Социальная работа. Организация оказания социальной помощи отдельным категориям граждан.

Представленная лекция содержит в себе информацию о категориях граждан, которые имеют право на получение государственной социальной помощи и о ее видах и порядке получения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : «Организация оказания социальной помощи отдельным категориям граждан» Подготовила: преподаватель специальных дисциплин Фуфаева Юлия Юрьевна

Слайд 2

План лекции: Категории граждан, нуждающихся в социальной защите. Показатели материальной обеспеченности населения. Виды социальной помощи. Средства социальной защиты населения. Виды социальных услуг. Изучение ситуации клиента. Социальная диагностика. Определение категории клиента. Определение объема и видов помощи клиенту, попавшему в ТЖС . Контроль качества оказания услуг.

Слайд 3

1. Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации .

Слайд 4

Согласно ст. 7 Конституции « Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. ( ст.7., п.1.) В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.)

Слайд 5

Объекты социальной защиты (в соответствии с Федеральным и региональным законодательством ): граждане пожилого возраста одинокие и одиноко проживающие; инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих; инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды; граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах; безработные; вынужденные беженцы и переселенцы; дети — сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают; дети с девиантным поведением; малообеспеченные семьи; многодетные семьи; одинокие матери; граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом; лица без определенного места жительства.

Слайд 6

Потребности — это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальных и других групп, общества в целом; это внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов. 2 . Обеспеченность человека, групп и слоев населения неразрывно связана с их потребностями .

Слайд 7

Классификация потребностей: по сферам деятельности — потребности в труде, познании, общении, отдыхе; по объекту —материальные и духовные, этические, эстетические и др.; по функциональной роли — доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные; по субъекту — индивидуальные, групповые, коллективные, общественные.

Слайд 8

Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах).

Слайд 9

Складывается из минимально необходимого уровня потребления материальных благ и услуг с учетом наличного уровня развития производительных сил и выражает (в денежной и натуральной форме) минимальные потребности человека (семьи) в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах. Важный показатель уровня жизни — минимальный потребительский бюджет семьи.

Слайд 10

Величина прожиточного минимума за 3 квартал 2016 года установлена Постановлением Правительства Воронежской области № 807 от 28 октября 2016 года : на душу населения – 8276 руб. для трудоспособного населения – 8970 руб. для детей – 8084 руб. для пенсионеров – 6933 руб. Прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, включающая в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а так же обязательные налоги и сборы.

Слайд 11

3. Социальная помощь - периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению трудной жизненной ситуации. В соответствии со ст. 1 ФЗ №178-ФЗ от 17.07.1999 г. под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам за счет бюджета социальных пособий, субсидий, компенсаций или жизненно необходимых товаров. Малоимущим признается лицо, если его месячных доход меньше установленного в субъекте его проживания прожиточного минимума.

Слайд 12

В числе мер, осуществляемых государством по социальной защите малообеспеченных граждан, важнейшими являются следующие: Пособие – это безвозмездно представляемая денежная сумма. Она носит нецелевой характер. То есть его получатель может распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Выплата пособия – вспомогательная мера, ее цель – поддержать человека, а не полностью обеспечить его материальными средствами. В отличие от пособия, субсидия имеет целевое назначение, и представляет собой оплату предоставляемых гражданам материальных благ или услуг.

Слайд 13

Компенсация – это возмещение гражданам произведенных ими расходов, причем не любых, определенных произвольно по своим нуждам, а установленных государством. Назначение и выплату пособий и компенсаций также осуществляет соответствующие отделы территориальных органов социальной защиты населения. Социальная поддержка - одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера, не ориентированные непосредственно на устранение социальной проблемы, но способствующие её снижению

Слайд 14

Средствами социальной защиты являются: нормативные ограничения, не позволяющие последствиям рыночных механизмов достичь социально опасного уровня. Для этого государство регулирует минимальный уровень оплаты труда, гарантирует минимально допустимые ставки налогов, гарантирует минимальное бесплатное образование и медицинское обслуживание; система социальных стимуляторов в виде льгот, субсидий, рассрочек, бесплатно или частично оплачиваемых услуг и стимуляции благотворителей. учет результатов комплексного анализа уровня социальных и экономических условий жизни нуждающихся в поддержке групп населения; организация пенсионного обеспечения граждан, в том числе создание негосударственной системы пенсионного обеспечения; разработка мероприятий по материально-бытовому обслуживанию нетрудоспособных и иных граждан, нуждающихся в социальной защите; создание адресной, дифференцированной системы поддержки на государственной и благотворительной основе; организация и внедрение новых форм и видов натуральной помощи, гуманитарной, технической, экстремальной помощи.



Предварительный просмотр:

Тема Организация оказания социальной помощи отдельным категориям граждан.

План:

  1. Категории граждан, нуждающихся в социальной защите.
  2. Показатели материальной обеспеченности населения.
  3. Виды социальной помощи. Средства социальной защиты населения.
  4. Виды социальных услуг.
  5. Изучение ситуации клиента.
  6. Социальная диагностика.
  7. Определение категории клиента.
  8. Определение объема и видов помощи клиенту, попавшему в ТЖС.
  9. Контроль качества оказания услуг.

1. Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Конституции «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ст.7., п.1.). А также 1в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.)

Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации3.

Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения. Основой государственных социальных гарантий являются  минимальные социальные стандарты — то есть установленные законами РФ или решениями представительных органов государственной власти на определенный период времени минимальные уровни социальных гарантий, выраженные через социальные нормы и нормативы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на эти цели.

Социальная защита4 представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, на достойный уровень жизни.

Объекты социальной защиты

Федеральное и региональное законодательство выделяет следующие категории населения, защищаемые теми или иными правовыми актами, поскольку они без мер защиты будут находиться в трудной жизненной ситуации:

  • граждане пожилого возраста одинокие и одиноко проживающие;
  • инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
  • инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды;
  • граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
  • безработные;
  • вынужденные беженцы и переселенцы;
  • дети — сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают;
  • дети с девиантным поведением;
  • малообеспеченные семьи;
  • многодетные семьи;
  • одинокие матери;
  • граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом;
  • лица без определенного места жительства.

