Технологии/Портфолио

Отчёт по использованию инновационных технологий (ИКТ в преподавании русского языка и литературы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_po_ispolzovaniyu_innovacionnyh_tehnologiy.doc325.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по использованию инновационных технологий (ИКТ в преподавании русского языка и литературы)

Учителя МОУ СОШ №13 Зининой Елены Александровны

ИКТ даёт нам большие возможности для разнообразия уроков, позволяет вносить в урок элемент наглядности. Если раньше мы использовали на уроках магнитофон, кодоскоп, эпипроектор, проигрыватель, таблицы, репродукции картин, раздаточный материал, и всё это было громоздким, то сейчас все видео- аудио- файлы можно хранить в одном месте - в компьютере, при этом все материалы к урокам систематизированы, находятся в папках, и найти их не составляет труда.

 За отчётный период мной было создано мультимедийное сопровождение к урокам литературы для 5-7классов, представляющее собой презентации и видеофрагменты. Презентации содержат различный материал: информативный, тестовый, обобщающие таблицы, видео- и аудио-фрагменты, вопросы для беседы, задания опережающего характера. Работа с презентацией выстраивает работу на уроке как учителя, так и учащихся. Видеофрагменты отредактированы мною в программе MOVIE  MAKER и включают вопросы для беседы. Мною отработана и внедрена методика работы с видеофрагментами. Использование видеофрагментов  пробуждает интерес к урокам литературы, даёт возможность сравнить режиссёрскую интерпретацию  с авторским текстом, помогает закрепить изученный материал.

Интересно может пройти и изучение биографии писателей. Можно представить её в виде презентации, заранее озвученной и настроенной по времени, а можно сделать документальный фильм. При этом можно использовать как голос учителя, записанный с помощью микрофона, так и видеосюжеты, взятые из документальных фильмов.

Такую работу можно предложить учащимся в качестве исследования или проекта.  

Просмотр такой биографии может сопровождаться заданием: записать основные факты биографии писателя, или написать потом проверочную работу "Личность писателя", или провести игру по фактам биографии.

Также с помощью презентации можно организовать контроль  усвоения материала, причём преподнесённый в игровой форме в виде теста или игры. Учащиеся также могут создавать такие тесты.

Вот пример теста по теме "Салтыков-Щедрин" в 7 классе.

Презентация содержит триггеры (то есть фигуры анимированы не по щелчку, а по клику на саму фигуру). Правильные ответы выделяются цветом, а неправильные – «улетают». К фигурам можно привязать звук: аплодисменты, слова учителя: «Подумай ещё».

Опрос учащихся показал, что использование ИД на уроке приветствуется 98% учащихся. Ребята отвечали, что им нравится смотреть видеофрагменты, работать с интерактивными тестами, материал представлен более наглядно, лучше запоминается.

В учебном процессе всё большее распространение получают практико-ориентированные задания, развивающие креативные способности учащихся, умение применять полученные знания на практике. Особенно продуктивным является метод проекта, в ходе реализации которого учащиеся создают готовый продукт, который может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности.

Хорошо усваиваются правила русского языка, как бы «пропущенные» через себя. Такая возможность появляется у учащихся, когда они переводят полученные знания в схемы, алгоритмы рассуждения, опорные конспекты, лингвистические сказки. Все эти УУД предусмотрены ФГОС второго поколения.

Повышают интерес к урокам кроссворды, игры, тесты. Они не только проверяют знания учащихся, но и помогают систематизировать изученное, когда ребята подключаются к созданию таких работ.

Без сомнения, современная жизнь предъявляет к человеку требования уметь грамотно представить результаты своей работы в виде презентации. Такие умения потребуются учащимся и в вузе, и в других учебных заведениях, и на работе. На занятиях по литературе часто учащиеся выступают с сообщениями о биографии того или иного писателя. Правильно оформить работу, представить её в виде изобразительного ряда – неотъемлемая часть современного учебного процесса. Кроме того, рассказ о биографии писателя может быть оформлен и в виде документального фильма.

