Проект для детей 3-4 лет "Народная игрушка"

Иванова Наталья Витальевна

Проект"Народная игрушка"  включает в себя разнообразные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_igrushka_ivanova_.n.v.docx40.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                             НР МОБУ  «Сингапайская  СОШ»

                        Группа и по присмотру и уходу за детьми 3-4 года.

                                                       

                               

                                             

                                   

                                           

                                     

                                     

                                               Проект:

     «Народная игрушка»

Автор проекта: 

Иванова. Н.В.

2020г.

п. Сингапай

Тема : Проект « Народная игрушка»

Паспорт проекта.

Автор: Иванова.Н.В

Тип проекта: информационно-творческий, групповой, долгосрочный.

Сроки реализации:  с 19.10.20 по 20.11.20г.

Участники: воспитатели, дети группы 3-4 года, родители (законные представители) воспитанников.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

Образовательные:

 Знакомить с историей создания народной игрушки, изучение особенностей изготовления, орнамента, закрепление понимания взаимосвязи декоративно – прикладного искусства и русского фольклора. Обогащать словарь детей.

Развивающие :.

 Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

 Развивать  мелкой моторики рук, внимания, мышления, восприятия, памяти, творчества.

Воспитательные:

  Воспитывать  бережное отношение   к игрушке, к труду народных мастеров.

  Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

  Обогащать кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

Актуальность проекта.

        Проблема современного поколения – вытеснение традиционных народных игрушек героями и персонажами из мультсериалов иностранного производства. Прилавки магазинов заполнены разнообразными фантастическими, пестрыми, забавными, нелепыми игрушками. Большинство современных родителей отдают предпочтение именно этим игрушкам, забывая знакомить детей с традиционными народными игрушками.

        Декоративно-прикладное творчество — это самый актуальный способ восприятия детьми «прекрасного», «красивого», «народного». Народная игрушка – это неисчерпаемый источник мудрой и творческой педагогики. Это средство, с помощью которого мы, взрослые люди, можем донести до детей общественно-исторический опыт нашего народа, рассказать о традициях, обычаях, передаваемых от старшего поколения к младшему. Исследователи детского изобразительного творчества: Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова и др. отмечали, что знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в них первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Через красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции: чувства радости, восхищения, восторга. Формируются первые яркие представления о Родине, о ее культуре. Поэтому существует необходимость приобщать подрастающее поколение к народным игрушкам, как к одному из проявлений народного творчества.

Цель проекта: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Содержание проекта:

Цель подготовительного этапа: организация деятельности всех участников проекта для определения дальнейшего его содержания и реализации.

  • Изучение педагогами методической литературы по данной теме, разработка содержательного плана с указанием деятельности продукта детей.
  • Создание материально-технического комплекта: подбор литературы для детей: сказки (с красочными иллюстрациями русской народной одежды, предметов быта, инструментов, подбор иллюстраций "узоры", народных игрушек; побор аудио-файлов (народные песни, пляски, звуки музыкальных инструментов);  подбор электронных видео-ресурсов: зарождения народных промыслов на Руси, русская  матрёшка, технология её изготовления; подбор картотеки дидактических игр по художественно-эстетическому развитию.

П/П

Название мероприятия

Дата проведения

мероприятия

1

Просмотр презентации « Русская матрешка »

 

19.10.2020

2

Чтение стихотворения

«Много кукол деревянных».

21.10.2020

3

Конструирование «Домик для матрешек».

22.10.2020

4

Сюжетная игра. «Дружные сестрички».

23.10.20

5

Чтение стихотворения «У сестричек, у матрешек». Художественная литература.

26.10.20

6

Дидактическая игра. «Здравствуйте, матрешки!»

27.10.20

7

Художественное творчество (аппликация). «Украсим матрешкам  сарафаны».

28.10.20

8

Чтение потешек, частушек, прослушивание песенок  о матрёшке.

30.10.20

9

Непосредственно образовательная деятельность (развитие речи и рисование).

«Расписные  ложки для матрёшки».

02.11.20

06.11.20

10

Выставка работ  детей и родителей

              «Народная игрушка»

В течение проекта

11

Создать в группе мини – музей

              «Русская матрёшка»

В течение проекта

12

Подвижная игра  «Карусель», «Каравай»

11.11.20

13

Лепка «Украсим сарафан  для матрёшки»

12.11.20

14

Подведение итогов о проделанной работе.

20.11.20

  • мотивация родителей воспитанников к участию в проекте.
  • выявление уровня интереса и знаний детей о народных игрушках.
  • наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности.