Для этих категорий социальная защита рассматривается как система гарантированных государством постоянных или долговременных мер, обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Эти меры направлены на создание защищаемых категорий населения равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества10. Они включают социальную помощь и социальную поддержку.

http://social-orthodox.info/3_2.htm

2. Обеспеченность человека, групп и слоев населения неразрывно связана с их потребностями. Потребности — это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальных и других групп, общества в целом; это внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов.

Потребности классифицируются:

по сферам деятельности — потребности в труде, познании, общении, отдыхе;

по объекту —материальные и духовные, этические, эстетические и др.;

по функциональной роли — доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные;

по субъекту — индивидуальные, групповые, коллективные, общественные.

В данной главе основное внимание будет сосредоточено на материальных потребностях применительно к отдельным субъектам, а именно к малообеспеченным группам населения.

Факторы, которые обусловливают удовлетворение потребностей людей (в том числе материальных), разнообразны, например:

• объем и структура производства, численность и половозрастной состав населения страны, общественно-политический и экономический строй общества, его социальная структура;

• климатические, географические, национально-исторические условия жизни населения, изменение физических особенностей человека;

• величина и распределение национального дохода, денежные доходы населения, распределение их между различными группами и слоями населения, имеющиеся товарные фонды, цены на товары и услуги и др.

Все эти группы факторов (условно назовем их соответственно общественно-цивилизационными, природно-географическими и собственно социальными или социально-экономическими) тесно взаимодействуют между собой. Однако их влияние неодинаково на разных этапах развития человеческого, общества. В современных условиях России на первый план выдвигаются факторы первой группы (в первую очередь переходный этап развития российского общества) и третьей группы (содержание социальной политики, системный кризис российского общества).

Уровень жизни характеризует меру и. степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: уровень национального дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объем потребляемых благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д. Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое положение населения. В более узком смысле он означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов. Поэтому чаще всего в качестве обобщающего показателя уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей рассматривают реальные доходы населения. Они характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также других обязательных платежей.

Важный показатель уровня жизни — минимальный потребительский бюджет семьи. Он складывается из минимально необходимого уровня потребления материальных благ и услуг с учетом наличного уровня развития производительных сил и выражает (в денежной и натуральной форме) минимальные потребности человека (семьи) в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах.

Величина прожиточного минимума за 3 квартал 2015 года установлена Постановлением Правительства Воронежской области № 804 от 19 октября 2015 года.
В размере:

В среднем на душу населения 8102 руб., для трудового населения 8787 руб., для пенсионеров 6777 руб., для детей 7843 руб.

3. Социальная помощь - периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению трудной жизненной ситуации.

В соответствии со ст. 1 ФЗ №178-ФЗ от 17.07.1999 г. под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам за счет бюджета социальных пособий, субсидий, компенсаций или жизненно необходимых товаров. Малоимущим признается лицо, если его месячных доход меньше установленного в субъекте его проживания прожиточного минимума.

http://social-orthodox.info/3_2.htm

Оказывая материальную (финансовую) помощь, надо учитывать также имущественное положение семьи (наличие жилья, автомобиля, гаража, холодильника и других предметов жизнеобеспечения). В каждом случае требуется конкретный, или-адресный, как сейчас говорят, подход к решению вопросов оказания социальной помощи.

Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 395 с. — (Серия «Высшее образование»).

В числе мер, осуществляемых государством по социальной защите малообеспеченных граждан, важнейшими являются следующие:

Пособие – это безвозмездно представляемая денежная сумма. Она носит нецелевой характер. То есть его получатель может распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Выплата пособия – вспомогательная мера, ее цель – поддержать человека, а не полностью обеспечить его материальными средствами.

В отличие от пособия, субсидия имеет целевое назначение, и представляет собой оплату предоставляемых гражданам материальных благ или услуг.

Компенсация – это возмещение гражданам произведенных ими расходов, причем не любых, определенных произвольно по своим нуждам, а установленных государством. Назначение и выплату пособий и компенсаций также осуществляет соответствующие отделы территориальных органов социальной защиты населения.

Социальная поддержка - одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера, не ориентированные непосредственно на устранение социальной проблемы, но способствующие её снижению11.

Всем нетрудоспособным и социально-уязвимым слоям и группам населения социальная защита обеспечивает в установленном законом порядке преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую социальную помощь, снижение налогов. Социальная защита не только имеет выраженную адресную направленность, но и отличается многообразием своих методов и форм, носит комплексный характер. Наряду с социальным обеспечением используются различные формы социальной помощи и поддержки, включая различные формы социального обслуживания, консультирование и психологическую помощь.

Трудоспособным гражданам социальная защита гарантирует равные возможности жизнеобеспечения за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства.

http://social-orthodox.info/3_2.htm

Особое значение в решении проблемы материального обеспечения социально уязвимых групп населения в кризисную эпоху, что имеет место ныне в России, приобретают специфические меры. К. ним, в частности, можно отнести вовлечение средств населения в финансирование социальных программ (в здравоохранении, образовании, жилищном строительстве), в том числе за счет благо творительных акций; введение платных услуг наряду с бесплатными, развитие добровольного страхования (наряду с государственным), продажа в кредит предметов длительного пользования для малообеспеченных слоев населения, бесплатное (или льготное) наделение их земельными участками, адресная помощь малоимущим группам и семьям, сочетание финансовой и натуральной помощи и      т. д.

Естественно, все эти меры важны всегда, но особенно в периоды кризисного состояния общества. А поэтому они должны быть использованы в нашей стране.

Регулирование уровня жизни населения является одним из основных направлений деятельности любого политического режима. Правда, надо сразу подчеркнуть, что это регулирование осуществляется разными путями, с различной отдачей и неодинаковыми последствиями. Как правило, главную роль здесь играют два факторы: состояние экономики страны и содержание социальной политики. Если раньше регулирование уровня жизни населения осуществлялось централизованно, то сейчас данную проблему решают новыми методами. Главными из них являются индексация и компенсация.

