Инновационная деятельность на базе КФУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Татарская фортепианная музыка
в духовно-нравственном формировании обучающихся
Обучение в Детской музыкальной школе - важный этап в воспитании и образовании детей. В процессе обучения формируется нравственный облик, характер и воля подрастающего поколения. От того, какие наши дети сегодня, зависит, каким будет наше общество в будущем. Многие государственные и общественные организации занимаются вопросами становления личности. Социальные и политические условия современного общества формируют запрос на личность инициативную, творческую, с высоким уровнем духовной нравственности и интеллекта. Дополнительное музыкальное образование - один из важнейших инструментов, помогающих решить данную проблему, позволяющих приобщить обучающихся к национальной культуре, используя возможности национально-регионального компонента.
Основной задачей нашего образовательного учреждения наряду с самореализацией и профессионализацией является развитие национального самосознания детей. Музыкальные интонации, воспринимаемые и воспроизводимые учениками, оказывают значительное формирующие воздействие на их общемузыкальное развитие. Наряду с классической музыкой, это должны быть интонации татарской музыки, звучание национальных инструментов и произведений, созданных на материале татарских народных мелодий и песен.
Музыка – это искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия. Татарская музыка - это самобытное явление национального искусства, часть национальной культуры, незаменимый источник развития национального музыкального и поэтического мышления обучающихся. Очень важно средством познания национального народного фольклора приобщить детей к музыкально - эстетическим традициям своего народа, воспитывать лучшие нравственные и эстетические качества их личности, формировать духовные потребности.
В моей педагогической практике наряду с классическим репертуаром все более значительное место занимает музыка татарских композиторов. На начальном этапе обучения большое место среди татарских фортепианных пьес занимают несложные обработки известных татарских народных песен. Надо отметить, что обучающиеся с большим интересом приступают к изучению данных пьес, многим детям знакомы слова песен. Основной контингент обучающихся нашей музыкальной школы это дети – татары, знание татарских народных песен с самого раннего возраста это, несомненно, очень положительный момент в воспитании детей.
Татарская фортепианная музыка - одна из ярчайших страниц профессиональной музыкальной культуры, которая имеет большую художественную ценность и представляет прекрасный материал для совершенствования музыкально – исполнительского мастерства, воспитания у обучающихся музыкального вкуса. С большим интересом и желанием ученики моего класса исполняют произведения выдающихся композиторов Татарстана, таких как: Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, Рустем Яхин, Мансур Музафаров, Сара Садыкова, Джаудат Файзи, Рафаэль Белялов, Ринат Еникеев, Шамиль Шарифуллин, Резеда Ахиярова, Масгуда Шамсутдинова, а также современных татарских композиторов, таких как: Эльмир Низамов, Алсу Салихова, Гульнара Тимербулатова, Гульнара Беляева, Лилия Тагирова, Роза Мухитдинова, и других, благодаря интенсивной творческой деятельности которых все богаче и интереснее становится национальная профессиональная музыка.
Одна из распространенных форм приобщения широкого круга юных музыкантов к музыкальному искусству является проведение фестивалей и конкурсов детского и юношеского творчества. Обучающиеся моего класса принимают активное участие и становятся лауреатами практически во всех городских, республиканских и всероссийских конкурсах татарской музыки, таких как «Кояшлы буләк», «Энжеләр», конкурс имени Вафиры Гиззатуллиной, конкурс-фестиваль татарской музыки имени Рустема Яхина «Куңелемдә яз», фестиваль-конкурс имени Сары Садыковой «Калфаклы сандугач», конкурс-фестиваль музыки современных композиторов Татарстана «Территория таланта», где исполняют произведения татарских композиторов, обработки народных песен, переложения татарских произведений.
На конкурсах международного уровня в исполнении моих учеников также звучат татарские пьесы. В июне 2014 года моя ученица Карина Садыкова стала лауреатом I степени Международного фестиваля-конкурса «Легенда Средиземноморья», который проводился в Испании, в городе Ллорет де Мар. На этом конкурсе европейские зрители имели возможность послушать в исполнении Карины пьесу «Воспоминание» татарского композитора Розы Мухитдиновой. Это был пример проявления патриотизма – исполнение татарской национальной музыки за рубежом, в Европе. Мы слышали много теплых и добрых слов от слушателей и в адрес композитора произведения, и в адрес исполнителя.
В репертуаре обучающихся моего класса имеются и мои ансамблевые переложения татарских произведений, это переложение романса Рустема Яхина «Не срывай для меня весенние цветы» для исполнения на рояле в четыре руки, переложение для скрипки и фортепиано известного романса Р.Яхина «Верю». Оба произведения включены в мое методическое пособие «Сборник ансамблевых переложений «Музыкальный альбом». Переложение татарской народной песни «Җизнәкәй» для флейты и фортепиано, а также переложение песни Гульнары Беляевой «Әниемнең күзләре» для скрипки, виолончели и фортепиано входят во второе методическое пособие «Сборник переложений «Играем в ансамбле». Презентация этого методического пособия состоялась на семинаре городского методического объединения татарских отделений ДМШ и ДШИ в марте 2016года в Детской музыкальной школе №8 Приволжского района г.Казани, на семинаре городского методического объединения преподавателей общего фортепиано в Детской музыкальной школе №13»Московского района г.Казани 30 мая 2016года, на Круглом столе в рамках республиканских курсов повышения квалификации для педагогов дополнительного образования по программе «Использование инновационных педагогических технологий в ДМШ и ДШИ в условиях модернизации дополнительного образования» 3 июня 2016года в ГБУДО «Республиканский центр внешкольной работы».
