Эврика 2017

Давыдов A.В

работа ученика 2017

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tihoplav_tekst.docx757.82 КБ

Предварительный просмотр:

 Тихоплав Виктор Евгеньевич, Краснодарский край, г.Краснодар, МБОУ СОШ №86, 10 класс, «Исследование уровня грамотности старших школьников по вопросам информационной безопасности (на примере учащихся 9х-11х кл. МБОУ СОШ №86)» Научный руководитель: Давыдов Александр Владимирович, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 86.

                                          Работу подготовил:

 ученик 10 класса МБОУ СОШ № 86

    Тихоплав Виктор Евгеньевич

Научный руководитель: Давыдов Александр Владимирович,

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 86.

г.Краснодар

2017


Аннотация

        

В настоящее время большинство школьников не представляют свою жизнь без интернета. Нами проведено исследование среди учеников нашей школы с целью выявить методом анкетирования уровень осведомленности по вопросам элементарной безопасности поведения в глобальной сети.

Предложенный вариант социологического опроса, предполагал постановку категориального аппарата исследования и постановку научной гипотезы, которой являлось, наше предположение, что большинство детей понимают какую угрозу, несет интернет, если сообщать свои данные неизвестным лицам, но могут в повседневности не всегда применять базовые принципы безопасности. Цель же в целом работы, выявление конкретных для нашей школы основных угроз в информационной среде для безопасности старших школьников и разработка памятки по противодействию им.

Тем не менее наша гипотеза, не нашла своего подтверждения, так как наши ученики, высказывались только как глубоко знающие правила пользования интернетом, что позволило нам выработать на основе их ответов и нашего исследования памятку.

В целом, исследование проведено объективно и явилось именно научной работой, естественно в будущем мы планируем провести опрос учащихся соседних школ, дабы составить картину о грамотности школьников в целом по месту жительства.


Оглавление

     Введение

Глава 1. Слагаемые информационной безопасности и информационная безопасность школьников.

1.1. Информационная безопасность в России.

1.2. Сущность информационной безопасности школьника.

Глава 2 Исследовательская работа

2.1. Анкетирование учащихся 9х-11х кл. МБОУ СОШ №86

2.2 Анализ данных анкетирования  

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность. В настоящее время наблюдается процесс перехода общества к качественно новому состоянию, названному учеными информационным обществом. Информация и информационная деятельность в данном обществе призваны играть ключевую роль. Конечно же образование в информационном обществе перестает быть способом усвоения готовых и общепринятых знаний, оно становится способом информационного обмена человека с окружающими людьми. Различие между знанием и информацией, быстрое устаревания знаний, превращение образования в непрерывное - это то приведет к вытеснению знаний информацией. Однако информация - это не только множество полезного. К сожалению, она обладает антистабилизирующим общество потенциалом, если ее практически неограниченные возможности воздействия на человека и общество используются в интересах коалиционных сообществ, отдельных государств, политических группировок или отдельных лиц. И как показывает реальность, в глобальной сети, развернулась фактически война за умами наших школьников.

Наверное, поэтому, такой важной задачей образования становится обучение работе с информацией. При этом в системе образования добавляется проблема между существующей необходимостью обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовательном процессе, и отсутствием механизма ее реализации в образовательном пространстве. Отсутствие законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих уровень нравственности данных, циркулирующих в информационных электронных сетях, обостряет проблему воспитания подрастающего поколения, использующего ресурсы сети

Объект: учащиеся 9х-11х классов МБОУ СОШ № 86

Предмет: уровень базовых знаний по информационной безопасности

Гипотеза: мы предполагаем, что ученики недостаточно знают правила безопасного поведения в Глобальной Сети, и не могут предполагать какую опасность несут социальные сети и контент без указания возрастных ограничений, тем не менее ежедневно пользуются гаджетами в развлекательных и возможно учебных целях, являясь гипотетически жертвой.

Цель работы: выявление конкретных для нашей школы основных угроз в информационной среде для безопасности старших школьников и разработка памятки по противодействию им.

Задачи:

  1. Изучить слагаемые информационной безопасности как понятия.
  2. Изучить сущность информационной безопасности школьника.
  3. Провести анкетирование учащихся 9х-11х кл МБОУ СОШ №86.
  4. Проанализировать данные анкетирования и выявить уровень грамотности.
  5. Составить памятку для учащихся и родителей по правилам безопасного поведения в сети интернет.

Эмпирическую базу исследования составили: Закон Российской Федерации «О безопасности, Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. создают правовую основу безопасности человека. Базовым концептуальным документом, определяющим политику государства в этой области, является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, в которой обозначены интересы личности и общества в целом. В качестве интересов личности, определяющих состояние ее безопасности, выделены реализация конституционных прав и свобод, обеспечение личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, духовное, интеллектуальное и свободное развитие человека и гражданина.

