"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Гильмутдинова Венера Рустямовна

Программа разработана учителем начальных классов Гильмутдиновой Венерой Рустямовной.

            Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку с определением цели и задач программы, планируемые результаты, тематический план, содержание программы, список литературы, приложение.

           Цели и задачи, которые поставлены автором, соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста и могут быть достигнуты при представленном содержании программы. Программа ориентирована на получении детьми знаний об основах здорового образа жизни и организме человека, способах формирования положительных привычек, снятия эмоционального и физического напряжения. Весь материал преподносится в доступной для детей форме. Программа учитывает принципы развивающего обучения Л.В.Занкова: обучение на высоком уровне трудности, общее развитие всех учащихся.  

     Программа «Растите здоровыми, дети!»    включает оценочные средства: тесты, а также авторскую разработку мероприятия по данному направлению.

            В тематическом плане программы выделены основные направления,  указано количество часов, отведенных на практические и теоретические занятия, что соответствует требованиям ФГОС к программам по внеурочной деятельности.

Образовательные технологии обучения характеризуются не только общепринятыми формами (беседы, игровые занятия), но и интерактивными формами, такими как - ролевые учебные игры, заочные экскурсии, презентации и фотоконкурсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №117»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

 «Средняя

общеобразовательная школа №117»

_____________ С. А. Андреева

«____» ___________ 2010 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

«Растите здоровыми, дети!»

   

Автор-составитель:

                                                    Гильмутдинова Венера Рустямовна

 учитель начальных классов

   МБОУ «Средняя общеобразовательная

   школа №117» г.Казани

Место реализации программы: г.Казань

Год разработки программы:2010г.

Рецензия
на программу по внеурочной деятельности «Растите здоровыми, дети!»

для учащихся первого класса по спортивно-оздоровительному направлению

     

     Программа разработана учителем начальных классов Гильмутдиновой Венерой Рустямовной.

        Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку с определением цели и задач программы, планируемые результаты, тематический план, содержание программы, список литературы, приложение.

           Цели и задачи, которые поставлены автором, соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста и могут быть достигнуты при представленном содержании программы. Программа ориентирована на получении детьми знаний об основах здорового образа жизни и организме человека, способах формирования положительных привычек, снятия эмоционального и физического напряжения. Весь материал преподносится в доступной для детей форме. Программа учитывает принципы развивающего обучения Л.В.Занкова: обучение на высоком уровне трудности, общее развитие всех учащихся.  Данная программа наиболее актуальна в нашем образовательном учреждении, так как находится в микрорайоне с большим количеством неблагополучных семей, которые не уделяют достаточного внимания формированию у своих детей основ здорового образа жизни, а подчас наоборот являются для них отрицательным примером.

     Программа «Растите здоровыми, дети!»             включает оценочные средства: тесты, а также авторскую разработку мероприятия по данному направлению.

        В тематическом плане программы выделены основные направления,  указано количество часов, отведенных на практические и теоретические занятия, что соответствует требованиям ФГОС к программам по внеурочной деятельности.

Образовательные технологии обучения характеризуются не только общепринятыми формами (беседы, игровые занятия), но и интерактивными формами, такими как - ролевые учебные игры, заочные экскурсии, презентации и фотоконкурсы.

 Таким образом, программа «Растите здоровыми, дети!» полностью соответствует ФГОС. В нашем образовательном учреждении данная программа реализуется во всех первых классах.

Директор МБОУ СОШ 117                                                                      С.А. Андреева

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть - хорошими, умными и здоровыми.

С.М.Громбах

     Успех в современном мире, во многом определяется тем, о насколько человек владеет навыками здорового образа жизни, каков потенциал его здоровья, чтобы уметь выдержать современный темп жизни, реализовать свои планы. Задача школы, начиная с младших классов, вооружить детей знаниями о своем организме, о способах сохранения и укрепления своего здоровья.