Важную тему «О роли татарской фортепианной музыки в формировании нравственной культуры обучающихся» я затрагивала в интервью с корреспондентом телерадиокомпании «Новый век». В апреле 2014года о моем фортепианном классе был снят сюжет для телевизионной передачи «Манзара» телекомпании ТНВ, где в исполнении моих учениц Карины Садыковой и Ангелины Валитовой звучали татарские фортепианные произведения. В беседе с корреспондентом девочки на родном татарском языке рассказали о своей учебе в музыкальной школе, об исполняемых произведениях и о своих успехах на конкурсах и фестивалях.
Национально - региональный компонент вариативен, определяет региональные проявления тех сущностей, которые раскрываются в инвариантном содержании. В нем закладываются основы формирования у каждого обучающегося системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, не безразличной к судьбе своей «малой Родины». Национально - региональный компонент в музыкальном образовании способствует эффективному формированию мировоззренческой, нравственной культуры у обучающихся.
Предварительный просмотр:
Отчет об инновационной деятельности за 2016 год
Информационная карта инновационной деятельности | |
Полное наименование образовательной организации (учреждения) | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Татарская детская музыкальная школа № 32» Московского района г. Казани |
Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта | 420095, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Ш. Усманова, дом 11 Тел/факс: (843) 555-83-14 |
Тема инновационной разработки | Татарская фортепианная музыка в духовно-нравственном в формировании обучающихся |
Автор, авторский коллектив инновационной разработки | Гараева Ильмира Расиховна |
Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме) | Духовно-нравственное развитие и воспитание человека актуально во все времена. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Концепции обозначено: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Содержание инновационной разработки направлено на создание условий для духовного развития личности ребенка, приобщение подрастающего поколения к национальной музыкальной культуре Татарстана. Данная разработка отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность и разнообразие татарского инструментального репертуара, используемого в обучении. Реализуя данную разработку, автор добивается высокой результативности в образовательной и воспитательной деятельности. |
Сведения о распространении инновационного опыта: https://cloud.mail.ru/public/69EZ/3ipBvqQA5 здесь размещены все подтверждающие документы | |
- участие в научно-практических конференциях | III Межрегиональная научно-практическая конференция «Одаренные дети в системе художественно-эстетического образования: традиционные подходы и инновационные педагогические технологии», ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства», 22.04.2016г. |
- открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики; | Урок-презентация: «Авторское методическое пособие – сборник переложений «Играем в ансамбле» на семинаре городского методического объединения татарских отделений ДМШ и ДШИ «Формирование нравственно- патриотических чувств у школьников в процессе изучения татарской музыки ДМШ и ДШИ в МБУДО «Детская музыкальная школа №8»Приволжского района г.Казани, 23.03.2016г. |
-участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности; | 1. Республиканский конкурс Грантов «Лучший работник сферы воспитания и дополнительного образования детей» Победитель в номинации «Лучший педагог дополнительного образования» направленность Художественная, 2016 год, (Приказ МО и Н РТ от 30.09.2016г. № под- 2042/16, Гараева И. Р. в списке №21) 2.Региональный конкурс методических пособий педагогов дополнительного образования художественно-эстетического направления, Лауреат II степени в номинации Фортепиано (учебные пособия). МБУ «Информационно-методический центр» г.Набережные Челны, 01.04. 2016г. 3.Городской конкурс педагогических идей преподавателей фортепианных отделов ДМШ и ДШИ системы образования г.Казани, Диплом Лауреата I степени за сборник переложений «Играем в ансамбле», 2016г. Городское методическое объединение педагогов-пианистов ДМШ и ДШИ системы образования г. Казани, МБУДО «Детская музыкальная школа №26»Вахитовского района г.Казани. 4. Городской конкурс педагогических идей преподавателей фортепианных отделов ДМШ и ДШИ системы образования г.Казани, Диплом Лауреата I степени за портфолио педагогических достижений, 2016г. Городское методическое объединение педагогов-пианистов ДМШ и ДШИ системы образования г. Казани, МБУДО «Детская музыкальная школа №26»Вахитовского района г.Казани. 1.Выступление на Круглом столе в рамках республиканских курсов повышения квалификации для педагогов дополнительного образования по программе «Использование инновационных педагогических технологий в ДМШ и ДШИ в условиях модернизации дополнительного образования», тема выступления: «Презентация авторского методического пособия – сборника переложений «Играем в ансамбле», ГБУДО «Республиканский центр внешкольной работы», г.Казань, 03.06.2016г. 2. Выступление на семинаре городского методического объединения преподавателей общего фортепиано в МБУДО «Детская музыкальная школа №13»Московского района г.Казани, тема выступления: «Презентация авторского методического пособия – сборника переложений «Играем в ансамбле», 30.05.2016г. |