Глава1. Слагаемые информационной безопасности и информационная безопасность школьников.

  1. Информационная безопасность в России

Обеспечение информационной безопасности - область государственного, политического управления, высшая форма сознательного регулирования процессами функционирования самой государственной системы. Информационная безопасность способна к развитию и саморазвитию, поэтому всякое научное знание о ней приобретает актуальное значение. Научный анализ современной практики государственного обеспечения информационной безопасности в различных областях общественной жизни - необходим для перспектив развития и совершенствования государства.

Эффективность осуществления власти в любом государстве, в том числе и в Российской Федерации, в немалой степени зависит от его информационного обеспечения. Обеспечение информационной безопасности представляет собой сложную и многогранную проблему, однако оно необходимо для- для всех носителей информации - общества, предприятий и организаций, и для государства в целом.

Информационная безопасность в широком смысле - это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств.

Итак, мы будем понимать под информационной безопасностью - состояние защищенности информационной системы, обеспечиваемое путем реализации политики безопасности, при которой она имеет возможность эффективно противостоять случайным или преднамеренным воздействиям внутренних и внешних угроз, приводящих к нанесению ущерба субъектам, владеющим и использующим информационный ресурс, в целях обеспечения стабильного функционирования.

Естественно, что информационная безопасность это прежде всего защита сети от различного вида атак. Существует ряд простых средств с помощью которых можно остановить попытки проникновения в сеть, к ним относятся:

  1. Оперативная установка исправлений для программ, работающих в интернете.
  2. Антивирусные программы по обнаружению различного рода взломов и вирусов незаменимы для повышения безопасности любой сети. Они наблюдают за работой компьютеров и выявляют на них вредоносные программы.
  3. Следует использовать наиболее надёжные пароли, менять их как можно чаще и чтобы их длина была максимальной. Это может предотвратить кражу секретной и не секретной информации.
  4. Соединения с удаленными компьютерами должны быть защищены с помощью паролей, чтобы избежать проникновения в сеть с помощью прослушивания сетевого трафика в наиболее важных местах и выделения из него имен пользователей и их паролей.
  5. При установке новой операционной системы обычно разрешаются все сетевые средства, что является не безопасным. Кроме вышеперечисленных средств защиты информации, существует еще множество способов предотвращения взломов и краж информации. Для избегания неприятных ситуаций необходимо изучать рекомендации по безопасности и придерживаться необходимых средств защиты[1,11].

Важно отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает меры борьбы с сайтами, регистрирующими и опрашивающими несовершеннолетних без согласия их родителей, а также содержащими информацию, которая может отрицательно влиять на психику, поведение и духовное здоровье подрастающего поколения. В связи с этим, существует необходимость совершенствования законодательства в области информации для обеспечения защиты несовершеннолетних от компьютерных преступлений, от нежелательной по содержанию информации, а также ограничения Интернет - ресурсами доступа к такого рода информации детей.

1.2. Сущность информационной безопасности школьника

Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу.

С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[3,33], согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста.

Однако использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей. Очень важно, чтобы во всех школах был безопасный Интернет. По статистическим данным на сегодняшний день в России насчитывается от 8 до10 млн. интернет-пользователей в возрасте до 16 лет. Две трети детей выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов. Примерно 40% школьников посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания. Не секрет, что у многих развивается интернет-зависимость и игромания. Отказываться от информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ к Интернету может привести к:

  1. киберзависимости,
  2. заражению вредоносными программами при скачивании файлов,
  3. нарушению нормального развития ребенка,
  4. неправильному формированию нравственных ценностей,
  5. знакомству с человеком с недобрыми намерениями.

Необходимым и достаточным для эффективности обеспечения информационной безопасности является создание целостной системы следующих педагогических условий:

  1. определение ценностей информационно-образовательной среды, свободных от проявлений угроз для школьников;
  2.  реализация воспитательной функции образования на основе приобщения учащихся к информации культурного, этического, гуманистического характера;
  3. обеспечение мотивированного включения подростков в разнообразные виды деятельности в Интернете и создание на этой основе ситуаций успеха; реализация практической направленности отбора содержания образовательных ресурсов Интернета и применения интерактивной технологии фильтрации поступающей информации, обеспечивающей защиту школьников от негативного психолого-педагогического воздействия информационной среды; проведение соответствующей подготовки учителей, охватывающей методологическую, теоретическую и практическую стороны профессиональной деятельности с использованием Интернет-ресурсов в образовательной среде.

Хочется отметить, что организация информационно-безопасной образовательной среды задача в рамках реализации конституционных прав на получение качественного образования. Которое, невозможно в современных условиях без высокой информационной культуры учащегося и обеспечении личной безопасности с позиции обеспечения основных интересов школьника. А это в конечном счете приведет и к повышению качества и уровня жизни, и становлению полноценного духовного и интеллектуального развития, вне угроз, вызываемых информационным воздействием на психику и социокультурное развитие ребенка разнообразными социальными субъектами и информационной средой общества, в том числе образовательной.