Мы давно привыкли к письменной интерпретации лирического текста. Но насколько интереснее, более творчески проходит работа, когда интерпретация стихотворения создаётся в виде фильма или диафильма. С такими навыками работы также знакомит мой авторский курс кружка «Творческая мастерская».

Создание рекламного фильма - мечта любого руководителя фирмы. Создать анимационный фильм - презентацию довольно просто с помощью редактора презентаций Microsoft PowerPoint, а также Movie Maker. Во втором полугодии учащиеся овладеют навыками создания учебных и рекламных фильмов, телепередач о русском языке.

Ребята с удовольствием занимаются этим, ведь они не только осваивают работу с компьютером, но и творят и знают, что результат их труда будет использован на уроках русского языка и литературы.

В  перспективе я хочу овладеть работой в программе Adob Flach, чтобы создавать анимации и мультфильмы для объяснения материала и для игровых моментов на уроках.

Кроме того, в будущем учебном году я планирую создать интерактивные тесты по предметам.

Наверное, многие используют в своей работе компьютерные презентации Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть и тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Любую презентацию можно анимировать, с помощью анимации объяснять материал. Такие уроки предлагаю вашему вниманию.

Не всегда удовлетворяют имеющиеся в наличии учебные документальные фильмы по биографиям писателей и поэтов. Часто они даже морально устаревшие. Поэтому я создаю свои документальные фильмы Часто, каюсь, использую в них где-то найдённый видеоматериал, но звук накладываю свой. Не могу сказать, что все они мне нравятся, со временем некоторые из них по разным причинам переделаю. Где-то не удовлетворяет тихий звук, что-то не очень качественно сделано, а здесь можно наложить музыку. В общем, причин много. С опытом своей работы по созданию фильмов по биографиям писателей я хочу вас познакомить.

Фонохрестоматия

Можно использовать как эталонное прочтение, к которому следует стремиться

Может даваться как иллюстрация

Может даваться в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров

Видеоролики

На уроках литературы очень часто нужен исторический комментарий. Я создаю видеоролики по таким темам. Они содержат исторические справки об исторических личностях, событиях, иллюстративный и видео материал.

Также я создаю видеоролики по биографиям писателей и поэтов. Насколько интереснее не просто прослушать рассказ учителя, но и увидеть воочию портреты людей, окружающих этого человека, места, с которыми связана его жизнь! Запишите с помощью микрофона тот текст, который вас устраивает, подберите иллюстративный материал, наложите его на звук, можно оформить фоновой музыкой, и фильм готов!

Прекрасно не просто послушать фонохрестоматию, а дополнить её фрагмент видеорядом. Это всегда более наглядно и интересно. Вот пример такой работы - стихотворение С. Есенина "Шагане, ты моя, Шагане..." в исполнении актёра Никоненко.

Прекрасно повышают интерес к урокам литературы и к творчеству поэтов видеоклипы, созданные по песням на стихи. При этом я беру музыку в современной обработке, что также помогает приблизить поэта к современному слушателю, показать актуальность его поэзии в наши дни. Предлагаю вашему вниманию клип на стихотворение В. В. Маяковского "Лиличке" в исполнении группы "Сплин".

Ребята не просто смотрят видеоролик. Им заранее предлагаются задания, вопросы, на которые надо ответить после просмотра видеосюжета. По ходу просмотра они могут записывать основные факты, даты или составлять тезисный или простой план, что развивает общеучебные умения и навыки.

Также можно просматривать фрагменты экранизаций литературных произведений. В моём кабинете собрана большая видеотека по всем программным произведениям. Просмотр предваряется заданиями. Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним. Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам. Так, например, по повести Булгакова «Собачье сердце» можно предложить такие вопросы:

Каково первое слово Шарикова и почему именно это?

Как первые слова Шарикова его характеризуют?

Какие эмоции вызывает Шариков и чем он ужасен?