Цель программы: формирование здорового образа жизни младшего школьника на основе повышения уровня знаний о здоровье и выработки поведенческих навыков, охраняющих жизнь и здоровье детей.

Задачи:

  • формирование у детей ценностного отношения к здоровью;
  • получение начальных знаний о здоровье и способах его сохранения и укрепления;
  • освоение методов естественного оздоровления;
  • формирование навыков контроля и саморегуляции эмоций;
  • развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми;
  • оптимизация двигательного режима учащихся.

Данная программа учитывает принципы развивающего обучения Л.В.Занкова, работает на общее развитие школьника. Такие темы, как «Мой организм», «Мои чувства» предполагают наличие теоретического материала, который может быть усвоен каждым учеником.

На занятиях дети знакомятся и путешествуют с мальчиком по имени Здоровячок. В конце путешествия ребята попадают в страну Здоровячков.

Занятия строятся по определенной структуре.  В начале занятия проводятся игры - разминки, которые позволяют восстановить хорошее рабочее состояние, снять напряжение, как мышечное, так и эмоциональное. Включаются упражнения на развитие координации движений и межполушарного взаимодействия.

Основная часть включает в себя познавательный материал о здоровье и здоровом образе жизни, комплекс физических упражнений, зрительную гимнастику, психологические и двигательные игры.

 При проведении занятий используются дыхательные упражнения, зрительная гимнастика, пальчиковые упражнения. Психологические и двигательные игры активно формируют коммуникативную среду. Игры развивают внимание, память, мышление, что способствует повышению качества усвоения  знаний по всем предметам.

В конце каждого занятия проводится рефлексия. Дети оценивают свое состояние с помощью значков-сигналов: «красное солнышко» - очень хорошее, « зеленое солнышко» - хорошее, «синее солнышко»- не очень хорошее.

Формы  и виды деятельности:

  • игровая;
  • познавательная
  • заочные экскурсии;
  • конкурсы;
  • праздники.

Место проведения занятий:

  • школа
  • городской парк
  • СОК «Триумф»

Программа адресована учащимся 1-ых классов и рассчитана на 33 часа в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Программа реализуется учителями начальных классов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ

ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Сформировано ценностное отношение к своему здоровью: физическому и психическому, положительное отношение к профилактике заболеваний, а также безопасному поведению, как необходимой составляющей здорового образа жизни.

     Учащиеся имеют элементарные знания о своем организме, правильном питании, о необходимости занятий спортом, правилах закаливания и гигиены, способах снятия умственного и физического, эмоционального напряжения.

    Учащиеся обладают опытом выполнения комплексов физических упражнений, приемов по релаксации, приобретают навыки по безопасному поведению в школе и общественных местах.

    Школьники обладают начальными представлениями о видах вакцинации и эмоциональном здоровье.

    У первоклассников накоплен личный опыт по проведению процедур по закаливанию своего организма, а также по организации режима дня.

    В результате реализации программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;
  • осознание ответственности за сохранение своего здоровья;
  • знание и соблюдение норм здорового образа жизни.

     Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

  • здоровый;
  • ответственный;
  • активный;
  • аккуратный;
  • любознательный;
  • самостоятельный
  • общительный.

     Формы и средства контроля:

  • методика диагностики уровня школьной тревожности (методика Филлипса);
  • конкурс рисунков «Мой обед»
  • проект «Я закаляюсь»
  • анкетирование «Режим дня»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Теория

Практика

Форма деятельности

Я и гигиена (5 часов)

1

Я- первоклассник. Мой режим дня.

1

Игровое занятие

2

Как я отдыхаю.  

1

Фотовыставка

3

Путешествие в Королевство Чистоты.

1

Урок-игра

4

Сказка о Зубной щетке.

1

 Игровое занятие

5

Советы Доктора Воды.

1

Беседа с творческим заданием.

Я и спорт (5 часов)

6

Спорт-это здоровье!

1

Беседа с элементами игры

7

Я выбираю движение.

1

Игровое занятие.

8

Моя любимая спортивная игра.

