Педагогическая находка

Артикуляционная гимнастика (скачать)

Звуковое сопровождение (скачать)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zvuk_sh_starshaya_gruppa.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

                  Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Тема: звук [ш]

Цель: Создать условия для подготовки детей к обучению грамоте.

Образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука  [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука  [ш] в слове (начало, середина). Совершенствовать умение деления слов на слоги. Научить синтезу слова ШУША.

Развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, речь, мелкую и общую моторику; координация речи с движением.

Воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: звуковые карточки, карта Звукограда, мышонок (атрибут кукольного театра), теремок, мнемотаблицы.

 Раздаточный материал:  индивидуальные зеркала, рабочие планшеты, карандаши, фишки для звукового анализа.

Ход занятия 

  1. Организационный момент:

Воспитатель и дети сидят в кругу.

Психологический настрой

- Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Я хочу пожелать,  чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день.

 2. Артикуляционная гимнастика . (4 мин.) Артикуляционная гимнастика.docx

Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению  с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему  улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим,  положим блины  (широкий язык лежит на нижней губе).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подуем, чтоб чай остудить  (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Индивидуальная работа (воспитатель направляет детей на правильное  выполнение упражнений)

- Молодцы ребята.

Целую неделю ждал черепашонок Типтоп, чтоб отправиться в город Звукоград и познакомиться с новыми звуками. Давайте и мы, ребята, пойдем с Типтопом слушать звуки речи и находить их в словах. Но, прежде, чем пойти, вспомним правила культурного общения:

-Не кричать.

-Внимательно слушать воспитателя.

-Если знаешь ответ, подними руку.

. Итак, в путь, с любимым девизом Типтопа: «Медленно, но уверенно – вперед!»

  Проходим за столы.  

3. Характеристика звука «Ш». (3 мин.) 

Идет Типтоп по городу, проходит мимо улиц Певцов. А какие звуки живут на этих улицах? (гласные)

Идет и напевает песенки с улиц Певцов. Споем вместе с Типтопом: А-Я, Ы-И, Э-Е, О-Е, У-Ю. А с соседней улицы раздается бухтение, зудение, гогот, жужжание, мычание, рычание и лай. Это разговаривают звуки Громкой улицы. Какие звуки живут на этой улице?  (Звонкие согласные)

Топ-топ, топ-топ-топ – вместе с нами шагает Типтоп дальше, на встречу с новыми жителями Звукограда.

Пришел Типтоп на соседнюю улицу. Здесь тишина. Как он назвал эту улицу? С какими звуками улицы Тихой мы уже познакомились?  (П-Пь, С-Сь, Ц, К-Кь, Х-Хь).

Смотрит Типтоп, стоит домик с синим окошечком. Интересно, какой звук здесь живет? Подошел он к домику и постучал: тук-тук-тук, тук-тук-тук, отзовись знакомый звук. Из-за шторки послышалось: ш-ш-ш. Это заговорила тихая шипелка Ш.

– Давайте произнесем этот звук.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш].

– Язык  поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

– Воздух теплый.

– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык   поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к голосовой машинке, скажем шшш…

–Голос спит и машинка не дрожит.

– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. На какой звук с соседней улицы похожа шипелка Ш? (На жужжалку Ж)

Слушал Типтоп и радовался, что вы так четко и правильно определили какой это звук. Достал он свою тетрадку и стал раскрашивать. Каждый раз, перед тем, как раскрасить, долго думает, какой взять карандаш – синий или зеленый? Помогите, ребята Типтопу. А мы повесим на окошечко синюю шторку Индивидуальная работа (воспитатель показывает способ надевания, затрудняющимся детям)

4. Закройте планшеты и отложите в сторону.

Физкультминутка «Мышонок» Физминутка Прыг да скок.mp3 

 

Прыг –да скок, прыг – да скок 

Мышка прыгнула на пенек.            

В барабан она громко бьет,          

В чехарду играть зовет.              

Лапки вверх, лапки вниз,        

На носочки, подтянись!          

Лапки ставим на бочок,                                                                                                               

На носочках прыг-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

 

 

 

 

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

5 Синтез слова ШУША

Типтоп приготовил для вас сказку. Как вы думаете, что это за сказка?  (Теремок)

Стоит в поле теремок, теремок  стоит в поле теремок.mp3

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю мышка бежит.

У дверей остановилась и стучит.

А звали мышку… (Шуша)

Какой первый звук? Это гласный или согласный? Каким цветом обозначим? Возьмите синюю фишку и положите перед собой.

Аналогично остальные звуки.

Чтение слова по звуковым карточкам

Сколько частей в слове ШУША? Возьмите скачущий карандашик и определите, сколько частей в этом слове.

6 Составление предложений (метод мнемотехники)

Составьте предложение со словом ШУША.

А если я изменю, знак в конце предложения и поставлю знак вопроса, каким станет предложение? (Вопросительным).

Произнесите свои предложения так, чтобы они стали вопросительными? (3-4 варианта ответа).

А если я поставлю в конце предложения восклицательный знак, каким станет предложение? (Восклицательным)

7 Упражнение в определении наличия или отсутствия звука Ш в словах, местоположения звука в слове

Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, в названиях которых есть звук Ш. Где находится этот звук?

Индивидуальная работа (воспитатель, с затрудняющимися детьми совместно находит предметы в пространстве)

8           Итог (1 мин)

Итак, Типтоп знает уже жителей трех улиц. Сегодня он очень устал, поэтому втянул головку в панцирь и решил поспать. Поспит немного, а через неделю медленно и уверенно потопает дальше. Интересно: какие звуки там живут? Но это черепашонок и мы узнаем через неделю.

- С каким звуком мы сегодня познакомились? В какие игры играли?

Оценка речевой деятельности.

- Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания.