Информация для родителей

Полезные советы для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь учиться ученику младших классов.

Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка: страх не активизирует деятельность. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Покупайте и дарите книги, картины, кассеты. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.

Помогайте ребенку выполнить трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте ему давать возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.

Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки.

Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму.

Пусть он пересказывает прочитанное, делится впечатлениями о прожитом.

Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка. Создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.

Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

Будьте организованы и последовательны.

Не копите недовольство ребенком. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывает у Вас ребенок, обсудите их с супругом или самим ребенком.

Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

Как справиться с осложнениями, возникшими в школе

Покажите ребенку, что Вы его понимаете, что Вы на его стороне; отложите другие дела и посвятите все свое время ребенку, постарайтесь укрепить его чувство уверенности в себе.

Не делайте все время акцента на школьных неурядицах своего сына или дочери.

Серьезно относитесь ко всем проблемам Вашего ребенка какими бы пустяковыми они Вам ни казались. Избегайте слишком сильного давления.

Обратите внимание на организацию дня Вашего ребенка. Он должен заниматься в одно и то же время.

Поддерживайте связь со школой, с учителями.

Подайте пример и сами меньше смотрите телевизор, сократите время просмотра телепередач для ребенка.

Предпримите над собой усилие и вместе с ребенком займитесь активным отдыхом, лучше на воздухе.

Дети учатся жить у жизни

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.

Если ребенка постоянно высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.

Если ребенка хвалят, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в честности, он учится верить в людей.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Памятка для родителей

«Что не надо делать?»

Нельзя унижать ребенка, придумывать клички, прозвища, зло высмеивать, иронизировать, акцентировать внимание на пропусках, просчётах, неудачах.

Нельзя угрожать лишением любви, заботы, суровыми наказаниями.

Нельзя злоупотреблять нравоучениями: во-первых, потому что дети семи лет с трудом понимают фразы, состоящие более чем из восьми слов, а во-вторых, короткие указания обладают коротким эффектом.

Нельзя злоупотреблять обещаниями: ребенок живёт настоящим, а обещание – это будущее, обещать - легко, выполнить - трудно.

Нельзя чрезмерно опекать: по мере взросления должна расти самостоятельность, ибо каждого из нас в большей мере формирует то, что мы делаем сами, а не с нами.

Нельзя требовать немедленного повиновения: нужно время, чтобы принять требуемое, чтобы подумать, как его выполнить, а возможно, найти и лучший вариант.

Нельзя требовать того, что не соответствует возрасту, возможностям ребенка, а потому надо знать, изучать своего ребенка, а он меняется.

Нельзя лишать ребёнка права оставаться ребёнком: пусть будет с ним всё то, что свойственно ребёнку, помните, что образцовый ребенок – это несчастный ребёнок, он не может быть самим собой.

Нельзя приклеивать ребёнку ярлыки: «Он у меня застенчивый», «Он у меня трусливый» и т.д. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми: такого как ваш нет ни у кого.

Нельзя дважды наказывать за одно и то же: ищите объяснение, почему повторяется проступок Нельзя говорить плохо о ребенке в присутствии других людей: щадите самолюбие ребенка: лучше поговорить о плохом наедине и без свидетелей, так будет больше шансов на то, что ситуация изменится.

Нельзя бесцеремонно проникать в уголки личной жизни ребенка6 он имеет право на неё, на свой интимный мир; ведите себя так, чтобы он приоткрыл часть его.

Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок, к тому же, если запрет исходит от родителей, у ребёнка возникает злость на весь мир.

Антисоветы родителям Как без посторонней помощи просто и эффективно испортить жизнь себе и подростку.

Как можно чаще предъявляйте ультиматум: "Делай, как сказано, иначе…”

Всегда и везде ждите от него только неприятностей.

Если он ошибся, потерпел неудачу, говорите прочувствованно: "А я предупреждал!”

Как можно чаще произносите нечто вроде: "Чего от тебя ждать?.. Из тебя ничего не получится…Ты ещё мал, чтобы делать то, что тебе хочется… Я сам знаю, что тебе нужно…Ты всегда (ты никогда…)" И самое главное: "Я в твои годы…"

Будьте последовательны и принципиальны. Ни на йоту не отступайте от того, что сказали (велели), даже если сами поняли, что это никуда не годится.

Не забывайте найти ту муху, из которой можно и нужно сделать слона.

Постоянно сравнивайте его (её) с сыновьями (дочерьми) знакомых и родственников.

Помните: хороший ярлык, "приклеенный” к подростку, наиболее эффективное средство воспитания.

Самое главное в споре с подростком – победа, главное – настоять на своём, всё остальное – дело десятое. Воспринимайте всё, что он говорит, как то, что делается на зло вам.

Сопротивляйтесь переменам в нём. Продолжайте видеть в нём того малыша, которым он был три, пять, семь лет назад.

Запоминайте неудачи и провалы вашего ребёнка. При каждом новом промахе не забудьте напомнить о тех, которые были пять, восемь и даже десять лет назад.

Скрывайте от него свои чувства, не показывайте своих слабостей, пусть он ничего не знает о ваших ошибках и неудачах. Помните: вы должны быть для него безупречны.

Даже при краткосрочном, но последовательном применении этих методов, мы гарантируем вам полноценные, развёрнутые, красочные проявления подросткового кризиса, настоящие, стопроцентные конфликты и скандалы с шумом, криками и раньше сказали бы – битьем посуды, а теперь из-за экономических трудностей - швырянием газет и разрывание их на мелкие части. И многое другое…

Тридцать обещаний себе и ребёнку

Перестанем делать ребёнку замечания при посторонних.