-печатные работы за отчетный период и др. | 1.Публикация методического материала на тему: «Роль татарской фортепианной музыки в формировании нравственной культуры обучающихся» в электронном научно-методическом журнале образовательного портала KAZANOBR.RU, Управление образования ИКМО г. Казани, Выпуск №14, июнь 2016г. 2. Публикация методического материала на тему: «Организация процесса обучения одаренных детей в Детской музыкальной школе» в сборнике методических материалов III Межрегиональной научно-практической конференции «Одаренные дети в системе художественно-эстетического образования: традиционные подходы и инновационные педагогические технологии», ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства», 22.04.2016г. |
Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамики): - конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах обучающихся (муниципальный, республиканский, всероссийский уровень); - качество образования (высокобалльники); др. | Обучающейся Садыковой Карине присвоена Стипендия Мэра города Казани за отличную учебу и творческие достижения в области музыкального искусства (декабрь 2015г.) (Данный Конкурс проводится во исполнение Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани №4692 от 13.05.2010г. «Об учреждении именных стипендий Мэра города Казани обучающимся в детских музыкальных и художественных школах»). Международный уровень: Международный конкурс «Хрустальное сердце мира», Лауреат I степени Шигапова Аделина, 2016г. Международный конкурс «Казан нуры» Дипломант I степени Садыкова Карина, 2016г. Международный конкурс «Детство цвета апельсина», Лауреат I степени Садыкова Карина, 2016г. Международный конкурс «Национальное достояние»: Лауреат II степени инструментальный ансамбль Садыкова Карина, Мухтаров Адель, Лауреат III степени фортепианный дуэт Шабанова Светлана, Шигапова Аделина, Лауреат III степени фортепианный ансамбль Садыкова Карина, Шайхуллина Алия, Шабанова Светлана, Шигапова Аделина, 2016г. Международный конкурс – фестиваль детского и юношеского творчества «Арт-Содружество» Лауреат I степени, Шигапова Аделина, 2016г. Международный конкурс – фестиваль детского и юношеского творчества «Колорит Казани», Лауреат II степени Казакова Нафиса, 2016г. Всероссийский уровень: VIII Открытый Поволжский конкурс эстрадного мастерства детских и юношеских творческих коллективов «TATARSTAN.ru»: Лауреат I степени Садыкова Карина, 2016г., Лауреат II степени инструментальный ансамбль Садыкова Карина, Мухтаров Адель, 2016г. Всероссийский фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Будущее России», Лауреат I степени Садыкова Карина, 2016г. Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Звездная карусель»: Лауреат I степени Садыкова Карина, Лауреат III степени Казакова Нафиса, 2016г. Республиканский уровень: I Республиканский конкурс музыки современных композиторов Татарстана «Территория таланта», Лауреат II степени Казакова Нафиса, 2016г. III Республиканский Конкурс-фестиваль имени Рустема Яхина“Күнелемдә яз”, Лауреат II степени Шигапова Аделина, Лауреат II степени Казакова Нафиса, 2016г. Городской уровень: Городской конкурс татарской музыки «Кояшлы буләк»: Лауреат III степени Шигапова Аделина, Лауреат II степени инструментальный ансамбль Садыкова Карина, Мухтаров Адель, 2016г. Городской Конкурс юных пианистов «Музыкальная мозаика», Гран-При Садыкова Карина, 2016г. Фестиваль-конкурс ансамблевого мастерства «Прекрасен наш союз»: Гран-При Ансамбль Шабанова Светлана, Шигапова Аделина, Лауреат I степени Фортепианный ансамбль: Шайхуллина Алия, Садыкова Карина, Шабанова Светлана, Шигапова Аделина, 2016г. У нас нет ЕГЭ. Качество образования 100%. |
Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных): - «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК; | - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00); - элективный курс в рамках заявленной темы; - открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики; - печатные работы; - разработки (контрольно-измерительные материалы и др.) | 1.Публикация методического материала на тему: «Роль татарской фортепианной музыки в формировании нравственной культуры обучающихся» в электронном научно-методическом журнале образовательного портала KAZANOBR.RU, Управление образования ИКМО г. Казани, Выпуск №14, июнь 2016г. 2. Публикация методического материала на тему: «Организация процесса обучения одаренных детей в Детской музыкальной школе» в сборнике методических материалов III Межрегиональной научно-практической конференции «Одаренные дети в системе художественно-эстетического образования: традиционные подходы и инновационные педагогические технологии», ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства», 22.04.2016г. Методическая разработка: Авторское методическое пособие Сборник переложений «Играем в ансамбле», 2016г. |
