Эссе Опыт и ошибки

Стерликова Марина Игоревна

                                               

 

Человек, по-настоящему мыслящий,                      черпает                           из своих ошибок не меньше

познания, чем из своих успехов.   

  

Эссе на тему: «Опыт и ошибки»

 

      Почему я стала учителем? Это моя судьба… Я – учитель. Это мой сознательный выбор – быть Учителем.

      Моя первая учительница – Попкова Татьяна Викторовна поразила меня с первых минут самого первого урока. Глядя на нее во все глаза и слушая ее во все уши, я поняла: я хочу быть похожей на нее, я хочу быть учителем. Потом уже, гораздо позже, эта детская мысль укрепилась и сформировалась во вполне осознанное «самоопределение». Я выбрала профессию педагога, а значит взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить и воспитывать, вместе с тем ответственность за себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем.

     Быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Как и любой человек, я люблю шутить, улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательности мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова барона Мюнхгаузена: «Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с таким выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Что же можно к этому добавить? Современный учитель–человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку

   Мне нравится работать в школе, потому что это единственное место, где формируешься сам через формирование других. Работа в школе отвечает моим потребностям в саморазвитии и творческой деятельности. Я не мыслю себя без работы с детьми. Кроме того, мне просто необходимы товарищеские отношения с коллегами по работе. В общем, мне очень нравится моя профессия.

  Уже в начале пути я задумалась – а есть ли место ошибкам в работе учителя, допустимы ли они на столь ответственном пути? Если я ошибусь, простят ли это мне мои ученики?

  Ответ на этот вопрос дает мне сама жизнь, мой читательский опыт. На всю жизнь получила я урок от главной героини рассказа В.Распутина «Уроки французского» Лидии Михайловны. Юная учительница допустила, казалось бы, грубую ошибку в педагогической работе. Игра на деньги с учеником! Так почему же эта игра дала огромный опыт мальчику? Она была во имя здоровья ученика, во имя чувства его собственного достоинства. Вину учительница взяла на себя, дав тем самым колоссальный урок доброты! Лидия Михайловна уволилась, уехала, получив и свою долю опыта. Она действовала во имя ученика, рискуя собственной репутацией…

 Эта «ошибка» восхитила меня. Я поняла, что учитель- это не только «математика», это личность, способная воспитать другую личность.

  Может, я и допускаю  ошибки в своей практике. На них я учусь, приобретаю опыт.

Я хочу научить ответственности. Доведенное до конца решение, устранение малейших вычислительных недочетов, аккуратность в построении чертежа помогают в развитии самодисциплины. Математика – наука строгая и объективная. Умения логически и критически мыслить, искать подвох в представленной информации, аргументировать свою точку зрения и не принимать на веру чужую формируют, в том числе, человека с четкими нравственными принципами и установками. Такой человек скорее всего не пойдет на поводу у сомнительных политических партий, не станет жертвой интернет-мошенников и организаторов финансовых пирамид, его не заманят в секты и террористические организации.

Я хочу научить доброте. Решая вместе какую-нибудь заковыристую задачку, мы учимся слышать каждого, а анализируя чье-то решение, признаем за другим человеком право на ошибку.

Если работать учителем, конечно, ошибок не избежать. Главное, чтобы ошибки не унижали личность ученика.

Моим педагогическим кредо являются слова В. А. Сухомлинского: «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». И этот опыт  я нахожу в храме, книгах,  театре, путешествиях, общении с окружающими людьми, в стремлении осознать истину, заключающуюся в том, что нельзя стать счастливым человеком, счастливым можно только быть… Черпаю этот свет в своей семье, где любимые муж , сын и  дочь всегда готовы помочь, поддержать, понять, разделить со мной радости и огорчения. У меня прекрасные друзья, которые всегда поймут и поддержат; и, наконец, у меня прекрасное хобби – чтение, которое позволяет мне развиваться с удовольствием.

    Как говорил древнеримский философ Цицерон: “Человеку свойственно ошибаться”. Действительно, невозможно прожить жизнь, не совершив ни одной ошибки. Ошибки могут испортить человеку жизнь, даже сломить его душу, но они же могу дать богатый жизненный опыт. И пусть нам свойственно ошибаться, ведь каждый учится на своих ошибках и иногда даже ошибках других людей.

 «Это невозможно», – сказала Причина. «Это безрассудно», – заметил Опыт. «Это бесполезно», – отрезала Гордость. «Попробуй...» – сказала Мечта. Так вот, моя отличительная черта – всегда находиться в поисках нового интересного в методике преподавания математики и внедрять этот опыт в свою практику.

Закончить свое сочинение хотелось бы, небольшим стихотворением из своего детства неизвестного автора:

«Если в жизни идти осторожно,

И считать каждый шаг на пути.

Ошибиться тогда невозможно,

Но и счастья тогда не найти…»