Индексация как механизм автоматической корректировки доходов призвана частично или полностью возместить возросшую стоимость жизни. Зарубежная и отечественная практика показывает, что индексация осуществляется двумя способами:

1) путем, увеличения доходов на определенный процент через определенное время (раз в год, раз в квартал);

2) путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент.

Как правило, индексируются все виды денежных доходов граждан (заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных). Индексации не подлежат доходы от собственности (акций, паев, недвижимости). Выплаты по индексации осуществляются за счет государственного и местного бюджетов, за счет средств общественных организаций и средств предприятий и учреждений, работающих на коммерческой основе, что должно быть предусмотрено при подписании коллективных договоров.

Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 395 с. — (Серия «Высшее образование»).

Принципы социальной защиты декларируются рядом нормативных актов.

Ведущим принципом социальной защиты является социальная справедливость, в соответствии с которой всем членам общества на правовой основе обеспечиваются равнодоступные социальные блага и гарантии.

Адресность социальной защиты является средством обеспечения социальной справедливости, так как учитывает индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека. Критериями предоставления адресной социальной помощи являются:

  • размер совокупного семейного или среднедушевого дохода;
  • отсутствие средств к существованию;
  • одиночество и неприспособленность к самообслуживанию;
  • материальный ущерб или физические повреждения (вследствие стихийных бедствий, катастроф).

Контингент защищаемых людей в законодательной практике ограничен теми категориями населения, которые полностью или частично лишены способности к труду и самообеспечению. Адресная помощь нуждающимся предоставляется в соответствии с социальными критериями. Критерии базируются на социальных нормативах, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других данных, характеризующих условия жизнедеятельности человека.

Принцип экономической эффективности ориентирует на положительное соотношение затрат на социальную защиту и её социально-экономического эффекта. Объемы социальных расходов должны находиться в таком соотношении, чтобы получение пособия не стало предпочтительнее заработной платы. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми экономическими показателями, включая ВВП, фонд оплаты труда, доходы населения и т.д.

На основе принципа комплексного подхода наиболее эффективно решаются задачи поддержки маргинальных слоев населения и стабилизации экономического и социального развития — ведущих целей социальной политики. Комплексность обеспечивается координацией и согласованностью действий субъектов социальной политики, единством целей и направлений их деятельности.

Принцип социального партнерства ориентирован на решение практических социальных проблем государством совместно с бизнесом, общественными организациями, представителями различных уровней и ветвей власти.

Принцип солидарности, суть которого заключается в перераспределении доходов от одних социально-демографических групп другим.

Принцип адаптивности предполагает способность системы социальной защиты к саморазвитию и самосовершенствованию.

Принцип экономической справедливости заключается в защите всех участников трудовой деятельности за счет поддержания соотношения размера оплаты труда между бюджетными организациями и субъектами рыночных отношений. Этот принцип реализуется в двух формах: справедливого обмена и справедливого распределения. Социальная справедливость предполагает социально-экономическую поддержку тех, кто не может участвовать в экономических отношениях по объективным причинам (инвалиды, дети, подростки, учащиеся, беременные, многодетные матери и т.д.) или утратил трудоспособность по различным обстоятельствам.

Принцип приоритета государственных начал предполагает, что государство должно выступать гарантом экономического обеспечения социально-приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно.

Принцип экономической самостоятельности местных органов власти выделяет роль местных органов власти. Социальные пособия и другие выплаты на федеральном уровне гарантированы в минимальном размере. Все выплаты сверх этого уровня производятся из местного бюджета и местных фондов для того, чтобы население региона и его администрация были заинтересованы в развитии экономики собственного региона.

Право превентивности мер по социальной защите дает возможность прогнозировать социальные риски на региональном уровне для более эффективного их устранения. Предупреждение социальных рисков осуществляется разными механизмами (например, в случае потери работы — помощь в трудоустройстве). Сочетание платных и бесплатных услуг позволяет удовлетворить широкий спектр социальных потребностей людей13.

Социальное право выделяет ряд субъектов социальной ответственности за качество жизни населения.

Важнейшим субъектом социальной защиты населения является государство, которое разрабатывает и осуществляет социозащитные мероприятия. Оно обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает условия для жизнедеятельности людей, разрабатывает правовую основу социальной защиты и организует работу небюджетных государственных фондов социального страхования.

Общественные организации активно оказывают влияние на повышение социальной защищенности граждан. 49 % некоммерческих организаций относятся к разряду общественных объединений и осуществляют свою деятельность в социальной сфере.

Возрастает роль работодателей в системе социальной защиты населения, что связано с развитием отечественной экономики. Успешные предприятия и фирмы, располагающие значительными финансовыми ресурсами, все активнее предоставляют своим работникам дополнительные социальные блага: оплату отдыха, лечения, выдачу долгосрочных беспроцентных кредитов, питание, оплату транспорта.

Современная концепция социальной защиты исходит из того, что она не должна сводиться к бесплатной помощи. Главным субъектом социальной защиты трудоспособных граждан является человек, реализующий свои потребности и интересы в сфере социально-трудовых отношений14.

Средствами социальной защиты являются:

- нормативные ограничения, не позволяющие последствиям рыночных механизмов достичь социально опасного уровня. Для этого государство регулирует минимальный уровень оплаты труда, гарантирует минимально допустимые ставки налогов, гарантирует минимальное бесплатное образование и медицинское обслуживание;

- система социальных стимуляторов в виде льгот, субсидий, рассрочек, бесплатно или частично оплачиваемых услуг и стимуляции благотворителей.