Выпишите примеры безграмотности Шарикова. Объясните, как создаётся комизм данной сцены.

Конечно, я слежу, чтобы соблюдались санпиновские нормы. Проектор, которым оснащён мой кабинет, даёт возможность оставлять включенным большее количество ламп, так что освещённость кабинета остаётся прекрасной, и каждый учащийся без труда может и записывать и смотреть.

Видеофрагменты

Используются как иллюстрация к произведению

Для сопоставления авторской и режиссёрской интерпретаций

Сопоставление фрагментов художественного текста и видеофрагмента

Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним

Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам.

Формы работы с компьютером на уроках русского языка и литературы

Методические рекомендации

В зависимости от того, какой вариант конфигурации компьютерного оборудования находится в кабинете:

Компьютер + Проектор

Компьютер + Принтер

Компьютер + Компьютеры учащихся (компьютерный класс)

При варианте «Компьютер + Принтер» учитель может:

Готовить к урокам дидактический раздаточный материал

Оформлять наглядный материал

Заниматься индивидуальной проектной деятельностью с учащимися

Создавать опорные конспекты к уроку

Создавать тесты и самостоятельные работы для учащихся

При конфигурации «Компьютер + Проектор» возможности, конечно, шире. Это

Возможность подачи материала в форме презентаций

Возможность проводить тестовые работы без привлечения печатного материала

Проводить опрос (фронтальный, индивидуальный - когда 1 учащийся работает за компьютером, в то время как остальные учащиеся заняты другой работой)

Проводить конференции с привлечением созданных учащимися презентаций

Создавать документальные фильмы по любой теме

При варианте «Компьютерный класс»:

Все учащиеся могут заниматься на тренажёрах

Проводить индивидуальное тестирование

Заниматься групповой исследовательской работой

Создавать проекты по собственным сценариям или по сценарию учителя

Осуществлять самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность

Создавать школьную библиотеку наглядных пособий

При данном варианте самостоятельность учащихся активизируется, при этом они могут работать в индивидуальном темпе.

Использование компьютера в школе может осуществляться на различных этапах:

Подготовка к уроку

Проведение урока

Внеурочная работа

При подготовке к уроку учитель может:

Быстро найти необходимый материал

Подготовить презентацию к уроку (особенно это необходимо, когда на уроке используется большой иллюстративный материал)

Подготовить звуковой материал (это возможно при наличии диктофона в компьютере и микрофона. Записав текст словарного или выборочного диктанта, перфокарты, и т.д., учитель может освободить себе время на уроке и разнообразить формы урока)

Можно создать документальный фильм, использовав изображения, звукозаписи, видеозаписи компьютера

Также можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может быть и домашним заданием для учащихся)

Второй этап - проведение урока.

Фотографии, видео, рисунки дают возможность эстетизировать урок, сделать материал наглядным

Слайды могут сопровождать лекцию учителя

С помощью заранее созданных тестов могут проводиться разные виды контроля (цифровые диктанты, выборочные диктанты, тесты)

Третий этап - внеурочная работа (на факультативах, дополнительных занятиях, занятиях кружка)

Учитель выступает организатором творческой поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Есть опыт создания совместных проектов по лирике поэтов серебряного века. Учащиеся разбиваются на группы: художники, музыканты, чтецы - и готовят анализ стихотворений. Это интерпретация произведений, которая создаётся не в виде сочинения, а в виде творческой работы. Художники в виде образов, изображая стихотворение построчно, создают анимационный ряд. Музыканты подбирают музыку, под которую может прочитываться данное стихотворение, и обосновывают свой выбор. Чтецы добиваются как можно более точного прочтения. Потом вся работа собирается воедино, и создаётся один проект - фильм. (Рисунки сканируются и включаются в презентацию)

Также учащиеся могут создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, рассказы о писателях, медиасочинения, библиотеку школьных наглядных пособий, справочники, опорные конспекты.