрять проявление активности детей в музыкально-речевой деятельности;

- обогащать речь детей за счёт включения в словарный запас новых слов («динамика»)

развивающие:

- развивать чувство ритма, слуховое внимание;

- способствовать развитию памяти, воображения;

- совершенствовать речедвигательные навыки;

- развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки.

воспитывающие:

- воспитывать культуру слушания, любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью;

- воспитывать культуру общения, чувство сопереживания;

- развивать эмоциональную отзывчивость детей на выраженные в музыке чувства и настроения.

здоровьесберегающие:

- создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального напряжения;

- повышение самооценки детей, их уверенности в собственных силах и результатах деятельности.

Планируемый результат:

- умеет различать динамические оттенки – тихо-громко;

-эмоционально откликается на звучащую музыку, определяет её характер и настроение;

-активно включается в игровую деятельность, доброжелательно взаимодействует со сверстниками;

- установление дружеской взаимосвязи (педагог дети);

- создание и сохранение положительного фона на протяжении всего занятия;

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально –коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Предварительная работа:

- разучивание песни «Зимняя песенка» сл. П. П. Кагановой, муз. В. Витлина;

- знакомство с оттенками и символами в музыке;

-разучивание игры «Передай бубен».

Словарная работа: динамика, форте, пиано.

Методы и приемы реализации содержания занятия:

- наглядно-слуховой (слушание произведения П. И. Чайковского «Зима» и просмотр видеоролика);

- словесный (беседа, рассказ, вопросы, поощрение,);

- художественно-практический (пение песни Зимняя песенка», парная пляска, игра на музыкальных инструментах.)

- игровые (музыкально-дидактические игры «Хлопаем по-разному», «Передай бубен», «Угадай на чём играю»)

Оборудование:

- фортепиано;

- ноутбук;

- музыкальный центр;

- мультимедийный комплекс (экран + проектор);

- детские стулья – по количеству детей;

-музыкальные инструменты: маракасы, колокольчики, бубны и бубенцы (по количеству детей);

- бубен (для игры);

- карточки с музыкальными символами «F» и «P» (по количеству детей)

                                                       Ход занятия

I - Вводная часть

Организационный момент, мотивация (проблемная ситуация).

Дети под звуки марша входят в зал. Динамика музыки несколько раз меняется.

Муз. рук.: - Ребята, я приглашаю вас под музыку пройти в зал и встать в круг, чтобы поприветствовать друг друга.

Проводится музыкальное приветствие - попевка «Здравствуй дружочек» (Цель: задать хороший добрый настрой на занятие)

Муз. рук.: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли гости, посмотреть, как мы занимаемся.

- Скажите, пожалуйста, знакома ли была вам музыка, под которую вы вошли в зал? (Дети: -Да)

Муз. рук.: - Слышали ли вы ее раньше?  (Дети: Да)

- А вы ничего необычного не заметили? Музыка всегда звучала одинаково?

Дети: (музыка менялась, звучала то громко, то тихо…)

Муз. рук.: - Правильно, менялась громкость музыки (или по-другому, динамика), она звучала то громко, то тихо. А вы помните, какими специальными музыкальными символами обозначается громкость звучания?

М.р. выкладывает карточки с символами P, F (пиано, форте). Вспоминаем с детьми их значение.

(Раздается мяуканье) 

Муз. рук.: - Ребята, к нам кто-то пришёл. Присаживайтесь на стульчики, посмотрим кто это.

 (На презентации появляется кот.)

- Посмотрите, да это же кот! Его зовут Пушок. Он очень любит ребусы – загадки и вот его мама – кошка загадала загадку, а он случайно пролил молоко на эту картинку и не может теперь отгадать полученный ребус.

(Показываю картинку – ребус)

Муз. рук.: А загадка звучит так: «Звучит и громко он и тихо. Кто наигрывает мне?» Кот совершенно не разбирается что может быть громким и тихим. Поможем разобраться ему, ребята?