- учет результатов комплексного анализа уровня социальных и экономических условий жизни нуждающихся в поддержке групп населения;

- организация пенсионного обеспечения граждан, в том числе создание негосударственной системы пенсионного обеспечения;

- разработка мероприятий по материально-бытовому обслуживанию нетрудоспособных и иных граждан, нуждающихся в социальной защите;

- создание адресной, дифференцированной системы поддержки на государственной и благотворительной основе;

- организация и внедрение новых форм и видов натуральной помощи, гуманитарной, технической, экстремальной помощи.

http://social-orthodox.info/3_2.htm

  1. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2003 (принят постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. N 327-ст)

Дата введения 1 июля 2004 г.

Основные виды социальных услуг

Социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:

  • социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
  • социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
  • социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
  • социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
  • социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
  • социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Социальные услуги предоставляют клиентам социальной службы (далее - клиенты):

  • в стационарных учреждениях (стационарных отделениях учреждений);
  • в полустационарных учреждениях (отделениях дневного и ночного пребывания учреждений);
  • в нестационарных учреждениях (нестационарных отделениях учреждений);
  • на дому;
  • в комплексных учреждениях (отделениях комплексного характера учреждений);
  • в иных учреждениях, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.

При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных социальных услуг учитывают интересы клиента, состояние его здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.

Социальные услуги предоставляют клиентам в соответствии с федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, указанными в предисловии, в следующих формах.

4.1. Социально-бытовые услуги

4.1.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении.

4.1.2. Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания жилой площади, помещений для организации реабилитационных и лечебных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания.

4.1.3. Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания в пользование мебели согласно утвержденным нормативам.

4.1.4. Приготовление и подача пищи клиентам учреждений, включая диетическое питание.

4.1.5. Предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам.

4.1.6. Оказание социально-бытовых услуг индивидуально обслуживающего и гигиенического характера клиентам стационарных учреждений, неспособным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или челюстью, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь ногти, мужчинам - брить бороду и усы.

4.1.7. Оказание помощи в написании и прочтении писем.

4.1.8. Предоставление транспорта при необходимости перевоза клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в учреждения для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях, если по состоянию здоровья или условиям пребывания им противопоказано пользование общественным транспортом.

4.1.9. Организация ритуальных услуг (при отсутствии у умерших клиентов родственников или их нежелании заняться погребением).

4.1.10. Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов.

4.1.11. Содействие в приготовлении пищи.

4.1.12. Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости.

4.1.13. Помощь в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими членами семьи.

4.1.14. Доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения.

4.1.15. Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка.

4.1.16. Содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений.

4.1.17. Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг.

4.1.18. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, в пределах района проживания.

4.1.19. Сопровождение вне дома, в том числе к врачу.

4.1.20. Создание условий отправления религиозных обрядов.

4.1.21. Обеспечение сохранности вещей и ценностей, принадлежащих клиентам стационарных учреждений социального обслуживания.

4.1.22. Содействие в направлении в стационарные учреждения.

4.2 Социально-медицинские услуги

4.2.1. Оказание помощи населению всех категорий и групп в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг.

4.2.2. Оказание или содействие в оказании клиентам учреждений медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.

4.2.3. Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание).

4.2.4. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы.

4.2.5. Содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

4.2.6. Оказание клиентам стационарных учреждений социального обслуживания первичной медико-санитарной помощи.

4.2.7 Содействие в организации прохождения клиентами стационарных учреждений социального обслуживания диспансеризации.

4.2.8. Госпитализация клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях).

4.2.9. Содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), протезно-ортопедической и слухопротезной помощи.

4.2.10. Обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации.

4.2.11. Организация квалифицированного медицинского консультирования.

4.2.12. Помощь в медико-социальной адаптации и реабилитации.

4.2.13. Проведение в стационарном учреждении социального обслуживания первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки.

4.2.14. Организация медико-социального обследования.

4.2.15. Оказание первой доврачебной помощи.

4.2.16. Проведение процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель и др.).

4.2.17. Оказание помощи в выполнении физических упражнений.

4.2.18. Организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

4.2.19. Организация лечебно-трудовой деятельности.

4.2.20. Консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, психосексуальное развитие и др.).

4.2.21. Проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации.

4.2.22. Организация экстренной медико-психологической помощи.

4.2.23. Формирование и организация работы "групп здоровья" по медицинским показаниям и возрастным особенностям граждан.

4.2.24. Социально-медицинский патронаж.

4.2.25. Индивидуальная работа с несовершеннолетними, связанная с предупреждением появления вредных привычек и избавлением от них, подготовкой к созданию семьи и рождению ребенка.

4.2.26. Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

4.2.27. Содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения.

4.2.28. Обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними.

4.2.29. Оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения органов здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации.

4.2.30. Проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм, забор материалов для проведения лабораторных исследований, оказание помощи в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями) при наличии лицензии на медицинскую деятельность данного вида.

4.2.31. Обучение членов семьи основам медико-психологических и социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.

4.2.32. Наблюдение за состоянием здоровья (измерение температуры тела, артериального давления).

4.2.33. Содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение.

4.2.34. Содействие семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, воспитываемых дома, в их лечении, обучении навыкам самообслуживания, общения, самоконтроля.

4.2.35. Услуги по слухопротезированию.

4.3. Социально-психологические услуги

4.3.1. Социально-психологическое и психологическое консультирование.

4.3.2. Психологическая диагностика и обследование личности.

4.3.3. Психологическая коррекция.

4.3.4. Психотерапевтическая помощь.

4.3.5. Социально-психологический патронаж.

4.3.6. Психологические тренинги.

4.3.7. Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.

4.3.8. Экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико-психологическая помощь.

4.3.9. Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов, обслуживаемых на дому.

4.4. Социально-педагогические услуги

4.4.1. Социально-педагогическое консультирование.

4.4.2. Социально-педагогическая диагностика и обследование личности.

4.4.3. Педагогическая коррекция.

4.4.4. Анимационные услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия). Организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов клиентов.

4.4.5. Содействие в получении образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей; создание условий для дошкольного воспитания детей и получения образования по специальным программам; создание условий для получения школьного образования по специальным программам; создание условий для получения инвалидами среднего специального и профессионального образования.