Не станем обсуждать проблемы воспитания ребёнка в его присутствии.

Постараемся не кричать на ребёнка, особенно если не сделал ничего ужасного.

Навсегда запомним, что у каждого ребёнка – своя скорость роста, свои способности и свой неповторимый рисунок личности.

Не будем лишний раз просить чужих людей посидеть с нашим ребёнком. Если у нас есть свободное время, значит, ребёнок имеет право хотя бы на половинную его часть.

Перестанем говорить при ребёнке грубые слова, даже если они кажутся нам вполне пристойными.

В минуты самых больших шалостей и проказ будем помнить, что перед вами всего лишь ребёнок, а не террорист.

Начнём приучать ребёнка к самостоятельности.

Прибережём шлепки для самых серьёзных случаев.

Не будем слишком кормить ребёнка, будем считаться с его личными вкусовыми пристрастиями.

Научимся чаще хвалить своё дитя. И делать это искренне.

Иногда, без повода, возьмём ребёнка на руки, крепко обнимем, поцелуем.

На ночь вместо криков "Спать!” в стиле раннего Кашпировского приготовим ребёнку сказку собственного сочинения, где главным героем будет он сам.

На детский день рождения позовём не своих друзей и родственников, а приятелей ребёнка, его двоюродных братиков и сестричек.

Начнём делать с ребёнком ежедневную зарядку.

Будем вместе рисовать красками, и показывать рисунки папе.

Начнём закалять детёныша.

Будем следить за чистотой и правильностью его речи так же, как следим за чистотой его одежды. Перестанем отдариваться от ребёнка дорогими игрушками – будем приводить с ним больше времени. Научимся терпеливо слушать ребёнка.

Заведём специальную тетрадь, в которую педантично станем записывать смешные истории из его жизни, а также забавные словечки, маленькие открытия, важные события.

Не станем идти на поводу у капризов и дурных настроений ребёнка- научимся говорить "нет” и выдерживать слово.

Запретим себе обманывать ребёнка, всегда будем выполнять то, что наобещали, и не обещать заведомо невыполнимых вещей.

Иногда позволим себе подурачиться и поиграть с ребёнком на равных. Перестанем пугать ребёнка кем-то или чем-то.

Будем отвечать на любые, даже самые каверзные вопросы ребёнка. Постепенно станем приучать ребёнка к труду. Будет поощрять любую помощь по дому, пусть даже от неё будет больше убытка, чем пользы.

Заведём семейные традиции: например, перед сном всей семьёй станем разглядывать альбом с репродукциями великих художников.

Не будем относиться ко времени, проведённому с ребёнком, как ко времени, потерянному для себя. И, наконец, перестанем испытывать чувство вины перед ребёнком – лучше исправлять недоработки, чем изнывать от собственного несовершенства.



Предварительный просмотр:

О чем может рассказать рисунок ребенка

Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут – картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. Он вооружен до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его? Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Он устал? А может быть, болен?

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет – это только черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел. Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек – мама, папа, сам малыш. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги»: существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками.

Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет. Человечек на рисунке уже состоит из двух овалов с ручками и ножками – палочками. Появляется интерес к различным занятиям, предметам, окружению главного героя. К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Это указывает на гармоничное развитие ребенка.

СТРУКТУРА РИСУНКА

Предложите ребенку нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги – обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.

Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Чтобы точнее определить это, для описания рисунка используйте понятия: «светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «спокойный» – «тревожный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный» и так далее. Например, грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный – с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.

Если самим вам сложновато, то можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к тому, как сейчас чувствует себя ребенок.

Если негативных оценок слишком много, то это может говорить о психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок просто обижен.

Совпадает ли количество членов семьи на бумаге реальному? Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании ребенка член семьи. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о негативе, отмечает журнал «Мама и малыш».

Не забывайте, однако, что дети живут сиюминутными переживаниями. К примеру, малыш не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». А младшей сестренки на рисунке нет, потому что она «спит в другой комнате». Ребенок не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ему столько же внимания, как прежде. Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания взрослых, а лучше – игр в компании таких же малышей.

ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ

  • Члены семьи объединены каким-то общим делом – знак хорошей «погоды в доме».
  • Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных - «сигнал» о своей изолированности в семье. Родные отделены друг от друга перегородками – возможный признак проблемах в общении.
  • Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя – он «занимает много места в их жизни».
  • На рисунке нет самого маленького художника – «мне нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Но бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.

МАНЕРА ПИСЬМА

  • Частые самоисправления – первый признак повышенной тревожности.
  • Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов – малыш как бы опасается провести решительную линию – также признак опаски.
  • Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками – возможно, малыш чего-то боится.
  • Многочисленные украшения, множество деталей в костюме – желание быть замеченным, тяга к внешним эффектам.
  • Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка – ребенок склонен к быстрому утомлению, эмоционально чувствителен, психологически неустойчив.
  • Линии не доводятся до конца, рисунок размашистый, небрежный – его автор импульсивен. Стоит обратить внимание на сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе – признак энергии, бьющей через край, даже агрессии.
  • Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к краю – малыш не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных слишком строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.
  • Символы агрессии – большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Взрослым следует разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.

ПАЛИТРА – ЗЕРКАЛО ДУШИ

Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.

  • Темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ;
  • зеленый – уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный – сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;
  • желтый – положительные эмоции, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый – фантазия, интуиция;
  • коричневый – медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;
  • черный – подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях;
  • серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.