Глава2 Исследовательская работа

2.1. Анкетирование учащихся 9х-11х кл МБОУ СОШ №86

Анкетирование или опрос, как метод сбора первичной информации, заключается в том, что людям задают различного рода вопросы об их склонностях, мотивах деятельности и мнениях [9]. Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами – анкетирование и интервьюирование. Если анкетирование проводится без прямого и непосредственного контакта с респондентом, то интервьюирование, наоборот, предполагает прямой контакт интервьюера с последним. Интервью может быть в различной степени формализовано: от полной стандартизации с жесткой последовательностью вопросов, их заранее подготовленными  формулировками, продуманным набором ответов на вопросы, до свободного интервью без наличия предварительно разработанного опросника или плана беседы [9]. В конечном итоге исследователь обязан решить какой конкретно вид опроса он будет использовать, исходя из целей и задач исследования, текущих финансовых возможностей, сильных и слабых сторон  той или иной разновидности опроса.

В рамках реализации поставленных целей и задач мы составили тестовые задания из 12 вопросов, ответить на которые было предложено ученикам 9х-11х классов во внеурочное время.

По возрастному критерию ученики дифференцировались, но анкеты не были идентифицированы, наше исследование гарантировало анонимный характер.

Познакомим Вас, с задаваемыми вопросами:

  1. По каким признакам можно понять, что компьютер заражен вирусом? Что вирус может сделать с компьютером?
  2. Ваши друзья говорят, что вы рассылаете им спам-сообщения. Что делать?
  3. При загрузке компьютера появляется сообщение: «Ваша операционная система заблокирована. Отправьте смс на номер 5555 и получите код для снятия блокировки». Как вы поступите?
  4. Вам пришло письмо: «Чтобы выиграть миллион в нашей лотерее, вам нужно на этом сайте (ссылка на сайт) зарегистрироваться и отправить фото. Регистрация закрывается в 24.00. Не пропустите!». Что вы сделаете?
  5. Вам пришло письмо: «Новые снимки на сервисе Яндекс.Фотки. Открой и увидишь! www.foyndex13.ru». Как вы поступите?
  6. Вы получили письмо: «15 января пройдет конкурс «Умники и умницы 2017». Примите участие, зарегистрировавшись на сайте. Взнос участника — 500 рублей. Подробности на сайте: «Koncurs17.com». Что вы сделаете?
  7. Ваш друг по ВКонтакте прислал вам файл и сообщение: «Привет! В этом файле наши с тобой летние фотки. Смотри!». Но вы живете в разных местах. Как вы поступите?
  8. Вам пришло сообщение из ВКонтакте от незнакомого человека: «Мы открыли новую группу коллекционеров монет. Присоединяйся!». В сообщении есть ссылка на группу. Как вы отреагируете?
  9. Вам пришло письмо: «Добрый день! Мы предлагаем вам учиться за рубежом! В Америке, Европе, Австралии — на ваш выбор. Обучение, проживание, перелет — за наш счет. Нужно только оплатить пересылку документов — 1000 рублей. Не упустите свой шанс!». В письме есть реквизиты. Как вы поступите?
  10. ВКонтакте вдруг просит повторно ввести ваши логин и пароль, чего раньше никогда не было. Что вы сделаете?
  11. Браузер предупреждает, что сайт, на который вы хотите перейти, заражен вирусом. Ваши действия?
  12. ВКонтакте просит ввести ваш мобильный номер для подтверждения аккаунта. Как вы поступите?

2.2 Анализ данных анкетирования  

Всего было опрошено 54 человека. Из них девушек 31 и юношей 23. Все ответили на все вопросы. Результаты исследования можно обобщить и систематизировать таким образом.  

Первой возрастной группой являются ученики в возрасте 14 лет, 22 представителя данной возрастной категории прошли тестирование. По итогам тестирования с 8 вопросами справилось более 70% школьников данной возрастной категории. То есть меньшее затруднение вызвали вопросы 1-7,11.

В возрастной группе учащихся 15 лет, было опрошено 19 учащихся. Анализ анкет дает право утверждать, что с 5 вопросами справилось более 50% школьников данной возрастной категории. Наименышее затруднение вызвали вопросы 2,4,7,8,9.

Так же было опрошено 13 учащихся в возрасте 16-17 лет, мы их объединили в одну группу, так как они самая малочисленная категория опрошенных. мы можем наблюдать, что лишь с 9 вопросами справилось более 50% школьников данной возрастной категории. Наименьшее затруднение вызвали вопросы 1-6, 8,10,11,12.