4.4.6. Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности; проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса.

4.4.7. Социально-педагогический патронаж.

4.4.8. Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации.

4.4.9. Профессиональная реабилитация инвалидов, их профессиональное консультирование.

4.4.10. Содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.

4.4.11. Содействие в организации обучения на дому детей-инвалидов.

4.4.12. Обучение основам домоводства выпускников учреждений социального обслуживания, проживающих самостоятельно (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.).

4.4.13. Организация профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков.

4.4.14. Содействие в организации труда подростков-инвалидов и членов их семей на дому, обеспечении сырьем и сбыте готовой продукции.

4.4.15. Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности.

4.4.16. Обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, основам их реабилитации в домашних условиях.

4.4.17. Организация обучения детей и подростков, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, по школьной программе.

4.4.18. Организация обучения детей-инвалидов с нарушениями слуха, их родителей и других заинтересованных лиц языку жестов.

4.4.19. Услуги по переводу на язык жестов.

4.5. Социально-экономические услуги

4.5.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.5.2. Оказание материальной помощи.

4.5.3. Компенсация клиентам стационарных учреждений расходов, связанных с проездом к местам обучения, лечения, консультаций.

4.5.4. Обеспечение клиентов при выписке из стационарных учреждений одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам.

4.5.5. Содействие в обеспечении протезами и протезно-ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, очками.

4.5.6. Содействие в решении вопросов занятости: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной) работы, работы с сокращенным рабочим днем, работы на дому.

4.5.7. Консультирование по вопросам самообеспечения граждан и их семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, другим вопросам улучшения клиентами своего матер. положения.

4.6. Социально-правовые услуги

4.6.1. Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов.

4.6.2. Оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия или бездействие социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права граждан.

4.6.3. Помощь в оформлении документов.

4.6.4. Оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением.

4.6.5. Оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат.

4.6.6. Обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов.

4.6.7. Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством.

4.6.8. Содействие в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а также во внеочередном обеспечении жилым помещением в случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока, если не может быть возвращено ранее занимаемое помещение.

4.6.9. Содействие в привлечении к уголовной ответственности виновных в физическом и психическом насилии, совершенном в семье над детьми, женщинами, престарелыми людьми и инвалидами.

4.6.10. Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, в учреждения социального обслуживания.

4.6.11. Оформление представлений на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на лишение родителей родительских прав.

4.6.12. Содействие в получении страхового медицинского полиса.

4.6.13. Консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.)

4.6.14. Оказание юридической помощи гражданам в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4.6.15. Оказание юридической помощи в оформлении документов для трудоустройства, получения паспорта и других документов, имеющих юридическое значение.

4.6.16. Получение по доверенности пенсий, пособий, других социальных выплат.

4.6.17. Оказание помощи в оформлении документов для направления детей и подростков (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание.

4.6.18. Оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей и подростков на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью.

5. Становление профессиональной социальной работы в нашей стране сопровождалось разработкой понятийного аппарата наук, изучающих социальную работу и описывающих её практику. Среди других спорных дефиниций дискутировался вопрос о том, как назвать того, кому оказывается помощь.

http://www.sociologydeep.ru/sdps-795-1.html

Объектом социальной работы в ее широкой трактовке, по мнению В.П. Павленка, являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех групп и слоев населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации1.

В более узком значении объект социальной работы в литературе характеризуется с помощью различных понятий: «трудная жизненная ситуация», «человек в проблемной ситуации, когда нарушается его жизнедеятельность». Каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию, может стать клиентом социальной службы. Однако чаще всего под понятием «клиент» понимаются определенные категории населения, нуждающиеся в различных видах помощи для решения их жизненных проблем.

В качестве клиентов могут выступать любая отдельная личность, группа, семья, социальные структуры, организации, общины (например, секта) или население какой-либо территории полностью или частично. Как правило, это — клиент, находящийся в трудной жизненной ситуации, который не способен решить свои проблемы самостоятельно, он исчерпал имеющиеся у него возможности и ресурсы и ориентирован на социальную помощь и социальные услуги. В то же время клиент службы должен обладать свободой выбора, нести ответственность за предоставляемые ему ресурсы и услуги, быть ориентированным на самопомощь.

Жизненная ситуация клиентов рассматривается как уникальная. Действительно, каждый человек имеет только ему свойственные потребности, жизненный опыт, возможности и цели жизни. На его судьбу оказывает влияние социальное окружение. Практика социальной работы показывает, что типичными индивидуальными проблемами клиентов являются семейные и внутриличностные конфликты и кризисы (потеря работы, трудности общения, конфликты с ближайшим социальным окружением). Такие проблемы, как бедность, нищета, отсутствие работы, не только порождают эмоциональные переживания, но и приводят к проблемам социальной неадекватности, нарушению нормальной жизнедеятельности клиентов.

Для обозначения общих проблем, объединяющих обратившихся за помощью людей, введено понятие «целевая группа» как обобщенное понятие «клиент». К клиентским группам можно отнести женщин, детей, людей пожилого возраста, инвалидов, людей с различными формами зависимостей.

В практике социальной работы выделяют более 30 клиентских групп, имеющих сходные жизненные проблемы, в связи с которыми им предоставляются социальные услуги.

В процессе оказания помощи социальный работник выступает как «проводник перемен». Перемены могут быть связаны с изменениями поведения клиента, его отношений с окружающими, обусловленными новыми жизненными ценностями. Социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его жизненных проблем. 

http://social-orthodox.info/pages/3_1_sistema_socialnoy_raboti.htm

Рассмотрение клиента социальной службы в качестве объекта познания со стороны социального работника предполагает специально организованное отражение в сознании специалиста ключевых характеристик жизненной ситуации индивида и его особенностей, оказывающих существенное влияние на процесс помогающего взаимодействия.

