Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста на прогулке.

 

   С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днём они видят солнце и ощущают тёплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, тёмное небо в звёздах, чувствуют, как мороз пощипывает щёки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой- предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.

   Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? На эти вопросы мы постоянно ищем ответ.

  Исходя из того, что дошкольники прирождённые исследователи, необходимо использовать это качество для развития, поддержания познавательной активности детей.

  Экспериментирование- (от лат. experimentum-опыт, проба) один из основных методов познания. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо, каким-либо способом. Любой эксперимент предполагает проведение действий с целью проверки и сравнения.

  Н.Н. Поддъяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Учёные считают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Чем разнообразней и интенсивней поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

  ФГОС рассматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов.

  Одним из режимных моментов дня является прогулка. На прогулке укрепляется здоровье детей, развиваются физические качества и двигательная активность, появляется широкий диапазон возможностей для исследовательской-поисковой деятельности.

  На прогулке ребёнок делает первые шаги по ознакомлению с природой. Ребёнок от природы исследователь: он всё хочет потрогать, попробовать.

  Современные дети- более раскрепощенные, самостоятельные, поэтому и методы работы с ними меняются. В познавательной- исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?). Я считаю, что тема моя актуальна, чем больше и раньше ребёнок получает информацию в процессе этой деятельности, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Тема моего опыта «Развитие опытно-экспериментальной деятельности младших дошкольников на прогулке».

  Определившись с темой, я поставила цель и сформулировала задачи:

Цель: Формировать у детей познавательной активности в процессе ознакомления с окружающей природой.

Задачи, поставленные мною для младшего и среднего возраста:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию;

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации;

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

- подержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

 

  Свою работу осуществляла в следующих направлениях:

      - работа с детьми;

      - работа с родителями;

      - работа с педагогами.

 Работа с детьми:

  Опытно- экспериментальная деятельность включена в циклограмму совместной деятельности, планируется на прогулке два раза в месяц. В соответствие с этим разработан перспективный план на год. 

  Элементарное экспериментирование вызывает у малышей живой интерес и восторг. Исследовательскую деятельность начинала с демонстрации опытов, используя различные методы и приёмы по принципу «от простого к сложному».

  Большую роль отвожу играм- экспериментам. Например, в тёплое время года, на прогулке играя с песком, говорю «Песок мелкий, сухой- сыплется, а из мокрого можно делать пирожки», сопровождая свою речь практическими действиями. У детей сразу же появляется желание «состряпать» пирожки. Так в процессе игры дети начинают знакомиться со свойствами песка. Играя с водой, знакомимся со свойствами воды, вода-водичка бывает холодная и тёплая, прозрачная, цветная. В средней группе дети более активны, они высказывают любопытные гипотезы. Спрашивают «почему камушки видны в воде?». Ответы детей «вода прозрачная», а если добавить много песка, вода будет мутная. Сколько восторга у детей вызывает чудо, когда при изменении положения сосуда вода окрашивается в другой цвет, а большая, длинная сосулька уменьшаюшаяся в размере от тепла вызывает удивление.     

  Главное выслушать всех желающих, высказать своё мнение и сделать совместный с детьми вывод: «снег растаял- потому что тепло», «шарик улетел- дует сильный ветер», «ветер –это движение воздуха». Дети среднего возраста более самостоятельны, интересы устойчивее, им хочется много раз повторять действие самостоятельно.

  Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребёнка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даю детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

  Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. На практике убедилась в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребёнка- дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Наши отношения с детьми строятся на основе партнёрства. Дети пытаются выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Работа с родителями.

  Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей было проведено:

- родительское собрание по теме «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование-     что это такое?»,

- анкетирование «Чем занят ребёнок дома?»,

- консультация для родителей: «Как научить ребёнка исследовать»,

-подготовлен рекомендательный материал по проведению опытов в домашних условиях и создана картотека опытов, которая пользуется большой популярностью.

  Следующее направление работы- работа с педагогами.

  Для педагогов была проведена консультация на тему «Экспериментальная деятельность на прогулке»; подготовлена картотека опытов для младшего и среднего возраста. На педагогическом совете выступила с сообщением из опыта. 

  Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в своей группе оформлен «уголок экспериментирования». В него поместила следующие атрибуты:

 

Атрибуты для ознакомления с воздухом:

     верёвочки, ленточки;

     полиэтиленовые пакеты;

     воздушные шарики;

     вертушки, султанчики.

Атрибуты для центра песка и воды:

    ёмкости разного размера;

    стаканчики, мерные кружки;

    ложки, лопатки, формочки;

    лейки, ведёрки;

    песочные часы.

 

  Исследовательская, поисковая деятельность- это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Моя задача- помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными и интересными.

 

  В дальнейшим свою работу по экспериментированию планирую продолжить, так как младший возраст- это лишь первая ступенька, подготовительный этап в познавательно- исследовательской деятельности к дальнейшему развитию.