Учащимся школы было предложено выразить свое мнение о безопасности общения в социальной сети Вконтакте, большинство респондентов уверены, что ресурс надежно защищает их личные данные и записи от чужих глаз, и мошенников.

В целом ученики в своих ответах отрицали, что готовы переходить по ссылкам, сообщать свои данные, и вообще старалются использовать программы антивируса, и без взрослых не пользоваться банковскими операциями, тем более в сети, большая часть респондентов опровергло нашу гипотезу, что ученики недостаточно знают правила безопасного поведения в Глобальной Сети, и не могут предполагать какую опасность несут социальные сети и контент. В целом ситуация противоположная.

По итогам исследования, нами была составлена итоговая диаграмма, отражающая в процентном соотношении уровень грамотности учащихся по вопросам безопасности в сети.


Заключение

Процесс глобализации молодежи в проекте «интернет-вовлеченности» с неизбежностью заставляет всех учиться грамотному обращению с тем ресурсом с каким приходится иметь дело в повседневности.

Однако вовлеченность в осведомлённость привела каждого к уразумению того, что безопасноть вообще начинается с каждого, а для этого не всегда нужно начинать с правоохранительных органов, достаточно просто изучить минимальные требования представленные в учебниках по информатике и рассказываемые в школе учителями, ведь от образования в школе будет зависить модель поведения ученика в будущем.  

ВИмеено поэтому мы в качестве рекомендации, хотим предложить памятку для учащихся и родителей по правилам безопасного поведения в сети интернет.

  1. Никому  и никогда не разглашай свои пароли. Они – твой главный секрет. Придумай свой уникальный пароль,  о котором никто не сможет догадаться.  Не записывай пароли на бумажках,  не храни их в открытом доступе.  Не отправляй свои пароли по электронной почте.
  2. При  регистрации на сайтах и в социальных сетях старайся не указывать личную информацию ( номер телефона, адрес места жительства, школы, место работы родителей и другое ) – она может быть  доступна всем, даже тем, кого ты не знаешь!
  3. Помни, что фотография, размещенная в Интернете доступна для просмотра всем. Старайся не  размещать фото, на которых изображена твоя семья, школа, дом и другие личные данные.
  4. Помни, что многие люди рассказывают о себе в Интернете неправду.
  5. В Интернете и социальных сетях старайся общаться только с теми, с кем ты лично знаком. Подумай и посоветуйся с родителями, прежде чем добавить незнакомого человека к себе в список «друзей».
  6. Не вступай в незнакомые сообщества и не распространяй по чей-либо просьбе информационные, провокационные и агрессивно-настроенные материалы и сообщения.
  7. Не все, что ты можешь прочесть или увидеть в интернете — правда. Не ленись и перепроверяй информацию в других поисковиках или спроси у родителей.
  8. Ни в коем случае не указывай свой номер телефона или электронный адрес, не отправляй с него смс на незнакомые номера в Интернете.
  9. Если тебе пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать.
  10. Если тебе показалось, что твои друзья отправляют тебе «странную» информацию или программы, переспроси у них, отправляли ли они тебе какие-либо файлы. Иногда мошенники могут действовать от имени чужих людей.
  11. Если ты хочешь купить в Интернете какую-либо услугу или игру, обратись к взрослому. Он подскажет тебе, как избежать мошенничества.
  12. Не загружай файлы, программы или музыку без согласия взрослых – они могут содержать вирусы и причинят вред компьютеру.
  13. Попроси родителей установить на компьютер антивирус и специальное программное обеспечение, которое будет блокировать распространение вирусов.

          Подводя общий итог исследования, просим строго не судить, ведь это только первые научные шаги, возможно определяющие выбор моей профессии как социолога.


Список используемой литературы

  1. Информатика. 10-11 класс/ Под ред. Н.В. Макаровой. СПб: Питер Ком, 2009.
  2. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты./ Автореф. дис. д. психол. наук. М.,2000.- 56 с.
  3. Саттарова Н.И. Модели обеспечения информационной безопасности школьников.//Материалы научно-практической конференции «Информационная безопасность школьников: состояние, проблемы, перспективы»,  30 апреля 2003 года, СПб, 2003.- С. 102-103.
  4. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. -«Проспект», 1999.
  5. Доктрина информационной безопасности РФ. М., 2000.
  6. Закон об информации, информатизации и защите информации // Российская газета, 22 февраля 1995 г.
  7. Ярочков А.В. Информационно-коммуникативные технологии и глобальные угрозы сети интернет, М., 2006.
  8. 3апесоцкий А. С. Образование: философия, культурологи, политика. — М.: Наука, 2002.
  9. Концепция национальной безопасности РФ. 17 декабря 1997 г. //Информационный сборник «Безопасность». № 1-12, 2000.- С. 155- 190
  10. Бузанова Я.В. Теория безопасности — М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.