Осуществляя познавательную деятельность, специалист руководствуется рядом общих требований. Во-первых, познание клиента строится на основе теоретико-методологической концепции социальной работы, которой следует профессионал. Избранная концепция дает ответы на вопросы о причинах возникновения трудной жизненной ситуации, способах социальной защиты и помощи, определяет ключевые стороны изучения индивидов, семей, сообществ, испытывающих проблемы в процессе социального функционирования.

Во-вторых, социальный работник избирает адекватные методы диагностики. Диагностика, используемая в практической социальной работе, отличается от диагностики научного исследования своей главной функцией. В первом случае методы изучения призваны осветить параметры жизненной ситуации клиента, в то время как научное исследование направлено на определение существенных взаимосвязей между воздействием субъекта социальной работы и позитивной динамикой преодоления клиентом возникших проблем. В практике социальной работы, так же как и в научных исследованиях, используются опросные методы, наблюдение, изучение документов.

В-третьих, обобщение полученных данных нацелено на уточнение источника страданий клиента. При этом последовательно проверяется заявляемая индивидом проблема и ставится социальный диагноз. В социальном диагнозе очерчивается круг утраченных, сохранных и потенциальных внутренних ресурсов. Утраченными ресурсами следует считать те свойства, которые не могут быть достаточно быстро восстановлены. Сохранные ресурсы имеют существенное значение, так как опора на них позволит компенсировать частично утраченные. В качестве потенциальных ресурсов выступают те, которые могут быть развиты при соотносимых затратах клиента и социального работника.

Для оценки возможностей привлечения внешних официальных ресурсов социальный работник изучает нормативные документы (законы, постановления, положения и т.д.). Затем квалифицируется вид трудной жизненной ситуации, определяются объемы помощи и процедуры оформления статуса клиента. Существенным для социального работника является возможность использования ресурсов неофициальных – семьи, родственников, соседства, частных лиц.

Отдельное направление познания социальным работником клиента – это изучение особенностей индивида как участника помогающего взаимодействия. В этом смысле интерес представляет типология, включающая три группы клиентов: «агрессоры», «вежливые», «немые». Первые реализуют «атакующий» стиль (требуют, угрожают, активно проявляют недовольство), вторые осуществляют «благодарящую» манеру общения, третьи ведут себя сдержанно. 

http://www.sociologydeep.ru/sdps-795-1.html

6. Социальная диагностика - дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем, людей, условий и их взаимосвязи, необходимое как нормальная основа для дифференцированной помощи (М. Сипорин).

Этапы аналитической части:

- сбор информации;

- составление анамнеза;

- составление эпикриза;

- анализ социального фона;

- постановка социального диагноза.

Сбор информации - получение информации, необходимой и достаточной для проведения анализа и постановки диагноза.

Основные методы сбора информации:

  1. Опрос. Почти всегда скрытый и, по большей части, устный. Заполнение письменных анкет практикуется в макросоциальной работе, при оценке эффективности социальной работы и иногда в других направлениях социальной работы для анализа социального фона. Сведения извлекаются из беседы на общие или развлекательные темы. Выясняется:

- взгляд индивида или группы на существо проблемы, историю её возникновения;

-эмоциональное восприятие проблемы, степень стресса, вызываемого наличием проблематики;

-что предпринималось для изменения ситуации;

-какие реальные возможности имеются у объекта для преодоления затруднения.

  1. Обследование социально-бытовых условий и социального статуса объекта. Это – открытое действие, поэтому оно совершается не лично специалистом, а комиссией в состав которого могут входить психолог, юрист, социальный работник из соответствующей социальной службы, врач-терапевт, при необходимости – психиатр. Используют формуляры – акты обследования.
  2. Наблюдение поведенческих особенностей, их регистрация по компонентам социального поведения и возрастным типам; социальных ролей и характера их исполнения. Желательно скрытое наблюдение с регистрацией информации по памяти или стандартизированное наблюдение с использованием предварительно заготовленных формуляров.

Техника экспертной оценки и отбора информации.

Для того, чтобы не набирать слишком много информации и ограничиться лишь той, которая необходима для анализа, пользуются фиксированными списками областей информации (круга вопросов), которые надо выяснить. Эти списки предназначены сугубо для специалиста, ими нельзя пользоваться в качестве анкет для клиентов.

Области информации при индивидуальной работе:

  1. Кто является клиентом, его демографические характеристики и стадия жизненного цикла.
  2. Какие проблемы беспокоят клиента, социального работника (если он обслуживает клиента) и людей из социального окружения клиента.
  3. Кто, как и когда заметил данную проблему, и что этому предшествовало.
  4. Каковы основные внутриличностные, межличностные, групповые и местные (территориальные) противоречия, мешающие клиенту нормально функционировать и вызывающие необходимость его поддержки.
  5. Какие достижимые, реальные цели, признаваемые клиентом могли бы лечь в основу социальной работы с ним.
  6. Насколько адекватно клиент выполняет социальные роли в своих социальных системах.
  7. Насколько у клиента сильна мотивация для принятия помощи от специалиста или других людей. Есть ли признаки положительной мотивации, и какова природа сопротивления клиента.
  8. Какими возможностями содействия располагают люди из социального окружения клиента -  члены семьи и других социальных групп, куда входит клиент.
  9. Какова взаимосвязь характеристик клиента, его социальных условий и согласованных с клиентом целей и задач работы в ходе взаимодействия с ним.

Области информации при групповой работе:

  1. Какие сложности и возможности взаимодействий между членами группы.
  2. Существуют ли у членов группы собственные проблемы и как они связаны с проблемой группы.
  3. Эффективность взаимодействий в группе, включая степень её открытости для появления новых членов.
  4. Основные возможности для формальных и неформальных ролей и степень их эффективности.
  5. Кто в группе принимает решения, какие процедуры для этого использует, как это влияет на достижение целей всей группы и отдельных её членов.
  6. Конфликты в группе. Наличие конфликтной ситуации, скрытых и открытых конфликтов. Меры, которые предпринимались для их разрешения.
  7. Нормы и духовные ценности, специфичные для данной группы. Как обеспечивается соблюдение норм и правил.
  8. Социокультурные контакты группы в рамках более крупных социальных систем. Влияние этих контактов на группу и её членов.