1

Конкурс рисунков

9

Универсиада в моем городе.

1

Заочная экскурсия

10

Я со спортом подружусь!

1

Спортивная эстафета

Я и мой внутренний мир (5 часов)

11

Волшебный букет моего настроения.

1

Игровое занятие.

12

Река настроений.

1

Беседа с творческим занятием

13

Мои чувства.

1

Практическое занятие

14

Мостик спокойствия.

1

Практическое занятие

15

Давай дружить!  Праздник

1

Праздник

               

Я и мой организм (10 часов)

16

Как устроен мой организм!

1

Беседа с творческим заданием

17

Растите стройными!

1

Практическое занятие

18

Беречь глаз как алмаз!

1

Беседа с творческим заданием

19

В гостях у Дедушки Витаминыча.

1

Игровое занятие

20

Мой обед.

1

Конкурс рисунков

21

Фестиваль полезных блюд.

1

Конкурс

22

Безопасное поведение в школе.

1

Практическое занятие

23

Безопасное поведение на улице.

1

Практическое занятие

24

Вредные привычки.

1

Конкурс рисунков.

25

Я простуды не боюсь!

1

Беседа с элементами игры

26

Моя семья. Я-помощник.

1

Презентация

Я и медицина(8часов)

27

Если заболел…

1

Игровое занятие

28

Закаляйся, если хочешь быть здоров!

1

Фотоконкурс

29

Я уколов не боюсь!

1

Встреча с мед работником

30

Зеленая аптека.

1

Заочная экскурсия

31

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

1

Игры на свежем воздухе

32

Путешествие в страну Здоровячков

1

Игровое занятие

33

Праздник Здоровья!

1

Праздник

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

     Общий годовой план работы составляет 33 часа, из них: теоретических - 17 часов, практических -   6 часов.

1. «Я и гигиена» (5 часов)

Формирование потребности в соблюдении правил гигиены. Беседа о режиме дня первоклассника. Раскрытие понятия «отдых», отделить от понятия «безделье». Игра «Лепесток»

 

2. «Я и спорт» (5 часов)

 Формирование положительного отношения к спортивным занятиям. Знакомство с историей Универсиады. Проведение игр и спортивных эстафет.

3. «Я и мой внутренний мир» (5 часов)

 Формирование положительного интереса к своему настроению и способам управления им. Определение понятия «настроение», умения определять настроение собеседника. Проведение игровых занятий.

4. «Я и мой организм» (10 часов)

 Формирование знаний о детском организме. Как устроен мой организм.

Понятие о жизненно - важных органах. Воспитание потребности к самопознанию. Проведение конкурсов рисунков и практических занятий.

 

5. «Я и медицина» (8 часов)

 Формирование положительного отношения к профилактике болезней, своевременному обращению к медицинским работникам. Встречи с медработниками, проведение игровых занятий, праздников.

Литература для учителя

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования// Министерство образования и науки Российской Федерации. М:Просвещение, 2010
  • Черникова Е.Б.   Развитие мотивации здорового образа жизни школьника –  ресурс его индивидуального физического потенциала //  Педагогическое образование и наука.  2009. №3.
  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.// М., 2009
  • Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные и тематические праздники:1-4 классы М.: ВАКО,2008

Литература для учащихся

  • Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я». М., 2010

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест.  Правильно ли ты питаешься?

1. Как часто в течение дня ты питаешься?

А) 3 раза и более; Б) 2 раза; В) 1 раз.

 2. Всегда ли ты завтракаешь?

А) всегда; Б) не всегда; В) никогда.

3. Из чего состоит твой завтрак?

А) каша, чай; Б) мясное блюдо и чай; В) чай.

4. Часто ли ты перекусываешь   между завтраком и обедом, обедом и ужином?

А) никогда; Б) 2 раза в день; В) 3 раза.

5. Как часто ты ешь   овощи, фрукты, салаты?

А) 3 раза в день; Б) 1 – 2 раза в день; В) 2 – 3 раза в неделю;

6. Как часто ты ешь   жареную пищу?