Цель основного этапа:

 организация комплексной работы по реализации задач проекта.

Знакомство с народными промыслами: матрёшкой.

Цель заключительного этапа: 

  • сформировать начальное представление об изготовлении игрушек из различного материала, художественной росписи игрушек, элементах росписи тех или иных игрушек.
  • называть элементы той или иной росписи, основные цвета; освоили некоторые технические приёмы рисования (концом кисти, способы рисования различными дополнительными предметами (оттиск,  ватная палочка, штамповка);
  • уметь составлять узор, при помощи взрослого.
  • проявлять интерес к русской культуре (игрушкам, сказкам, песням)

Мероприятия с детьми в ходе реализации основного этапа:

 Матрёшка – эталон русского женского образа. Весёлая, добрая, не унывающая. В сюжетных играх с матрёшкой можно показать характер русской девушки: домовитость, хозяйственность, усидчивость, аккуратность, гостеприимство. Рассказать малышам о яркой одежде матрёшки (косынка, сарафан, фартук, рубашка), рассмотреть узоры на одежде, характерные элементы, отметить яркие, сочные цвета. Познакомить с материалом, из которого изготовлена игрушка, этапами её изготовления, профессиями художник, токарь, историей игрушки.

  Матрешка – игрушка с секретом. Раскрывая её секреты, дети учатся считать, определять величину предметов, пополняют словарь уменьшительно-ласкательными словами, учатся правильно употреблять слова в речи. Под задорную музыку матрёшка может пуститься в пляс и познакомить детей с русскими народными мелодиями. Поиграть на народных инструментах, сделанных из дерева.

Просмотр презентации « Русская матрешка »

Цель: углублять знания о народном творчестве; формировать эстетическое отношение к окружающему миру; развивать творческую фантазию детей,

Чтение стихотворения «Много кукол деревянных».

Много кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

На столе у нас живут-

Всех матрешками зовут.

Посмотрите-ка, ребята,

Чем матрешечка богата?

У матрешки-невелички

Есть веселые сестрички.

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Улыбается нам, крошка.

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

Ростом разные подружки,

А похожи друг на дружку.

Конструирование  «Домик для матрешек»

Задачи: закреплять умение раскатывать палочки из пластилина прямыми движениями рук, аккуратно класть палочки друг на друга под руководством воспитателя.

Материал:  картинки с изображением разных бревенчатых домиков, избушек и елочек; пластилин, салфетки, дощечки, елочка, магнитофон, записи народной плясовой музыки.

Сюжетная игра  «Дружные сестрички»

Цель: учить делать постройки (домики) из различных строительных материалов,

создавая их в соответствии с размерами матрешек; развивать игровые навыки, внимание, мышление; воспитывать аккуратность в обращении с матрешками, со строительным материалом; воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Материал: трехместная матрешка, кубики, кирпичики, конструктор, кружочки трех размеров (тарелки для матрешек).

Чтение стихотворения «У сестричек, у матрешек»

Художественная литература.

У сестричек, у матрешек

Сарафанчики в горошек,

Разноцветные платочки,

Нарумяненные щечки.

Веселушки, хохотушки,

Деревянные подружки.

Любят в прятки поиграть,

И попеть, и поплясать.

Не нарадуется взгляд,

Если выстроятся в ряд,

А попрячутся друг в дружку-

Видишь страшную подружку.

 Дидактическая игра. «Здравствуйте, матрешки!»

Цель: учить соотносить предметы по величине; понимать и использовать в речи слова большая, меньше, самая маленькая матрешка; раскладывать картинки слева направо от большей к меньшей; развивать зрительную память, внимание, умение выполнять задание по подражанию, по словесному указанию; воспитывать вежливость, аккуратность в обращении с картинками.

Материал:  пять картинок с изображением матрешек (от большой до самой

маленькой), «дорожка» (полоска бумаги). Усложнение 4-5 матрешек.

Художественное творчество (аппликация)

«Наряд для матрёшки»

Цель: создать условия для расширения представлений детей об особенностях русской деревянной игрушки Матрешки.

      Задачи: 

 Образовательные: Создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить сарафан матрёшки узором, используя геометрические фигуры (круги разного цвета). Продолжать учить детей ориентироваться на плоскости силуэта, создавая узор из кругов. Учить аккуратно наклеивать детали аппликации, используя в работе салфетку, клеенку, кисть, клей.

Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, внимание,  речь, творческую активность, мелкую моторику рук, наблюдательность.

 Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание украшать матрёшку. Воспитывать интерес и любовь к народным игрушкам.