I - Основная часть.

Муз. рук.: Знаю я ребята, одно стихотворение, которое поможет нам и коту Пушку разобраться, что бывает громким, а что тихим. У вас под стульчиками лежат карточки с музыкальными символами – «F» - громко и «P» - тихо. И когда я буду произносить слова «громко» или «тихо», вы показывайте карточку с соответствующей картинкой.

Жил кот Мурлыка.

Ленивый был кот!

Острые зубы

И толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил,

Громко настойчиво кушать просил

Да тихо на печке храпел –

Вот вам и все, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой,

Будто   затеял с мышами он бой.

Громко, крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе все мыши тихо взмолились:

- Ох, пощади, пожалей, сделай милость!

Тут кот скомандовал громко им: «Брысь!»

И врассыпную они понеслись!

Муз. рук.: (обращаю внимание на презентацию, где кот радуется) Посмотрите, ребята, нашему гостю – Коту очень понравилось стихотворение.

- Ребята, как вы думаете, как передвигался кот Пушок в детстве, когда был котенком. (Ответы детей).

Муз. рук.: Правильно, он бегал, прыгал, резвился, играл с другими котятами. А как ходят взрослые коты? (Ответы детей)

Муз. рук.: - Совершенно верно - неслышно, неторопливо, ступая мягкими лапами. Предлагаю вам сейчас превратиться в котов и котят и походить по-кошачьему. Если услышите неторопливую, тихую музыку, то как будем двигаться?

(Ответы детей – мягко, неспеша, как взрослые коты и кошечки).

- А если услышите громкую, веселую музыку, что вы будете что делать?

(Ответы детей).

- Правильно, веселиться, прыгать, можно с другими котятами поиграть.

Проводится музыкально-ритмическая игра «Кошки и котята» 

(Задачи: включение детей в действие-импровизацию; развитие крупной моторики; развитие слухового внимания; фантазии; показ взаимосвязи характера музыкального произведения и передаваемого образа)

Муз. рук.: - Кот «Пушок» предлагает нам поиграть пальчиками.

Проводится пальчиковая игра «Котята»:

Все котятки мыли лапки,
Вот так, вот так!      
(тереть ладошки друг о друга)
Мыли ушки, мыли брюшки
Вот так, вот так!    
(тереть ладонями то уши, то живот)
А потом они устали,
Вот так, вот так!    
(приложить ладони к лицу и потереть кулачками глаза)
Сладко-сладко засыпали,
Вот так, вот так!    
(сложить ладони вместе, наклонить голову набок, положив ее на ладони)

(Задачи: развитие мелкой моторики, развитие чувства ритма, воспитание таких качеств как «дружелюбие», «гостеприимство»).

Муз. рук.: Смотрите, Пушок, что-то нашёл. Что это?  (Дети: корзинка)

- Посмотрите глазами, в нашем зале есть корзина? (Находят)

-Ччто в ней? (Дети: инструменты) Предлагаю их разобрать и сесть на стульчики.

- Сейчас послушаем и покажем нашему коту на каком инструменте легче всего играть пиано, а на каком форте. Будьте внимательны, на экране будет подсказка какие инструменты и как они должны звучать в данный момент.

(Игра на музыкальных инструментах. Ситуация выбора)

Муз. рук.: Молодцы, ребята, очень внимательными были.

(Дети убирают музыкальные инструменты каждый под свой стульчик.)

- Вот видишь, Котик, музыкальные инструменты могут играть и громко, и тихо. Может быть какой-нибудь из этих инструментов зашифрован в твоем ребусе? Нет, что-то не похоже…

-Ребята, а давайте нашему Коту подарим песенку. Мы ведь знаем как раз песню под названием «Зимняя песенка», в которой очень хорошо прослеживаются динамические изменения. Но, перед пением, надо подготовить наш голосовой аппарат.