А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день.

10. Как часто ты   ешь хлеб?

А) меньше 3 дней в неделю; Б) от 3 до 6 дней в неделю; В) за каждой едой.

11. Сколько чашек чая   выпиваешь за день?

А) 1 – 2; Б) от 3 до 5; В) 6 и более.

12. Прежде чем есть первое блюдо с мясом, ты:

А) убираешь из тарелки весь жир; Б) уберёшь часть жира; В) оставишь весь жир.

Подсчёт баллов: “А” – 2 балла “Б” – 1 балл “В” – 0 баллов.

Ключ к тесту:

0 – 13 баллов – есть опасность;

14 – 18 баллов – следует улучшить питание;

19 – 24 - хороший режим и качество питания.

Анкета для учеников.

- В котором часу ты встаёшь утром?

- Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?

- Ты встаёшь охотно или с трудом?

- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?

- Делаешь ли ты зарядку по утрам?

- Ты делаешь её один или с родителями?

- Как долго ты делаешь уроки?

- Ты выполняешь их сам или тебе помогают родители?

- Гуляешь ли ты перед тем, как начать выполнять домашние задания?

- В котором часу ты идёшь спать?

Анкета для родителей.

- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребёнка выполнение ими режима дня?

- Ваш ребёнок встаёт сам или вы его будите?

- Он встаёт с трудом или охотно?

- Как вы на это реагируете?

- Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребёнка?

- Делает ли ваш ребёнок зарядку?

- Являетесь ли вы для него в этом примером?

- Позволяете ли вы ребёнку увлекаться телевизором?

- Гуляет ли ваш ребёнок достаточное время на свежем воздухе?

- Ваш ребёнок делает уроки сам или вы ему помогаете?

- Как долго по времени делает уроки ваш ребёнок?

- Каков ежедневный ритуал ухода ребёнка ко сну?

- Какие приёмы вы используете для того, чтобы ребёнок чувствовал себя здоровым и бодрым?

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса)

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;

сумма = 22

2. Переживание социального стресса

5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11

3. Фрустрация потребности в достижение успеха

1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3,8,13,17.22; сумма = 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9,14.18.23,28; сумма = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8

КЛЮЧ К ВОПРОСАМ

1 -

7-

13-

19-

25 +

31 -

37-

43 +

49-

55-

2 _

8-

14-

20 +

26-

32-

38 +

44 +

50-

56-

3-

9-

15-

21 -

27-

33-

39 +

45-

51 -

57-

4-

10-

16-

22 +

28-

34-

40-

46-

52-

58-

5-

11 +

17-

23-

29-

35 +

41 +

47-

53-

6-

12-

18-

24 +

30 +

36 +

42 -

48-

54-

Результаты

1) Число несовпадений знаков (“+” - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

  1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
  4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Бланк

“+”

0

“–”

Текст опросника.

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Методическая разработка классного часа

(игра-путешествие)

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЯЧКОВ»

(для учащихся 1-го класса)

                                                                                                      Составила и провела

                                                                                     Гильмутдинова В.Р.

Казань,2010 г

Характеристика аудитории :  учащиеся 1-го класса, в количестве 25 человек, из              

них 11 девочек и 14 мальчиков.

Цели и задачи:

1.Обобщить знания детей по ЗОЖ. Познакомить с приемами оказания элементарной

медицинской помощи.

2.Развивать знания детей о собственном организме.

3.Воспитывать чувство ответственности за  собственное здоровье.

4.Привлечь родителей к воспитательной работе школы.

Применяемые методики: классный час проводится в форме игры-путешествия, что соответствует возрастным особенностям учащихся; используется постановка проблемных вопросов.

Оборудование:

1.Макет автобуса.(шесть столпов характера).

2.Правило «Мойте руки правильно!»

3.Зубная щетка, зубная нить.

4.Рисунки «Настроение».

5.Лица без улыбок.

6.Музыкальный центр.