Составление анамнеза (истории социального отклонения) - описание причин и хода развития данного социального отклонения. Анамнез – продукт аналитической деятельности специалиста, его мнение по поводу возникновения и развития проблемы.

Составление эпикриза (картины социального отклонения) - описание состояния объектов социальной работы, их социальных взаимодействий и социального поведения в настоящее время. При индивидуальной работе эпикриз дополняется психосоциальной характеристикой индивида.

Анализ социального фона - описание социальных систем, куда входит объект работы, а также макросоциальных и макроэкономических процессов на территории, которые могут иметь отношение к деятельности и состоянию объекта.

Аналитическая часть работы завершается постановкой социального диагноза, для чего используется анамнез, эпикриз и анализ социального фона.

Классификация социальных диагнозов:

  1. Дефициты (недостатки):

1.1 материальных средств;
1.2 личностный или личностно-социальный;
1.3 знаний или опыта.

  1. Деформации (искажения): 

2.1. Патологии личности. Распространённые патологии:

- перенос мотива на цель при затруднениях осуществления целей и задач, связанных с мотивированным поведением. Варианты этой патологии: «театр одного актёра», «театр для себя»;

- нарциссизм - эгоистическое поведение, связанное с нарушением формирования альтруистического комплекса;

- агрессия -  взрывное и агрессивное поведение, связанное с органическим поражением мозга.

 2.2. Психические заболевания (эпилепсия, шизофрения) и психические расстройства.

Для разделения диагнозов 2.1. и 2.2. требуется комиссия, в составе которой психолог и психиатр проводят оценку личности объекта на основе пяти параметров:

  1. Симптомы психических заболеваний;
  2. Нарушения развития личности;
  3. Наличие физических недостатков или нарушений;
  4. Величина психосоциальных стрессовых факторов, послуживших толчком к развитию заболевания;
  5. Предельный уровень адаптивного функционирования до проявления деформаций.

Среди деформаций социальных групп выделяют:

2.3. Деформации межличностных взаимодействий внутри группы;

2.4. Деформации взаимодействий группы с другими социальными системами.

  1. Расхождения: 

3.1. Между социальными претензиями объекта и реальной социальной ролью;
3.2. Между ожиданиями объекта и других людей или социальных групп;
3.3. Неопределённость или противоречивость социальных ролей.

Расхождения связаны с наличием конфликтной ситуации, скрытыми и открытыми конфликтами.

При работе с социальными группами применяются методы экспресс-диагностики, проводимой в форме игр, соревнований, экскурсий с использованием заранее заготовленных шаблонов или формуляров. Конкретные техники и шаблоны разрабатываются в зависимости от ситуации.

http://social-orthodox.info/pages/5_1_diagn_blok.htm

7. Определение категории клиента.

8. Определение объема и видов помощи клиенту, попавшему в ТЖС.

Отделение создано в целях:

  • оказания клиентам вне зависимости от их возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности;
  • обеспечения доступности социальных услуг гражданам, проживающим в отдаленных населенных пунктах области посредством создания комплексных выездных мобильных бригад, в состав которых входят психологи, юристы, специалисты по социальной работе, социальные работники, а также представители заинтересованных ведомств.

Задачи и функции отделения срочного социального обслуживания:

  • Выявление граждан, нуждающихся в социальной поддержке, в различных видах помощи, социальном обслуживании;
  • Учет граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальном обслуживании;
  • Определение конкретных видов и форм помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке;
  • Привлечение различных государственных, муниципальных органов и общественных объединений к решению вопросов оказания социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • Прием и оформление документов для получения материальной помощи гражданами, попавшими в трудную жизненную ситуацию;
  • Содействие в обеспечении временным жильем;
  • Проведение социально-бытового обследования граждан;
  • Помощь в оформлении (восстановлении) документов;
  • Формирование комплексных выездных мобильных бригад для оказания услуг гражданам, проживающим в отдаленных населенных пунктах (прием заказов на ремонт обуви, оказание услуг парикмахера, консультирование, психологическая помощь, социально-правовые услуги);
  • Деятельность по организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • Предоставление необходимой информации и консультации по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания.

Отделение осуществляет свою работу на принципах адресности, оперативности и комплексности предоставления помощи нуждающимся в социальной поддержке, а также конфиденциальности.

Кто может обратиться в Отделение за помощью?

В отделение срочного социального обслуживания (на мобильной основе) может обратиться любой человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Отделение срочного социального обслуживания — это социальная скорая помощь. Специалисты всегда готовы выполнить срочный заказ на доставку продуктов питания, лекарств для инвалидов и граждан пожилого возраста, которые по состоянию здоровья не могут сами добраться до магазина или аптеки.

Срочная социальная помощь предоставляется на основании личного обращения, а также Вашего законного представителя с предоставлением документа, удостоверяющего личность.

Порядок оказания услуг в отделении установлены:

  • Федеральным законом № 442-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • Постановление 126-п от 18.04.2006 г. «Об утверждении положения о порядке предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации»
  • Закон Оренбургской области 1754–531-V-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Оренбургской области»
  • Положением об отделении срочного социального обслуживания

Порядок предоставления материальной помощи

Гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, может быть оказана материальная помощь за счет средств местного бюджета и бюджета Воронежской области.

Право первоочередного получения материальной помощи предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в результате:

  • временного тяжелого материального положения (кража, пожар и др.);
  • отсутствия средств на питание в период тяжелой болезни, после выписки из лечебных учреждений.

Срочное социальное обслуживание осуществляется на основании заявления гражданина (его законного представителя), подаваемого в учреждение по месту жительства или месту пребывания.

В заявлении о предоставлении срочного социального обслуживания указываются:

  • фамилия, имя, отчество заявителя;
  • документ, подтверждающий принадлежность гражданина к льготной категории (удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, справка медико-социальной экспертизы об инвалидности);
  • адрес проживания;
  • обстоятельства, являющиеся основанием предоставления срочного социального обслуживания.