(Задачи: закрепление навыков правильного дыхания во время пения, через упражнения дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха; выравнивание звучания голоса и естественного лёгкого пения)

 

Пение песни «Зимняя песенка» сл. П. П. Кагановой, муз. В. Витлина

Муз. рук.: - Ребята, а как вы думаете, природа может быть разной: громкой или тихой?

Дети: Гром гремит, ветер сильный – громко, птички поют – не очень громко, прибой, волны, дождь, шелест листьев, вьюга, метель или просто идёт тихо снег и др.

Муз. рук.: Я предлагаю сейчас посмотреть один видеосюжет с музыкой: при этом внимательно слушать, как музыка звучит, и внимательно смотреть, что на экране. А потом мы обсудим, одинаково ли звучала музыка, была природа разной или одинаковой. А слушать мы будем музыку великого русского композитора Петра Ильича … Чайковского. Вам знакома эта фамилия? (Ответы детей). Он написал музыку про все времена года. И раз уж сейчас у нас какое время года? (Зима). То давайте послушаем его музыкальное произведение, которое так и называется: Зима.

Дети смотрят видеосюжет под музыку П. И. Чайковского «Зима» из цикла «Времена года»

(Задачи: показ взаимосвязи искусства и природы, работа над словесной характеристикой музыки, развитие словарного запаса детей).

Затем проходит обсуждение музыки и сюжета. Дети приходят к выводу, что музыка была разная: то тихая, спокойная, осторожная, легкая, то стремительная, быстрая, вьюжная, бурная, тревожная. И природа, тоже, как и музыка, показана была разная: то тихие, спокойные первые снежинки, то ручеек (или речка), то капель,  то вьюжная поземка.

Муз. рук.: вот, видите, ребята, мы убедили нашего гостя Кота, что звучать может по-разному всё вокруг: и мы, и котята, и звуки природы, и музыкальные инструменты. Давайте вспомним загадку, которую Мама-Кошка загадала нашему Пушку:

«Звучит и громко он и тихо. Кто наигрывает мне?..»

- Ребята, я, кажется, догадалась, какой буквы не хватает в ребусе…буквы «Ф»...Без ошибки, без изъяна. Ну конечно…(Фортепиано). Я играю на этом инструменте на каждом занятии. Его назвали так потому, что на нём можно играть и громко, и тихо.

- Ребята, Пушок на радостях, что его ребус разгадан, предлагает поиграть в игру «Весёлый бубен». Кстати, а какой бубен по форме? (Круглый). А что еще бывает круглым? (Ответы детей). Ну что же, давайте для игры с круглым бубном, построим круг желательно такой же ровный, как солнышко. Правила я объяснять не будут, вы и так их знаете, а гости посмотрят и в конце игры скажут, какие правила этой игры. Это будет задание для них. А вы будьте внимательны: у кого окажется бубен, следите за тем, как звучит музыка (динамика звука).

Проводится игра «Весёлый бубен»

(Задачи: закрепление ритмического слуха, чувства темпа).

М.р.: Молодцы! Ребята, давайте теперь у гостей спросим: поняли они правила игры или нет. (Гости отвечают).

- Предлагаю напоследок проверить наших гостей, так, сказать провести экзамен: вы закрываете глаза, ребята хлопают в ладоши, а вы должны отгадать на слух, как по силе звучания они это делают: тихо или громко.

Проводится игра «Хлопаем по-разному»

М.р. показывает значок (P, F), дети хлопают с соответствующей динамикой, гости отвечают.

Муз. рук.: - Великолепно, экзамен все прошли на отлично! Да, ребята!

III Заключительная часть

 Муз. рук.: А сейчас встаём в круг, будем прощаться.

- Чем с вами занимались?

- Что нового для себя узнали?

- Кому мы помогали отгадать ребус?

- Какие новые слова для себя узнали или закрепили?

- Мне было приятно с вами сегодня заниматься. Вы большие молодцы! Давайте попрощаемся со всеми «пиано».

- Занятие окончено, до свидания! (дети под музыку выходят из зала)