Оборудование: Набор матрешек,  заготовки в форме матрешек из белой бумаги,  заготовки круглой формы из цветной бумаги (украшение для матрешек), клей карандаш, образцы матрешек.

Подвижная игра  «Карусель», «Каравай»

Лепка «Украсим сарафан  для матрёшки» (пластилинография)

Цель: научить по шаблону  матрёшки размазывать пластилин и украшать узорами (разной крупой). Нетрадиционная техника рисования пластилинография.

НОД «Расписные ложки для матрёшки» (развитие речи и рисование)

Цель: научить расписывать деревянную ложку простыми узорами при помощи кисточки и ватной палочки.

Создание мини – музея «Русская матрёшка» в течение проекта.

Оформление выставки   « Народная игрушка»

Работа  с  родителями.

На заключительном этапе проекта мы пришли к выводу, что работа в данном направлении позволила расширить знания детей о народной игрушке. У детей сформировалось начальное представление об изготовлении игрушек из различного материала, художественной росписи игрушек, элементах росписи тех или иных игрушек.

Они называют элементы  и  основные цвета; освоили некоторые технические приёмы рисования (концом кисти,  способы рисования  различными дополнительными предметами (оттиск,  ватная палочка); умеют составлять узор, при помощи взрослого. Появился интерес к русской культуре (игрушкам, сказкам, песням)

Итоговые мероприятия:

  1. Изготовление  бумажной игрушки.

 Аппликация «Украсим матрёшкам сарафаны» (ребенок совместно с родителем).

Наш проект поспособствовал развитию интереса воспитанников к деревянным игрушкам. Некоторые из них, решили почувствовать себя в роли мастеров  и изготовили с родителями, свои собственные игрушки.

2) Создание в группе мини – музея: «Русская матрёшка»

  В наполняемости содержимого группового мини -  музея, большую помощь оказали родители нашей группы. Было принесено множество разных игрушек из которых была составлена экспозиция музея.

3)Организована выставка «Народная игрушка»

Методическое обеспечение.

Литература:

Т.А.Бударина, О.А.Макреева «Знакомство детей с русским народным творчеством», Детство – Пресс, 2010

О.А.Скорлупова  «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»

А.Я.Чебан, Л.Л.Бурлакова «Знакомство дошкольников с народной культурой»

Т.С.Комарова «Народное творчество в воспитании детей»

Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд.,испр.и доп. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 208 с.

 Русская народная игрушка Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-мтодическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. – 304 с.: ил.

 А.Я.Чебан, Л.Л.Бурлакова «Знакомство дошкольников с народной культурой»

 О.А.Скорлупова  «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»

 Т.С.Комарова «Народное творчество в воспитании детей

Интернет ресурсы:

- h​t​t​p​:​/​/​w​w​w​.​1​0​r​u​k​.​r​u​.​/​o​b​u​c​h​.​h​t​m​&​n​b​s​p​;

- h​t​t​p​:​/​/​w​w​w​.​i​n​s​m​o​l​e​n​s​k​.​r​u​/​&​n​b​s​p​;​- эскизы кукол

- h​t​t​p​:​/​/​p​o​g​o​d​k​i​.​n​a​r​o​d​.​r​u​/​m​a​s​t​e​r​i​g​r​.​h​t​m​&​n​b​s​p​;​Р​у​с​с​к​а​я​&​n​b​s​p​;​н​а​р​о​д​н​а​я​&​n​b​s​p​;​и​г​р​у​ш​к​а

- h​t​t​p​:​/​/​p​e​r​u​n​i​c​a​.​r​u​/​t​r​a​d​i​c​i​i​/​1​5​2​7​-​r​u​s​s​k​i​e​-​o​.​.​.​&​n​b​s​p​;​Р​у​с​с​к​и​е​&​n​b​s​p​;​о​б​р​я​д​ы и традиции. Народная кукла

- h​t​t​p​:​/​/​l​e​t​o​p​i​s​i​.​r​u​/​i​n​d​e​x​.​p​h​p​/​Б​е​р​е​г​и​н​я​&​n​b​s​p​;​н​а​р​о​д​н​а​я​&​n​b​s​p​;​к​у​к​л​а​&​n​b​s​p​;​- Letopisi.ru

-h​t​t​p​:​/​/​o​x​a​n​a​f​a​.​r​u​/​n​a​r​k​y​k​l​a​/​&​n​b​s​p​;​Н​а​р​о​д​н​а​я​&​n​b​s​p​;​к​у​к​л​а​&​n​b​s​p​;​» Рукоделие и творчество.

-https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-igry-dramatizatsii-vo-vtoroj-mladshej-gruppe.html