Перечень документов для оказания материальной помощи:

  1. Заявление.
  2. Согласие на обработку персональных данных.
  3. Справка о составе семьи, выданная не ранее чем за один месяц до даты обращения.
  4. Справки о доходах всех членов семьи за последние три месяца: заработная плата, пенсия, социальные выплаты и компенсации, ежемесячное пособие на ребенка, алименты и т. д.
  5. Для граждан трудоспособного возраста, не осуществляющих трудовую деятельность и не имеющих объективных причин для этого (уход за ребенком до трех лет, инвалидность 1 или 2 группы) — копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке, и документы, подтверждающие статус безработного.
  6. Копия документа, содержащего сведения о лицевом счете, открытом в кредитном учреждении для перечисления материальной помощи, заверенная в установленном порядке.
  7. Документы, подтверждающие трудную жизненную ситуацию:
  • документы, подтверждающие факт имущественных потерь вследствие пожара, стихийного бедствия, аварии из-за неисправности оборудования и (или) инженерных систем жилого помещения;
  • документы, подтверждающие денежные расходы, понесенные заявителем не более чем за последние 6 месяцев или предстоящие с обоснованием их необходимости;
  • справки, заключения и иные документы, выдаваемых организациями, входящими в систему здравоохранения в случаях, когда предстоящие (понесенные) расходы связаны с оказанием медицинских услуг либо лекарственных препаратов;
  • другие документы.

Учреждение вправе проверить сведения, содержащиеся в представленных гражданами документах, сделать официальные запросы в соответствующие организации.

Основанием для отказа в предоставлении социальных услуг являются:

  • отсутствие трудной жизненной ситуации;
  • внешние признаки алкогольного или наркотического опьянения;
  • ложные либо недостоверные сведения;
  • непредставление документов в предусмотренном законом порядке.

Содействие в оформлении в дом-интернат

Содействие в оформлении в учреждения стационарного социального обслуживания оказывается гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидам 1, 2 групп и детям-инвалидам, нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, при отсутствии у них медицинских противопоказаний к приему в стационарные учреждения социального обслуживания.

Отделением срочного социального обслуживания (на мобильной основе) осуществляется содействие в сборе, оформлении и предоставлении документации, необходимой для направления пожилых граждан и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания. По результатам обследования условий проживания лица, оформляемого на стационарное социальное обслуживание, составляется акт материально-бытового обследования семьи.

Для рассмотрения вопроса о направлении гражданина на стационарное социальное обслуживание заявление со всем пакетом необходимых документов направляется в министерство социального развития Оренбургской области.

Заявитель (законный представитель) предоставляет следующие документы:

  1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (законного представителя).
  2. Ходатайство.
  3. Личное письменное заявление гражданина.
  4. Документ, подтверждающий принадлежность гражданина к льготной категории.
  5. Договор на стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов (2 экз.).
  6. Заявление в пенсионный фонд о перечислении части пенсии в качестве оплаты за стационарное обслуживание.
  7. Копия справки бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
  8. Копия ИПР (индивидуальная программа реабилитации инвалида).
  9. Копия паспорта (справка по форме №9, выданная до получения паспорта).
  10. 2 фотографии любого формата.
  11. Копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.
  12. Социальный паспорт.
  13. Акт проверки материально-бытовых условий.
  14. Справка о размере пенсии.
  15. Медицинская карта с установленным объемом анализов, оформленная и заверенная лечебным учреждением.

Работа с гражданами без определенного места жительства:

Гражданам без определенного места жительства в отделении оказывается содействие в восстановлении документов удостоверяющих личность, а так же при личном обращении и желании гражданина оказывается содействие в оформлении в центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства «Феникс» г. Орск.

Выездная комплексная бригада

Выездная комплексная бригада создана для оказания социальных услуг гражданам, проживающих в отдаленных населенных пунктах, оказания им действенной помощи. В с. Хабарное, ст. Губерля, п. Новорудный, с. Пригорное, с. Новоникольск выезжают специалисты отделения совместно с работниками отдела социальной защиты населения, центра занятости населения, при необходимости психолог.

Комплексная бригада предоставляет комплекс услуг:

Социально-бытовые услуги:

  • услуги парикмахера (мужские и женские стрижки по льготной цене);
  • ремонт обувь по льготным ценам.

Социально-правовые услуги:

  • консультации по социальному обслуживанию;
  • консультации по оказанию реабилитационных услуг (инвалидам и другим льготным категориям граждан).

Выездной комплексной бригадой также оказываются услуги по организации досуга с целью расширения культурного и общего кругозора граждан, улучшения эмоционального состояния.

http://kcson-nt.msr.orb.ru/posts/17206?print=1

9. Контроль качества оказания услуг.

Порядок внутреннего контроля за соблюдением качества предоставляемых социальных услуг.

1.Ведение социальными работниками   дневников посещений и ежемесячных отчетов о предоставлении социальных услуг.

2.Составление заведующими отделениями социальной помощи на дому   ежемесячно   графиков   проведения   проверок качества предоставляемых услуг.

3.Посещение заведующими отделениями каждого из обслуживаемых не реже одного раза в месяц с целью контроля за качеством предоставления   социальных услуг и решения проблем, возникающих у подопечных, в пределах компетенции, в соответствии с Региональным стандартом «Качество услуг в области социальной защиты населения».

4.Проведение заведующими отделений социальной помощи на дому   перекрестных проверок   качества предоставляемых услуг.

5.Составление справок (актов) заведующими отделениями социальной помощи на дому и заведующими социальными учреждениями по результатам контроля и разработка мероприятий по устранению выявленных в ходе проверок недостатков.

6.Занесение результатов проверок в журнал учета проверок качества предоставляемых услуг, в журнал регистрации заявлений о качестве услуг.

Тема практического занятия: Технология организации деятельности специалиста по социальной работе по оказанию социальной помощи.