7.Компьютер, мультимедиа.

Подготовительная работа.

1.Проектная деятельность «Лечебные учреждения Авиастроительного района».

2.Поисковая работа «Пословицы и поговорки о здоровье».

Содержательная часть:

Учитель. Начнем наш классный час с оздоровительной минутки «Сотвори солнце в себе».

     В  природе есть Солнце. Оно всем светит  и всех любит и греет. Давайте сотворим

Солнце в себе. Закройте глаза,  представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась.

Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье,  радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем.

- Сегодня мы совершим путешествие в страну Здоровячков. На чем же мы поедем?

(Открывается рисунок автобуса с недостающими частями)

Надо устранить неполадки. Нам все по плечу, мы же с вами воспитываем сильный характер. Что нужно для этого? На каких шести столпах держится сильный, хороший характер?

(Дети называют шесть столпов характера: надежность, уважение, ответственность, заботливость, гражданственность, честность. Прикрепляют детали  автобуса.)

-Как вы думаете, может ли человек, который часто болеет, не соблюдает правил ЗОЖ воспитать в себе сильный характер?

(Заслушиваются ответы детей)

- Тогда в путь! Все вместе произнесем слова:

                      В путь дорогу собирайтесь,

                      За здоровьем отправляйтесь!

Первая остановка «Народная мудрость»                

-Какие поговорки и пословицы о здоровье  вы знаете?

Здоровье дороже богатства. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Чистота – залог здоровья. Курить – здоровью  вредить. Чисто жить – здоровым быть. Овощи и фрукты -  полезные продукты. Чистая вода для хворобы беда. В здоровом теле, здоровый дух. Ум да здоровье всего дороже.

Вторая остановка «В гостях у Мойдодыра»

(Из каждой группы дети загадывают загадки)

1.Резинка  Акулинка            2.Ускользает,как живое,         3.Говорит дорожка -

Пошла гулять по спинке.         Но не выпущу его я.               Два вышитых конца:

И пока она гуляла,                    Дело ясное вполне:                 - Помылься хоть немного

Спинка розовою стала.             Пусть отмоет руки мне.           Чернила смой с лица!

                     (Губка)                                          ( Мыло)             Иначе ты в полдня

                                                                                                       Испачкаешь меня.

                                                                                                                          ( Полотенце)

- Для чего нужны эти принадлежности? Зачем моется человек?

( Заслушиваются ответы детей.)

Советы Доктора Воды:

1.Раз в неделю мойся основательно.

2.Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.

3.Каждый день мой ноги и руки перед сном.

4.Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.

- У  каждой группы есть правила мытья рук. Посоветуйтесь и расставьте в правильном порядке.

 Мойте руки правильно!

1.Сильно намочите руки.

2.Пользуйтесь мылом.

3.Намыливайте руки с обеих сторон.

4.Намыливайте руки между пальцев.

5.Тщательно смывайте мыло водой.

6.Вытирайте руки насухо полотенцем.

(Правило вывешивается в уголке здоровья)

- А сейчас покажите, как вы вытираете руки?

Учитель рассказывает и показывает.

Полотенце расправить и положить на одну руку; тщательно вытирать полотенцем каждый палец другой руки. Тоже повторить с первой рукой.

Первое правило страны Здоровячков.  Подружись с водой и мылом.

- Что же нас ждет на второй остановке? Учитель загадывает загадки.

1.Костяная спинка,                2.Она не сахар, не мука,          3.Когда мы едим-они

  Жесткая щетинка,                   А цветом бела.                                             Работают,

   С мятной пастой дружит,      По утрам и вечерам всегда     когда не едим-они

  Нам усердно служит.              На зубы попадает,                                        отдыхают.

            (Зубная щетка)               Эмаль нам сохраняет.             Не будем их чистить -

                                                                   (Зубная паста)            Они заболят.

                                                                                                                          (Зубы)

- Остановка называется «Зубкины радости».

-Ребята, что надо делать для того, чтобы зубы были здоровыми?

-Как ухаживать за зубами? Какие продукты надо употреблять? Сколько раз в год посещать стоматолога?

-А как правильно чистить зубы нам покажет победитель конкурса «Зубкины

Радости»

1.Зубная щетка располагается вдоль линий десен. Движения зубной щетки-сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.

2.Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения зубной щетки-снизу вверх.

3.Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щетки вперед назад.

4.Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.

5.Не забудьте почистить язык.

- Сегодня я познакомлю вас с еще одним предметом, который помогает очищать пространство между зубами – зубная нить. (Демонстрация на расческе.)

Второе правило. Ухаживай за зубами.

Третья остановка.

Дети читают стихи.

1.   У меня есть друг веселый –

       Всех друзей сильнее он,

       Он с утра приходит в школу

       И на стадион.

2.    С верным другом не боюсь я

       Снежных вихрей на лыжне,

       Он поможет и на брусьях,

       И на старте мне.

3.    Друг мой лечит от простуды

       И от лени всех ребят,

       Вместе с ним я сильным буду

       Много лет подряд.

4.    Зовут его мальчишки – спорт,

       Зовут его девчонки – спорт,

       Он смелый и упорный,

       Он ловкий и задорный,

       Мой товарищ – спорт!

- О чем сейчас будет наш разговор? Остановка «Спорт-мой друг»

-А для чего человеку необходимы занятия спортом? (Спорт укрепляет мышцы,

Человек становится более выносливым, повышается настроение, человек меньше

Болеет.)

- Поднимите руки, кто начинает день с зарядки? Фотографии ваших одноклассников, которые занимаются в спортивных секциях вывешены в классном уголке здоровья.

(Один из родителей проводит музыкальную физминутку)

Правило. Подружись со спортом.

Четвертая остановка. «У доктора Неболейкина»

- Ребята, что нужно делать, если вы все-таки заболели? Можно ли скрывать от родителей, врачей, если у вас что-то болит? Почему?

- Какие лечебные учреждения есть в нашем районе?

(Ученики выступают с сообщениями: Травмпункт. Детская поликлиника. Стоматологическая поликлиника.)

- И все-таки каждый человек должен уметь оказывать элементарную медицинскую помощь. Сегодня нас этому  научит Переведенцева Светлана Юрьевна – мама Максима. Обработка раны.

Правило. «Вовремя обращайся к врачу»

Пятая остановка. Хорошее настроение.

Открываются два лица:

1.Радостное выражение.

2.Грустное выражение.

- Как вы думаете, какое настроение у первого человека? А у другого человека?

А какое настроение бывает у здорового человека?

Вывешивается еще одна картинка.(Злое выражение лица)

- Как вы думаете какое чувство испытывает человек с таким выражением лица?

А может ли чувство злости как-то повлиять на здоровье человека?
(
У человека нарушается сон, начинает болеть голова, человек может заболеть.)

Исполнение песни «Улыбка»

Правило. Живи в мире с собой и окружающими.

(Дети создают газету «Дарите улыбки!)

- У вас на партах лежат маски. Нарисуйте им улыбки и прикрепите на нашу газету.

Наш классный час подошел к концу. Все вместе произнесем  наш девиз.

                 

                        Ты должен знать свое тело,

                        Знать и любить.

                        Самое первое дело –

                        В мире с ним жить.

                        Каждую клеточку тела

                        Нужно понять,

                        Пользоваться умело

                        И охранять.

  Учитель.   Будьте здоровы !  

Ожидаемые результаты:

 

    1.Учащиеся должны усвоить правила ЗОЖ.

    2.Вызвать желание заботиться о здоровье с юных лет.

    3.Заинтересовать родителей в дальнейшем сотрудничестве при проведении внеклассных мероприятий.

Приложения:

1. «Главное – характер» Лабокский университет, штат Техас, США.

2. «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья».

     Л.А. Обухова, Н. А.Лемяскина.

3.Сборник загадок.